«Выборы, дело государственной важности»
план-конспект урока по обществознанию (11 класс)

Кузовлева Татьяна Юрьевна

Урок по обществознанию, 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvoznanie.docx120.35 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обществознания в 11 классе.

         Урок с использованием метода кейс-технологии -  инцидента.

Кейс технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач. Их относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога.

 Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения.  Учащиеся получают краткое сообщение о случае, ситуации в стране, организации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников.

 Тема: «Выборы, дело государственной важности». (Политическое поведение).

Цель: формирование понимания, значения и оценивания собственного политического поведения.

Задачи урока:

1. Получить жизненно важный опыт в решение проблем: возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью.

2. Развивать умение слушать и понимать других людей, работать в команде.

3. Развивать умение логически мыслить, формулировать вопросы, аргументировать ответы, делать собственные выводы, отстаивать собственную точку зрения.

4.  Закреплять умение работы с первоисточниками.

Планируемые результаты: учащиеся должны научиться в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях; самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров; характеризовать особенности политического процесса в России; анализировать основные тенденции современного политического процесса; формировать навыки интерпретации социологических опросов.

Формируемые УУД:

- Предметные: различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.

     - Метапредметные:  

1) Познавательные: самостоятельная постановка целей и задач, предъявление продуктов своей деятельности.

2) Коммуникативные: самостоятельно ставить цель продуктивного взаимодействия с другими людьми и достигать ее.

3) Регулятивные: самостоятельно планировать личное целенаправленное действие.

4) Личностные: формирование заинтересованности не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны.

Средства обучения: учебник, пакет с рабочими материалами, мультимедийная презентация, проектор для демонстрации слайдов.

Термины и понятия урока:

Абсентеизм - неучастие избирателей в выборах.

Ангажированность - сознательно выбранная общественная позиция.  Электорат - население, формирующее власть в результате выборов; круг избирателей, которые голосуют за определенную партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах, или ее кандидатов в избирательных округах при мажоритарной избирательной системе.

Избиратель - гражданин, обладающий активным избирательным правом.  Политическое поведение - это поступки и действия субъекта политики, характеризующие его взаимодействие с социальной средой, с различными общественно-политическими силами.

Ключевые положения темы урока:

1. Участие в политической жизни требует взаимодействия с другими субъектами политического процесса. Для этого важно понимать и правильно оценивать их политическое поведение. А главное – строить своё собственное поведение в соответствии с принципами и эталонами демократического общества.

2. Политическое поведение охватывает все формы политической активности личности, её действия и бездействия.

3. В политике нельзя поддаваться эмоциям. Необходим серьёзный анализ политической обстановки, осознанное целеполагание и рациональный выбор средств достижения цели. Политическое поведение не должно выходить за границы, обозначенные политическими и правовыми нормами.

4. Наиболее массовой формой политического участия являются выборы, особое внимание привлекает именно электоральное поведение граждан: за кого и почему голосуют представители тех или иных слоёв населения, каковы причины неучастия в выборах части граждан

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивационно-целевой этап.

1. На экране демонстрируется слайд, на котором изображён баннер, с информацией о выборах президента РФ. 

2. Проблемное задание классу.

Ознакомиться с цитатами. Определить проблему, которую поднимают авторы.  Как главная мысль данных высказываний и информация на слайде может быть связана с темой нашего урока?

  • Только способность голосовать составляет квалификацию гражданина.  

Э. Кант

  • Каждый имеет право на ошибку, а, чтобы каждый мог этим правом воспользоваться, проводятся выборы.    

                                                                                                                       Э.Маккензи                                                                            

  • Голосование не определяет хода событий. Голосование решает, кто будет определять ход событий.              

                                                                                                                           Дж.Уилл                                                                                                                                                                  

  • Тот, кто будет управлять всеми, должен быть избран среди всех.

Плиний младший
                                                                                                                                   

  • Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют.
                                                                                                   Джон   Нейтан

Заслушиваются ответы.

III. Темы и цели урока.

1. Задание классу: ознакомьтесь с текстом.  О каком политическом явлении идёт речь? Как вы можете его охарактеризовать? Какое отношение избирателей к политическим выборам описано в тексте? Какие типы политического поведения характеризуются в тексте?

 Рабочий материал.

   «Как же надоело нытье, всхлипывания и вой в соцсетях, на улице и в транспорте. То и дело слышно: «да кому нужны эти выборы», «кто пойдет на них», «все заранее известно» и тому подобное. Вступать в разговор, высказывать свою точку зрения, даже спорить с такими людьми абсолютно бессмысленно.

   И все же, не претендуя на истину в последней инстанции, попытаюсь порассуждать о выборах, об участии в них и, если позволите, о гражданской позиции.

   Когда читал в Интернете тексты сторонников бойкота выборов любого уровня, мне казалось, что люди пострадали: ходили всякий раз на участки, отдавали голоса за своего кандидата, а в итоге получали другого, не того, кого страстно хотели видеть на той или иной должности. Вот и разочаровались, решили бойкотировать. Тоже позиция. И посылы прекрасны. «Не голосовал и не буду», «за нас все посчитают», «выберут кого им надо» и т. д. и т. п. Неужели люди считают, что бездействие прекрасно и идет на пользу обществу или все же это обычная дань моде – все отрицать?

   Ну, хорошо, давайте представим на минуточку, что бойкот состоялся. Абсолютный. Никто не пришел к избирательным урнам. Как вам картинка? Сидят такие важные члены избиркомов (к слову, ваши же мамы и папы, жены и мужья, сестры и братья, друзья и подруги), час сидят, два часа, полдня, а потом от нечего делать начинают забавляться с журналом регистрации: вносят туда фамилии избирателей, с хохотом расписываются за них, потом, ближе к вечеру, весело вбрасывают бюллетени в ящики, после девяти вечера подсчитывают голоса, затем заполняют протоколы, ставят печати, шнуруют, отправляют…   Все. Выборы состоялись! Красивая картинка для критиканов? Но невозможная. Почему? Так перечислять лень контролирующие факторы: наблюдателей, видеокамеры, автоматические урны, доброхотов. Ну, вы же знаете!

   Или еще вариант. Не состоялись выборы или состоялись, но будет второй тур. О! Тут полет для фантазии отрицальщиков-бойкотчиков. Ага, ага, не смогли, мол, нужную циферку вписать, помешали им. То-то же, ату их. Теперь точно не пойдем голосовать, все и так понятно.

   Позиция некоторых граждан нашей необъятной Родины почему-то начинает достигать совершенно заоблачных вершин в период сезонных обострений, тогда, когда назначаются выборы. Это понятно, на слуху потому что. И тут уж во все тяжкие: тот кандидат – вор, этот – негодяй, а третий вообще насильник и убийца. Откуда такие выводы? А нам кажется. А нам соседка говорила, она на рынке слышала. А нам дядя говорил, он сам видел. Достойные факты. Еще больше радуют пресловутые соцсети. Недавно читал ужасы о введении платы сразу после выборов за всегда бесплатные услуги. «Кошмар!» – подумал я и полез на портал госвласти, где такие документы для общего обозрения выставлены. Внимательно прочитал.   Что ж, господа-товарищи, «поздравляю вас совравши»! Ребята, кто вам мешает заглянуть в справочную информацию, узнать правду или убедиться в точности высказываний? Хотя верить людям, конечно, нужно, но ведь не так безоговорочно и бездумно.

   В агитационный период кандидаты расскажут о себе. Читайте, слушайте, проверяйте, находите контраргументы и контракты, сравнивайте, думайте и выбирайте не только сердцем и душой, но и умом. И знайте, ваш голос будет учтен, несмотря на заверения всепропальщиков: «я знаю, как это делается», «сам работал на участке». То есть сам подтасовывал и не был схвачен за руку? Смешно, ей богу, смешно.

   Ну и в заключение. У каждого из нас есть гражданский долг ходить на выборы. Если человек не идет на выборы, он сам себя перестает считать гражданином. А почему тогда власть должна его считать таковым?»

Учащиеся с помощью учителя формулируют цели урока.  

IV.Изучение  нового материала.

1. Статистика выборов в современной России.

Задание: ознакомьтесь с диаграммой. Проанализируйте явку граждан на президентских выборах по годам. Сделайте выводы. Сформулируйте причины снижения явки избирателей по годам, опираясь на знания и факты истории выборов и результаты. (Учащимся было дано предварительное задание).

Ответы учеников: анализ диаграммы, выводы.

V. Работа по теме урока.

1. Прогнозируемые результаты выборов президента в 2018 году.

А. Социологический опрос (09.02.2018г. -11.02 2018г.) 
(Всероссийский центр изучения общественного мнения)

  • Планируют проголосовать - 80,4 % российских граждан.
  • Определятся ближе к выборам -10,9 % российских граждан
  • Не готовы голосовать - 6,9 %
  • Затрудняются с ответом -1,8%.

Задание: ознакомьтесь с результатами опроса.  Проанализируйте прогнозируемую явку граждан на президентских выборах по годам. Сделайте выводы.

Ответы учащихся.

2. Социологический опрос, проведённый учащимися в школе.  Учащимся было дано предварительное задание – провести социологический опрос среди учителей школы, членов своих семей, совершеннолетними старшеклассниками.

Вопросы анкеты:

1. Знаете ли вы какое политическое событие произойдёт 18 марта 2018г.?

2. Пойдёте ли вы на выборы президента РФ?

3. Как вы думаете, от вашего участия в выборах, зависит будущее страны?

4. Знакомы ли вы со списком кандидатов, претендующих на пост президента страны?

5. Знаете ли вы за кого будете голосовать на предстоящих выборах?

6. Знакомы ли вы с предвыборной программой кандидата?

7. Знакомы ли вы с полномочиями президента РФ?

Учащиеся, проводившие опрос, представляют его результаты интерпретируют ответы и делают выводы.

Всего в опросе учувствовали 48 человек различных возрастных категорий:

  • 18 лет
  • От 18 до 25 лет
  • От 25 до 35 лет
  • От 35 до 50 лет
  • Старше 50 лет

Вопросы анкеты:

1. Знаете ли Вы о том, какое политическое событие произойдёт 18 марта 2018 г. в нашей стране?

2. Пойдете ли вы на выборы?

3. Как Вы думаете, от Вашего участия зависит будущее страны?

4. Знакомы ли, Вы со списком кандидатов?

5. Определились ли Вы с кандидатурой, за которую будете голосовать?

6. знакомы ли Вы с предвыборной программой кандидата?

3. Работа с понятием «президент».

А) происхождение;

Б) признаки президентства;

В) президентство в РФ.

4. Полномочия президента РФ. Работа по Конституции РФ.

 Задание: познакомитесь со статьёй 80, частью 1 Конституции РФ, сформулируйте полномочия Президента РФ. Сделайте выводы о полномочиях Президента в РФ.

Ответы учеников. Во время выполнения задания составляется следующая схема.

 

«Президент РФ избирается сроком на шесть лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании».

Задание: сделайте вывод о роли президента в стране.  На ком лежит ответственность за выбор внутренней и внешней политики государства? Кто определяет внутреннюю и внешнюю политику страны? Какая ответственность лежит на гражданах государства при выборе главы государства? В чём заключается гражданская ответственность тех, кто имеет право выбирать президента? Кто избирает президента?

Работа по ст.3 Конституции РФ. Ответы учеников.

VI.Подведение итогов урока.

1. Как вы объясните высказывание «Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют»?
2. Почему «Выборы – это дело государственной важности?»

Ответы учеников.

VII. Рефлексия.

Учащимся предлагается выразить своё мнение через голосование с использованием переносной избирательной урны, опуститьив жетон определённого цвета.

Красный – обязательной пойду на выборы Президента,

зелёный – сомневаюсь, 

чёрный – не убедили, не пойду на выборы.

VIII. Проверка знаний.

Учащимся предлагается выполнить тест.

1. Верны ли следующие суждения о политическом участии?

А. Формами политического участия большинства граждан являются выборы в органы государственной власти и местного самоуправления, референдумы.

Б. Мотивацией к политическому участию может стать реальная возможность изменить политическую ситуацию к лучшему.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

2. Верны ли следующие суждения о функциях Президента РФ?

А.

Президент РФ, согласно Конституции, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами.

Б.

Президент РФ, согласно Конституции, является Председателем Правительства.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

3. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе

  

 1) 

21 года

  

 2) 

25 лет

  

 3) 

30 лет

  

 4) 

35 лет

4. Верны ли следующие суждения об институте президентства в Российской Федерации?

А.

Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет.

Б.

Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, с рождения проживающий постоянно на территории РФ.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

5. Согласно Конституции РФ, военную доктрину утверждает

  

 1) 

Президент РФ

  

 2) 

министр обороны РФ

  

 3) 

Секретарь Совета Безопасности РФ

  

 4) 

Начальник Генерального штаба РФ

6. Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти РФ, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  

ПОЛНОМОЧИЯ

 

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ

А) 

осуществление мер по обеспечению обороны страны

Б) 

назначение высшего командования Вооружённых Сил РФ

В) 

разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти

Г) 

обеспечение исполнения федерального бюджета

Д) 

осуществление управления федеральной собственностью

   

1) 

Президент РФ

2) 

Конституционный Суд РФ

3) 

Правительство РФ

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

7. Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти РФ, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  

ПОЛНОМОЧИЯ

 

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ

А) 

назначение на должность Уполномоченного по правам
человека в РФ

Б) 

решение вопросов гражданства РФ

В) 

награждение государственными наградами РФ

Г) 

осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан

Д) 

разработка федерального бюджета

   

1) 

Президент РФ

2) 

Правительство РФ

3) 

Государственная Дума

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

8. Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти РФ, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  

ПОЛНОМОЧИЯ

 

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ

А) 

осуществление помилования

Б) 

назначение на должность Генерального прокурора РФ

В) 

утверждение изменения границ между субъектами РФ

Г) 

обеспечение исполнения федерального бюджета

Д) 

осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан

   

1) 

Правительство РФ

2) 

Совет Федерации

3) 

Президент РФ

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

IX. Домашнее задание. Написать мини сочинение  по любой из предложенных цитат вначале урока.

X. Выставление и комментирование отметок.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 8 КЛАССЕ.

Тема: ЭТНОС: НАЦИИ И НАРОДНОСТИ.

Цель: 1). Познакомить учащихся с понятием этнос, разъяснить сущность этнообразующих факторов, сформировать умения анализировать традиции, обычаи различных народов, характеризовать племя, народность с опорой на известные исторические факты.

2). Продолжить работу по формированию у учащихся мотивации успешности по усвоению знаний.

После изучения темы учащиеся должны:

  • Знать, что такое «этнос» и чем характеризуются различные устойчивые межпоколенные общности людей;
  • Уметь анализировать различные этнообразующие факторы, иллюстрируя свои позиции конкретными историческими фактами;
  • Определять сходство и различия между нацией и народностью;
  • Уметь грамотно анализировать традиции и обычаи разных народов и уважительно относиться к их культуре, жизни.

Оборудование урока:

1.  Учебник.

2.  Тетради.

3.  доп. Материала из пособий.

а). Этнические общности.

4. Раздаточный материал:

а). вопросы и задания;

б). высказывания и пословицы;

в). определения «Формы этносов, этнос»;

г). словарные слова;

д). схемы:

1.  Признаки этносов.

2.  Факторы формирования наций.

3.  Основные события в развитии этносов.

4.  Национализм и его формы.

5.  Межнациональные отношения и их результат.

План УРОКА:

1.  Мотивация деятельности. Обеспечение интереса у учащихся к изучению данной темы с помощью вовлечения их к активной деятельности на уроке.

2.  Что такое «Этносы»? Знакомставо с понятием.

3.  Факторы, влияющие на образование этносов и их роль в развитии обществ.

4.  Народности и нации.

                                                        ХОД УРОКА.

I.  Организационный момент.

1.  Сообщение темы и плана урока.

2.  Задание учащимся по определению цели урока с помощью проблемного вопросов и объяснения пословиц и поговорок.

(Записать проблемный вопрос на доске:

Что является результатом эволюции (постепенного развития) этноса от ПЛЕМЕНИ к НАЦИИ? )

а). убывание биологических черт;

б). нарастание социально-политических черт;

в). оба явления характерны.

3.  Чтение старинной легенды: «Хорошо, что все мы разные»

Прослушайте её и поясните, в чем заключалась основная идея, составившая суть мудрости наших далеких предков?

Согласны ли вы, ребята, с этой мыслью?

Приходилось ли в жизни встречать ситуации, подобные той, о которой рассказывает легенда?

4.  Познакомить с материалами к уроку.

а). Доп. Материал.

б). Словарь.

в). Определения.

г). Схемы.

II. Изучение нового материала.

Мы определили с вами тему урока, а теперь познакомимся с тем, что вы должны узнать на уроке, чтобы смогли определить цель урока.

На прошлом уроке мы познакомились с вами, что такое социальные общности.

Социальная общность – это…?

По каким критериям разделяются социальные общности: 1- ?, 2 - ?, 3 - ?

Сегодня на уроке мы познакомимся с социальной общностью (вид по содержанию) СОЦИАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКОЙ.

Рассмотрим важные вопросы:

Что такое этнос?

Как происходило и происходит его формирование?

Возьмите схему № 1 и перечислите факторы, сплачивающие людей в этнические группы (общности).

Возьмите лист с определениями и прочитайте, что такое «этнос»?

А теперь выясним последовательность формирования различных форм этнических общностей на примерах истории России.

Вспомните историю нашей древней истории. Кто является нашими предками, т. е. от кого мы произошли?

(Ответы могут быть разными по знаниям биологии, географии, истории: обезьяны, бого-люди, славяне (Надо выделить – славяне.))

Какие общности представляли наши предки в I-VIII в. н. э.? (племена)

Что произошло с ними в IX-X вв.? (объединение)

По каким причинам и признакам объединились эти племена?

(близость или общность территорий, общность языка, традиций, обычаев, налаживание экономических, военных и политических контактов).

Какое время занял этот процесс? (довольно длительное)

Что стало результатом этого сближения, объединения? (образование гос-ва и народности)

Прочитайте определение НАРОДНОСТИ.

Что общего и в чем отличие народности от племени? (меньше становиться биологических черт)

Самой высшей формой этнических общностей является – НАЦИЯ.

Прочитайте высказывание философа – социолога Т. Геруля, вспомните историю России и определите период формирования нации в России (XIV _ XV вв. – освобождение от монголо-татарского ига). Кем осознали себя наши предки? (единой силой, с единой культурой, единой религией)

В чем отличие нашей нации от других? ( Рассмотрение схемы № 2)

Какие из этих факторов присутствуют и характерны для нашей нации?

Процесс формирования наций продолжается и это доказывает разнообразие нашего современного мира? Какие этнические общности в нем присутствуют? (племена, народности, нации)

Выделим основные события в развитии этносов. Рассмотрим схему № 3.

Прочитайте и попробуйте подобрать к ним примеры из ниже приведенных вариантов.

(Дополнение учителя по пособию стр. 77-79)

А теперь определим, для чего нам нужны знания об этнических общностях.

Какие процессы характерны для жизни людей в современном мире?

(объединение – интеграция, разобщение – дифференциация)

В чем это выражается и как это проявляется? (слияние культур, обмен достижениями, тесное общение, возвышение какого-либо, давление друг на друга, вражда, военные конфликты)

Какие размеры могут принимать это явления? (общемировые (глобальные), внутригосударственные – схема № 5)

Каковы результаты этих отношений? (выслушать мнения учащихся, чтение по схеме)

III.Залючение.

В начале урока был задан  вам вопрос и попросила прочитать поговорки и пословицы.

1.  Ответьте на вопрос.

2.  Попробуйте, на основании полученных знаний, объяснить смысл высказываний.

IV. ПОСТАНОВКА ДАЛЬНЕЙШИ ПРОБЛЕМ И ЗАДАЧ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЭТОЙ ТЕМЫ В 9-11 КЛ.

В последствии мы рассмотрим с вами темы:

·  «Национализм и его формы»

·  « Глобализм и его проблемы»

·  « Глобальные проблемы человечества»

II.  Домашнее задание.

Спишите пословицы и объясните их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр

Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...

Урок-деловая игра "Выборы в Государственную думу"

Мероприятие направлено на воспитание политической грамотности учащихся и подготовку будущего электората страны. В презентации представлены этапы формирования парламента страны....

План игры для учащихся 9-х классов "Выборы в Государственную Думу"

План интерактивной обучающей игры "Выборы в Государственую Думу"...

Методическая разработка по дисциплинам «Информатика» и «Основы социологии и политологии» Тема: Зачетная работа по офисным технологиям: Выборы в Государственную Думу РФ. Политические партии РФ.

Рассматривается методика организации и проведения интегрированного урока по информатике и основам социологии, политологии, направленного на формирование активной гражданской позиции с применением совр...

Родительское собрание 9-м классе "Важность выбора профессии. Сопровождение и поддержка профессионального выбора ребенка со стороны родителей

Родительское собрание 9-м классе"Важность   выбора профессии. Сопровождение  и поддержка профессионального выбора ребенка со стороны родителей" "Профессия — эт...

Учебная игра "Выборы в Государственную Думу"

Формирование демократической культуры подрастающего поколения, сущность и значение роли избирателя в современном обществе...