Методическая разработка урока обществознания в 6 классе. « Семья»
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) по теме

Дубинчина Людмила Николаевна

 

1.Что такое семья ?        

2.Роль семьи в обществе.

3.Создание семьи. Семейные отношения.

4.Государство и семья.

В основе  критического мышления – три этапа или стадии. Это “Вызов – Осмысление – Рефлексия”.

Первая стадия – вызов. Эта стадия позволяет:

  • актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
  • побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику:

  • получить новую информацию;
  • осмыслить её;
  • соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

  • целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  • присвоение нового знания, новой информации учеником;
 

формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материал

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
по обществознанию в 6 классе

по теме «Семья»

1.ФИО (полностью)

Дубинчина Людмила Николаевна

2.Место работы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им. М.М.Рудченко    с.Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»

3.Должность

Учитель истории и обществознания

4.Предмет

обществознание

5.Класс

6

6.Тема и номер урока в теме

«Семья» (второй урок в разделе «Социальная сфера общества»)

7.Базовый учебник

 Учебник «Обществознание» А.И. Кравченко,  Е.А.Певцова М. «Русское слово» 2009.

 8.Цель  урока:              

деятельностная цель:  формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), 

содержательная цель: расширение понятийной  базы  за счет включения в нее новых элементов: семья, функции семьи, брак, многопоколенная семья, двухпоколенная семья, многодетная, среднедетная, неполная, государство и семья.

 воспитательная цель: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

9. Задачи:

личностные: формирование у школьников умений применять  знания  по обществознанию для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

метапредметные: владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой   план, тезисы,   формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

-предметные: способность применять понятийный аппарат исторического и обществоведческого  знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности

10.Тип урока

Урок «открытия - нового знания»

11.Формы работы учащихся

Работа с учебником, работа с раздаточным материалом, работа с документами «Конституция РФ»; индивидуальная работа, работа в группах.

12.Необходимое техническое оборудование

мультимедийное оборудование, компьютер

13.Структура и ход  урока (План)

1.Что такое семья ?        

2.Роль семьи в обществе.

3.Создание семьи. Семейные отношения.

4.Государство и семья.

В основе  критического мышления – три этапа или стадии. Это “Вызов – Осмысление – Рефлексия”.

Первая стадия – вызов. Эта стадия позволяет:

  1. актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
  2. вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
  3. побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику:

  1. получить новую информацию;
  2. осмыслить её;
  3. соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

  1. целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  2. присвоение нового знания, новой информации учеником;
  3. формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материал

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; (вызов)


Приём составления маркировочной таблицы “ ЗХУ

Звучит песня в исполнении Ю.Антонова “Под крышей дома твоего”.

На столах перед учащимися их семейные фотографии, которые они принесли на урок. 

 Учитель задает  вопросы: 

1.Что для них значит их семья? 2.Какую роль в их жизни играет семья?

Далее вниманию обучающихся предлагается сформулировать  тему урока.

Сегодня мы продолжаем работать  с главой 3 «Социальная сфера общества»

(на доске “КТО ЖИВЁТ РЯДОМ С ТОБОЙ”).

- Что бы вы хотели узнать нового в этом блоке?

А зачем нам это знать?

- Почему вы так решили?

- Почему именно эта песня прозвучала в начале урока.

– Какие задания вы хотели бы выполнять на нашем уроке сегодня?

 - Какие задания вы могли бы предложить своим товарищам на урок, чтобы всем было интересно и, чтобы вы могли все научиться чему-то новому?

На основе ответов учащихся на доске начинает заполнять таблицу ЗХУ графу «знаю»

Помогает формулировать вопросы для 2 графы таблицы ЗХУ «хочу знать»

Слушают песню. (Чувства)

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока.

В своих рассуждениях школьники определяют для себя проблему урока, которую под руководством учителя в процессе работы на уроке предстоит им решить. Она может быть сформулирована так: нужна ли семья человеку, какую роль должна выполнять современная семья в обществе, какие функции должна сохранить за собой семья, что ждет государство от семьи. Учащиеся делают вывод о роли семьи в их жизни и каждого человека.

Заполняют в таблице ЗХУ графу «знаю» (у себя в тетрадях)

Знаю

Хочу знать

Узнал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют вопросы к графе «хочу знать» и записывают

Определяют границы собственного знания

Уметь находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;

Определяют ориентиры своей деятельности

Удерживают цель деятельности до получения результата.

Участвуют в диалоге, слушают и понимают друг друга

2) открытия новых знаний (осмысление)

1.Что такое семья?

Приём кластер

2.Роль семьи в обществе.

3.Создание семьи. Семейные отношения.

4.Государство и семья.

1.А) Определение признаков семьи. Школьникам предлагается подобрать  ассоциации к слову «семья».

Б) Из появившихся на экране слов, учащиеся самостоятельно конструируют  определение: семья –  ……

2. Учитель  предлагает учащимся поразмышлять над высказыванием В.Гюго «Семья – это кристалл общества».  Демонстрирует учащимся  форму кристалла.

 Что свойственно кристаллу?

Почему уместно сравнение семьи с кристаллом?

Делит класс на  группы, каждой группе дается пакет с материалами для изучения и соответствующий пункт в учебнике.

Учитель предлагает учащимся для обсуждения мнения современных исследователей о семье. Точка зрения  российского социолога  А.Кона: семья должна выполнять свою главную функцию – экономическую. Точка зрения современного историка Л. Хорошиловой: главная функция семьи – гуманистическая.        

Физминутка.

Взялись за руки, друзья. (по группам)

Ты и он, она и я! 
Справа – друг, и слева – друг. 
Вместе мы – веселый круг. 
Поиграем мы немножко. 
Крепко сжали все ладошки. 
Кто так делает, друзья? 
Это я! Это я! 
Мы прижали локоток, 
Станет тесным наш кружок! 
Кто так делает, друзья? 
Это я! Это я!

1.Когда рождается семья? Назовите условия заключения брака. 2.Назовите стадии жизненного цикла семьи.

 Учащимся предлагается  авторский текст о семье.  Им необходимо определить,  какие два типа семьи представлены в источниках, найти характеристики этих типов.  

Учащимся предлагается для закрепления определить типы семьи, представленные на репродукции картин Богданова – Бельского «Семейство за обедом» и во  фрагменте мультипликационного фильма «Каникулы в Простаквашино» (на экране).   Сделай те вывод,  какое главное качество определяет традиционную семью, а какое нуклеарную? Корректирует, дополняет выступления, помогает кратко записать.

 Почему 2008 год объявлен годом семьи? Что ждёт государство от семьи?   

Заканчивает заполнение таблицы ЗХУ графы «узнал»

Они называют слова, которые помогают вывести определение понятия «семья»: брак, родство, родители, дети, ответственность, группа и т.д.  

Учащиеся самостоятельно конструируют  определение:  семья – малая социальная группа, члены которой связаны взаимными правами и обязанностями, моральной и правовой ответственностью; институт социальной сферы жизни общества. 

Ученики отвечают

Грани.

У семьи тоже есть грани – функции, которые она должна выполнять.

Школьники должны выбрать ту позицию, которая им ближе и аргументировать свой выбор.

Работают с учебником, выбирают и заполняют  таблицу «Функции семьи» .

Дети выполняют движения в соответствии с текстом сидя на стульях.

Записывают в тетрадь стадии жизненного цикла семьи.

 В результате работы учащиеся называют два типа семьи, указывая на их признаки (патриархальная, нуклеарная – современная).

Ведётся работа со словом нуклеарная через словарь  иностранных слов. 

Учащиеся называют : качество – нуклеарная, количество – традиционную.

Возрождение авторитета российской семьи, укрепление  главных семейных ценностей – вот главные надежды

Принятие социальной роли обучающегося. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Сравнивать разные точки зрения; сохранять мотивацию к учебной деятельности

Работать с материалом учебника и рабочей тетради, ориентироваться в заданиях, выделять главное из текста, составлять опорные схемы;

оценивать собственную деятельность;

Научатся давать определения понятиям:  семья, функции семьи.

Устанавливать взаимосвязь  функции семьи  и их социальную роль

Познавательные: овладевают целостными представлениями об историческом пути человечества; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи; анализ рисунка-схемы, работа с текстом, обобщают умеют определять понятия; устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы; смысловое чтение.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; сотрудничество в паре, распределяют  обязанности, умение  слушать собеседника, умение представить  результаты своей пары, самооценка в паре; готовность получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения; умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и работать в группе; использовать электронные приложения к уроку; умение скорректировать свои действия.

Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала; разработка  плана действий совместно с учителем, при работе пользуются планом, зафиксированным на доске, определение затруднений, изменение плана действий с целью выхода из затруднений, сравнение  действия и результата  с готовым образцом; умеют формулировать учебные задачи, оценивают правильность их выполнения, собственные возможности их решения.

 Подведение итогов.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Синквейн.

Предлагает просмотреть записи в тетради и сделать вывод: что нового узнали семье? 

Звучит песня в исполнении Л.Лещенко “Родительский дом”.

 Составление синквейна.

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

1.Объясняются правила написания синквейна.

2.В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

3.Задается тема синквейна.

4.Фиксируется время на данный вид работы.

5.Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

Оцените свою работу на уроке.

Нужна ли семья человеку, какую роль должна выполнять современная семья в обществе, какие функции должна сохранить за собой семья, что ждет государство от семьи.

 

Ребята оценивают свою работу с помощью  кругов: зеленый круг — «понял», желтый круг – «остались вопросы», красный — «не понятно»

Умение творчески подходить к выполнению д/з

Формирование готовности к саморазвитию.

Оценивать собственную деятельность;

Осмысление для жизни  смысла и  создания семьи.

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность

Приложение 1.

Задание повышенного уровня.

Прочитайте текст и выполните задания

       Семейные структуры распадаются во всём мире. Частота разводов растёт и в развитом и слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств возглавляемых женщинами.

      Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть и такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию семей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.

      Социальные отношения не определяются экономикой – в одно и то же время может быть много возможностей, - но каковы бы ни  были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действительностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.

Л.Туроу

  1. В чём, по мысли автора, выражается кризис семейных отношений в современном обществе? Укажите два его проявления.
  2. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника, и привлекая обществоведческие знания, укажите три причины.
  3. Какой тип семьи более соответствует регалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два её признака.

Прочитайте текст и выполните задания

      Современную демографическую революцию порой сводят к изменению баланса смертности и рождаемости, т.е. делают акцент на механизмах демографического воспроизводства населения. Между тем демографическая революция – это и качественное изменение одного из важнейших общественных институтов – семьи. Для выявления социологических и социально – психологических последствий демографической революции нужно составить две формы семьи: традиционную,  патриархальную, существующую многие тысячи  лет…и современную, нуклеарную.

      Одной из наиболее ярких демографических характеристик патриархальной семьи была её многодетность…патриархальная  семья характеризовалась жёсткой авторитарностью отношений, навязываемых мужчинами женщинам, старшим – младшим членам семьи. Это означает, что в качестве социального института патриархальная семья поставляла обществу рабочую силу, ориентированную на слепое повиновение, на минимум профессиональной автономии и инициативы…

      Демографическая революция разрушила патриархальную семью и на её место воздвигнула новую, нуклеарную. Начался процесс возрастающего общественного самоопределения новых поколений: достигшие совершеннолетия  и вступающие в брак дети предпочитают жить отдельно от родителей и строить отношения по своему усмотрению…

       Не менее важным оказались и собственно демографические последствия, связанные с процессами самоопределения женщин. Их стремление к равенству,  профессиональному сам утверждению, образованию и культуре, досугу неизбежно отразились на процессе рождаемости: демографически необходимое (отданное родам, кормлению, воспитанию детей) время сократилось в пользу демографически свободного, предназначенного для удовлетворения других нужд.

     Так начала формироваться малодетная семья…патриархальная семья давала количественный рост населения,… нуклеарная семья делает акцент на качестве поколения.

А. Лазебникова

  1. На основе знаний курса и авторского теста назовите два типа семьи.
  2. Какие факторы, по мнению автора, повлияли на переход от одного к другому типу семьи?
  3. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите характерные черты нуклеарной семьи.
  4. Опираясь на текст и обществоведческие знания,  приведите не менее трёх характеристик положения женщины в современной семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 8 классе "Семья в "Капитанской дочке" А.С. Пушкина

Созранение и укрепеление сесмейных традиций, преданности и уважения друг другу - категории нравственные. Урок имеет большой воспитывающий потенциал, нацеливает на проектную деятельность....

Методическая разработка классного часа в 7 классе "Семья - глаза в глаза"

Это методическая  разработка классного часа в 7 классе, посвященная Дню семьи. Цель: способствовать укреплению взаимодействия семьи и школы....

Методическая разработка по теме "Семья", 10 класс.

Данный материал может быть использован  для работы по теме "Семья". Материал представлен в виде буклета, который содержит лексический материал, тексты для чтения, индивидуальные задания...

Методическая разработка часа общения в 9 классе "Семья и её роль в жизни человека"

Час общения «Семья и её роль в жизни человека»Цели: создание теплой дружеской творческой атмосферы, стимулирование навыков самостоятельной, творческой и исследовательской деятельности стар...

Методическая разработка 6 класс Классный час «Семья и семейные традиции»

Классный час. «Семья и семейные традиции»Цель: раскрыть роль семьи в жизни каждого человека; обратить внимание обучающихся на традиции в  жизни семьи, какую роль они играют.Задачи:&mi...

Методическая разработка по обществознанию в 6 классе "Семьей дорожить-счастливым быть"

Учащиеся осваивают понятие "семья", рассматривают виды семей, обязанности членов семей, значение семьи в жизни человека...