Урок по обществознанию " Распределение доходов" 8 класс
методическая разработка по обществознанию (8 класс)
Разработка урока по обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raspredelenie_dohodov.ppt | 466.5 КБ |
raspredelenie_dohodov.docx | 21.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока- проанализировать распределение доходов в обществе План: Что такое совокупный доход? Причины неравенства доходов Поляризация доходов Роль государства в перераспределении доходов Цель
Доход – общая сумма денег, полученная за определенное время и предназначенная для приобретения благ и услуг
Источники доходов населения: Оплата труда (зарплата) Доход от предпринимательской деятельности Реализация продуктов личного подсобного хозяйства Поступления из финансовой системы: выигрыши, % по вкладам, страховые вознаграждения Льготы Наследство Денежные выплаты социального обеспечения пенсии пособия стипендии
1.Доходы граждан (с.141) Совокупный доход –это… сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени
Прожиточный минимум минимальный уровень дохода, который считается необходимым для обеспечения определённого уровня жизни в стране
Потребительская корзина - набор товаров и услуг, необходимых для удовлетворения первоочередных потребностей человека за год, в среднем.
Размер потребительской корзины зависит от уровня экономического развития страны Потребительская корзина в Германии (Европа) – 500 $ в неделю Потребительская корзина в Чаде (Африка) – 1, 23 $ в неделю
«Показатели бедности и голода» (Из статьи Д. Гордона для ООН) Вода: Не должна поступать исключительно из рек и прудов, и должна быть в 15 минутах хода (в одну сторону). Санузел: Дома или рядом. Лечение: Должно быть доступно беременным и серьёзно больным. Кров: Не более 4 человек в одной комнате. Недопустим земляной пол Кров: Не более 4 человек в одной комнате. Недопустим земляной пол Образование: Возможность научиться читать. Информация: Любое средство связи: радио, телевидение, телефон, интернет. Считается, что человек, у которого не выполняются два из этих показателей, живёт в абсолютной нищете.
2. Причины неравенства доходов ( с.142 - 143) разная ценность и объем принадлежащих людям факторов производства разная успешность использования факторов производства разные жизненные обстоятельства
Неравенство доходов это та цена , которую обществу приходится платить за ускорение роста общего уровня благосостояния всех граждан страны
3.Поляризация доходов «Если свободное общество не может помочь тем многим, кто беден, оно не сможет спасти тех, кто богат.» Джон Ф. Кеннеди, президент США
Экономические меры социальной поддержки Социальные выплаты Социальное обслуживание Помощь в увеличении заработков
Установите соответствие: Термины Потребительская корзина Доход Прожиточный минимум Определения А. сумма денег, необходимая для приобретения человеком минимального набора товаров и услуг Б. набор товаров и услуг, нужных для удовлетворения первоочередных потребностей В. общая сумма денег, полученная за определенное время и предназначенная для приобретения благ и услуг.
Задание на дом: Параграф 18, выучить термины, знать схему мер социальной поддержки
Пословицы и поговорки Описание Денег нет, зато сами золото. Отлично поработал(-а) на уроке, вынес(-ла) для себя много нового и интересного Деньги не голова: наживное дело. Был активен(-вна) на уроке, но нужно еще время, чтобы разобраться с понятиями Восьми гривен до рубля не хватает. Старался (-лась), но не слишком доволен (-льна) результатом Денег нету, и дела нету Никак не проявил (-а) себя на уроке, просто слушал (-а)
Предварительный просмотр:
8 класс. Обществознание.
Тема: Распределение доходов – параграф 18
Цель урока – проанализировать распределение доходов
План:
- Что такое совокупный доход?
- Причины неравенства доходов
- Поляризация доходов
- Роль государства в перераспределении доходов
Ход урока
- Подведение учащихся к изучению нового материала
- Изучение нового материала
Учитель: Вспомним, что такое доход (ответы ребят). Итак, доход – это общая сумма денег, необходимая для приобретения благ и услуг (3-й слайд).
Откуда же берутся доходы? Источниками дохода могут быть: (работа со схемой на слайде 4).
Из различных источников складывается совокупный доход граждан и их семей. Иными словами совокупный доход – это (5-й слайд) сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Запишите в тетрадь, пожалуйста, это определение.
Как вы думаете, какое количество денежных средств необходимо человеку, чтобы прожить месяц?
Ответы детей.
А знаете ли вы, что существует конкретная сумма, установленная законом, на которую человек может прожить месяц?
Эта сумма называется прожиточным минимумом. Таким образом, прожиточный минимум – это (слайд 6) минимальный уровень дохода, который считается необходимым для обеспечения определённого уровня жизни в стране. И даже в каждом регионе этой страны. Запишите, пожалуйста, это понятие. Так, например, прожиточный уровень в Кемеровской области по данным 2012 года составлял 5 тысяч 448 рублей, а в Ханты-Мансийском автономном округе – 10 тысяч 703 рубля, а в Москве – 9 тысяч 542 рубля.
Почему есть разница? Как специалисты определили такие цифры?
Сумма прожиточного минимума определяется стоимостью потребительской корзины.
Слайд 11. Потребительская корзина представляет собой перечень необходимых продовольственных и непродовольственных товаров и услуг. Запишите, пожалуйста, это понятие.
Какие товары и услуги входят в корзину? (Молочные продукты, хлеб, крупы, бытовая химия, овощи, фрукты, жилищно-коммунальные и транспортные услуги). Всего в России в потребительскую корзину входит 35 наименований необходимых продуктов. В каждой стране разная стоимость потребительской корзины. (Слайд 7). Ее размер зависит от экономического развития государства. К примеру, в развитых странах запада в корзину входит 200 наименований товаров и услуг, а в странах Африки – не более 10.
Сейчас я хочу вас познакомить с показателями бедности, которые выделил в своей статье известный телеведущий, писатель, журналист – Дмитрий Гордон. Внимание на экран (слайд 9).
Ознакомимся со статистикой основных показателей уровня жизни населения в России, которые находится на ваших столах.
Работа с данными по России.
Мы познакомились с основными понятиями. Пришло время немного отдохнуть.
Учитель: Почему в государстве есть богатые и бедные? Почему доходы граждан не равны? (слайд 10)
Ответы детей.
Найдем на стр. 142 причину неравенства доходов людей. Зачитайте, пожалуйста (слайд 11 – первая причина). Давайте разберемся. Вспомним, что такое факторы производства? (источники, необходимые для создания благ). Вспомним виды факторов (труд, земля, капитал, предпринимательская деятельность, информация).
Чтобы понять значение терминов «ценность» и «объем» вспомним детскую сказку «Кот в сапогах».
Фрагмент мультфильма «Кот в сапогах»
Мельница и осел – это капитал, как фактор производства, и, конечно же они представляют гораздо большую ценность, чем кот. Таким образом, доля наследства была неравной. А если бы одному брату досталось две мельницы, а другому только один осел, то и объем капитала был бы разным.
Влияние на доход ценности и объема факторов производства можно проследить и на других факторах производства. Например, земля. Один участок содержит полезные ископаемые, а другой нет. Или труд, когда высококвалифицированный работник получает зарплату гораздо больше, чем работник с низким уровнем образования.
Но разные объем и ценность факторов производства это только одна из причин. Давайте вновь обратимся к стр.143 и найдем еще причины. Зачитаем.
(вторая причина). Люди по разному используют факторы производства. Кто-то успешно, а кто-то нет. Например, в той же сказке «Кот в сапогах» - разумно использовал кота и добился успеха. Получил замок, земли и стал королем!
В реальной жизни тоже много примеров, когда человек, имея многое, например богатое наследство, спускал все в короткий срок, и снова оставался ни с чем.
Но есть, ребята, еще одна причина, по которой у людей разные доходы. Давайте найдем последнюю причину на стр. 143. Зачитаем.
(третья причина) – разные жизненные обстоятельства (болезнь, стихийное бедствие, нежданное наследство, открытие и т.д).
Экономисты изучают размер доход в стране, устанавливают разницу между доходами богатых и бедных людей. Чем больше разница, тем выше в обществе поляризация доходов населения. И тем это опаснее для стабильности общества. (Слайд 12)
Недовольные люди могут выйти на улицы, взяться за оружие, начать устраивать погромы, может вырасти уровень преступности в стране.
Чтобы этого не случилось, подключается государство. Оно всегда должно контролировать ситуацию и перераспределять доходы. Помогать тем категориям населения, у которых низкие доходы. А это и пожилые люди, и многодетные семьи, и люди с ограниченным и возможностями здоровья.
Государство должно осуществлять меры социальной поддержки населения.
Перед вами схема. Начертите ее в своей тетради.
Итак, давайте приведем примеры. В помощь вам будут стр. 145-146.
В качестве одной из мер по увеличению заработка вы назвали установление государством минимального размера оплаты труда. В России с 1 января 2014 года эта сумма составляет 5 тысяч 554 рубля.
Таким образом, мы проанализировали как распределяются доходы граждан, выяснили, что очень важно, чтобы в странен не было большой разницы между доходами людей, т.к. это опасно для общества. Узнали много новых понятий: прожиточный минимум, совокупный доход, потребительская корзина, минимальный размер оплаты труда.
- Закрепление
В качестве закрепления предлагаю вам выполнить задание на слайде. (слайд – 14).
- Рефлексия
Сейчас я вам предлагаю оценить свою работу на уроке. Предлагаю вам высказаться, кому можно поставить «5», кому можно поставить «4»?
Сегодня мы вели разговор о доходах, о деньгах. У нас на уроке выросло свое денежное дерево. На ваших столах лежат монеты – золотые и серебряные. Вы можете выбрать себе одну из монет – золотую, если вам все понравилось на уроке, если вы получили полезную для вас информацию, которая пригодится в будущем; а серебряную – если урок был для вас не интересен. Как только закончиться урок я вам предлагаю украсить наше дерево.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по обществознанию в 9 классе "Турнир знатоков"
Предлагаемый урок является повторительно-обобщающим по курсу общестовознание. Форма - турнир....
Разработка урока по обществознанию в 9 классе "Правовые основы семьи и брака"
Разработка урока включает электронную презентацию, опорные схемы....
Модель урока по обществознанию в 6 классе по теме "Семьей дорожить - счастливым быть"
Концептуальная цель: развитие социально – компетентной личностиТема урока: Семьей дорожить – счастливым быть.Стратегическая цель: развитие у учащихся критического мышления в процессе работы с адаптиро...
Конспект урока по обществознанию в 10 классе. Тема урока Исторический процесс.
Разработка урока по обществознанию для профильного обучения в 10 классе....
Урок по обществознанию для 11 класса социально-экономического профиля. Тема урока «Институт семьи и брака» Учитель истории и обществознания: Рябкова О.В.
АннотацияУрок разработан в рамках применения системно-деятельностного подхода. Согласно одной из классификаций уроков деятельностной направленности данный урок по целеполаганию можно определить как ур...
план- конспект урока по обществознанию "распределение доходов"
Данный конспект будет полезен при изучении темы "Распределение доходов" в курсе обществознания 8 класс...
Этапы урока по обществознанию «Распределение доходов» - 10 кл.
Материалы по финансовой грамотности в рамках урока «Обществознание» разнообразны и могут быть использованы на всех его этапах. Согласно дидактической схеме преподавания финансовой грамотно...