Современный мультфильм и его воздействие
тренажёр по обществознанию (9 класс)
Научно-исследовательская работа о влиянии современного мультфильма на ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_multfilmam.docx | 34.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа рабочего поселка Шемышейка
имени Героя Советского Союза Александра Тимофеевича Бодряшова
Районная научно-практическая конференция
«Старт в науку»
«Современный мультфильм и его воздействие»
Секция «Обществознание»
Автор: Безрукова Елена Николаевна,
ученица 9а класса МБОУ СОШ р.п. Шемышейка
Руководитель:
Кодолова Елена Николаевна,
высшая категория, учитель МХК
Шемышейка
2017
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Заключение 4. Литература | 3 4 8 10 12 13 |
ВВЕДЕНИЕ
По мнению психологов роль мультфильмов в процессе воспитания ребенка очень велика, поскольку их герои – пример для подражания, а следовательно – мощное средство воспитания! Но все ли мультфильмы «полезны»?
Цель исследования: проанализировать сюжеты детских мультфильмов. Определить роль мультфильма в процессе воспитания и влияние современного мультипликационного фильма на развитие личностных качеств ребенка.
Объект исследования: роль современного мультфильма в процессе воспитания и его влияние на развитие личностных качеств ребенка.
Предмет исследования: современный мультипликационный фильм.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что некоторые современные мультфильмы направлены на антивоспитание детей, прививают маленькому зрителю модель асоциального поведения.
Достижение цели потребовало решения следующих задач:
1)проанализировать некоторые из современных детских мультфильмов;
2)провести опрос среди людей разных возрастов;
3)обработать и проанализировать результаты исследования;
4) сделать выводы;
Для достижения поставленных целей, задач и подтверждения гипотезы в работе были применены следующие
методы исследования: опрос, беседа, анализ, сравнительный анализ, синтез.
- Влияние современного мультфильма на психику ребенка
С момента зарождения в кинематографе такого жанра, как мультипликационный фильм обозначились и его задачи. Мультфильм стал не только развлекательным элементом в жизни ребенка, но и не последним воспитательным средством. Советский мультфильм создает добрую картину мира, в нем есть отрицательные персонажи, но они легко перевоспитываются.
В некоторых современных мультфильмах тяжело определить положительных и отрицательных героев. Конечно, на первый взгляд создается ощущение реальности существования персонажа, но отсутствие ярко выраженного контраста «хороший-плохой» негативно влияет на становление нравственных, этических норм в воспитании современного поколения. Не видя четкой границы между хорошо и плохо, ребенок самостоятельно не может вычленить верную или неверную модель поведения в социуме, и, как следствие, может иметь склонность к асоциальному поведению.
К примеру, возьмем британский мультипликационный сериал «Свинка Пеппа». В центре внимания ребенка семья свиней: папа Свин, мама Свинка и двое детей Пеппа и Джордж. Интересен факт изображения героев: глаза с одной стороны лица, каким бы боком персонаж не повернулся, рот тоже расположен в той части лица, которой повернут герой к зрителю. И подобное изображение характерно для всех героем мультфильма, порою даже невозможно понять, какое животное изображено. Подобное изображение приближено к детскому рисунку, но оно же полностью нарушает реальную картину мира. Посмотрите, тоненькие ручки и ножки – одинарные линии - большие животы и головы, посаженные прямо на туловище – схематическое изображение – герои созданы из отдельных деталей, границы между которыми отчетливо видны. На наш взгляд, подобное изображение героев чревато скудным миром фантазии и воображения.
Однако подобное изображение героев не самое страшное в мультфильме. Поскольку в центре внимания данного сериала семья, то это значит, что и устои семьи, модели поведения, принципы воспитания – традиционные семейные ценности. Но в семье свинки Пеппы все это весьма сомнительно и, порою, ненормально.
Во-первых, на протяжении всех серий мультфильма дается демонстрационная модель поведения – не стесняйся грязи, к примеру, в 1 серии «Лужи» говорится о том, как Пеппа и ее брат любят прыгать в грязи. Мама Свинка не только не объясняет детям, что грязь это плохо, но и на пару с папой присоединяются к детям в конце серии. Системный характер приучения к грязи характерен всем сериям мультфильма. Кто-то может сказать, что в центре внимания поросята и грязь для них это нормально, но не стоит упускать из внимания тот факт, что герои наделены человеческими качествами: носят одежду, ездят по магазинам и на работу. Для сравнения вспомните советский мультфильм про поросенка Чуню.
Во-вторых, в сериале очень много сцен смеха, часто этот смех глупый, неуместный, сродни истерическому. Следует отметить, что продолжительность серии мультфильма в среднем около пяти минут, и, например в 3 серии «Попугай» их насчитывается 15. Хотелось бы еще отметить, что часто смех сопровождается катанием по полу. Все это похоже на программирование сознания ребенка – ненормальная реакция на обычную, обыденную ситуацию.
В-третьих, в мультфильме в открытую дискриминируется образ отца. Например, 37 серия «Домик на дереве» - это не единичный случай. Свинка Пеппа называет папу глупым, толстым, смеется над его большим животом. Мама не только поощряет это поведение, но и вместе с дочерью подшучивает и высмеивает папу Свина. В то же время сам герой показан создателями глупым, неповоротливым, неуклюжим. В каждой серии, где герои прыгают в лужах или падают на пол от смеша, от прыжков и падения папы Свина сотрясаются земля и стены.
В-четвертых, в мультфильме детям разрешается все. Детей не только не наказывают за шалости и баловство, но и поощряют его, а взрослые начинают вести себя как дети.
Таким образом, мультипликационный сериал «Свинка Пеппа» прививает ребенку неверную модель поведения, не воспитывает, а разрушает.
Для сравнения возьмем российский мультипликационный сериал «Барбоскины». В центре внимания многодетная семья собак. Каждая серия рассказывает об одном дне из жизни семьи. Родители ходят на работу, дети в школу. Каждый из детей представлен как личность со своими интересами, мечтами и планами на будущее. Шалости не остаются незамеченными и не поощряются родителями. В мультфильме очень четко выстроены семейные традиции и ценности. Воспитание детей не ограничивается поведенческой моделью родителей, в сериале присутствуют сцены трудового воспитания, личный пример отца или матери, для решения спора или конфликта, родители могут создавать поучительную ситуацию.
Мультфильм «Зиг и Шарко» - сразу и не скажешь о чем этот сериал, но дети его очень любят. Героями являются русалка Марина, акула Шарко и еще какой-то непонятный зверь Зиг, который постоянно пытается изловить русалку и съесть ее. Акула же защищает Марину. Мультфильм полностью построен на немом общении. Герои строят друг другу гримасы, показывают языки. Их действия бессмысленны и глупы. Зиг и Шарко склонны к насилию, они могут разрубить или распилить друг друга, ударить, утопить и т.п. Марина же недалекая, крайне глупая девица. Она не интересуется ничем кроме своей внешности.
Данный сериал прививает детям асоциальную модель поведения. Дает за норму насилие и агрессию по отношению к окружающим. Отупляет мышление и речь детей сводя все общение к гримасаничеству. Герои мультфильма крайне несдержанны с своих желаниях, стремятся достичь желаемого любой ценой, что так же ненормально и неправильно. Ребенок в силу своей неопытности не в состоянии различить, что хорошо, а что плохо. И взрослый человек не скажет, кто в этом мультфильме положительный герой, а кто отрицательный.
Для сравнения возьмем советский мультфильм «Ну, погоди!» или «Кот Леопольд». Здесь так же как и в предыдущем сериале идет противостояние героев – волка и зайца, кота и мышей. Но ребенок четко видит, кто прав, а кто нет, что хорошо, а что плохо. Охота волка за зайцем вызывает у ребенка сочувствие к слабому зайцу. И в тоже время, если волк из-за своей настойчивости в желании поймать зайца попадает в неприятность (например, в больницу в одной из серий), заяц приходит навестить «врага», не держит зла и обиды. То же самое и с Леопольдом, он не обижается на своих обидчиков, не бросается на них с кулаками, хотя и сильнее, и быстрее их.
Эти мультфильмы учат терпимости к ближнему, умению прощать, приходить на помощь нуждающемуся, уважению, любви. Герои мультфильмов наделены как положительными, так и отрицательными качествами, нельзя сказать, что волк или мыши плохие, в них есть и хорошее. Они способны оценивать свои поступки, осознавать свою неправоту, пытаться исправиться.
- Что смотрят современные дети, и каковы возможные последствия
Анализируя содержание современных детских каналов, мы задались вопросом, что интересно современным детям, какие мультфильмы они предпочитают смотреть. Для ответа на этот вопрос мы провели небольшой опрос родителей и детей детских садов.
Вот что мы получили:
Мой ребенок предпочитает смотреть советские мультфильмы | Мой ребенок предпочитает смотреть зарубежные мультфильмы | Мой ребенок предпочитает смотреть как советские, так и зарубежные мультфильмы | Мой ребенок смотрит все в подряд, без разбора | ||
Больше советские | В равной степени | Больше зарубежные | |||
0% | 0% | 68% | 32% | ||
9% | 47% | 12% |
88% из опрошенных родителей в большей мере знакомы с репертуаром современных мультфильмов. 6% родителей знают все перечисленные нами в опросе мультфильмы и столько же – 6% знакомы с современными мультфильмами только на половину.
А вот каким образом современные родители относятся к современному ТВ:
не контролируют то, что смотрит ребенок, так как доверяют | контролируют, хотя доверяют | контролируют, так как не доверяю | все мультфильмы подбирают лично |
18% | 60% | 20% | 2% |
Как видим, большинство родителей контролируют, какие мультфильмы смотрят их дети, однако следует отметить, что по результатам опроса, не все родители подходят к этому серьезно и основательно.
Вот почему мы сделали такие выводы:
Мы дали родителям перечень мультфильмов, из которого они должны были выбрать те, что разрешают, и те, что запрещают смотреть своим детям. Из всего перечня мы возьмем только те мультфильмы, которые анализировали в данной работе:
Свинка Пеппа | Барбоскины | Зиг и Шарко | Ну, погоди! | Маша и Медведь | Лунтик | ||||||
+ | - | + | - | + | - | + | - | + | - | + | - |
67% | 33% | 100% | 0% | 49% | 51% | 98% | 2% | 98% | 2% | 98% | 2% |
+ разрешают смотреть
- запрещают смотреть
Мы видим, что больше половины родителей (67%) не запрещают своим детям смотреть «Свинку Пеппу» и 51% «Зиг и Шарко». Отметим, что здесь мы даем не все мультфильмы, кроющие в себе опасность. По большей части именно такие мультфильмы и смотрят дети, именно такие мультфильмы вызывают особый интерес. Это показал как опрос родителей (какие мультфильмы любят Ваши дети?) и опрос детей. Самыми любимыми мультфильмами являются следующие: «Маша и Медведь», «Свинка Пеппа», «Барбоскины», «Том и Джерри», «Фиксики», «Зиг и Шарко», «Смурфики» и др.
- «Маша и Медведь» - польза и вред
В интернете очень много различных роликов о вреде и пользе того или иного мультфильма. Ролик об антивоспитании и вреде мультфильма «Маша и Медведь» вызвал у нас неподдельный интерес. Этот мультфильм якобы признан опасным для детской психики: Маша – гиперактивная девочка, не знающая норм морали, не воспитанная, не уважающая старших. От нее прячутся все звери. Медведь якобы напоминает замученного родителя, который покорно терпит все капризы избалованного ребенка. Мы задумались: так ли это?
На наш взгляд, Маша – это собирательный образ современного ребенка, который всячески пытается обратить на себя внимание взрослых, поскольку ему катастрофически не хватает этого внимания. У взрослых нет времени на занятия с ребенком, они откупаются от них телефонами, планшетами, компьетерами… А детям нужно внимание. Об этом и мультфильм. Маша развитая самостоятельная девочка, зритель не знает, где ее родители и чем они заняты. А знает ли современный ребенок, чем заняты его родители, где они пропадают целый день. Понятие «работа» для ребенка абстрактно. Поэтому мультфильм про Машу, это не только интересные истории для детей, но и призыв к современному родителю.
Возьмем к примеру серию «Телефон»: Медведь откупается от девочки телефоном, у него есть более интересные дела, ему не хочется отвлекаться на ребенка, который только мешает. А поведение Маши лишь показывает, что ей нужно внимание. Нельзя говорить, что Маша невоспитанна, поскольку она ребенок, детям свойственно такое поведение, они не всегда могут сказать, что хорошо, а что нет. Ребенку надо объяснять, его надо направлять.
Если говорить, что Маша не думает о других, то это тоже не совсем так. Пример тому Новогодняя серия мультфильма. Девочка развозит подарки дарованные волшебной шляпой. Она не оставляет их все себе, она раздает их. Не забывает и про Медведя. Это говорит о том, что она заботливая, добрая, отзывчивая.
А серия «Следы»? Медведь учит Машу различать следы животных. На первый взгляд девочка издевается над Медведем, специально злит его, называя следы неправильно. Но финал серии – заяц идет на ходулях, оставляя за собой волчьи следы. Маша оказалась права. Это немой призыв ко взрослым: дети способны видеть мир по-другому, не так как мы – шире, глубже. Они не обременены повседневными заботами, обыденными проблемами.
Немного позже нам в руки попала статья «Маша и Медведь опасны для детей?» в газет «Комсомольская правда». С некоторыми доводами мы согласны, с некоторыми же готовы поспорить. Например, автор статьи утверждает, что мультфильмы не играют особой роли в воспитании детей, это, на наш взгляд, не так. Роль мультфильма в становлении личности ребенка очень велика, так же как и роль сказки, поскольку ребенку не объяснишь на пальцах, как правильно, а как нет, что хорошо, а что плохо, ему нужен наглядный пример. Этим примером и служит сказка, мультфильм!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хотелось бы сказать, что за неимением жизненного опыта ребенок судит о жизни с позиции того, о чем он уже знает, а в силу своего возраста знает он немного и основу его знаний составляют сказки и мультфильмы. А если они содержат в себе тенденцию к разрушению, разложению традиционных семейных, нравственных, моральных устоев и ценностей, то и ребенок будет считать это за норму, за основу поведения. Следовательно, асоциальность, агрессия, невоспитанность станут для него моделью правильного поведения. Поэтому хотелось бы добавить: порою не так важно, какой мультфильм смотрит ребенок, если рядом с ним сидит папа или мама и объясняет, что в поведении героя правильно и хорошо, а что неверно и плохо.
Литература:
1. Абраменкова В, Богатырева А. Дети и телевизионный экран. // Восп. шк.- 2006. - №6. - С.28 -31.
2. Алаева М.А, Медведева И.Я. Лучшие родительские собрания в начальной школе: 3-4 классы. / М.А. Алаева. // Родительское собрание. - 2007.
-№11.-С132-140.
3. Аромаштам М. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки. Практика «производства мультфильмов в детском саду. / М. Аромаштам. -М.: Чистые пруды. - 2006. - 32 с.
4. Башова М.В. Педагогика и практическая психология: учебное пособие. - Ростов-наДону.: Феникс, 2000. - 416 с.
5. Возрастная психология: Детство, отрочество: хрестоматия /сост. B.C. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Академия, 2003. -624 с.
7. Гундарева И. О последствиях восприятия телевизионной информации.
// Восп. шк. - 2005. - №9. - С.45-54.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Современные информационно-коммуникативные технологии как средство воздействия на качество иноязычного образования»
Материал содержит краткие рекомендации возможности использования ИКТ на уроках английского языка в старшем звене....
Мультфильм про современную систему образования в России "Дрессировка".
Предлагаю взглянуть со стороны на то, что делаем мы - учителя, начальники, ученики, родители. Адрес - http://www.youtube.com/watch?v=__4lpVuw-jE&list=UUGtta8bLfl1ZONaqGJAQOCA&feature=plc...
Научная публикация на тему: "Задачи современного образования. Опыт коммуникативных ситуаций на уроках иностранного языка как средство, оказывающее формирующее воздействие на личность учащегося и на его языковую компетенцию".
Задачи современного образования....
«Современное телевидение как фактор активного воздействия на формирование личности человека»
информационный доклад...
Игра-квест «Мультфильмы вчера, мультфильмы сегодня, мультфильмы завтра»
Образовательная игра-квест направлена на развитие интереса школьников к информатике и другим учебным предметам, творческое развитие, повышение их информационной культуры и информационно-коммуникационн...
Феминизация современного образования и её воздействие на академическую успеваемость школьников по информатике
Данная работа представляет результаты изучения вопроса о степени воздействия феминизации современного образования на академическую успеваемость школьников по предмету «Информатика» в конкр...
Мультфильм - современный инструмент обучения и воспитания
https://nsportal.ru/user/1391292/video...