Разработка к уроку обществознания "Главные вопросы экономики" 8 класс ФГОС
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)
На уроке обучающиеся решают задачи, учатся давать определения понятиям, делают анализ различных источников. На уроке используется презентация со встроенным видеоматериалом из художественного фильма "Вокзал для двоих". Ссылка на презентацию https://cloud.mail.ru/public/Leh3/ZvELo644A
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glavnye_voprosy_ekonomiki.docx | 33.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обществознания в 8 классе по теме «Главные вопросы экономики»
Цель урока: дать основные понятия темы,
уметь анализировать, систематизировать
и обобщать материал различных источников
информации
Оборудование и средства обучения:
– мультимедийный комплект и презентация, подготовленная учителем,
- памятки для ответов по историческим источникам, словарь урока
I. Организационно-мотивационный блок.
II. Задачи проверки домашнего задания
III. Информационно-аналитический блок
- Понятие экономической системы,
- работа со схемой,
- характеристика и сравнение командной и рыночной систем,
- характеристика смешанной экономики.
IV. Закрепление
V. Рефлексия, итог урока
Vi. Домашнее задание.
Этапы урока | Презен- тация | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Организационно-мотивационный блок (3 мин) | Слайд 1 | В чем смысл высказывания Бернарда Шоу? «Экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим образом» Вы знаете, сколько платят ваши родители за газ и свет? Что говорят ваши родители о повышении тарифов на эти услуги? У ваших родителей есть выбор? Как вы думаете, почему это происходит? Сегодня мы попытаемся разобраться по каким причинам могут расти цены, независимо от производства, и что можно с этим сделать. | Ответ обучающихся Мне кажется, что смысл высказывания в том, как лучше распределить имеющиеся средства Ответ обучающихся Мы участвуем в семейных обсуждениях по этому поводу. Цены на услуги постоянно растут. Выбора нет, приходится платить ту цену, которая указана. Производители этих услуг сами устанавливают цены, поэтому они достаточно высоки. |
II. Задачи проверки домашнего задания (5 мин) | Сначала проверка д/з Решаем задачи по экономическому выбору и альтернативной стоимости. (задачи по д/з) | Решают задачи | |
III. Информационно-аналитический блок. Понятие экономической системы | Слайд 2 | Сегодня мы познакомимся с различными вариантами экономических систем и попытаемся выяснить их эффективность. Запись в словарь: Экономическая система — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в мире, государстве, стране или обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. | |
III. Информационно-аналитический блок. Работа со схемой Физминутка с задачами: | Слайд 3
Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 13 Слайд 14 | Итак, варианты экономических систем: традиционная, административно – командная, рыночная и смешанная. Попытаемся выяснить их эффективность. Традиционная, или патриархальная экономика — такая экономическая система, в которой традиции и обычаи определяют практику использования ограниченных ресурсов. Она является самой древней. При традиционной экономике земля и капитал находятся в общем владении, а основные экономические проблемы общества — что, как и для кого производить — решаются, главным образом, на основе традиционных родоплеменных или полуфеодальных иерархических связей между людьми. Административно-командная (или командно-административная) система (АКС) — экономико-управленческий термин, обозначающий способ организации общественных отношений, для которого характерны: жесткий централизм хозяйственной жизни на базе государственной собственности; использование социалистических методов управления; ... Рыночная экономика — экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов. Какую систему экономики вы видите на слайде? На сколько она эффективна? Поясните. Запись в словарь – традиционная система - это такая экономическая система, в которой используются устоявшиеся методы производства продуктов, земля и капитал находятся в общем владении. Какую систему экономики вы видите сейчас? Запись в словарь – Административно – командная система - при которой используется жесткий централизм хозяйственной жизни на базе государственной собственности. Какая система экономики представлена сейчас? Запись в словарь – Рыночная система экономики – такая система, при которой производитель решает основные вопросы экономики на основе спроса. Давайте сравним системы экономики: административно – командную и рыночную по показателям в таблице: производство, распределение, обмен, потребление. Скрытый, если обучающиеся не смогут описать сами Какая система более эффективна? Почему? Послушайте примеры и определите для какого типа ЭС они характерны. В правую руку возьмите желтый жетон – он будет обозначать рыночную систему, в левую – синий, он обозначает командную систему. Мария работает заведующей складом продуктов. Она недостаточно часто смотрит и сортирует их, какая разница, все равно выкидывать испорченные. (синий) Александр решил купить помещение для продуктового магазина, но через месяц рядом открыли другой магазин, где продукты были гораздо дешевле (желтый) Во всех магазинах города цены на пальто, которое купил Михаил одинаковые (синий) Горгаз может установить цены, которые ему заблагорассудится, так как у этого поставщика нет конкурентов (желтый) Маршрутное такси в городе стало дороже, но через неделю при проверке администрацией города цены вернули назад (соединить жетоны) Посмотрите отрывки из фильма «Вокзал для двоих» и определите о какой системе экономики идет речь? Попробуем выяснить отрицательные черты рыночной и командной систем экономики Что можно сделать, чтобы отрицательные черты рыночной экономики не мешали рынку? Распечатанную таблицу обучающиеся вкладывают в тетрадь (приклеить или прикрепить дома) Прочтите документ на стр 158-159 учебника. О какой экономической системе говорится в документе? Какова главная мысль автора, какие аргументы приводит экономист? | Ответ обучающихся; При традиционной системе производятся в основном продукты питания без использования каких – либо машин. Она не эффективна, так как все создается ручным способом, количество продуктов крайне ограниченно. Административно – командную. При такой системе государство дает указания, кому, что и как производить, куда отправлять. Такая система мало эффективна, так как государство решает все вопросы, а человек покупает только то, что ему предлагают. Рыночная – в ней производитель решает когда, что и как производить. Более эффективная система, потому, что производится то, что покупается. Покупатели могут приобрести любой товар по той цене, которая их устраивает. При командной - продукт создается на предприятии по приказу государства. Денежные средства на новое производство продукта распределяются государством. Государство указывает куда и в каком количестве отправить продукт Потребитель покупает продукт по цене, установленной государством При рыночной - Предприниматель решает сам где и как продавать продукт Потребитель покупает продукт по цене, которая его устраивает. Более эффективной является рыночная система, так как производится то, что нужно покупателю Это командная система, так как говорится, что продукты никому не принадлежат, поэтому их не умеют хранить. Во втором эпизоде – рыночная система, так как предприниматель сам решает, за какую цену продавать товар. При командной системе государство решает, кому, сколько и что выпускать, кому, сколько и чего потреблять. Все принадлежит государству и никому лично. При рыночной системе производитель решает основные вопросы, и если покупатель не будет покупать товар, то производитель будет банкротом. При командной системе государство устанавливает цены на продукты. При рыночной системе некоторые формы производства могут быть монополистами, у них нет конкурентов. В этом случае цены на продукцию этих форм производства будут максимально высокими. Можно контролировать рыночную экономику при помощи государства, устанавливать потолок цен, контролировать монополистов на рынке Смешанная система экономики эффективна, регулируемое государством рыночное хозяйство способно обеспечить экономическое развитие с высоким показателем социальной защищенности граждан. |
IV Закрепление. | На парты по группам раздаются задачи, решив которые обучающиеся на магниты прикрепляют к доске в нужную колонку таблицы. Колонки таблицы: традиционная система экономики, административно-командная система, рыночная система, смешанная система. | ||
V. Рефлексия. | Какой тип экономической системы в нашей стране? Докажите. Заполните карточки по уроку. Как оценил себя…, (опрос нескольких обучающихся, кто особенно активно работал на уроке) | Ответ обучающихся Я думаю смешанный, так как у нас много предпринимателей, которые сами решают, что как и когда производить. Государство контролирует некоторые жизненно-важные ресурсы, не дает устанавливать высокие цены. | |
VI Домашнее задание | Слайд 15 | 1 уровень стр 160 задание 2 , 2 уровень уровень стр 160 задание 3, 3 уровень стр 159 задание 1,2 Посмотрите, прочитайте вопросы, что непонятно? | Ответ обучающихся |
Словарь урока
Экономическая система – совокупность взаимозависимых экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества, единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.
Административно-командная (или командно-административная) система (АКС) — экономико-управленческий термин, обозначающий способ организации общественных отношений, для которого характерны: жесткий централизм хозяйственной жизни на базе государственной собственности; использование социалистических методов управления; ...
Традиционная, или патриархальная экономика — такая экономическая система, в которой традиции и обычаи определяют практику использования ограниченных ресурсов. Она является самой древней. При традиционной экономике земля и капитал находятся в общем владении, а основные экономические проблемы общества — что, как и для кого производить — решаются, главным образом, на основе традиционных родоплеменных или полуфеодальных иерархических связей между людьми.
Рыночная экономика — экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов.
Задачи по д/з:
1 уровень сложности.
Задача 1. Определите выбор и альтернативную стоимость (цена потери). Вам нужна теплица на садовый участок.
- Вы решили полностью заказать теплицу с установкой. Стоимость теплицы вместе со сборкой 30000 рублей.
- Можно поставить ее самостоятельно. В этом случае стоимость каркаса 15000 рублей и стоимость 4 листов поликарбоната 8000 рублей. Прочие затраты, не считая времени обойдутся вам в 2000 рублей с учетом инструмента.
- Можно заплатить нанятым рабочим с их инструментом, которым нужно заплатить за сборку теплицы 3000 рублей.
Задача 2. Определите выбор и альтернативную стоимость (цена потери).
- Вы решили выучиться на модельера. Стоимость обучения 15000 рублей, сроки 10 месяцев. (учтите длительность обучения)
- Можно было одновременно устроиться на работу на швейную фабрику при условии неполной рабочей неделей с оплатой в месяц 15000 рублей.
- Можно было пойти работать на швейную фабрику с полным рабочим графиком с оплатой в 25000 рублей и поступить на обучение бесплатно через 3 года работы на фабрике.
2 уровень сложности.
Задача 3. Определите выбор и альтернативную стоимость. Вы работаете в магазине.
- Ваш доход за полгода составляет 100000 рублей.
- Вам предлагают пойти выучиться на товароведа (2 года обучения без отрыва от производства с оплатой за полгода обучения 30000 рублей)
3 уровень сложности.
Задача 4. Определите альтернативную стоимость. Вы хотите выучиться на парикмахера.
- Вы решили поступить на бесплатное обучение (5 месяцев)
- Можно начать сразу работать в парикмахерской с возможностью дальнейшего обучения в течении полугода с вычетом 30% из заработной платы в 15000 рублей.
Задача 5. Определите альтернативную стоимость.
- Вы хотите приобрести плеер и куртку, но средств хватает только на что-то одно, т.к. у Вас 10000 рублей.
- Можно купить плеер б/у по цене 2000 и менее модную куртку 5000 рублей.
Ответы к задачам по д/з
- При выборе 2 ответ 5000, при выборе 3 ответ 4000
- При выборе 2 ответ 0, при выборе 3 ответ 250000
- 280000 рублей
- 25000 рублей
- 3000 рублей
Задачи для закрепления:
- У Оли, Светы и Марины одинаковые платья, хоть девушки не знакомы друг другу.
(Командная, т. к. выпускается одна модель, которую скомандовало выпускать государство)
- Завтра Эмиль уходит с овцами в горы.
(Традиционная , т. к. скотоводство – одно из древнейших занятий человека)
- Светлана открыла собственный магазин.
(Рыночная, т. к. Светлана – частный предприниматель)
- В городе один целлюлозный комбинат, но хозяин не может поставить цену, выше 100 рублей за пачку писчей бумаги
(Смешанная, т. к. хозяин не может установить свою цену, которая контролируется государственными органами)
- Станислав купил цех по производству евроокон.
(Рыночная. Станислав – частный предприниматель)
- Римма написала объявление в газету «Защищаю дом от нечистой силы»
(Рыночная. Римма – частный предприниматель)
- Администрация проверила обоснованность поднятия цен на природный газ.
(Смешанная, т. к. администрация контролирует рост цен)
- Монополист «МРСК Урала» заменил обанкротившуюся компанию «Челябэнергосбыт», но цены остались прежними
(Смешанная, т. к. монополист не поднял цену)
- В 1954 году Тракторный завод сорвал планы поставки тракторов на Целину.
(Командная, т.к. планы поставки устанавливало государство)
- Каждое утро из печки доносился запах свежевыпеченного хлеба. Мама еще с вечера ставила тесто.
(Традиционная, т.к. мама каждый день пекла хлеб)
Карточки по уроку
От 0 до 5 баллов по каждому этапу
Домашнее задание | Понял | Отвечал |
Экономические системы | ||
Задачи с примерами | ||
Работа с текстом | ||
Работа со словарем | ||
Итого |
Оценка от 10 до 24 баллов «3»
От 25 до 34 баллов «4»
От 35 до 40 «5»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка «Открытого» урока географии в 6 классе (по программе, не реализующей ФГОС) Тема: «Закрепление изученного материала по теме «Путешественники 13-16 в.в.., продолжение изучения путешествий в период 17-18 в.в. »
Аннотация: урок – путешествие. Заранее класс делится на 5 групп, выбирается капитан. В игровой форме учащиеся закрепляют знания по теме в ходе работы с документальным текстом, изображениям...
Методическая разработка урока географии в 5 классе (ФГОС). Тема "Атмосферное давление. Ветер".
Тема урока: «Атмосферное давление. Ветер»Предмет: географияКласс: 5 (ФГОС)Автор урока: Резникова Е.В., учитель географии 1 квалификационной категории.Образовательное учреждение: МБОУ &laqu...
Разработка урока "Вышивка крестом" 7 класс ФГОС. Технология девочки.
Разработка урока "Вышивка крестом" 7 класс ФГОС. Технология девочки. Конспект с презентацией....
Разработка урока "Французский узелок" 7 класс ФГОС. Технология девочки. Конспект с презентацией.
Разработка урока "Французский узелок" 7 класс ФГОС. Технология девочки. Конспект с презентацией....
Разработка урока математики в 5 классе (ФГОС)
Разработка урока математики в 5 классе по теме "Площадь прямоугольника" на основе ФГОС....
Разработка Плана - Конспекта урока по физкультуре 3 класс(ФГОС)
Разработка Плана - Конспекта урока по физкультуре 3 класс(ФГОС)...
Разработка проекта урока в соответствии с требованиями ФГОС и УМК; разработка технологической карты урока.
Технологическая карта урока рассматривается как проект учебного процесса, где дается полное описание этого процесса: от цели до результата. Автор приводит примеры различных технологических карт,взятых...