Элективный курс "Практическое обществознание"
элективный курс по обществознанию (9 класс)
Элективный курс "Практическое обществознание"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskoe_obshchestvoznanie_9_klass._elektiv.docx | 31.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Образовательная программа школы разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федерального уровня:
1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ « Об образовании в РФ».
2. Приказ Министерства образования Российской Федерации « Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9.03.2004г № 1312» (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 30.08.2010 №889, от 03.06.2011 №1994, 01.02.2012 №74).
3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089 (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 31.01.2012 г. № 69).
4. Письмо Минобрнауки РФ от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»
5. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10), зарегистрированными в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993, от 29.12. 2010 №189.
Регионального уровня:
1. Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 1.06.2012 №4694/12 «О составлении рабочих программ».
Образовательного учреждения:
Образовательная программа основного общего образования НРМОБУ «Салымская СОШ № 2»
Данная программа ориентирована на учебники:
- Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Городецкой Н.И., Обществознание 8 класс .М., «Просвещение», 2017г.
- Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Матвеева А.И., 9 класс .М., «Просвещение», 2018г.
Элективный курс «Практическое обществознание» предназначен для обучающихся 9 класса основной школы готовящихся к государственной итоговой аттестации в новой форме.
Данный курс способствует расширению и углублению базового курса обществознания.
Содержание курса прежде всего, ориентировано на те темы и вопросы, которые присутствуют в итоговой аттестации, но недостаточно полновесно рассматриваются в базовом школьном курсе «Обществознание».
Элективный курс рассчитан на 34 учебных часа и включает основные темы Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения государственной итоговой аттестации (в форме ОГЭ) по обществознанию (всего 6 тем).
Учитывая, тот факт, что девятиклассники впервые сдают экзамены и испытывают на данном этапе затруднения в самостоятельной подготовке к государственной итоговой аттестации, ведущая роль в организации учебной деятельности отводится учителю. При этом предполагаются разнообразные формы работы: лекционные занятия, семинары, практические занятия, зачёты. Большое внимание уделяется решению тестовых заданий, практическому решению задач. Планируется обучающее, тренировочное и контрольное решение тестов.
Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов «Типовых тестовых заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации» и материалов специальных сайтов сети Интернет. Предполагается тестовые зачётные работы после каждой блоковой темы. По итогам курса - выполнение учениками зачётной работы в режиме пробного экзамена.
Цель курса: повторение и систематизация учебного материал по предмету «Обществознание» за курс основной школы необходимый для сдачи экзамена в новой форме, отработка умений по данному предмету практического характера.
Задачи курса:
- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями к Государственной итоговой аттестации в новой форме;
- стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для дальнейшего обучения;
- отрабатывать умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах, нравственной и правовой оценки конкретных поступков.
- отрабатывать умения и навыки решения тестовых заданий разного уровня сложности и структуры (часть 1 КИМ)
- отрабатывать умения и навыки работы с текстом (часть 2 КИМ)
Элективный курс имеет следующую структуру:
- Повторение теоретических вопросов основных тем курса обществознания.
- Решение тренировочных заданий по теме.
- Выполнение зачётных заданий по теме.
- Практикум по решению разных типов заданий.
- Обучающий практикум по выполнению заданий части 2.
- Итоговая предэкзаменационная работа.
В результате изучения курса ученик должен:
знать/понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми
-сущность общества как формы совместной деятельности людей
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения
уметь:
-описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли
- социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия
-объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и
государства)
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в
различных сферах
-оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
-решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
-осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах
-нравственной и правовой оценки конкретных поступков.
Содержание курса.
Тема 1. Человек и общество.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Человек и его ближайшее окружение .Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
Тема 2. Сфера духовной культуры.
Сфера духовной культуры и ее особенности. Наука в жизни современного обществ. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.
Тема 3. Экономика.
Экономика, ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства.
Тема 4. Социальная сфера
Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные ценности и норм. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения.
Тема 5. Сфера политики и социального управления
Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественно жизни. Гражданское общество и правовое государство.
Тема 6. Право.
Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная
ответственность несовершеннолетних.
Тематическое планирование курса.
№ | Название темы | Кол-во часов | Форма проведения занятия | Форма контроля | Дата по пл. | Дата по факт. |
Человек и общество. | 3 | |||||
1 | Общество и человек. Природа и общество. Сферы общественной жизни | 1 | Лекция с элементами беседы. | Решение тематического теста. | ||
2 | Человек, индивид, личность. Деятельность. Межличностные отношения. | 1 | Семинарское занятие. | Участие в семинаре | ||
3 | Тестовый практикум по теме | 1 | Тренировочное решение тестов. | Письменный зачёт. | ||
Сфера духовной культуры. | 3 | |||||
4 | Духовная культура. Наука. Образование. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Решение тематического теста. | ||
5 | Религия. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. | 1 | Семинарское занятие. | Участие в семинаре | ||
6 | Тестовый практикум по теме | 1 | Тренировочное решение тестов. | Зачётный тест в программе «May test» | ||
Экономика. | 4 | |||||
7 | Экономика. Экономические системы. Товар. Производство. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Решение тематического теста. | ||
8 | Рынок. Рыночные отношения. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Решение тематического теста. | ||
9 | Экономическая политика государства. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Решение тематического теста. | ||
10 | Тестовый практикум по теме | 1 | Тренировочное решение тестов. | Письменный зачёт. | ||
Социальная сфера. | 3 | |||||
11 | Социальная структура общества. Социальные группы. Социальные ценности и конфликты. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Составление опорного конспекта | ||
12 | Нации и межнациональные отношения | 1 | Лекция с элементами беседы. | Решение тематического теста. | ||
13 | Тестовый практикум по теме | 1 | Тренировочное решение тестов. | Зачётный тест в программе «May test» | ||
Сфера политики и социального управления. | 4 | |||||
14 | Власть. Государство. | 1 | Семинарское занятие | Участие в семинаре | ||
15 | Политические режимы | 1 | Лекция с элементами беседы. | Составление опорного конспекта | ||
16 | Гражданское общество и правовое государство. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Решение тематического теста. | ||
17 | Тестовый практикум по теме | 1 | Тренировочное решение тестов. | Письменный зачёт. | ||
Право. | 6 | |||||
18 | Право. Правовые нормы. Правонарушение. Юридическая ответственность. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Решение тематического теста. | ||
19 | Конституция РФ. Основы конституционного строя. | 1 | Лабораторное занятие | Решение тематического теста. | ||
20 | Права, свободы и обязанности граждан. | 1 | Лабораторное занятие. | Решение тематического теста. | ||
21 | Кодифицированное право. | 1 | Лекция с элементами беседы. | Решение тематического теста. | ||
22 | Тренировочный практикум по решению задач по теме. | 1 | Практикум | Решение задач | ||
23 | Тестовый практикум по теме | 1 | Тренировочное решение тестов. | Зачётный тест в программе «May test» | ||
Практикум по решению заданий ГИА | 11 | |||||
24 | Решение заданий с диаграммами | 1 | Обучающее решение задач. | Решение задач | ||
25 | Решение заданий с диаграммами. | 1 | Тренировочное решение тестов. | Решение задач. | ||
26 | Практикум по решению заданий на анализ двух суждений | 1 | Обучающее решение задач. | Решение заданий | ||
27 | Практикум по решению заданий на установление фактов и мнений | 1 | Обучающее решение задач. | Решение заданий | ||
28 | Обучающий практикум по выполнению заданий части 2 | 1 | Практикум | Выполнение заданий по тексту | ||
29 | Обучающий практикум по выполнению заданий части 2 | 1 | Практикум | Выполнение заданий по тексту. | ||
30 | Зачётное задание по части 2 | 1 | Тренировочное решение тестов. | Письменный зачёт. | ||
31-33 | Итоговая предэкзаменационная работа. | 3 | Контрольное решение тестов | Итоговая работа | ||
34 | Анализ итогового зачёта. Разбор типичных ошибок. | 1 | ||||
Итого | 34 часа |
Литература для учителя и учащихся.
- Учебник «Обществознание» 6-9 классы. М. Русское слово. 2011 – 2013 г.
- Учебник «Обществознание» Боголюбов Л.Н., Матвеева А.И. Обществознание.8- 9 класс. М. Просвещение, - 2011 - 2013
- Конституция Российской Федерации.- М., 2011 г.
- А.В. Клименко, В.В. Румынина «Обществознание» М. Дрофа. 2008 г.
Интернет - ресурсы
1.http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
2.http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
3.http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
4.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы элективного курса "Обществознание: подготовка к ЕГЭ (Основы обществоведческих знаний)" для 10-11 классов
p { margin-bottom: 0.21cm; } Элективный курс «Обществознание: подготовка к ЕГЭ» в 10-11 классах направлен на достижение следующих целей: - актуализировать знания учащихся по проверяемым в рамках ...
Элективный курс "Обществознание для поступающих в ВУЗ"
Элективный курс включает материал школьного курса «0бществознание», который проверяется на едином государственном экзамене. Структура курса соответствует Стандарту среднего (полного)...
Программа элективного курса "Обществознание: теория и практика" для 10-11 класса
В программе детально раскрыто содержание изучаемого материала. Изучение курса позволит заложить у учащихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах; позволит ввес...
Элективный курс "Обществознание: теория и практика". 10–11-е классы
В данной разработке представлена пояснительная записка, учебно-тематический план курса....
программа элективного курса обществознание
Имею право...
Элективный курс "Обществознание - теория и практика"
Элективный курс для учащихся 10-11 классов....