Рабочая программа по обществознанию 6-9 классы
рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию 6 - 9 классы составлена на основе примерной программы в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Рабочая программа ориентирована на использование УМК «Обществознание» (6-9 классы) для основной школы Издательского центра «Просвещение» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень «ВАКО».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6-9_obshchestvoznanie.docx | 64.43 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
на заседании МО зам. директора по УВР директор школы
протокол № ____ ___________Н.А.Слепцова
«__»_________20__г. «_____»__________20__г. пр №___«__»_______20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
6-9 КЛАСС
Учитель: Касаткин Алексей Сергеевич
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию 6 - 9 классы составлена на основе примерной программы в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Рабочая программа ориентирована на использование УМК «Обществознание» (6-9 классы) для основной школы Издательского центра «Просвещение» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень «ВАКО».
Актуальность изучения программы «Обществознание» возрастает в связи с тем, что программа призвана создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей.
Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы, касающиеся общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина; осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации.
Курс рекомендован обучающимся 6 – 9 классов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Курс ориентирован на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов ООО.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
1. мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
2.заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
3. ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются:
1. в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
2. в умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
3. в способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
4. в овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
5. в умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием элементов проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике:
- использование элементов причинно – следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- подкрепление изученных положений конкретными примерами;
- оценка своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения с окружающими; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами познания;
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Содержание курса
6 класс
Тема 1. Человек в социальном измерении (13 часов)
Личность как совокупность важнейших человеческих качеств. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.
Познание мира. Познание самого себя (самопознание). Самосознание и самооценка. Способности человека.
Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.
Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Духовный мир человека. Мысли и чувства.
Слагаемые жизненного успеха. Труд как условие успеха. Выбор профессии. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути.
Практикум по теме «Человек в социальном измерении».
Тема 2. Человек среди людей (11 часов)
Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Виды межличностных отношений. Сотрудничество и соперничество.
Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
Практикум по теме «Человек среди людей».
Тема 3. Нравственные основы жизни (9 часов)
Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.
Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.
Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.
Практикум по теме «Нравственные основы жизни».
7 класс
Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе (14 часов)
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.
Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля, самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе».
Тема 2. Человек в экономических отношениях (14 часов)
Экономика и ее роль в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники экономики – потребители, производители.
Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.
Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.
Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности.
Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике.
Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег.
Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.
Практикум по теме «Человек в экономических отношениях».
Тема 3. Человек и природа (6 часов)
Человек – часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды.
Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.
Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.
Практикум по теме «Человек и природа».
8 класс
Тема 1. Личность и общество (6 часов)
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Практикум по теме «Личность и общество».
Тема 2. Сфера духовной культуры (8 часов)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло – главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть – внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в РФ. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Практикум по теме «Сфера духовной культуры».
Тема 3. Социальная сфера (5 часов)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Практикум по теме «Социальная сфера».
Тема 4. Экономика (14 часов)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, представляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Практикум по теме «Экономика».
9 класс
Тема 1. Политика (11 часов)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движении в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Практикум по теме «Политика».
Тема 2. Право (22 часов)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства. Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушение. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция – основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод, обязанностей. Всеобщая декларация прав человека – идеал права. Взаимодействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Практикум по теме «Право».
Тематический план.
6 класс
№ п/п | Название | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающегося |
Глава 1. Человек в социальном измерении - 13 ч | |||
1 | Человек - личность | 1 | Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность». |
2 | Качества сильной личности | 1 | Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности |
3 | Человек познает мир | 1 | Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя. Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. |
4 | Способности человека | 1 | Сравнивать себя и свои качества с другими людьми. Приводить примеры проявления различных способностей людей. |
5 | Человек и его деятельность | 1 | Характеризовать деятельность человека, ее отдельные виды. Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. |
6 | Связь между деятельностью и формированием личности | 1 | Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности. Выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности. |
7 | Потребности человека | 1 | Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер. |
8 | Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями | 1 | Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями. |
9 | Духовный мир человека | 1 | Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств. |
10 | На пути к жизненному успеху | 1 | Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха. |
11 | Важность взаимопонимания и взаимопомощи | 1 | Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты. Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших свое призвание и достигших успеха в жизни, из адаптированных источников различного типа. |
12 | Практикум по теме «Качества сильной личности» | 1 | Знать основные понятия и термины темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов |
13 | Повторение по теме «Человек в социальном измерении» | 1 | Знать основные понятия и термины темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов |
Глава 2. Человек среди людей – 11 ч. | |||
14 | Межличностные отношения | 1 | Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. |
15 | Сотрудничество и соперничество | 1 | Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. |
16 | Человек в группе | 1 | Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры указанных групп. |
17 | Лидеры | 1 | Исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлением лидерства |
18 | Групповые нормы | 1 | Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы. |
19 | Общение | 1 | Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения. |
20 | Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими | 1 | Сравнивать и сопоставлять различные стили общения. Оценивать собственное умение общаться |
21 | Конфликты в межличностных отношениях | 1 | Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях. |
22 | Конструктивное разрешение конфликта | 1 | Объяснять, в чем заключается конструктивное разрешение конфликта. Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации |
23 | Практикум по теме «Межличностные отношения» | 1 | Знать основные понятия и термины темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов |
24 | Практикум по теме «Человек среди людей» | 1 | Знать основные понятия и термины темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов |
Глава 3. Нравственные основы жизни – 9 ч. | |||
25 | Человек славен добрыми делами | 1 | Характеризовать и иллюстрировать примерами проявление добра. |
26 | Золотое правило морали | 1 | Приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали. Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали. |
27 | Будь смелым | 1 | На конкретных примерах дать оценку проявлениям мужества, смелости в критических и житейских ситуациях. |
28 | Смелость и отвага | 1 | Оценивать отважные подвиги человека, их смелость. |
29 | Человек и человечность | 1 | Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность». |
30 | Гуманизм - уважение и любовь к людям | 1 | Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ. |
31 | Внимание к тем, кто нуждается в поддержке | 1 | На примерах конкретных ситуаций оценивать проявление внимания к нуждающимся в нем. |
32 | Практикум по теме «Золотое правило морали» | 1 | Знать основные понятия и термины темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов |
33 | Практикум по теме «Нравственные основы жизни» | 1 | Знать основные понятия и термины темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов |
Подведение итогов – 1ч | |||
34 | Итоговое повторение за курс «Обществознание» 6 класс | 1 | Знать основные понятия курса, уметь объяснять основные тенденции в социальной, духовной сфере; уметь применять знания в практике |
Итого | 34 |
Тематический план.
7 класс
№ п/п | Название | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающегося |
Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе - 14 ч | |||
1 | Что значит жить по правилам | 1 | Характеризовать на примерах социальные нормы и их роль в общественной жизни |
2 | Общественные нравы, традиции и обычаи | 1 | Характеризовать на примерах социальные нормы и их роль в общественной жизни |
3 | Права и обязанности граждан | 1 | Характеризовать конституционные права и обязанности граждан РФ. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих прав и свобод. Находить и извлекать социальную информацию о механизмах реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. |
4 | Права ребенка и их защита | 1 | Называть права ребенка и характеризовать способы защиты. Раскрывать особенности правового статуса несовершеннолетних. |
5 | Почему важно соблюдать законы | 1 | Раскрывать значение соблюдения законов для обеспечения правопорядка. |
6 | Закон и правопорядок в обществе | 1 | Объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни связь закона и правопорядка, закона и справедливости. |
7 | Защита Отечества | 1 | Характеризовать защиту Отечества как долг и обязанность гражданина РФ. |
8 | Важность подготовки к исполнению воинского долга | 1 | Приводить примеры важности подготовки к исполнению воинского долга. |
9 | Дисциплина - необходимое условие существования общества и человека | 1 | Раскрывать значение дисциплины как необходимого условия существования общества и человека. Характеризовать различные виды дисциплины. Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями нарушения дисциплины. |
10 | Преступления и проступки | 1 | Характеризовать ответственность за нарушение законов. Определять черты законопослушного поведения. |
11 | Ответственность за нарушение законов | 1 | Описывать и иллюстрировать примерами проявления ответственности несовершеннолетних. |
12 | Кто стоит на страже закона | 1 | Называть правоохранительные органы России. Различать сферу деятельности правоохранительных органов. |
13 | Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. | 1 | Приводить примеры деятельности правоохранительных органов. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с деятельностью правоохранительных органов. |
14 | Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе» | 1 | Знать основные понятия и термины темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов |
Глава 2. Человек в экономических отношениях – 14 ч. | |||
15 | Экономика и ее основные участники | 1 | Характеризовать роль потребителя и производителя в экономике, приводить примеры их деятельности. |
16 | Основные участники экономики- потребители, производители | 1 | Описывать различные формы организации хозяйственной жизни. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с выполнением социальных ролей потребителя и производителя. |
17 | Мастерство работника | 1 | Описывать составляющие квалификации работника. |
18 | Заработная плата и стимулирование труда | 1 | Характеризовать факторы, влияющие на размер заработной платы. Объяснять взаимосвязь квалификации, количества и качества труда. |
19 | Производство: затраты, выручка, прибыль | 1 | Раскрывать роль производства в удовлетворении потребностей общества. Характеризовать факторы, влияющие на производительность труда. |
20 | Что и как производить | 1 | Объяснять значение разделения труда в развитии производства. Различать общие, постоянные и переменные затраты производства. |
21 | Виды и формы бизнеса | 1 | Объяснять значение бизнеса в экономическом развитии страны. Характеризовать особенности предпринимательской деятельности. |
22 | Условия успеха в предпринимательской деятельности | 1 | Сравнивать формы организации бизнеса. Выражать собственное отношение к бизнесу с морально-этических позиций. |
23 | Обмен, торговля, реклама | 1 | Объяснять условия осуществления обмена в экономике. Характеризовать торговлю и ее формы как особый вид экономической деятельности. |
24 | Реклама в современной экономике | 1 | Раскрывать роль рекламы в развитии торговли. Выражать собственное отношение к рекламной информации. |
25 | Деньги, их функции | 1 | Описывать виды денег. Раскрывать на примерах функции денег. |
26 | Экономика семьи | 1 | Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов. Характеризовать виды страховых услуг. |
27 | Обязательные и произвольные расходы | 1 | Различать произвольные и обязательные расходы. Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов. |
28 | Практикум по теме «Человек в экономических отношениях» | 1 | Объяснять основные понятия, экономические ситуации. |
Глава 3. Человек и природа – 6 ч. | |||
29 | Воздействие человека на природу | 1 | Объяснять значение природных ресурсов в жизни общества. Характеризовать отношение людей к исчерпаемым ресурсам. Объяснять опасность загрязнения воды, почвы и атмосферы. |
30 | Охранять природу – значит охранять жизнь | 1 | Объяснять необходимость активной деятельности по охране природы. |
31 | Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества | 1 | Характеризовать смысл экологической морали. |
32 | Закон на страже природы | 1 | Характеризовать деятельность государства по охране природы. Называть наказания, установленные законом для тех, кто наносит вред природе. |
33 | Участие граждан в природоохранительной деятельности | 1 | Иллюстрировать примерами возможности общественных организаций и граждан в сбережении природы. |
34 | Практикум по теме «Человек и природа» | 1 | Знать основные понятия и термины темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов |
Итого | 34 |
Тематический план.
8 класс
№ п/п | Название | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающегося |
Глава 1. Личность и общество - 6 ч. | |||
1 | Что делает человека человеком? | 1 | Выявить отличия человека от животных. Объяснять человеческие качества. Различать биологические и природные качества человека. Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в человеке. Определять свое отношение к различным качествам человека. Определять свое отношение к различным качествам человека. Выявлять связь между мышлением и речью. Объяснять понятие «самореализация». Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики деятельности |
2 | Человек, общество, природа | 1 | Раскрывать смысл понятия «ноосфера». Оценивать утверждение о связи природы и общества и аргументировать свою оценку. Характеризовать возможности человеческого разума. Раскрывать значение моральных норм. Конкретизировать на примерах влияние природных условий на людей. Анализировать и оценивать текст с заданных позиций. Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы. |
3 | Общество как форма жизнедеятельности людей | 1 | Выделять существенные признаки общества. Называть сферы общественной жизни и характерные для них социальные явления. Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общества. |
4 | Развитие общества | 1 | Выявлять изменения социальной структуры, связанные с переходом в постиндустриальное общество. Анализировать факты социальной действительности, связанные с изменением структуры общества. Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс». Приводить примеры прогрессивных и регрессивных изменений в обществе. Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике глобальных проблем. |
5 | Как стать личностью | 1 | Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность». Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности. Выявлять и сравнивать признаки, характеризующие человека как индивида, индивидуальность, личность. Описывать агенты социализации, оказывающие влияние на личность. |
6 | Практикум по теме «Личность и общество» | 1 | Знать основные понятия и термины, уметь делать выводы, проводить анализ фактов |
Глава 2. Сфера духовной культуры – 8 ч. | |||
7 | Сфера духовной жизни | 1 | Определять сущностные характеристики понятия «культура». Различать и описывать явления духовной культуры. Находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах культуры из адаптированных источников. Характеризовать духовные ценности российского общества. Выражать свое отношение к тенденциям в культурном развитии. |
8 | Мораль | 1 | Объяснять роль морали в жизни общества. Характеризовать основные принципы морали. Характеризовать моральную сторону различных социальных ситуаций. использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие общества и человека. |
9 | Долг и совесть | 1 | Осуществлять рефлексию своих нравственных ценностей. |
10 | Моральный выбор – это ответственность | 1 | Приводить примеры морального выбора. Давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей. |
11 | Образование | 1 | Оценивать значение образования в информационном обществе. Извлекать информацию о тенденциях в развитии образования из различных источников. Обосновывать свое отношение к непрерывному образованию. |
12 | Наука в современном обществе | 1 | Характеризовать науку как особую систему знаний. Объяснять возрастание роли науки в современном обществе. |
13 | Религия как одно из форм культуры | 1 | Определять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни. Объяснять сущность и значение веротерпимости. Раскрывать сущность свободы совести. Оценивать свое отношение к религии и атеизму. |
14 | Практикум по теме «Сфера духовной культуры» | 1 | Знать основные понятия и термины темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов |
Глава 3. Социальная сфера – 5 ч. | |||
15 | Социальная структура общества | 1 | Выявлять и различать различные социальные общности и группы. Раскрывать причины социального неравенства. Приводить примеры различных видов социальной мобильности. Характеризовать причины социальных конфликтов, используя межпредметные связи, материалы СМИ, показывать пути их разрешения. |
16 | Социальные статусы и роли | 1 | Называть позиции, определяющий статус личности. Различать предписанные и достигаемый статусы. Раскрывать и иллюстрировать примерами ролевой репертуар личности. Объяснять причины ролевых различий по гендерному признаку. Описывать основные социальные роли старших подростков. |
17 | Нации и межнациональные отношения | 1 | Знать и правильно использовать понятия «этнос», «нация», «национальность». Конкретизировать примерами значение общего исторического прошлого, традиций в сплочении народа. Характеризовать противоречивость межнациональных отношений в современном мире. Объяснять причины возникновения межнациональных конфликтов и характеризовать возможные пути их разрешения. |
18 | Отклоняющееся поведение | 1 | Объяснять причины отклоняющегося поведения. Оценивать опасные последствия наркомании и алкоголизма для человека и общества. Оценивать социальное значение здорового образа жизни. |
19 | Практикум по теме «Социальная сфера» | 1 | Знать основные понятия и термины темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов |
Глава 4. Экономика – 14 ч. | |||
20 | Экономика и ее роль в жизни общества | 1 | Раскрывать роль экономики в жизни общества. Объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов. Различать свободные и экономические блага. Приводить примеры принятия решения на основе экономического выбора. |
21 | Главные вопросы экономики | 1 | Описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками экономики. Различать и сопоставлять основные типы экономических систем. |
22 | Собственность | 1 | Объяснять смысл понятия «собственность». Характеризовать и конкретизировать примерами формы собственности. Называть основания для приобретения права собственности. |
23 | Рыночная экономика | 1 | Характеризовать рыночное хозяйство как один из способов организации экономической жизни. Характеризовать условия функционирования рыночной системы. Описывать действие рыночного механизма формирования цен на товары и услуги. |
24 | Производство – основа экономики | 1 | Объяснять решающую роль производства как источника экономических благ. Различать товары и услуги как результат производства. Называть и иллюстрировать примерами факторы производства. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с использованием различных способов повышения эффективности производства. |
25 | Предпринимательская деятельность | 1 | Описывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства. Сравнивать различные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Объяснять преимущества и недостатки малого бизнеса. Выражать собственное отношение к проблеме соблюдения морально-этических норм в предпринимательстве. |
26 | Роль государства в экономике | 1 | Характеризовать экономические функции государства. Описывать различные формы вмешательства государства в рыночные отношения. Различать прямые и косвенные налоги. Раскрывать смысл понятия «государственный бюджет». Приводить примеры государственной политики регулирования доходов и расходов. |
27 | Распределение доходов | 1 | Называть основные источники доходов граждан. Раскрывать причины неравенства доходов граждан. Объяснять необходимость перераспределения доходов. Иллюстрировать примерами государственные меры социальной поддержки населения. |
28 | Потребление | 1 | Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов. Характеризовать виды страховых услуг, предоставляемых гражданам. Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей. |
29 | Инфляция и семейная экономика | 1 | Различать номинальные и реальные доходы граждан. Показывать влияние инфляции на реальные доходы и уровень жизни населения. Называть и иллюстрировать примерами формы сбережения граждан. Объяснять связь семейной экономики с инфляционными процессами. Оценивать способы использования сбережений своей семьи с точки зрения экономической рациональности. Характеризовать роль банков в сохранении и приумножении доходов населения. |
30 | Безработица, её причины и последствия | 1 | Характеризовать безработицу как закономерное явление рыночной экономики. Называть и описывать причины безработицы. Различать экономические и социальные последствия безработицы. Объяснять роль государства в обеспечении занятости. |
31 | Мировое хозяйство и международная торговля | 1 | Характеризовать причины формирования мирового хозяйства. Описывать реальные связи между участниками международных экономических отношений. Характеризовать влияние международной торговли на развитие мирового хозяйства. |
32 | Практикум по теме «Экономика» | 1 | Знать основные понятия курса, уметь объяснять основные тенденции в экономической сфере; уметь применять знания в практике |
33 | Повторение по курсу "Обществознание 8 класс" | 1 | Знать основные понятия и термины темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов |
34 | Итоговая контрольная работа по курсу «Обществознание» | 1 | Знать основные понятия курса, уметь объяснять основные тенденции в социальной сфере; уметь применять знания в практике |
35 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе по курсу «Обществознание 8 класс» | 1 | Знать основные понятия курса, уметь объяснять основные тенденции в экономической, духовной сфере; уметь применять знания в практике |
Итого | 35 |
Тематически план.
9 класс
№ п/п | Название | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающегося |
Глава 1. Политика - 11 ч. | |||
1 | Политика и власть | 1 | Характеризовать власть и политику как социальные явления |
2 | Государство | 1 | Раскрывать признаки суверенитета. Различать формы правления и государственного устройства. |
3 | Политические режимы | 1 | Сопоставлять типы политических режимов. Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства |
4 | Правовое государство | 1 | Раскрывать принципы правового государства. |
5 | Гражданское общество и государство | 1 | Раскрывать сущность гражданского общества. |
6 | Участие граждан в политической жизни | 1 | Анализировать влияние политических отношений на судьбы людей. Проиллюстрировать основные идеи темы примерами из истории, современных событий, личного социального опыта. Описывать различные формы участия гражданина в политической жизни. Обосновывать ценность и значимость гражданской активности. |
7 | Политические партии и движения | 1 | Называть признаки политической партии показать их на примере одной из партий РФ. |
8 | Межгосударственные отношения | 1 | Характеризовать межгосударственные отношения |
9 | Практикум по теме «Политика и власть» | 1 | Знать основные понятия и термины темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов |
10 | Практикум по теме «Политика» | 1 | Знать основные понятия и термины темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов |
11 | Готовимся к экзамену | 1 | Подготовка к ОГЭ |
Глава 2. Гражданин и государство - 10 | |||
12 | Основы конституционного строя РФ | 1 | Объяснять принципы правового государства в статьях 2, 10, 15, 17, 18 Конституции РФ. |
13 | Права и свободы человека и гражданина | 1 | Объяснять смысл понятия «права человека». Классифицировать права и свободы. |
14 | Права и свободы человека и гражданина | 1 | Объяснять смысл понятия «права человека». Классифицировать права и свободы. |
15 | Высшие органы государственной власти в РФ | 1 | Характеризовать полномочия высших органов власти в РФ |
16 | Высшие органы государственной власти в РФ | 1 | Характеризовать полномочия высших органов власти в РФ |
17 | Россия – федеративное государство | 1 | Характеризовать принципы федерального устройства РФ. Проводить различия между статусом человека и статусом гражданина. |
18 | Судебная система РФ | 1 | Характеризовать судебную власть |
19 | Правоохранительные органы РФ | 1 | Называть основные правоохранительные органы РФ. Различать сферы деятельности правоохранительных органов и судебной системы. Приводить примеры деятельности правоохранительных органов. |
20 | Практикум по теме «Гражданин и государство» | 1 | Знать основные понятия и термины темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов |
21 | Готовимся к экзамену | 1 | Подготовка к ОГЭ |
Глава 3. Основы российского законодательства – 13 ч. | |||
22 | Роль права в жизни общества и государства | 1 | Объяснять, почему закон является нормативным актом высшей юридической силы. Сопоставлять позитивное и естественное право. Характеризовать основные элементы системы российского законодательства. |
23 | Правоотношения и субъекты права | 1 | Раскрывать смысл понятия «правоотношение», показывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных отношений. Раскрывать смысл понятий «субъективные юридические права» и «юридические обязанности участников правоотношений». |
24 | Правонарушения и юридическая ответственность | 1 | Различать правонарушение и правомерное поведение. Называть основные виды и признаки правонарушений. |
25 | Гражданские правоотношения | 1 | Характеризовать особенности гражданских правовых отношений. Называть виды и приводить примеры гражданских договоров. Раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних. Находить и извлекать информацию о правах потребителя. Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителя. |
26 | Право на труд. Трудовые отношения | 1 | Называть основные юридические гарантии права на свободный труд. Характеризовать особенности трудовых правоотношений. Объяснять роль трудового договора в отношениях между работниками и работодателями. Раскрывать особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. |
27 | Семья под защитой закона | 1 | Объяснять условия заключения и расторжения брака. Приводить примеры прав и обязанностей супругов, родителей и детей. Находить информацию о семейных правоотношениях и извлекать её из адаптированных источников различного типа. |
28 | Административные правоотношения | 1 | Определять сферу общественных отношений, регулируемых административным правом. Характеризовать субъектов административных правоотношений. Указывать основные признаки административного правонарушения. |
29 | Уголовно-правовые отношения | 1 | Характеризовать особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Указывать объекты уголовно-правовых отношений. Перечислять важнейшие признаки преступления. Отличать необходимую оборону от самосуда. Характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних. |
30 | Уголовно-правовые отношения | 1 | Характеризовать особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Указывать объекты уголовно-правовых отношений. Перечислять важнейшие признаки преступления. Отличать необходимую оборону от самосуда. Характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних. |
31 | Правовое регулирование отношений в сфере образования | 1 | Объяснять смысл понятия «право на образование». Различать право на образование, применительно к основной и полной средней школе. Объяснять взаимосвязь права на образование и обязанности получить образование. |
32 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов | 1 | Объяснять сущность гуманитарного права. Характеризовать основные нормы, направленные на защиту раненых, военнопленных, мирного населения. Указывать методы и средства ведения войны, которые запрещены. Оценивать необходимость и значение международно-правовой защиты жертв войны. Объяснять значение международного гуманитарного права. |
33 | Практикум по теме «Основы российского законодательства» | 1 | Знать основные понятия и термины темы, уметь делать выводы, проводить анализ фактов |
34 | Готовимся к экзамену | 1 | Подготовка к ОГЭ |
Итого | 34 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Выпускник 6 – го класса научится:
-Определять социальные факторы становления личности и конкретизировать их примерами.
-Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики деятельности.
-Объяснять роль мотивов в деятельности человека.
-Исследовать несложные практические ситуации, связанные с исполнением базовых социальных ролей.
-Описывать поведение человека в различных малых группах.
-Оценивать собственные отношения с другими людьми, в том числе и для корректировки собственного поведения.
-Характеризовать духовные ценности русского народа.
-Давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей.
-Приводить примеры ситуаций морального выбора.
-Оценивать свою деятельность с позиций социальных норм современного общества.
-Раскрывать понятия: общество, малая группа, нравственность, мораль, личность, духовные ценности, конфликт.
Выпускник 7– го класса научится:
-Характеризовать социальные нормы и их роль общественной жизни.
-Приводить примеры социальных норм и общественных нравов, традиций и обычаев.
-Оценивать свою деятельность с позиций социальных норм (в поведении, хозяйственной деятельности, политике и т.д.)
-Оценивать сою деятельность с позиций социальных современного общества.
-Приводить примеры общественных ценностей
-Называть признаки правонарушений
-Различать виды правонарушений
-Называть и характеризовать виды юридической ответственности
-Исследовать несложные практические ситуации, связанные с юридической ответственностью.
-Раскрывать роль экономики в жизни общества.
- Называть и характеризовать основные виды экономической деятельности, факторы производства.
-Объяснять ограниченность факторов производства, суть проблемы экономического выбора
-Называть, описывать и иллюстрировать примерами источники и иды доходов семьи.
-Называть, описывать и иллюстрировать примерами источники и виды доходов семьи.
-Характеризовать функции денег.
-Раскрывать роль банков в экономике
-Характеризовать виды и формы бизнеса
-Характеризовать рыночные отношения.
-Объяснять особенности предпринимательской деятельности
-Моделировать ситуации развития частного бизнеса в конкретных экономических условиях
Выпускник 8 класса научится:
-Показывать особенности становления личности на конкретных примерах.
-Описывать социальную дифференциацию общества.
-называть основные социальные группы современного российского общества
-Определять сущностные характеристики понятия «культура»
-Оценивать значение образования в информационном обществе
-Характеризовать свое отношение к образованию
-Определять сущностные характеристики религии
-Объяснять сущность и значение веротерпимости
-Осуществлять рефлексию своих ценностей
-Различать явления экономической жизни
-Уметь объяснять решающую роль производства в экономике, а также влияние изменений экономического развития государства на социальный состав общества
-Оценивать ресурсы и возможности развития экономики нашей страны
-Раскрывать роль экономики в жизни общества
-Различать и сопоставлять основные типы экономических систем
-Объяснять сущность закона спроса, закона предложения
-Объяснять роль конкуренции в рыночной экономике
-Характеризовать безработицу как состояние рынка труда
-Называть и описывать причины , виды безработицы
-Выявлять изменения социальной структуры, связанные с переходом в постиндустриальное общество.
-Анализировать факты социальной действительности, связанные с изменениями структуры общества.
-Характеризовать признаки отклоняющего поведения
Выпускник 9 класса научится:
-Характеризовать власть и политику как социальные явления.
-Раскрывать признаки суверенитета.
-Различать и сопоставлять формы правления и государственного устройства.
-Конкретизировать принципы правого государства.
-Различать и сопоставлять различные типы политических режимов.
-Конкретизировать проявления многопартийности.
-Раскрывать соотношение и функции основных органов власти в РФ.
-Извлекать необходимую информацию из правового источника.
-Оценивать свой гражданский статус.
-Описывать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ.
-Моделировать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав человека.
- Различать сферу деятельности правоохранительных органов РФ.
-Называть и объяснять права, обязанности и ответственность супругов, родителей и детей.
-Объяснять условия заключения и расторжения брака;
- Называть и объяснять права, обязанности и ответственность работника и работодателя.
-Описывать и иллюстрировать примерами право собственности.
-Иллюстрировать примерами гражданско-правовые споры.
-Называть европейские и международные органы по защите прав человека.
-Характеризовать особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.
-Характеризовать образовательную политику и систему образования РФ, используя конкретные примеры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...