Человек в системе экономических отношений: рациональное поведение потребителя
план-конспект урока по обществознанию (11 класс)
Экономика – сложнейшая сфера жизни общества так как существует по своим экономическим (объективным) законам. Их человек не может отменить или создать по своей воле или желанию. Но люди могут познать экономические законы и использовать их в своей деятельности.
На наших уроках мы знакомились с различными экономическая терминами и понятиями. Вы, суворовцы, узнали об основных видах деятельности человека в экономике – производстве, распределении, обмене, потреблении.
Вопрос: Давайте с вами вспомним для чего существует экономика (или на что направления экономическая деятельность людей)?
Ответ: экономика существует для удовлетворения потребностей людей.
Вопрос: Что является основной экономики? (или какой этап экономической деятельности является решающим?) Почему?
Ответ: производство так как если не производить экономические блага, то нечего будет и обменивать, и распределять, и потреблять.
Вопрос: Как называют людей, которые производят товары и услуги?
Ответ: производители.
Вопрос: Как называют тех, что потребляет товары и услуги?
Ответ: потребители.
Выполнение человеком роли производителя (предпринимателя) было предметом нашего рассмотрения на уроке.
Но в производственно – хозяйственной деятельности есть ещё один участник экономических отношений – это потребитель. Сегодня на уроке мы поведём разговор о нём, отвечая на учебные вопросы.
Изучение нового материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_v_sisteme_ekonomicheskih_otnosheniy.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обществознания в 11 классе
Тема урока: Человек в системе экономических отношений: рациональное поведение потребителя
Дата: ___________________
Экономика – сложнейшая сфера жизни общества так как существует по своим экономическим (объективным) законам. Их человек не может отменить или создать по своей воле или желанию. Но люди могут познать экономические законы и использовать их в своей деятельности.
На наших уроках мы знакомились с различными экономическая терминами и понятиями. Вы, суворовцы, узнали об основных видах деятельности человека в экономике – производстве, распределении, обмене, потреблении.
Вопрос: Давайте с вами вспомним для чего существует экономика (или на что направления экономическая деятельность людей)?
Ответ: экономика существует для удовлетворения потребностей людей.
Вопрос: Что является основной экономики? (или какой этап экономической деятельности является решающим?) Почему?
Ответ: производство так как если не производить экономические блага, то нечего будет и обменивать, и распределять, и потреблять.
Вопрос: Как называют людей, которые производят товары и услуги?
Ответ: производители.
Вопрос: Как называют тех, что потребляет товары и услуги?
Ответ: потребители.
Выполнение человеком роли производителя (предпринимателя) было предметом нашего рассмотрения на уроке.
Но в производственно – хозяйственной деятельности есть ещё один участник экономических отношений – это потребитель. Сегодня на уроке мы поведём разговор о нём, отвечая на учебные вопросы.
Изучение нового материала
1. Потребитель как субъект экономических отношений.
Во всех случаях, когда человек вступает в отношения с продавцом производителем, подрядчиком, работником коммунальных служб, банковским кассиром, пользуется общественным транспортом или платными образовательными услугами, он является потребителем один из субъектов экономических отношений. В рыночном хозяйстве главной фигурой является потребитель. Своими деньгами он «голосует» за понравившийся ему товар и услугу, создаёт спрос , через который определяется ассортимент, качество и цена товара и дальнейшее развитие производства.
Главным потребителем производительных благ (продукты питания, одежда, мебель, бытовая техника и др.) является семья (домашнее хозяйство).
Потребителем инвестиционных товаров (станки, оборудование, стройматериалы и др.) являются предприятия (фирмы), государство.
Потребителем выступает семья (основная потребительская единица в экономике), предприятие (фирмы), государство.
Товары и услуги разные. Рынки тоже.
Цель потребителя – приобрести хорошего качества товар и подешевле (такая психология покупателя)
Но возможности потребителя ограничены семейным бюджетом, ценами, ассортиментом товаров.
При командной дефицитной экономике СССР потребитель был лишен свободы выбора, существовал негласный лозунг «Бери, пока дают!»
В рыночной экономике свобода поведения определяет суверенитет потребителя, т.е. право самостоятельно принимать решения. Сейчас рынок наполнен товарами, а деньги зарабатываются упорным трудом. Поэтому важно грамотно осуществить свой потребительский выбор, чтобы потом не сожалеть о напрасно потраченных деньгах. По данным специалистов маркетинга - (англ. – рынок) деятельности направленной на формирование и удовлетворение потребностей человека в процессе обмена, молодые потребители непропорционально много тратят денег на модную одежду, стереоаппаратуру, книги и пр. Они представляют собой очень привлекательный ранок так как настроены тратить, откладывать деньги. В поиске информации потребитель может обратиться к следующим источникам:
- личные источники (семья, друзья, соседи, знакомые)
- коммерческие источники (реклама, продавцы, упаковка, выставка)
- общедоступные источники (СМИ)
- источники эмпирического опыта (осязание, изучение, использование товара)
Наибольший объём информации потребитель получает из коммерческих источников. А вот самыми эффективными являются личные источники.
Рассмотрим поведение потребителя на рынке товаров и услуг.
Допустим, вы хотите приобрести…..
С чего начать?
- опрос близких о том , где можно купить
- оценка рынка данного товара (изучение рекламы, ассортимента товара, цены)
- выбор специального магазина (сведения о качестве и свойствах товара, о гарантийном сроке обслуживания, о доставке и установке
- внимание на объявления о днях распродаж, скидках на товар
Анализ всех факторов поможет сделать выгодную покупку.
О чём ещё должен знать грамотный потребитель?
В неравных условиях с продавцом (они профессионалы. Их цель – продать больше и подороже) потребителю (любителю) необходимо знание основных норм законодательства. В РФ действует закон «О защите прав потребителя»
Потребитель имеет право
на информацию
на качество на безопасность на возмещение
ущерба
в паре потребовать у каждого безопасность материального
предоставить необ- товара свой товара для и морального
ходимую и досто- срок службы жизни и иму- права потреби-
верную инфор- щества потре- теля защищает
мацию о това- бителя, для суд
ре. Она должна окруж. среды
быть наглядной
и доступной (импор.
товары на русском
языке
Но вернёмся к выбору нашей покупки. Мы сделали выбор. Всегда ли мы можем купить желаемое? Увы, нет. Наши действия ограничивают наши доходы.
2. Доходы и расходы.
Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ полученных или произведённых домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. В то же время доход – это доля субъекта в ВНП, доставшаяся ему в процессе распределения и выражения преимущественно в денежной форме.
Структура доходов
Денежные доходы Натуральные доходы
Включают в себя: - это продукция произве-
- заработную плату дённая домашними хозя-
- доход от собственности йствами для собственного
(арендная плата, процент потребления
за денежный капитал,
дивиденды по акциям)
- социальные выплаты
(пенсии, стипендии, соц.
пособия)
- выигрыши, гонорары,
наследство
Общая сумма денежных и натуральных доходов ха календарный год по всем источникам их поступления называется – совокупным доходом
Виды доходов
номинальные реальные трудовые нетрудовые легальные нелегальные
общая сумма (совоку- источник источник соответствуют противоре-
получения пность трудового нетрудовой, правовым чат право-
доходов благ и услуг происхож- дивиденды нормам вым нормам
которые дения по акциям, (коррупция,
можно купи- % по выдачи укрытие от
ть за номина наследство и др. налогов и
доход др.)
Динамика их разная: номинальные доходы могут расти, а реальные падать и наоборот.
Почему? (рост цены на товары)
Каждому хозяйству приходится постоянно принимать решения, какую часть дохода израсходовать (т.е. потребить) сегодня, а какую отложить на будущее на непредвиденный случай (на случай нетрудоспособности, оплаты образования, повышения профессионального уровня и др.). Определенная часть дохода откладывается в виде сбережения.
Сбережения – доходы неизрасходованные на приобретение товаров и услуг в рамках текущего потребления.
Сбережения осуществляют как домохозяйство (люди), так и фирмы, и страны. Например: сбережения нашего государства – это золотовалютный запас страны (= 107 млрд. $), стабилизационный фонд.
В условиях экономической и финансовой нестабильности в стране при высоком уровне инфляции есть один надежный способ размещения сбережений потребителю – это приобретение недвижимости (квартира дом, дача), цены на которые растут быстрее, чем обесцениваются деньги.
Уровень жизни человека зависит не только от его доходов, но и от того насколько разумно тратит он деньги.
Экономисты делят потребительские расходы на:
обязательные произвольные
(финсированные) (переменные)
(питание, квартплата, (одежда, обувь,
-транспортные услуги и т.д.) мебель, отдых,
и т.д.)
Для наиболее полного удовлетворения потребностей требуется четкое планирование расходов. Если ваши личные доходы не превышают обязательные расходы, то вряд ли вы можете себе позволить произвольные расходы.
Анализируя данные о расходах потребителей разных стран ученые сделали вывод: чем богаче страна, тем меньшая часть личных доходов её граждан идёт на обязательные расходы. Немецкий исследователь – статист Эрнест Энгель (1821-1896 гг.) впервые установил закономерную связь между доходами населения и структурой потребления.
Закон Энгеля гласит:
«С ростом доходов уменьшается их доля, идущая на покупку продовольствия, увеличивается часть доходов, которая расходуется на приобретение других товаров и услуг, являющихся продуктами не первой необходимости».
При дальнейшем повышении доходов увеличиваются затраты на высокооплачиваемые товары и услуги. По доле расходов семьи на питание можно судить об уровне благосостояния разных групп населения одной страны и сравнивать благосостояние граждан разных стран.
Таблица.
страна | доля расходов на питание % |
США | 10-15 % |
Франция | 12-15% |
РФ | 40-48% |
Подумайте, как экономическое положение страны влияет на этот показатель?
3. Заработная плата в рыночной системе.
Значительную часть своих доходов люди получают через рынок труда. На этом рынке продаётся и покупается особый товар – рабочая сила. В качестве покупателей рабочей силы, как товара выступают предприниматели, а качестве продавцов – трудоспособное население.
Цена рабочей силы – это заработная плата (которая является основным источником дохода в России и других странах).
Что влияет на зарплату?
Качество работы, квалификация, производительность труда работника
Существуют несколько систем оплаты труда:
1) повременная зарплата (зависит от величины проработанного времени);
2) сдельная зарплата (зависит от количества выполненных работ);
3) смешанная (сочетание элементы повременной и сдельной оплаты труда).
В условиях рыночной системы предприниматели учитывают индивидуальные результаты работы (компетентность, добросовестность), стимулируя их оплату (в зависимости от финансового состояния предприятия).
Многие люди (особенно молодёжь) стремятся найти высокооплачиваемую работу. Между ищущими возникает конкуренция. Кто будет больше конкурентоспособен? На рынке труда существует важная особенность – это предел падения цены на товар (рабочую силу), т.е. МРОТ (минимальный размер оплаты труда) – гарантируемый минимум зарплаты. Он должен определятся прожиточным минимумом – минимумом средств необходимых, чтобы прожить.
Различают прожиточный минимум
физиологический социальный
продукты питания, продукты затра-
которые обеспечивают ты на питание
необходимое количество (больше 50%)
калорий в сутки = 2300 промышлен-
ккал в сутки ные товары
(больше 20%)
лекарства,
коммунальные
услуги
Прожиточный минимум определяется в расчёте на среднестатического жителя страны и рассчитывается по т. н. потребительской корзине – минимальный набор промышленных и продовольственных товаров и услуг необходимых для обеспечения физического выживания (= 300 наименований)
Прожиточный минимум так мал, что является объектом сатиры. На протяжении многих лет на цветном телевидении выходит сатирический журнал «Фитиль».
Просмотр сюжета. По нему суворовцы должны определить товары и услуги социального прожиточного минимума.
Многие страны в т.ч. и Россия законодательно определяют МРОТ и его обязательность для всех работодателей. Почему? Рынок жесток и не знает благотворительности. Для обеспечения социальной стабильности общества необходимо поддержка государством беднейших слоев населения. Но в условиях современной экономической ситуации в России МРОТ оказался ниже прожиточного минимума.
См. таблицу.
годы | МРОТ (в руб.) | прожиточный минимум (в руб.) |
2001 г. | 300 р. | 1243 р. |
2002 г. | 450 р. | 1574 р. |
2003 г. | 600 р. | 2137 р. |
2005 г. | 800 р. | 2399 р. |
2007 г. | 1400 р. | 3590 р. |
2012 | 4600р. | 5600 |
В экономической литературы часто встречается выражение за «чертой бедности». В России принято считать, что границы бедности проходят на уровне от 2 до 1 прожиточного минимума, ниже начинается нищета.
Чтобы поднять заработную плату до равновесного состояния российское правительство взяло курс на борьбу с бедностью, на повышение уровня жизни в стране.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по обществознанию в 11 классе"Человек в системе экономических отношений"
Учебные вопросы1. Потребитель каксубъект экономических отношений2. Доходы и расходы3. Заработная плата в рыночной системе...
Урок-семинар "Человек в системе экономических отношений"- обществознание 11 класс
обществознанию 11класс...
Человек в системе экономических отношений
Разработка урока по обществознанию 11 класс"Человек в системе экономических отношений"...
Конспект урока по обществознанию для 11 класса по теме "Человек в системе экономических отношений"
Конспект урока по обществознанию для 11 класса по теме "Человк в системе экономичексих отношений"...
Презентация к уроку "Человек в системе экономических отношений" обществознание, 11 класс
Презентация к уроку "Человек в системе экономичексих отношений" обществознание, 11 класс...
Технологическая карта по предмету «Обществознание» 11 класс по главе 1 «Человек в системе экономических отношений» на тему «Электронные платежи».
Форма проведения Урок изучения нового материалаДля 11 классаЦель занятия: создать условия для формирования у учащихся представления о банковской карте, как готовом финансовом продукте Банка.Планируемы...
Технологическая карта по предмету «Обществознание» 11 класс по главе 1 «Человек в системе экономических отношений» на тему «Электронные платежи».
Форма проведения Урок изучения нового материалаДля 11 классаЦель занятия: создать условия для формирования у учащихся представления о банковской карте, как готовом финансовом продукте Банка.Планируемы...