Обмен, торговля, реклама
план-конспект урока по обществознанию

Рунова Мария Александровна

Тема урока:Обмен, торговля, реклама.

Цели:

образовательная – знакомство учащихся с причинами возникновения обмена между людьми, экономической выгоды обмена для всех его участников, роли торговли и рекламы в жизни современного общества;

развивающая – развитие умения критически мыслить, выделять главное, существенное в изучаемом материале, применять эти знания на практике;

воспитательная – воспитание нравственных качеств личности, аккуратности, формирование у учащихся стремления реализовывать свои возможности и способности.

Задачи:

  1. Сформировать у учащихся общее представление об обмене, торговле, рекламе.
  2. Выяснить всегда ли обмен бывает справедливым и равным, должно ли государство регулировать обмен, стоит ли доверять рекламе.
  3. Определить специфику деятельности взаимоотношений покупателя и продавца на рынке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_obmen_torgovlya_reklama-1.docx37.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Обмен, торговля, реклама.

Цели:

образовательная – знакомство учащихся с причинами возникновения обмена между людьми, экономической выгоды обмена для всех его участников, роли торговли и рекламы в жизни современного общества;

развивающая – развитие умения критически мыслить, выделять главное, существенное в изучаемом материале, применять эти знания на практике;

воспитательная – воспитание нравственных качеств личности, аккуратности, формирование у учащихся стремления реализовывать свои возможности и способности.

Задачи:

  1. Сформировать у учащихся общее представление об обмене, торговле, рекламе.
  2. Выяснить всегда ли обмен бывает справедливым и равным, должно ли государство регулировать обмен, стоит ли доверять рекламе.
  3. Определить специфику деятельности взаимоотношений покупателя и продавца на рынке.

Тип урока: комбинированный

Основные вопросы урока:

1.  Зачем люди обмениваются.

2.  Торговля и ее формы.

3.  Реклама – двигатель торговли.

Основные понятия: обмен, торговля, реклама, ассортимент, стоимость, цена товара.

Обмен – движение товара от одного владельца к другому.

Торговля – отрасль хозяйства, реализующая товары путём купли-продажи. Она позволяет соединить производителей товаров и непосредственных их потребителей, людей и фирмы в единое хозяйство страны.

Реклама – пропаганда идей, товаров и услуг, призванная повысить их привлекательность для потребителей.

Ассортимент – состав однородной продукции по видам, сортам и маркам.

Стоимость – мера, с помощью которой определяется ценность товара или его полезность.

Цена товара – это его стоимость, выраженная в денежной форме.

Литература:

  • Боголюбов, Л. Н.  Обществознание 7.  Методические  рекомендации. – М.: Просвещение, 2008.
  • Боголюбов, Л. Н.  Обществознание 7 . – М.: Просвещение, 2011.
  • Обществознание / А. В. Клименко, В. В. Румынина. – М.: Дрофа, 2003.
  • Введение в обществознание. Методические рекомендации. – М. : Просвещение, 2007.

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, обществоведческий словарь.

Ход урока:

  1. Оргмомент: включает в себя приветствие учителем класса, проверку отсутствующих, готовность помещения к уроку.

  1. Проверка домашнего задания:

Беседа по вопросам:

  1. Почему люди занимаются бизнесом?
  2. Какова роль предпринимательства в развитии экономики?
  3. Назовите различные виды бизнеса. Как они взаимосвязаны?
  4. Как сделать бизнес успешным и получить прибыль?
  5. В каких формах можно организовать бизнес?

Опрос по карточкам:

Карточка № 1

Дать определение понятиям: предприятие. фирма. отрасль.

Карточка № 2

Возрастёт ли цена товара, если...

1) Спрос понизится, а предложение останется неизменным.

2) Спрос возрастёт, а предложение останется неизменным.

3) Спрос возрастёт в 3 раза и предложение возрастёт в 3 раза.

4) Спрос понизится, а предложение возрастёт.

Выберите правильный ответ.

  1. Сообщение новой темы, целей и задач урока, мотивация учебной деятельности:

Тема урока «Обмен, торговля, реклама». На уроке мы познакомимся с такими понятиями, как обмен, торговля, реклама, ассортимент, стоимость, цена товара. Узнаем, всегда ли бывает обмен справедливым и равным, должно ли государство регулировать обмен и стоит ли доверять рекламе.

  1. Изучение нового материала
  1. Зачем люди обмениваются.

Человек может удовлетворить свои потребности двумя способами: изготовить всё необходимое для жизни самостоятельно или обменять часть излишков, созданных своим трудом, на необходимые вещи, изготовленные другими. С появлением общественного разделения труда начал бурно развиваться обмен, и люди убедились в преимуществах этого способа.

В чём преимущества обмена? Во-первых, человеку при обмене не нужно было всё добывать или делать самому. Во-вторых, в результате можно получить в своё пользование больше разнообразных благ. Это побудило людей сделать обмен основой своей жизни.

Что необходимо, чтобы обмен состоялся? Произвести экономический продукт и вывести его на рынок для продажи, т. е. сделать его товаром. Но этого недостаточно. Любая продукция, чтобы стать товаром, должна обладать ещё двумя свойствами: потребительной стоимостью, т. е. быть полезной, нужной людям, и меновой стоимостью, т. е. способностью обмениваться на другие экономические продукты.

Стоимость – мера, с помощью которой определяется ценность товара или его полезность.

Вопрос классу: В какой части города организована рыночная торговля? Почему?

Цена товара – это его стоимость, выраженная в денежной форме. Одно из условий обмена – он должен быть равноценным, взаимовыгодным, а для этого необходимо знать стоимость обмениваемых вещей и измерять её в одних единицах.

Ещё в Древней Руси существовали рынки, основанные на бартере, т. е. натуральном обмене одной вещи на другую без денег.

Этот способ обмена дожил до наших дней. Он возникает тогда, когда денег мало или нет вообще (например, работникам текстильной фабрики зарплату выдали рулонами ткани или рабочие автозавода получили зарплату в виде наборов запасных частей к автомашине) либо денег в обращении слишком много, они теряют свою ценность, и тогда выгоднее совершать прямой обмен. В обоих случаях бартер – вынужденная мера. Подобный обмен, как и натуральное хозяйство,  –  пережиток прошлого, имеющий серьёзные недостатки: неудобен, занимает много времени на поиск варианта обмена, не всегда равноценный и справедливый. Поэтому в современной экономике преобладает товарное хозяйство и обмен с использованием денег.

Обмен, являясь важным элементом экономической жизни общества, был предметом изучения многих учёных-экономистов.

  1. Торговля и ее формы.

  Регулярный обмен товарами и услугами стал основой ещё одного вида экономической деятельности и сотрудничества людей – торговли.

Торговля – отрасль хозяйства, реализующая товары путём купли-продажи. Она позволяет соединить производителей товаров и непосредственных их потребителей, людей и фирмы в единое хозяйство страны.

Вопрос классу: Почему возникла торговля?

 Люди для удовлетворения своих потребностей стремятся получить как можно больше разнообразных товаров и услуг, но каждый при этом способен произвести лишь ограниченный набор видов продукции. Это противоречие и позволяет разрешить торговля. Люди постепенно убедились в её преимуществах, ведь возможность торговать позволяла получить не только большее количество благ, но и быстрее, и в большем ассортименте.

Торговля может быть оптовой и розничной, внутренней и внешней. Оптовая торговля занимается продажей товаров крупными партиями, а розничная – продажей единичных товаров или мелкими партиями. Примером оптовой торговли может быть закупка торговой базой товаров у предприятия-изготовителя, а затем отправка их в магазины. Продажа товаров населению в различных торговых предприятиях – это розничная торговля.

Задание: Приведите примеры покупки товара в оптовой или розничной торговле. 

Внутренняя торговля осуществляется в пределах одной страны, а внешняя – с зарубежными странами. Внешняя торговля ведётся по особым правилам, принятым во всём мире.

Торговля играет огромную роль в жизни общества. В истории человечества она заставляла народы дружить или враждовать, способствовала их обогащению или разорению.

  1. Реклама – двигатель торговли.

Реклама (от лат. reclamo – выкрикиваю) – информация о потребительских свойствах товара или услуги с целью продажи.

Устная и письменная реклама появилась ещё в Древней Греции и Древнем Риме. Вспомните, как жители средневекового города узнавали о товаре или услуге, которые им предлагал булочник или сапожник, цирюльник или портной.

Родина современной рекламы – Соединённые Штаты Америки. Там в XIX в. возникли рекламные агентства, превратившие рекламу в самостоятельный вид деятельности. Современная реклама – доходный бизнес, целая отрасль экономики. Здесь трудятся люди разных специальностей (художники, инженеры, артисты и др.) и используются все современные средства информации – печать, телевидение, радио, Интернет. Реклама стала частью облика современных городов.

Реклама использует различные способы и средства обращения производителей к потребителям и преследует одновременно несколько целей: информация (рассказ о новом товаре с описанием выгод от его потребления, создание образа фирмы), формирование предпочтения (убеждение в преимуществах уже известного потребителям товара, аргументация в его пользу), напоминание (поддержка на высоком уровне осведомлённости об известном товаре).

Задание: Приведите пример телевизионной рекламы, преследующей ту или иную цель.

 

Реклама – предмет особого внимания предпринимательской фирмы, использующей её для привлечения внимания и поддержания интереса к себе и своей продукции. Фирмы затрачивают значительные средства на рекламу. Они создают рекламные службы, нанимают рекламных агентов, разрабатывают товарный знак фирмы (вероятно, вам известны знаки фирм «Билайн», «Адидас» и др.). В качественной рекламе заинтересованы не только производители, но и потребители.

Рекламная информация нередко бывает недобросовестной или недостоверной. Отдельные предприниматели или фирмы, стремясь увеличить свою прибыль, намеренно приукрашивают и даже искажают информацию о предлагаемом товаре и его свойствах. Различные средства массовой информации, как правило, не несут ответственности за достоверность рекламы.

Поэтому потребителю важно самому критически оценивать рекламу. В этом ему помогут сравнение и оценка информации из различных источников (не только из средств массовой информации), дополнительная информация, в частности продавца-консультанта, изучение документации на товар и т. д. Потребителю нужно и самому осознавать негативную роль рекламной информации (например, реклама алкогольных напитков, сигарет и т. п.).

  1. Закрепление материала

    ПРОВЕРЬ СЕБЯ

  1. Как обмен решает задачи экономики?
  2. Что необходимо для выгодного обмена?
  3. Зачем люди и страны торгуют?
  4. Почему торговлю считают источником богатства страны?
  5. Для чего нужна реклама товаров и услуг?
  6. Какие способы привлечения внимания потребителей к товару или услуге используют производители?

    УЧИМСЯ БЫТЬ ДУМАЮЩИМИ ПОКУПАТЕЛЯМИ  

Задание на размышление:

Вам, наверное, уже приходится самостоятельно делать покупки. Всегда ли они бывают успешными, или вам приходится сожалеть о сделанном выборе?

Представим достаточно типичную ситуацию и попробуем вместе сделать правильный выбор. Например, вы собираетесь летом поехать отдыхать в спортивный лагерь или на дачу и решили купить гитару и новые кроссовки, но не знаете, как и где сделать рациональную покупку. У вас есть несколько вариантов выбора места и условий покупки, но каждый имеет свои достоинства и недостатки.

  1. Местный рынок потребительских товаров. Ассортимент товаров большой, цены оптовые (ниже, чем в магазине), гарантия качества отсутствует, достоверная информация о товаре ограничена или отсутствует.
  2. Объявление о продаже товара в газете. Цена договорная. Гарантия качества отсутствует. Достоверной информации о товаре нет.
  3. Универмаг. Цены розничные (выше, чем на рынке). Имеется гарантия качества, достоверная и полная информация о товаре.

Выбор остаётся за вами. Экономисты же рекомендуют рациональному потребителю делать покупку длительного пользования (в нашем случае гитара) в универмаге, а товар повседневного спроса (в нашем случае кроссовки) на нырке потребительских товаров.

  1. Выставление оценок учащимся.

  1. Домашнее задание: § 14, выполнить в тетради задание 3 из рубрики «Проверь себя» (с. 134 учебника).

Итоги урока: в ходе проведенного мной урока были достигнуты все поставленные цели. Учащиеся проявили большой интерес к данной теме, были внимательны и максимально сконцентрированы. Проявляли активность в ходе всего урока. Материал учащимися усвоен хорошо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по обществознанию на тему «Обмен, торговля, реклама»

Данный конспект урока по обществознанию составлен для 7 класса и направлен на получение учащимися начальных знаний об обмене, торговле, рекламе...

Обмен, торговля, реклама.

Данный  урок  был представлен на республиканском этапе конкурса "Учитель года Башкортостана 2012"...

Обмен, торговля, реклама

презентация к уроку обществознания в 7 классе (учебник Л.Боголюбова)...

Обмен, торговля, реклама

Ознакомление учащихся с экономическим содержанием понятий – обмен, торговля, реклама, опираясь на их жизненный опыт....

обмен торговля реклама

обмен, торговля, реклама...

Тест по теме: «Обмен, торговля, реклама», обществознание, 7 класс

Материал помогает закрепить изученный материал по теме параграфа...