«Обмен, торговля, реклама»
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)

Ибрагимова Линда Керимовна

Поурочный план

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon «Обмен, торговля, реклама»67 КБ

Предварительный просмотр:

Дата проведения урока:

Тема урока: «Обмен, торговля, реклама»

Класс: 7

Цель урока: познакомить учащихся с основным элементом структуры экономической деятельности – обменом и его прогрессивной формой – торговлей;

Задачи урока:

  1. Сформировать представление об обмене как важной сфере экономической жизни общества;
  2. Способствовать пониманию учащимися роли и влияния современных форм обмена и торговли на обеспечение роста экономического благополучия любой страны и её граждан;
  3. Научить различать виды обмена и характеризовать торговлю как особый вид экономической деятельности; раскрывать роль рекламы в развитии торговли;
  4. Сформировать умение выполнять практические задания с использованием элементов проектной деятельности; определять собственное отношение к влиянию рекламы на поведение потребителей и эффективность торговли;
  5. Способствовать развитию у учащихся следующих УУД: поиск и выделение необходимой информации; оценка процесса и результатов деятельности; установление причинно-следственных связей; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Ожидаемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся определять, как обмен решает задачи экономики; что необходимо для выгодного обмена; зачем люди и страны ведут торговлю; почему торговлю считают источником богатства страны; для чего нужна реклама товаров и услуг;

Познавательные: учащиеся ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения;

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества  с партнёром;

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий;

Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий; выражают положительное отношение к процессу познания.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Формы и методы обучения:

  1. Метод: проблемного изложения;
  2. Формы: индивидуальная, фронтальная.

Основные термины и понятия: обмен, торговля, реклама, бартер, потребительская стоимость, меновая стоимость.

Оборудование урока:

  1. Учебник:

Боголюбов Л. Н. Обществознание. 7 класс. – М.: Просвещение, 2015.

  1. Рабочий лист;
  2. Презентация «Обмен, торговля, реклама»;
  3. Мультимедийный проектор.

Организационная структура урока

  1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
  1. Здравствуйте, садитесь! Прежде, чем мы начнём изучение нового материала, давайте обсудим народную мудрость, представленную на слайде и ответим на вопросы. Итак, внимание на слайд (Слайд №1).
  2. К какому виду деятельности относятся  вышеуказанные поговорки и пословицы? (Слайд №2). Ответ: к торговле.
  3. Как вы думаете, какова тема нашего урока?
  4. Тема нашего урока: Обмен. Торговля. Реклама (Слайд №3)

     5. Какие задачи нашего урока? (слайд №4)

1) Мы выясним причины обмена между людьми;

2) Обсудим роль торговли и рекламы в жизни современного человека;

3) Познакомимся с новыми терминами и понятиями;

4) Попробуем себя в роли рекламодателей.

  1. Актуализация знаний учащихся

1. Давайте побеседуем (Слайд№5)

1. Что такое потребности?

2. Какие потребности существуют у людей?

3. Каким способом человек может удовлетворить свои потребности?

Ответы: (Слайд №6)

 1. Купить;

 2. Создать самостоятельно;

      3. Обменять.

III. Изучение нового материала

Запишите план сегодняшнего урока: (Слайд №7)

1. Зачем люди обмениваются.

2. Торговля и её формы.

3. Реклама – двигатель торговли.

Т. е. нам сегодня необходимо разобрать три важных пункта нашего занятия.

  1. Зачем люди обмениваются

Давайте посмотрим фрагмент Ералаша “Давай меняться» (просмотр фрагмента видеоролика Слайд№8)

1. Какое действие совершали герои данного  видеоролика?

2. А вам приходилось меняться?

Форма обмена, которая была показана в видеоролике называется бартер.

Запишите в тетрадь

Бартер – натуральный обмен одной вещи на другую без денег (Слайд №9)

 Что необходимо, чтобы обмен состоялся? - Необходимо произвести экономический продукт, вынести его на рынок.  Я предлагаю вам купить товар, который сделан своими руками – вот этого снеговичка.  Кто желает купить его? (ответы учащихся)Как оказалось этого мало. Товар должен обладать стоимостью – потребительской и меновой, т.е. он должен быть полезен и способен меняться на другие товары. (Слайд №10)

Стоимость – мера, с помощью которой определяется ценность товара или его полезность

1 Потребительская

(полезность, необходимость людям)

2 Меновая 

(способность обмениваться на другие товары)

Какие же могут быть недостатки у обмена? Слайд№11)

  1.  Не всегда равноценный и справедливый

Возьмите ваш рабочий лист ( Приложение «Рабочий лист», Слайд №12).  Выполните задание №1 и посмотрите внимательно на два списка вещей. Назовите примеры равноценного обмена вещами, обозначенных в двух столбцах обмена, причём сделайте это очень быстро

Книга                                    Карандаш

Куртка                                  Велосипед

Рюкзак                                  Пальто

Ручка                                    Фотоальбом

Сапоги                                  Костюм

Телевизор                            Магнитофон

Шарф                                   Лыжи

Кроссовки                           Утюг

Фен                                       Косынка

Итак, второй недостаток: занимает много времени на поиск варианта обмена (Слайд №13)

У бартера, кроме недостатков, есть также и достоинства, например:

Преимущества:

  1. Сохранение денежных ресурсов.
  2. Расширение бизнеса без дополнительного капитала.

Но, недостатков всё же больше, предлагаю наглядно в этом убедится, решив вот такую интересную задачу: возьмите Рабочий лист и выполните задание №2 (Слайд №14)

Задача:

В одной деревне за 1 барана можно было получить 10 глиняных кувшинов, или 6 стрел для лука, или 2 мешка пшеницы. Сколько топоров нужно отдать за 1 барана, если 1 топор можно обменять на 3 стрелы? Сколько кувшинов нужно отдать за 1 мешок пшеницы? Сколько кувшинов нужно отдать за 1 стрелу?

Ответ: 2 мешка пшеницы = 10 кувшинов;

6 стрел  = 10 кувшинов;

1 стрела = около 2 кувшинов

1 баран = 6 стрел

1 топор =  3 стрелы

1 баран  = 2 топора

Итак, как вы думаете,  удобно ли производить бартер?

Как вы считаете, что же необходимо, чтобы сделать покупку товаров удобнее?

Конечно же, деньги. Читаем продолжение задачи: (Слайд№16)

Какова будет цена этих товаров после появления металлических денег, если цена одного кувшина стала равняться трём монетам?

Ответ:

1 кувшин – 3 монеты

1 стрела – 6 монет

1 мешок – 15 монет

1 топор -18 монет

1 баран -30 монет

Итак,  проблемы, которые возникают у участников бартера,  решает торговля.

  1. Торговля и её виды

Торговля – отрасль хозяйства, реализующая товары путем купли-продажи. (Слайд №17)

Вам предлагается самостоятельно поработать с учебником а именно с рубрикой «Путешествие в прошлое»

Задание: прочитайте текст на с. 100 – 102 и ответьте на вопросы: (Слайд 18)

1) Когда и как зародилась торговля?

2) К чему привело развитие торговли?

3) Может ли торговля объединить человечество?

Какие виды торговли бывают? (Слайд №19)

  1. Оптовая;
  2. Розничная;
  3. Внутренняя;
  4. Внешняя

        Без чего не может существовать  торговля?

        Внимание! Загадка! (Слайд №20)

        Ну, конечно же: Товар

Товар – это продукт труда, произведённый для обмена или продажи. (Слайд №21)

                   Без товаров торговли просто не может быть.

3.3. Реклама – двигатель торговли

                В настоящее время торговлю нельзя представить без рекламы

Что же такое реклама?

Реклама – информация о потребительских свойствах товара или услуги с целью продажи. (Слайд №22).

Насколько велика роль рекламы нам говорит следующий анекдот (Слайд №23)

- Реклама – великая сила!
- Как вы можете это доказать?
- Очень просто. Когда курица снесёт яйцо, она громко кудахчет, когда гусыня снесёт яйцо, она молчит.
- Ну и что?
- А то, что все покупают куриные яйца и почти никто не покупает гусиных!

Для того, чтобы вы более наглядно поняли силу рекламы предлагаю вам посмотреть мультфильм(Слайд №24, видеоролик «Как старик корову продавал). Поэтому расслабились и приготовились к киносеансу.

Итак, вопрос:

  1. Как вы думаете, почему изначально герой не мог продать свою корову?

В зависимости от цели различают следующие виды рекламы: (Слайд №25)

  1. Информационная;
  2. Убеждающая (навязывающая)
  3. Напоминающая

Современные виды рекламы: (Слайд №26)

1. Коммерческая;

2. Социальная;

3. Политическая;

4. Интернет-реклама.

Рекламная пауза (Слайд №27)

Взяли рабочие листы и ознакомились с содержанием задания №3.

Вы должны придумать рекламу для товаров, которые я вам принёс, выйти к доске и презентовать продукт своего труда. К тому же, вам это не в новинку – на защите проектов по технологии вы уже подобным занимались.

  1. Подведение итогов урока. Закрепление изученного материала

Хорошо справились с заданием. Скоро конец урока и давайте подведём итоги: Задание №4 вашего Рабочего листа. Быстренько вписали пропущенные слова в тексте и по очереди вышли к доске. (Слайд №28)

Заполните пропуски:

        Любая продукция, чтобы стать ..., должна обладать потребительной и меновой …. При обмене люди не всегда могут сказать, что он был равным, справедливым. Помочь им может определение стоимости товара,  …, выраженной в денежной форме. В прошлом человечества обмен был основан на…, господствовали натуральные отношения.  С развитием экономики и переходом       на товарное хозяйство обмен стал совершаться с  помощью ….

  1. Домашнее задание
  1. Прочитать параграф 12
  2. Выполнить задания в печатной тетради: с 60 - 66


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по обществознанию на тему «Обмен, торговля, реклама»

Данный конспект урока по обществознанию составлен для 7 класса и направлен на получение учащимися начальных знаний об обмене, торговле, рекламе...

Обмен, торговля, реклама.

Данный  урок  был представлен на республиканском этапе конкурса "Учитель года Башкортостана 2012"...

Обмен, торговля, реклама

презентация к уроку обществознания в 7 классе (учебник Л.Боголюбова)...

Обмен, торговля, реклама

Ознакомление учащихся с экономическим содержанием понятий – обмен, торговля, реклама, опираясь на их жизненный опыт....

обмен торговля реклама

обмен, торговля, реклама...

Тест по теме: «Обмен, торговля, реклама», обществознание, 7 класс

Материал помогает закрепить изученный материал по теме параграфа...