Рабочая программа по обществознанию для 7 класса
рабочая программа по обществознанию (7 класс)
Рабочая программа по обществознанию для 7 класса по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
кадетская школа-интернат
«Томский кадетский корпус»
«РАССМОТРЕНО» методист ___________ Огребо Е.А. Протокол №___ от ____2019 г. | «СОГЛАСОВАНО» заместитель директора по УР _____________ Шамрина И.В. «_____» _____________2019 г. | «УТВЕРЖДАЮ» директор ОГБОУ КШИ ТКК ____________Ерохин С.П. приказ № ____ от ______2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию, 7 класс
Составитель:
Калачев Р.В.,
учитель обществознания
Томск – 2019
- Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основании:
-закона Российской Федерации от 29.12.2012года №273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации»
- федерального общеобразовательного стандарта основного общего образования (2010года)
- письма департамента общего образования Министерства образования и науки российской Федерации» О примерной основной образовательной программе основного общего образования от 01ноября2011г.№03-766
-приказа Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015г. «О внесении изменений в федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897
-Устава ОГБОУ КШИ «Томский кадетский корпус» и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов школы).
Учебный методический комплекс:
- Обществознание 7 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой
М: Просвещение 2017.
- Рабочая программа по обществознанию 7 класс Составитель Сорокина Е.Н. М.; ВАКО,2016.
- Л.Н. Боголюбов. Рабочая тетрадь к учебнику «Обществознание». 7 класс.
- Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение»: 7 класс» - М.: Просвещение; Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. Обществознание.
- Поурочные разработки по обществознанию 7 класс в помощь школьному учителю/под редакцией Л. Ф. Ивановой, 2014
.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часов из расчета 1 час в неделю.
Общая характеристика предмета «Обществознание»
«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5-9класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов, их влияние на жизнь человека.
Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.
Изучение обществознания в основной школе опирается на курсы начальной школы «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики». Курс обществознания продолжается в старшей школе и раскрывается в элективных курсах, факультативах, курсах по выбору, предпрофильной и профильной подготовке учащихся. При изучении курса обществознания «Обществознание» в основной школе необходимо использовать метапредметную основу и учитывать возрастные особенности учащихся.
В 7 классе – продолжается изучение человека, но акцент ставится на его социальной сущности.
Особенностью курса является широкая опора на межпредметные связи в обучении обществознанию. Курс «Обществознание» в 7 классах опирается на элементарные обществоведческие знания, полученные учащимися при изучении в начальной школе предмета «Окружающий мир», межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Особое значение в данном перечислении придается предмету «История». Курс «Обществознание» в 7 классах, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.
Конкретность раскрытия многих вопросов курса, его практико-ориентированный характер делают принципиально важным активное использование регионального компонента обществознания.
Курс «Обществознание» для 7 класса органически входит в предмет, изучаемый с 6 по 11 класс. Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей. Целый ряд теоретических положений изучается в нем на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые нередко заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов. Для основной школы конструируется обществоведческое содержание, учитывающее социальный статус, дееспособность, возможности и интересы подростка, вступающего в возраст выбора перспективы в области профессиональной деятельности. В курсе рассматриваются характерные для подростков социальные позиции и роли, различные виды взаимоотношений в разных коллективах и социальных общностях: семье, в классе, в кругу друзей. Перед учащимися предстает разнообразный мир современных профессий, национальных и религиозных культур. Программа опирается на знания и умения, полученные в результате изучения курса обществознания в 6 классе, особенно тем, связанных с отношениями между людьми. Однако эти отношения рассматриваются не с точки зрения психологии конкретного человека, а с точки зрения социальных связей, развития общественных процессов, раскрываются все основные стороны связи человека с обществом. Учащимся дается представление об обществе в целом, его структуре и функциях, проблемах, связанных с управлением обществом. Раскрывается понятие «гражданин» и роль государства в обществе, то есть связь между человеком и государством. Курс заканчивается изучением вопросов, связанных с актуальными проблемами будущего развития человечества как социального организма.
Место учебного предмета в учебном плане.
Курс рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю).
- Планируемые результаты изучения предмета «Обществознание».
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления
Планируемые результаты изучения учебного предмета по разделам учебника
Введение
Обучаемый научится:
- работать с новым учебником;
- работать с новыми учебными пособиями.
Обучаемый получит возможность научиться:
- оценивать предложенный учебный материал;
- планировать перспективу совершенствования личных умений и навыков в процессе учебной деятельности в течение учебного года.
Личность и общество
Обучаемый научится:
- ориентироваться в основных понятиях раздела;
- устанавливать соответствие между сферами жизни общества и их содержанием;
- анализировать ступени развития общества, формы его преобразований;
- выявлять и сравнивать признаки, характеризующие человека как индивида, индивидуальность, личность;
- исследовать несложные практические ситуации, в которых проявляются различные качества личности.
Обучаемый получит возможность научиться:
- иллюстрировать формы преобразования общества историческими и литературными примерами;
- конкретизировать на примерах влияние природных условий на людей;
- формулировать собственную позицию, дискутировать на предложенные темы.
Сфера духовной культуры
Обучаемый научится:
- определять сущность характеристики понятия «культура», выделять нравственный аспект поведения;
- различать и описывать явления духовной культуры;
- находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах культуры из дополнительных источников;
- характеризовать духовные ценности Отечества;
- соотносить поступки и события с принятыми в обществе этическими принципами.
Обучаемый получит возможность научиться:
- использовать различные источники информации для характеристики процессов, происходящих в культурной жизни страны;
- воспринимать необходимость нравственного саморазвития как обязательный фактор для становления полноценной личности гражданина России;
- выражать свое отношение к тенденциям в культурном развитии личности и общества.
Экономика
Обучаемый научится:
- раскрывать смысл основных понятий раздела;
- описывать, различать, сопоставлять виды экономических систем и способы координации хозяйственной жизни, которые им соответствуют;
- анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
- получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
- формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт.
Обучаемый получит возможность научиться:
• оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.
Социальная сфера
Обучаемый научится:
• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные группы современного общества; на основе приведённых данных распознавать основные социальные общности и группы;
• характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки;
• характеризовать ведущие направления социальной политики российского государства;
• использовать социальную информацию, представленную совокупностью статистических данных, отражающих социальный состав и социальную динамику общества;
• проводить несложные социологические исследования.
Обучаемый получит возможность научиться:
• ориентироваться в потоке информации, относящейся к вопросам социальной структуры и социальных отношений в современном обществе;
• адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества, получаемую из различных источников;
- ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
- Содержание учебного предмета
Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе 14 часов
Социальные ценности и нормы. Привычка, обычай, ритуал, обряд. Правила этикета и хорошие манеры.
Социальная ответственность. Отклоняющиеся поведение. Наркомания и алкоголизм, их опасность для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.
Понятие прав, свобод и обязанностей гражданина. Права человека. Единство прав и обязанностей. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Почему важно соблюдать законы? Закон устанавливает порядок. Закон способствует справедливости. Закон устанавливает границы свободы.
Защита Отечества. Долг и обязанность. Зачем нужна регулярная армия? Военная служба. Готовить себя к исполнению военного долга.
Что такое дисциплина. Дисциплина общеобязательная и специальная. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Виновен отвечай. Законопослушный человек. Противозаконно поведение. Закон наказывает нарушителя.
Кто охраняет закон. На страже закона. Суд осуществляет правосудие. Полиция на страже правопорядка.
Основные понятия: права, обязанности, закон, порядок, норма, долг, дисциплина, наказание.
Знать/понимать:
- значение понятий: права, обязанности, закон, порядок, норма, долг, дисциплина, наказание.
- роль права в жизни человека, общества и государства;
- содержание и значение правовых норм, регулирующих отношения в обществе;
Уметь:
- характеризовать особенности правового статуса несовершеннолетнего;
- выделять основную мысль в тексте учебника;
- приводить примеры, связанные с различными видами правовых отношений;
- отстаивать свою точку зрения;
- решать познавательные задачи, отражающие типичные ситуации правовых норм;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- общей ориентации в общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Тема 2. Человек в экономические отношения (15часов)
Экономика и её роль в жизни человека. Основные участники экономики.
Производство, производительность труда. Что и как производить.
Затраты, выручка. Прибыль.
Золотые руки работника. Слагаемые мастерства работника.
Каким бывает труд. Почему так необходимо в наше время повышение квалификации. Факторы, влияющие на производительность труда.
Заработная плата и стимулирование труда. Что такое трудовое денежное вознаграждение. Чем определяется его размер. Взаимосвязь количества и качества труда.
Виды и формы бизнеса.
Обмен, торговля. Формы торговли и реклама.
Деньги. Появление деньг как всеобщего эквивалента. Основные виды денежных знаков. Деньги в прошлом и настоящем. Функции деньг. Инфляция.
Экономика семьи. Понятие «бюджет». Семейный бюджет, реальные и номинальные доходы семьи. Личное подсобное хозяйство.
Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение. Экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама.
Знать/понимать:
- значение понятий: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама.
- роль экономики в жизни человека, общества и государства;
- содержание и значение правовых норм, регулирующих отношения в экономической сфере общественной жизни;
Уметь:
- характеризовать основные понятия экономики, законы регулирования рынка;
- выделять основную мысль в тексте учебника;
- приводить примеры, связанные с различными видами экономических отношений;
- отстаивать свою точку зрения.
Тема 3. Человек и природа. (4 часа)
Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.
Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой
Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.
Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.
Знать/понимать:
- значение понятий: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.
- роль окружающей среды в жизни человека, общества и государства;
- содержание и значение экологических норм;
Уметь:
- выделять основную мысль в тексте учебника;
- приводить примеры, основанные на житейском опыте;
- отстаивать свою точку зрения;
- решать познавательные задачи, отражающие типичные ситуации, связанные с охраной природы;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Повторение – 2часа. Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого.
- Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Примечание |
I Регулирование поведения людей в обществе | 14 | ||
1 | Человек и закон | 1 | |
2 | Что значит жить по правилам | 1 | |
3.4 | Права и обязанности граждан | 2 | |
5.6 | Почему важно соблюдать законы | 2 | |
7 | Контрольная работа за I четверть | 1 | |
8 | Защита Отчества | 1 | |
9 | Для чего нужна дисциплина | 1 | |
10.11 | Виновен- отвечай | 2 | |
12-13 | Кто стоит на страже закона | 2 | |
14 | Контрольная работа за II четверть | 1 | |
II Человек в экономических отношениях | 15 | ||
15.16 | Экономика и ее основные участники | 2 | |
17-18 | Мастерство работника | 2 | |
19-20 | Производство, затраты, выручка, прибыль | 2 | |
21-22 | Виды и формы бизнеса | 2 | |
23-24 | Обмен, торговля, реклама | 2 | |
25-26 | Деньги, их функции | 2 | |
27 | П-о урок «Человек в экономических отношениях» проверочная за III четверть | 1 | |
28-29 | Экономика семьи | 2 | |
III Человек и природа | 4 | ||
30 | Человек- часть природы | 1 | |
31 | Охранять природу- охранять жизнь | 1 | |
32 | Закон на страже природы | 1 | |
33 | «Человек в экономических отношениях». Защита проектов | 1 | |
34 | Итоговое повторение по курсу «Обществознание» | 1 |
Темы практических и лабораторных работ
№ п\р | Тема | Повторительно- обобщающий урок | Время проведения |
1 | Почему важно соблюдать закон | Повторительно- обобщающий урок | 2нед октября |
2 | Кто стоит на страже закона | Повторительно- обобщающий урок | 3нед декабря |
3 | П-о урок «Человек в экономических отношениях» проверочная за III четверть | Повторительно- обобщающий урок | 2.нед марта |
4 | Практикум по теме: «Человек в экономических отношениях» | Проектная работа | 3нед мая |
5 | Итоговое тестирование | Тестирование | 4 нед. мая |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. По программе Боголюбова Л. Н.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию 6 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 Програм...

Рабочая программа по обществознанию 7 класса по программе Боголюбова
· Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 0...

Рабочая программа по обществознанию 8 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа создана на основе· Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Прика...

Рабочая программа по обществознанию 9 класса по программе Боголюбова
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образова...

Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профиль) по программе Л.Н. Боголюбова.
Рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, КИМы для проверки знаний учащихся за полугодие,год....