Методическая разработка: технологическая карта занятия внеурочной деятельности "Ведение семейного бюджета" 9 класс
план-конспект занятия по обществознанию (9 класс)

Заугольникова Арина Владимировна

Технологическая карта ВУД разработана для учеников 9 классов, предполагает решение практических задач и получение продукта (памятки) в конце занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_vedenie_semeynogo_byudzheta.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Автор (Ф.И.О.)

Заугольникова Арина Владимировна

Должность

учитель истории и обществознания

Образовательное учреждение

ГБОУ СОШ № 164 Красногвардейского района Санкт- Петербурга

Предмет

обществознание

Класс

9 класс

Тема

Занятие ВУД “Ведение семейного бюджета”

Тип

Применение новых знаний (защита проекта)

Технология

(элементы, используемые на занятии): проблемного обучения, системно-деятельностного подхода, группового обучения.

Цель

Создать условия для формирования понимания необходимости планирования расходов для достижения финансового благополучия

Планируемые результаты

Достижение обучающимися предметных и метапредметных результатов:

Предметные результаты: раскрывать значение понятий базовых  понятий и знаний: благосостояние семьи, контроль расходов семьи, знание зависимости уровня благосостояния от умения контролировать свои расходы.                                                                                                                                                                                                                                  

Личностные результаты: сформировать понимание того, что бесконтрольная трата семейных доходов лишает семью возможности обеспечить устойчивость своего благосостояния и может привести к финансовым трудностям      

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: определять цели и задачи урока, устанавливать связь между целью                    деятельности и ее результатом;

Познавательные УУД: 1) различать личные расходы и расходы семьи;

2) считать личные расходы и расходы семьи в краткосрочном и долгосрочном периодах 3) составлять памятку рациональных действий

Коммуникативные УУД: работать в группе, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, выражать свои мысли и идеи.

Оборудование урока

ПК, мультимедийный проектор, экран.

Раздаточные материалы.

Этапы урока

Формируемые умения( УУД)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Мотивационно- целевой.

2.Ориентационный

3.Содержательно- операционный

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Регулятивные: учу способам самопроверки и взаимопроверки.

Регулятивные: учу определять цель занятия, план действий, формулировать алгоритм выполнения задания.

Познавательные: учу выделять главную мысль, формулировать проблему, давать определения

Коммуникативные: создаю ситуацию для обсуждения в ходе дискуссии.

Познавательные:  учу искать информацию в разных источниках,

решать практическую задачу,

находить в действиях причину и следствие, обобщать.

Коммуникативные:

учу работать в группе.

Регулятивные: учу действовать по выбранному плану, описывать результат.

Личностные: уметь высказывать свою оценку событиям и поступкам людей.

Познавательные: учу

представлению практического результата  на основе источников разных видов; учу называть существенные признаки явлений.

Коммуникативные: учу отвечать на вопросы, вносить вклад в совместные действия.

Коммуникативные: учу отвечать на вопросы, вносить вклад в совместные действия.

Регулятивные: учу способам самопроверки.

1.1.Нацеливает обучающихся на оценивание готовности класса к занятию..

2.1. Предлагает обсудить базовые понятия благосостояние семьи, контроль расходов семьи, зависимость уровня благосостояния от умения контролировать свои расходы.

2.2. Организует беседу о долгах.

2.3. Предлагает назвать пути построения семейного бюджета.

2.4. Подводит итог беседы.

3.1. Предлагает научиться считать личные и семейные расходы; составлять семейный бюджет

3.2. Организует и координирует работу групп:

1 группа: - решают задачи по ведению и составлению семейного бюджета.

2 группа: - решают задачи по ведению и составлению семейного бюджета.

3 группа: - решают задачи по ведению и составлению семейного бюджета.

 (форма ответа - таблица: личные расходы/семейные или доходы\расходы)

3.3. Подводит итоги работы групп, делает вывод.

3.4. Предлагает разработать памятку по ведению семейного бюджета.

дополнительный материал для учеников https://www.sberbank.ru/ru/person/blog/how_to_plan_a_budget 

https://fincult.ru/stat-i/5-sovetov-kak-pravilno-planirovat-semeinyi-biudzhet-lichnyi-biudzhet/ 

https://plus.rbc.ru/news/5ef4bdca7a8aa926367cc92e 

3.5..Подводит итоги работы групп, делает вывод.

4.1..Организует подведение итогов занятия.

Представляет типичные задания на рефлексию

- Как я выполнил работу?

-Почему у меня не получилось?

-Что нужно сделать, чтобы решить эту проблему?

Контролируют готовность к уроку одноклассников

Высказывают свое мнение, формулируют тему занятия, предлагают план изучения темы.

Выполняют задания в группах, и по мере необходимости исправляют, дополняют и уточняют озвученные ответы.

Преобразовывают  знания  из одной формы в другую.

Преобразовывают полученную информацию, ориентируются в системе знаний.

Дают ответ, участвуют в обсуждении, обосновывают свою позицию.

Делают выводы .

Осуществляют самоконтроль

Задача 1.

Анне и константину надо научиться составлять семейный бюджет, в котором сначала следует определить самые необходимые расходы, а затем планировать личные покупки.

Например, необходимые расходы – это: 1) продукты питания – 7 тыс. руб.; 2) оплата жилья (они снимают комнату, предоставленном работодателем) – 4 тыс. руб.; 3) оплата коммунальных услуг: вода, отопление, электричество – 2 тыс. руб.; 4) оплата телефона и Интернета – 1 тыс. руб.; 5) хозяйственные товары и косметика, предметы личной гигиены – 1,5 тыс. руб.; 6) проезд на транспорте – 1,5 тыс. руб.; 7) оплата кредита за телевизор, холодильник и стиральную машину – 9 тыс. руб.; 8) лекарства – 2 тыс. руб. Посчитайте, сколько уходит на постоянные расходы? При совместном доходе в 42 тыс. руб. у Анны и Константина остаётся некоторая сумма на одежду, обувь, спорт, досуг. Какая?

заполнить таблицу личные/семейные расходы. Сделать вывод.

Задача 2.

Представим, что расходы вашей семьи состоят из следующих статей:  коммунальные платежи – 5000 руб.;  продукты питания – 12 000 руб.;  бытовая химия и предметы личной гигиены – 3000 руб.;  одежда и обувь – 15 000 руб.; оплата кредита на покупку бытовой техники – 12 000 руб.;  образование (дополнительные занятия) – 2000 руб.;  проезд – 3000 руб.;  накопления на летний отдых семьи – 5000 руб.;  лекарства – 2500 руб.; оплата телефона и Интернета – 1700 руб.; прочие платежи – 2500 руб. Какова сумма расходов в месяц? Какой доход должен быть у вашей семьи в месяц, чтобы при этих расходах ещё откладывать 10% от суммы доходов?

Задание: заполнить таблицу: доходы/расходы и сделать вывод.

Задача 3.

Представьте, что на вечернем семейном совете вы планируете бюджет на следующий месяц. Составьте бюджет семьи таким образом, чтобы 10% дохода шло в накопления (отложите в качестве сбережений). Совокупный доход вашей семьи составляет 65 тыс. руб. В вашей семье двое взрослых работающих и два ребёнка 10 и 15 лет. Бабушка – пенсионерка и живёт с вами, а её квартиру вы сдаёте за 20 тыс. руб. Доход от сдачи в аренду вы тратите на общие нужды, а пенсию бабушка расходует только на свои лекарства и сбережения. Постоянные необходимые затраты на домашнее хозяйство – 35 тыс. руб. Летом вы собираетесь отдохнуть, поэтому нужно спланировать эти расходы, предусмотрев их в ежемесячном бюджете (60 тыс. руб. за 10 месяцев). Необходимо заложить расходы на одежду, обувь, проезд, обеды в школе и на дополнительные занятия, а также отложить деньги на покупку нового холодильника.

Задание: заполнить таблицу: доходы/расходы и сделать вывод.

Задача 4.

Совокупный доход семьи составляет 95 тыс. руб. Из них 50 тыс. руб. – это заработная плата взрослых работающих членов семьи, 17 тыс. руб. – пенсия бабушки и дедушки, 3 тыс. руб. – стипендия студента, 20 тыс. руб. – доход от сдачи квартиры в аренду, 5 тыс. руб. – социальное пособие. Какова структура доходов семьи (сколько процентов составляют доходы от собственного заработка, пособия, доход от собственности)?

Задача 5.

В семье девятиклассника Ивана мама и папа работают в фирме и получают заработную плату по 40 тыс. руб. Пенсия бабушки составляет 12 тыс. руб., дедушка живёт отдельно, но присылает помощь в размере 10 тыс. руб. в месяц. Старшая сестра заканчивает школу, в свободное время она работает промоутером (раздаёт листовки), и её месячный доход в среднем составляет 5 тыс. руб. в месяц. Каков совокупный доход семьи? Сколько рублей в среднем приходится на каждого члена семьи?

Задача 6.

В семье Ивановых совокупный доход составляет 60 тыс. руб. Расходы на самое необходимое – 30 тыс. руб. Иван Иванов тратит на машину, спорт, одежду и обувь ежемесячно 9 тыс. руб., а расходы его жены Марии на косметику, спорт, одежду, обувь, театр составляют 8,5 тыс. руб. На их маленького сына Васю, который ходит в детский сад, уходит 4 тыс. руб. Что образуется в результате такого бюджетирования в семье Ивановых: дефицит или профицит? Каково значение образовавшегося дефицита или профицита? Каковы последствия такого планирования своих финансов?

Задание: заполнить таблицу: доходы/расходы и сделать вывод.

Дополнительный материал для учителя по теме

Для планирования семейного бюджета нужно сначала определиться с составом расходов семьи. В первую очередь нужно выделить обязательные расходы, к которым относятся перечисленные ниже.

Налоги. Подоходный налог человек платит по месту работы, вернее, за него это делает бухгалтерия, а человек на руки получает уже зарплату за вычетом подоходного налога. Но есть ещё налоги, которые человек платит, если у него есть квартира (налог на имущество) и машина (транспортный налог). Кроме того, если человек за год получал дополнительные доходы, то с них он также должен заплатить налог (подробнее об этом в модуле «Человек и государство: как они заимодействуют»). Налоговое требование по каждому из налогов приходит один раз в год, но заплатить его можно в два этапа — по 50% суммы. Если месячный семейный бюджет невелик, на эти нужды нужно резервировать деньги ежемесячно. Просрочивать указанные платежи нельзя, так как за этим последуют штрафные санкции в виде пени.

Платежи по кредиту. Это тоже обязательные платежи. В случае невнесения платежа в срок вы будете платить штраф банку.

Платежи по кредитным картам. Очень важно помнить, что есть льготный период, в течение которого проценты не начисляются, и желательно погасить долг именно в этот период, так как проценты по банковским картам достаточно велики. За невозвращение кредита в срок с процентами начисляется штраф. Платежи за квартиру. Если вы живёте в съёмной квартире, это ежемесячный платёж за квартиру плюс за электричество и воду. Если вы живёте в собственной квартире — плата за жилищно-коммунальные услуги в соответствии с ежемесячно приходящими квитанциями. Платежи за детский сад, школу, вуз (если ваши дети пользуются услугами коммерческих образовательных учреждений). Эти платежи могут быть не ежемесячными, а ежегодными или ежеквартальными. Они тоже должны накапливаться в резервном фонде. Долги, срок платежа по которым наступил. Если вы брали в долг у друзей, то это такой же обязательный платёж, как платёж банку. Если не отдать долг в срок, в следующий раз денег не дадут. Взносы по страховке, взносы по дополнительному пенсионному страхованию. В том случае, если вы ежемесячно такие взносы платите, взносы по дополнительному пенсионному страхованию может перечислять и бухгалтерия, удерживая средства из вашей зарплаты. Для этого нужно подать в бухгалтерию соответствующее заявление. Ещё одна статья расхода — медицина. Если вы не пользуетесь услугами добровольного медицинского страхования или вас страхует организация, в которой вы работаете, тогда на эту статью вы деньги не тратите. Если же вы решили купить страховку (обычно это происходит один раз в год, но сумма достаточно большая), то необходимо считать её обязательным расходом и деньги на это зарезервировать. После того как обязательные платежи осуществлены, нужно непременно отложить часть средств в резервный фонд. Считается, что нужно откладывать 10% месячного дохода. Эти деньги нужно отложить на специальный счёт или в специальный кошелёк и прибегать к ним только в случае острой необходимости. Желательно, чтобы на этом счёте деньги копились из месяца в месяц, а не были балансирующей величиной, когда доходы с расходами не сходятся.Только после этого можно планировать другие покупки. Для того чтобы понять, сколько денег нужно на каждодневные нужды (продукты питания, товары повседневного спроса, питание вне дома, транспорт, связь), надо в течение месяца, а лучше двух-трёх месяцев записывать, сколько денег уходит на ту или иную статью расхода. Тогда, получив очередную зарплату, вы сможете более точно спланировать свои траты. Подведите баланс, сложив обязательные расходы с повседневными тратами и вычтя полученную сумму из величины дохода. Разница — это то, что осталось на одежду, обувь, товары длительного пользования и развлечения. Посмотрите, что из указанных статей наиболее актуально в этом месяце, а что можно отложить на потом. Какие-то траты можно осуществить, используя кредитную карту, только желательно делать это ближе к моменту получения зарплаты, чтобы погасить долг в пределах льготного периода. В зависимости от состава семьи, проживающей вместе, и от того, как люди договорятся между собой, формирование семейного бюджета может осуществляться по-разному. Это означает, что далеко не всегда все члены семьи, проживающие вместе, несут все полученные деньги в семейную копилку, чтобы потом брать их на свои нужды. Часто люди договариваются между собой о совместном финансировании определённых статей расходования средств, но оставляют за собой право самостоятельно распоряжаться оставшейся частью. Например, в одной квартире проживают родители и их взрослый сын с женой. Практически это две самостоятельные семьи со своими источниками дохода, со своими предпочтениями в тратах, но при этом проживающие под одной крышей. Они договариваются о том, каким образом делят расходы по содержанию квартиры, расходы на совместное питание (долевое участие), а остальные расходы осуществляют по своему усмотрению. Для того чтобы контролировать семейные расходы и соотносить их с доходами, не нужно ничего, кроме блокнота, ручки и пунктуальности в записи всех расходов, осуществляемых членами семьи. Но для того, чтобы на практике жить в тех рамках, которые вы себе определили при планировании вашего бюджета, нужны дисциплина и сила воли, которые помогут не поддаваться соблазнам. [Материал взят из источника: Рязанова О.И., Липсиц И.В., Лавренова Е.Б. Р99 Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 8–9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018.]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Технологическая карта урока русского языка для 5 класса

Тема урока: «Орфограммы в окончаниях глаголов»Тип урока: урок комплексного применения знанийЗадачи урока: образовательные, развивающие, воспитательныеОпорные понятия: глагол, спряжение, безударные лич...

Методическая разработка: технологическая карта занятия

В данной методической разработке представлены основные теоретические и практические приемы и методы разработки технологической карты занятия. А также пример технологической карты для урока экономики и...

Методическая разработка- Технологическая карта занятия "Знакомство с профессиями"

Методическая разработка- Технологическая карта занятия "Знакомство с профессиями" для детей с РАС....

Методическая разработка: Технологическая карта занятия по физической культуре

В данном уроке осуществляется организация групп учащихся для обучения в сотрудничестве, работающих совместно над решением поставленных задач, в процессе которой возникает необходимость адаптироваться ...

Методическая разработка. Технологические карты занятий по информатике и ИКТ

Разработка технологических карт уроков по информатике и ИКТ для учителей школ....

Методическая разработка (технологическая карта) занятия по развитию креативного мышления (функциональной грамотности) учащихся. «Снежный городок». Внеурочное занятие.

Предлагаемый материал содержит методическую разработку (технологическую карту) занятия по развитию креативного мышления учащихся – одного из шести направлений функциональной грамотности.Целевая ...

Методическая разработка "Технологическая карта занятия"

Методическая разработка "Технологическая карта занятия" в помощь педгогам дополнителььного образования....