Элективный курс "Подросток и закон".
элективный курс по обществознанию (7 класс)
Цель курса – воспитание у обучающихся правовой культуры, уважения к закону; формирование элементарных знаний о праве; развитие личностных качеств, необходимых для успешной социализации, для связи понимаемого с собственным жизненным опытом, для большего осознания ценности жизни; для самостоятельного, осознанного принятия правовых решений в ситуации выбора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_podrostok_i_zakon.docx | 40.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» с.Чернолесского
Новоселицкого района Ставропольского края
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Подросток и закон».
Программа рассчитана на 1год обучения.
Возраст обучающихся 7 класс.
Программа составлена учителем
истории и обществознания
Донцовой Валентиной
Алексеевной
Пояснительная записка
«Сознание права развивает сознание долга. Всеобщий закон — это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого».
Гюго Виктор Мари.
В современном мире растёт поколение, которое практически обеспечено всем. Доступность ко всему не должно породить вседозволенность подрастающего поколения в современном обществе, иначе это может привести к росту преступности.
«В течение последнего десятилетия отмечается увеличение количества деяний, совершенных несовершеннолетними. При этом подростковая преступность растет в 7 раз быстрее, чем происходит изменение общего числа населения этой возрастной категории». https://fb.ru/article/245595/podrostkovaya-prestupnost-v-rossii
Таким образом, создание программы и проведение элективного курса «Подросток и закон» актуально.
Программа элективного курса «Подросток и закон» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования, с учётом дидактических требований к уровню подготовки выпускников и направлена на повышение правовой грамотности подростков, осознание своих прав и обязанностей, причин и последствий правонарушений, развитие ответственности.
В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами целью образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся. Выпускник основной школы (в соответствии с «портретом выпускника основной школы») - социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством. Эффективными средствами достижения новых целей образования наряду с основными образовательными программами по предметам являются программы внеурочной деятельности.
Данная программа рассчитана на обучающихся 7 класса.
Выбор темы элективного курса «Подросток и закон» определён тем, что изучение вопросов права в курсе обществознания 7 класса, вызывает у обучающихся повышенный интерес, и в тоже время предусматривает рассмотрение наиболее общих вопросов права за незначительное количество учебного времени, поэтому, возвращение к этим сложным и личностно-значимым для подростков вопросам в рамках элективного курса является целесообразным.
Элективный курс «Подросток и закон» ориентирован помочь обучающимся найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни и которые не могут решить без элементарных правовых знаний. Материал курса обращен к подросткам, у которых нередки антиобщественные проявления. Особенность курса заключается в том, что он предполагает овладение умениями применять полученные знания в жизни.
Цель курса – воспитание у обучающихся правовой культуры, уважения к закону; формирование элементарных знаний о праве; развитие личностных качеств, необходимых для успешной социализации, для связи понимаемого с собственным жизненным опытом, для большего осознания ценности жизни; для самостоятельного, осознанного принятия правовых решений в ситуации выбора.
Задачи курса:
- развитие умений обучающихся самостоятельно приобретать знания, анализировать, делать выводы, решать жизненные проблемы,
- приобретение обучающимися опыта в определении вариантов разрешения правовых проблем,
- формирование у обучающихся практических навыков поведения в различных ситуациях,
- обучение выполнению некоторых процессуальных действий (обращение в те или иные государственные органы, общение с должностными лицами, работниками правоохранительных органов),
- обеспечение развития у обучающихся необходимых для становления собственных профессиональных качеств, способностей и умений: вступать в диалог и быть понятным, управлять ситуацией и принимать решения, ставить цели и достигать результата.
Курс носит практико-ориентированный характер. Предусматривается работа с правовыми источниками, различными юридическими документами; разбор конкретных правовых ситуаций.
Ожидаемые результаты: предполагается, что к завершению курса обучающиеся будут: знать основные термины и понятия, свои права и возможности их реализации; уметь анализировать ситуации и высказывать свое суждение, вести конструктивную дискуссию; проводить исследования в области права, оформлять и представлять результаты; работать с текстами правовых документов. Приобретут опыт: участия в групповой работе; планирования при проведении индивидуального или группового исследования; устной или компьютерной презентации; рефлексии; юридического анализа конкретных жизненных ситуаций с точки зрения соблюдения прав человека.
Изучение курса спланировано на 17 часов учебного времени.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Содержание программы предоставляет возможность, помимо формирования общеучебных умений, на основе специфического исторического материала развивать у обучающихся специальные предметные умения и навыки:
Тема 1.Право и его роль в жизни общества.
В результате изучения данной темы обучающиеся должны:
• знать: понятия право, признаки права, нормативно-правовой акт, институт права, гипотеза, диспозиция, санкция.
• уметь объяснять понятия, решать задачи, анализировать, делать выводы.
Тема 2. Гражданское право.
В результате изучения данной темы обучающиеся должны:
• знать: понятия гражданское право, дееспособность, правоспособность, право собственности, право владения, право пользования, право распоряжения, виды собственности, национализация, понятия сделки и договора, виды договоров, стороны договора, физическое и юридическое лицо.
• уметь: решать задачи, опираясь на Гражданский кодекс, анализировать, делать выводы.
Тема 3. Семейное право.
В результате изучения данной темы обучающиеся должны:
• знать: основы семейного права, что такое семья, брак, права и обязанности супругов, права и обязанности родителей и детей.
• уметь: решать задачи, опираясь на Семейное законодательство, анализировать, делать выводы.
Тема 4. Жилищное право.
В результате изучения данной темы обучающиеся должны:
• знать: чем регулируются жилищные правоотношения, главным правовым источником является Жилищный кодекс РФ, как происходит реализация гражданами права на жильё, что такое приватизация.
• уметь: решать задачи, опираясь на Жилищный кодекс РФ, анализировать, делать выводы.
Тема 5. Трудовое право.
В результате изучения данной темы обучающиеся должны:
• знать: понятия трудовое право, занятость и трудоустройство, рабочее время и время отдыха, правовое регулирование труда несовершеннолетних, льготы для несовершеннолетних в сфере трудовых отношений.
• уметь: охарактеризовать трудовое право как отрасль права, создать представления о правовом регулировании трудовых отношений, ответственности за нарушения трудового законодательства.
Тема 6. Административное право.
В результате изучения данной темы обучающиеся должны:
• знать: что такое административное право, административное правонарушение, административная ответственность, административное наказание.
• уметь: решать задачи, опираясь на кодекс РФ об административных правонарушениях, анализировать, делать выводы.
Тема 7. Уголовное право.
В результате изучения данной темы обучающиеся должны:
• знать: основы уголовного права и его принципы, что такое преступление, основные виды преступлений, ответственность по уголовному праву, виды наказаний, уголовная ответственность несовершеннолетних.
• уметь: решать задачи, опираясь на Уголовный кодекс РФ, анализировать, делать выводы.
Методика работы предполагает в проведении элективного курса следующие формы и приемы:
– лекции с последующим опросом;
– лекции с обсуждением документов;
– беседы;
– семинары;
– практические работы;
– «мозговой штурм»;
– викторины.
Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений, таких как:
– умение увидеть и сформулировать проблему, составить план ее решения;
– умение выдвинуть гипотезу;
– умение делать обобщения;
– умение систематизировать материал;
– умение составлять доклад по теме (на основе различных источников);
– умение перекодировать материал (схемы, таблицы, диаграммы);
– умение планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат и цели, вычленить плюсы и минусы своей деятельности);
– умение оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность.
Чтобы оценить образовательную деятельность обучающихся, важно не только уделять внимание развернутым ответам, в которых проявляется готовность связно, образно излагать факты, но и формировать собственное отношение к оценке персонажей и фактов. Курс позволяет использовать новые, но уже достаточно популярные формы проверки знаний – тесты, решение правовых задач, а также деформированные тексты, тексты с ошибками и т. д.
Условия для реализации:
Занятия по изучению элективного курса желательно проводить в кабинете истории, имея ИКТ оборудование: комплекты правовых документов «Кодексы и законы РФ», интернет-ресурсы.
Для фиксации результатов и коррекции познавательной деятельности обучающихся необходимо иметь разнообразные виды заданий, в том числе и тестовых. Так измерителем обученности обучающихся может быть:
– правовой диктант;
– деформированный текст, в котором учащимся нужно вставить пропущенные слова, термины;
– текст с ошибками, в котором учащиеся должны исправить ошибки;
– обобщающие вопросы и задания;
– тесты.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | В том числе | Формы контроля | ||
Лекции | Прак тика | Семинары | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Введение. Тема 1.Право и его роль в жизни общества. | 1 | 1 | |||
2-3 | Тема 2.Гражданское право». | 2 | 1 | 1 | Круглый стол, работа с документом | |
4-6 | Тема 3. «Семейное право». | 3 | 1 | 1 | 1 | Работа с документом |
7-8 | Тема4.«Жилищное право». | 2 | 1 | 1 | Работа с документом | |
9-12 | Тема 5. «Трудовое право». | 4 | 1 | 2 | 1 | Круглый стол, работа с документом |
13-14 | Тема 6. «Административное право» | 2 | 1 | 1 | Работа с документом | |
15-16 | Тема 7.«Уголовное право» | 2 | 1 | 1 | Работа с документом | |
17 | Итоговое занятие | 1 | 1 | Защита проектов | ||
Итого | 17 | 7 | 7 | 3 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. Знакомство со структурой курса.
Тема 1. Право и его роль в жизни общества. (1ч.) Право. Признаки права. Формы права. Виды нормативно-правовых актов. Структура права. Норма права. Роль права в жизни общества.
Тема 2.Гражданское право» (2ч.)
Понятие и источники гражданского права. Гражданский кодекс РФ, его содержание и особенности.
Обязательственное право. Понятие обязательства. Понятие сделки, договора. Стороны договора. Виды договоров.
Право собственности. Понятие собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Объекты собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита права собственности. Прекращение права собственности.
Гражданская правоспособность и дееспособность. Признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным. Гражданские права несовершеннолетних. Эмансипация.
Предприниматель и предпринимательская деятельность. Виды предприятий.
Нематериальные блага, пути их защиты. Причинение и возмещение вреда.
Способы защиты гражданских прав. Практическое занятие.
Тема 3. «Семейное право» (3 ч.)
Понятие и источники семейного права. Семейный кодекс РФ. Понятие семьи. Члены семьи. Семейные правоотношения.
Брак, условия его заключения. Порядок регистрации брака.
Права и обязанности супругов. Личные права. Имущественные права и обязанности. Брачный договор. Прекращение брака.
Права и обязанности родителей и детей. Лишение родительских прав. Алименты. Усыновление. Опека, попечительство. Практическое занятие.
Тема 4.«Жилищное право» (2ч.)Что такое жилищное право. Жилищные правоотношения.
Тема 5. «Трудовое право» (4 ч.)
Понятие и источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. Трудовые правоотношения. Права и обязанности работника и работодателя.
Трудовой договор. Трудовая книжка. Основания прекращения трудового договора. Коллективный договор. Стороны и порядок заключения коллективного договора.
Оплата труда. Заработная плата в производственной сфере. Системы оплаты труда: повременная, сдельная, дополнительная. Охрана труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением законов об охране труда. Охрана труда и здоровья женщин и несовершеннолетних.
Дисциплина труда. Правила внутреннего трудового распорядка. Дисциплинарная и материальная ответственность работников. Порядки возмещения ущерба. Практическое занятие.
Тема 6. «Административное право» (2 ч.)
Что такое административное право. Административные правонарушения. Административная ответственность, меры административного наказания.
Тема 7.«Уголовное право» (2ч.)
Понятие и источники уголовного права. Принципы российского уголовного права. Уголовный кодекс РФ, его особенности.
Понятие преступления. Состав преступления. Категории преступлений. Неоднократность преступлений. Совокупность преступлений. Рецидив преступлений. Основные группы преступлений.
Уголовная ответственность. Уголовное наказание, его цели. Виды наказания. Наказания основные и дополнительные. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Практическое занятие.
Итоговое занятие (1ч). Защита проектов.
Нормативно – правовая база
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Перечень наглядных и дидактических материалов:
1.Основной Закон Российской Федерации – Конституция Российской Федерации.
2. Гражданский кодекс РФ.
3. Жилищный кодекс РФ.
4.Трудовой кодекс РФ.
5.Семейный кодекс РФ.
6.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
7.Уголовный кодекс РФ.
Материально – техническое обеспечение учебного предмета
1.Компьютер, принтер, копировальный аппарат.
2. Мультимедийный проектор, ноутбук.
3. Интерактивная доска.
Учебно-методическое обеспечение
1. Методическое пособие по курсу «Подросток и закон» 9 класс. Пособие для учителя. /Степанько С.Н. – Волгоград: Учитель, 2011
2. Живое право. Занимательная энциклопедия для практического права: кн. для преподавателя: учеб. метод. пособия - СПб: Изд-во С. - Петерб. ин-та права им. принца П.Г. Ольденбургского, 2001 .
3. Основы государства и права. / Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин. - М.: ВИТА Пресс, 2016.
4. Право и политика. / А.Ф. Никитин. – М.: Просвещение, 2017.
5. Право: Основы правовой культуры. / Е.А. Певцова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2017.
Интернет-ресурсы
1.Информационно-правовой портал «Буквоед. Ру» www.bukvoed.ru/
2.«Все о праве». Портал предназначен для студентов-юристов, преподавателей и всем тем, кто интересуется юриспруденцией www.allpravo.ru/
3.«Информация для всех». Программа ЮНЭСКО www.ifap.ru/general/index.htm
4.Консультант Плюс www.consultant. ru
5. «Права человека в России». Один из крупнейших ресурсов по правам человека в российском Интернете, Международные документы по правам человека www.hro.org/
6. Правовой портал «Человек и закон» www.chelovekizakon.ru/
7. Федеральный правовой портал «Юридическая Россия» www.law.edu.ru/ 8. Правовой портал «Гарант» htt://www.garant.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по русскому языку для 11 класса "Сочинение:законы и секреты мастерства. подготовка к ЕГЭ."
Курс «Сочинение: законы и секреты мастерства. Подготовка к ЕГЭ» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная ...
Элективный курс по физике "Законы физики в сельскохозяйственном производстве"
Элективный курс для 9 класса, 10 часов., законы физики в сельскохозяйственном производстве....
Элективный курс "Подросток и закон"
Данный курс рассчитан на учащихся 9 класса. Его изучение призвано содействовать формированию у учащихся подросткового возраста целостного представления о современных тенденциях, особенностях развития ...
Методическая разработка занятия на тему «Закон Хаббла и возраст Вселенной», включенного в элективный курс по физике для 9 класса «Физика космических стихий»
Предлагаем в качестве примера методическую разработку одного из занятий элективного курса на тему «Закон Хаббла и возраст Вселенной». Разработка представлена в формате проблемного изложения, осуществл...
Элективный курс "Ориентир в лабиринте закона", 9 класс
Статистика утверждает, что в России не ни одной семьи, которая бы ни не пострадала от преступления. К сожалению, очень часто жертвами преступлений становятся именно дети. Главная причина, на мой взгля...
Элективный курс "По законам красоты"
Элективный курс для 9 классов по "Искусству"...
Элективный курс «Применение законов Ньютона»
Данный курс «Применение законов Ньютона» поддерживает изучение основного курса физики и способствует лучшему усвоению его базового курса. Материал данного курса уделяет большее внимание тем вопросам п...