Ход урока по обществознанию, по теме: «Государственные символы России»
план-конспект урока по обществознанию (5 класс)
Технологическая карта урока по обществознанию по теме: «Государственные символы России» в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_na_konkurs_moy_luchshiy_urok.docx | 34.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП КОНКУРСА
«МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК»
Ход урока по обществознанию,
по теме: «Государственные символы России»
Подготовила: Майнова Вероника Юрьевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №2 им. Адмирала Ушакова
Геленджик, 2018
Технологическая карта урока
Предмет: Обществознание
Класс: 5
УМК, учебник: Боголюбов Л.Н. «Обществознание 5 класс», - М.: «Просвещение», 2013 год; рабочая тетрадь к учебнику «Обществознание 5 класс» Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова, М.: «Просвещение», 2014 год.
Тема урока: Государственные символы России
Цель урока: способствовать формированию представлений о государственной символике Российской Федерации
Планируемые результаты
Предметные: научатся: определять государственные символы.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия
Личностные УУД: воспитание патриотизма, толерантности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, край, народ и историю
Методы и формы обучения: Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная, парная
Тип урока: изучение нового материала
Основные понятия: Герб, флаг, гимн; скипетр, держава
Метапредметные связи: история, кубановедение
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, конверты с раздаточным материалом.
Образовательные ресурсы: учебное пособие «Обществознание» под редакцией Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой, - М., «Просвещение» 2013. Презентация «Государственная символика», изображение государственных символов, запись государственного гимна РФ, Конституция РФ, ФКЗ: «О государственном гимне РФ», «О государственном флаге РФ», « О государственном гербе РФ». Закон Краснодарского края от 28.06.2004 N 730-КЗ
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
- Мотивация к учебной деятельности
Учитель: создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися
Учащиеся: слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать
Показ слайдов (№1,2) с изображением государственной символики разных государств.
Учитель: задает вопросы:
- Что вы видите на экране?
- Найдите понятия, объединяющие эти изображения.
- Сформулируйте тему нашего урока
- Что мы должны узнать, чтобы изучить данную тему?
Учащиеся: - внимательно смотрят на экран, отвечают на вопросы. (Предполагаемый ответ:
- Это гербы и флаги разных государств.
- Это государственные символы)
- Формулируют тему урока. ( Тема: Государственные символы России) СЛ.№3
План урока: СЛ.№4
- 1. Государственный герб.
- 2. Государственный флаг.
- 3. Государственный гимн.
- Актуализация знаний
Учитель: организует беседу по вопросам:
– Что является символами государства?
– Как выглядят символы нашего государства? нашего края?
– А всегда ли в России были такие гимн, герб, флаг?
– Какое значение для государства имеют государственные символы?
( варианты ответов детей)
III. Изучение нового материала
Работа с понятиями:
- Что такое символ?
Символы – знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. СЛ.№5
Действительно символов России много - это и Кремль, и Знамя Победы, и березы, и матрешки, и наши русские самовары. Но есть особые символы, они называются государственными и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции Российской Федерации.
Государственные символы России должен знать и уважать каждый. Они воплотили в себе историю и традиции нашего народа и нашего Отечества. Мы должны гордиться прошлым, настоящим и будущим нашей страны. Эти государственные символы величия и могущества России достались нам от предков. Какими они станут в будущем, зависит только от нас.
- Давайте сейчас вспомним, какие символы мы называем государственными.
( варианты детей)
Верно, государственными символами в любой стране являются – государственный герб, государственный флаг, государственный гимн. Эта триада возникла не сразу. Только в 20-м веке во всем мире установилась обязательная традиция - каждой стране иметь свой герб, флаг и гимн. Жители разных стран по праву гордятся своими символами. Отношение к гербу, флагу и гимну - это отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным. Символы нашей родины насчитывают не одну сотню лет.
- Но почему выбрана именно такая государственная символика?
- Что означает наш герб, гимн, флаг?
Сегодня я предлагаю вам вспомнить, а может быть и узнать ответы на эти вопросы. И начнем мы с герба России.
Учитель: показывает слайды презентации, комментирует новую информацию.
Нацеливает учащихся на работу по самостоятельному изучению материала и организует беседу по вопросам: ( работа с учебником стр.99-105)
– Что такое геральдика?
– Объясните понятия «скипетр» и «держава».
– Где изображают герб РФ?
– Что говорит закон о гербе РФ? ( ответы детей)
СЛ.№ 6
- Выполните задание №2 стр. 64 в рабочей тетради.
- Мы выяснили, какой герб у России? А как выглядит герб Краснодарского края? (варианты детей) СЛ.№ 7
Следующий символ Российской Федерации, ее субъектов и городов – это флаг.
- На каждой парте конверт с полосками разного цвета, со своим соседом по парте выберите и расположите полосы Флага РФ (белый, синий, красный) и Краснодарского края в правильной последовательности (синий, малиновый, зеленый). Сложите и наклейте на бумагу. Покажите свои работы!
Для запоминания расположения цветов флага РФ, двустишье: Бело-сине-красный - русский флаг прекрасный! СЛ.№ 8
- Ребята, а вы знаете, что означают эти цвета?
- да, вера, надежда и любовь; чистоту, совершенство, кровь и т.д.
Работа с текстом учебника.
Стр. 103, текст «Путешествие в прошлое». Прочитать, найти ответы на вопросы: СЛ.№ 9
- Всегда ли наша страна имела такой флаг как сейчас?
- Когда появился трехцветный флаг?
- Какой день отмечается как день российского флага и почему? (21 августа 1991 г.)
- Какой флаг приравнен к Государственному флагу России?
- Почему Знамя Победы является символом?
- Где и когда было водружено Знамя Победы?
- Сколько лет со дня Победы мы будем отмечать в этом году? ( ответы учащихся)
Учитель: задаёт опережающее домашнее задание – подготовить материал о гербе и флаге Краснодарского края.
Физкульминутка
Учитель: - отгадайте загадку СЛ.№ 10:
Есть мелодия одна,
Ей подвластна вся страна.
Гражданин, отбросив всё,
Стоя слушает её.
(Гимн)
-предлагает прослушать запись Государственного гимна России и ответить на вопросы:
- какие правила поведения граждан существуют при исполнении гимна?
- какие чувства испытывает человек, когда звучит гимн?
- когда и где исполняется гимн РФ? Гимн Кубани?
Учащиеся: выполняют задание № 1 в рабочей тетради: выделяют строки современного Гимна, которые они считают самыми важными, и объясняют свой выбор.
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного
- Ответьте на следующие вопросы: СЛ.№ 11,12
1. День Государственного флага Российской Федерации?
- 22 сентября
- 22 августа
- 12 августа
- нет верного ответа
2. Что означает слово «гимн»?
- это веселое музыкальное произведение
- это отличительный знак
- это торжественное музыкальное произведение
- нет верного ответа
3. Какого цвета щит на гербе России?
- синий
- его нет
- красный
- нет верного ответа
4. Золотой шар с крестом наверху
- скипетр
- держава
- корона
- нет верного ответа
5. Какая птица изображена на гербе?
- орел
- ворон
- синица
- нет верного ответа
6. Как называют воина, который сражается на коне?
- всадник
- ратник
- пеший воин
- нет верного ответа
7. Автором слов современного государственного гимна России является поэт:
- А. Вознесенский
- С. Михалков
- В. Лебедев-Кумач
- нет верного ответа
8. Современный государственный гимн России утвержден на музыку композитора:
- А. Александрова
- М. Глинки
- А. Пахмутовой
- нет верного ответа
V. Итоги урока. Рефлексия.
- Составить синквейн СЛ.№ 13 на изученную тему:
Синквейн – это стихотворение которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях
1 строка – существительное (это тема синквейна)
2 строка – два прилагательных (раскрывающие данную тему)
3 строка – три глагола (опысывающие действия, относящиеся к теме)
4 строка – фраза из четырёх слов (предложение, в котором отражено авторское отношение к данной теме)
5 строка – существительное – синоним (слово-резюме, существительное, которым автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с данной темой)
- Какую тему мы начали сегодня изучать?
- Зачем мы изучаем такую тему?
Сегодня вы прекрасно работали. Радостно, что не были равнодушными. Будущее России зависит от вас и хочется надеяться, что оно окажется в надежных руках. Мы должны уважительно относиться к государству, в котором живем, в том числе знать государственные символы. Сегодня мы познакомились с символами нашего государств
VI. Выставление оценок и их комментирование
VII. Домашнее задание. СЛ.№ 14
- § 12; задания рубрики «В классе и дома», с. 106. Задания в рабочей тетради, № 3, 4, 5 с. 64, для сильных учащихся –№ 6 с. 65
- Подготовить сообщение о флаге и гимне Краснодарского края.
Приложение
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
О ГОСУДАРСТВЕННОМ ГЕРБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года
- Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года
Настоящим Федеральным конституционным законом устанавливаются Государственный герб Российской Федерации, его описание и порядок официального использования.
Статья 1
Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
О ГОСУДАРСТВЕННОМ ФЛАГЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года
- Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года
Настоящим Федеральным конституционным законом устанавливаются Государственный флаг Российской Федерации, его описание и порядок официального использования.
Статья 1.
Государственный флаг Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.
Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.
Многоцветный рисунок Государственного флага Российской Федерации помещен в приложении к настоящему Федеральному конституционному закону.
ЗАКОН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ОТ 28.06.2004 N 730-КЗ
Статья 7. Флаг Краснодарского края представляет собой прямоугольное полотнище из трех разновеликих горизонтальных полос: верхней - синего, средней - малинового и нижней - зеленого цвета. Ширина двух крайних полос равна ширине средней полосы. В центре флага расположен герб Краснодарского края, выполненный в одноцветном варианте: желтым цветом с оранжевым контуром. Отношение ширины флага и его длины - 2:3.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(с 2000 года)
(сл. С. В. Михалкова, муз. А. В. Александрова)
Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна. Могучая воля, великая слава – Твое достоянье на все времена! Припев: Славься, Отечество наше Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая – Хранимая Богом родная земля! Припев: Славься, Отечество наше Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу дает наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда! Припев: Славься, Отечество наше Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВИКТОРИНА «Колесо истории» на тему: «Государственные символы России»
Символы возникли и существуют с древнейших времён, и будут существовать вечно. Каждое государство имеет свои символы и эмблемы. Государственные символы основаны на исторической преемственности и...
Урок на тему "Государственные символы России"
Урок обществознания в 9 классе....
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов Тема: Государственные символы России
Цель мероприятия:Развитие у учащихся гражданского самосознанияЗадачи:Ознакомить учащихся с символами Российской Федерации, с их назначением и ролью в жизни гражданина страны;Способствовать разви...
Единый урок государственности ко Дню Знаний на тему "Государственные символы России"
Классный час, посвящённый 1150 летию российской государственности....
Конспект урока обществоведение 8класс Тема: «Государственные символы России»
Задачи:Дать ученикам представление о понятиях «герб», «флаг», «гимн»; рассказать о современной государственной символике, о преемственности в ней.Развивать познавательные способности учащихся: восприя...
План-конспект урока обществознаниe по теме "Государственные символы России" 6 класс
Технологическая карта урока Романовой Т.Е.учителя истории и обществознания Мюрюнской СОШ №2 Предмет: обществознаниеТема урока: Государственные символы РоссииЦель урока: формирование гражданственн...
Урок обществознания по теме: "Государственные символы России"
Технологическая карта и рабочие листы к уроку....