Разработка открытого урока по обществознанию в 7 классе Тема: «Давай помиримся!»
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)

Зуева Елена Николаевна
Прежде чем сказать – посчитай до десяти, Прежде чем обидеть – посчитай до ста, Прежде чем ударить – посчитай до тысячи. (Старинная народная мудрость)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx52.53 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока по обществознанию в 7 классе

Тема: «Давай помиримся!»

Прежде чем сказать – посчитай до десяти,

Прежде чем обидеть – посчитай до ста,

 Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.

(Старинная народная мудрость)

Цели:

  1. сформировать понятие о конфликте, его происхождении, развитии и путях решения.

Задачи

  1. Развивать навыки самостоятельной работы
  2. воспитывать у обучающихся чувство уважения к чужому мнению, применение на практике способов решения конфликта.

Компетенции:

  1. Предметная: формирование у учащихся представлений о понятии «конфликт», о причинах конфликтов, их классификации, путях и способах их разрешения; развитие способности выявлять причины конфликтов, находить пути их урегулирования. В целом способствовать усвоению учениками основного фактического и понятийного материала. Формирование у обучающихся социальной ответственности, правового самосознания, толерантности.
  2. Личностная: развитие научного мышления учащихся через установление причинно-следственных связей, анализ данных; развитие учебно-исследовательских умений учащихся в групповой и индивидуальной деятельности. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и другими людьми.
  3. Метапредметная: формирование представлений о процессе возникновения конфликтов на примере жизненных ситуаций, содействие созданию конструктивных отношений через повышение психологической компетентности учащихся по вопросам предупреждения и адекватного разрешения конфликтных ситуаций. Применение на практике способов решения конфликтов.

Планируемые результаты:

Знание:

  • понятий: конфликт, противоречие.
  • возникновения конфликтов;
  • основных особенностей разрешения конфликтов.

Умение:

  • давать советы по разрешению конфликтов, используя разные способы, известные в науке;
  • анализировать данные;
  • классифицировать конфликты по их характерным чертам;
  • строить модели поведения людей в конфликтных ситуациях;
  • давать собственную оценку, приводить собственные примеры;
  • сопоставлять точки зрения на решение возникшей проблемы.

Понимание:

  • сущности социальной напряженности общества;
  • сущность конструктивного разрешения конфликта.

Тип урока: повторение и изучение нового материала

Технология развивающего обучения.

Ведущие приемы обучения: постановка метапредметных вопросов, постановка и решение теоретической проблемы, организация акцентированных наблюдений, обращение к жизненному опыту учащихся.

Оборудование:

  1. учебник по обществознанию под редакцией Бордовского
  2. ноутбук, проектор, экран.
  3. презентация
  4. задания из вариантов ГИА

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Этап подготовки учащихся к работе.
  3. Актуализациясубъектногоопытаучащихся. Изучение нового материала.
  4.  Закрепление изученного материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков по применению знаний.
  5.  Рефлексия
  6. Подведение итогов урока с выставлением оценок учащимся за работу в течение урока, задание на дом

  1. Организационный этап

Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный урок, так как у нас присутствуют гости.

Поприветствуйте наших гостей, подарите им улыбку, а сейчас подарите улыбку друг другу, и таким образом пожелайте удачной работы на уроке.

  1. Этап подготовки учащихся к работе

Предлагаю вам прочитать эпиграф к уроку и посмотреть несколько слайдов, затем сформулировать тему урока.

  1. Актуализация субъектного опыта учащихся. Изучение нового материала.

Ребята, какую сферу общества мы изучаем? (социальную)

Что включает в себя социальная сфера? (охватывает классы, социальные слои, нации, взятые в их отношениях и взаимодействии друг с другом).

Сегодня мы с вами затронем один из этапов отношений между членами общества, и чтобы определить тему и цели урока, я предлагаю вам просмотреть мультфильм.

Мультфильм «Конфликт».

Итак, о чем мы сегодня будем говорить? (о конфликтах, о том какие они бывают, как можно разрешить конфликт, к чему они приводят).

Совершенно верно вы определили тему урока. Открываем тетради, записываем число и тему урока «Конфликты в обществе».

Предположите цели урока.

Ребята, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «конфликт»?  (нелады, ссора, несогласие, диспут, схватка, дискуссия, спор, столкновение, скандал, драка, война, распри).

Т.о., конфликт – это собирательное слово, оно синонимично множеству понятий. В мире ежеминутно происходит огромное количество конфликтов, часто они приводят к серьезным последствиям – физическим и психологическим травмам. И вот людей стал интересовать вопрос: а как же можно избежать конфликта, как его разрешить?

Интерес к изучению этого явления возрос в 50-е годы XX века, это было связано с последствиями второй мировой войны, распадом колониальных империй и ростом социальных конфликтов в мире. Наука, которая изучает конфликты называется конфликтология. Как же трактует слово «конфликт» эта наука?

Конфликт(от лат. Conflictus – столкновение) – это столкновение разных интересов, взглядов, позиций, мнений, стремлений; серьезное разногласие, спор, грозящий осложнениями.

Давайте рассмотрим структуру конфликта, ее основные составляющие.

  1. предмет конфликта – это то, что ценится высоко обеими сторонами. А что это может быть? (территория проживания, деньги, жилище, материальные ценности, положение в обществе и много других вещей).
  2. участники конфликта называются субъектами, это могут быть люди, социальные группы или отдельный человек.
  3. также различают причину и повод конфликта. Причины – обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта. Поводом может служить незначительное происшествие.
  4. конфликт принимает разные масштабы. Масштаб – это количество участвующих людей и серьезность последствий. Установлено, что чем серьезнее конфликт, тем он реже встречается и наоборот.

Давайте попробуем проанализировать конфликтную ситуацию в «Сказке о рыбаке и рыбке». новое корыто, изба, столбовая дворянка, вольная царица, владычица морская) Структура конфликта:

  1. предмет – ресурс «золотая рыбка».
  2. субъекты, стороны – Старуха, Старик.
  3. причина – нарастающие желания старухи.
  4. повод – неисполнение последнего желания старухи
  5. масштаб – между двумя объектами.

Молодцы, еще раз повторим основные составляющие конфликта.

Мы с вами рассмотрели конфликтную ситуацию между двумя людьми, но есть также конфликты с большим числом участников, еще конфликты различаются по причинам и способами протекания. Таким образом, следующий пункт нашей работы - рассмотреть классификацию конфликтов или типы конфликтов.

По причинам

По числу участников

  • политические
  • экономические
  • культурные и религиозные
  • профессиональные
  • этнические
  • внутриличностные
  • межличностные
  • социальные

Политические – между странами-государствами из-за территории или престижа

Экономические – между группами, субъектами по поводу денег или ресурсов

Культурные или религиозные (межконфессиональные) – между лицами и группами по поводу деления дефицитных благ

Профессиональные – между профессиями или отраслями по поводу экономических или социальных ценностей

Этнические – между народами за территорию или лучшие условия проживания

Давайте, обратимся к сказке и определим тип конфликта по причинам, по числу участников, по способу протекания. (экономический, межличностный). Молодцы!  

Определите тип конфликта в следующей ситуации:

В 1962 году в Новочеркасске рабочие выступили против власти, начав забастовку. Она была вызвана повышением цен на продукты и неудовлетворительным продовольственным снабжением города. Против забастовщиков были применены войска. (политико-экономический, социальный).

Для закрепления материала, давайте поработаем с заданиями, взятыми из ГИА

Решите задание ГИА.

1. Найдите черты сходства и черты отличия межличностных и социальных конфликтов.

  1. Могут быть вызваны экономическими причинами
  2. Субъектами выступают отдельные граждане
  3. Существуют в современном обществе
  4. Происходят между большими группами людей
  5. Возникают из-за спорного вопроса или блага

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия.

Черты сходства

Черты отличия

135

24

2. В предложенном списке определите виды конфликтов по предмету спора.

1) этнические

2) Религиозные

3) Семейные

4) Внутриличностные

5) Политические

6) Профессиональные

7) Экономические

Номера, под которыми указаны виды конфликтов, выпишите в порядке возрастания.

Ответ: 12567

3. Соотнесите причины социальных конфликтов с их характеристиками

Причины конфликтов

Характеристики конфликтов

А. Экономическое неравенство

1. Ущемление прав какой-либо нации, рост национализма или шовинизма

Б. Идеологическая несовместимость

2. Столкновение различных взглядов, идей

В. Политическое противостояние

3. Неравное обладание собственностью, доходами, благами

Г. Межнациональные распри (ссоры)

4. Борьба за власть

Д. Межконфессиональные конфликты

5. Столкновение носителей различных религий

Молодцы! Еще раз сделаем вывод. Какие бывают конфликты по причинам? На какие группы делятся конфликты по числу участников?

Какие выделяют типы конфликтов по способу протекания?

Ребята, надо сказать, что любой конфликт разрешим. Т.е. можно найти пути выхода из данной ситуации и существуют способы разрешения конфликтов. Давайте познакомимся с ними.

Компромисс – решение проблемы через взаимные уступки сторон

Переговоры – мирная беседа обеих сторон по решению проблемы

Посредничество – использование третьей стороны в заочном решении проблемы

Арбитраж – обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы

Применение силы, власти, закона – одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее.

Чтобы закрепить эти понятия найдите возможные пути выхода из конфликтных ситуаций.

  1. восьмиклассник Коля попросил помочь друга Олега на контрольной по алгебре. Но Олег успел решить только свое задание. Коля получил двойку, друзья сильно поссорились. (переговоры.)

  1. ученик восьмого класса Слава опоздал на урок. Учитель сделал ему замечание на опоздание. Слава развернулся и ушел с урока. Учитель заявил, что не допустит его на следующий урок без извинений. (посредничество)

  1. Компания восьмиклассников после уроков пришла отдохнуть в парк. Но любимое место на скамейке оказалось занятым другими ребятами. На просьбу уйти ребята ответили отказом. Началась ссора. (компромисс)

Ребята, еще раз сделаем вывод какие пути выхода из конфликтной ситуации существуют?  Спасибо, молодец!

Конфликты в обществе неизбежны. Однако всегда есть способ их разрешения. Стороны могут пойти на переговоры, обратиться к третьей стороне (посреднику, суду) за помощью. Усиление конфликта является разрешающим фактором. Попытки навредить друг другу, уничтожить морально или физически крайне отрицательно сказываются на обеих сторонах.

Рефлексия

Метод незаконченных предложений.

1. Мне понравилось на уроке…

2. Я узнал…

3. Больше всего мне запомнилось…

4. Удивительно было то, что…

5. Раньше я не знал (а)…

6. Думаю, этот урок…

Как вы себя чувствовали на уроке? Какое настроение у вас было?

Вы отлично поработали сегодня на уроке, справились со всеми заданиями.

Озвучивание оценок за урок

Домашнее задание.

§15, вопросы и задания к § стр.96-97

Ребята, мне хочется пожелать вам бесконфликтной жизни, а если уж возникнут такие ситуации, я надеюсь, что вы примените знания, полученные на нашем уроке и сможете найти выход из конфликта.

        

СПАСИБО ЗА УРОК.

Самоанализ урока по обществознанию ««Давай помиримся!».

Учитель: Зуева Е.Н.

Хороший урок – это слаженный, чётко работающий механизм. Не услышишь его пульса, не прислушаешься к нему – и урок не получится.

Тема урока: «Давай помиримся!».

 Место и роль урока в изучаемой теме:урок повторения и изучения нового материала; данный урок входит в раздел «Человек в обществе».

Данный урок был посвящен изучению нового материала, а также повторению ранее изученного материала. В соответствии с поставленными целями и задачами, была определена структура урока:

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Этап подготовки учащихся к работе.
  3. Актуализация субъектного опыта учащихся. Изучение нового материала.
  4.  Закрепление изученного материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков по применению знаний.
  5.  Рефлексия
  6. Подведение итогов урока с выставлением оценок учащимся за работу в течение урока, задание на дом

Цель организационного этапа– подготовить учащихся к работе на уроке. Проверка готовности рабочего места к уроку, приветствие.

Цель этапа подготовки учащихся к работе – научить самостоятельно определять тему урока.

Цель этапа актуализациисубъектногоопытаучащихся, изучения нового материала - научить детей самостоятельно формулировать цели урока, зная тему, которую будут изучать; обеспечение восприятия, осмысления, первичное закрепление нового материала.

Цель этапа закрепления изученного материала и организации работы по выработке у учащихся умений и навыков по применению знаний - научить на практике применять полученные знания.

Цель этапа рефлексии - оценитьактивность каждого на разных этапахурока.

Структура урока соответствовала его целям и типу. Соблюдалась логическая последовательность и взаимосвязь этапов. Распределение времени по этапам было рациональным.

2. Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса

Обучающиеся этого класса активны на уроке, среднего уровня знаний,  но есть и сильные дети. При планировании занятия учитывались возрастные и психологические особенности обучающихся, их интеллектуальный потенциал, умение логически мыслить.

В классе 8 учеников, из них высокий уровень знаний у 2 ученика, выше среднего у 4ученика, средний уровень знаний у 2 ученика. В целом, учебные возможности класса средние. У учащихся сформированы первоначальные навыки самостоятельной, групповой работы.

Организация познавательной деятельности на уроке (сочетание фронтальной, групповой, индивидуальной работы).

Для организации познавательной деятельности были использованы следующие формы: фронтальная, индивидуальная (работа по карточкам).

Соблюдение охранительного режима.

Кабинет был готов к занятию. Помещение проветрено, освещено. Во время опроса дети вставали, делали динамическую паузу.

Подведение итога урока.

Составленный план урока был выполнен в полном объеме. Цели урока достигнуты. Дети сделали верные выводы по уроку.

3. Характеристика замысла урока. Характеристика этапов урока.

II. Содержание урока

  1. Научная, воспитательная и развивающая направленность урока.

Цель: сформировать понятие о конфликте, его происхождении, развитии и путях решения.

Задачи:

  1. Развивать навыки самостоятельной работы
  2. воспитывать у обучающихся чувство уважения к чужому мнению, применение на практике способов решения конфликта.

Компетенции:

  1. Предметная: формирование у учащихся представлений о понятии «конфликт», о причинах конфликтов, их классификации, путях и способах их разрешения; развитие способности выявлять причины конфликтов, находить пути их урегулирования. В целом способствовать усвоению учениками основного фактического и понятийного материала. Формирование у обучающихся социальной ответственности, правового самосознания, толерантности.
  2. Личностная: развитие научного мышления учащихся через установление причинно-следственных связей, анализ данных; развитие учебно-исследовательских умений учащихся в групповой и индивидуальной деятельности. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и другими людьми.
  3. Метапредметная: формирование представлений о процессе возникновения конфликтов на примере жизненных ситуаций, содействие созданию конструктивных отношений через повышение психологической компетентности учащихся по вопросам предупреждения и адекватного разрешения конфликтных ситуаций. Применение на практике способов решения конфликтов.

Планируемые результаты:

Знание:

  1. понятий: конфликт, противоречие.
  2. возникновения конфликтов;
  3. основных особенностей разрешения конфликтов.

Умение:

  1. давать советы по разрешению конфликтов, используя разные способы, известные в науке;
  2. анализировать данные;
  3. классифицировать конфликты по их характерным чертам;
  4. строить модели поведения людей в конфликтных ситуациях;
  5. давать собственную оценку, приводить собственные примеры;
  6. сопоставлять точки зрения на решение возникшей проблемы.

Понимание:

  1. сущности социальной напряженности общества;
  2. сущность конструктивного разрешения конфликта.

Основные понятия: конфликт, конфликтная ситуация, предмет конфликта, участники, причина и повод конфликта, компромисс, переговоры, посредничество, арбитраж.

  1. Правильность подбора учебного материала на уроке.

Подбор учебного материала был сделан с учетом требований учебной программы, на основе учебника по обществознанию 7  класса под редакцией Г.А. Бордовского 2017 г.

  1. Связь теории с практикой.

Для того что бы преодолеть недостатки личностных качеств учащихся, содержание урока сопрягалось с жизненным и субъективным опытом детей, которые высказывали свои знания, которые были получены ранее о конфликтных ситуациях.

4. Организация повторения на уроке и его содержание. Связь повторенного с новым материалом.

Перед изучением нового материала, дети самостоятельно определили тему урока, предположили цели на основе знаний, полученных ранее.

  1. Уровень знаний, умений, навыков учащихся.

Учащиеся данного класса умеют ставить цели урока, отвечать на вопросы учителя, работаться самостоятельно, делают выводы, приводят примеры, опираясь на свои знания.

III. Методическая сторона урока и его оборудование

  1. Качество методов и приемов обучения, их адекватность задачам урока и уровню развития познавательных возможностей детей.

Методы и приемы обучения были адекватны задачам урока и уровню развития познавательных возможностей детей. Использовались частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный. При проведении урока применялся словесный, наглядный и практический методы обучения.

  1. Оборудование урока и его использование.

Средства обучения:

  1. учебник по обществознанию под редакцией Г.А. Бордовского
  2. компьютер, проектор, экран.
  3. презентация
  4. задания из вариантов ГИА
  1. Методы опроса. Правильность ответа учащихся.

Были организованы такие методы опроса как:

-фронтальная устная проверка, когда правильность ответов оценивал учитель;

-комбинированный

4. Функциональный анализ урока.

Структура урока полностью соответствовала поставленной цели и замыслу урока. Работа урока была выстроена с учетом умственной и познавательной активности учащихся. Учащиеся работали довольно активно, были заинтересованы учебной деятельностью. Смена заданий позволяла повышать работоспособность учеников. Дисциплина в классе была хорошая, дружеская.

5. Оценка конечного результата урока.

Урок достиг поставленных целей и задач. На данном уроке были созданы все условия для восприятия и первичного осознания учащимися нового материала. Развивалось произвольное внимание детей, мышление, речь учащихся, коммуникативные умения.

Опираясь на требования к современному уроку обществознания, думаю, что структура урока была выдержана. Все этапы урока были взаимосвязаны. При проведении урока применялся словесный, наглядный и практический методы обучения.

Можно сделать вывод, что урок полностью удался. Учащиеся и учитель остались довольными проделанной работой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по обществознанию в 7 классе по теме "Человек и экономика"

Это урок развивающего контроля по теме "Человек и экономика". Деятельностная цель урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по разделу "Человек и экономика"На уроке используется систем...

Методическая разработка открытого урока по обществознанию в 7 классе "Зачем люди общаются"

Технологическая карта урока по обществознанию "Зачем люди общаются"...

Методическая разработка "Открытый урок по обществознанию с использованием технологии кейс-стади на тему "Права и свободы человека и гражданина"

Методическая разработка предназначена для проведения открытого урока со студентами первого курса специальностей СПО, профессий НПО, учеников 10-11 классов. Разработка содержит рекомендации по пр...

Разработка открытого урока по обществознанию "Формы культуры" в 10 классе

В данной разработке раскрываются формы культуры. Работа в группах и индивидуальная. Сопровождается медиапрезентацией....

Методическая разработка открытого урока по обществознанию. Тема урока: “Социальная сфера в ее многообразии”.

Методическая разработка открытого урока по обществознанию. Тема урока: “Социальная сфера в ее многообразии”. Урок обобщения и повторения раздела "Социальная сфера". Класс - 10....

Разработка открытого урока по обществознанию для 10 кл по теме "Качество личности предпринимателя" (урок из блочного модуля ОПД)

Разработка открытого урока по обществознанию для 10 кл по теме "Качество личности предпринимателя" (урок из блочного модуля ОПД)...