9 класс. Конституция РФ
методическая разработка по обществознанию (9 класс)
Предварительный просмотр:
План-конспект урока обществознания в 9 классе
Тема: «Конституция Российской Федерации»
Цель: раскрыть сущность Конституции РФ как основного закона страны.
Задачи: - формирование умения работы с текстом документа-закона;
- совершенствование умения анализировать и делать выводы;
- совершенствование монологической речи учащихся
- создание условий для понимания ценностей демократии;
- воспитание осознанного уважения к праву, к основному закону государства.
Тип урока: урок-объяснение нового материала
Форма урока: урок-практикум
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Дидактический материал: тексты Конституции РФ, Степного Уложения, карточки с практическими заданиями.
Ход урока
- Организационный момент
- Введение в тему
- Просмотр видеоролика-сюжета программы «Новости» о беспорядках в Египте.
- Беседа с учащимися
- Мы просмотрели один из многочисленных на эту тему сюжетом новостей. Даже если вы не следите за общественно-политической жизнью в мире, вы сможете ответить: против чего протестуют граждане Египта.
- Действительно, причиной массовых длительных возмущений египтян стал проект Конституции, предложенный новым президентом страны, где законодательно зафиксирована его неограниченная власть. Так почему же люди вышли на улицы? В чем важность конституции как закона?
III. Постановка учебной цели
- Сегодня на уроке мы попытаемся определить значение конституции как основного закона государства для граждан нашей страны. Для этого нам необходимо решить следующие задачи: выборочно познакомиться с текстом Конституции РФ, выполнить практическую работу, которая поможет нам оценить важность Конституции в жизни граждан страны.
IV. Объяснение нового материала
- Слово учителя.
Главное место в системе законодательства государства занимает Конституция. В переводе с латинского слово «конституция» означает установление, учреждение, устройство. Конституция – это основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации. Конституция государства – это юридический, политический и идеологический документ, её содержание закрепляет соотношение социально-классовых сил в обществе, которые сложились к моменту принятия и введения в действие Конституции. Конституция: закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы, определяет форму государства, систему высших органов государственной власти; обладает высшей юридической силой; является источником права; характеризуется особым порядком принятия и изменения. Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Конституция состоит из преамбулы, основной части (раздел 1), заключительных и переходных положений (раздел 2).
- Исторический экскурс
- В каком государстве и когда была принята первая Конституция?
--- Конституция США 1787 г., Декларация прав человека и гражданина 1793 г. Франция.
- Когда в России поставил вопрос о введении Конституции?
--- Декабристы – Конституция Муравьева; законопроект Павла Пестеля.
--- После 1917 года было 4 советских Конституции, они часто менялись, так как они носили идеологический характер. С распадом СССР советские Конституции изжили себя и 12 декабря 1993 г., прошел референдум – всенародное голосование, где была принята первая российская конституция.
V. Практическая работа
1. Знакомство учащихся с текстом Конституции РФ
Преамбула – вступительная, вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции.
Основная часть составляет текст Конституции. Она включает 9 глав, 137 статей.
Заключительные и переходные положения содержат 9 частей, в которых устанавливается порядок вступления Конституции в законную силу, определяется порядок применения законов, содержатся правила о порядке и сроках вступления в силу новых норм.
Сущность Конституции, её задачи и высшая ценность для человека и общества состоят в правовом ограничении государственной власти, в установлении для неё известных правовых пределов, которые она преступить не имеет права.
2. Совместная работа по изучению Конституции РФ
Изучение главы 2 «Права и свободы человека и гражданина» и составление схемы «Классификация прав и свобод»
- Самостоятельная работа с текстом Конституции с последующей проверкой по карточкам
- Работая с главой 1 Конституции РФ статьями 1; 2; 3; 5 ч.1; 6 ч.2; 10,11 ч.2; 13 ч.3, заполните схему «Форма государства», подтверждая правильность заполнения статьями Конституции.
- На основания ст. 94, 95 опишите структуру законодательной власти РФ,
виды судов - на основании ст. 118 ч. 2
- Выполнение индивидуальных заданий с последующей проверкой
Докажите статьями главы 1, что у нас демократический режим. (Ст. 1, 2, 3, 10, 13)
- Решение ситуационных задач
- Представьте такую ситуацию:
Я участвую в митинге протеста, это пример демократического государства?
Какая партия имеет больше прав Единая Россия или ЛДПР?
- Что такое Степное Уложение? Зачем республике два основных закона: Конституция РФ и Степное Уложение? На этот вопрос нам поможет ответить статья 66 Конституции РФ.
- Что вы знаете о Степном Уложении?
VI. Подведение итога урока
- Выводы
- Вернемся к началу нашего урока. За что же выступают граждане Египта, выйдя на улицы?
- Мы наблюдаем процесс защиты демократии в стране.
- Каково значение Конституции для каждого из нас?
2. Мини-тестирование
1. В каком году была принята Конституция РФ?
а) 1993; б) 1995; в) 1991; г) 1994.
2. Конституция - это
а) свод обычаев;
б) свод законов, где записаны наказания за преступления;
в) закон, где определяется устройство страны, права и обязанности граждан;
г) закон, который определяет порядок выезда из страны.
3. РФ по своему устройству:
а) унитарное государство;
б) федеративное государство;
в) конфедеративное государство.
4. Российская Федерация - это:
а) авторитарное государство;
б) тоталитарное государство;
в) демократическое государство.
5. Российская Федерация - это:
а) республика; б) монархия; в) конституционная монархия.
6. Органами исполнительной власти РФ являются:
а) Федеральное Собрание; б) Верховный суд; в) правительство; г) Конституционный суд.
7. Главой РФ является:
а) правительство; б) президент; в) Верховный суд.
3. Рефлексия
- Закончить предложение: «Сегодня на уроке я узнал…»
VII. Домашнее задание
П. 12-13
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе "Конституция Российской Федерации"
Урок дает четкое представление о Конституции Российской Федерации как главном документе государства. Прослеживается исторический путь государства к этому документу.В разработке даны при...
План-конспект урока по обществознанию в 9 классе "Конституция 1993 года"
Урок по данной теме проводится с целью формирования у учащихся знаний Конституции....
презентация по обществознанию 6 класс "Конституция РФ"
Конституция РФ....
Классный час для 5 класса. "Конституции РФ - 20 лет"
Кратко и доступно рассказывается о Конституции, правах и обязанностях гражданина, государственных символах. Сопровождается презентацией....
Урок обществознания в 9 классе "Конституция РФ"
Работа с источником как способ развития критического мышления. Разработка урока. Вступление к уроку....
Презентация_11_класс_КОНСТИТУЦИЯ_РФ_
Презентация ученицы 11 класса Шихкеримовой Лейлы по обществознаниютема :" Конституция РФ"Права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации Гражданин - приоритетный субъект административно...
Методическая разработка урока обществознания в 9 классе "Конституция РФ"
Первый урок в изучении Конституции РФ....