Национальная идея: социологическое исследование.
творческая работа учащихся по обществознанию (9 класс)
Исследовательский проект, поднимающий актуальную проблему необходимости формулирования национальной идеи в современной России. Рассматривается история смены национальных идей в нашей стране, проводится анкетирование по авторской анкете. Проект - дипломант городской конференции молодых исследователей Санкт-Петербурга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Национальная идея: социологическое исследование. | 517.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя школа №38 Приморского района Санкт-Петербурга
Проект
«Национальная идея: социологическое исследование»
Работа ученика 9 А класса ГБОУ школы № 38:
Смышляева Владислава
Руководитель проекта:
Запрягаева Наталья Юрьевна,
учитель истории и обществознания
Санкт-Петербург
2020 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Оглавление…………………………………………………………………..…..2
Паспорт проекта……………………………………………………………........3
Пояснительная записка………………………………………………………....4
Глава 1. О национальной идее…………………………………………………5
1.1. Понятие национальной идеи ……………………………..……………….5
1.2. Национальная идея в эпоху глобализма………………….….…………..6
1.3. Дискуссии о важности национальной идеи в современном мире…...…7
1.4. История эволюции национальной идеи в России………………………..9
1.4.1. «Москва-Третий Рим»……………………………………………...9
1.4.2. Теория «Православие. Самодержавие. Народность»….………...10
1.4.3. Идея построения коммунизма……………………………………..10
- Поиски «культурного героя»………………………………………10
Глава 2. Исследование проблем национальной идеи………………………..13
2.1. Инструмент исследования…………………………………………………13
2.2. Результаты опроса………………………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………………18
Список литературы ……………………………..………………………………19
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта | "Национальная идея" социологическое исследование |
Автор проекта | Смышляев Владислав Дмитриевич |
Руководитель проекта, должность | Запрягаева Наталья Юрьевна, учитель истории и обществознания |
Предметная область | Социология, обществознание |
Вид проекта по преобладающему виду деятельности | Исследовательский |
Исходный замысел (проблема) проекта | Какие проблемы существуют в понимании значения национальной идеи в современной России? |
Цель проекта | Изучение мнения по проблемам Национальной идеи в ходе проведения самостоятельного социологического исследования |
Задачи проекта |
|
Результат проекта | Создание социологической анкеты, отвечающей задачам исследования; проведение опроса среди сверстников; обработка результатов анкет; анализ полученных данных. |
Пояснительная записка
Тип проекта: исследовательский
Образовательная область: Обществознание. Социология.
Цель проекта: изучение мнения респондентов по проблеме национальной идеи в ходе проведения самостоятельного социологического исследования.
Гипотеза: в обществе назрела необходимость осмыслить и сформулировать национальную идею России.
Задачи проекта:
- Практическое применение навыков социологического анкетирования.
- Изучение мнений респондентов о национальной идее России путем анкетирования.
- Анализ, обобщение и представление полученной информации для широкой аудитории.
- Изучение проблемных материалов по теме.
Проблемные вопросы:
- Какие проблемы существуют в понимании значения национальной идеи в современной России?
- Можно ли на основе данных опроса сделать выводы о понимании важности национальной идеи опрошенными?
Проблема и её актуальность:
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучать общественное мнение по различным аспектам восприятия национальной идеи. В современном мире понимание значения национальной идеи претерпевает серьёзные изменения, которые необходимо отслеживать и изучать.
Новизна исследования:
- Авторская анкета, составленная на основе изучения правил составления анкет в прикладной социологии.
- Подобные исследования не проводились центрами изучения общественного мнения.
- Изучение актуальных и проблемных материалов по теме из СМИ.
Область применения: обсуждение со сверстниками полученных результатов; планирование воспитательной работы школы администрацией.
Ресурсы: анкеты ВЦИОМ, ФОМ, Левада-центр. Статьи по теме исследования из интернета.
Результаты: создание социологической анкеты, отвечающей задачам исследования; проведение опроса; обработка результатов анкет; анализ полученных данных.
Глава 1. О национальной идее
- Понятие национальной идеи
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ - систематизированное, устойчивое ко времени обобщение национального самосознания, представленное чаще всего в форме социально-философских или общественно-политических, художественных произведений, т.е. могущее иметь как рациональный, так и образный вид.
Национальная идея содержит определенный посыл, вектор развития общества в целом, осознание перспектив развития, часто формулируется в побудительных лозунгах.
В основе национального идеи, по мнению Ксении Касьяновой, автора объемного труда по проблемам русского национального характера, лежит некоторый набор предметов или идей, которые в сознании каждого носителя определенной культуры связаны с интенсивно окрашенной гаммой чувств или эмоций. Появление в сознании любого из этих предметов приводит в движение всю связанную с ним гамму чувств, что, в свою очередь, является импульсом к более или менее типичному действию.
Национальная идея в древних обществах выражалась в создании образа-модели культурного героя, носителя важнейших ценностей цивилизации, которую представлял этот герой. Рассматривая мифы и сказки, можно получить представление о системе ценностей, на которых держалась данная цивилизация. Появление новых персонажей, носителей альтернативных моральных норм, свидетельствовало о начале системного кризиса культуры.
По мере развития человеческого общества, национальная идея формулировалась в теориях и идеологиях.
Приведу примеры национальных идей, существовавших на разных этапах развития обществ.
Национальная идея Российской Федерации - отстаивать принципы добра и справедливости во всех областях человеческой деятельности.
Национальная идея СССР - коммунизм, построение справедливого светлого будущего.
Национальная идея Индии - коренные индийские и конкретно индусские ценности.
Национальная идея США - распространение и сохранение свободы, демократии и права.
Национальная идея Аргентины - перонизм как альтернатива либерализму
Национальная идея Японии: японская душа и западные технологии.
Национальная идея Китая, сформулированная Конфуцием: учиться, учиться и учиться.
Но все равно возникает вопрос о том, нужна ли национальная идея в эпоху глобализма?
1.2. Национальная идея в эпоху глобализма
Нашей российской нации эта идея необходима для выживания. И это доказано в фундаментальной работе Ксении Касьяновой «Особенности русского национального характера»
Приведу большую цитату из главы 11: «Целеполагание в нашей культуре».
«Но какая же теория, или система, или просто комплекс идеалов будут иметь смысл? По-видимому, те, которые завершат и организуют в нечто целое наши "социальные архетипы", потому что только тот порядок, в основание которого будут положены они - эти наши архетипы - будет признан нашим внутренним чувством, нашей совестью справедливым. А до этого мы будем постоянно жить на грани полной духовной дезорганизации, во внутреннем разладе и с ощущением бессмысленности, пустоты, необоснованности нашего бытия. …Более того, именно созидание порядка в этой области - в области социального целого - приносит мне самое большое удовлетворение, приносит мне чувство своей нужности, значимости в этом мире. На социологическом языке это означает, что в этой сфере лежат основные, наиболее сильные наши ценности. Отсюда и такая огромная значимость для нас ценностно-рациональных моделей поведения, почти целиком направленных на пользу этого социального целого. Мы народ воистину коллективистский, мы можем существовать только вместе с социумом, который мы постоянно устраиваем, охорашиваем, волнуемся и переживаем за него, который, в свою очередь, окружает нас теплом, вниманием, поддержкой. Чтобы стать личностью, самостоятельной относительно космоса, мы должны стать соборной личностью. Представим себе теперь, что этот наш социум (как правило, это малый социум: круг общения, производственный коллектив, небольшая территориальная община) "отказывает". Он еще существует, но он нарушен, "расстроен", он агонизирует. Тогда окажется, что мы остаемся без средств для реализации ценностей…
Человек, привыкший оперировать социальной системой (пусть не очень большого масштаба), умеющий и любящий взаимодействовать с другими ради "крупномасштабных" ценностных акций, "запертый" в узкую сферу своих личных интересов, должен чувствовать себя как волк, когда его, привыкшего пробегать в день десятки километров, преследовать добычу, терпеть неудобства, преодолевать трудности, сажают в клетку размером два на два или чуть побольше. Его регулярно кормят и даже витамины дают,- с голоду он не умрет, но и жить не сможет»
http://www.hrono.ru/libris/lib_k/kglava
http://www.hrono.ru/libris/lib_k/kglava11.php"1http://www.hrono.ru/libris/lib_k/kglava11.php"1.php
Угнетением первичных ценностных систем К. Касьяновой объясняет алкоголизацию и рост наркомании в России. Эти первичные ценностные системы повелительно требуют от человека быть причастным к чему-то "доброму, вечному" в мире, к чему-то непреходящему; они требуют, чтобы он своим поведением это "доброе, вечное" поддерживал, увеличивал, формировал. Только когда он эту свою причастность ощущает, он по-настоящему живет, он "не даром коптит небо", его жизнь имеет смысл. Поэтому культ индивидуализма и потребления неперспективен для России.
1.3.Дискуссии о важности национальной идеи в современном мире.
Все больше политологов и культурологов рассуждают о необходимости национальной идеи для России.
В Конституции РФ (ст.13) провозглашен запрет на идеологию, а идеология это, прежде всего, стратегия развития государства и объединяющий нацию стержень. Система целей - база стратегии, основа устойчивого развития. «Таким образом, не только в целях противостояния все более усиливающегося агрессивного воздействия противника, но и в целях дальнейшего устойчивого развития, России, как одному из ведущих мировых игроков, жизненно необходимы соответствующие всем направлениям развития стратегии, основанные на обоснованной и твердой системе ценностей народа. Все научные условия для такой деятельности по выработке и обоснованию системы базовых ценностей в России имеются. Недостает волевого решения и системы обеспечивающих процесс мер.»
«До тех пор, пока Россия не обретет ясную, народом источаемую и научно подтвержденную идеологию, основанную на системе базовых ценностей Русского мира – основы одного из самых древних на планете живого мировоззренческого концепта, ни одно российское общество, и ни один человек не будет защищен от разного рода манипуляций «главенства международного права» или от зомбирующих атак со всех экранов и газетных полос».
Журналист либерального толка Владимир Познер сожалеет, что в России нет национальной идеи, и мы ни во что не верим. "Вы знаете, общая национальная идея… Я всегда думаю, где она есть? Опять-таки во Франции нет такой идеи. В Англии нет такой идеи. В Америке в какой-то степени есть", — сказал Познер. При этом журналист заявил, что в советское время страну объединяла "мощная цель" — построение коммунизма, и ее "многие-многие" поддерживали. То, что теперь он рассуждает о православии как о новой объединяющей силе, многих озадачило, при этом он признал, что положение дел в Церкви не укрепляет веру. https://zen.yandex.ru/media/awas1952/otsutstvie-nacionalnoi-idei--sledstvie-deiatelnosti-takih-kak-pozner-5c HYPERLINK "https://zen.yandex.ru/media/awas1952/otsutstvie-nacionalnoi-idei--sledstvie-deiatelnosti-takih-kak-pozner-5cae29836257ee00b3c696d6"ae29836257ee00b3c696d6
Журналист Анатолий Вассерман не согласен с Познером. По его мнению, «Национальная идея есть практически у любого народа, поскольку национальная идея — это по сути главное, что создает народ, что объединяет его. То, что у нас сейчас нет внятной и четко провозглашенной национальной идеи — это как раз следствие деятельности Познера и его единоверцев, членов тоталитарной секты "либералы". Основной догмат этой секты — утверждение о благотворности неограниченной свободы личности без всякой оглядки на общество».
В.В. Путин в ряде выступлений предлагает такую национальную идею, как "любить родину". Но любить родину – не идеология. Патриотизм это естественная норма для нормального человека.
Как считает Анатолий Вассерман: национальная идея России - быть не объектом, а субъектом мирового процесса. https://sosizrygalov.livejournal.com/139862.html
Согласно мнению Вассермана, в нашей культуре заложена в значительной мере большая готовность действовать самостоятельно и в то же время готовность помогать друг другу, большая ценность каждой жизни. Скажем, Иван Грозный по нашим меркам считается чудовищным тираном, хотя число его жертв многократно меньше, чем у любых французских или английских королей, правивших одновременно с ним и вовсе не считающихся тиранами. Просто потому, что по нашим понятиям каждая жизнь несравненно важнее и нужнее, чем по европейским. Вот все это может лечь в основу национальной идеи, которую кратко можно выразить, как самостоятельность и взаимоподдержка, но, конечно же, это далеко не все. Скажем, на недавнем Русском Соборе справедливо отмечено, что русская культура развивалась под сильнейшим влиянием православной ветви христианства и, более того, сама в свою очередь заметно повлияла на эту ветвь. И, соответственно, национальная идея должна включать в себя уважение к этой традиции, в более широком смысле, уважение к традициям вообще. https://www.russiapost.su/archives/39276 «Анатолий Вассерман о курсе рубля, национальной идее и национализации элит»
В подобной логике можно рассматривать предлагаемую поправку в Конституцию с упоминанием Бога.
Можно сделать вывод, что все политические силы России, независимо от их спектра, пришли к выводу о необходимости формулирования в ближайшем будущем национальной идеи современной России. Основные компоненты национальной идеи уже более или менее понятны. Теперь осталось сплавить их воедино.
- История эволюции национальной идеи в России
Интересно посмотреть историческое развитие национальной идеи в России.
Первой попыткой найти национальную идею, объединяющую население, можно считать крещение Руси Владимиром Святым. Несомненно, принятие православного христианства существенно повлияло на создание Древнерусского государства и формирование менталитета русских.
- «Москва-Третий Рим».Теория послужила смысловой основой мессианских представлений о роли и значении России, которые сложились в период возвышения Московского княжества. Московские великие князья (притязавшие начиная с Иоанна III на царский титул) полагались преемниками римских и византийских императоров. Первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвёртому не бывать. Литературное выражение мысль эта нашла у старца псковского Елеазарова монастыря Филофея, в посланиях к вел.князю Василию, дьяку МисюрюМунехину и Иоанну Грозному. Новое положение вызывало новые обязательства. Самодержавно-царская, автокефально-православная Русь должна хранить правую веру и бороться с её врагами. В этом направлении одно время её поддерживал и сам латинский Запад: римские папы старались поднять московских государей против турок, пропагандируя мысль, что русские цари — законные наследники Византии. Теория Третьего Рима до конца XVII в., а именно до войн с Турцией, не выходила из сферы отвлечённых вопросов: но и позже она никогда не получала характера определённой политической программы, хотя некоторое отражение её и слышится: более слабое — в правительственных заявлениях во время освободительных войн России с Турцией на Балканском полуострове, более сильное — в воззрениях славянофилов. В Новейшее время идеологию Москва Третий Рим отстаивал Иоанн (Снычев) в работе "Самодержавие духа" (1995).
HYPERLINK"https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_III"илиюIII
- Теория «Православие. Самодержавие. Народность», провозглашенная более полутора веков назад, означала вовсе не единоличную, ничем не ограниченную власть государя, а еще сохраняла прежний оттенок этого слова – самостоятельность государства, независимость государства в целом. На протяжение всего XIX века «теория официальной народности» оказывала сильное влияние на консервативные круги русской интеллигенции. Так, идея крепкого самодержавия, основанного на православной вере русского народа редактора «Московских ведомостей» М. Н. Каткова заключалась в том, что только таким образом Россию можно защитить от революционного воздействия стран запада, в которых в тот период происходило несколько крупных революций. Признавая идею уникальности пути русского народа, Катков видел возможность его сохранения только в условиях крепкой самодержавной власти императора при недопустимости её рассредоточения.
- Идея построения коммунизма как справедливого общества смогла на долгие десятилетия объединить советский народ и создать мощную империю, достижения которой используются и сегодня.
- Поиски «культурного героя».
В России новейшего времени были предприняты попытки поиска «культурного героя». Кстати, не всем известно, что подобные опросы впервые были проведены в Великобритании.
Речь идёт об опросах разных лет. Это «Имя России»(2008) и «Великие имена России»(2018). Вот, к примеру, материал Газеты.ру от 7 июля 2008 года о проводившемся тогда конкурсе –для организаторов неожиданно лидирует Сталин, они не могут этот факт понять, осмыслить, и озвучивают его не иначе как скандал:«Скандалом грозит завершиться проект «Имя Россия. Исторический выбор-2008», организованный телеканалом «Россия», Институтом российской истории РАН и фондом «Общественное мнение». Один из самых кровавых диктаторов в российской истории — Иосиф Сталин – как кажется, прочно обосновался на лидерских позициях в списке претендентов на получение высокого звания».
https:// HYPERLINK "https://arctus.livejournal.com/704474.html"a "https://arctus.livejournal.com/704474.html"rctus.livejo
"https://arctus.livejournal.com/704474.html"u "https://arctus.livejournal.com/704474.html"rnal.com/704474.html
Это закончилось тем, что 8 июля 2008 года сообщается, что лидирует с большим отрывом Сталин, а буквально через неделю, 15 июля большой отрыв вдруг резко пропал. 14 августа 2008 счетчики и вовсе были обнулены.
Николая II в результате не оказалось даже среди первых 12-ти. Сталина «пустили» на 3-е место, Ленина – на 7-е.
При проведении опроса в 2018 году «Великие имена России» организаторы, а это Общественная палата Российской Федерации, Общество русской словесности, Русское географическое общество, Российское историческое общество, Российское военно-историческое общество, ввели ограничение на 100 лет для представленных персоналий. Суть этого проекта в том, чтобы граждане России выбрали имена великих деятелей и присвоили их названиям крупнейших аэропортов страны. Соотечественников можно выбирать из литературной, художественной, научной, военной, географической и других сфер. Выбрать нужно будет и один из 45 аэропортов, которому хотели бы присвоить это имя. "В качестве имен-претендентов для названия аэропортов не могут рассматриваться имена политиков периода новейшей истории страны (последние 100 лет)", – говорится в презентации проекта. Это сделано, чтобы избежать политизированности проекта. Как пишут организаторы, к именам политиков последнего столетия "неоднозначное отношение в обществе"https://www.nakanune.ru/articles/114444/
Историк Евгений Спицын дает своё субъективное понимание этого ограничения: «Организаторы таким образом дали понять, что они осознают, что 80% населения страны назовут имена Сталина, Ленина и прочих советских деятелей. Поэтому они их исключили... Чем больше люди будут видеть несправедливость вокруг, видеть, что их элементарные человеческие и гражданские права нарушаются, чем больше люди будут нищать, чем больше они будут видеть вокруг себя этих толстосумов, которым плевать и на людей, и на свою Родину – тем больше они будут в качестве альтернативы вспоминать товарища Сталина, прежде всего, и товарища Ленина. Потому что бытие определяет сознание. Это классовое сознание – от этого никуда не денешься. Люди будут вспоминать, что когда Сталин умер, то после его смерти осталась пара брюк, пара кителей и чемоданчик с личными вещами. И все – больше ничего не было. Это человек, который, по сути дела, был властелином полмира. И ради чего он жил? Ради страны и ради людей. То же самое касается Ленина и других советских деятелей»https:HYPERLINK "https://arctus.livejournal.com/704474.html"//arctus.livejournal.com/704474.html
Понятно, что в этом случае происходит мифологизация И.В.Сталина как культурного героя и возможностей советского режима в организации победы и послевоенного восстановления. Но подобные опросы свидетельствуют, что страна нуждается в героях.
Интересно выразил эту потребность поэт Николай Добронравов:
«Мы все – как деревья с опавшей листвою.
Печать нынче хуже и бомб, и свинца…
Убили повторно Гастелло и Зою.
Народ без героя. Народ без лица».
Кстати, в КНР существует список чтимых национальных героев, и попытки изменить эту мифологию караются привлечением к уголовной ответственности. Власти КНР понимают, что это одна из скреп национального единства в реализации их планов достижения духоподъемной цели – создания государства «Китайской мечты».
В России ВЦИОМ регулярно проводит опросы общественного мнения о «героях нашего времени»
Так, в декабре 2019 года почти половина жителей России считают врачей (49%) и сотрудников МЧС (47%) «героями нашего времени».
Согласно данным опроса, респонденты также назвали героями служащих в горячих точках (31%), учителей, чьи ученики достигли особых результатов (27%), полицейских, рисковавших своей жизнью при обезвреживании преступников (22%) и волонтеров, добровольно оказывающих безвозмездную помощь (21%).
Среди основных черт, присущих "героям нашего времени" респонденты назвали честность, порядочность, справедливость и ответственность (36%), доброжелательность, человечность (19%), активность и коммуникабельность (18%), храбрость и мужественность (13%), и альтруизм и неравнодушие людей (10%).
По мнению 13%, выражение "герой нашего времени" относится к людям, которые "совершили подвиг, сделали хорошее для России и народа", 9% считают, что это люди, заботящиеся о других, у 8 % это выражение ассоциируется с честными, порядочными и справедливыми людьми, у 8% - с защитниками Родины: армией, МЧС, ветеранами, полицией и пожарными, еще у 8% - с патриотами РФ.
В то же время треть опрошенных (31%) затруднились ответить.https://tass.ru/obschestvo/7281123
Глава 2. Исследование проблем национальной идеи
2.1. Инструмент исследования
В целях изучения проблемы, использовалась авторская анкета, составленная на уроках социологии учащимися 10 класса под руководством ЗапрягаевойН.Ю., и скорректированная автором.
Ссылка на анкету:
https://docs.google.com/presentation/d/1FbTn6DExX6ZFZDcqcFRyL2JSdGH0vHRL0nJnxFjvVW0/edit?usp=sharing
2.2. Результаты опроса
Из ответов мы видим, что важность гражданственности оценивают до 40% респондентов. Еще меньше опрошенных считают важными для себя звание петербуржца и национальную самоидентификацию.
Из диаграммы видно, что наибольшим вниманием у респондентов пользовались следующие формулировки по степеням важности:
Не важно–1. Национальная идея касается только государственных лидеров, и ко мне не имеет никакого отношения. 2. Национальная идея имеет религиозный аспект.
Важно – 1. Национальная идея необходимое условие прогрессивного развития любой страны. 2. Национальная идея выражает смысл и цель этноса в настоящем и будущем.
Очень важно – 1. Каждый человек должен знать национальную идею своей страны. 2. Национальная идея необходимое условие прогрессивного развития любой страны.
При ответе на вопрос № 4 71% респондентов отметили, что национальная идея должна отражать цели развития страны. Но единства в определении вектора развития России у политических лидеров пока нет.
Отвечая на вопрос, какая национальная идея кажется предпочтительней, респонденты привели следующие мнения: Соблюдение прав человека и достоинства личности.Обеспечение контроля российского народа над своей территорией и ее экономическим потенциалом.
Большинство респондентов считают, что приоритетными направлениями Национальной идеи являются:
- соблюдение прав человека, свобода слова;
- улучшение благосостояния граждан;
- развитие экономики.
Как видим, духоподъемных и мобилизационных вариантов практически нет.
Заключение
Тема Национальной идеи России, в современном обществе является одной из наиболее сложных и противоречивых. Идеологические принципы, формулировки и определения со стороны современных авторов подразумевают глобальную идею и фундаментальные основы, которые зачастую разнятся от автора к автору, а если учитывать политическую принадлежность авторов (партийное большинство или оппозиция), то эти принципы часто противоречат друг другу.
То, что формулировка и определение Национальной идеи России необходима, можно однозначно сказать – да, но с учетом мнения большинства жителей Российской Федерации. И эту потребность осознают 50% респондентов.
В отношении проведенного мной анкетирования, можно сделать следующие выводы:
- Возрастная аудитория – от 15 до 60 лет, всего 50 человек, из них 26 человек это мужской пол, 24 человека женского пола.
- 50% респондентов считает, что в России отсутствует национальная идея.
- 70% аудитории считают, что национальная идея должна отражать цели развития.
- Большинство аудитории считают, что приоритетными направлениями Национальной идеи являются:
- соблюдение прав человека, свобода слова;
- улучшение благосостояния граждан;
- развитие экономики.
- Сформулированные политическими лидерами России постулаты национальной идеи: «У нас нет, и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Это и есть национальная идея» - В. Путин, противоречат мнениям опрошенной аудитории.
- В современных условиях, формулировка идей Национальной идеи должна проводиться на краткосрочный период, с учетом социально-экономического развития страны, других факторов, влияющих на качество жизни граждан РФ. Вероятно, национальная идея должна иметь мобилизационный характер, что приобретает особую важность в связи со сложившейся предкризисной ситуацией последних месяцев.
Список литературы:
Используемые статьи:
- "Великие имена России";
- "Герои нашего времени";
- "Отсутствие национальной идеи — следствие деятельности таких, как Познер";
- "Сергей Черняховский уверен - в РФ назрел запрос на великие цели и великие результаты".
- Ксения Касьянова «О русском национальном характере»
https://www.sovsekretno.ru/articles/rossiya-2 HYPERLINK "https://www.sovsekretno.ru/articles/rossiya-2020-vyzovy-i-ugrozy/"HYPERLINK "https://www.sovsekretno.ru/articles/rossiya-2020-vyzovy-i-ugrozy/"020-vyzovy-i-ugrozy/
https:// HYPERLINK "https://www.nakanune.ru/articles/114444/"www.nakanune.ru HYPERLINK
https://tass.ru/obschestvo/7281123
http://www.hrono.ru/libris/lib_k/kglava
http://www.hrono.ru/libris/lib_k/kglava11.php"1.php
https:HYPERLINK "https://arctus.livejournal.com/704474.html"//arctus.livejournal.com/704474.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научная статья в сборник IV международной научно-практической конференции «Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований»
Тематическое направление статьи - семейное насилие, семейные конфликты.Практическая психолого-педагогическая работа с подростками по проблеме семейного насилияВ представленной статье рассматривается п...
Социологическое исследование по географии на тему "Инфраструктурный коплекс" на примере с. Косой Брод
Социологическое исследование по географии на тему "Инфраструктурный коплекс" на примере с. Косой Брод...
Методика проведения социологического исследования "Удовлетворенность потребителями качеством предоставляемых услуг"
Методика проведения социологического исследования "Удовлетворенность обучающихся и родителей (законных представителей) предоставляемыми образовательными услугами"...
Социологическое исследование на тему: "Отношение студентов к формированию здорового образа жизни"
Мною, Буцыка Г.М., была разработана анкета Здорового образа жизни среди студентов и проведен опрос в классной группе. После анализа анкетирования сделаны выводы и представлены в виде социологического ...
Рефлексивная модернизация средней школы на базе нового ФГОС: проблемы и задачи федерального и регионального уровня (Обсуждение материалов социологического исследования).
В настоящее время современное образование подразумевает под собой мотивационно-смысловые и ресурсно-технологические проблемы управления при введении стандартов нового поколения в образовательных учреж...
Проект - социологическое исследование, выполненный учениками моими учениками
Презентация результатов проекта социологического исследования "Современная школа глазами общества"...
Социологическое исследование "Современная школа глазами общества" Яхлакова Мария и Худышина Анастасия
Проект выполнен учениками 5 классов, обобщён Яхлаковой Марией и Худышиной Анастасией....