Рабочая программа "Обществознание" 10-11 классы
рабочая программа по обществознанию
Данная рабочая программа по обществознанию разработана на основе требований ФГОС основного общего образования, примерной образовательной программы по обществознанию, авторской программы по обществознанию для 10-11 классов Л.Н. Боголюбова (Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 10-11 классы / Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. – М.: Просвещение, 2013 г.). Линия учебников Л.Н. Боголюбова соответствует ФГОС основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано», и включена в Федеральный перечень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_obshchestvoznanie_10-11_kl_2020-2021.doc | 263 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8
Курского муниципального района Ставропольского края
Рассмотрено на заседании МО учителей Иностранного языка и истории протокол № от 2020 г. Рук. ШМО _______ / Саркисян М.В./ | Согласовано от г. Зам. дир. по УВР /Чинаева Ю.В./ | Утверждено Приказ № от г. Директор МКОУ СОШ № 8 /Радышева О.А. / |
Рабочая программа
По предмету «Обществознание»
Класс: 10-11
Учитель: Оксимец Н.С.
2020– 2021 учебный год
Пояснительная записка
Нормативно-правовая база
Данная рабочая программа по обществознанию разработана на основе требований ФГОС основного общего образования, примерной образовательной программы по обществознанию, авторской программы по обществознанию для 10-11 классов Л.Н. Боголюбова (Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 10-11 классы / Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. – М.: Просвещение, 2013 г.). Линия учебников Л.Н. Боголюбова соответствует ФГОС основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано», и включена в Федеральный перечень.
10 класс: Учебник. Обществознание. 10 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой
11 класс: Учебник. Обществознание. 11 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева, Н. И. Городецкой
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
Программа рассчитана на 140 часов в год, в том числе:
в 10 классе –70 часов;
в 11 классе –70 часов.
I.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Планируемые личностные результаты освоения ООП
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; – воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
– интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; – эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; – готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
– физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Планируемые метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1.Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках
; – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; – менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты освоения ООП
На уровне среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО, помимо традиционных двух групп результатов «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться», что ранее делалось в структуре ПООП начального и основного общего образования, появляются еще две группы результатов: результаты базового и углубленного уровней.
Логика представления результатов четырех видов: «Выпускник научится – базовый уровень», «Выпускник получит возможность научиться – базовый уровень», «Выпускник научится – углубленный уровень», «Выпускник получит возможность научиться – углубленный уровень» – определяется следующей методологией.
Как и в основном общем образовании, группа результатов «Выпускник научится» представляет собой результаты, достижение которых обеспечивается учителем в отношении всех обучающихся, выбравших данный уровень обучения. Группа результатов «Выпускник получит возможность научиться» обеспечивается учителем в отношении части наиболее мотивированных и способных обучающихся, выбравших данный уровень обучения. При контроле качества образования группа заданий, ориентированных на оценку достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит возможность научиться», может включаться в материалы блока «Выпускник научится». Это позволит предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение качественно иным уровнем достижений и выявлять динамику роста численности наиболее подготовленных обучающихся.
Принципиальным отличием результатов базового уровня от результатов углубленного уровня является их целевая направленность. Результаты базового уровня ориентированы на общую функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития. Эта группа результатов предполагает:
– понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметной области, что обеспечивается не за счет заучивания определений и правил, а посредством моделирования и постановки проблемных вопросов культуры, характерных для данной предметной области;
– умение решать основные практические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области;
– осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов, типичных связей с некоторыми другими областями знания.
Результаты углубленного уровня ориентированы на получение компетентностей для последующей профессиональной деятельности как в рамках данной предметной области, так и в смежных с ней областях. Эта группа результатов предполагает:
– овладение ключевыми понятиями и закономерностями, на которых строится данная предметная область, распознавание соответствующих им признаков и взаимосвязей, способность демонстрировать различные подходы к изучению явлений, характерных для изучаемой предметной области;
– умение решать как некоторые практические, так и основные теоретические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области;
– наличие представлений о данной предметной области как целостной теории (совокупности теорий), об основных связях с иными смежными областями знаний. Примерные программы учебных предметов построены таким образом, что предметные результаты базового уровня, относящиеся к разделу «Выпускник получит возможность научиться», соответствуют предметным результатам раздела «Выпускник научится» на углубленном уровне. Предметные результаты раздела «Выпускник получит возможность научиться» не выносятся на итоговую аттестацию, но при этом возможность их достижения должна быть предоставлена каждому обучающемуся.
В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
Человек. Человек в системе общественных отношений
– Выделять черты социальной сущности человека;
– определять роль духовных ценностей в обществе;
– распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
– различать виды искусства;
– соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
– выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
– выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
– раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
– различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
– выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
– анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;
– различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
– выявлять особенности научного познания;
– различать абсолютную и относительную истины;
– иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
– выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;
– выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека
Общество как сложная динамическая система
– Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
– выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
– приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;
– формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.
Экономика
– Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
– конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;
– объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения;
– оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики;
– различать формы бизнеса;
– извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики;
– различать экономические и бухгалтерские издержки;
– приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
– различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;
– различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп;
– выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия;
– определять причины безработицы, различать ее виды;
– высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости;
– объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;
– анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов;
– приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;
– высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;
– различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт); – различать и сравнивать пути достижения экономического роста.
Социальные отношения
– Выделять критерии социальной стратификации;
– анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения;
– выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;
– высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
– выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;
– конкретизировать примерами виды социальных норм;
– характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;
– различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества; – определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;
– различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
– выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;
– характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;
– характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;
– характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;
– высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;
– формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;
– осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи;
– оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности.
Политика
– Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;
– различать политическую власть и другие виды власти;
– устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности;
– высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;
– раскрывать роль и функции политической системы;
– характеризовать государство как центральный институт политической системы;
– различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии;
– обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии; – характеризовать демократическую избирательную систему;
– различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;
– устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;
– определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;
– конкретизировать примерами роль политической идеологии;
– раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
– формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе;
– оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
– иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
– различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.
Правовое регулирование общественных отношений
– Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
– выделять основные элементы системы права;
– выстраивать иерархию нормативных актов;
– выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
– различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
– обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;
– аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;
– раскрывать содержание гражданских правоотношений;
– применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений; – различать организационно-правовые формы предприятий;
– характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
– давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
– находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования;
– характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
– иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
– извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
– объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Человек. Человек в системе общественных отношений
– Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
– применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни;
– оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
– характеризовать основные методы научного познания;
– выявлять особенности социального познания;
– различать типы мировоззрений;
– объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения;
– выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее.
Общество как сложная динамическая система
– Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;
– выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития;
– систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица).
Экономика
– Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;
– выявлять противоречия рынка;
– раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;
– раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;
– обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;
– различать источники финансирования малых и крупных предприятий;
– определять практическое назначение основных функций менеджмента;
– определять место маркетинга в деятельности организации;
– применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и производителя;
– оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;
– раскрывать фазы экономического цикла;
– высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик; давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;
– извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового экономического развития, экономического развития России.
Социальные отношения
– Выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;
– высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в современных условиях;
– анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов;
– выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов;
– толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире;
– находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе;
– выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;
– выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;
– анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.
Политика
– Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;
– выделять основные этапы избирательной кампании;
– в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
– отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления;
– самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров;
– характеризовать особенности политического процесса в России;
– анализировать основные тенденции современного политического процесса.
Правовое регулирование общественных отношений
– Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений;
– перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;
– характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;
– ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
– выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
– применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
– оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону;
– характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Учебный предмет «Обществознание» знакомит обучающихся с основами жизни общества, с комплексом социальных, общественных и гуманитарных наук, которые будут изучаться в вузах. Учебный предмет «Обществознание» является интегративным, включает достижения различных наук (философии, экономики, социологии, политологии, социальной психологии, правоведения, философии), что позволяет представить знания о человеке и обществе не односторонне с позиции какой-либо одной науки, а комплексно. Данный подход способствует формированию у обучающихся целостной научной картины мира.
Содержание учебного предмета «Обществознание» на базовом уровне среднего общего образования обеспечивает преемственность по отношению к содержанию учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования путем углубленного изучения ранее изученных объектов, раскрытия ряда вопросов на более высоком теоретическом уровне, введения нового содержания, расширения понятийного аппарата, что позволит овладеть относительно завершенной системой знаний, умений и представлений в области наук о природе, обществе и человеке, сформировать компетентности, позволяющие выпускникам осуществлять типичные социальные роли в современном мире.
Задачами реализации примерной программы учебного предмета «Обществознания» на уровне среднего общего образования являются:
– формирование у обучающихся ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы, способности к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
– формирование знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
– овладение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
– овладение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
– формирование представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
– формирование представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
– овладение умениями применять полученные знания в повседневной жизни с учетом гражданских и нравственных ценностей, прогнозировать последствия принимаемых решений;
– формирование навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. Примерная программа учебного предмета «Обществознание» (включая экономику и право) для базового уровня среднего общего образования составлена на основе модульного принципа построения учебного материала, не задает последовательности изучения материала, распределения его по классам, не определяет количество часов на изучение учебного предмета.
Примерная программа учебного предмета «Обществознание» определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования.
Базовый уровень
Человек. Человек в системе общественных отношений
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Понятие культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Формы и виды культуры: народная, массовая, элитарная; молодежная субкультура, контркультура. Многообразие и диалог культур. Мораль. Нравственная культура. Искусство, его основные функции. Религия. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Социализация индивида, агенты (институты) социализации. Мышление, формы и методы мышления. Мышление и деятельность. Мотивация деятельности, потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Познание мира. Формы познания. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина. Виды человеческих знаний. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности научного познания. Уровни научного познания. Способы и методы научного познания. Особенности социального познания. Духовная жизнь и духовный мир человека. Общественное и индивидуальное сознание. Мировоззрение, его типы. Самосознание индивида и социальное поведение. Социальные ценности. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Основные направления развития образования. Функции образования как социального института. Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.
Общество как сложная динамическая система
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Основные направления общественного развития: общественный прогресс, общественный регресс. Формы социального прогресса: реформа, революция. Процессы глобализации. Основные направления глобализации. Последствия глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.
Экономика
Экономика, экономическая наука. Уровни экономики: микроэкономика, макроэкономика. Факторы производства и факторные доходы. Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на формирование спроса. Предложение, закон предложения. Формирование рыночных цен. Равновесная цена. Виды и функции рынков. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Рыночные отношения в современной экономике. Фирма в экономике. Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Предприятие. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты (издержки). Основные источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Финансовый рынок. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации, его задачи, функции и роль в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная политика в области занятости. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина. Роль государства в экономике. Общественные блага. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства. Денежно-кредитная (монетарная) политика. Государственный бюджет. Государственный долг. Экономическая деятельность и ее измерители. ВВП и ВНП – основные макроэкономические показатели. Экономический рост. Экономические циклы. Мировая экономика. Международная специализация, международное разделение труда, международная торговля, экономическая интеграция, мировой рынок. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Тенденции экономического развития России.
Социальные отношения
Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Молодежь как социальная группа. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения конфликтов. Социальные нормы, виды социальных норм. Отклоняющееся поведение (девиантное). Социальный контроль и самоконтроль. Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном обществе. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.
Политика
Политическая деятельность. Политические институты. Политические отношения. Политическая власть. Политическая система, ее структура и функции. Государство как основной институт политической системы. Государство, его функции. Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. Гражданское общество и правовое государство. Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейнополитические течения современности. Политические партии, их признаки, функции, классификация, виды. Типы партийных систем. Понятие, признаки, типология общественно-политических движений. Политическая психология. Политическое поведение. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Политический процесс. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность. Особенности политического процесса в России.
Правовое регулирование общественных отношений
Право в системе социальных норм. Система российского права: элементы системы права; частное и публичное право; материальное и процессуальное право. Источники права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства. Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на результаты интеллектуальной деятельности. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Организационно-правовые формы предприятий. Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Порядок приема на обучение в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Конституционное судопроизводство. Понятие и предмет международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации.
III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ в 10-х классах (70 ч.)
№ п/п | Разделы, темы. | Кол-во часов | Элементы содержания | Д/З | Дата проведения | ||||||
План | Факт | ||||||||||
Тема 1. Общество и человек (17 часов) | |||||||||||
1 | Введение. | 1 | Структура курса обществознания; человек и человеческое отношение к окружающему миру. | Стр. 3-5, конспект | 01.09 | ||||||
2-3 | Что такое общество | 2 | Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение понятия «общество». | §1, вопросы стр. 17 | 04.09 08.09 | ||||||
4-5 | Общество как сложная динамическая система | 2 | Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества. Многовариантность общественного развития. | §2 Вопрос 2 стр.27 | 11.09 15.09 | ||||||
6-7 | Природа человека | 2 | Понятия: смысл жизни. Теории происхождения человека. Вечный вопрос смысла жизни. Его субъективная и объективная сторона вопроса. Основные направления философской мысли в поисках смысла жизни. Науки о человеке. | §3 Работа с документом | 18.09 22.09 | ||||||
8-9 | Человек как духовное существо | 2 | Духовный мир человека. Духовные ориентиры личности. Категорический императив И.Канта. Мировоззрение и его основные типы | §4 Задания стр. 45 | 23.09 25.09 | ||||||
10-11 | Деятельность – способ существования людей | 2 | Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека, ее основные характеристики. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности | §5 | 29.09 02.10 | ||||||
12-13 | Познание и знание | 2 | Познание мира с точки зрения пессимистов, оптимистов и скептиков. Познание чувственное и рациональное. Истина. Знание и его многообразие | §6 Вопрос № 3 письменно | 06.10 09.10 | ||||||
14-15 | Человек в системе социальных связей | 2 | Понятия: личность, Биологическое и социальное в человеке связанно во едино. Самосознание и самореализация. Свобода и ответственность личности, их единство | §7 Работа с документом стр. 75 | 13.10 16.10 | ||||||
16 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Повторение усвоенного материала по главе 3: « Общество и человек» | повторение | 20.10 | ||||||
17 | Тематический контроль по разделу 1 | 1 | Понятия «человек» и «общество», «личность». Влияние современного общества на индивида. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни. | 23.10 | |||||||
Глава 2. Основные сферы общественной жизни (38 часов) | |||||||||||
18-19 | Культура и духовная жизнь общества | 2 | Понятие «культура» как достижение человека в преобразовании мира. Отличи тельные черты духовной сферы от других сфер общества. СМИ | §8 | 27.10 30.10 | ||||||
20-21 | Наука и образование | 2 | Что такое наука? Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли современной науки. Наука – двигатель прогресса. Приоритетность образования. Возрастающая значимость образования в условиях информационного общества | §9 | 10.11 13.11 | ||||||
22-23 | Мораль. Религия | 2 | Что такое мораль, зачем она нужна людям. Признаки морали. Мораль - общечеловеческая ценность. Взаимосвязь патриотизма и гражданственности. Религия и науки ее изучающие. Добро и зло. Особенности религиозной веры. Роль религии в жизни общества. Религиозные организации и объединения. Свобода совести. | §10 Вопросы Стр.112 | 17.11 20.11 | ||||||
24-25 | Искусство и духовная жизнь | 2 | Различные трактовки искусства. Структура и состав искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. | §11 Работа с документом стр. 123 | 24.11 27.11 | ||||||
26-27 | Роль экономики в жизни общества | 2 | Понятия: экономика, уровень жизни. Экономика и социальная структура общества. Экономика и политика. | §12 | 01.12 04.12 | ||||||
28-29 | Экономическая культура | 2 | Сущность и структура экономической культуры. Экономическая свобода и социальная ответственность. Связь экономической культуры и деятельности | § 13 Вопросы стр. 150 | 08.12 11.12 | ||||||
30 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Духовная культура, Экономика» | 1 | Обобщение и систематизация полученных знаний | повторение | 15.12 | ||||||
31 | Практикум по теме | 1 | Духовная культура и Экономика | 18.12 | |||||||
32-33 | Социальная структура общества | 2 | Многообразие социальных групп. Социальное неравенство. Понятия социальной стратификации. Социальной мобильности, социальные интересы | § 14 Работа с документом стр. 160 | 22.12 25.12 | ||||||
34-35 | Социальные взаимодействия | 2 | Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда. | § 15 | 29.12 12.01 | ||||||
36-37 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение | 2 | Понятие социальных норм и санкций. Девиантное поведение. Социальный контроль как особый механизм поддержания общественного порядка. | § 16 Вопросы 1-6 стр. 183 | 15.01 19.01 | ||||||
38-39 | Нации и межнациональные отношения | 2 | Социальные группы, этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты , пути их решения. Социальный конфликт | § 17 | 22.01 26.01 | ||||||
40-41 | Семья и быт | 2 | Понятие: семья. Семья как социальный институт. Функции семьи. Бытовые отношения | § 18 Задания 1-4 стр. 207 | 29.01 02.02 | ||||||
42-43 | Социальное развитие и молодежь | 2 | Молодежь. Молодежная субкультура. Социальные процессы в современной России | § 19 | 09.02 12.02 | ||||||
44-45 | Политика и власть | 2 | Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть | §20 Вопросы | 16.02 19.02 | ||||||
46-47 | Политическая система | 2 | Общая характеристика современной политической сферы .Понятие «политическая система». Значение политической системы для современного человека. | §21 Работа с документом стр. 239 | 26.02 02.03 | ||||||
48-49 | Гражданское общество и правовое государство | 2 | Понятие и признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Понятие о правовом государстве и его становлении. Признаки правового государства | §22 | 05.03 09.03 | ||||||
50-51 | Демократические выборы и политические партии | 2 | Понятие избирательной системы и ее виды. Партийная система и многопартийность | §23 | 12.03 16.03 | ||||||
52-53 | Участие гражданина в политической жизни | 2 | Понятие и сущность политического процесса. Политическая культура | §24 Задание № 3 стр. 271 | 19.03 30.03 | ||||||
54 | Повторительно-обобщающий урок по главе 2 «Основные сферы общественной жизни» | 1 | Обобщение и систематизация полученных знаний. | Повторение, конспект в тетради | 02.04 | ||||||
55 | Практикум по разделу 2 | 1 | Проверка усвоенных знаний. Духовная жизнь. Экономика. Социальная сфера. Политическая сфера | повторение | 06.04 | ||||||
Раздел 3. Право (15 часов) | |||||||||||
56-57 | Право в системе социальных норм | 2 | Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Определение политической системы общества. | §25 Работа с документом стр.282 | 09.04 13.04 | ||||||
58-59 | Источники права | 2 | Что такое источники права. Основные источники права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативноправовой акт, естественное право. | §26 | 16.04 20.04 | ||||||
60-61 | Правоотношения и правонарушения | 2 | Что такое правоотношение. Что такое правонарушение. Противоправность. Преступления. Проступки. | §27 | 23.04 27.04 | ||||||
62-63 | Современное российское законодательство | 2 | Конституционное право. Административное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право Уголовное право. Экологическое право | §28 Работа с документом с. 316 | 30.04 04.05 | ||||||
64-65 | Предпосылки правомерного поведения | 2 | Правосознание. Правовая идеология. Правовая установка. Правовая психология. Правовая культура личности. Правовая культура общества. Правомерное поведение | §29 задания 1-3 стр. 327 | 07.05 11.05 | ||||||
66 | Повторительно-обобщающий урок по разделу 3 «Право» | 1 | Обобщение и систематизация полученных знаний. | повторение | 14.05 | ||||||
67 | Промежуточная аттестация. | 1 | Проверка усвоенных знаний. Право как особая система норм | 18.05 | |||||||
68-69 | Общество в развитии | 2 | Многовариантность общественного развития. Общественный прогресс и его проблема. | § 30, задание № 1-2 на стр. 341 | 21.05 25.05 | ||||||
70 | Итоговое повторение | 1 | 28.05 |
Календарно-тематическое планирование «Обществознание» 11 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Элемент содержания | Д/з | Дата урока | ||||
Глава 1. Человек и экономика (24 часа) | план | факт | |||||||
1-2 | Введение в курс обществознания 11 класс. Экономика как наука | 2 | Понятия «экономическая наука», макро и микроэкономика, измерители экономической деятельности, ВВП и ВНП, уровень инфляции | §1, задание 2 с. 16 | |||||
3-4 | Экономический рост и развитие | 2 | Факторы производства, экономический рост, циклическое развитие экономики и последствия его воздействия на экономическую жизнь общества | §2, задание 1-4 с. 27-28 | |||||
5-6 | Рыночные отношения в экономике | 2 | Действие рыночного механизма регулирования экономики, его достоинства и недостатки, роль и место фондового рынка в рыночных структурах | §3, задание 1 с.41 | |||||
7-8 | Фирмы в экономике | 2 | Понятие фирмы, раскрыть слагаемые эффективного производства, виды доходов, получаемые собственниками факторов производства, способы их рационального использования. | §4, задание 1 с. 53 | |||||
9-10 | Правовые основы предпринимательской деятельности | 2 | Понятие предпринимательского права, формы предпринимательства | §5, задание 1 с. 64 | |||||
11-12 | Слагаемые успеха в бизнесе | 2 | Основных факторы определяющие успешность бизнеса, влияние важных составляющих инфраструктуры бизнеса на его результативность. | § 6, задание 1-3 с. 76 | |||||
13-14 | Экономика и государство | 2 | Понятие о государстве как о одном из основных регуляторов экономической жизни общества, экономические функции государства, пути и методы государственного регулирования экономики. | § 7, задания 1-3 на стр. 88 | |||||
15-16 | Финансы в экономике | 2 | Понятие «финансы» как совокупность экономических отношений в процессе использования денежных средств, структура и функция банковской системы, финансовые институты, виды инфляции ее причины и последствия | §8, задание 1-4 с. 100 | |||||
17-18 | Занятость и безработица | 2 | Понятие рынка труда, причины и виды безработицы, влияние государственной политики на область занятости | §9, задание 6-7 с. 113 | |||||
19-20 | Мировая экономика | 2 | Понятие мировой экономики, значение интеграции отдельного государства в мировую экономику как фактора его экономического развития, значение различных форм внешнеэкономических связей для эффективного развития национальной экономике | §10, задание 1-3 с. 124-127 | |||||
21-22 | Человек в системе экономических связей | 2 | Роль производителя и потребителя в решении ключевой экономической проблемы общества – эффективном использовании ограниченных ресурсов. | §11, задание 1-4 с. 134 | |||||
23 | Итоговое повторение: Человек и экономика | 1 | урок повторительного обобщения | Повторение главы 1 и подготовка к самостоятельной работе | |||||
24 | Итоговая контрольная работа | 1 | Оценка полученных знаний по главе «Человек и экономика» | ||||||
Глава 2. Проблемы социально-политической и духовной жизни (16 часов) | |||||||||
25-26 | Свобода в деятельности человека | 2 | Понятие «свобода» и его важнейшие аспекты, анализ важнейших философских, социально-политических, морально-эстетических проблем, имеющие глубокий личностный смысл. | §12, задание 1-5 с. 145 | |||||
27-28 | Общественное сознание | 2 | Характеристика общественного сознания как совокупности проявлений духовной жизни общества. Общественная психология | §13, задания с.155 | |||||
29-30 | Политическое сознание | 2 | Идеология, ее роль и современные направления, СМИ, пропаганда | §14, задания с.168-169 | |||||
31-32 | Политическое поведение | 2 | Формы политического поведения, политический терроризм, связь между политическим поведением с политической идеологией и политической психологией. | §15, задание 1-4 с. 178-179 | |||||
33-34 | Политическая элита и политическое лидерство | 2 | Понятие политическая элита, роль политической элиты и политического лидера в политической жизни. | §16, задание 4 с. 190 | |||||
35-36 | Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи | 2 | Основные тенденции характерные для развития семьи как социального института в современной России, их влияние на общие демографические процессы, специфика неполных семей. | §17, задание 2 с. 198 | |||||
37-38 | Религиозные объединения и организации в РФ | 2 | Специфика религиозных организаций, право на создание которых имеют граждане России, правовой статус религиозных объединений, проблема поддержания межрелигиозного мира | §18, задание с.209-210 | |||||
39 | Итоговое повторение: Проблемы социально-политической и духовной жизни | 1 | урок повторительного обобщения | Повторение главы 2 и подготовка к самостоятельной работе | |||||
40 | Итоговая контрольная работа | 1 | Оценка полученных знаний по главе 2 «Проблемы социально-политической и духовной жизни» | ||||||
Глава 3. Человек и закон (23 часа) | |||||||||
41-42 | Современные подходы к пониманию права | 2 | Общие проблемы современного правопонимания, соотношение права и закона, законотворческого процесс и его характеристика | §19, задание 1 с. 224 | |||||
43-44 | Гражданин Российской Федерации | 2 | Принципы российского гражданства и основание для его приобретения, военная служба по призыву и предусмотренная законом возможностью ее замены, права и обязанности налогоплательщика. | §20, задание 1-4 с. 234-235 | |||||
45-46 | Экологическое право | 2 | Специфика экологических отношений, право человека на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. | §21, задание 1-4 с. 246 | |||||
47-48 | Гражданское право | 2 | Понятие гражданского права, защита гражданских прав | §22, задание к документу с. 258 | |||||
49-50 | Семейное право | 2 | Понятие семейного права, теоретические представления о порядке и условиях заключения и расторжения брака, личных имущественных и неимущественных правах и обязанностях супругов, родителей и детей. | §23, задание 1-4 с. 273-270-271 | |||||
51-52 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства | 2 | Понятие трудового права, права на социальное обеспечение, образовательного права. | §24, задание 1-4 с. 283 | |||||
53-54 | Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс | 2 | Особенности правовой отрасли «процессуальное право», ,арбитражный процесс как специфическая отрасль гражданского процесса. | §25, задание 3 с. 296 (схема) | |||||
55-56 | Процессуальное право: уголовный процесс | 2 | Понятие о главных задачах уголовного процесса – раскрытии преступлений, защите прав и свобод человека и гражданина, установление справедливости. Специфические особенности уголовного процесса. | §26, задание 1-4 с. 307-308 | |||||
57-58 | Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство | 2 | Особенности административной юрисдикции, ее обусловленность спецификой работы сотрудников административных органов, а также особенности конституционного судопроизводства и его значение для развития законотворческой деятельности. | §27, задание 1-5 с. 317 | |||||
59-60 | Международная защита прав человека | 2 | Полномочия ключевых структурных подразделений ООН. Проблема отмены смертной казни. Международные преступления и правонарушения | §28, задание 1-4 с. 328, | |||||
61-62 | Взгляд в будущее | 2 | Угрозы, вызовы и проблемы, которые оставил в наследство XXI век. | §29, Повторение главы 3 и подготовка к контрольной работе | |||||
63 | Промежуточная аттестация | 1 | Оценка полученных знаний по главе по главе 2 «Проблемы социально-политической и духовной жизни» | ||||||
64-65 | Человек и закон - контрольный урок | 1 | Обобщить знания о современном подходе к пониманию права, современном механизме защиты прав человека. | Записи в тетради, ответы на вопросы, словарик темы | |||||
66-67 | Экономика и социальные отношения | 1 | Проверка знаний: экономика и экономическая наука., роль государства в экономике, человек в системе экономических связей, мировая экономика. | Записи в тетради, ответы на вопросы, словарик темы | |||||
68-69 | Правовое регулирование общественных отношений | 1 | Проверка знаний: право в системе социальных норм, система права, права и обязанности граждан и их защита. | Записи в тетради, ответы на вопросы, словарик темы | |||||
70 | Итоговое повторение | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа7 класс Starlight
к учебникуЗзвездный английский, 7 класс 2019...