Налоги и налоговая система в РФ
методическая разработка по обществознанию (8 класс)

Типикина Олеся Васильевна

Создать условия для формирования представлений о налогах, способствовать формированию положительной позиции к законодательству РФ в области налогообложения

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon nalogi_v_rf.pdf1.38 МБ
Файл tehnologicheskaya_karta_o.tipikina_nalogi.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема занятия:  «Налоги и налоговая система в РФ»

Место занятия в системе образования:  8  класс,  урок по финансовой грамотности

Адресат: обучающиеся 8 класса

Учитель: Типикина Оленся Васильевна, ГБОУ школа 411 «Гармония» Петродворцового района

Актуальность: необходимость приобретения обучающимися знаний и умений в области экономики и финансов, которые они будут использовать в своей повседневной жизни, выступая в качестве налогоплательщиков, покупателей, продавцов, вне зависимости от дальнейшей профессиональной деятельности.

Условия реализации: тема урока включена в   дисциплину обществознание, реализуется также в рамках внеклассных мероприятий.

Цель: Создать условия для формирования представлений о налогах, способствовать формированию положительной позиции к законодательству РФ в области налогообложения.

Задачи:

  • образовательные: знакомство учащихся с сущностью, видами и структурой налогов, их функциями в современном обществе;
  • развивающие: формирование у учащихся основ налоговой культуры, развитие у них аналитического и логического мышления;
  • воспитательная: формирование адекватного отношения школьников к налогам, воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.

Планируемые результаты:

  • предметные: умение дать определение понятию «налог», составлять словарик
  • личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
  • метапредметные: самостоятельное  формулирование  и выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в сотрудничестве; умение сравнивать; доказывать; анализировать; умение контролировать и оценивать учебные действия.

Основные понятия: налог, объект налогообложения,     прямые и косвенные налоги, государственный бюджет, налоговая система в РФ.

Оборудование урока: ПК, проектор, раздаточный материал.

Технологическая карта урока

№ этапа

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.

Организационный момент.

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Сейчас нам предстоит выяснить тему  сегодняшнего урока. Для этого давайте обратимся к высказыванию американского правоведа О. У. Холмса. О чем говорит автор? Давайте дополним это высказывание. (Слайд 6)

Тема нашего урока «Налоги и налоговая система в РФ»

Учащиеся делятся на 3 группы.

Ответы обучающихся

 

2.

Этап усвоения новых знаний

Работа с учебником и доп. материалом(сообщение учащегося).работа в группах

Вы все уже много раз слышали о налогах, у каждого, наверное, есть представление об этом понятии. Попробуйте сами дать определение понятию. Что такое налог?

Предлагаю прослушать сообщение по теме: История налогов (Слайд 7)

Записываем понятие Налоги (слайд 7)

Возникновение налогов относят к периоду становления первых государств, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат - чиновники, армия, суды. Причины: необходимостью содержания государства было обусловлено возникновение налогообложения. Сегодня положение то же, что и в прошлом. Изменились, умножились и переплелись только статьи доходов и расходов государства, но мы по-прежнему направляем часть заработанных средств на развитие тех отраслей, которые не приносят дохода, но обеспечивают нашу жизнь, безопасность и прогресс, поддержку социальных программ, культуры , спорта и т.п.

(Слайд 8)

В настоящее время налоги в нашей стране взимаются

  • с доходов (прибыли, заработной платы, доходов от ценных бумаг);
  • с имущества, передачи имущества;
  • с юридически значимых действий;
  • с ввоза и вывоза товаров за границу.

Плательщики налогов:

- граждане (физические лица)

- организации (юридические лица)

Объектом налогообложения может быть такое имущество, как автомобиль. Но ведь автомобили бывают разные. Ведь несправедливо, если они будут платить одинаковые налоги. Как выйти из этой ситуации?

Запись понятия Государственный бюджет (Роспись доходов и расходов государства на определенный период).

Работа по учебнику. Выделение функций налогов.

Налоги выполняют несколько функций, среди которых выделяют фискальную, регулирующую, контрольную, социальную, поощрительную и др.

(Слайд 9)

Ответы учащихся.

Выступление учащегося. История налогов

Налоги собирались еще в древнем Египте, где роль налоговиков играли писцы. В античном мире тоже собирали налоги. В древнем Риме из-за непосильного налогового бремени широко распространилась коррупция, когда население договаривалось со сборщиками, чтобы те «не замечали» неуплат. В средние века налоги собирались в основном в пользу церкви (церковная десятина). Все прочие поступления в казну шли за счет поборов
с населения, зависимого от феодалов, без какой-либо системы.

В период распада феодализма налоги стали приводиться в систему. Агент английского короля в Голландии, сообщал, что в Голландии налогами обложено "все, кроме воздуха и воды".
В действительности голландцы платили и за воздух (владельцы ветряных мельниц были обложены налогом на право использования ветра), и за воду - реки и каналы были перегорожены многочисленными шлюзами, миновать которые можно было, только уплатив сборщикам налогов.

За неуплату неплательщиков подвергали телесным наказаниям. Впервые были отмечены и случаи коррупции среди сборщиков.

Запись понятия.

Работа  по схеме.

Запись понятия в тетрадь.

Работа в группе. Первая группа составляет кластер: Функции налогов.

Вторая группа характеризует фискальную и социальную функцию налогов

Третья группа – Регулирующую и конрольную

Ответы учащихся.

3.

Работа в группах.

Каждая страна имеет свою налоговую систему, приспособленную к ее особенностям, к традициям  обычаям, к той стадии экономического развития, на которой находится страна.

Сущность налоговой системы РФ, виды налогов, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов изложены в Налоговом кодексе РФ. Контроль над соблюдением законодательства о налогах осуществляет Федеральная налоговая служба при Министерстве  финансов РФ.. (слайд 10)

 

Все налоги, действующие в нашей стране можно классифицировать по разным признакам (слайд 11).

можно разделить на две большие группы – прямые и косвенные. Чем же отличаются налоги прямые от косвенных?

Например, получая зарплату или прибыль, человек платит соответственно налог на доходы физических лиц  или налог на прибыль.

Прямые налоги обычно платят все граждане.

Например, покупая книгу, мы уплачиваем 18% от её стоимости продавцу товара, но он обязан вернуть эту сумму в казну в качестве налога.

Косвенные налоги платят не все, а лишь потребители конкретного товара или услуги.

Выделяют налоги по статусу органа, взимающего налоги. (Слайд 11).

Используя статьи   НКРФ, мы должны выделить  особенности каждой группы налогов. Уметь характеризовать.

 

 

Составляем кластер в тетради

 

Работа в группах. Каждой группе раздаются статьи НКРФ

Федеральные налоги – 1 группа

Региональные налоги – 2 группа

Местные налоги – 3 группа

Ответы учащихся

4.

Подведение итогов.

Домашнее задание

Куда же поступают уплаченные нами налоги? (слайд 12)

 Чем больше государство соберёт налогов, тем больше сможет потратить на образование, медицину, армию и т.д.

 

Познакомиться с сайтом: Федеральная налоговая служба СПб, выполнить задания:

1.Составьте алгоритм работы с личным кабинетом.

Каково его назначение?

2.Определите объекты и субъекты налогообложения

3.Составьте глоссарий по теме

Ответы учащихся

5.

Рефлексия.

В современном мире, граждане ни в одной стране не требуют полной отмены налогов, они осознают, что налоги платить нужно.

Давайте  с помощью разноцветных листочков выразим своё отношение к налогам:

Красный: налоги нужно  платить всегда, так как  это соблюдение законов государства.

Синий:  нужно платить  только справедливые налоги.

Жёлтый:  налоги вообще не нужно платить.

Платить налоги надо. Это нормальная практика цивилизованного общества. Государство без налогов может существовать, но тогда платной для граждан будет абсолютно любая услуга, любая справка, любой вызов полиции, любое благоустройство двора, каждый урок в школе.

Ответы учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Налоговая система РФ

Презентация к уроку экономики...

Налоги и налоговые системы

Данный материал можно использовать на уроке по обществознанию или по экономике в старших классах по теме "Налоги"...

Налоговая система в РФ.

Урок обществознания в 11 классе (общеобразовательном, непрофильном). Направлен на усвоение материала и подготовку к ЕГЭ....

Налоговая система в РФ

Налоговая система в РФ...

Налоги и налоговая система РФ

Данная презентация знакомит учащихся  с налоговой системой РФ...

Презентация к уроку "Финансы и налоговая система"

Презентация к уроку "Финансы и налоговая система" обществознание 8 класс....

Рабочая программа специального курса "Финансы, налоги, налоговая система", 10 класс

Рабочая программа специального курса "Финансы, налоги, налоговая система", 10 класс, 68 часов...