Методическая разработка урока обществознания в 6 классе. « Семья»
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) по теме
1.Что такое семья ? 2.Роль семьи в обществе. 3.Создание семьи. Семейные отношения. 4.Государство и семья. В основе критического мышления – три этапа или стадии. Это “Вызов – Осмысление – Рефлексия”. Первая стадия – вызов. Эта стадия позволяет:
Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику:
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
|
формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_obshchestvoznaniya_.semya_.fgos_.docx | 36.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
по обществознанию в 6 классе
по теме «Семья»
1.ФИО (полностью) | Дубинчина Людмила Николаевна | |
2.Место работы | МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им. М.М.Рудченко с.Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области» | |
3.Должность | Учитель истории и обществознания | |
4.Предмет | обществознание | |
5.Класс | 6 | |
6.Тема и номер урока в теме | «Семья» (второй урок в разделе «Социальная сфера общества») | |
7.Базовый учебник | Учебник «Обществознание» А.И. Кравченко, Е.А.Певцова М. «Русское слово» 2009. | |
8.Цель урока: | деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: семья, функции семьи, брак, многопоколенная семья, двухпоколенная семья, многодетная, среднедетная, неполная, государство и семья. воспитательная цель: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе. | |
9. Задачи: | личностные: формирование у школьников умений применять знания по обществознанию для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе. метапредметные: владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; -предметные: способность применять понятийный аппарат исторического и обществоведческого знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности | |
10.Тип урока | Урок «открытия - нового знания» | |
11.Формы работы учащихся | Работа с учебником, работа с раздаточным материалом, работа с документами «Конституция РФ»; индивидуальная работа, работа в группах. | |
12.Необходимое техническое оборудование | мультимедийное оборудование, компьютер | |
13.Структура и ход урока (План) | 1.Что такое семья ? 2.Роль семьи в обществе. 3.Создание семьи. Семейные отношения. 4.Государство и семья. В основе критического мышления – три этапа или стадии. Это “Вызов – Осмысление – Рефлексия”. Первая стадия – вызов. Эта стадия позволяет:
Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику:
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
|
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Приложение 1.
Задание повышенного уровня.
Прочитайте текст и выполните задания
Семейные структуры распадаются во всём мире. Частота разводов растёт и в развитом и слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств возглавляемых женщинами.
Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть и такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию семей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.
Социальные отношения не определяются экономикой – в одно и то же время может быть много возможностей, - но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действительностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.
Л.Туроу
- В чём, по мысли автора, выражается кризис семейных отношений в современном обществе? Укажите два его проявления.
- Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника, и привлекая обществоведческие знания, укажите три причины.
- Какой тип семьи более соответствует регалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два её признака.
Прочитайте текст и выполните задания
Современную демографическую революцию порой сводят к изменению баланса смертности и рождаемости, т.е. делают акцент на механизмах демографического воспроизводства населения. Между тем демографическая революция – это и качественное изменение одного из важнейших общественных институтов – семьи. Для выявления социологических и социально – психологических последствий демографической революции нужно составить две формы семьи: традиционную, патриархальную, существующую многие тысячи лет…и современную, нуклеарную.
Одной из наиболее ярких демографических характеристик патриархальной семьи была её многодетность…патриархальная семья характеризовалась жёсткой авторитарностью отношений, навязываемых мужчинами женщинам, старшим – младшим членам семьи. Это означает, что в качестве социального института патриархальная семья поставляла обществу рабочую силу, ориентированную на слепое повиновение, на минимум профессиональной автономии и инициативы…
Демографическая революция разрушила патриархальную семью и на её место воздвигнула новую, нуклеарную. Начался процесс возрастающего общественного самоопределения новых поколений: достигшие совершеннолетия и вступающие в брак дети предпочитают жить отдельно от родителей и строить отношения по своему усмотрению…
Не менее важным оказались и собственно демографические последствия, связанные с процессами самоопределения женщин. Их стремление к равенству, профессиональному сам утверждению, образованию и культуре, досугу неизбежно отразились на процессе рождаемости: демографически необходимое (отданное родам, кормлению, воспитанию детей) время сократилось в пользу демографически свободного, предназначенного для удовлетворения других нужд.
Так начала формироваться малодетная семья…патриархальная семья давала количественный рост населения,… нуклеарная семья делает акцент на качестве поколения.
А. Лазебникова
- На основе знаний курса и авторского теста назовите два типа семьи.
- Какие факторы, по мнению автора, повлияли на переход от одного к другому типу семьи?
- Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите характерные черты нуклеарной семьи.
- Опираясь на текст и обществоведческие знания, приведите не менее трёх характеристик положения женщины в современной семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы в 8 классе "Семья в "Капитанской дочке" А.С. Пушкина
Созранение и укрепеление сесмейных традиций, преданности и уважения друг другу - категории нравственные. Урок имеет большой воспитывающий потенциал, нацеливает на проектную деятельность....
Методическая разработка классного часа в 7 классе "Семья - глаза в глаза"
Это методическая разработка классного часа в 7 классе, посвященная Дню семьи. Цель: способствовать укреплению взаимодействия семьи и школы....
Методическая разработка по теме "Семья", 10 класс.
Данный материал может быть использован для работы по теме "Семья". Материал представлен в виде буклета, который содержит лексический материал, тексты для чтения, индивидуальные задания...
Методическая разработка часа общения в 9 классе "Семья и её роль в жизни человека"
Час общения «Семья и её роль в жизни человека»Цели: создание теплой дружеской творческой атмосферы, стимулирование навыков самостоятельной, творческой и исследовательской деятельности стар...
Методическая разработка 6 класс Классный час «Семья и семейные традиции»
Классный час. «Семья и семейные традиции»Цель: раскрыть роль семьи в жизни каждого человека; обратить внимание обучающихся на традиции в жизни семьи, какую роль они играют.Задачи:&mi...
Методическая разработка по обществознанию в 6 классе "Семьей дорожить-счастливым быть"
Учащиеся осваивают понятие "семья", рассматривают виды семей, обязанности членов семей, значение семьи в жизни человека...