План-конспект урока обществознания в 7 классе по теме "Семейная экономика"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)
План-конспект урока обществознания в 7 классе по теме "Семейная экономика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynaya_ekonomika.docx | 293.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Семейная экономика».
Цель: сформировать понятия домашняя экономика, «бюджет семьи»
Планируемые учебные результаты:
Предметные: сформировать общее представление о семейной экономике, бюджете семьи, её доходных и расходных статьях, видах семейного бюджета, планировании семейного бюджета.
Личностные: Развивать понимание того, что, знания, усвоенные на занятиях, способствуют приобретению важных жизненных умений и навыков, формирование умение коллективно обсуждать рациональность тех или иных затрат и принимать разумное решение, сформировать качества рачительного хозяина.
Коммуникативные: взаимодействие с учителем во время опроса, участие в коллективном обсуждении проблем
Метапредметные:
- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
- овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Оборудование : компьютер, проектор, карточки с раздаточным материалом, учебник.
Ход урока
- Орг. момент.
- Актуализация знаний.
Нажить много денег – храбрость;
сохранить их – мудрость,
а умело расходовать – искусство. Б. Ауэрбах
Притча «Денег палата, да ума маловато»
У одного крестьянина был только небольшой участок земли с садом, но он жил счастливо и семью свою содержал своими трудами; он был добр к людям, весел, здоров и доволен. У него не только хватало на прожитие и на все необходимые нужды, но он ежегодно мог еще откладывать часть денег в запас на детей.
Однажды, при чистке своего колодца, он нашел на дне большой медный сосуд с золотыми и серебряными монетами. Находка обрадовала его, и он вообразил, что добыл истинное счастье.
С этой минуты он передал все полевые работы прислуге, стал одеваться богаче, чем позволяли его занятия, стал роскошно есть и пить, не заботиться о будущей жизни, тратил без толку деньги на все прихоти и пустые удовольствия и вовсе не думал, что он может когда-либо обеднеть, и что такая жизнь и вредна, и грешна. Скоро случилось то, чего и нужно было ожидать.
Через неумное употребление богатства он стал нищим. Все, что он имел, было продано с молотка. Здоровье его расстроилось от беспорядочной жизни, и в сердце его не осталось искры благочестия. В конце концов, он пропал. Искали его, искали, да и не нашли.
Все гоняются за богатством, а оно, бывает, губит.
Марк Туллий Цицерон: «Размеры состояния определяются не величиною доходов, а привычками и образом жизни».
3.Постановка учебной цели.
Учитель: Чего не умел делать крестьянин? (Грамотно вести хозяйство)
Итак, какая тема сегодняшнего урока? (Семейная экономика или семейный (разгадайте ребус) (ответ «бюджет»)
Учитель: Что бы вы хотели знать по этой теме? Сформулируйте вопрос.
(как правильно планировать, увеличить доход, разумно удовлетворять потребности, как и на чём можно сэкономить)
Да, действительно, для ведения домашнего хозяйства требуется много знаний, умений и навыков. Это целое искусство.
Мы знаем, что такое экономика ( наука о том, как правильно вести хозяйство) . А что же тогда такое семейная экономика? Это искусство управления домашним хозяйством.
Мы сегодня ответим на следующие вопросы:
- Из чего состоят доходы семьи?
- Виды доходов.
- На что расходуются деньги?
- Виды расходов.
- Что такое семейный бюджет?
- Виды бюджета.
- Ограниченность бюджета.
- На чём можно сэкономить?
4.Мотивация урока.
На сегодняшний день финансовое благополучие можно назвать одной из самых необходимых и очень важных составляющих залога успешной и счастливой семейной жизни. Незнание в области личных финансов - причина всевозможных проблем.
Для того, чтобы ваши мамы приготовили вкусный обед, нужно купить… (продукты).
Для того, чтобы постирать белье, нужно иметь… (порошок, мыло), а для того, чтобы посуда после мытья не оставалась жирной, нужно приобрести… (чистящее средство).
То есть необходимо сделать много покупок, а товар, как известно, бесплатно не отдается. Он продается и имеет определенную стоимость. Без чего же нельзя обойтись при покупке товара? (Без денег.)
Учитель: Откуда у нас в семье берутся деньги? Давайте с вами постараемся это выяснить.
Учитель: Я предлагаю вам посмотреть мультфильм, который так и называется «Семейный бюджет». Дополнить перечень расходов вы можете, прочитав учебник на стр. 113. А сейчас мы с вами составим кластер «Доходы семьи», указав все его части и виды.
Зарплата, пенсия, стипендия, детское пособие, прибыль от бизнеса, доход от личного подсобного хозяйства, проценты от банковских вкладов,
Виды доходов : фиксированный и переменный (прибыль, выигрыш, премия)
В каждой семье есть расходы. Какие бывают виды расходов?
Ребята находят и читают характеристику видов расходов. (стр.115)
Виды расходов :
Обязательные - питание, одежду, коммунальный услуги, транспорт, налоги, кредит ( если есть).
За какие коммунальные услуги платит семья?
Оплата электроэнергии
Оплата газа
Оплата за пользование водой
Оплата телефонной связи
Произвольные - на приобретение дорогостоящих предметов и предметов длительного пользования (бытовая техника, туристические путевки, транспортные средства, драгоценности)
На какие культурные нужды семья может потратить деньги?
Посещение театра, кино, цирка и т. д.
Покупка книг, подарков…
Поездки на экскурсию, выезд на природу…
Непредвиденные (ремонт бытовой техники, покупка лекарств)
Так что же такое семейный бюджет. Обратимся к словарю.
Бюджет- это план доходов и расходов на определённый период. В переводе на старофранцузский bougette «сумка, кошелёк».
Вариант 1. Составьте семейный бюджет семьи за прошедший месяц на основе известных данных.
Семья Сидоровых состоит из папы (инженер), мамы (библиотекарь), сына-первоклассника и дедушки (пенсионер). Зарплата папы за август составила 18000 рублей, зарплата мамы - 10000 рублей, пенсия дедушки – 9000 рублей.
На продукты семья потратила – 15000 рублей, коммунальные услуги – 5000 рублей, школьная форма для первоклассника – 6000 рублей, лекарства заболевшему дедушке – 3000 рублей, ремонт крана в ванной – 2000 рублей, подарок на день рождения другу – 500 рублей, семейный поход в кино – 1000 рублей, поездка на экскурсию в горы – 4500 рублей.
доходы | расходы | ||
обязательные | произвольные | непредвиденные | |
Зарплата папы- 18000 | 15000 | 500 | 3000 |
Зарплата мамы- 10000 | 5000 | 1000 | 2000 |
Пенсия дедушки- 9000 | 6000 | 4500 | |
Итого: 37000 | 26000 | 6000 | 5000 |
Итого: 37000 |
Итого: доходы - расходы = 37000 – 37000=0
Обсуждение. В семье Сидоровых доходы = расходам. Такой бюджет называется сбалансированным.
Это хорошо или плохо? Хорошо, что не приходится занимать деньги, но и делать сбережения нельзя.
Вариант 2. Составьте семейный бюджет семьи за прошедший месяц на основе известных данных.
Семья Петровых состоит из папы (индивидуальный предприниматель), мамы (безработная), бабушки (пенсионерка) и сына (студент). За октябрь отец получил прибыль от предпринимательской деятельности в размере 30 000 рублей, бабушке была выплачена пенсия в размере 4500 рублей, мама не смогла найти работу, и получила пособие по безработице в сумме 2000 рублей.
Сын получил стипендию в размере 1500 и потратил ее на покупку джинсов. Семья подарила маме на день рождения мобильный телефон стоимостью 4400 рублей. На покупку еды семье пришлось потратить 15000 рублей и транспортные расходы - 1200 рублей, на оплату жилищно-коммунальных услуг – 6300 рублей, ремонт холодильника – 2000 рублей. Помощь заболевшему родственнику – 1000 рублей.
доходы | расходы | ||
обязательные | произвольные | непредвиденные | |
Прибыль отца- 30000 | 15000 | 4400 | 2000 |
Пенсия бабушки- 4500 | 1200 | 1000 | |
Пособие по безработице- 2000 | 6300 | 1500 | |
Стипендия сына- 1500 | |||
Итого: 38000 | 22500 | 6900 | 2000 |
Итог: 31400 |
Доход больше расхода: 38000-31400= 6600
Такой бюджет называется профицитным. Это очень хорошо. Эти деньги называются «подушкой безопасности».
Вариант 3. Составьте семейный бюджет семьи за прошедший месяц на основе известных данных.
Семья Соловьевых – неполная, состоит из мамы (врач), бабушки (пенсионерка) и трехлетнего Пети. За октябрь мама получила зарплату 15000 рублей, бабушке была выплачена пенсия 9000 рублей, детское пособие составило 800 рублей.
Расходы составили: коммунальные услуги – 4000 рублей, продукты – 12000 рублей, лекарства для семьи во время эпидемии гриппа– 2000 рублей, зимняя одежда – 5000 рублей, игрушки – 300 рублей, поход на день рождения к друзьям – 500 рублей, расходы на транспорт – 1000 рублей, ремонт стиральной машинки -1000 рублей.
доходы | расходы | ||
обязательные | произвольные | непредвиденные | |
Зарплата мамы- 15000 | 4000 | 300 | 2000 |
Пенсия бабушки- 9000 | 12000 | 500 | 1000 |
Детское пособие- 1000 | 1000 | ||
Итого: 24800 | 5000 | ||
22000 | 800 | 3000 | |
Итого: 25800 |
Итого: доходы меньше чем расходы.
Виды бюджета
Обсуждение. В семье Соловьёвых расходы превышают доходы, такой бюджет называется дефицитным. В чем причина такого положения? Как быть семье, которой не хватает средств для жизни? Мы ответим на этот вопрос после физкультурной паузы.
Физкультурная минутка.
На вес золота, за бесценок, по божеской цене, не подступиться, как задаром, цена кусается, не по карману, по сходной цене, влетит в копеечку, за грош, с Гулькин нос.
(Дорого – прыгаем вверх, дёшево – приседаем).
У каждого члена семьи свои потребности. Посмотрите фильм о потребностях и скажите, как вы понимаете выражение «ограниченность бюджета»?
Дело в том, что доходы наши ограничены, а потребности и желании, к сожалению, нет. Большинство семей живут в условиях ограниченных доходов, не позволяющих удовлетворить постоянно растущие потребности домочадцев. Естественным в данной ситуации может стать поиск возможностей для дополнительного заработка. Зарабатывать больше, к сожалению, многие не могут, значит нужно начать меньше тратить, отказать себе в удовлетворении каких-либо потребностей.
Посмотрите уроки тётушки Совы и продумайте свои методы экономии.
На чем же мы можем сэкономить?
- можно сэкономить на транспорте – если пользоваться проездным или ездить общественным транспортом ( а не на такси или личном авто)
- можно сэкономить на коммунальных услугах – экономия электричества
- можно сэкономить на продуктах – на сладостях, если есть приусадебный участок. Какие доходы можно получать от подсобного хозяйства?
- можно сэкономить на одежде и обуви – если беречь, то продлится срок службы
- можно сэкономить, если - внимательно изучать цены в магазинах (акции).
- можно сэкономить, если- отказаться от вредных привычек
- можно сэкономить, если- производить мелкий ремонт в квартире
Запомни: любая финансовая цель достижима! Вопрос только в сроках и грамотном финансовом планировании.
- А на чём нельзя экономить? (на отдыхе, еде, здоровье, вещах первой необходимости).
Давайте познакомимся с героями поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» и попробуем определить, можно ли их назвать хорошими хозяевами..
Задание. № 8 стр. 119
Выберите правильные утверждения на вопрос. Проверим, как внимательны вы были на уроке.
1) Из чего складывается бюджет:
д) из заработной платы, пенсии и стипендии;
б) из доходов и расходов;
в) из денег.
2) Деньги, которые поступают в бюджет семьи это:
я) расходы;
е) проценты;
ю) доходы.
3) Как называются деньги, которые получают пожилые люди?
а) баранки;
д) пенсия;
м) стипендия.
4) Деньги, которые тратятся из бюджета это:
ш) доходы;
ж) расходы;
х) прибыль.
5) Лучшим считается бюджет, в котором:
е) доходы больше расходов;
и) доходы равны расходам;
а) доходы меньше расходов.
6) Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды:
т) доходов;
п) расходов;
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
б | ю | д | ж | е | т |
Рефлексия.
Выберите для себя нужную для вас пословицу. Почему вы выбрали именно такую пословицу?
Нелегко деньги нажить , но легко их прожить.
Не деньги богатство – бережливость да разум.
Отец накопил, а сын раструсил.
Копейка рубль бережет.
Легче прожить деньги, чем нажить.
Хлебу мера, а деньгам счет.
Д/з. Составить семейный бюджет.
Финансовый план на месяц
Расходов и доходов семьи _______________________
Доходы семьи | Расходы семьи | ||
Виды доходов | сумма в рублях | Виды расходов | сумма в рублях |
за коммунальные услуги | |||
за проезд | |||
за сотовый телефон | |||
за интернет | |||
за питание | |||
на лекарства | |||
Итого: | Итого: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект интегрированного урока обществознания и английского языка в 7 классе на тему «Подросток в группе» «Teenager in a Group»
Разработка интегрированного урока английского языка и обществознания для 7 класса на тему "Подросток в группе", проведенного в рамках эксперимента "Интеграция английского языка и предметов школьной пр...
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
План-конспект открытого урока обществознания и ОБЖ в 9 классе «Личность и личный выбор. Молодое поколение против курения».
Данный урок обществознания интегрирован с уроком ОБЖ. На нем рассматриваются тема по обществознанию "Личность и личный выбор" и тема по ОБЖ "Молодое поколение против курения". Это позволяет рассмотрет...
План-конспект открытого урока обществознания в 7 классе "Почему важно соблюдать закон?"
На данном уроке, учащийся на примерах из литературы, истории узнает, какую роль в жизни человека, общества и государства играет правовая культура....
презентация для урока обществознания 11 класс "Глобальные проблемы экономики"
презентация для уроков обществознания "Глобальные проблемы человечества" и "Мировые проблемы экономики"....
План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока
План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока. На уроке учащиеся систематизируют свои знания по теме, выполняя различные виды заданий, просматривая фрагменты из...
План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."
1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией. ...