История подходов к пониманию одарённости
статья по теме
Методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школ и в то же время отличаться определенным своеобразием. Могут использоваться, в частности, тематические «мозговые штурмы» во всех вариантах, ролевые тренинги, развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно - практической работы пли творческих зачетов и т.п. Прежде всего методы и формы работы могут быть разделены на урочные и внеурочные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellektualnaya_odaryonnost_detey.docx | 34.29 КБ |
Предварительный просмотр:
История подходов к пониманию одарённости
В.А.Орехова
МБОУ «СОШ№30»
г. Старый Оскол Белгородской области
Современное развитие общества требует качественных изменений в системе образования, где основными направлениями развития должны стать поворот к человеку, создание условий для его эффективного саморазвития.
Качественный скачок в развитии новых технологий повлёк за собой резко возросшую потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи.
Школа, являясь структурным подразделением в системе непрерывного образования, не может при формировании социального заказа не учитывать потребностей общества в развитии творческости учащихся и поиске одарённых детей. Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых школьников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в школе.
Известный специалист в области детской одарённости Н.С.Лейтес, классифицируя педагогические подходы к этой проблеме, выделяет три категории детей, которых принято называть одарёнными:
способность к творчеству - дети с высоким уровнем творческих способностей;
талантливые - дети, достигших в каких-либо областях деятельности (художники, математики, шахматисты и др.;
академическая одарённость - дети, хорошо обучающиеся в школе.
Одаренность - это возможность, а достигнутый уровень мастерства в том или ином деле - это действительность. Выявившаяся у ребенка музыкальная одаренность ни в коей мере не гарантирует того, что ребенок будет музыкантом. Чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, музыкальный инструмент, ноты, огромная выдержка и терпение, свободное время, хорошее состояние здоровья и многие другие условия, без которых одаренность может не развиться.
Подмечено, что пробуждение интереса к той или иной трудовой или учебной деятельности тесно связано с пробуждением одаренностей к ней и служит признаком и отправной точкой для их развития. Наши желания, по словам Гёте, предчувствие скрытых в нас одаренностей, предвестники того, что мы в состоянии будем совершить. Всегда ли мы понимаем, что упрочившиеся интересы ребенка - это лакмусовая бумажка его способностей? К сожалению, чаще их не замечают, безучастно проходят мимо. К счастью, бывает и по-другому.
Психолог В. Е. Сыркина рассказывает о родителях, которые сумели сформировать одаренность сына, сознательно поощряя его интересы. Мать Славы не огорчилась тем, что ее мальчик всем играм предпочитал игру в «войну», предводительствуя во всех «сражениях», и был «комендантом» всех снежных крепостей во дворе. Не смущало ее и то, что «командиру» не раз ставили снежком «фонарь» под глазом, что комната загромождалась «оружием» и «амуницией», что мальчик самозабвенно играл вырезанными из картона солдатиками. Когда Слава подрос, она постепенно подобрала для него библиотечку книг по военной тематике, познакомила с биографиями выдающихся полководцев, рассказала, как готовился Суворов к своей военной профессии. Она поощряла занятия спортом и всегда была согласна с сыном в том, что старое пальто еще можно носить, а вот лыжи нужно купить обязательно... Слава пошел в военное училище и закончил его с отличием.
Итак, устойчивый интерес, склонность к деятельности, проявленная ребенком, являются сигналом, который должен заставить окружающих, и в первую очередь родителей, насторожиться: не дают ли себя знать зарождающиеся одаренность?
Задача взрослых при этом не в том, конечно, чтобы заставлять юношу заниматься только тем делом, которое его первоначально заинтересовало, а в том, чтобы углублять и расширять его интересы, делать их действенными, превращать в стремление и склонность заниматься областью деятельности, ставшей центром интересов.
Конечно, лучше, когда школьник очень рано обнаруживает при посредстве и помощи взрослых устойчивые специальные интересы и развивает соответствующие одаренность, позволяющие ему безошибочно определить свое призвание.
Психология устанавливает общее правило развития человеческих одаренностей.
Одаренность обнаруживаются только в деятельности. Нельзя говорить об одаренностях человека к рисованию, если его еще не учили этому.
Как можно выявить одаренность человека, а, выявив, развить? Этот вопрос стоит и перед школой, и перед семьей, и задача эта не представляется никому легко решаемой.
Но гораздо чаще, когда разговор заходит об одаренностях, родителей тревожит не столько вопрос о том, как развить выдающиеся дарования их детей, сколько - как способствовать развитию одаренностей, необходимых им в учебной деятельности, как обнаружить, какими способностями обладает, а какими - не обладает ребенок, как сформировать одаренность, которых недостает для успешного овладения профессией, специальностью, учебным предметом.
Исследования психологов показали, что предпосылкой и результатом творческой деятельности одаренных детей является настойчивая, неуемная склонность к напряженной умственной деятельности.
Считаем, что основная задача - так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания, реализовывались и выращивались в нашей педагогической деятельности с этими детьми.
Программы по отдельным предметам (в рамках неаудитрной занятости, платные дополнительные программы) для одаренных учащихся должны быть ориентированы на более сложное содержание, направлены на увеличение знаний в конкретной области и на развитие умственных операций.
Методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школ и в то же время отличаться определенным своеобразием.
Могут использоваться, в частности, тематические «мозговые штурмы» во всех вариантах, ролевые тренинги, развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно - практической работы пли творческих зачетов и т.п.
Прежде всего методы и формы работы могут быть разделены на урочные и внеурочные.
Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок.
Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. У одних учителей широкое распространение получили групповые формы работы, у других- различного рода творческие задания, у третьих- различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.
Перечисленные формы работы и виды деятельности могут найти широкое применение в рамках семинарской формы работы, в различных практикумах.
Каждый учебный предмет определяет специфику применяемых форм, методов и приемов работы. Дальнейшее развитие возможностей ученика может проходить в рамках включения его в исследовательскую работу, работу над рефератами, групповыми и индивидуальными проектами, обеспечивающие более высокий уровень системности знаний.
Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные кружки, конкурсы, интеллектуальный марафон, привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы. Внеурочная работа усиливает образовательный потенциал учебных предметов, так как временные рамки урока и прохождение программы в определённые сроки ограничивают возможности учителя в наиболее полной реализации образовательных потребностей учащихся.
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой формирования такой системы выступает «погружение в культуру», функциями системы являются обучающая, развивающая и воспитывающая функции, а организующим началом системы является игра.
Работа по развитию способностей учащихся является одной из приоритетных направлений в работе школы.
Включение в такую работу с учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами. Учитель для ребенка – личность. Взаимодействие учителя с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки.
Стремление к совершенству, склонность к самостоятельности и углубленной работе одаренных детей определяют требования к психологической атмосфере занятий и к методам обучения.
По силам ли задачи изменений в содержании, процессе, результатах и атмосфере обучения неподготовленному к этому учителю? Чаще всего нет.
Таким образом, необходимо ставить и решать задачу подготовки учителей специально для одаренных. Как показали исследования, именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «своем» учителе.
Признанный авторитет в вопросах образования Бенджамин Блум выделил три типа учителей, работа с которыми одинаково важна для развития одаренных учащихся. Это учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к предмету; закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения; выводящий на высокопрофессиональный уровень.
Исследования также говорят, что учителя, постоянно повышающие свой профессиональный уровень, используют методы, более подходящие для одаренных; они больше способствуют самостоятельной работе учащихся и стимулируют сложные познавательные процессы (обобщение, углубленный анализ проблем, оценку информации и т.д. Мы должны быть уверены в том, что
Каждый ребенок изначально творческая личность.
Каждый ребенок генетически расположен к учению.
Задача школы – воспитать, поддержать и развить эти качества.
Но прежде учитель должен стремиться к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работать над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием. Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе с целью неуклонного снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.
Одним из важнейших компонентов, способствующих созданию и поддержанию на высоком уровне научно-технического, политического, культурного и управленческого потенциала страны является налаженная система поиска и обучения одаренных индивидуумов.
Библиографический список:
Алексеев Н.Д., Исаенко А.С., Кузей Т.И. Одаренность: способности, мотивация / /МН.,2006
Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993. – 40 с.
Чистякова Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур. // Вопр. психологии. – 1991.- №6.- с.103.
Шумакова Н.Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников. // Вопр. психологии. – 1991.- №1.- с.27.
Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. психологии. - 1996.- №3.- с.34.