Тема «Международное гуманитарное право».
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)
Образовательные:
помочь учащимся получить знания об основополагающих принципах и положениях международного гуманитарного права;
воспитательные:
способствовать пониманию школьниками необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью норм международного гуманитарного права, содействовать формированию таких качеств личности, как сострадание, уважение к человеческому достоинству;
развивающие:
продолжить формирование умений анализировать источники и предложенные учебные ситуации, сопоставлять факты, строить доказательства, делать выводы, интерпретировать статистический материал, интегрировать знания и применять их для объяснения явлений, происходящих в окружающем мире, работать над понятиями, извлекать необходимую информацию из справочной и учебной литературы, схем и таблиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mgp_pechat.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Международное гуманитарное право».
Цели:
Образовательные:
помочь учащимся получить знания об основополагающих принципах и положениях международного гуманитарного права;
воспитательные:
способствовать пониманию школьниками необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью норм международного гуманитарного права, содействовать формированию таких качеств личности, как сострадание, уважение к человеческому достоинству;
развивающие:
продолжить формирование умений анализировать источники и предложенные учебные ситуации, сопоставлять факты, строить доказательства, делать выводы, интерпретировать статистический материал, интегрировать знания и применять их для объяснения явлений, происходящих в окружающем мире, работать над понятиями, извлекать необходимую информацию из справочной и учебной литературы, схем и таблиц.
Основные понятия:
международное гуманитарное право; жертвы вооруженного конфликта; международный и немеждународный вооруженные конфликты; лица, непосредственно не участвующие в военных действиях; лица, прекратившие «принимать участие в военных действиях.
Структура урока
1. Ознакомление учащихся с целями изучения международного гуманитарного права. Ознакомление с планом изучения темы урока.
2. Изучение нового материала. Текущий контроль.
3. Обобщающий контроль.
4. Комментирование домашнего задания.
5. Рефлексия,
Оборудование:
современная политическая карта мира, раздаточный материал: ксерокопии учебных материалов для учащихся, словари, источники (извлечения), компьютер
План изучения темы
( слайд №2)
1. Жестокое лицо войны.
2. Сущность и принципы международного гуманитарного права.
3. Источники и основные положения международного гуманитарного права.
4. Дети и война.
5.Международное движение Красного Креста и Красного полумесяца
6. Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права.
«Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы,
плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно -
научиться жить на Земле, как люди». (Б. Шоу.)
Ход урока
Мотивационная беседа (слайд №1)
Сегодняшний урок начнём с притчи из «Евангелии от Луки».
В ней рассказывается, что один человек шел из Иерусалима в Иерихон и попал в руки к разбойникам, которые сорвали с него одежду, избили и ушли, оставив его полумертвого, лежать на земле. Случайно той же дорогой проходил священник. Увидев, избитого, он ушел прочь и не остановился, чтобы помочь ему. Пришел на то место другой священнослужитель и поступил также. Однако некий самарянин (самаряне - арамейское племя, находившееся во вражде с иудеями), проходя мимо и увидев этого человека, сжалился над ним. Подойдя к нему, он перевязал ему раны, омыв их оливковым маслом и вином, а затем, посадив его на своего осла, привез на постоялый двор и позаботился о нем. На следующий день он вынул два динара, дал хозяину постоялого двора и сказал:
« Позаботься об этом человеке. И если истратишь на него денег сверх этого, то отдам тебе, когда вернусь»».
Эта притча является примером милосердного отношения к человеку.
Как вы понимаете слово « милосердие»?
(Милосердие: в основе этого чувства лежит сострадание, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку.)
Мы хотим, чтобы люди нашей планеты были поняты и приняты человеческим обществом. Всем нам жить будет легче и приятней, если мы будем лучше понимать друг друга. И это все актуально для мирного сообщества людей.
Милосердие и толерантность особенно нужны во время войны.
Современная история России богата не только красивыми праздниками, исследования космоса, трудовыми свершениями. Нередко мы слышим о вооруженных конфликтах и террористических актах, захватах заложников и горе людей. Больше всего в этих ситуациях страдают невинные люди. Путь к всеобщему миру долог и труден. И если нельзя добиться мира, то необходимо приложить все усилия, чтобы уменьшить страдания людей, приносимые войной. Это можно сделать с помощью норм права. Тема нашего урока – международное гуманитарное право. Она актуальна в современном мире.
(слайд№2) Сегодня мы рассмотрим сущность МГП, источники, основные положения, проанализируем несколько ситуаций.
(слайд №3)
Перед вами 2 эпиграфа, (читает) подумайте, какой из них больше подходит к теме сегодняшнего урока.
1. Жестокое лицо войны.
Мировое сообщество вступило в третье тысячелетие. К сожалению, оно не избавилось от вооруженных конфликтов.
Когда противоборствующие стороны не могут или не хотят преодолеть разногласия путем мирных переговоров, они обращаются к оружию. И тогда люди сталкиваются со смертью, потерями, ненавистью, лишениями.
Вспомните, из курса истории, какие мы изучали войны?
А также много локальных войн в Европе, Азии, Африке. Ежегодно в мире их происходит более тридцати. Эти войны унесли миллионы жизней.
(слайд №4) Жестокая правда войны, судьба её рядовых участников стала содержанием картины В.В Верещагина «Апофеоз войны». На раме знаменитой картины начертаны слова:
« Посвящается всем великим завоевателям – прошлым, настоящим и будущим». Послушаем статистические данные.
(выступление ученика)
За последние 3400 лет на Земле было лишь 250 лет всеобщего мира.
В наполеоновских войнах число убитых составило около миллиона человек.
(слайд № 5) Первая мировая война повлекла за собой 10 миллионов смертей в пропорции 20 воинов на 1 гражданское лицо, не считая двадцати одного миллиона погибших от эпидемий.
Во второй мировой войне погибло свыше 62 млн чел. приблизительно в равном соотношении воинов и гражданских лиц.
В современной войне, соотношение убитых может быть 10 гражданских лиц на одного военнослужащего.
Военные действия происходят и в наше время. На карте показаны некоторые горячие точки современности.
Человечество всегда стремилось найти способы смягчить бедствия. На партах у вас документы. Прочитайте текст №1 и затем ответьте на вопросы:
1. Какие предпринимались попытки уменьшить бедствия, причиняемые вооружёнными конфликтами?
2. А заключали ли соглашения? Какие? Назовите первый письменный договор.
Конвенция – документ, имеющий обязательную силу (записать в тетради)
Так было положено начало МГП.
2. Сущность и принципы международного гуманитарного права.
Прежде всего, выясним, что означает понятие гуманитарный? Вы дома должны были поработать со словарём. Как объясняется это понятие в словаре Ожегова?
(Гуманитарный – обращённый к человеческой личности, к правам и интересам человека.)
Международное право регулирует межгосударственные отношения.
(слайд №6)
МГП – совокупность международных правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооружённых конфликтов.
МГП соединяет в себе правовые и нравственные начала, оно ориентировано на сострадание, милосердие, помощь, защиту.
? Кого и что защищает МГП?
Откройте учебник на странице 235. Прочитайте абз. 2.3.4.
1. Итак, кого и что защищает МГП ?
2.Какие ограничения оно налагает в отношении методов ведения войны. (ответы учащихся)
Всё это можно изобразить в виде схемы, где называются категории лиц и объектов, находящихся под защитой МГП в условиях вооружённого конфликта. (слайд №7)
МГП |
защищает лиц, прекративших принимать участие в военных действиях (раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных) |
предоставляет защиту лицам, не принимавшим непосредственного участия в военных действиях ( гражданскому населению, медицинскому и духовному персоналу) |
защищает объекты, которые не служат непосредственно военным целям (жилые дома, школы, места отправления культа ) |
запрещает применение средств и методов ведения военных действий, которые причиняют излишние повреждения или страдания |
Т. о. МГП устанавливает определённые правила поведения сторон, участвующих в вооружённом конфликте, ограничивает насилие. На основании этого мы можем определить принципы МГП.
(слайд №8)
Принципы МГП |
Обращение с лицами, оказавшимися во власти неприятеля, должно быть гуманным | В период вооружённого конфликта ограничивается выбор методов и средств причинения ущерба противнику |
Мы познакомились с сущностью и принципами МГП, теперь рассмотрим источники и основные положения.
3. Источники и его основные положения МГП.
Во второй половине 19 века идея защиты человека от произвола военного времени оформилась в отдельную ветвь - международное гуманитарное право. Какие же источники приняты за основу этой отрасли права?
МГП является постоянно развивающейся отраслью права. В настоящее время его нормы отражены в более чем 80 международных соглашениях. (слайд №9)
Основными источниками являются четыре Женевские конвенции 1949г. и два Дополнительных протокола к ним 1977г. Каждая из четырёх конвенций включает положения, предоставляющие правовую защиту конкретной категории жертв вооружённых конфликтов
Сейчас проведём практическую работу с источниками. Каждый ряд подробно ознакомится с правовыми положениями и назовёт категории лиц, которым предоставляется защита. (читают)
Слово группам.
Вопросы:
1. Какой категории лиц предоставлена защита I Женевской конвенцией? (слайд №10)
2 Кому предоставляет защиту II? (слайд №11)
3. Какой категории лиц предоставлена защита III Женевской конвенцией? (слайд №12)
4. Какой категории лиц предоставляется защита IV Женевской конвенции? (слайд №13)
5. Кому предоставляет защиту дополнительный протокол № 1,
(слайд №14)
6. Кому предоставляет защиту дополнительный протокол № 2
(слайд №15)
Всё сказанное можно изобразить в виде таблицы, она у вас тоже на столах, дома воспользуетесь. (слайд №16)
Основные источники современного международного гуманитарного права.
Основные источники современного международного гуманитарного права | Категории лиц, которым предоставляется защита |
Женевские конвенции 1949г.: |
|
Первая конвенция | Защита раненных и больных и состава сухопутных армий. |
Вторая конвенция | Защита раненных, больных, лиц потерпевших кораблекрушение из состава вооруженных сил на море. |
Третья конвенция | Защита военнопленных. |
Четвертая конвенция | Защита гражданского населения во время воны. |
Дополнительные протоколы 1977г. к Женевским конвенциям 1949 г.: |
|
Дополнительный протокол I | Дополнительная защита жертв вооруженных конфликтов международного характера. |
Дополнительный протокол II | Дополнительная защита жертв вооруженных конфликтов не международного характера. |
Во время вооруженного конфликта Конвенции и Протоколы применяются в любых обстоятельствах, также должны соблюдаться принципы гуманности. Поэтому, всегда и всюду, запрещаются: убийства, пытки, телесные наказания, нанесение увечий, надругательство над человеческим достоинством, взятие заложников, и все виды жестокого и унизительного обращения. Некоторые положения международного гуманитарного права закреплены и в Конституции РФ 1993 г. (Ст. 15)
Вооруженные конфликты бывают двух типов: международные и немеждународные.
Международные – вооружённое противостояние между двумя или несколькими государствами. (пример – Вов)
Немеждународные - вооружённое противостояние в пределах одного государства. (Гражданская война)
(слайд №17)
Почти все страны мира приняли Женевские конвенции.
(слайд №18)
Наша страна присоединилась к конвенции в 1954.
Рассмотрим основные положения МГП.
1 ряд – каковы основные положения МГП по отношению к больным, раненым и потерпевшим кораблекрушение? Как следует с ними обращаться?
( Раненых и больных нужно подбирать и оказывать им помощь, даже если они принадлежат к стороне противника. Сдающегося противника запрещается убивать или наносить ему ранения. С военнопленными следует обращаться гуманно)
Послушайте ситуацию, затем мы её обсудим.
1. Сосед военврача.
С соседом моим часто вспоминали военные будни. Я служил в авиации. А он был врачом в госпитале. А тут он мне такое рассказал! Однажды к ним в госпиталь, доставили двух тяжелораненых пленных. Главврач, потерявший на войне близкого человека, сначала наотрез отказывался размещать их. Сопровождавшему раненых долго пришлось убеждать его. Наконец их поместили в палате и стали готовить к операции. И мой сосед делал операции, как будто под скальпелем были наши раненые. А потом медсестрам и санитаркам выговаривал за недостаточный послеоперационный уход за теми, кого оперировал. Мол, сначала надо им перевязки сделать, лекарства дать, обезболивающие, потому что они после тяжелой операции, а потом уже тем, кто получше себя чувствует, то есть, надо понимать, нашим. Выслушал я его и даже здороваться с ним перестал. У меня никак в голове не укладывается — как он мог так поступить: шли жестокие бои, мы теряли наших бойцов, а он спасал жизнь солдатам противника.
Прав ли был мой сосед?
(военврач прав. Раненым, оказавшимся во власти противника, должны быть обеспечены защита, уважение и гуманное обращение, медицинская помощь и уход)
2ряд- что сказано в третьей конвенции об обращении с военнопленными?(Обращаться с ними гуманно)
Послушайте ситуацию.
2. Бывший военнопленный
В плен нас взяли троих. Пока переправляли в лагерь, сильно сжав зубы, мы сносили все. В памяти была жива картина, когда в упор расстреляли двоих из нашего взвода, хотя те уже бросили оружие и подняли вверх руки.
На допросе меня опять били. Когда я терял сознание, обливали холодной водой, снова задавали вопросы и снова били, потому что я не мог сообщить им то, что они хотели узнать о наших потерях, расположении интересующих их объектов.
Совершенно неожиданно в лагере я столкнулся с еще одним несчастьем. По каким-то неизвестным причинам я вдруг не понравился лагерному повару. Когда нас приводили в столовую, он выбегал из-за своей стойки в тот момент, когда я намеревался поднести ложку с мутной похлебкой ко рту, намеренно опрокидывал миску. Я оставался без еды. А конвоиры, смеясь, еще больше подзуживали повара. Чтобы не доставлять ему удовольствия, я перестал ходить в столовую и приготовил себя к смерти от голода.
Перед самым моим освобождением комендант лагеря объявил сбор добровольцев для разминирования шоссе. Во время разминирования четверо погибли. На следующий день добровольцев уже не было, и тогда комендант лагеря, угрожая физическими наказаниями, заставил участвовать в разминировании пятерых военнопленных. Среди них был и я.
Можно ли считать то, с чем я столкнулся, нормальными условиями обращения с военнопленными? Могут ли они быть иными, менее жестокими?
(Нет, нельзя. Обращение должно быть гуманным, нельзя было допускать избиения, использовании на опасных работах без его добровольного согласия, нельзя запугивать и угрожать.)
Война есть война: вооружённые люди одной армии убивают воинов армии противника. (слайд №19)
Знаменитая картина великого художника Пикассо «Герника» отражает чувство ужаса, вызванного атакой фашистскими бомбардировщиками испанского города, уничтожившей его население. История дает немало примеров грабежей мирного населения; страданий женщин, детей, стариков.
Но можно ли защитить людей, которые не являются вооруженной силой (гражданское население).
3 ряд - Какие нормы содержит четвёртая Женевская конвенция и дополнительный протокол о защите гражданского населения?
(Гражданские лица имеют право на уважение их личности При всех обстоятельствах должно быть гуманным обращение с ними.
Вести боевые действия разрешается только против вооруженных сил противника. Нельзя нападать на гражданское население и гражданские объекты.)
Ситуация.
3. Девушка 16 лет из зоны оккупации
На оккупированной территории я познала всю тяжесть присутствия чужих войск. У меня не стало своего дома. Многие знакомые тоже остались без жилья: кого-то выгнали, чтобы разместить солдат, чьи-то дома сожгли.
Оккупанты постоянно пытались подчеркнуть свое превосходство. Угрожали и унижали, Они смеялись над тем, как обставлены наши дома, как мы одеваемся, как говорим.
Им постоянно не хватало рабочих рук: рук, которые бы их обстирывали, накрывали на стол, строили укрепления. Моя должность посудомойки в столовой для офицерского состава их армии позволяла мне не умереть с голоду. Два моих бывших одноклассника по специальному распоряжению оккупационных властей работали на нефтеперегонном заводе. Троих вообще насильно увезли в другую страну.
В назидание другим новые власти устраивали массовые расправы. Каждый из нас чувствовал себя в постоянной опасности.
Я хочу опросить, существуют ли какие-нибудь правила обращения с мирными жителями на оккупированной территории? И, если эти правила есть, пусть они прозвучат сегодня здесь ещё раз...
(Да, такие правила существуют. Запрещаются пытки, оскорбительное и унизительное обращение. Нельзя направлять на принудительные работы тех, кому нет 18 лет)
С уважением следует относиться к лицам, использующим эмблему красного креста, красного полумесяца или другие защитные знаки. (на доске дается графическое изображение эмблемы красного креста).
Какой сделаем вывод к этой части урока?
Вывод: Согласно нормам МГП, стороны в конфликте должны вести себя исходя из принципов гуманности
Наши знаменитые полководцы наряду с боевыми качествами были милосердны и гуманны по отношению к гражданскому населению, военнопленным и раненым. Об этом свидетельствуют выдержки из приказов, воспоминаний. (слайд №20, 21)
( « С пленными поступать человеколюбиво, стыдиться варварства… не меньше оружия поражать противника человеколюбием».
Суворов –генералисимус Российской армии.
Из приказа войскам Кубанского корпуса,1778 год.
« Будем великодушны, положим различие между врагом и мирным жителем».
М.И. Кутузов
Приказ войскам от 21 декабря 1812 года, г. Вильно.
« В Берлине и его окрестностях еще шли бои, а советское командование уже приступило к организации нормальных жизненных условий для населения Берлина».
Маршал Советского Союза Г.К Жуков « Воспоминания и размышления».
« Пусть враг знает, что мы умеем не только хорошо воевать, но и порядочно относиться к пленным».
К.К.Рокоссовский Маршал Советского Союза.
по поводу пленения генерала- фельдмаршала Паулюса, 1942год.)
4. Дети и война
Вооруженные конфликты продолжаются и в них страдает мирное население, дети, прежде всего. (слайд №22)
Вот что нам об этом говорит статистика. В мире убито в войнах около 2 млн. детей, а 6 млн. получили серьезные ранения или стали инвалидами, а почти 30 млн. превратились в беженцев. Дети остаются без родителей, гибнут в бомбежках, концлагерях и становятся заложниками. (слайд №22.)
Так 1 сентября 2004 года был террористический акт в Беслане в школе №1, взятие заложников; погибло около 350 человек, большинство дети.
Все хорошо понимают необходимость помощи детям в вооруженных конфликтах, но дети снова и снова становятся их участниками и жертвами.
А что же мировое сообщество? Делало ли оно какие- либо шаги, чтобы облегчить участь пострадавших, защитить жертвы войн и вооруженных конфликтов? Да, делало и неоднократно.
Международное гуманитарное право предоставляет детям общую и особую защиту: (слайд №23)
Общая:
- дети имеют право на гуманное обращение, в отношении их запрещается посягательство на жизнь, жестокое обращение, взятие заложников.
Особая :
– дети должны быть защищены от утраты связи с семьёй, голода, беспризорничества
- дети должны быть эвакуированы в специальные безопасные зоны
- дети, не достигшие 18 лет, не должны направляться на принудительные работы
- запрещается зачисление детей до 15 лет в армию
- в случае ареста или задержания дети должны содержаться в помещениях, отдельных от помещений для взрослых.
Предлагаю разрешить ситуацию в соответствии с нормами международного гуманитарного права.
В начавшемся вооруженном конфликте четырнадцатилетнему подростку поручают собирать сведения о передвижении неприятельских войск. Имеют ли право военные власти так поступить? (нет, т.к. не исполнилось 15 лет)
Главный вывод этой части урока.
Международное гуманитарное право обеспечивает защиту детей в вооруженных конфликтах и они имеют право на гуманное обращение
Дети в войне – так быть не должно,
Даже если это просто кино.
Люди, будьте всегда вы людьми
Дети в войне страдать не должны
5. Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца.
МГП является юридической базой деятельности Международного комитета Красного креста. Когда он образовался, и каковы его задачи нам расскажут ваши одноклассники. (выступления учащихся).
Сообщение 1 ученика. (слайд №24)
В 1859 году недалеко от г. Сольферино на севере Италии произошла битва между австрийскими и французскими войсками. После битвы, продолжавшейся 16 часов, на поле боя остались 40 тысяч убитых и раненых. Вечером того же дня гражданин Швейцарии Андри Дюнан случайно оказался в этой местности. То, что он увидел, привело его в ужас. Тысячи, истекающих кровью раненых, умирали в мучениях. Призвав мирных жителей из соседних деревень, А. Дюнан немедленно принялся оказывать раненым помощь, не обращая внимания на то, к какой стороне они принадлежат.
Вернувшись в Швейцарию, Андри Дюнан , даже спустя 3 года, никак не мог забыть кошмар, свидетелем которого он стал. Он взялся за перо и написал необыкновенную книгу «Воспоминание о битве при Сольферино». Прочитав эту книгу, начинаешь проклинать войну. Однако Дюнан счел, что нельзя просто лить слезы над людским горем, необходимо помогать страдающим.
В заключение своей книги он выдвинул 2 предложения:
- создать сообщество по оказанию помощи раненым
- принять конвенцию о защите раненых и медицинского персонала на поле боя.
9 февраля 1863 года благотворительное Женевское общество
« Поощрения общественного блага» приняло решение создать комиссию из 5 человек для изучения возможности претворения идей А .Дюнана в жизнь. Так был создан международный комитет по оказанию помощи раненым, который позже стал называться Международный комитет Красного Креста.
Сообщение 2 ученика.
(слайд №25)
Международный комитет Красного Креста (МККК) образован в 1880году . И теперь штаб - квартира МККК находится в Женеве. Он имеет представительства почти в 60 странах, осуществляет свою деятельность более, чем в 80 странах мира.
Российское общество Красного Креста было создано в 1867 году. Многие годы делегатами Международного комитета Красного Креста становились граждане Швейцарии. С середины 90 –х годов 20 века появляются и граждане других стран. Первым из россиян, кому была доверена эта почетная и ответственная должность, стал Арчил Крюков в 2001 году. Арчил родом из Ленинграда, когда в 1990 году Арчил поступил учиться в Москву, семья переехала в Москву. Он представлял Международный Красный Крест в Восточноафриканской республике, где был конфликт между двумя основными народностями, населяющими Руанду. Арчил вспоминал:
« Выходишь на улицу - сотни детей устремляются за тобой с протянутыми за подаяниями руками. Тяжелейшее наследие войны - огромное количество бездомных, нищих, потерянных детей». Детская беспризорность – вот одна из основных проблем, которой занимался Арчил, являясь представителем Международного комитета Красного Креста, вместе со своими сотрудниками (их было около 30) занимались вопросами соединения семей, которые были разлучены в результате войны.
Сообщение 3 ученика. (слайд №26, 27)
В задачи Международного комитета Красного Креста входит:
- посещение военнопленных, а также гражданских лиц, задержанных в связи с военным вооруженным конфликтом;
- розыск, пропавших без вести;
- воссоединение разлученных семей;
- предоставление продовольствия, воды и медицинской помощи гражданским лицам,
которые лишены самого необходимого;
-распространение знаний о международном гуманитарном праве и контроль за
соблюдением его норм;
- привлечения внимания к нарушениям МГП и содействие его развитию.
Чтобы распознать людей и имущество, имеющих соответствующее право на защиту, используют международные отличительные знаки и эмблемы. Отличительные знаки должны быть больших размеров, хорошо видимы.
(1.Для всех медицинских образований и духовных служащих отличительный знак- красный крест на белом фоне, этот знак не имеет религиозного смысла.
Мусульманские страны, сначала Турция , а затем и другие, приняли знак красного полумесяца.
2. Знак белоголубого щита означает культурные ценности.
3.Знак трех оранжевых кругов, расположенных на белом поле обозначают
установки и сооружения, содержащие опасные силы.
4. Синий равносторонний треугольник на оранжевом фоне - объекты и персонал
гражданской обороны.
6. Белый флаг-это флаг парламентеров, который используется для переговоров.)
Красный крест на белом поле является отличительной эмблемой для обозначения медицинских формирований вооруженных сил. Эмблема употребляется как защитный и как отличительный знак. Во время вооруженных конфликтов эмблема используется прежде всего в качестве защитного знака для обозначения персонала учреждений,
Принцип, которым руководствуется МККК - « даже у войны есть пределы, ограничивающие методы и средства ведения военных действий».
Государства-участники Женевских конвенций 1949 г. приняли на себя обязательство предпринимать меры для того, чтобы не допускать и пресекать злоупотребления эмблемой как в мирное, так и военное время.
6. Ответственность за нарушение международного гуманитарного права
Международное гуманитарное право определяет нормы поведения участников военных действий. Как и любые законы, МГП соблюдается не всегда. Человек, нарушивший нормы права, несет ответственность. В международном гуманитарном праве личная уголовная ответственность предусматривается за особо серьезные правонарушения, совершенные во время международного вооруженного конфликта, которые называются военными преступлениями.
Они указаны в 1 и 2 Женевской конвенции. (вслух) и в ст.356 Уголовного кодекса.
Нарушения, зафиксированные в международных договорах | Нарушения, зафиксированные в статье 356 Уголовного кодекса Российской Федерации |
Преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжелых страданий, нанесение ущерба здоровью, незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемое военной необходимостью. | Применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, наказывается лишением свободы на срок до двадцати лет |
Совершивший военное преступление, несёт ответственность на основе международного права. Так, после второй мировой войны Нюрнбергский трибунал приговорил 12 главных обвиняемых к смертной казни, а остальных к различным срокам заключения. Нюрнбергский процесс утвердил принцип уголовной ответственности отдельных физических лиц за международные преступления
В большинстве случаев привлечение к ответственности лиц, совершивших военные преступления, осуществляют сами государства.
Т. о, ответственность может быть как на национальном, так и на международном уровне.
...Непросто - следовать принципам международного гуманитарного права. Это требует от человека большой работы над собой. Он должен подавить в себе чувство мести, увидеть, в самых сложных ситуациях ценность человеческой жизни.
? В чём же главное предназначение МГП?
( регулирование поведения участников вооружённых конфликтов с целью смягчения тяжёлых последствий.)
Возвращаемся к эпиграфам. Какой и почему вы выбрали?
Человечество вступило в новое столетие. Каким оно будет? Удастся ли поставить заслон бесчеловечности, насилию? Наверное, во многом это зависит от нас, от нашего умения договариваться, жить по правилам, относиться друг к другу гуманно.
Словарь
Военные лица — лица, входящие в состав вооруженных сил.
Гражданские лица — лица, не входящие в состав вооруженных сил. ».
Военнопленные — участники военных действий, захваченные в плен неприятельской стороной во время международного вооруженного конфликта.
Жертвы войны — раненые и больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные, гражданское население.
Уважаемые учащиеся, давайте ответим на два вопроса:
- В какое время применяется международное гуманитарное право и в какое время применяется Всеобщая декларация прав человека? (Ответ: 1-ое применяется в ситуации вооруженного конфликта; 2-ой документ в любое время, так и в период вооруженного конфликта).
- На кого распространяется международное гуманитарного право и на кого распространяется Всеобщая декларация прав человека? (Ответ: на жертвы войны).
Вывод: до 1948 года не было законов по защите жертв вооружённых конфликтов на земле: по защите раненых, больных, военнопленных, мирных граждан. И потому на земле, во время войн, происходили массовые нарушения прав человека, в частности раненых, больных, военнопленных, мирных граждан. Но не всегда, даже в современное время, соблюдаются решения Женевской конвенции в области защиты человека. Приведите живые примеры: … . Следует вести борьбу за то, чтобы все соблюдали эти нормы. За контролем этих норм создали на Земле ООН.
В заключении мне бы хотелось сказать словами древнекитайского философа Конфуция:
«Легче зажечь одну маленькую свечу, чем проклинать темноту». Лучше принимать посильное личное участие в вопросах соблюдения норм международного гуманитарного права, чем обвинять тех, кто его нарушает.
БЕРЕГИТЕ МИР !!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Международное гуманитарное право"
Урок по ОБЖ в 9 классе....
Тест по теме "Международное гуманитарное право"
Выполнение работы позволит проверить уровень понимания темы обучающимися 9 класса....
Тест по теме "Международное гуманитарное право"
Тестирование с ответами и критериями оценивания по теме "Международное гуманитарное право" для 11 класса.16 вопросов с постепенным усложнением. Прилагается вместе с планом-конспектом урока....
Конспект урока-теста по теме "Международное гуманитарное право"
Прилагается к презентации по МГП (тест)...
Презентация к урокам по теме Международное Гуманитарное право
Презентации к элективному курсу Международное Гуманитарное право. В презентации отражены основные компоненты Международного Гуманитарного права,основные вооруженные конфликты проходившие в мире ...
Урок по Обществознанию (Право) 9 класс тема: "Международное гуманитарное право"
Данный урок провёл на конкурсе "Учитель года". Тип урока: изложение нового материала. На уроке учащиеся участвуют в групповой работе, высказывают свои точки зрения, строят свои...
Урок права в 11 классе по теме "Международное гуманитарное право"
Урок права по теме МГП в 11 классе. Уебный материал по подготовке егэ и огэ по обществознанию...