Ассоциативный метод обучения
учебно-методический материал по обществознанию

Неустроева Оксана Ивановна

статья 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3.docx15.57 КБ

Предварительный просмотр:

Ассоциативный метод обучения на уроках обществознания

            Аннотация: в данной статье рассматривается опыт использования ассоциативного метода в изучении понятий по обществознанию.

           Ключевые слова: термин, понятие, терминология, ассоциация, ассоциативный метод обучения.

           В современных условиях каждый учитель должен выстраивать свою работу с прицелом на подготовку к ВПР, ЕГЭ и ОГЭ. Учитывая, что обществознание является самым популярным предметом по выбору, для каждого из нас важно успешно подготовить выпускника к ГИА. Для подготовки к ВПР, ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию самую важную роль играет знания понятий и терминов, где учащиеся должны раскрывать основные понятия курса, прослеживать логические взаимосвязи между социальными явлениями, формулировать на основе приобретённых знаний собственные суждения и аргументы, уметь работать с информацией.

          Терминология – это наука, занимающаяся изучением специальных терминов. В каждой научной дисциплине, в каждом учебном предмете присутствует своя терминология. От усвоения терминов на уроках обществознания зависит качество усвоения знаний учащимися. Для успешной сдачи экзамена, ученик должен владеть 1650 обществоведческими терминами на высоком уровне. Поэтому важно уже со среднего звена с 6 класса успешно выстраивать методику преподавания обществознания с прицелом на работу с новыми понятиями. 

           На уроках обществознания используются различные методы по формированию понятий и их последующему использованию в познавательной деятельности. Для формирования понятий широко использую ассоциативный метод. А что такое ассоциация? Ассоциация — это взаимосвязь между отдельными определениями, фактами, предметами, явлениями, в результате которой упоминание одного понятия вызывает воспоминание о другом, сочетающимся с ним.

        Ассоциативный метод предполагает обучение понятию с представления ученикам различных предметов или явлений, наблюдения над этими предметами или явлениями, выставляя их различные стороны и свойства, структуры, связи, действия. Ученики анализируют выявленные свойства, выделяя из них и систематизируя общие из всех рассмотренных объектов или те, которые отличают объекты одной группы от других объектов. Таким образом, формирование понятия – это результат восхождения от анализа и синтеза свойств разнообразных объектов к выделению и закреплению их общих свойств через обобщение.

           Например, на уроке обществознания по теме «Человек в социальном измерении» в 6 классе ученики объясняют, как они понимают, что такое «деятельность». В ходе беседы задаются вопросы, которые помогут обучающимся провести наблюдения над этим понятием, например, как человек взаимодействует с окружающей средой, есть ли цель в его действиях. Что является мотивом деятельности людей? В ответах ученики используя примеры из жизни, опираясь на свой социальный опыт, описывают понятие «деятельность», выделяют его различные стороны, проводят сравнение двигательной активности человека и животных. Ученики самостоятельно могут прийти к выводу, что деятельность человека взаимодействует с окружающей средой, удовлетворяет потребности человека. В заключении учитель формирует определение понятия «деятельность».

        В 10 классе на уроке по теме «Социальные взаимодействия» целесообразно спросить у обучающихся, какие ассоциации вызывает у них слово «конфликт». Обсуждение с учениками позволит выяснить, как понимают школьники, что такое «конфликт». В ходе беседы задаются вопросы, которые помогут обучающимся провести наблюдения над этим понятием, выделить его различные стороны: каковы причины возникновения конфликтных отношений? В чём «плюсы» и «минусы» конфликта? Какими методами можно разрешить конфликт? Ученики описывают конфликт, используя примеры из жизни: конфликт на производстве; конфликт между отдельными людьми (соседями, учениками, продавцом и покупателем и т.д.); межнациональный конфликт и т.д. Затем учитель переходит к выделению абстрактных признаков изучаемого понятия и формирует определение понятия «социальный конфликт». 

      Таким образом, ассоциативный метод может применяться на уроке, как на начальном этапе изучения материала, так и в процессе работы для лучшего запоминания понятий. Использоваться он может при изучении любой темы всех предметов программы. Результатами работы данного метода являются:

творческая активность детей; обогащение словарного запаса; развитие логического мышления; улучшение памяти учащихся; усиление мотивации в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ассоциативный метод обучения английскому языку.

Проще обучить иностранному языку , используя метод ассоциаций....

Ассоциативные методы коллективной мыслительной деятельности на уроках истории и обществознания

Использование в границах коллективной мыследеятельности различных приемов активизации мышления и креативного потенциала педагогов превращает ее в эффективное средство решения нестандартных проблем обр...

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...

"Ассоциативный метод обучения на уроках русского языка и литературы как инновационный способ формирования УУД обучающихся".

Статья на тему "Ассоциативный метод обучения на уроках русского языка и литературы как инновационный способ формирования УУД обучающихся"....