Урок обществознания в 9 классе "Конституция РФ"
методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему
Работа с источником как способ развития критического мышления. Разработка урока. Вступление к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vstuplenie_k_uroku.odt | 19.69 КБ |
konstitutsiya_rf.docx | 38.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с источником как способ развития критического мышления на уроках истории и обществознания (Из опыта работы учителя истории и обществознания МОУ «Быковская ООШ». Разработка урока обществознания в 9 классе по теме: «Конституция России. Основы конституционного строя России»
- В настоящее время актуальность развития и применения различных методов работы с источниками чаще всего связывают с необходимостью подготовки к ЕГЭ (часть С). Вместе с тем, работа с источниками на уроках истории и обществознания позволяет: - формировать научные представления на основе изучения разнообразных исторических источников; - развивать умения ориентироваться в потоке разнообразной информации, анализировать и оценивать события прошлого и определять своё отношение к ним; - активизировать учебную деятельность учащихся; - развивать способность к критическому осмыслению разнообразной информации; - совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся с учётом их индивидуальных особенностей и современных информационных технологий; - индивидуализировать преподавание с учетом возраста и степени подготовленности учащихся, их умственного развития; - повысить интенсивность труда старшеклассников; - научить его анализировать материал и делать самостоятельные выводы; формировать историческое сознание.
- Таким образом, одним из способов построения уроков истории и обществознания, который стимулировал бы самостоятельную деятельность учащихся, формировал потребность в знаниях, интерес к истории и обществознанию является использование исторических источников и документов. Опытные исследователи и методисты считают, что преодолеть догматизм преподавания можно только в том случае, если всю познавательную деятельность ученика приблизить к методам исследования науки. Добиться этого можно только в том случае, если обучение будет построено на знакомстве с первоисточниками, с "сырым" документальным материалом. Исторический анализ предполагает введение следующих понятий - факт, историческая закономерность, историческая аналогия, причинно-следственная связь и др. Этот вид работы призван установить связь между различными событиями, помочь ученику проникнуть в механику исторических явлений и действий отдельных лиц. Именно здесь с наибольшей полнотой раскрывается богатство воображения, сила логики историка, понимание причинно-следственных связей и закономерностей исторического процесса. Увидеть за событиями факты, за намерениями цели и средства, за оценками позиции, за случайностью закономерность - это и значит понять.
В предложенной разработке урока обществознания в 9 классе по теме: «Конституция России. Основы конституционного строя России» изучение нового материала происходит на основе работы с источником (Конституцией). Учащимся предлагается с помощью источника: найти ответ на вопрос, решить проблемную задачу, заполнить пропущенные строки в таблице.
САМОЕ ГЛАВНОЕ в ЛАБОРАТОРНОМ МЕТОДЕ - самостоятельный поиск учениками истины, развитие их критического мышления. Становление рационального понимания событий и явлений предполагает введение в процесс обучения источников разного типа. Целесообразно знакомить школьников с вторичными источниками. На этом материале учащиеся обучаются критической работе с интерпретациями. Поиск ошибок может быть главной задачей; ее решение способствует развитию критических способностей учащихся.
Работая с документами на уроках обществознания учащиеся получают возможность самостоятельно добывать знания, анализировать, сравнивать, обобщать полученную информацию.
- Эта работа вводит в словарь школьника такие понятия, как заблуждение, подделка, подлинник, несоответствие, противоречие. Историческая критика начинается с формулирования сомнений в подлинности документа или в истинности сделанных в нем выводов, оценок. Для разрешения сомнений осуществляется поиск противоречий внутри источника (внутренняя критика), сравнение его с другими источниками (внешняя критика), фиксация разногласий.
После этого анализируется и оценивается вероятность и правдоподобность конкретного свидетельства и его интерпретаций.
Предварительный просмотр:
Тема: Конституция России. Основы конституционного строя России.
Цели:
образовательная: познакомить учащихся с основным законом государства — Конституцией, историей его принятия; создать общие представления о конституционном строе России;
развивающая: продолжать развитие умений и навыков учащихся: 1) работать с документами; 2) самостоятельно работать с литературой;
воспитательная: создать условия для роста правовой культуры учащихся, расширения общего кругозора учащихся.
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Подготовка к изучению нового материала.
На прошлом уроке мы с вами выяснили, что наиболее демократически развитым государством считают правовое государство — лучшего человечество пока не придумало.
Вспомните, что такое правовое государство. Правовое государство — демократическое государство, организация и деятельность которого основаны на праве и связаны с правом, где созданы условия для наиболее полного обеспечения естественных и неотчуждаемых прав человека. Право — совокупность общеобязательных правил (норм), охраняемых силой государства.
Эти нормы, регулирующие жизнь общества, закреплены в законах. И основным законом каждого цивилизованного государства является ... (конституция).
Итак, сегодня, мы познакомимся с основным законом государства — Конституцией, историей его принятия; основами конституционного строя России.
Проблемное задание на урок: Выяснить, почему все законы в государстве подчиняются конституции.
3. Изучение нового материала.
План нашего урока:
1. История конституционного вопроса в России.
2. Конституция РФ — основной закон государства.
3. Основы конституционного строя России.
1. Мы сейчас познакомимся с историей конституционного вопроса в России (опережающее задание, индивидуальное сообщение учащегося).
Учащимся предлагается внимательно слушать сообщение, чтобы ответить на следующие вопросы:
Кому принадлежат первые попытки создания конституции в России? (П. Пестелю, Н. Муравьёву).
Какой документ принято считать первой русской конституцией? (Манифест 17 октября 1905 года).
Когда была принята первая демократическая конституция в истории России? (12 декабря 1993 г.)
2. Мы уже говорили, что Конституция (с лат. - устройство) — это основной закон государства, в том числе и РФ. У нас с вами на партах - Конституция РФ. Конституция РФ обладает высшей юридической силой. Что это значит? Дело в том, что в нашем государстве существует множество законов и нормативно-правовых актов, но все они должны подчиняться Конституции, не выходить за рамки Конституции и приниматься на основе К.
Давайте зачитаем об этом...с. 209, 2 строчка сверху (отстающие учащиеся включаются в работу). Представим себе такую ситуацию: принят закон, противоречащий Конституции. Какова его судьба? Он будет признан недействительным.
А теперь давайте посмотрим, каких вопросов касается Конституция, какова её структура?
Начало — это преамбула — вводная часть к Основному закону страны.
Посмотрите, сколько разделов в Конституции?
Сколько глав в 1 разделе?
Назовите их.
Что включает второй раздел?
Таким образом, мы познакомились со структурой Конституции РФ.
Откройте первую статью документа. Прочитайте... Обратите внимание, сколько названий имеет наша страна? Почему: офиц. документы — РФ, разговорный вариант — Россия.
Какую ещё информацию содержит ст 1.? Это характеристика конституционного строя России. А сейчас мы с вами уточним и рассмотрим подробно основы конституционного строя РФ. Перед вами таблицы, в которых указаны 11 принципов конституционного строя России, но у каждого пропущена строка с содержанием одного из принципов. Ваша задача – восстановить пробелы с помощью текста Конституции.
Работа с таблицей, Конституцией.
Основы конституционного строя | Статьи Конституции | Содержание |
1. Народовластие | Ст. 1, ч. 1, ст. 3 | РФ – демократическое правовое государство с республиканской формой правления. Единственным источником власти является народ. Народ осуществляет власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. |
2. Федерализм | Ст. 1, ч. 1, ст. 5 | Россия – федеративное государство, состоит из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. |
3. Правовое государство | Ст. 1, ч.1 | Россия - демократическое правовое государство с республиканской формой правления. |
4. Разделение властей | Ст. 10 | Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех ветвей власти самостоятельны. |
5. Приоритет прав человека | Ст. 2 | Права и свободы человека – высшая ценность. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. |
6. РФ – социальное государство | Ст. 7 | РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. |
7. Суверенитет | Ст. 4 | Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ. Суверенитет распространяется на всю территорию России, РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. |
8. Экономическое многообразие и свобода экономической деятельности | Ст. 8, ст. 9, ч. 2 | Гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Равноправие всех форм собственности. |
9. Политическое многообразие | Ст. 13, ч. 3-5 | Признаётся политическое многобразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом (за исключением тех, цели которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства). |
10. Идеологический плюрализм | Ст. 13, ч. 1-2 | Признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. |
11. Светский характер государства | Ст. 14 | РФ – светское государство, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. |
Итак, мы с вами познакомились с основным законом страны — Конституцией. Давайте ответим на вопрос задания на урок: Почему все законы в государстве подчиняются конституции?
А теперь проверим знания, полученные на уроке.
Тестирование по вариантам.
Домашнее задание: § 33.
Рефлексия.
Перед вами тест телеграммы: «Понравился ли вам наш урок? Да. Нет.», подчеркните один из вариантов ответа и «отправьте телеграмму» учителю.
*Теме «Конституция России» посвящено 2 часа. На втором уроке будет организована работа по закреплению и углублению полученных знаний.
Приложение 1.
Тестирование.
Вариант I
1. Когда в нашей стране впервые был принят документ, имевший в названии слово «конституция»?
а) В 1965 г.;
б) 1918 г.;
в) 1936 г.
2. Когда была принята последняя Конституция СССР?
а) В 1965 г.;
б) 1977 г.;
в) 1982 г.
3. Конституция — это
а) юридический акт, содержащий все законы страны;
б) основной закон государства, определяющий его устройство, образование органов власти, закрепляющий права человека;
в) текст законов.
4. «Конституция» в переводе с латинского означает:
а) устройство;
б) согласие;
в) договор.
5. Как характеризуется российское государство в статье 1 Конституции РФ? (Ответов может быть несколько).
а) демократическое;
б) общенародное;
в) федеративное;
г) союзное;
д) конфедеративное;
е) правовое;
ж) с республиканской формой правления;
з) с конституционно-монархической формой правления.
Вариант II.
1. Когда была принята ныне действующая Конституция РФ.
а) 1990;
б) 1993;
в) 1998.
2. Какова связь между Конституцией и остальными законами страны?
а) Конституция ориентируется на содержание всех законов страны.
б) Все законы страны ориентируются на содержание Конституции.
в) Между нормами Конституции и остальных законов существует равенство.
3. Согласно Конституции, высшей ценностью в РФ является:
а) экономическая сфера;
б) государство;
в) человек, его права и свободы.
4. Кроме прав и свобод человека и гражданина во второй главе Конституции закреплены:
а) санкции за нарушение прав;
б) меры поощрения за соблюдение прав;
в) обязанности.
5. Как не характеризуется российское государство в статье 1 Конституции РФ? (Ответов может быть несколько).
а) демократическое;
б) общенародное;
в) федеративное;
г) союзное;
д) конфедеративное;
е) правовое;
ж) с республиканской формой правления;
з) с конституционно-монархической формой правления.
Основы конституционного строя | Статьи Конституции | Содержание |
1. Народовластие | Ст. 1, ч. 1, ст. 3 | РФ – демократическое правовое государство с республиканской формой правления. Единственным источником власти является народ. Народ осуществляет власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. |
2. Федерализм | Ст. 1, ч. 1, ст. 5 | Россия – федеративное государство, состоит из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. |
3. Правовое государство | Ст. 1, ч.1 | Россия - демократическое правовое государство с республиканской формой правления. |
4. Разделение властей | Ст. 10 | Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех ветвей власти самостоятельны. |
5. Приоритет прав человека | Ст. 2 | Права и свободы человека – высшая ценность. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. |
6. РФ – социальное государство | Ст. 7 | РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. |
7. Суверенитет | Ст. 4 | Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ. Суверенитет распространяется на всю территорию России, РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. |
8. Экономическое многообразие и свобода экономической деятельности | Ст. 8, ст. 9, ч. 2 | Гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Равноправие всех форм собственности. |
9. Политическое многообразие | Ст. 13, ч. 3-5 | Признаётся политическое многобразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом (за исключением тех, цели которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства). |
10. Идеологический плюрализм | Ст. 13, ч. 1-2 | Признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. |
11. Светский характер государства | Ст. 14 | РФ – светское государство, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение теоретических знаний на практике через интеграцию экономики и обществознания на примере урока обществознания в 7 классе»
«Применение теоретических знаний на практике через интеграцию экономики и обществознания на примере урока обществознания в 7 классе» И.Н. КуренковаМуниципальное бюджетное общеобразовательное учре...
Применение тестовой технологии на уроках обществознания и истории. Тематические контрольные работы (№1-№4) по обществознанию 6 класс
контрольная работа составлена в форме ГИА, в 2 варианта, с ответами...
Тема предлагаемого методического проекта: «Использование методики квест - урока в преподавании уроков обществознания в 6 классах общеобразовательных учреждений по учебнику «Обществознание» 6 класс. Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М., Просвещение, 2
Тема предлагаемого методического проекта:«Использование методики квест - урока в преподавании уроков обществознания в 6 классах общеобразовательных учреждений по учебнику «Обществознание» 6 класс. Под...
Урок обществознания в 5 классе "Наша Родина - Россия" (учебник Боголюбова Л.Н., Виноградовой Н.Ф., Городецкой Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 5 класс. М., «Просвещение», 2012.)
Конспект урока обществознания с учётом ФГОС....
Формирование и развитие УУД на уроках обществознания в основной школе (на примере урока обществознания в 6 классе «Закон на страже природы» по УМК Л.Н. Боголюбова)
Данная методическая разработка позволяет на практике реализовать основное требование ФГОС - формирование и развитие универсальных учебных действий через организацию самостоятельной познавательной деят...
Реферат по обществознанию "Коммуникативные УУД на уроках обществознания"
Этот реферат я разработала в период обучения на курсах, как итоговую работу по програме повышения квалификации. Возможно для кого-то эта работа окажется полезной....
Новые результаты оброзования как основа проектирования современного урока обществознания современного урока обществознания
Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно - деятельный, т.е....