Методическая разработка урока обществознания " Влияние инфляции на экономику семьи"
методическая разработка по обществознанию (8 класс)

Казакова Марина Анатольевна

В ходе обучения, важно опираться на личные потребности обучающихся. Формировать у них умение действовать финансово грамотно. Необходимо показать учащимся, что инфляция оказывает влияние на бюджет семьи, платежеспособность семьи, рост цен и как следствие, снижение уровня жизни. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант расходования бюджета семьи.

Актуальность данной темы состоит  в необходимости формирования финансово грамотного члена семьи и гражданина государства. Многие семьи сталкиваются с проблемой нехватки денег и неправильного расходования семейного бюджета. В семейной экономике необходимо грамотно соотносить доходы и расходы, что особенно важно в условиях инфляции.

В 8–9 классах дети обучаются в возрасте 14–16 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира.

Данный урок позволяет сформировать такие понятия, как инфляция, номинальные и реальные доходы, связывая их с понятиям семейной экономики.

Роль учителя – организовать достижения обучающихся поставленной перед ними целей, умений и компетенций посредством реализации предложенных заданий в рамках обозначенных этапах

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx249.58 КБ

Предварительный просмотр:

  Методическая разработка

«Влияние инфляции на семейную экономику»

8 класс

         Автор  работы:  Казакова М.А., учитель обществознания,  

МАОУ «Школа №139»   г. Н. Новгород

ВВЕДЕНИЕ

В ходе обучения, важно опираться на личные потребности обучающихся. Формировать у них умение действовать финансово грамотно. Необходимо показать учащимся, что инфляция оказывает влияние на бюджет семьи, платежеспособность семьи, рост цен и как следствие, снижение уровня жизни. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант расходования бюджета семьи.

Актуальность данной темы состоит  в необходимости формирования финансово грамотного члена семьи и гражданина государства. Многие семьи сталкиваются с проблемой нехватки денег и неправильного расходования семейного бюджета. В семейной экономике необходимо грамотно соотносить доходы и расходы, что особенно важно в условиях инфляции.

В 8–9 классах дети обучаются в возрасте 14–16 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира.

Данный урок позволяет сформировать такие понятия, как инфляция, номинальные и реальные доходы, связывая их с понятиям семейной экономики.

Роль учителя – организовать достижения обучающихся поставленной перед ними целей, умений и компетенций посредством реализации предложенных заданий в рамках обозначенных этапах

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Общая характеристика занятий

Характеристика условий реализации проекта:

Объект: учащиеся 8 класса

Место: учебный класс

Название образовательной организации:

МАОУ «Школа №139»  г. Н.Новгород

Участники проекта: учащиеся 8 класса

Педагог: Казакова М.А.,

Учащиеся: 8 класс

Название направления Финансовой грамотности

Тема: Влияние инфляции на семейную экономику.

Вид деятельности учащихся: урок

Тип занятия: комбинированный

Оборудование: Проектор, экран, ПК, карточки с заданиями, бумага А2.

Учебно-методическое обеспечение:

Интернет ресурсы:

  1. Педагогическая характеристика занятия

Цель занятия: познакомить учащихся с понятием  «инфляция», и с тем, как она влияет на формирование семейного бюджета.

Усвоение (применение, и т.п.) понятий по теме:

Семейный бюджет, инфляция, виды инфляции, номинальные и реальные доходы.

Овладение навыками:

Предметные образовательные результаты: 

владение понятиями семейный бюджет, инфляция, виды инфляции, номинальные и реальные доходы;

владение знанием:

  • зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;
  • статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции.

Метапредметные:

  • уметь анализировать полученную информацию, делать выводы;
  • владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки.

Личностные:

формировать ответственность за принятие решений в сфере личных финансов.

Описание учебного процесса

Этапы и типы задания для учащихся

Этапы

Продолжительность

Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся

1.Постановка проблемы

5 минут

Учащиеся читают заголовки статей печатных изданий «Чиновники говорят про инфляцию в 3%, а люди про 20-30%.», «Объявлено о дополнительном увеличении пенсии россиянам» и тд.

Формулировка проблемы:

Как вы думаете, о каком понятии идет речь?

Цель: Узнать, как инфляция влияет на семейную экономику.

2. Основной этап

 15 минут

Учащиеся делятся на группы

Каждой группе раздаются карточки-задания, бумага формата А2 и клей.

1. Составление понятия «инфляция»;

2. Представить корзину потребителя с учетом «входных данных»;

3. Записывают определения в тетрадь.

3.Этап подведения итогов

15 минут

Представление результатов работы, обсуждение, анализ.

4. Этап рефлексии

7 минут

Выполнение тестовых заданий

5. Домашнее задание

3 минуты

На «3» составить тест из 5 вопросов по теме.

На «4» составить кроссворд из 7 слов.

На «5» составить синквейн по теме.

Ожидаемые результаты и методы оценки их достижения учащимися

Этапы

Ожидаемые результаты

Типы заданий контрольно-измерительных процедур

1. Постановка проблемы

Формулировка темы урока

Чтение заголовков статей, постановка проблемы.

2. Основной этап

Выполненные задания по группам

Групповая работа,  решение заданий

3. Этап подведения итогов

Личностные итоги урока

4. Этап рефлексии

Оценка усвоения полученных знаний обучающихся

Тест

  1. Методическая характеристика занятия

Описание методик, рекомендуемых к использованию на уроке:

- групповая работа – это форма организации учебно – познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога, стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества;

- мозговой штурм - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения.

Описание методики оценки педагогической эффективности занятия:

- результаты групповой работы;

- результаты теста (За каждый правильно выполненный вопрос – 2 балла. Максимальный балл – 10).

5-6 баллов- низкий уровень освоения программы;

7-8 баллов - средний уровень освоения программы;

9-10 баллов – высокий уровень освоения программы

Конспект занятия

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Постановка проблемы

Вводное слово учителя

Формулирует задание:

По заголовкам статей печатных изданий определить, что станет темой сегодняшнего урока? (Приложение №1)

Учащиеся читают заголовки статей печатных изданий «Чиновники говорят про инфляцию в 3%, а люди про 20-30%.», «Объявлено о дополнительном увеличении пенсии россиянам» и тд.

Делают предположения, отвечая на вопрос учителя.

Формулируют цель урока.

2. Основной этап

 Учитель предполагает учащимся сформировать 2 группы для работы с заданиями.

Задание 1. Составить определение понятия «инфляция» из предложенной группы слов.

(Приложение №2)

Задание 2.

Представить корзину потребителя с учетом «входных данных» в виде плаката. (Приложение №3)

Выбрать спикера.

Учитель координирует деятельность учащихся по выполнению заданий.

Учитель проводит беседу, в ходе которой сообщает учащимся о видах инфляции, и рисках, связанных с ними.

Учащиеся делятся на группы. Выбирают спикера.

 

Составляют понятие «инфляция».

Наполняют корзину потребителя с учетом «входных данных».

Представляют результаты своей работы, участвуют в обсуждении.

Слушают, записывают определения в тетрадь.

3.Этап подведения итогов

На основе выполненных заданий,  учитель подводит учащихся к пониманию понятий «номинальный и реальный доход».

Представление результатов работы, обсуждение, анализ.

Записывают определения в тетрадь.

4. Этап рефлексии

Учитель предлагает выполнить тестовые задания, знакомит с системой оценивания. (Приложение №4)

Выполняют тестовые задания.

Домашнее задание

Учитель выдает разно уровневое домашнее задание.

На «3» составить тест из 5 вопросов по теме.

На «4» составить кроссворд из 7 слов.

На «5» составить синквейн по теме.

Учащиеся записывают домашнее задание.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На  данном уроке нами было сформировано у учащихся понимание того, как инфляция влияет на семейный бюджет, что является необходимым условием для достижения финансового благополучия. Через представление конкретных заданий были сформулированы понятия: семейный бюджет, инфляция, виды инфляции, номинальные и реальные доходы.

Организованная работа с конкретными заданиями помогла научиться анализировать полученную информацию, делать выводы; владеть умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки.

В ходе урока приобретены следующие умения:  извлекать информацию из предложенного источника, работать  в команде, формировать ответственность за принятие решений в сфере личных финансов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Печатные издания

1. Боголюбов, Л. Н., Городецкая Н. И. Обществознание. Учебник для 8 класса – М.: Просвещение, 2017.

2. Лавренова, Е. Б. Финансовая грамотность: учебная программа. 8–9 классы общеобразоват.о рг. / Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. — М.: ВИТА-ПРЕСС,2014. — 32 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

3. Липсиц, И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 классы общеобразоват. орг.  / И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

4. Рязанова, О. И. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8–9 классы общеобразоват. орг. / О. И. Рязанова, И. В. Липсиц, Е. Б. Лавренова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

5. Рязанова, О. И. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8–9 классы общеобразоват. орг. / О. И. Рязанова, И. В. Липсиц, Е. Б. Лавренова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

 

Интернет-источники

  1. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации – minfin.ru
  2. Официальный сайт Проекта Министерства финансов Российской Федерации «Национальная программа повышения финансовой грамотности населения»
  3. Официальный сайт РАНХиГС - ranepa.ru
  4. Официальный сайт Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования – fmc,hse.ru  

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

Заголовки статей печатных изданий «Чиновники говорят про инфляцию в 3%, а люди про 20-30%.», «Объявлено о дополнительном увеличении пенсии россиянам»…

Приложение №2

Карточка – задание

Составить определение понятия «инфляция» из предложенной группы слов.

Инфля́ция — повышение общего уровня цен на товары и услуги в течении длительного периода времени.

Приложение №3

Карточки – задания для групп, на которых изображены продукты и цены на них. Карточки с условными  деньгами.

1016681035

Приложение №4

Тест

1. Сумма денег, полученная гражданином за определённый период времени, называется __________ доходом.

1) реальным
2) номинальным
3) потребительским
4) частным

2. Верны ли следующие суждения о доходах?

А. Номинальный доход -сумма денег, полученная гражданином или семьёй в целом за определённый период времени.
Б. Реальный доход — объём товаров и услуг, который гражданин или семья может приобрести в определённый период времени на свои номинальные доходы.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

3. Верны ли следующие суждения об особенностях семейного потребления?

А. Менее всего страдают от инфляции семьи с фиксированными доходами.
Б. Одним из последствий инфляции является обесценение семейных сбережений.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

4. Что из перечисленного характеризует инфляцию?

1) снижение цен
2) колебание цен
3) общий рост цен
4) зависимость цен от спроса и предложения

 5. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «инфляция». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

1) обесценивание
2) рост цен
3) конкуренция
4) падение жизненного уровня
5) снижение покупательной способности

Ответы

1

2

3

4

5

2

3

3

3

3

Критерии оценивания.

За каждый правильно выполненный вопрос – 2 балла.

Максимальный балл – 10).

5-6 баллов- низкий уровень освоения программы;

7-8 баллов - средний уровень освоения программы;

9-10 баллов – высокий уровень освоения программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока «Учимся писать эссе по экономике» (урок экономики в 11 классе)

За заданием С9 традиционно закрепился термин «эссе». Что такое эссе? «Эссе (французское essai)  – опыт, набросок.В литературной энциклопедии эссе определяется как – «небольшое прозаическое сочине...

Методическая разработка урока обществознания в 6 классе. « Семья»

1.Что такое семья ?         2.Роль семьи в обществе.3.Создание семьи. Семейные отношения.4.Государство и семья.В основе  критического мышления – три ...

Разработка урока обществознания в 11 классе "Экономика и государство"

Ввиду актуальности тема данного урока является ведущей в теме « Экономика». Сложность содержания урока оправдывает  целесообразность  выбора типа, вида, формы урока. В центре стоит проблема,...

Разработка урока обществознания "Роль государства в экономике" 8 класс

В материале представлен конспект урока обществознания в 8 классе по теме "Роль государства в экономике", дополнительные материалы, которые также могут быть использованы учителем при изучении данной те...

Методическая разработка урока обществознания "Семья"

Методическая разработка урока по теме «Семья – ячейка общества» Цель урока: дать обучающимся представление о том, что такое семья, какие виды семей существуют; сформировать понятие об основных функция...

Методическая разработка урока обществознания в 8 – 9 классах по теме: «Семья и Отечество в моей жизни » (к Международному Дню семьи) с использованием критической технологии.

Публикация представляет собой сценарий урока "Семья и Отечество в моей жизни", подгототовленного к Международному Дню семьи. Сценарий выполнен в виде подробной технологической карты....

Методическая разработка урока обществознания "Экономика и экономическая наука" 11 класс

Методическая разработка урока обществознания для учащихся 11 класса, а также для подготовки к ЕГЭ...