Роль государства в экономике. Распределение доходов. 8 класс Обществознание
презентация к уроку по обществознанию (8 класс)
Роль государства в экономике. Распределение доходов. 8 класс Обществознание
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План урока: Повторение ранее изученного материала А) Типы экономических систем (повторение + задание) Б) Главные вопросы экономики ( повторение + задание ) В) Формы собственности ( повторение + задание) Г) Рыночная экономика ( повторение + задание ) В) Производство ( повторение + задание ) Г) Предпринимательская деятельность ( повторение + задание) Изучение нового материала: А) Зачем экономике государство Б) Почему мы платим налоги В) Государственное бюджет Г) Доходы граждан и прожиточный минимум Д) Неравенство доходов Е) Перераспределение доходов Ё) Экономические меры социальной поддержки населения 3. Задания для закрепления и рекомендации
Дорогие ребята, мы с вами продолжаем изучать главу IV «Экономика». с данной темой мы знакомы с 7 класса. В начале работы с слайдовой презентацией напишите в тетрадях тему и цель урока: изучение роли государства в экономике и распределение доходов. Оформление в тетрадях продолжаем: свой план по презентации и запись выводов, терминологии. Выполнение д/з и работа на сайте решу впр . Повторение ранее изученного материала Типы экономических систем (повторение + задание) Мы с Вами изучили, что развитие общества показало возможность существования вариантов организации экономической жизни. Они получили название экономических систем. Что такое экономическая система? Экономическая система – это совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для разрешения вопросов: что, как и для кого производить?
Типы экономических систем Повторение ранее изученного материала Задание №1 https ://soc8-vpr.sdamgia.ru/?redir=1 : Выберите в приведённом списке верные суждения об экономических системах и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) К признакам командной экономической системы относится директивное ценообразование. 2) При командной экономической системе полностью отсутствует частная собственность. 3) При традиционной экономической системе экономические роли членов общества определяются наследственностью и сословной принадлежностью. 4) Решения о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг в обществе в рамках командной экономической системы принимаются государством. 5) Основой традиционной экономики выступает свободная конкуренция.
Типы экономических систем Повторение ранее изученного материала Задание №2 https ://soc8-vpr.sdamgia.ru/?redir=1 :
Главные вопросы экономики Главные вопросы экономики (повторение + задание) Ограниченность экономических ресурсов на планете порождают необходимость решения человеком проблемы их рационального использования и распределения. Поэтому любое общество, независимо от уровня благосостояния, должно уметь определить, какие товары, как и для кого производить. Главные вопросы экономики: Что производить? Как производить? Для кого производить?
Главные вопросы экономики Повторение ранее изученного материала Задание №2 https://soc8-vpr.sdamgia.ru/?redir=1 : Американскому экономисту, лауреату Нобелевской премии по экономике Полу Самуэльсону принадлежит следующее высказывание: «Вопросы: что? как? и для кого? производить не составляли бы проблемы, если бы ресурсы не были ограничены». 1. Как Вы понимаете смысл фразы «ограниченность ресурсов»? 2. Дайте своё объяснение смысла высказывания. 3. Как Вы думаете, почему развитие бизнеса важно для экономики страны и развития общества?
формы собственности Повторение ранее изученного материала Формы собственности (повторение + задание) Субъектами права собственности, т.е. собственниками, в нашей стране могут быть граждане и юридические лица, государство и органы местного самоуправления. Принято выделять следующие виды собственности: частную, государственную, муниципальную, общественных организаций. Собственность как экономическая категория отражает между людьми по поводу владения, присвоения, распределения и использования объектов собственности.
формы собственности Повторение ранее изученного материала Задание №3 soc-ege.sdamgia.ru › problem : Используя обществоведческие знания, 1) раскройте смысл понятия «собственность»; 2) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию о правах собственника; − одно предложение, содержащее информацию о формах собственности.
Рыночная экономика Повторение ранее изученного материала Рынок и условия его функционирования Вы уже знаете, что общество использует различные варианты организации экономической жизни. Один из способов согласования экономической деятельности людей для решения главных экономических вопросов – рыночная экономика. Рассмотрим термин «Рынок»: Ранее в § 18 на стр. 156 отмечено, что Рынок – это совокупность экономических отношений, проявляющихся в сферах производства, распределения, обмена, и потребления Другие объяснения: Рынок – механизм товарно-денежных отношений, который связывает покупателей и продавцов. Рынок – место, где осуществляется купля - продажа . Рынку присущи определенные законы и закономерности .
Рыночная экономика Повторение ранее изученного материала Рынок и условия его функционирования Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. Объектами рынка являются товары и услуги. Признаки свободного рынка: - Нерегулируемое предложение. Производитель сам решает, какой объем, вид, товара ему производить. - Нерегулируемый спрос. Потребитель сам определяет, какой товар и в каком количестве он хочет купить. - Нерегулируемая цена. Цены на рынке зависят от спроса и предложения . Для нормальной деятельности рынку необходимы определенные условия. Отметим наиболее важные из них: свободное ценообразование, конкуренция, свобода предпринимательской деятельности.
Рыночная экономика Повторение ранее изученного материала Конкуренция Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров . Конкуренция – (от лат. « Concurrentia » – столкновение, состязание) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями, в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, для удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.
Рыночная экономика Повторение ранее изученного материала Конкуренция 5 октября 2015 года в Федеральный Закон “О защите конкуренции” была внесена Глава 2.1. Недобросовестная конкуренция. И теперь Антимонопольный комитет вправе рассматривать не только степень влияния фирмы, но и методы ее борьбы. Поэтому очень важно понять грань, где добросовестная, одобряемая обществом, конкуренция перестает быть таковой. Добросовестная конкуренция – честные и законные методы соперничества, не вступающие в противоречие с общепринятыми нормами ведения бизнеса: повышение качества товара; разработка маркетинговой стратегии и применение рекламы; снижение или увеличение цены; распродажи и акции; улучшение сервисного обслуживания.
Рыночная экономика Повторение ранее изученного материала Спрос и предложение на рынке Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка — спроса, предложения, цены, конкуренции , и основных экономических законов рынка . Спрос – это желание и возможность потребителя купить конкретный товар или получить услугу в конкретное время и в конкретном месте. Спрос находится в обратной зависимости от цены. Чем выше цена единицы товара, тем меньше спрос на данный товар. Закон спроса – при прочих равных условиях, чем ниже цена на товар, тем больше спрос или наоборот. Между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость.
Рыночная экономика Повторение ранее изученного материала Спрос и предложение на рынке Предложение – это желание и возможности продавцов продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте. Предложение находится в прямой зависимости от цены: чем выше цена единицы товара, тем больше товара производители согласны произвести и продать. Закон предложения – между ценой и уровнем спроса существует положительная (прямая) зависимость, с повышение цены возрастает предложение или наоборот.
Рыночная экономика Повторение ранее изученного материала Рыночное равновесие Свободное ценообразование – еще одно из условий функционирования рынка. Продавцы могут свободно устанавливать цены, а покупатель – делать выбор: покупать товар по предложенной цене или нет. Именно цены связывают продавца и покупателя и определяют отношения между ними. Ситуация на рынке, когда продавец может и хочет продать ровно столько товара и по такой цене, сколько покупатель захочет и сможет купить за эту цену, экономисты называют рыночным равновесием. Цена, по которой заключается реальная сделка купли-продажи, называется равновесной ценой. Следовательно, Рыночное равновесие – ситуация когда спрос равен предложению.
(повторение + задание) Задания для закрепления и рекомендации: Задание №1 https ://soc8-vpr.sdamgia.ru/?redir=1 Австрийскому писателю Р. Музилю принадлежит следующее высказывание: «Экономическая конкуренция — это не война, а соперничество в интересах друг друга». 1. Как Вы понимаете смысл фразы «соперничество в интересах друг друга»? 2. Дайте своё объяснение смысла высказывания. 3. Как Вы думаете, почему экономическая конкуренция важна для экономики страны и развития общества?
(повторение + задание) Задание №4 https://soc8-vpr.sdamgia.ru/?redir=1 Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение об экономике фирмы, используя все приведённые ниже понятия. Рынок, товары и услуги, конкуренция, монополия, предприятие, спрос и предложение.
производство Повторение ранее изученного материала Главный источник экономических благ Вы, знаете, что экономика – это система жизнеобеспечения человека и общества. Главным источником удовлетворения разнообразных потребностей человека и его развития является производство . Производство – это процесс создания экономических благ (товаров и услуг) для удовлетворения потребностей людей. Основной производственной ячейкой , где создаются экономические блага, является предприятие (завод, ферма, кооператив и др.). Большинство предприятий в экономике группируется по отраслям. Отрасль экономики – совокупность предприятий и организаций, производящих однородную продукцию или услуги. Все виды деятельности российской экономики объединены в две группы : сфера материального производства и социально-культурная сфера.
производство Повторение ранее изученного материала Товары и услуги Целью и результатом производства является продукт . Продукт – результат экономической деятельности, воплощенный в вещах и услугах. Из курса 7 класса вы знаете, что продукт труда, произведённый для продажи, является товаром . Он обладает двумя основными свойствами: потребительной стоимостью , т.е. способностью быть полезным, нужным людям, и меновой стоимостью , т.е. способностью обмениваться на другие товары. Все товары в зависимости от назначения делятся на две группы : средства производства (станки, рабочие здания, оборудование) и предметы потребления (продукты питания, одежда). Особым видом продукта как результата деятельности является услуга. Услуга – экономическая деятельность, приносящая удовлетворение личных потребностей населения и общества в целом.
производство Повторение ранее изученного материала Факторы производства Основные группы ресурсов, используемые в процессе производства, называются факторами производства . Экономисты относят к факторам производства землю, труд, капитал, предпринимательские способности, информацию.
производство Повторение ранее изученного материала Разделение труда и специализация Труд, необходимый для производства какого-нибудь законченного продукта, как правило, распределяется между определённым количеством людей. Разделение процесса производства на ряд отдельных операций, этапов, выполняемых разными работниками, называется разделением труда . Понятие «разделение труда» тесно связано с понятием «специализация». Специализация – это сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, производственных операциях или видах выпускаемой продукции. Специализация и разделение труда позволяют сосредоточить производство в руках наиболее эффективных работников. Подобная организация производства ведёт к увеличению производительности труда, что способствует лучшему удовлетворению потребностей каждого человека и общества в целом.
(повторение + задание) Задание №1 https://soc8-vpr.sdamgia.ru/?redir=1 Выберите в приведённом списке верные суждения о факторах производства и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Труд как фактор производства представлен всем наемными работниками и оборудованием, которое используется для создание товаров и услуг. 2) Земля как фактор производства отражает влияние природных условий на производственные процессы, использование в производстве природных источников сырья и энергии, полезных ископаемых, земельных и водных ресурсов, воздушного бассейна, природной флоры и фауны. 3) Материальный капитал воплощён в зданиях, оборудовании, сырье и иных производственных фондах, которые прямо или косвенно способствуют осуществлению процесса производства. 4) Факторы производства — это основные компоненты, используемые в процессе производства продукции, работ, услуг. 5) В результате труда происходит формирование дохода персонала — ренты.
(повторение + задание) Задание №2 https://soc8-vpr.sdamgia.ru/? redir=1 Установите соответствие между характеристиками и факторами производства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА А) все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства жизненных благ Б) деятельность людей по производству товаров и услуг путём использования профессиональных навыков и опыта В) факторный доход – заработная плата Г) здания и сооружения, оборудование, инфраструктура и др. Д) факторный доход – рента 1) труд 2) земля 3) капитал
(повторение + задание) Задание №3 https://soc8-vpr.sdamgia.ru/?redir=1 Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение об экономике фирмы, используя все приведённые ниже понятия. Производство, ресурсы, факторы производства, нематериальные блага, специализация, производительность труда.
Предпринимательская деятельность Повторение ранее изученного материала Роль предпринимательства в экономике Предпринимательство – самостоятельная, инициативная деятельность людей, осуществляемая на свой риск, под свою ответственность и направленная на получение прибыли. Право каждого на «свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом деятельности» закреплено статьёй 34 Конституции РФ . Предпринимательская деятельность осуществляется гражданами, достигшими возраста 18 лет , на свой риск и под имущественную ответственность . Многие учёные экономисты называют в качестве отличительных признаков предпринимательства следующие: хозяйственное новаторство , экономическую свободу участников , инициативу и поиск .
(повторение + задание) Задание 1 https://soc8-vpr.sdamgia.ru/?redir=1 Крупный предприниматель вложил деньги в избирательную кампанию кандидата на должность губернатора, который обещал улучшить инвестиционный климат в регионе. Взаимосвязь каких сфер общественной жизни иллюстрирует данный пример? Поясните свой ответ. Задание 2 https://soc8-vpr.sdamgia.ru/?redir=1 Предприниматель оказывает финансовую помощь Дому ветеранов. Взаимосвязь каких сфер общественной жизни иллюстрирует данный пример? Поясните свой ответ . Задание 3 https://soc8-vpr.sdamgia.ru/?redir=1 При описании какой сферы общества используются слова «предприниматель», «деньги»? Поясните свой ответ.
Предпринимательская деятельность Повторение ранее изученного материала Цели фирмы и её основные организационно-правовые формы Деятельность предпринимателей осуществляется в различных организационных формах, но основной из них является фирма (предприятие) Фирма – коммерческая организация, приобретающая факторы производства с целью создания и продажи благ и получения на этой основе прибыли. Цель фирмы – получение прибыли и её максимизация через удовлетворение потребности общества в необходимых товарах и услугах. Таким образом, фирмы создаются, чтобы рационально соединить факторы производства для создания нужных обществу благ и заработать прибыль владельцу. Рыночное предпринимательство строится на трёх китах : индивидуальном частном предприятии , хозяйственном товариществе и акционерном обществе . (СМ. на следующем слайде)
индивидуальное частное предприятие - фирма, принадлежащая одному человеку, который полностью отвечает по обязательствам фирмы Товарищество или партнерство Бизнес, которым владеют два и более человек. Они принимают совместные решения и несут личную имущественную ответственность за ведение дела. Акционерное общество — хозяйственная организация, созданная на основе объединения денежных средств посредством продажи акций (акция — это ценная бумага, свидетельствующая о вложении капитала в акционерное общество и подтверждающая право на получение части его прибыли). Совладельцами являются держатели акций (акционеры), которые несут риск убытков из-за деятельности общества только в пределах стоимости принадлежащих им акций .
Предпринимательская деятельность Повторение ранее изученного материала Малое предпринимательство Малое предприятие – это предприятие любой формы собственности, характеризуемое ограниченным числом работников и незначительным объёмом выпускаемой продукции.
(повторение + задание) Задание 4 ( См.учебник , стр.192) В чём преимущества и недостатки основных организационно-правовых форм предпринимательства? Какова роль малых предприятий в экономике? На что, по-твоему, может опираться мораль в бизнесе: на воспитание, религию, совесть, ответственность? Какие моральные качества предпринимателя ты считаешь наиболее важными? Объясни почему?
Изучение нового материалы Зачем экономике государство Основные экономические задачи , решаемые сегодня большинством государств мира , можно свести к следующим: перераспределение доходов граждан и хозяйственных организаций; Защита прав собственности; Перераспределение ресурсов страны в интересах общества в целом; Забота о том, чтобы каждый, кто может и хочет работать, имел работу; Регулирование трудовых отношений; Организация производства общественных благ, предоставляемых государством всем гражданам на равных началах
Изучение нового материалы Почему мы платим налоги Налоги являются главным источником средств для государства. Налог – обязательный платёж, взимаемый государством с каждого производителя товара, получателя дохода, владельца того или иного имущества. Прямые налоги (налагаемые непосредственно на потребителей) взимаются с какого-то дохода или имущества в установленном размере. Прямыми налогами являются также налог на имущество, налог на землю. Налоги на продажу товаров и услуг называются косвенными.
Изучение нового материалы Государственное бюджет Государственный бюджет – сводный план сбора доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов. Он утверждается парламентом, т.е. высшей законодательной властью страны, а правительство отвечает за его исполнение.
Изучение нового материалы Доходы граждан и прожиточный минимум
Изучение нового материалы Неравенство доходов. Перераспределение доходов В любой стране доходы, которые получают те или иные участники экономических отношений, не равны. Неравенство доходов людей изначально обусловлено неодинаковой ценностью и неодинаковым объёмом находящихся в их собственности факторов производства. Часть полученных государством доходов передаётся беднейшим социальным группам. Для этого создаются различные фонды и разрабатываются программы социальной поддержки населения. Государство за счёт своих средств стремится снизить разницу в доходах различных групп населения и обеспечить социальную защиту малоимущих.
Изучение нового материалы Экономические меры социальной поддержки населения Помощь социально не защищённым группам населения государство осуществляет прежде всего через социальные выплаты и социальное обслуживание. Программы социальной помощи предполагают безвозмездные выплаты стипендий, пенсий, пособий нуждающимся.
Задания для закрепления и рекомендации: В странах Z и Y учёные проводили опросы общественного мнения. Совершеннолетним гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: « Что Вы думаете об уплате налогов? » . Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. 1. Сформулируйте одно существенное различие в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется это различие. 2. А почему Ваша семья платит налоги, в первую очередь? Объясните почему. Задание 1.
Задания для закрепления и рекомендации: Задание 2. Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение об экономике фирмы, используя все приведённые ниже понятия. Налог, сбор, бюджет, Налоговый кодекс РФ, государство, пропорциональна шкала.
Задания для закрепления и рекомендации: Дорогие ребята! Для эффективной подготовки и понимания материала рекомендую для повторения прослушать на сайте Российская электронная школа Урок 14, а также решать задания на сайте Решу ВПР.
Литература и интернет сайты для подготовки дз Учебник: Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват . Организации / Л.Н.Боголюбова , Н.И.Городецкая , Л.Ф. Иванова и др. ; под ред. Л.Н.Боголюбова . – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2018. Параграфы 23-24, С.184, С.201 РЕШУ ВПР Обществознание // https :// so c8-vpr.sdamgia.ru РОССИЙСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА // https :// resh.edu.ru Данная презентация «Рыночная экономика» // Социальная сеть работников образования nsportal.ru
Для журнала Материалы по теме ( прос луш . видео-урок) для повторения: Урок 14 РЭШ https://resh.edu.ru ; материалы к уроку (для клас . Раб. в тетр . и подгот . к ВПР) на https://nsportal.ru/safaraleeva-yuliya-urazmuhametovna ; § § 23-24 (читать), С. 184 в учеб.; Д/З Работа над проектом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа Роль государства в экономике. 9 (11) класс
Контрольная работа по разделу Роль государства в экономике, включая тему Налоги. Может быть использована га уроках в 9 классе, если дети изучают предмет в средней школе, или в 11 классе, если эк...
Разработка урока обществознания "Роль государства в экономике" 8 класс
В материале представлен конспект урока обществознания в 8 классе по теме "Роль государства в экономике", дополнительные материалы, которые также могут быть использованы учителем при изучении данной те...
Урок обществознания в 11 классе по теме "Роль государства в экономике. Экономические функции государства."
Урок организован в форме работы учащихся в группах.В ходе анализа экономических ситуаций и текстовой информации в группах: учащиеся актуализируют знания экономических понятий : несостоятельность рынка...
Урок обществознания в 8 класса "Роль государства в экономике"
Конспект урока открытия нового знания по технологии деятельностного метода (система "Школа 2000...")...
Урок обществознания в 8 классе. Роль государства в экономике
Урок обществознания в 8 классе. Тема урока: Роль государства в экономикеЦель урока : сформировать представление учащихся о роли государства в экономикеПознакомиться с экономическими проблемами, регули...