Рабочая программа по истории - 5 кл., учитель Лентиков А.Н.
методическая разработка по истории (5 класс)
Рабочая программа по истории - 5 кл., учитель Лентиков А.Н.
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по истории и рабочей программы Всеобщая история А.А.Вигасина, Г.И. Гордера 2014 г.. Календарно-тематический план для 5 классов по истории Древнего мира ориентирован на использование: учебника «Всеобщая история. История Древнего мира» / А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искандерова. – 10-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2019 г..
В 5 классе в учебном плане на освоение предмета история отведено 68 учебных часов, 2 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoria_rabochaya_programma_5_a_kl_2020_a_n_lentikov.docx | 60.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №632
Приморского района Санкт-Петербурга
УТВЕРЖДЕНА Директор школы: ______________ Л.А. Чеплевская Приказ №101-О от «31» августа 2020г | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УВР _________________ Л.В. Никитина «31» августа 2020г. |
РЕКОМЕНДОВАНА к использованию Педагогическим Советом школы Протокол от «31» августа 2020г. № 2 | РАССМОТРЕНА на МО учителей гуманитарного цикла Протокол от «31» августа 2020г. № 1 Председатель МО __________ /А.Л. Дубинкина/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории
основное общее образование
Класс: 5 «А»
Срок реализации программы: 2020-2021 учебный год
Составитель:
Лентиков Алексей Николаевич,
учитель истории и обществознания
Санкт-Петербург
2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по истории и рабочей программы Всеобщая история А.А.Вигасина, Г.И. Гордера 2014 г.. Календарно-тематический план для 5 классов по истории Древнего мира ориентирован на использование: учебника «Всеобщая история. История Древнего мира» / А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искандерова. – 10-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2019 г..
В 5 классе в учебном плане на освоение предмета история отведено 68 учебных часов, 2 часа в неделю.
Предметные результаты освоения конкретного учебного курса
Предметные результаты изучения истории Древнего мира включают в себя: целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории; яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира; способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов далекого прошлого; представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого; умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»; уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты; уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам; уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования; умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации; умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира; умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами; готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.
Предметные результаты: овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории; способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
В результате изучения курса истории 5 класса учащиеся научатся: в сфере предметных результатов: работать с учебным историческим текстом (извлекать необходимую информацию); указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории; применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, определять последовательность и длительность важнейших исторических событий, характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий, читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов; проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.); сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие. рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое отношение к ним; характеризовать вклад древних народов в мировую культуру, различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений; сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления в странах Древнего Востока, Греции, Рима, выделяя сходство и различия; излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий, давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий; оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю, использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми.
Основные формы: Комбинированный урок, урок-реконструкция, урок изучения нового материала, урок-игра, урок-исследование, урок исторических задач, урок самостоятельной работы, урок путешествие, урок-практикум, урок-экскурсия, повторительно-обобщающий урок.
Основные технологии: ИКТ, здоровье сберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового и коллективного обучения, дифференцированного обучения, музейная педагогика, тестового контроля.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный метод, методы наглядного обучения, проблемные методы, частично-поисковый метод, печатно-словесный метод.
Содержание учебного предмета (курса).
Как работать с учебником. Откуда мы знаем, как жили наши предки. Изобретение письма, письменные и вещественные источники.
Глава 1. Счёт лет в истории. Представление об истории как науке. Исторические периоды. Измерение времени по годам. Как в древности считали года? Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия» времени как схема ориентировки в историческом времени.
Первобытность.
Глава 2. Первобытные собиратели и охотники.
Представление о понятии «первобытные люди».
Древнейшие люди. Древнейшие люди - наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота - способы добывания пищи. Первое великое открытие человека - овладение огнём. Долгий путь современного человека.
Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей и его особенности. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине. Возникновение человеческих рас. Изобретение качественно-новых орудий охоты – лук и гарпун.
Возникновение искусства и религиозных верований. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Проведение первых колдовских обрядов. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.
Глава 3. Первобытные земледельцы и скотоводы.
Возникновение земледелия и скотоводства. Возникновение земледелия. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Переворот в жизни людей – неолитическая революция. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка. Родовые общины и племя: изменение отношений. Управление племенем – старейшины и советы старейшин. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования. Место и роль религиозных обрядов в жизни первобытных людей. Духи, идолы и жертвы.
Появление неравенства и знати. Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства. Выделение знати, вождей, рабов и богачей. Преобразование поселений в города. Расширение власти вождей. Появление первых государств.
Повторение. Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности? Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств, письменности).
Древний Восток.
Переход от первобытности к цивилизации. Первые государства.
Глава 4. Древний Египет.
Государство на берегах Нила. Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.
Как жили земледельцы и ремесленники. Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги.
Жизнь египетского вельможи. О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельможей.
Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Обращение пленных в рабов. Распределение добычи и пленников. Появление наёмного войска.
Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы - жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о «царстве мёртвых»: мумия, гробница, саркофаг. Фараон - сын Солнца. Безграничность власти фараона.
Искусство древних египтян. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм - жилище богов. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаже, Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Лувре, Британском музее.
Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса - древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретения инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний - жрецы.
Повторение. Достижения древних египтян (ирригационное земледелие, культовое каменное строительство, становление искусства, письменности, зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).
Глава 5. Западная Азия в древности.
Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Область знаний и полномочий жрецов. Жрецы-учёные. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Письмена на глиняных табличках.
Клинопись - особое письмо Двуречья.
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи - власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Появление новой прослойки общества – ростовщиков. Социальный порядок при царе Хаммурапи.
Финикийские мореплаватели. География, природа и занятия населения Финикии. Города финикийцев. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит.
Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Ветхий Завет. Возникновение иудаизма. Переход к единобожию. Мораль заповедей Бога Яхве. Иосиф и его братья. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог даёт законы.
Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм в Иерусалиме.
Ассирийская держава. Освоение железа. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Использование железа в военном ремесле. Ассирийское войско. Конница ассирийцев. Приспособления для победы над противником. Ассирийское царство - одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Трагедия побеждённых Ассирией стран. Ниневия - достойная столица ассирийских царей-завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Гибель Ассирийской державы.
Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский Царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Система налогообложения. Войско персидского царя. Столица великой державы древности - город Персеполь.
Глава 6. Индия и Китай в древности.
Объединение Индии и Китая.
Природа и люди Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.
Индийские варны. Миф о происхождении четырёх варн. Обряд жертвоприношения богам: Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Неравенство по рождению. Возникновение буддизма. Легенда о Будде.
Чему учил китайский мудрец Конфуций. Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель - уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость - в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Как должны вести себя учтивые китайцы.
Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.
Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.
Глава 7. Древнейшая Греция.
Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек.
Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Миф о Тесее и Минотавре. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Морское могущество Крита. Миф о Дедале и Икаре. Тайна критской письменности. Гибель Критского царства.
Микены и Троя. В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота. Обдик города-крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны.
Поэма Гомера «Илиада». Гомер и две его поэмы. Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.
Поэма Гомера «Одиссея». География странствий царя с острова Итака - Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.
Религия древних греков. Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.
Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.
Начало обработки железа в Греции. Возникновение полисов - городов-государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Создание греческого алфавита.
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Знать во главе управления Афин. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.
Зарождение демократии в Афинах. Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Судьба Солона. Законы Солона стали фундаментом для развития демократии в Афинах.
Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта - военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартанцев. Управление Спартой и войском. Спартанское воспитание. Легенда о поэте Тиртее.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада - колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона.
Олимпийские игры в древности. Праздник, объединявший эллинов. Олимпия - город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр.
Победа греков над персами в Марафонской битве. Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу.
Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эллинов к новой войне. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата». Независимость Эллады.
Глава 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии.
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление в полисах власти демоса - демократий.
В гаванях афинского порта Пирей. В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Первые вольноотпущенники. Афины - крупнейший центр ремесла и торговли.
В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Керамик - там, где дымят печи для обжига посуды. Посуда с краснофигурным и черно-фигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора - главная площадь Афин. Из жизни древних гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Миф о рождении богини Афины. Фидий и его Афина. Храм Афины – Парфенон.
В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Посещение палестры. Афинские гимнасии. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. Обучение красноречию. Греческие учёные о природе человека.
В афинском театре. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. На представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.
Афинская демократия при Перикле. Сущность афинской демократии в V до н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ. Афины – культурный центр Эллады.
Глава 10. Македонские завоевания в IVв. до н.э.
Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Победа Спарты. Междоусобные войны греческих полисов и их ослабление. Усиление северного соседа Греции - Македонского царства.
Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Стремление Филиппа подчинить соседей. Влияние эллинской культуры. Аристотель - учитель Александра, сына македонского царя Филиппа. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Потеря Грецией независимости. Два вектора отношения Греции к Македонии: Исократ и Демосфен. Плутарх о Демосфене. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр - царь Македонии и Греции.
Поход Александра Македонского на Восток. Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Первые победы: Река Граник. Быстрая победа над войском Дария III близ города Исс. Походы в Финикию и Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию - начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов. Возвращение в Вавилон. Смерть Александра Македонского. Писатели об Александре Македонском.
В Александрии Египетской. Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра Македонского: Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская - крупнейший порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк - одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие учёные на благо Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.
Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии.
Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. Местоположение, природа и особенности ландшафта Италии. Пестрота населения древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).
Древнейший Рим. Легенда об основании Рима: Нумитор, Амулий, Ромул и Рем. Ромул - первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Патриции и плебеи. Сенат и Народное собрание. Отказ римлян от царской власти.
Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы - ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.
Устройство Римской республики. Плебеи - полноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливии о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.
Глава 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья.
Карфаген - преграда на пути к Сицилии. Карфаген - стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.
Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.
Установление господства Рима во всём Средиземноморье. Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Разгром Сирии и конец Македонского царства. Трёхдневный триумф после победы над Македонией. Разрушение Коринфа и Карфагена. Провинции Рима.
Рабство в Древнем Риме. Завоевания - главный источник рабства. Рабы в имении землевладельца. Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб - «говорящее орудие». Гладиаторские игры - любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах.
Глава 13. Гражданские войны в Риме.
Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме.
Земельный закон братьев Гракхов. Заморские походы разоряли земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона. Гибель Тиберия Гракха. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх - продолжатель дела брата. Гибель Гая. Продолжение процесса разорения земледельцев Италии.
Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших над римским войском. Оформление армии Спартака. Походы восставших. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Рабы в ловушке. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.
Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Возвышение Цезаря. Красс, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны - опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.
Установление империи. Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона. Поэма Вергилия «Энеида».
Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры.
Протяжённость империи и время существования.
Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи.
Рим при императоре Нероне. Укрепление власти императоров. Складывание культа императоров. Актёр на императорском троне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Казнь сотен рабов. Пожар в Риме. Преследования христиан.
Первые христиане и их учение. Проповедник Иисус из Палестины. Первые христиане. Распространение христианства. Вера в различные судьбы людей после смерти.
Расцвет Римской империи во II в. Отказ от использования рабов в сельском хозяйстве. Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна. Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна - последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.
Вечный город и его жители. Все дороги ведут в Рим. Город - столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Быт римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. Беднота требует «хлеба и зрелищ». Большой цирк в Риме.
Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.
Римская империя при Константине. Вторжения варваров. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Правление Константина. Неограниченная власть императора. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столицы за счёт архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан.
Взятие Рима варварами. Разделение Римской империи на два государства. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом - вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Западная Римская империя перестала существовать.
Итоговое повторение. Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству.
Формы организации занятий: фронтальная, индивидуальная, групповая (парная).
Основные виды учебной деятельности: исторические диктанты, сообщения по теме, собеседования, самостоятельные работы, работа с наглядными пособиями, фронтальный и индивидуальный опросы, проектные исследования, изложения, сочинения, контрольные работы, тестовые задания, повторительно-обобщающие уроки.
Распределение часов по разделам
№ | Раздел | Количество часов |
Введение | 2 | |
1 | Первобытность | 5 |
2 | Древний Восток | 19 |
3 | Древняя Греция | 23 |
4 | Древний Рим | 19 |
Итого | 68 | |
Повторение изученного материала | После каждого раздела |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | тема урока (раздела) | Количество часов | Срок проведения (учебная неделя) | |
план | факт | |||
Введение | 2 | |||
1 | Что изучает история. Источники знаний о прошлом | 1 | 1 | |
2 | Измерение времени и историческая карта | 1 | 1 | |
Первобытность | 5 | |||
3 | Древнейшие люди | 1 | 2 | |
4 | Родовые общины охотников и собирателей | 1 | 2 | |
5 | Возникновение искусства и религиозных верований | 1 | 3 | |
6 | Возникновение земледелия и скотоводства | 1 | 3 | |
7 | Появление неравенства и знати | 1 | 4 | |
Древний Восток | 19 | |||
8 | Государство на берегах Нила | 1 | 4 | |
9 | Земледельцы и ремесленники в Древнего Египте | 1 | 5 | |
10 | Статус вельможи в Древнем Египте | 1 | 5 | |
11 | Военные походы фараонов | 1 | 6 | |
12 | Религия древних египтян | 1 | 6 | |
13 | Искусство и знания древних египтян | 1 | 7 | |
14 | Древний Египет. Стартовая диагностическая работа | 1 | 7 | |
15 | Древнее Двуречье | 1 | 8 | |
16 | Вавилонское царство | 1 | 8 | |
17 | Финикийские мореплаватели | 1 | 9 | |
18 | Библейские сказания | 1 | 9 | |
19 | Древнееврейское царство | 1 | 10 | |
20 | Ассирийская держава | 1 | 10 | |
21 | Персидская держава «царя царей» | 1 | 11 | |
22 | Природа и люди Древней Индии | 1 | 11 | |
23 | Индийские варны | 1 | 12 | |
24 | Чему учил китайский мудрец Конфуций. | 1 | 12 | |
25 | Первый властелин единого Китая | 1 | 13 | |
26 | Древний Восток | 1 | 13 | |
Древняя Греция | 23 | |||
27 | Греки и критяне | 1 | 14 | |
28 | Микены и Троя | 1 | 14 | |
29 | Поэма Гомера «Илиада» | 1 | 15 | |
30 | Поэма Гомера «Одиссея» | 1 | 15 | |
31 | Религия древних греков | 1 | 16 | |
32 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 1 | 16 | |
33 | Зарождение демократии в Афинах | 1 | 17 | |
34 | Перемены в управлении Афинами | 1 | 17 | |
35 | Древняя Спарта | 1 | 18 | |
36 | Греческие колонии | 1 | 18 | |
37 | Олимпийские игры в древности | 1 | 19 | |
38 | Победа греков над персами в Марафонской битве | 1 | 19 | |
39 | Нашествие персидских войск | 1 | 20 | |
40 | В гаванях афинского порта Пирей | 1 | 20 | |
41 | В городе богини Афины | 1 | 21 | |
42 | Образование в Афинах | 1 | 21 | |
43 | В афинском театре | 1 | 22 | |
44 | Афинская демократия при Перикле | 1 | 22 | |
45 | Древняя Греция | 1 | 23 | |
46 | Возвышение Македонии | 1 | 23 | |
47 | Поход Александра Македонского на Восток | 1 | 24 | |
48 | В древней Александрии Египетской | 1 | 24 | |
49 | Эллинистический мир | 1 | 25 | |
Древний Рим | 19 | |||
50 | Древнейший Рим | 1 | 25 | |
51 | Завоевание Римом Италии | 1 | 26 | |
52 | Устройство Римской республики | 1 | 26 | |
53 | Войны Рима с Карфагеном | 1 | 27 | |
54 | Установление господства Рима во всём Средиземноморье | 1 | 27 | |
55 | Рабство в Древнем Риме | 1 | 28 | |
56 | Земельный закон братьев Гракхов | 1 | 28 | |
57 | Восстание Спартака | 1 | 29 | |
58 | Единовластие Цезаря | 1 | 29 | |
59 | Установление империи | 1 | 30 | |
60 | Итоговая промежуточная аттестационная работа | 1 | 30 | |
61 | Соседи Римской империи | 1 | 31 | |
62 | В Риме при императоре Нероне | 1 | 31 | |
63 | Первые христиане и их учение. Профессия – ученик | 1 | 32 | |
64 | Расцвет Римской империи во II веке н.э. | 1 | 32 | |
65 | Вечный город во времена империи | 1 | 33 | |
66 | Римская империя при Константине | 1 | 33 | |
67 | Взятие Рима готами | 1 | 34 | |
68 | Резервный урок | 1 | 34 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Учебно-методический комплект
Содержание раздела программы по истории Древнего мира последовательно отражено в учебнике «Всеобщая история. История Древнего мира» для 5 класса авторов А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкой.
УМК по истории Древнего мира составляют:
- Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира» для 5 класса авторов А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкой. - М: Просвещение, 2019.
- Годер Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл. - М.: Просвещение, 2016.
- Максимов Ю.И. Тесты по истории Древнего мира. К учебнику «История Древнего мира» для 5 класса авторов А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкой. - М., 2015.
Основная литература
- Агбунов М. В. Античные мифы и легенды: мифологический словарь / М. В. Агбунов. - М., 1994.
- Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи / М. Бойс. - СПб., 1994.
- Гуляев В. И. Шумер. Вавилон. Ассирия / В. И. Гуляев. - М, 2005.
- Ботвинник М. Н. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. Римляне / М. Н. Ботвинник, М. Б. Рабинович, К.А. Стратановский. - М, 2008.
- История Востока. В 6 т. Т. 1. Восток в древности / под ред. Р. Б. Рыбакова. - М., 2002.
- Немировский Л. И. История Древнего мира: Античность /А. И. Немировский. - М., 2000. - Ч. 1-2.
- Мерри X. Наследие Сириуса. Разгадка тайн Древнего Египта / Пер. с англ. /X. Мерри. - М., 1998.
Скорректированное планирование тем, не пройденных в связи с
Коррекция №1 ____________________________________________________________________________________________________________
Коррекция №2 ____________________________________________________________________________________________________________
Коррекция №3 ____________________________________________________________________________________________________________
(причину указать)
№ п/п. | Выдержка из рабочей программы | Коррекция | |||||
№ п/п в рабочей программе | Тема | Количество часов | Планируемый срок проведения | Тема | Количество часов | Фактический срок проведения | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...
Рабочая программа по истории 8 класс Составитель – учитель истории и обществознания Курапкина Ольга Александровна ГБОУ гимназии №446
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, Примерных программ Министерства образования и науки РФ, Базисного учеб...
Рабочие программы по истории и обществознанию учителя Прудникова А.В.
Данный материал представляет из себя набор рабочих программ , с помощью которых педагог определяет оптимальные и наиболее эффективные содержание, формы, методы и приемы организации образова...
Рабочая программа по истории 6 класса учитель: Самогаева Елена Николаевна Первая квалификационная категория Г. Красный Кут Саратовская область 2016-2017 учебный год
Рабочая программа по истории 6 классаучитель: Самогаева Елена НиколаевнаПервая квалификационная категорияГ. Красный Кут Саратовская область2016-2017 учебный год...
Рабочая программа по истории 6 класса учитель: Самогаева Елена Николаевна Первая квалификационная категория Г. Красный Кут Саратовская область 2016-2017 учебный год
Рабочая программа по истории 6 классаучитель: Самогаева Елена НиколаевнаПервая квалификационная категорияГ. Красный Кут Саратовская область2016-2017 учебный год...
Рабочая программа по истории - 9 кл., учитель Лентиков А.Н.
Программа разработана с учётом положений и рекомендаций из следующих учебно-методических материалов: Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы. 5...
Рабочая программа по истории класс 8 а учитель Лукашева Е.П.
Работа по учебно-методическому Арсентьев Н. М., Данилов А. А., Курукин И. В., Токарева А. Я./ под редакцией А. В. Торкунова История России 7 класс в 2х частях. М.: Просвещение 2020,Ю...