КОС по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ для студентов 1 курса
учебно-методический материал по обществознанию
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Ростовский торгово-экономический колледж»
Комплект оценочных средств
для проведения промежуточной аттестации по учебным дисциплинам
ОУД 11 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
ОУД 04 ИСТОРИЯ
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
(комплексный дифференцированный зачет)
в рамках основной профессиональной образовательной программы
по специальностям СПО: 38.02.04 Коммерция по отраслям
г. Ростов-на-Дону 2019
Разработчики:
Преподаватель ГБПОУ РО «РТЭК»
Бахтина Е.Б.,
…………………………………..
Рассмотрен на заседании ЦМК
«__________________________»
Протокол № ___________
от «__» __________2019 г
Председатель ЦМК
__________________(ФИО)
1. Область применения комплекта оценочных средств
Комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения программы учебных дисциплин «История». «Обществознание»
1.1.История
Результаты освоения[1] (объекты оценивания) | Основные показатели оценки результата и их критерии[2] | Тип задания; № задания[3] | Форма аттестации (в соответствии с учебным планом) |
Предметные /П/ | |||
Сформированность представлений о современной исторической науке, её специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мир П1 | Демонстрирует знания современных исторических концепций развития России и мира с древности и до наших дней | 1;36 | Комплексный Дифференцированный зачет |
Владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе П2 | Владеет комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе | 1-36 | |
Сформированность умений применять исторические знания в П3. | Умеет применять исторические знания в | 4;7:11;17 | |
Сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку П3. | Ведет диалог, обосновывать свою точку | 12;13;18:30 | |
П4 | Демонстрирует навыки проектной деятельности и исторической | 4;9;11;15;18;21;30 | |
Сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку П5. | Ведет диалог, обосновывать свою точку | 4;3;2;5;7 | |
Метапредметные | |||
Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях М1 | Демонстрирует умение целеполагать, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях | С 3 по 7 | |
Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания М2 | Владеет навыками познавательной и проектной деятельности | С8 по18 | |
Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать М3 | Показывает способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать | В4;5;6;7;9;15;17:21;24:30;36 | |
Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей М4 | Проявляет умения самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей | 26;27;28 | |
Личностные | |||
Становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности Л1 | Проявляет гражданскую позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности | 16;20;23;24;25;32;34;36 | |
Сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символом (герб, флаг, гимн Л2 | Проявляется осознание Российской гражданской идентичности, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов | 4;6;10;34:36 | |
Готовность к служению Отечеству, его защите Л3 | Проявляет готовность к служению Отечеству, его защите | 6;10:12;14;19:12;30;33;36 | |
Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире Л4 | Показывает сформированность научного мировоззрения,соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире | 1;8;32;34;35;36 | |
Cформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности Л5 | Показыввает основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности | 2;3;4;16;20;21;23;24;25;26;34 | |
Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания Л6 | Демонстрирует толерантное сознание и поведение | 4;26;29;34;36 |
2.1. Вопросы для проведения зачета:
Вопросы к дифференцированному зачёту по истории
1.Роль исторического знания в изучении развития человека и человеческого сообщества. Концепции исторического развития (формационный и цивилизационный подходы. Современные взгляды на антропогенез)
2.Достижение людей эпохи палеолита и мезолита. Неолитическая революция
3.Цивилизация древнего мира (на примере одной из стран Древнего мира). 4.Христианская и исламская цивилизация в средние века.
4.Образование государства у восточных славян (социальные и экономические причины этого процесса). Современные исторические взгляды на этот процесс
5.Феодальная раздробленность на Руси. Последствия этого явления
6. Монгольское нашествие на Русь. Монголо-татарское иго и оценка этого явления в историографии. Нашествие крестоносцев на Русь
7. Собирание русских земель вокруг Москвы. Образование централизованного государства
8. Первые буржуазные революции 17-18 вв в Европе и Америке
9. Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного
10.Смутное время и его последствия
11.Социально-экономическое развитие России в допетровскую эпоху. Реформы Петра 1(цели, особенности, итоги)
12.Внутренняя политика Екатерины. «Просвещенный абсолютизм». Внешняя политика России во 2-ой половине 18 века
13. Страны Европы и Америки в 19 веке
14. Внутренняя и внешняя политика первой четверти 19 века
15. Движение декабристов и его историческое значение
16. Буржуазные реформы 60-70х гг 19 века. Экономическое развитие России во второй половине 19 века.
17. Мир в 1900-1914гг.Международные отношения во второй половине 19 века. Образование военно-политических блоков
18.Гражданская война в США и период реконструкции
19.Социально-экономическое и политическое развитие России в начале 20 века, Причины кризисных явлений. Русско-японская война
20.Революция в России 1905-1907 и ее историческое значение
21. Аграрная реформа Столыпина и ее итоги
22.Первая Мировая война. Участие России в Первой Мировой Войне
23. Февральская буржуазно-демократической революция. Двоевластие. Кризисы Временного правительства
24.События Октября 1917 года и их оценка в современной историографии
25. Страны Западной Европы и США в1918-1939гг.Две альтернативы развития: демократия или тоталитаризм
26.Гражданская война в России: причины, периодизация, ход, итоги
27.Военный коммунизм и новая экономическая политика: сравнительная характеристика
28. Индустриализация и коллективизация в СССР. Cтановление тоталитарного режима в СССР в 30-е
29.Дипломатические отношения накануне Второй Мировой войны. Вторая Мировая война
30.Великая Отечественная война 1941-1945 гг
31. Советское общество в послевоенный период. Восстановление экономики. Начало «Холодной войны»
32. Хрущевская «оттепель» СССР в 1954-1964гг
33.СССР в 1964-1982гг. Власть и общество. Внешняя политика
34. «Перестройка». Распад СССР Россия в 1990-е гг. Политические и экономические реформ.
35.Международные отношения в начале 21 века.
36.Россия на современном этапе
1.2.Обществознание
Результаты освоения[4] (объекты оценивания) | Основные показатели оценки результата и их критерии[5] | Тип задания; № задания[6] | Форма аттестации (в соответствии с учебным планом) |
Предметные | |||
Сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер, институтов, элементов П1 | Научное объяснение строения общества как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер, институтов и элементов в соответствие с современными взглядами, знание взглядов известных ученых прошлого на общество и его строение | 1;2;9;13;14;25;16;24 | Комплексный дифференцированный зачет |
Владение базовым понятийным аппаратом социальных наук П2 | Точное определения обществоведческих понятий и терминов | 6;7;10;11;14 | |
Владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов П3 | Устанавливаются причинно-следственные функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов и явлений | 6;7;10;11;14 | |
Сформированные представления об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире П4 | Имеются четкие представления об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире, взглядах современных обществоведов на перспективы развития человеческого сообщества и отдельных | 7 | |
Сформированные представления о методах познания социальных явлений и процессов П5 | Оцениваются методы познания, социальные явления и процессы, имеются четкие представления о методах познания социальных явлений и процессов | 1-36 | |
Владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений П6 | Владеет и практически применяет полученные теоретические знания в повседневной жизни, прогнозирование последствий принимаемых решений | ||
Владеет и практически применяет полученные теоретические знания в повседневной жизни, прогнозирование последствий принимаемых решений П7 | Владеет и практически применяет полученные теоретические знания в повседневной жизни, прогнозирование последствий принимаемых решений | 30;32;35;36 | |
Сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. П8 | Самостоятельно и аргументированно оценивается социальная информация, осуществляется поиск информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития, оценивание достоверности информации, объяснение своей точки зрения. Истолкование научного мировоззрения, соответствующего современному уровню обществоведческого знания | 2;4;6;9;15 | |
Метапредметные | |||
Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности М1 | Самостоятельно определяются цели деятельности ,планируется и прогнозируется ее результат | 16;18 | |
Умение самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность М2 | Самостоятельно осуществляется, контролируется и корректируется деятельность | 16;18 | |
Использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях М3 | Применяются различные мыслительные операции для перспективного планирования и достижения целей | 18;19;20 | |
Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников М3 | Умеет применять информационный поиск, в том числе с применением ИКТ | 25;26;29 | |
Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания М4 | Владеет навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания | 32;34 | |
Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания М5 | Осуществляется поиск информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях, критичное переосмысление полученных сведений, проверка их достоверности | 1;23 | |
Умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов М6 | Четко определяются функции различных социальных, экономических и правовых институтов | 20;27;26;1;16 | |
Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей М7 | Самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей при решении практических заданий курса | 24;28;32;33 | |
Владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания М8 | Используется грамотная, логичная речь, точно излагается своя точка зрения, используются адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания | 36;3;15;19 | |
Личностные | |||
Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания Л 1 | Проявляется сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания | 18;19;32 | |
Осознание своего места в поликультурном мир Л 2 | Осознается свое места в поликультурном мире | 18;19;3;13 | |
Российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна) Л 3 | Проявляется осознание Российской гражданской идентичности, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов | ||
Гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности Л4 | Демонстрирует социальную активность | 33;19 | |
Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты Л5 | Проявляется толерантная позиция в решении конфликтов | 18;23;22;26;33;32 | |
Готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности Л6 | Проявляется готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию | 7;13;15;19 | |
Осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем Л7 | Проявляется осознанное отношение к профессиональной деятельности | 17;35;36 | |
Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни Л8 | Проявление ответственного отношения к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни | 23;34 |
2.2. Вопросы для проведения зачета:
/ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ/
1. Общество как целостная система.
2.Общество и общественные отношения
3. Человек, индивид, личность
4. Человеческая деятельность
5. Деятельность и сознание
6. Виды деятельности
7. Познание как деятельность
8. Цивилизационный и формационный подход к развитию общества
9. Мыслители прошлого об обществе и человеке
10. Цивилизации прошлого
11. Современная цивилизация
12. Глобализация человеческого общества. Общие черты глобализации
13. Смысл и цель истории человечества
14. Общество и природа, развитие общества
15. Образование в современном мире. Система образования в Российской Федерации
16. Социальная сфера жизнедеятельности общества. Роль социальных конфликтов в общественном развитии
17.Социальная структура и социальные отношения. Теория социальной мобильности
18. Нации и межнациональные отношения
19. Социальный статус личности
20. Политическая сфера жизнедеятельности общества
21. Политическая система и ее роль в жизни общества
22. Правовое государство
23. Демократия. Политические партии и движения
24. Духовная сфера жизнедеятельности общества
25. Духовная культура, элементы духовной культуры
26. Мировые религии
27. Наука (естественная и социально-гуманитарная): её функции
28. Многообразие мира общения
29. Государство в политической системе
30. Политическая элита общества и политическое лидерство. Теории политических элит
31. Система органов государственной власти в РФ
32. Правовой статус человека и гражданина
33. Идеология
34. Формы государства
35. Бытие человека. Соотношение бытия и сознания Структура сознания и его связь с языком
36. Цель и смысл жизни человека. Понимание социальной природы человека
2.3.Комплект контрольно-оценочных средств для дифференцированного зачета по основной образовательной программам ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ и ИСТОРИЯ разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования по обществознанию, программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования и рабочих программ по истории, положением о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации студентов в Ростовском торгово-экономическом колледже.
КОС включают контрольные материалы для проведения рубежного контроля в форме комплексного дифференцированного зачета по обществознанию и истории.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Ответ оценивается отметкой «5», если студент в целом: раскрыл содержание материала в объёме, предусмотренном программой; изложил материал грамотным языком в определённой логической последовательности, точно используя терминологию, факты и аргументы, определения и др.; показал умения иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, различными данными (карты, иллюстрации, диаграммы и т. д.), применял их при выполнении задания в новой учебной ситуации; продемонстрировал усвоение ранее изученных вопросов, сформированность и устойчивость используемых умений и навыков; отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов преподавателя. Возможны одна-две погрешности, неточности при освещении второстепенных вопросов или несущественные ошибки, которые студент легко исправил после замечания преподавателя.
Ответ оценивается отметкой «4», если студент удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков: в изложении допущены незначительные пробелы, не исказившие содержание ответа; применялись не все требуемые теоретические знания, умения; допущены несущественная ошибка, один-два недочёта при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя; допущены несущественная ошибка или более двух недочётов при освещении второстепенных вопросов или в суждениях, легко исправленных по замечанию преподавателя.
Отметка «3» ставится в одном из следующих случаев: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов преподавателя; изложение материала было недостаточно самостоятельным (простой пересказ учебника), несистематизированным, аргументация слабая, речь бедная; материал частично усвоен, но умения не проявлены в полной мере, студент не справился с применением знаний при выполнении задания в новой ситуации.
Отметка «2» ставится в следующих случаях: не раскрыто главное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание студентом большей или наиболее важной части учебного материала; допущены существенные ошибки в изложении фактов, определении понятий, в суждениях и выводах, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов преподавателя.
Предметом оценки усвоения дисциплины является проверка личностных, предметных, метапредметных результатов освоения курса, предусмотренные ФГОС по дисциплинам обществознание и история, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций. Зачет проводится в форме устных ответов студентов на вопросы
Количество заданий для студента: 36 вопросов по истории и 36 по обществознанию
Место проведения: учебная аудитория
Оборудование: учебные принадлежности
Время выполнения заданий и максимальное время на комплексный дифференцированный зачёт:45 минут
Список рекомендуемой для подготовки к итоговой аттестации литературы по обществознанию:
Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. - М., 2011. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. - М., 2017.
Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2015.
Список рекомендуемой для подготовки к итоговой аттестации литературы по истории:
1.Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История. Учебник. ОИЦ «Академия». 2015.
2.Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: электронный учебно-методический комплекс.– М., 2017
Преподаватель ______________________ /_________________________/
Подпись Расшифровка подписи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины Обществознание I - II курс
Рабочая программа учебной дисциплины Обществознание разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования ...
Презентация к выступлению на РМО учителей истории и обществознания "Разработка элективного курса для профильной школы"
Презентация к выступлению на РМО учителей истории и обществознания "Разработка элективного курса для профильной школы"...
Презентация "Профилактика вредных привычек в молодёжной среде. Экспресс-вопросы" по дисциплине "Обществознание" для студентов 1 курса специальности "Технология машиностроения"
"Профилактика вредных привычек в молодёжной среде. Экспресс-вопросы" по дисциплине "Обществознание" для студентов 1 курса специальности "Технология машиностроения"...
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «География» для студентов І курса
Основным принципом организации самостоятельной работы студентов является комплексный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности студента в аудитории, при вне...
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «География» (проф.) для студентов І курса
Основным принципом организации самостоятельной работы студентов является комплексный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности студента в аудитории, при вне...
«Практическое обществознание» Программа элективного курса по обществознанию предпрофильного обучения для учащихся 9х классов общеобразовательных школ
В условиях модернизации обществоведческого образования повышаются требования к совершенствованию знаний по предмету «Обществознание».Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся ...
Презентация урока по дисциплине "Обществознание" для студентов 1 курса техникума "Право как регулятор общественных отношений"
Данная презентация иллюстрирует раздел программы по дисциплине "Обществознание" "Правовые отношения"...