Современные подходы к пониманию права
методическая разработка по обществознанию (11 класс)
Методическая разработка по обществознанию по теме "Современные подходы к пониманию права" для 11 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka.doc | 66.5 КБ |
11_klass_pohody_k_ponimaniyu_prava.ppt | 2.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по обществознанию в 11 классе
Тема «Современные подходы к пониманию права»
Цель: познакомиться с современными подходами к пониманию права, обосновать неразрывность позитивного и естественного права, рассмотреть основные принципы законотворческого процесса в РФ.
Ход урока:
- Сообщение темы и цели урока.
План урока:
- Особенность нормативного подхода к праву.
- Естественно-правовой подход к праву.
- Взаимосвязь естественного и позитивного права.
- Основные этапы законотворческого процесса в РФ.
II. Переход к изучению новой темы:
Что такое право? Давайте вспомним (на доске составить кластер)
Определение слова ПРАВО – это система общеобязательных, формально определенных норм, санкционированных и охраняемых государством
для регулирования общественной жизни
в современном правоведении существуют различные подходы к пониманию права. Явление это вполне нормальное. Для глубокого изучения права ценны разные подходы, если они помогают в поиске истины.
Правоведы отмечают, что в наши дни одним из самых спорных является вопрос о соотношении права и закона. Обратимся к двум наиболее типичным подходам, знакомство с которыми позволит выявить ценное и полезное в каждом из них.
Класс делится на 2 группы:
1 группа – Нормативный подход к праву (параграф 19, пункт 1)
2 группа - Естественно- правовой подход к праву (параграф 19, пункт 2)
1 группа. (Заполнение таблицы)
Плюсы | Минусы |
В решении конкретного дела юристы (судьи, прокуроры, адвокаты) могут опереться только на норму закона | Государство может произвольно вводить любые законы, «дарить» гражданам те или иные права и столь же произвольно отбирать их (опасность государственного произвола) |
нормативность, т. е. наличие системы норм (общеобязательных правил поведения), которые четко определяют, как можно и должно поступать в тех или иных обстоятельствах; | не учитывается ведущая роль прав человека в системе права; |
формальная определенность нормы (Четкость, однозначность выражения правового требования, правовых формулировок) | Игнорируются насущные интересы тех, кому адресованы юридические нормы: на их место ставятся интересы государства; |
Четко зафиксированы санкции — средства государственного принуждения (в случае нарушения нормы права) | Государство может издавать нормативные акты, противоречащие требованиям гуманизма |
2 группа. Естественное право – типичные черты:
- Свободы и права человека неделимы и неотчуждаемы
- Естественное право - независимо от воли того или иного законодателя, государства.
- Естественные права выражают меру свободы человека, но свобода не может быть безграничной
- К естественным правам относят:
Право на жизнь и всё то, что способствует сохранению и развитию жизни.
Право на неприкосновенность личности.
Право на собственность.
Право на свободу мысли, слова, передвижения.
Право избирать своих правителей.
Основные права человека — это конституционные права
3)Взаимосвязь естественного и позитивного права
Высшая ценность права – это человек, его естественные, прирождённые, а значит, неотъемлемые права.
Безграничной свободы не существует
Необходимость чёткого закрепления границ свободы делает неразрывной связь между естественным и позитивным правом:
естественное право служит первоосновой, первоисточником позитивного права, постоянно питает его идеями гуманизма, свободы, справедливости,
А позитивное право придаёт этим идеям силу всеобщей, обязательной, охраняемой государством нормы поведения – силу закона, делая тем самым желанную свободу людей реальной.
Пример – учебник стр 223 – зачитать ситуацию и выразить свое отношение
Далее обратимся к «документальной реальности» - позитивному праву: познакомимся с процессом создания законов в нашей стране.
4)Законотворческий процесс в РФ
Процесс создания закона состоит из нескольких основных этапов, или, как говорят, стадий.
Учебник. Стр 224-225 – выпишите стадии законотворческого процесса в виде таблицы:
Законотворческий процесс в РФ
Стадия законотворческого процесса | Порядок осуществления в РФ |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5 |
Первую стадию называют законодательной инициативой.
Вторая стадия – обсуждение законопроекта в Государственной Думе.
Третья стадия – принятие закона в Государственной Думе.
Четвёртая стадия – принятие закона в Совете Федерации (его численность – 178 депутатов
Пятая стадия – подписание и обнародование закона. Принятый парламентом федеральный закон направляется Президенту РФ. В течение 14 дней он должен его рассмотреть и подписать (либо вернуть на повторное рассмотрение). Подписанный Президентом закон должен быть обнародован. Цель обнародования – довести содержание нового закона до сведения населения путём публикации в официальных изданиях – «Российской газете» и «Собрании законодательства РФ». Только опубликованный закон вступает в действие.
III. Закрепление (см. в презентации)
- Найди ошибку
- Верны ли суждения
- Найди ошибки в тексте
Практические выводы.
- права принадлежат человеку от рождения. Эти права являются высшей ценностью.
- права человека необходимо а) уважать, б) соблюдать и в) защищать.
- у вас есть право контролировать решения и действия власти, соглашаться или не соглашаться с ними и при необходимости обжаловать их в суд.
- Вы живёте в обществе, в окружении людей, наделённых теми же правами, что и вы. Следовательно, осуществление ваших прав не должно нарушать прав и свобод других людей.
- У вас есть право участвовать в законодательном процессе, даже если вы не входите в круг субъектов законодательной инициативы. Как гражданин, вы можете выступить с законодательным предложением (если будет что предложить).
IV. Домашнее задание: читать §19 «Современные подходы к пониманию права», написать эссе по высказыванию: «У народов, пользующихся гражданской свободой, каждый индивидуум стеснён законом, по крайней мере, в той степени, в какой это стеснение необходимо для поддержания права всех».
Стендаль (1783-1842), французский писатель
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План темы: Особенность нормативного подхода к праву. Естественно-правовой подход к праву. Взаимосвязь естественного и позитивного права. Основные этапы законотворческого процесса в РФ.
Что такое право?
Вспомним: Право - это система общеобязательных, формально определенных норм, санкционированных и охраняемых государством для регулирования общественной жизни
Найдите и выделите достоинства и недостатки Найдите типичные черты данного подхода Группа №1 Группа №2
Идея естественно-правового подхода ВЗАИМОСВЯЗЬ ЕСТЕСТВЕННОГО И ПОЗИТИВНОГО ПРАВА Позитивное право как документальная реальность появляется с возникновением государства и существует только в письменной форме, в виде законов и других юридических документов, установленных государством Естественное право действует независимо от того, закреплено оно в каком-либо юридическом документе или нет.
Если позитивное право не базируется на естественном праве, не исходит из его ценностей, оно перестает быть правом. Высшая же ценность права — это человек , его естественные, прирожденные, а значит, неотъемлемые права. Естественное право помогает определить, насколько закон соблюдает интересы человека , его права и свободы.
Определить границу (меру, масштаб) свободы, или, говоря словами И. Канта (1724—1804), границу совместимости свободы каждого человека со свободой всех других людей способны в первую очередь два великих социальных регулятора, происходящих из самой жизни, — право и мораль.
Необходимость четкого закрепления границ свободы делает неразрывной связь между естественным и позитивным правом . Естественное право служит первоосновой, первоисточником позитивного права, постоянно питает его идеями гуманизма, свободы, справедливости. Позитивное право придает этим идеям силу всеобщей, обязательной, охраняемой государством нормы поведения — силу закона , делая тем самым желанную свободу людей реальной.
Законотворческая инициатива
Запишите стадии законотворческого процесса Параграф 19, пункт 4
Стадии законотворческого процесса
1. Найди ошибку В перечне субъектов все кроме одного относятся к субъектам законодательной инициативы: 1)Президент РФ; 2) Члены Совета Федерации; 3) Кандидаты в депутаты Гос Думы; 4) Правительство РФ; 5) городская дума Найдите цифру, под которой указан субъект, выпадающий из этого ряда
2. Верны ли следующие суждения: А. Обсуждение законопроекта в Гос Думе проходит в трех чтениях Б. Срок для рассмотрения закона в Совете Федерации составляет 10 дней Верно только А Верно только Б Оба суждения верны Оба суждения неверны
3 .Найди ошибки в тексте и исправь их В течение месяца Президент РФ рассматривал законопроект о запрете курения в России, и наконец-то, подписав его, разместил на своем сайте. Однако, чтоб довести информацию до большинства населения, Президент решил опубликовать данный закон в газете «Ангарские огни»
Ответы: 1- 3 2-1 В течение месяца Президент РФ рассматривал законопроект о запрете курения в России, и наконец-то, подписав его, разместил на своем сайте . Однако, чтоб довести информацию до большинства населения, Президент решил опубликовать данный закон в газете «Ангарские огни»
Подписание и обнародование Закона В течение 14 дней Президент должен рассмотреть и подписать Закон или вернуть его на повторное рассмотрение. Цель обнародования Закона – довести его содержание до сведения населения.
Только опубликованный закон вступает в силу.
ВЫВОДЫ Права принадлежат человеку от рождения. Эти права являются высшей ценностью. Права человека необходимо а ) уважать, б) соблюдать и в) защищать. У каждого человека есть право контролировать решения и действия власти, соглашаться или не соглашаться с ними и при необходимости обжаловать их в суде. Осуществление ваших прав не должно нарушать прав и свобод других людей.
Домашнее задание: параграф 19, заполнить таблицу
Как вы понимаете эти слова: «У народов, пользующихся гражданской свободой, каждый индивидуум стеснён законом, по крайней мере, в той степени, в какой это стеснение необходимо для поддержания права всех». Стендаль (1783-1842), французский писатель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История подходов к пониманию одарённости
Методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школ и в то же время отличаться определенным своеобразием....
Современные подходы к пониманию права
Урок по обществознанию в 11 классе по праву....
Учебно-методический семинар "Современные подходы к преподавания Права в школе" 09 октября 2015 г.
Учителя истории: МОУ "Школа-лицей № 1" - Дуганова Л.В., Татарцева Н.И.МОУ "Школа № 2" - Филяревич В.В.МОУ "Школа № 3" - Андриишина Н.В.МОУ "Школа-коллегиум" - Нестерова Т.М.МОУ "Изобильненская шк...
Практическая работа по теме Подходы к пониманию права,обществознание, 10 класс
Практическая работа по теме "Подходы к пониманию права", обществознание, 10 класс может использоваться на разных этапах урока: для самостоятельного изучения нового материала в качестве инструмента сам...
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПРАВА.
Цель: формирование правовой компетенции учащихся.Задачи: сформировать представление о целостности системы права и ее элементах; развить компетенции работы с документом (анализ в ...
Современные подходы к пониманию права
Презентация к уроку по теме ПРАВО...
Опорный конспект "СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПРАВА"
Опорный конспект "СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПРАВА", 11 класс...