Ход урока по обществознанию, по теме: «Государственные символы России»
план-конспект урока по обществознанию (5 класс)

Майнова Вероника Юрьевна

Технологическая карта урока по обществознанию по теме: «Государственные символы России» в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП КОНКУРСА

«МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК»

Ход урока по обществознанию,

по теме: «Государственные символы России»

    Подготовила: Майнова Вероника Юрьевна,

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №2 им. Адмирала Ушакова

Геленджик, 2018

Технологическая карта урока

Предмет: Обществознание

Класс: 5

УМК, учебник: Боголюбов Л.Н. «Обществознание 5 класс», - М.:   «Просвещение», 2013 год; рабочая тетрадь  к учебнику «Обществознание 5 класс» Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова, М.:   «Просвещение», 2014 год.

Тема урока: Государственные символы России

Цель урока: способствовать формированию представлений о государственной символике Российской Федерации

Планируемые результаты 

Предметные: научатся: определять государственные символы.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения

Метапредметные УУД:

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия

Личностные УУД: воспитание патриотизма, толерантности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, край, народ и историю

Методы и формы обучения: Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная, парная

Тип урока: изучение нового материала

Основные понятия: Герб, флаг, гимн; скипетр, держава

Метапредметные связи: история, кубановедение

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, конверты с раздаточным материалом.

      Образовательные ресурсы: учебное пособие «Обществознание» под редакцией Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой, - М., «Просвещение» 2013. Презентация «Государственная символика», изображение государственных символов, запись государственного гимна РФ, Конституция РФ, ФКЗ: «О государственном гимне РФ», «О государственном флаге РФ», « О государственном гербе РФ». Закон Краснодарского края от 28.06.2004 N 730-КЗ

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

  1. Мотивация к учебной деятельности

Учитель: создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Учащиеся: слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Показ слайдов (№1,2) с изображением государственной символики разных государств.

Учитель: задает вопросы:

- Что вы видите на экране?

- Найдите понятия, объединяющие эти изображения.

- Сформулируйте тему нашего урока

- Что мы должны узнать, чтобы изучить данную тему?

 Учащиеся: - внимательно смотрят на экран, отвечают на вопросы. (Предполагаемый ответ:

  •  Это гербы и флаги разных государств.
  • Это государственные символы)

- Формулируют тему урока. ( Тема: Государственные символы России) СЛ.№3

План урока: СЛ.№4

  • 1. Государственный герб.
  • 2. Государственный флаг.
  • 3. Государственный гимн.

  1. Актуализация знаний

Учитель: организует беседу по вопросам:

– Что является символами государства?

– Как выглядят символы нашего государства? нашего края?

– А всегда ли в России были такие гимн, герб, флаг?

– Какое значение для государства имеют государственные символы?

( варианты  ответов детей)

III. Изучение нового материала 

Работа с понятиями:

- Что такое символ?

     Символы – знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. СЛ.№5

      Действительно символов России много -  это и Кремль, и Знамя Победыи березы,  и матрешки, и наши русские самовары. Но есть особые  символы, они называются государственными  и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции Российской Федерации.  

     Государственные символы России должен знать и уважать каждый. Они воплотили в себе историю и традиции нашего народа и нашего Отечества. Мы должны гордиться прошлым, настоящим и будущим нашей страны. Эти государственные символы величия и могущества России достались нам от предков. Какими они станут в будущем, зависит только от нас.

- Давайте сейчас вспомним,  какие символы мы называем государственными.

  ( варианты детей)

Верно, государственными символами в любой  стране являются – государственный герб, государственный  флаг, государственный гимн. Эта  триада возникла не сразу. Только в 20-м веке во всем мире установилась обязательная традиция - каждой стране иметь свой герб, флаг и гимн. Жители разных стран по праву гордятся своими символами. Отношение к гербу, флагу и гимну - это отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным. Символы нашей родины насчитывают не одну сотню лет.

- Но почему выбрана именно такая государственная  символика?

- Что означает наш герб, гимн, флаг?

      Сегодня я предлагаю вам вспомнить, а может быть  и узнать ответы на эти вопросы. И начнем мы с герба России.

Учитель: показывает слайды презентации, комментирует новую информацию.

Нацеливает учащихся на работу по самостоятельному изучению материала и организует беседу по вопросам: ( работа с учебником стр.99-105)

– Что такое геральдика?

– Объясните понятия «скипетр» и «держава».

– Где изображают герб РФ?  

– Что говорит закон о гербе РФ? ( ответы детей)

СЛ.№ 6

- Выполните задание №2 стр. 64 в рабочей тетради.

-  Мы выяснили,  какой герб у России? А как выглядит герб Краснодарского края? (варианты детей) СЛ.№ 7

Следующий символ Российской Федерации, ее субъектов и городов – это флаг.

-  На каждой парте конверт с полосками разного цвета, со своим соседом по парте выберите и расположите полосы  Флага РФ (белый, синий, красный) и Краснодарского края в правильной последовательности (синий, малиновый, зеленый). Сложите и наклейте на бумагу. Покажите свои работы!

      Для запоминания расположения цветов флага РФ, двустишье: Бело-сине-красный  - русский флаг прекрасный! СЛ.№ 8

 - Ребята, а вы знаете, что означают эти цвета?

- да, вера, надежда и любовь; чистоту, совершенство, кровь и т.д.

Работа с текстом учебника.

Стр. 103, текст «Путешествие в прошлое». Прочитать, найти ответы на вопросы: СЛ.№ 9

- Всегда ли наша страна имела такой флаг как сейчас?

- Когда появился трехцветный флаг?

- Какой день отмечается как день российского флага и почему? (21 августа 1991 г.)

- Какой флаг приравнен к Государственному флагу России?

- Почему Знамя Победы является символом?

- Где и когда было водружено Знамя Победы?

- Сколько лет со дня Победы мы будем отмечать в этом году? ( ответы учащихся)

Учитель: задаёт опережающее домашнее задание – подготовить материал о гербе и флаге Краснодарского края.

Физкульминутка

Учитель: - отгадайте загадку СЛ.№ 10:

Есть мелодия одна,

Ей подвластна вся страна.

Гражданин, отбросив всё,

Стоя слушает её.

(Гимн)

-предлагает прослушать запись Государственного гимна России и ответить на вопросы:

-  какие правила поведения граждан существуют при исполнении гимна?

-  какие чувства испытывает человек, когда звучит гимн?

-  когда и где исполняется гимн РФ? Гимн Кубани?

Учащиеся: выполняют задание № 1 в рабочей тетради: выделяют строки современного Гимна, которые они считают самыми важными, и объясняют свой выбор.

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

- Ответьте на следующие вопросы:   СЛ.№ 11,12

1. День Государственного флага Российской Федерации?

- 22 сентября

- 22 августа

- 12 августа

- нет верного ответа

2. Что означает слово «гимн»?

- это веселое музыкальное произведение

- это отличительный знак

- это торжественное музыкальное произведение

- нет верного ответа

3. Какого цвета щит на гербе России?

- синий

- его нет

-  красный

-  нет верного ответа

4. Золотой шар с крестом наверху

-  скипетр

-  держава

-  корона

-  нет верного ответа

5. Какая птица изображена на гербе?

-  орел

-  ворон

-  синица

-  нет верного ответа

6. Как называют воина, который сражается на коне?

-  всадник

-  ратник

-  пеший воин

-  нет верного ответа

7. Автором слов современного государственного гимна России является поэт:

-  А. Вознесенский

-  С. Михалков

-  В. Лебедев-Кумач

-  нет верного ответа

8. Современный государственный гимн России утвержден на музыку композитора:

-  А. Александрова

-  М. Глинки

-  А. Пахмутовой

-  нет верного ответа

V. Итоги урока. Рефлексия.

- Составить синквейн СЛ.№ 13 на изученную тему:

Синквейн – это стихотворение которое требует синтеза информации и     материала в кратких выражениях

    1 строка – существительное (это тема синквейна)
   2 строка – 
два прилагательных  (раскрывающие данную тему)
   3 строка – 
три глагола  (опысывающие действия, относящиеся к теме)
   4 строка – 
фраза из четырёх слов (предложение, в котором отражено авторское     отношение к данной теме)
   5 строка – 
существительное – синоним (слово-резюме, существительное, которым автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с данной темой)

- Какую тему мы начали сегодня изучать?

- Зачем мы изучаем такую тему?

Сегодня вы прекрасно работали. Радостно, что не были равнодушными. Будущее России зависит от вас и хочется надеяться, что оно окажется в надежных руках. Мы должны уважительно относиться к государству, в котором живем, в том числе знать государственные символы. Сегодня мы познакомились с  символами нашего государств

VI.  Выставление оценок и их комментирование

VII.  Домашнее задание. СЛ.№ 14

  1. § 12;  задания  рубрики «В классе и дома», с. 106.  Задания в рабочей тетради, № 3, 4, 5 с. 64, для сильных учащихся –№ 6 с. 65
  2. Подготовить сообщение о флаге и гимне Краснодарского края.

Приложение

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННОМ ГЕРБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  • Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года
  • Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года

Настоящим Федеральным конституционным законом устанавливаются Государственный герб Российской Федерации, его описание и порядок официального использования.

Статья 1

Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННОМ ФЛАГЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

  • Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года
  • Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года

  

Настоящим Федеральным конституционным законом устанавливаются Государственный флаг Российской Федерации, его описание и порядок официального использования.

 

Статья 1.

 Государственный флаг Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.

Многоцветный рисунок Государственного флага Российской Федерации помещен в приложении к настоящему Федеральному конституционному закону.

            ЗАКОН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ОТ 28.06.2004 N 730-КЗ

Статья 7. Флаг Краснодарского края представляет собой прямоугольное полотнище из трех разновеликих горизонтальных полос: верхней - синего, средней - малинового и нижней - зеленого цвета. Ширина двух крайних полос равна ширине средней полосы. В центре флага расположен герб Краснодарского края, выполненный в одноцветном варианте: желтым цветом с оранжевым контуром. Отношение ширины флага и его длины - 2:3.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 (с 2000 года)
(сл. С. В. Михалкова, муз. А. В. Александрова)

Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава –

Твое достоянье на все времена!

Припев: Славься, Отечество наше
                                                   свободное,

            Братских народов союз вековой,

            Предками данная мудрость народная!

            Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая –

Хранимая Богом родная земля!

Припев: Славься, Отечество наше
                                                   свободное,

            Братских народов союз вековой,

            Предками данная мудрость народная!

            Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Припев: Славься, Отечество наше
                                                   свободное,

            Братских народов союз вековой,

            Предками данная мудрость народная!

            Славься, страна! Мы гордимся тобой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВИКТОРИНА «Колесо истории» на тему: «Государственные символы России»

Символы возникли и существуют с древнейших времён, и будут существовать вечно.  Каждое государство имеет свои символы и эмблемы. Государственные символы основаны на исторической преемственности и...

Урок на тему "Государственные символы России"

Урок обществознания в 9 классе....

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов Тема: Государственные символы России

Цель мероприятия:Развитие у учащихся гражданского самосознанияЗадачи:Ознакомить учащихся с символами Российской Федерации, с их назначением и ролью в жизни гражданина страны;Способствовать разви...

Единый урок государственности ко Дню Знаний на тему "Государственные символы России"

Классный час, посвящённый 1150 летию российской государственности....

Конспект урока обществоведение 8класс Тема: «Государственные символы России»

Задачи:Дать ученикам представление о понятиях «герб», «флаг», «гимн»; рассказать о современной государственной символике, о преемственности в ней.Развивать познавательные способности учащихся: восприя...

План-конспект урока обществознаниe по теме "Государственные символы России" 6 класс

Технологическая карта урока Романовой Т.Е.учителя истории и обществознания Мюрюнской СОШ №2 Предмет: обществознаниеТема урока: Государственные символы РоссииЦель урока: формирование гражданственн...

Урок обществознания по теме: "Государственные символы России"

Технологическая карта и рабочие листы к уроку....