Рабочая программа по предмету «Обществознание» 9 класс
рабочая программа по обществознанию (9 класс)
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандартУчебник Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, В.А. Литвинова,М. «Просвещение», 2017га второго поколения основного общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshch._9kl.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании МО протокол № 1 от «30» августа 2019 | Согласовано на НМС протокол № 1 от «30» августа 2019 | Утверждено директором приказ № 260 от «30» августа 2019 |
Рабочая учебная программа по: «Обществознание»
(наименование учебного предмета)
11 класс (базовый уровень)
(класс, уровень)
Срок реализации программы: один год
Составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений
(наименование программы)
Программу составил: Волков Дмитрий Александрович
2019 г.
Рабочая программа по предмету «Обществознание» 9 класс
Учебник Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, В.А. Литвинова,М. «Просвещение», 2017г.
- Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования по истории:
- Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования
- (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2014 года №1897);
- Норм Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» «273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;
- Основной Образовательной программы основного общего образования МКОУ «Никольская СОШ»;
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным
- учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 №1/15).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493
- "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметными результатами освоения содержания программы по обществознанию являются:
- Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
- Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;
- Умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источника; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемх в современном российском обществе социальных ценностей;
- Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
- Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- Понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
- Понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами познания;
- Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
- Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- Понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- Понимание значения коммуникации в межличностном общении;
16. Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
- Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
- Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике, на:
- использование элементов причинно – следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления. Оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- подкрепление изученных положений конкретными примерами;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
- Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
2.Заинтерисованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
3.Ценностные ориентиры. Основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:
знать / понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально - гуманитарного познания;
уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Содержание тем учебного курса в 9 классе.
Обществознание (34 часа).
Введение – 1 час
Глава I. Политика 10 часов.
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Формы работы: защита проектов, презентации, лекции, беседы, практические работы.
Глава II. Право 22 часа.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция — основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Формы работы: защита проектов, презентации, лекции, беседы, практические работы.
Итоговое повторение 2 часа
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
Обществознание | 34 часа | |
Вводный урок | 1 час | |
Тема I. Политика. | 11 часов+1 час практикума | |
Тема 2. Право. | 20 часов + 1 час практикума |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 9 класс (34 часа).
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Корректировка |
1. | Вводный урок. | |||
Глава I. Политика (12часов). | ||||
2. | Политика и власть. | |||
3. | Государство. | |||
4. | Государство. | |||
5. | Политические режимы. | |||
6. | Правовое государство. | |||
7. | Правовое государство. | |||
8. | Гражданское общество и государство. | |||
9. | Гражданское общество и государство. | |||
10. | Участие граждан в политической жизни. | |||
11. | Участие граждан в политической жизни. | |||
12. | Политические партии и движения. | |||
13. | Практикум по теме: «Политика». | |||
Глава II. Право (21час). | ||||
14. | Роль права в жизни общества и государства. | |||
15. | Роль права в жизни общества и государства. | |||
16. | Правоотношения и субъекты права. | |||
17. | Правонарушения и юридическая ответственность. | |||
18. | Правонарушения и юридическая ответственность. | |||
19. | Правоохранительные органы. | |||
20. | Конституция Российской Федерации. | |||
21. | Основы конституционного строя Российской Федерации. | |||
22. | Права и свободы человека и гражданина. | |||
23. | Права и свободы человека и гражданина. | |||
24. | Гражданские правоотношения. | |||
25. | Право на труд. Трудовые правоотношения. | |||
26. | Право на труд. Трудовые правоотношения. | |||
27. | Семейные правоотношения. | |||
28. | Административные правоотношения. | |||
29. | Уголовно-правовые отношения. | |||
30. | Социальные права. | |||
31. | Социальные права. | |||
32. | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | |||
33. | Правовое регулирование отношений в сфере образования. | |||
34. | Практикум по теме: «Право». |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Критерии оценки устного ответа:
- глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
- твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
- неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
- наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
- отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:
- активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
- активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
- неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
- полное отсутствие активности - отметка «2»;
Критерии оценки тестового задания:
- 75-100% - отлично «5»;
- 60-74% - хорошо «4»
- 50-59% - удовлетворительно «3»;
- менее 50% - неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:
- глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
- привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
- выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
- полное отсутствие работы - отметка «2»;
Критерии выведения четвертных и годовых оценок:
Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:
- активная и правильная работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований: - активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке; - выполнение дополнительных заданий по желанию; - высокий уровень знания базового материала;
Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:
- отсутствие самостоятельной активности на уроке; - отсутствие выполнения дополнительных заданий; - низкий уровень знания базового материала;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету Обществознание 6 класс на основе авторской программы А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российс...
Рабочая программа по предмету «Обществознание» для 5 класса по учебно-методическому комплексу под редакцией Боголюбова Л.Н.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когд...
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 5 - 9 класса, базовый уровень, МО учителей истории и обществознания
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 5 - 9 класса, базовый уровень, МО учителей истории и обществознания...
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»» для 10 - 11 класса. базовый уровень, МО учителей истории и обществознания
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»» для 10 - 11 класса. базовый уровень, МО учителей истории и обществознания...
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень) Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень) Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания...
Рабочая программа по предмету "Обществознание" в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Рабочая программа....
Рабочая программа по предмету «Обществознание. 5 класс» на основе УМК Боголюбова Л.Н., учитель обществознания Косырева О.А.
Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС и Методическим письмом Министерства образования Челябинской области, 2017 год...