Конспект урока по теме "Социальные статусы и роли " 8 класс
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)
Конспект урока "Социальные статусы и роли" 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnye_statusy_i_roli.docx | 125.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок. Обществознание 8 класс
Учитель: Сойма Елена Александровна.
Тема урока: Социальные статусы и роли.
Цель: познакомить со способами связи и взаимодействия индивидов, занимающих определённые социальные позиции (статус) и выполняющих определённые социальные функции (роль); характеризовать социальные статусы и роли.
Планируемые результаты:
Предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий социальная роль, раскрывать сущность социального статуса и социальных ролей; выделять позиции, определяющие статус личности; различать предписанные и достигаемые статусы; описывать ролевой репертуар личности; описывать основные социальные роли старших подростков.
Метапредметные УУД :
1) коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
3)познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал;
4) личностные УУД: формирование и развитие познавательного интереса к обществоведческим проблемам; выражение собственного мнения к проблемам взаимоотношения поколений; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Ход урока
I.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Послушайте небольшую притчу.
Шел мудрец, навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»
Ребята, желаю вам, чтобы сегодня вы были именно строителями, строителями «ХРАМА ЗНАНИЙ». Пусть урок принес вам новые открытия, успехов вам.
Кто говорит, тот сеет; кто слушает –собирает.
II. Актуализация знаний по теме «Социальная структура общества».
Игра «Согласен - не согласен» (технология отработки заданий ОГЭ по обществознанию «Задания на установление истинности двух суждений»)
Ход игры: на столах у каждого ученика лежат две сигнальные карточки (красная – суждение неверно), зелёная – суждение верно). Утверждения:
- Социальная структура общества представляет собой совокупность социальных общностей и систему взаимосвязей и отношений между ними. (да)
- Социальная группа – это любая совокупность людей, выделенных по профессии, месту жительства. (да)
- Социальная структура становится сложнее по мере развития общества (да)
- Стремление сторон любой ценой защитить свои интересы – одна из причин социальных конфликтов (да)
- Социальные конфликты всегда приводят к негативным социальным последствиям (нет)
- Социальная группа – это любая совокупность людей, выделенных по полу, возрасту, национальности. (да)
- Горизонтальная социальная мобильность выражается в движении по ступеням социальной лестницы (нет)
- Вертикальная социальная мобильность связана с изменениями социального положения в пределах одной и той и той же страты. (нет)
- В больших социальных группах личные контакты между всеми членами группы невозможны (да)
- Каждый человек может входить в несколько социальных групп (да)
Оценка ответов учащихся:
- Кто ни разу не ошибся?
- У кого была 1 ошибка?
- эти дети могут поставить себе «5» за домашнее задание.
- У кого было 2 ошибки? (ставим отметку «4»)
- У кого было 3 ошибки? (ставим отметку «3»)
III. Мотивационный этап. Постановка целей урока.
Работа в группах. Учитель раздаёт учащимся задания – разыграть определённую ситуацию. Остальные учащиеся должны догадаться, о чём идёт речь.
Группа №1. Врач на приёме. К нему пришла бабушка, жалуется на различные недомогания (боли в спине, ломота в суставах, давление высокое). Врач её полностью игнорирует, слушает музыку в наушниках, пританцовывает.
Реквизит: Белый халат, шапочка, телефон с наушниками.
Группа №2. Учитель на уроке объясняет ученикам материал, используя блатной жаргон. Слова: типа, короче, в натуре, вы врубились или нет? И другие… Ученики обращаются к учителю по имени, отчеству.
Реквизит: журнал, указка.
Группа №3.Сын пришёл домой из школы, а мама, вместо того, чтобы сварить еду, прибрать в квартире, целый день играет в компьютерную игру (стрелялки какие-нибудь). На просьбы сына покормить его, отмахивается, предлагает самому что-нибудь приготовить.
Реквизит: ноутбук.
Обсуждение:
- Что Вам показалось странным в разыгранных ситуациях? (люди вели себя не так как положено);
- А кто определил, как положено вести себя данным людям? (их положение в обществе, т.е. статус)
Учитель на доске записывает слово «статус».
- Какое задание было у каждой группы? (разыграть ситуацию, то есть сыграть роль)
Учитель на доске пишет слово «роль».
- Согласны ли вы, что роли героев сценок не соответствовали их статусу? (да)
- Запишите тему урока «Социальные статусы и роли» (слайд1)
Проблема: Что определяет статус человека? Может ли человек в современном обществе изменить свой социальный статус, если он его не устраивает?
III Изучение нового материала.
- Социальный статус
Запись в тетради
(Слайд 2) Социальный статус – это социальная позиция человека в обществе с вытекающими из нее правами и обязанностями.
Совокупность всех статусов человека именуют статусным набором.
Вот пример статусной ситуации. Подросток 14 лет, сын, внук, брат, дядя в семье, Гражданин России, ученик школы, житель хутора Гундоровского. Здесь перечислены многие, но не все, позиции, которые определяют статус личности. Можно было назвать национальность, социальное происхождение. Социальный статус взрослого человека зависит от уровня образования, профессии, занимаемой должности, семейного положения.
Т.о., социальный статус охватывает целый набор позиций. Из них всегда можно найти главную, наиболее важную в данный период для человека. К примеру, для пожилой женщины решающее значение может приобрести статус бабушки – возможность ухода за внуками и их воспитание; для мужчины средних лет – все, что связано с профессиональной деятельностью – должность, размер дохода и т.д. Существуют основные статусы и эпизодические.
Эпизодический статус.
(Слайд 3)
Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Найди место» (Технология отработки задания ОГЭ «Установление соответствия»).
Детям предлагается разделить различные социальные статусы на две группы: брат, хирург, сын, итальянец, режиссер, президент компании, бродяга.
Обсуждение: почему так разделили статусы?
Должны выйти на понятия предписанный статус и достигаемый:
(слайд 4)
Предписанный (приписанный) статус: брат, сын, итальянец.
Достигаемый статус: хирург, режиссёр, президент компании, бродяга.
Приписанный статус включает прирожденные характеристики (пол, возраст, раса) человека, а также некоторые, полученные при рождении или обретенные позднее в силу не зависящих от личности обстоятельств (член королевской семьи, невестка).
Достигаемый статус – это то, что человек обретает собственными усилиями: образование, материальное положение, политическое влияние, деловые связи, квалификация и т.п.
Работа у доски:
А) младший брат Б) директор завода В) дедушка Г) космонавт Д) ученик старших классов Е) свекровь Ж) китаец |
1) достигаемые статусы
2)предписанные статусы |
(слайд 5)
- Общество придумало внешние знаки отличия, позволяющие распознать обладателей различных статусов. Например, воинские знаки и отличия в армии. А как обстоит дело со статусными символами гражданского населения? Иногда дело доходило до курьезов. Так, в Средние века регламентация одежды и обуви носила такой точный характер, что без ошибки, с помощью деревянной линейки, можно было определить, кто есть кто. В 15 веке в Германии были установлены точные размеры длины носка ботинок: для принцев и князей- 2,5 фута, для высшего дворянства – 2 фута, для простых рыцарей – 1,5 фута, для богатых людей – один фут. А бедных отличали легко – по короткому носку, всего половина фута.
(слайд 6) Поклоны в Японии.
(слайд 7)
3. Большую роль в формировании социального статуса играют понятия:
«престиж» и «авторитет».
- Чем отличаются эти понятия?
- Составьте словосочетания с прилагательными «престижный» и «авторитетный».
Престижное место, престижная профессия, престижный автомобиль, престижный курорт.
Авторитетный руководитель, авторитетный депутат, авторитетный учитель.
Т.е. Престижным может быть место, а авторитетным – человек.
- Может неавторитетный человек занимать престижное место?
- Может авторитетный человек занимать непрестижное место?
Престиж – оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми.
Авторитет – степень признания обществом личных и деловых качеств определённого человека.
Задание «Престижно или авторитетно?»
а) быть студентом известного столичного ВУЗа?
б) добиться крупного успеха в предпринимательской деятельности?
в) стать лидером футбольной команды?
г) быть в числе постоянных клиентов популярного ресторана?
д) быть человеком способным дать дельный совет в определённой области знаний?
е) ежегодно отдыхать на всемирно известном курорте?
ж) оказывать влияние на принятие важных политических решений?
4.Социальная роль
Всем хорошо известны знаменитые строки Шекспира.
Весь мир – театр.
В нем женщины, мужчины – все актеры.
У них есть выходы, уходы.
И каждый не одну играет роль.
(слайд 8 ) Социальный статус человека дает ему определенные права, накладывает обязанности и определяет соответствующее поведение.
Ожидаемое от человека данного социального статуса поведение называется социальной ролью.
У вас у всех, ребята, есть статус ученика школы, он дает вам возможность получить достоверные знания, овладеть необходимыми умениями и навыками. Одновременно это является и вашей обязанностью. Но статус ученика требует от вас соответствующего поведения. Какого? Чего от вас ждет общество?
Сценки – статус и роль совпали?
- Что произойдёт, если социальный статус и социальная роль не совпадут? (общество может не принять человека, могут последовать санкции) Доктора, учителя, уволят с работы, маму, которая не заботится о детях, возможно, лишат родительских прав).
Такая ситуация называется «ролевой конфликт»
Задание в учебнике стр. 110
Проблема: Что определяет статус человека? (возраст, происхождение, профессия, образование, пол)
Может ли человек в современном обществе изменить свой социальный статус, если он его не устраивает?
1. Социальный статус, приобретаемый собственными усилиями человека, называют
1) прирожденный
2) предписанный
3) приписываемый
4) достигаемый
2. Иван имеет статус ученика 8 класса, он посещает школу и выполняет домашние задания. Как называется поведение, ожидаемое от человека того или иного социального статуса?
1) социальное положение
2) социальная роль
3) социальная норма
4) социализация
- Какие из перечисленных статусов можно отнести к предписанным?
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) татарин
2) священник
3) принц
4) мужчина
4.Какая социальная роль характерна для подростка и для взрослого?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) пользователь мобильной связи
2) избиратель
3) работник завода
4) ученик школы
5. Верны ли следующие суждения:
А. При рождении человек приобретает все свои социальные роли
Б. Общество предъявляет человеку ролевые требования?
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
(Слайд 9) Проверь себя!
1-4
2-2
3-1,3,4
4-1
5- 2
Рефлексия:
Я чувствовал себя на уроке:
Материал мне был понятен:
Я усвоил основные понятия:
Я выполнял задания:
(слайд 10) Домашнее задание: пар.13
ПРАКТИКУМ: определите свой статусный набор
Предписанный | Мои статусы | Достигаемый |
1. 2. 3. 4. | Гл мой статус: | 1. 2. 3. 4. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему: "Роль местоимений в речи".
Урок словесности содержит практический материал по обобщению знаний и умений по теме: "Местоимение"....
План-конспект урока: «Флейта Пана и её роль в развитии культуры»
Цель:Дать представление о возможностях восприятия мира при совмещении музыкальной и художественной культуры....
Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Повторение по теме «Имя прилагательное». Роль прилагательных в речи. Меткие, озаряющие слова".
Данный конспект урока предназначен учителю, работающему в 6 классе. Это урок повторения и обобщения знаний, полученных при изучении темы "Имя прилагательное". Ценность данной работы в том, что на...
Урок обществознания "Социальные статусы и роли" в 8 классе
Урок обществознания "Социальные статусы и роли" в 8 классе...
Конспект урока русского языка в 7 а классе Тема: «Роль глагола в предложении»
Конспект урока русского языка в 7 а классе. Тема : "Роль глагола в предложении"...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я"
Данный материал представляет разработку урока в 5 классе по теме "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я" Урок разработан с учетом метапредметных компетенций. Цель урока - актуализировать и восстан...
Конспект урока на тему «Право, его роль в жизни общества и государства» 9 класс
Конспект урока на тему«ПРАВО, ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА»Цель урокаСоздать условия для формирования представления о значении права в жизни человека, общества, государств...