«Обмен, торговля, реклама»
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)
Предварительный просмотр:
Дата проведения урока:
Тема урока: «Обмен, торговля, реклама»
Класс: 7
Цель урока: познакомить учащихся с основным элементом структуры экономической деятельности – обменом и его прогрессивной формой – торговлей;
Задачи урока:
- Сформировать представление об обмене как важной сфере экономической жизни общества;
- Способствовать пониманию учащимися роли и влияния современных форм обмена и торговли на обеспечение роста экономического благополучия любой страны и её граждан;
- Научить различать виды обмена и характеризовать торговлю как особый вид экономической деятельности; раскрывать роль рекламы в развитии торговли;
- Сформировать умение выполнять практические задания с использованием элементов проектной деятельности; определять собственное отношение к влиянию рекламы на поведение потребителей и эффективность торговли;
- Способствовать развитию у учащихся следующих УУД: поиск и выделение необходимой информации; оценка процесса и результатов деятельности; установление причинно-следственных связей; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Ожидаемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся определять, как обмен решает задачи экономики; что необходимо для выгодного обмена; зачем люди и страны ведут торговлю; почему торговлю считают источником богатства страны; для чего нужна реклама товаров и услуг;
Познавательные: учащиеся ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения;
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий;
Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий; выражают положительное отношение к процессу познания.
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Формы и методы обучения:
- Метод: проблемного изложения;
- Формы: индивидуальная, фронтальная.
Основные термины и понятия: обмен, торговля, реклама, бартер, потребительская стоимость, меновая стоимость.
Оборудование урока:
- Учебник:
Боголюбов Л. Н. Обществознание. 7 класс. – М.: Просвещение, 2015.
- Рабочий лист;
- Презентация «Обмен, торговля, реклама»;
- Мультимедийный проектор.
Организационная структура урока
- Организационный момент, сообщение темы и целей урока
- Здравствуйте, садитесь! Прежде, чем мы начнём изучение нового материала, давайте обсудим народную мудрость, представленную на слайде и ответим на вопросы. Итак, внимание на слайд (Слайд №1).
- К какому виду деятельности относятся вышеуказанные поговорки и пословицы? (Слайд №2). Ответ: к торговле.
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
- Тема нашего урока: Обмен. Торговля. Реклама (Слайд №3)
5. Какие задачи нашего урока? (слайд №4)
1) Мы выясним причины обмена между людьми;
2) Обсудим роль торговли и рекламы в жизни современного человека;
3) Познакомимся с новыми терминами и понятиями;
4) Попробуем себя в роли рекламодателей.
- Актуализация знаний учащихся
1. Давайте побеседуем (Слайд№5)
1. Что такое потребности?
2. Какие потребности существуют у людей?
3. Каким способом человек может удовлетворить свои потребности?
Ответы: (Слайд №6)
1. Купить;
2. Создать самостоятельно;
3. Обменять.
III. Изучение нового материала
Запишите план сегодняшнего урока: (Слайд №7)
1. Зачем люди обмениваются.
2. Торговля и её формы.
3. Реклама – двигатель торговли.
Т. е. нам сегодня необходимо разобрать три важных пункта нашего занятия.
- Зачем люди обмениваются
Давайте посмотрим фрагмент Ералаша “Давай меняться» (просмотр фрагмента видеоролика Слайд№8)
1. Какое действие совершали герои данного видеоролика?
2. А вам приходилось меняться?
Форма обмена, которая была показана в видеоролике называется бартер.
Запишите в тетрадь
Бартер – натуральный обмен одной вещи на другую без денег (Слайд №9)
Что необходимо, чтобы обмен состоялся? - Необходимо произвести экономический продукт, вынести его на рынок. Я предлагаю вам купить товар, который сделан своими руками – вот этого снеговичка. Кто желает купить его? (ответы учащихся)Как оказалось этого мало. Товар должен обладать стоимостью – потребительской и меновой, т.е. он должен быть полезен и способен меняться на другие товары. (Слайд №10)
Стоимость – мера, с помощью которой определяется ценность товара или его полезность
1 Потребительская
(полезность, необходимость людям)
2 Меновая
(способность обмениваться на другие товары)
Какие же могут быть недостатки у обмена? Слайд№11)
- Не всегда равноценный и справедливый
Возьмите ваш рабочий лист ( Приложение «Рабочий лист», Слайд №12). Выполните задание №1 и посмотрите внимательно на два списка вещей. Назовите примеры равноценного обмена вещами, обозначенных в двух столбцах обмена, причём сделайте это очень быстро
Книга Карандаш
Куртка Велосипед
Рюкзак Пальто
Ручка Фотоальбом
Сапоги Костюм
Телевизор Магнитофон
Шарф Лыжи
Кроссовки Утюг
Фен Косынка
Итак, второй недостаток: занимает много времени на поиск варианта обмена (Слайд №13)
У бартера, кроме недостатков, есть также и достоинства, например:
Преимущества:
- Сохранение денежных ресурсов.
- Расширение бизнеса без дополнительного капитала.
Но, недостатков всё же больше, предлагаю наглядно в этом убедится, решив вот такую интересную задачу: возьмите Рабочий лист и выполните задание №2 (Слайд №14)
Задача:
В одной деревне за 1 барана можно было получить 10 глиняных кувшинов, или 6 стрел для лука, или 2 мешка пшеницы. Сколько топоров нужно отдать за 1 барана, если 1 топор можно обменять на 3 стрелы? Сколько кувшинов нужно отдать за 1 мешок пшеницы? Сколько кувшинов нужно отдать за 1 стрелу?
Ответ: 2 мешка пшеницы = 10 кувшинов;
6 стрел = 10 кувшинов;
1 стрела = около 2 кувшинов
1 баран = 6 стрел
1 топор = 3 стрелы
1 баран = 2 топора
Итак, как вы думаете, удобно ли производить бартер?
Как вы считаете, что же необходимо, чтобы сделать покупку товаров удобнее?
Конечно же, деньги. Читаем продолжение задачи: (Слайд№16)
Какова будет цена этих товаров после появления металлических денег, если цена одного кувшина стала равняться трём монетам?
Ответ:
1 кувшин – 3 монеты
1 стрела – 6 монет
1 мешок – 15 монет
1 топор -18 монет
1 баран -30 монет
Итак, проблемы, которые возникают у участников бартера, решает торговля.
- Торговля и её виды
Торговля – отрасль хозяйства, реализующая товары путем купли-продажи. (Слайд №17)
Вам предлагается самостоятельно поработать с учебником а именно с рубрикой «Путешествие в прошлое»
Задание: прочитайте текст на с. 100 – 102 и ответьте на вопросы: (Слайд 18)
1) Когда и как зародилась торговля?
2) К чему привело развитие торговли?
3) Может ли торговля объединить человечество?
Какие виды торговли бывают? (Слайд №19)
- Оптовая;
- Розничная;
- Внутренняя;
- Внешняя
Без чего не может существовать торговля?
Внимание! Загадка! (Слайд №20)
Ну, конечно же: Товар
Товар – это продукт труда, произведённый для обмена или продажи. (Слайд №21)
Без товаров торговли просто не может быть.
3.3. Реклама – двигатель торговли
В настоящее время торговлю нельзя представить без рекламы
Что же такое реклама?
Реклама – информация о потребительских свойствах товара или услуги с целью продажи. (Слайд №22).
Насколько велика роль рекламы нам говорит следующий анекдот (Слайд №23)
- Реклама – великая сила!
- Как вы можете это доказать?
- Очень просто. Когда курица снесёт яйцо, она громко кудахчет, когда гусыня снесёт яйцо, она молчит.
- Ну и что?
- А то, что все покупают куриные яйца и почти никто не покупает гусиных!
Для того, чтобы вы более наглядно поняли силу рекламы предлагаю вам посмотреть мультфильм(Слайд №24, видеоролик «Как старик корову продавал). Поэтому расслабились и приготовились к киносеансу.
Итак, вопрос:
- Как вы думаете, почему изначально герой не мог продать свою корову?
В зависимости от цели различают следующие виды рекламы: (Слайд №25)
- Информационная;
- Убеждающая (навязывающая)
- Напоминающая
Современные виды рекламы: (Слайд №26)
1. Коммерческая;
2. Социальная;
3. Политическая;
4. Интернет-реклама.
Рекламная пауза (Слайд №27)
Взяли рабочие листы и ознакомились с содержанием задания №3.
Вы должны придумать рекламу для товаров, которые я вам принёс, выйти к доске и презентовать продукт своего труда. К тому же, вам это не в новинку – на защите проектов по технологии вы уже подобным занимались.
- Подведение итогов урока. Закрепление изученного материала
Хорошо справились с заданием. Скоро конец урока и давайте подведём итоги: Задание №4 вашего Рабочего листа. Быстренько вписали пропущенные слова в тексте и по очереди вышли к доске. (Слайд №28)
Заполните пропуски:
Любая продукция, чтобы стать ..., должна обладать потребительной и меновой …. При обмене люди не всегда могут сказать, что он был равным, справедливым. Помочь им может определение стоимости товара, …, выраженной в денежной форме. В прошлом человечества обмен был основан на…, господствовали натуральные отношения. С развитием экономики и переходом на товарное хозяйство обмен стал совершаться с помощью ….
- Домашнее задание
- Прочитать параграф 12
- Выполнить задания в печатной тетради: с 60 - 66
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по обществознанию на тему «Обмен, торговля, реклама»
Данный конспект урока по обществознанию составлен для 7 класса и направлен на получение учащимися начальных знаний об обмене, торговле, рекламе...
Обмен, торговля, реклама.
Данный урок был представлен на республиканском этапе конкурса "Учитель года Башкортостана 2012"...
Обмен, торговля, реклама
презентация к уроку обществознания в 7 классе (учебник Л.Боголюбова)...
Обмен, торговля, реклама
Ознакомление учащихся с экономическим содержанием понятий – обмен, торговля, реклама, опираясь на их жизненный опыт....
обмен торговля реклама
обмен, торговля, реклама...
Тест по теме: «Обмен, торговля, реклама», обществознание, 7 класс
Материал помогает закрепить изученный материал по теме параграфа...