Рабочая программа по предмету «Обществознание» - 6 кл., учитель Лентиков А.Н.
рабочая программа по обществознанию (6 класс)
Данная рабочая программа по предмету «Обществознание» разработана на основе материалов примерной программы основного общего образования по обществознанию из пособия «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций» / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. М.: Просвещение, 2014.
В 6 классе в учебном плане на освоение предмета обществознание отведено 34 учебных часа, 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obschestvoznanie_rabochaya_programma_6_a_kl_2020_a_n_lentikov.doc | 183 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №632
Приморского района Санкт-Петербурга
УТВЕРЖДЕНА Директор школы: ______________ Л.А. Чеплевская Приказ №101-О от «31» августа 2020г | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УВР _________________ Л.В. Никитина «31» августа 2020г. |
РЕКОМЕНДОВАНА к использованию Педагогическим Советом школы Протокол от «31» августа 2020г. № 2 | РАССМОТРЕНА на МО учителей гуманитарного цикла Протокол от «31» августа 2020г. № 1 Председатель МО __________ /А.Л. Дубинкина/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
основное общее образование
Класс: 6
Срок реализации программы: 2020-2021 учебный год
Составитель:
Лентиков Алексей Николаевич,
учитель истории и обществознания
Санкт-Петербург
2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по предмету «Обществознание» разработана на основе материалов примерной программы основного общего образования по обществознанию из пособия «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций» / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. М.: Просвещение, 2014.
В 6 классе в учебном плане на освоение предмета обществознание отведено 34 учебных часа, 1 час в неделю. Рабочая программа включает пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список литературы.
«Обществознание» - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук, а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета - общественной жизни - обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе.
Цели изучения «Обществознания» в основной школе заключаются в содействии: воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности; формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина; овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства; формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Задачи курса: создание условий для социализации личности; воспитание чувства патриотизма, уважения к своей стране, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни; формирование знаний и интеллектуальных умений; воспитания уважения к семье и семейным традициям; формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры; воспитание толерантного отношения к людям другой национальности; воспитания уважения к трудовой деятельности. Преподавание курса обществознания в основной школе направлено на формирование научных представлений об обществе, его устройстве, месте и роли человека в нем.
Предметными результатами освоения данного курса являются: относительно целостное представление о человеке; понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека; знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности; умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.
Требования к уровню подготовки учащихся. В результате изучения обществознания ученик должен: знать / понимать социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений; значение семьи, семейных отношений и семейных ценностей; закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы; различные подходы к исследованию человека и общества; основные социальные институты и процессы; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; уметь: характеризовать основные социальные объекты, их место и значение в жизни общества как целостной системы; сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: совершенствования собственной познавательной деятельности; эффективного выполнения социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами; ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции; оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей; нравственной оценки социального поведения людей; предвидения возможных последствий определенных социальных действий; осуществления взаимодействия с людьми с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Основное содержание курса
Глава I. Загадка человека. Как работать с учебником.
Принадлежность двум мирам. Что такое наследственность. Жил на свете человек – Надежда Николаевна Ладыгина-Котс. Наследственность – биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность. Жил на свете человек – Ольга Ивановна Скороходова.
Учимся развивать свою любознательность. Детское любопытство. Любопытство и любознательность.
Человек – личность. Что такое личность. Индивидуальность – плохо или хорошо. Путешествие в прошлое: Герострат. Сильная личность – какая она. Жил на свете человек – Людвиг ван Бетховвен.
Учимся быть интересной личностью. Как быть интересной личностью. Подумай над следующими советами.
Отрочество – особая пора. Легко ли быть подростком. Отрочество – пора мечтаний. Жил на свете человек – Генрих Шлиман. Самостоятельность – показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари.
Учимся управлять своими эмоциями. Эмоциональные переживания. Что с этим делать.
Потребности и способности человека. Какие бывают потребности. Жил был на свете человек – Жан Франсуа Шампольон. Способности. Внутренний мир человека. Путешествие в прошлое: блокада Ленинграда.
Учимся размышлять. Привыкай задавать себе вопросы.
Когда возможности ограниченны. Интересное слово «возможность». Ограниченные возможности: о том, какими они бывают, и тех, кто старается их преодолеть. Путешествие в прошлое: художник и педагог Иван Карлович Арнольд. Необычный театр. Как расширить границы своих возможностей. Жил на свете человек – Эдуард Аркадьевич Асадов. Важная сторона отношений. Чтобы сотворить чудо. Внеси свой вклад.
Учимся взаимодействовать с людьми с разными возможностями. Все люди – разные. Как объяснить, что много в этом мире зависит от отношения человека к человеку.
Мир увлечений. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время: телевизор, компьютер и мобильный телефон. Своими руками. Что такое хобби. Жил на свете человек – Александр Порфирьевич Бородин. Путешествие в прошлое: шахматы.
Учимся распределять своё время. Составление плана дел на день, неделю, месяц. Практикум.
Глава II. Человек и его деятельность
Деятельность человека. «Птицу узнают по полёту, а человека – по работе». «Пчела мала, да и та работает». «Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят». Жизнь человека многогранна (основные формы деятельности человека).
Учимся правильно организовывать свою деятельность. Определение цели и возможные пути её достижения. Выбор наилучшего варианта, изучай свои действия.
Труд – основа жизни. Каким бывает труд. Что создаётся трудом. Как оценивается труд. Богатство обязывает. Благотворительность. Жил на свете человек: братья Третьяковы – Сергей Михайлович и Павел Михайлович.
Учимся трудиться и уважать труд. Труд помогает удовлетворить разнообразные потребности.
Учение – деятельность школьника. Школьное образование. Уровни образования. О чём рассказывала бабушка. Жил на свете человек – Николай Иванович Пирогов. Учиться и научиться. Самообразование. Новые возможности.
Учимся учиться. Как правильно организовать свою учебную деятельность.
Познание человеком мира и себя. Познание мира и себя. Зачем нужна самооценка. На пути к самосовершенствованию. Как познание себя и правильная самооценка помогают самосовершенствованию. Жил на свете человек – Михаил Васильевич Ломоносов.
Учимся узнавать и оценивать себя. Правила жизни. Практикум. Человек и его деятельность. Познание человеком самого себя.
Глава III. Человек среди людей
Отношения с окружающими. Межличностные отношения. Чувства – основа межличностных отношений. Виды межличностных отношений. Жил на свете человек – Иван Иванович Пущин. Официальные и личные отношения.
Учимся взаимодействовать с окружающими. Как взаимодействие помогает взаимопониманию.
Общение. Что такое общение. Каковы цели общения. Как люди общаются. Жил на свете человек – Юрий Борисович Левитан. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. «Слово – серебро, молчание - золото».
Учимся понимать людей и устанавливать контакты. Овладение искусством общения.
Человек в группе. Какие бывают группы. Группы, которые мы выбираем. Кто может быть лидером. Что можно, чего нельзя и что за что бывает. Групповые нормы. О поощрениях и наказаниях. С какой группой тебе по пути. Жил на свете человек – Аркадий Петрович Гайдар.
Учимся совместно всей группой делать полезные дела.
Отношения со сверстниками. Ты и другие ребята. Жил на свете человек – Лев Семёнович Понтрягин. Слово не воробей. Путешествие в прошлое: ономастика. Какой ты друг.
Учимся дружно жить в классе. Школьные правила.
Конфликты в межличностных отношениях. Как возникает межличностный конфликт. Пять последовательных ступеней конфликта. Путешествие в прошлое: царевич Алексей. Семь раз отмерь… Как не проиграть в конфликте.
Учимся вести себя в ситуации конфликта. Как правильно слушать. Правила общения в конфликте через посредника.
Семья и семейные отношения. Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Такие разные семьи. Жил на свете человек – Александра Авраамовна Деревская. Семейные отношения. Конфликт поколений. Семейные традиции. Путешествие в прошлое: семейные чтения.
Учимся строить отношения с родителями. Семейные традиции. Родные люди. Практикум. Малые группы в нашем классе.
Формы организации занятий: фронтальная, индивидуальная, групповая (парная).
Основные виды учебной деятельности: словарные диктанты, сообщения по теме, собеседования, самостоятельные и проверочные работы, работа с наглядными пособиями, фронтальный и индивидуальный опросы, проектные исследования, изложения, сочинения, контрольные работы, тестовые задания, повторительно-обобщающие уроки.
Распределение тем по разделам
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Загадка человека | 13 |
2 | Человек и его деятельность | 10 |
3 | Человек среди людей | 11 |
Повторение изученного материала | После каждого раздела |
В соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком количество часов, отведенных на изучение предмета «Обществознание» в 6 классе - 34. Из них: Загадка человека – 13 часов, Человек и его деятельность – 9 часов, Человек среди людей – 12 часов.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | тема урока (раздела) | Количество часов | Срок проведения (учебная неделя) | |
план | факт | |||
Загадка человека | 13 | |||
1 | Принадлежность к двум мирам | 1 | 1 | |
2 | Наследственность | 1 | 2 | |
3 | Любопытство и любознательность | 1 | 3 | |
4 | Человек – личность | 1 | 4 | |
5 | Интересная личность. Стартовая диагностическая работа. | 1 | 5 | |
6 | Отрочество - особая пора жизни | 1 | 6 | |
7 | Самостоятельность - показатель взрослости | 1 | 7 | |
8 | Потребности и способности человека | 1 | 8 | |
9 | Духовный мир человека | 1 | 9 | |
10 | Наши возможности | 1 | 10 | |
11 | Важная сторона отношений | 1 | 11 | |
12 | Свободное время | 1 | 12 | |
13 | Мир увлечений | 1 | 13 | |
Человек и его деятельность | 9 | |||
14 | Деятельность человека | 1 | 14 | |
15 | Жизнь человека многогранна | 1 | 15 | |
16 | Труд - основа жизни | 1 | 16 | |
17 | Труд и богатство | 1 | 17 | |
18 | Учение - деятельность школьника | 1 | 18 | |
19 | Самообразование | 1 | 19 | |
20 | Учёба и труд | 1 | 20 | |
21 | Познание мира и себя | 1 | 21 | |
22 | На пути к самосовершенствованию | 1 | 22 | |
23 | Самореализация | 1 | 23 | |
Человек среди людей | 12 | |||
24 | Межличностные отношения | 1 | 24 | |
25 | Виды межличностных отношений | 1 | 25 | |
26 | Общение | 1 | 26 | |
27 | Особенности общения | 1 | 27 | |
28 | Человек в группе | 1 | 28 | |
29 | Групповые нормы | 1 | 29 | |
30 | Конфликты в межличностных отношениях | 1 | 30 | |
31 | Разрешение конфликта | 1 | 31 | |
32 | Итоговая промежуточная аттестационная работа | 1 | 32 | |
33 | Итоговое повторение. Семья и семейные отношения | 1 | 33 | |
34 | Резервный урок | 1 | 34 |
Учебно-методический комплект
- Иванова Л.Ф., Хотенкова Я.В. Обществознание. Рабочая тетрадь. 6 класс. М.: Просвещение, 2013.
- Обществознание 6 класс. Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Волгоград, Учитель. 2013.
- Обществознание. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций / Л.Н. Боголюбов и др. М.: Просвещение, 2019.
- Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. М.: Просвещение, 2014.Обществознание 6 класс. Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Волгоград, Учитель 2013
Скорректированное планирование тем, не пройденных в связи с
Коррекция №1 ____________________________________________________________________________________________________________
Коррекция №2 ____________________________________________________________________________________________________________
Коррекция №3 ____________________________________________________________________________________________________________
(причину указать)
№ п/п. | Выдержка из рабочей программы | Коррекция | |||||
№ п/п в рабочей программе | Тема | Количество часов | Планируемый срок проведения | Тема | Количество часов | Фактический срок проведения | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 5 - 9 класса, базовый уровень, МО учителей истории и обществознания
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 5 - 9 класса, базовый уровень, МО учителей истории и обществознания...
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»» для 10 - 11 класса. базовый уровень, МО учителей истории и обществознания
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»» для 10 - 11 класса. базовый уровень, МО учителей истории и обществознания...
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень) Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень) Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания...
Рабочая программа по предмету «Обществознание. 5 класс» на основе УМК Боголюбова Л.Н., учитель обществознания Косырева О.А.
Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС и Методическим письмом Министерства образования Челябинской области, 2017 год...
Рабочая программа по истории - 5 кл., учитель Лентиков А.Н.
Рабочая программа по истории - 5 кл., учитель Лентиков А.Н.Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы ...
Рабочая программа по истории - 9 кл., учитель Лентиков А.Н.
Программа разработана с учётом положений и рекомендаций из следующих учебно-методических материалов: Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы. 5...
Рабочая программа по предмету «Обществознание» - 7 кл., учитель Лентиков А.Н.
Данная рабочая программа по предмету «Обществознание» разработана на основе материалов примерной программы основного общего образования по обществознанию из пособия «Обществознание. ...