открытый урок по теме :"Деньги"
план-конспект урока по обществознанию (5 класс)

Киселёва Анастасия Андреевна

Технологическая карта урока

Тема урока

ДЕНЬГИ  И  ИХ  ФУНКЦИИ

Тип урока

Изучение нового материала

Дата урока

22.04.2019

Информационно-
методическое
обеспечение
педагогической
системы урочной
деятельности

Ÿ Обществознание.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред.
Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М. : Просвещение, 2011.

Ÿ Обществознание. [Текст] : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / О. А. Котова,
Т. Е. Лискова. – М. : Просвещение, 2014.

Ÿ Обществознание. Поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /

Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Ф. Ивановой. – М. : Просвещение, 2014.

Ÿ Презентация на тему «Деньги и их функции»

  • Видео фрагмент передачи «Галилео»

План урока

  1. Как деньги стали деньгами.
  2.  Виды денег
  3. Функции денег.

Цель урока

познакомить учащихся с понятием деньги, их видами и функциями.

Формы и методы
обучения

Методы:

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в  группах.

Основные понятия
и термины

деньги, функции денег, виды денег, бартер, эквивалент.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_dengi.docx29.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока: « Деньги и их функции».

Цель: познакомить учащихся с понятием деньги, их видами и функциями.

Задачи:

Образовательная: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег.

Развивающая: продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы.

Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока и действительности – разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни.

Оборудование:  проектор и интерактивная доска; карточки-задания.

Основные термины: деньги, функции денег, виды денег, бартер, эквивалент.

Ожидаемые учебные результатыПосле изучения темы учащиеся должны:

знать, что такое деньги, историю их возникновения;

- понимать, какую роль выполняют деньги в человеческом обществе, и каковы их функции;

- уметь определять функции денег.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок – исследование.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала.

III. Первичное  осмысление и закрепление нового  материала

IV. Итоги урока. Рефлексия

План урока:

1. Как деньги стали деньгами.

2. Виды денег.

3. Функции денег.

Предлагаю  вместе определить тему сегодняшнего урока.

На доске дан кроссворд из шести слов. Разгадав слова по горизонтали мы получим тему нашего урока по вертикали.

Вопросы:

1) Национальная валюта США (доллар)

2) Денежное выражение стоимости товара (цена)

3) Банковский автомат для выдачи наличных денег по специальной пластиковой банковской карточке клиента (банкомат)

4) Разность между поступлениями и расходами, рассчитываемая за определённый период времени (сальдо)

5) Имущество, ценности, предаваемые должником в собственность кредитора на срок до возвращения долга  (залог)

6) Денежные средства, выделяемые из государственного и местных бюджетов в безвозвратном порядке для оказания финансовой поддержки предприятиям и населению (дотация)

Но прежде чем изучать функции денег, давайте вспомним.

а) Как осуществлялся обмен до появления денег?  

б) Почему впоследствии роль эквивалента перешла к металлам?

в) Почему люди придумали деньги?

  1. Как деньги стали деньгами?

Много тысяч лет после своего появления люди обходились без денег. Им не нужны были деньги в те далекие времена, когда ничего не продавалось. Они брали у природы всё необходимое. В первобытном обществе, пока люди жили племенем, родом, общиной, имущество и пища в семье были общие, хотя у каждого имелись и личные вещи. Каждый делал, что мог. Тем, что давал труд, пользовались все на равных правах. Собственность была общей. Инстинкт, а потом и сознание подсказывали людям, что они не могут жить друг без друга. Человек в одиночку слаб, вместе с другими он может сделать всё. В начале все члены рода занимались одинаковым трудом: совместно охотились, ловили рыбу, собирали плоды и коренья. Любое из этих занятий требует много сил, навыков. Невозможно делать все одинаково хорошо, если разделить труд, все пойдет иначе, каждый будет совершенствоваться в своем деле.

Люди бессознательно использовали преимущества, которое им давала жизнь, общество. Они стали обмениваться продуктами своего труда и торговать еще в очень глубокой древности. Археологи обнаружили, что обмен между племенами был еще в каменном веке. Разделение труда было главной причиной развития обмена. Одно племя могло жить в таком месте, где имелись хорошие залежи пригодного для изготовления орудий кремния, а другое племя было лишено этих запасов сырья.

Этнография знает примеры очень примитивного обмена. Многие племена, находившиеся на очень низком уровне развития, обменивались с соседями так: в условленное место приносились продукты, предназначенные для мены. Там их раскладывали и оставляли. В отсутствие продавцов приходили соседние племена, с кем было договорено, оставляли свои товары и забирали оставленные для них. Постепенно при обмене выявляется такой товар, который становится эквивалентом стоимости всех других товаров, то есть, все товары, которыми торговали в данной области, могли быть приравнены к определенному количеству этого товара. Так возникли первые деньги.

Среди многих первобытных народностей Азии, Африки, Океании очень долго существовала примитивная форма денег - раковины. Раковины каури ходили как деньги и в таких странах с высокой древней цивилизацией, как Китай, Япония и Индия. У многих малоразвитых племен раковины - деньги носят в связке и в случае опасности зарывают их в землю как сокровища. В Меланезии известны так называемые "свиные деньги". Эти странные деньги представляют собой связки раковин, стеклянных бус, собачьих зубов и даже свиных хвостиков. Назначение этих денег довольно курьезно: на них покупают свиней и платят ими выкуп за невесту. Связки свиных денег достигают иногда по истине невероятной для денег величины - до 12 метров.

Что только не служило человеку деньгами! От коровьих черепов на острове Борнео до брусков соли в Африке, от металлических копий в Конго до человеческих черепов на Соломоновых островах. Например, в XV веке в Исландии платили так: за подкову - 1сушеную рыбу; за пару женских башмаков - 3 рыбины; за бочонок вина - 100 рыбин; за бочонок сливочного масла - 120 рыбин. С обладанием этих необычных денег связаны те же хлопоты и волнения, что и с самыми обыкновенными деньгами. Устраивались особые "сберегательные кассы" для связок раковин. Создавали специальную охрану этих "касс", то есть домов, где племя хранило связки раковин - сбережения своих сочленов. Сила денег переносилась и в загробный мир. Покойнику в могилу клали связки раковин.

Одной из очень распространенных форм денег в древности до изобретения монет, был скот. Корова, бык, овца - вот те деньги, которые употребляли многие древние народы, знавшие в последствии настоящие деньги. Мы употребляем слова "капитал", "капитализм" и хорошо знаем, что они значат. Однако мало кто вспоминает при этом, что слово "капитал" произошло от латинского caput - голова, счет же скота вели по головам.

(видео фрагмент о появлении денег передача «Галилео»)

Вопрос для класса:

Как вы думаете все эти «деньги» были удобны для использования?

Представьте, что вы путешественник и эти «деньги «вам придется брать с собой это удобно?

Нет, товары портились, некоторые из таких «денег» были тяжелы и неудобны в использовании, ношении, поэтому люди пытались найти то, что стало бы идеальной единицей обмена, то есть небольшой ценный предмет, который бы мог храниться долго.

 Что же это могло быть? Люди стали использовать кусочки металла, так  в древнейших государствах мира - Месопотамии и Египте - пользовались слитками металла как посредниками при обмене. Иногда эти металлические деньги делали в форме кольца, полукольца, бруска и т.п. Позднее научились чеканить монеты.

(вопрос для класса)

Ребята, вспомните из курса истории в какой стране появились первые чеканные монеты?

Как же выглядели первые деньги?

 (видео фрагмент о первых деньгах)


2.Виды денег

Существует два вида денег: наличные и безналичные. Наличные (монеты и купюры), безналичные (банковский чек и электронные карточки.

 Язык монеты. А еще я хочу сегодня вас познакомить с языком монеты.

Аверс- лицевая сторона монеты

Реверс – оборотная сторона монеты,

Номинал – официально объявленная стоимость ценных бумаг, бумажных денег, банкнот, монет…

Гурт - боковая поверхность монеты.

3.Функции денег.

Деньги – это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом.

Эквивалент – нечто равноценное или соответствующее в определенном отношении другому товару.

Деньги были созданы для облегчения и ускорения обмена. Со временем деньги начинают выполнять и другие функции. 

Сущность денег раскрывается в функциях, которые они выполняют, а именно: мера стоимости, средство  обращения, средство образования сокровищ и накопления, средство платежа, мировые деньги.

Функции денег:

1)Мера стоимости – эту функцию деньги выполняют через установление цен на товары.

2)Средство обращения – деньги выполняют роль посредника в обмене товаров (Т – Д – Т) осуществив продажу товаров (Т – Д), товаропроизводитель на вырученные деньги покупает необходимые ему товары (Д – Т).

3)Средство накопления (образования сокровищ) – если товаропроизводитель после продажи товара длительное время не покупает другой товар, то он изымает деньги из обращения, накапливает их, превращая в сокровища. Сокровища накапливают и частные лица, и государство (в виде государственных золотых запасов, хранящихся в ЦБ страны).

4)Средство платежа – товары не обязательно продавать и покупать только за наличные средства. Иногда у покупателя может не быть наличных денег, тогда он покупает товары в кредит, т.е. с отсрочкой платежа.

5)Мировые деньги – эту функцию деньги выполняют в процессе обслуживания экономических связей между странами.

В роли мировых денег выступают слитки благородных металлов (золото).

4. Первичное  осмысление и закрепление нового  материала

Работа в группах

(задача учащихся определить, о какой из функций денег идет речь)

Карточка №1

Единственное их занятие- торговля соболями, белками и другими мехами, которые они продают покупателям и получают назначенную цену деньгами.-Средство обращения

(обмена)

Карточка №2

Если в Скандинавии средняя цена за рабыню составляла 1 марку серебра, то на рынках Византии она была в несколько раз выше. За 3 марки серебра можно было купить или рабыню, или хорошего скакуна. – Мера стоимости (средство измерения)

Карточка №3

В руках воинов- купцов, разбогатевших за счет выгодных торговых операций, постепенно накапливались значительные денежные средства.- Средство накопления (сбережения).

Карточка №4

Подмастерье, трудившийся у мастера Мартина уже целый год, сегодня впервые получил жалованье за свою работу. - Средство платежа.

5. Подведение итогов:

Рефлексия

Подумайте и запишите в тетрадь:

  • Что я узнал нового?
  • Какие вопросы появились?
  • Что захотелось узнать?
  • Что оказалось трудным для понимания?
  • Что понравилось/не понравилось на уроке?


Дополнительно

Конкурс “Разминка”

Всем командам предлагается устно ответить на ряд вопросов, Здесь учащиеся проявляют не только свою эрудицию, но и умение анализировать предложенную информацию.

Вопросы для разминки:

  1. Могли ли ледяные кубики стать денежной единицей в Северной Америке?  Ответ: Нет, так как они недолговечны. А в условиях вечной мерзлоты не являются достаточно редкими.
  2. Мог ли стать деньгами товар, очень редкий в данной местности?  Ответ: Нет, так как он не смог бы обеспечить все сделки
  3. Почему в данных странах именно эти товары стали выступать в качестве денег: на островах Полинезии – раковины каури, в России – пушнина, на Аляске – золотой песок, у кочевых народов – скот?  Ответ: Эти товары высоко ценились, их количества было достаточно, что обеспечить полноценный товарообмен.
  4. Какими свойствами должен обладать товар, который выступает в качестве денежной единицы?  Ответ: Долговечность, легкая делимость на части, узнаваемость, небольшой размер, однородность, его не должно быть слишком много (здесь за каждый правильный критерий можно давать по 1 баллу)
  5. Зачем на русских монетах, имеющих номинал 3, 5 копеек, выдавливались три, пять точек?  Ответ: Население Российской империи было неграмотным и не могло прочитать, каков номинал монеты, для них и выдавливалось нужное количество точек. К тому же, это могло пригодиться для слепых.
  6. Лицевая сторона монеты. (аверс)
  7. Наука об умелом, эффективном ведении хозяйства. (экономика)
  8. Оборотная сторона монеты. (Реверс)
  9. Металлические монеты и бумажные билеты, служащие средством оплаты товаров. (Деньги)
  10. Денежное вознаграждение за труд. (зарплата)
  11. Совокупность заработной платы, пенсий стипендий и других денежных выплат, полученных членами семьи. (семейный бюджет)

Домашнее задание

1.Напишите как можно больше пословиц и поговорок о деньгах

2. Для любознательных, темы сообщений: 1. Валюта разных стран мира, 2. Юбилейные монеты банка России.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока по теме "Деньги, их функции"

Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Деньги, их функции"...

Презентация к уроку по теме "Деньги и банки" (9 класс)

Презентация поможет учителю построить урок по теме...

методическая разработка урока по теме: "Деньги" (обществознание, 7 класс)

Данный урок разработан для учащихся 7 классов, обучающихся по учебнику Боголюбова Л.Н. На уроке используется проблемно-диалоговая технология, разработанная Образовательной системой "Школа 2100"....

Открытый урок по теме : « Сбережения, люди и деньги»

11 класс обществознание. Данный урок знакомит учащихся с понятием "сбережения", показывает различные формы сбережений, обсудив  их достоинства и недостатки,  учит понимать взаимосвязь д...

Конспект открытого урока по теме: «Деньги, их функции»

Конспект открытого урока по теме:«Деньги, их функции» 7 класс...

Открытый урок на тему "Деньги и их функции"

Открытый урок на тему "Деньги и их функции"...