Эссе "Культурный человек"
материал по обществознанию (9 класс)

Самольянова Ольга Владимировна

Материал можно использовать на уроках истории и обществознания.                                                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_1.docx13.96 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе на тему:

«Какие качества характеризуют культурного человека?»

      Прежде чем рассмотреть вопрос о качествах культурного человека, дадим определение понятию «культура». Само слово «культура» происходит от латинского culture, что значит «культивирование, возделывание, развитие». На мой взгляд, данное понятие более широко представлено в толковом словаре Ожегова: «Культура-это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей; разведение, выращивание какого-нибудь растения или животного; высокий уровень, высокое развитие, умение». Отсюда можно предположить, что культурный человек-это человек, находящийся на высоком уровне культуры и соответствующий ему.

     Рассмотрев мнения ученых, изучив более 30 определений, мы пришли к выводу, что «культурный человек»-понятие широкое. Такой человек владеет коммуникативной, образовательной, познавательной культурой, уважает традиции, открыт миру. В современном обществе культурное пространство человека формируют в основном СМИ. Телевидение и Интернет вытесняют из культурных потребностей современного человека посещение театров, музеев, библиотек. И это очень печально! С постоянными делами и заботами люди забывают о важности нравственных качеств, о культуре поведения и не пытаются воспитать в себе культурного человека. Какие же это качества?

     По нашему мнению, это прежде всего человек просвещенный, интеллигентный, воспитанный. Культурный человек несет в себе знания о культуре своего народа, своей истории. В связи с этим, представляется возможным согласиться с точкой зрения Ивана Ильина в том, «что будущее культуры в умении быть благодарным за прошлое…». Процесс приобщения человека к культуре должен происходить с детства. Ребенок приобщается к традициям семьи, впитывает положительный опыт окружающей среды, познает мир. По моему мнению, родители с раннего возраста должны формировать у детей навыки культурного поведения, умение уважать себя и окружающих. Тогда ребенок вырастет тактичным, вежливым, ответственным, интеллигентным. Здесь нельзя не согласиться с мнением Д.С. Лихачева о том, что «…интеллигентность выражается в способности понимания другого и уважении его Я». Мы живем в такое время, когда интеллигентных людей становится все меньше и меньше. Пожилым людям не уступают место в транспорте, в общественных местах слышна ненормативная лексика (причем используют ее все чаще в общении между собой школьники). Поэтому здесь прежде всего необходимо говорить о воспитании культуры поведения. Культурному человеку не свойственна корявая речь, грубые слова. Он будет стремиться к познанию. Это человек с открытым сердцем, способный к переживанию и милосердию. Считаю необходимым отметить, что культурный человек должен быть и образованным человеком. Знания питают культуру человека, но это лишь часть ее. Можно иметь 1-2 высших образования, а в отношениях с людьми проявлять хамство, бескультурье. Культурный человек должен постоянно стремиться к совершенству, заниматься самообразованием, посещать выставки, музеи, театры. Нужно работать над собой! Нам необходимо понять, что культура-это радость и искусство общения, требующие доброжелательного отношения к людям, доверия к ним. Культура-основа любого общества, а человек-творец культуры.

   Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что общество нуждается в культурном человеке. Качества культурного человека тяжело перечислить. Их очень много, и каждый подразумевает здесь что-то свое. Мы попытались представить основные качества культурного человека, которые вполне можно выработать и воспитать в себе самостоятельно. Давайте стремиться к совершенству и быть культурными!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА»

Цель  урока:1. Познакомить учащихся с процессом работы художника над изображением человека2. Развивать навыки овладения техникой рисования3. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности4. Учить в...

Интегрированный урок естествознание и обществознание в 11 классе по теме Вирусы и их воздействие на человека. Ответственность человека.""

Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведь современный человек живет в многомерном пространстве культуры, и его быти...

ТЕСТ по экологии человека "Расы человека" для 8 класса

ТЕСТ  по экологии человека "Расы человека" в картинках с ответами,   для 8 класса.Можно использовать как для закрепления материала, так и для опроса....

Проверочная работа для 8 класса по темам: " Место человека в системе орг.мира. Эволюция человека. Клетка, ткани, системы органов человека".

Тест побиологии 8класс по темам: "Место человека в системе органического мира. Эволюция человека. Расы человека. Тстория развития знаний о строении организма человека. Клеточное строение организма. Тк...

Семинар по творчеству М. Горького «Всё в Человеке – все для Человека!» (по рассказу «Человек» и очерку «Рождение человека» из сборника «По Руси»)

Тема данного урока выбрана с учетом программы по литературе и биологии в 11-х классах. В ходе изучения пьесы М. Горького «На дне» обязательным является обсуждение темы «Споры о Человеке». Продолжить р...

Сочинение "Согласны ли вы с утверждением "Человек человеку-волк"? (к литературному направлению "Человек и общество" 2017г.)

Данное сочинение написано в рамках литературного направления "Человек и общество" 2017г....