Разработка открытого урока по обществознании
план-конспект урока по обществознанию (5 класс)
1.ФИО (полностью) | Гребень Дарья Вадимовна |
2.Место работы | МБУ «СОШ №2» г. Альметьевск |
3.Должность | Учитель истории и обществознания |
4.Предмет | обществознание |
5.Класс | 5 В |
6.Тема и номер урока в теме | «Отношения между поколениями» третий урок в разделе «Семья». |
7.Базовый учебник | Учебник «Обществознание» Л.Н. Боголюбов М.: Просвещение, 2015. |
8.Цель урока: | Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний, сформировать потребность в знаниях о роли отношений между поколениями. |
9. Задачи: | Формируемые УУД: Предметные: сформировать потребность в знаниях о роли отношений между поколениями, способах разрешения семейных конфликтов; научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; Метапредметные: развивать умения применять знания в новой учебной ситуации; отрабатывать навыки самостоятельной работы; совершенствовать навыки исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление и др.; формировать навыки рефлексии разными формами представления результатов своей деятельности. Личностные: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности; воспитание уважительного и бережного отношения друг к другу и к близким. |
10. Планируемые результаты |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_obshchestvu_5_klass_otkrytiya_i_izobreteniya_drevnih_ohotnikov.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Открытия и изобретения древних людей.
Цели:
- Подвести учащихся к пониманию причин изменения орудий труда и жизни первобытных людей.
- Продолжить формирование умений самостоятельно составлять рассказ; формулировать несложные выводы, сравнивать и описывать орудия труда, черты первобытного человека.
Ход урока:
I. Актуализация опорных знаний.
1. Устный ответ:
Как жили древние люди?
- Когда появились на земле первые люди?
- Где жили первые люди?
- Как выглядели первые люди? (сравни с обликом современного человека)
- Чем отличались древние люди от животных?
- Какие занятия существовали у первобытных людей?
Сделай вывод.
2. Устный ответ.
Овладение огнем.
- Как люди научились добывать огонь?
- Как они его сохраняли?
- Почему потеря огня считалась несчастьем?
3. Проверка терминов.
Орудия труда, рубило, палка-копалка, собирательство.
II. Изучение новой темы.
1. Человек осваивает планету.
Большинство ученых считает, что древнейшие люди появились в Африке. Именно там археологи нашли самые древние останки человека и его первые каменные орудия. За многие сотни тысяч лет люди расселились на больших пространствах. Останки и орудия древнейших людей археологи находят в Европе и Азии. Но в других частях света таких находок не обнаружено. Америку и Австралию смог освоить только «человек разумный».
Но что заставило людей осваивать новые земли? Может быть, им было тесно в Африке?
Похоже, что дело не в этом. На огромных пространствах земного шара людей было очень мало, и численность их почти не увеличивалась долгие сотни тысяч лет. Временами она даже уменьшалась. Ведь жизнь людей была очень тяжёлой и полной опасностей. Большинство не доживало даже до 20 лет. Люди умирали от болезней и голода или погибали на охоте.
Тогда, может, всё дело в любознательности человека и в его любви к путешествиям? Конечно, и в те далёкие времена были свои первопроходцы, самые смелые и любознательные, прокладывавшие дорогу остальным.
Но по просторам планеты двигались не одиночки, а целые группы людей, включая женщин, стариков, детей. Их интересовало, где найти пищу, чтобы не умереть с голоду.
Когда 40 тысяч лет назад люди стали такими же, как в наше время, охота и собирательство по-прежнему оставались основными способами добывания пищи. Оба они были ненадёжными. Собирательство зависело от природных условий. Охота не всегда была удачной. А когда добыча ускользала из рук, наступал голод. Чтобы выжить, древним собирателям и охотникам приходилось постоянно искать более богатые пищей территории.
Человек осваивал планету, потому что добывал себе пищу только охотой и собирательством, а эти занятия требовали постоянного поиска и передвижения.
2. Значение охоты в жизни людей. Охота стала для древних людей более важным занятием, чем собирательство. Она давала людям питательную, мясную, пищу. Успех на охоте во многом зависел от самих людей, ведь охотники могли совершенствовать приёмы охоты и своё оружие. Первобытные люди охотились на крупных животных. Один крупный зверь обеспечивал пищей сразу всех, а мелких зверьков требовалось бы поймать очень много. Для охоты на них нужны капканы, которые люди ещё не умели делать. Победить большого зверя удавалось только общими усилиями охотников, поэтому первобытные люди охотились не в одиночку, а коллективно.
Люди гнали зверя или целое стадо животных к обрыву или к ловушке, а потом добивали камнями и копьями. Помогал и огонь — можно было поджечь траву и, напугав животных, погнать их в нужную сторону. Охота сплачивала и организовывала людей. Каждый знал своё место на охоте. Молодые охотники учились у старших. Охота побуждала людей изобретать новые орудия труда. Охота стала самым важным занятием древнейших людей.
З. Орудия каменного века. За сотни тысяч лет люди научились мастерски обрабатывать камень. Для всякой работы делался свой инструмент. Скрёблами снимали звериные шкуры и соскабливали с них жир. Каменными ножами разрезали шкуры.
Каменный наконечник привязывали кожаными ремешками к древку. Такое копьё намного лучше деревянного. Так появились составные орудия труда.
Из костей и рогов вырезались шилья и иглы. Кость соединили с деревом, и получился гарпун — копьё с зазубренным костяным наконечником. Им ловили рыбу. Но самым важным материалом оставался камень. Каменных орудий было больше. К тому же деревянные и костяные орудия делали при помощи каменных.
Время, когда люди пользовались ими, ученые называют каменным веком.
Вооружённый каменными орудиями, овладевший огнем человек был готов к суровым испытаниям.
Скребла
Каменные ножи
Каменный наконечник
Шилья
Иглы
Гарпун
4. Великое оледенение. Около 100 тысяч лет назад на планете наступило очередное похолодание С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник - огромный слой льда толщиной до 2 км. Привыкшие к тёплому климату Животные погибли или ушли далеко на юг. Вместо них появились другие, не боявшиеся холода — северный олень, бизон, шерстистый носорог, пещерный медведь. А самым крупным и сильным животным был мамонт — громадный слон с рыжевато-бурой шерстью и длинными изогнутыми бивнями. Как же повлияло великое оледенение на жизнь и развитие человека? Человек не погиб. Он умел трудиться, у него был огонь. Он научился охотиться на очень крупных животных. Каждый мамонт оказывался настоящей «кладовой» мяса, костей и шкур, ведь его вес достигал б т.
Но охота на мамонта была трудным и опасным занятием. Одолеть таких больших зверей можно было только сообща, устраивая им ловушки. Мамонты были неповоротливы и проваливались в замаскированные ямы. На холоде мясо хорошо сохранялось, поэтому люди смогли запасать его его.
()оледенение вынудило человека позаботиться о постройке жилищ. Для сооружения землянок и хижин в ход шли кости и бивни мамонтов. Сверху жилище покрывали звериными шкурами. Людям пришлось также придумать теплую одежду. Ее сшивали костяными иглами из мохнатых шкур.
северный олень
бизон
шерстистый носорог
пещерный медведь
мамонт
5. Лук и стрелы. Примерно 13 тысяч лет назад вновь наступило потепление. Ледник таял и, отступая к северу, оставлял за собой новые озёра и реки. Природный и животный мир стал похожим на наш. Охотиться теперь стали на быстро бегающих животных небольшими группами или в одиночку. Для такой охоты требовалось иное оружие.
Люди заметили, что согнутые гибкие ветви распрямляются с большой силой. Так были изобретены лук и стрелы, поражавшие зверя на расстоянии сотни шагов. Наконечник стрел делали из камня. Небольшие каменные пластины с острыми краями вставляли в рукоятки кости или дерева. Нож из одного куска камня мог сломаться. Нож из каменной пластины на костяном держателе легко было отремонтировать, стоило только заменить сломанную пластину.
Прикрепив заострённый камень к деревянной рукоятке, люди сделали топор. Через несколько тысяч лет они научились сверлить камень полой костью, подсыпая на камень песок. Потом обух крепко насаживали на рукоятку.
Осваивая освобождаемую ледником территорию, люди изобрели плот, а затем из толстых стволов деревьев стали выдалбливать лодки.
Таким образом, изменения климата на планете — великое оледенение, а затем таяние ледника - заставляли человека всякий раз приспосабливаться к новым условиям, способствовали его развитию.
Лук и стрелы топор плот лодка
III. Закрепление изученного.
1. Многие животные не смогли приспособиться к условиям оледенения и вымерли (например, саблезубый тигр). Что помогло человеку выжить?
2. В чём состояли трудности охоты на мамонтов?
3. Почему лук и стрелы человек придумал после таяния ледника? Как изменилась жизнь людей с изобретением лука и стрел?
4. Почему раннюю историю человечества называв каменным веком?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока по обществознанию в 7 классе по теме "Человек и экономика"
Это урок развивающего контроля по теме "Человек и экономика". Деятельностная цель урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по разделу "Человек и экономика"На уроке используется систем...
Методическая разработка открытого урока по обществознанию в 7 классе "Зачем люди общаются"
Технологическая карта урока по обществознанию "Зачем люди общаются"...
Методическая разработка "Открытый урок по обществознанию с использованием технологии кейс-стади на тему "Права и свободы человека и гражданина"
Методическая разработка предназначена для проведения открытого урока со студентами первого курса специальностей СПО, профессий НПО, учеников 10-11 классов. Разработка содержит рекомендации по пр...
Разработка открытого урока по обществознанию "Формы культуры" в 10 классе
В данной разработке раскрываются формы культуры. Работа в группах и индивидуальная. Сопровождается медиапрезентацией....
разработка открытого урока по обществознанию в 6 классе по ФГОС по теме " Потребности человека"
в данной разработке имеет содержание урока , игровые моменты...
Разработка открытого урока по обществознанию "Формы культуры" в 10 классе
В данной разработке раскрываются формы культуры. Работа в группах и индивидуальная. Сопровождается медиапрезентацией....
Методическая разработка открытого урока по обществознанию. Тема урока: “Социальная сфера в ее многообразии”.
Методическая разработка открытого урока по обществознанию. Тема урока: “Социальная сфера в ее многообразии”. Урок обобщения и повторения раздела "Социальная сфера". Класс - 10....