Урок обществознания в 9 классе "Конституция РФ"
методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему

Капустина Асият Малильевна

Работа с источником как способ развития критического мышления. Разработка урока. Вступление к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vstuplenie_k_uroku.odt19.69 КБ
Файл konstitutsiya_rf.docx38.95 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с источником как способ развития критического мышления на уроках истории и обществознания  (Из опыта работы учителя истории и обществознания МОУ «Быковская ООШ». Разработка урока обществознания в 9 классе  по теме: «Конституция России. Основы конституционного строя России»

  •    В настоящее время актуальность развития и применения различных методов работы с источниками чаще всего связывают с необходимостью подготовки к ЕГЭ (часть С). Вместе с тем, работа с источниками на уроках истории и обществознания позволяет: - формировать научные представления на основе изучения разнообразных исторических источников; - развивать умения ориентироваться в потоке разнообразной информации, анализировать и оценивать события прошлого и определять своё отношение к ним; - активизировать учебную деятельность учащихся;  - развивать способность к критическому осмыслению  разнообразной информации;  - совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся с учётом их индивидуальных особенностей и современных информационных технологий; - индивидуализировать преподавание с учетом возраста и степени подготовленности учащихся, их умственного развития; - повысить интенсивность труда старшеклассников; - научить его анализировать материал и делать самостоятельные выводы; формировать историческое сознание.
  •    Таким образом, одним из способов построения уроков истории и обществознания, который стимулировал бы самостоятельную деятельность учащихся, формировал потребность в знаниях, интерес к истории и обществознанию является использование исторических источников и документов. Опытные исследователи и методисты считают, что преодолеть догматизм преподавания можно только в том случае, если всю познавательную деятельность ученика приблизить к методам исследования науки. Добиться этого можно только в том случае, если обучение будет построено на знакомстве с первоисточниками, с "сырым" документальным материалом. Исторический анализ предполагает введение следующих понятий - факт, историческая закономерность, историческая аналогия, причинно-следственная связь и др. Этот вид работы призван установить связь между различными событиями, помочь ученику проникнуть в механику исторических явлений и действий отдельных лиц. Именно здесь с наибольшей полнотой раскрывается богатство воображения, сила логики историка, понимание причинно-следственных связей и закономерностей исторического процесса. Увидеть за событиями факты, за намерениями цели и средства, за оценками позиции, за случайностью закономерность - это и значит понять.

       В предложенной разработке урока обществознания в 9 классе по теме: «Конституция России. Основы конституционного строя России»  изучение нового материала происходит на основе работы с источником (Конституцией). Учащимся предлагается с помощью источника: найти ответ на вопрос, решить проблемную задачу, заполнить пропущенные строки в таблице.

САМОЕ ГЛАВНОЕ в ЛАБОРАТОРНОМ МЕТОДЕ - самостоятельный поиск учениками истины, развитие их критического мышления. Становление рационального понимания событий и явлений предполагает введение в процесс обучения источников разного типа. Целесообразно знакомить школьников с вторичными источниками. На этом материале учащиеся обучаются критической работе с интерпретациями. Поиск ошибок может быть главной задачей; ее решение способствует развитию критических способностей учащихся.

Работая с документами на уроках обществознания учащиеся получают возможность самостоятельно добывать знания, анализировать, сравнивать, обобщать полученную информацию.

  • Эта работа вводит в словарь школьника такие понятия, как заблуждение, подделка, подлинник, несоответствие, противоречие. Историческая критика начинается с формулирования сомнений в подлинности документа или в истинности сделанных в нем выводов, оценок. Для разрешения сомнений осуществляется поиск противоречий внутри источника (внутренняя критика), сравнение его с другими источниками (внешняя критика), фиксация разногласий.

После этого анализируется и оценивается вероятность и правдоподобность конкретного свидетельства и его интерпретаций.



Предварительный просмотр:

Тема: Конституция России. Основы конституционного строя России.

Цели:

образовательная:  познакомить учащихся с основным законом государства — Конституцией, историей его принятия; создать общие представления о  конституционном строе России;

развивающая: продолжать развитие умений и навыков учащихся: 1) работать с документами; 2) самостоятельно работать с литературой;

воспитательная: создать условия для роста правовой культуры учащихся, расширения общего кругозора учащихся.

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Подготовка к изучению нового материала.

На прошлом уроке мы с вами выяснили, что наиболее демократически развитым государством считают правовое государство — лучшего человечество пока не придумало.

Вспомните, что такое правовое государство. Правовое государство — демократическое государство, организация и деятельность которого основаны на праве и связаны с правом, где созданы условия для наиболее полного обеспечения естественных и неотчуждаемых прав человека. Право — совокупность общеобязательных правил (норм), охраняемых силой государства.

Эти нормы, регулирующие  жизнь общества,  закреплены в законах.  И основным законом каждого цивилизованного государства является ... (конституция).

Итак, сегодня, мы познакомимся  с основным законом государства — Конституцией, историей его принятия; основами конституционного строя России.

Проблемное задание на урок: Выяснить, почему все законы в государстве подчиняются конституции.

3. Изучение нового материала.

План нашего урока:

1. История конституционного вопроса в России.

2. Конституция РФ — основной закон государства.

3. Основы конституционного строя России.

1. Мы сейчас познакомимся с историей конституционного вопроса в России (опережающее задание, индивидуальное сообщение учащегося).

Учащимся предлагается внимательно слушать сообщение, чтобы ответить на следующие вопросы:

Кому принадлежат первые попытки создания конституции  в России? (П. Пестелю, Н. Муравьёву).

Какой документ принято считать первой русской конституцией? (Манифест 17 октября 1905 года).

Когда была принята первая демократическая конституция в истории России? (12 декабря 1993 г.)

2.  Мы уже говорили, что Конституция (с лат. - устройство) — это основной закон государства, в том числе и РФ. У нас с вами на партах  - Конституция РФ. Конституция РФ обладает высшей юридической силой. Что это значит? Дело в том, что в нашем государстве существует множество законов и нормативно-правовых актов, но все они должны подчиняться Конституции, не выходить за рамки Конституции и приниматься на основе К.

Давайте зачитаем об этом...с. 209,  2 строчка сверху (отстающие учащиеся включаются в работу). Представим себе такую ситуацию: принят закон, противоречащий Конституции. Какова его судьба? Он будет признан недействительным.

А теперь давайте посмотрим, каких вопросов касается Конституция, какова её структура?

Начало — это преамбула — вводная часть к Основному закону страны.

Посмотрите, сколько разделов в Конституции?

Сколько глав в 1 разделе?

Назовите их.

Что включает второй раздел?

Таким образом, мы познакомились со структурой Конституции РФ.

 Откройте первую статью документа. Прочитайте... Обратите внимание, сколько названий имеет наша страна? Почему: офиц. документы — РФ, разговорный вариант — Россия.

Какую ещё информацию содержит ст 1.? Это характеристика конституционного строя России. А сейчас мы с вами уточним и рассмотрим подробно основы конституционного строя РФ. Перед вами таблицы, в которых указаны 11 принципов конституционного строя России, но у каждого пропущена строка с содержанием одного из принципов. Ваша задача – восстановить пробелы с помощью текста Конституции.

Работа с таблицей, Конституцией.

Основы конституционного строя

Статьи Конституции

Содержание

1. Народовластие

Ст. 1, ч. 1, ст. 3

РФ – демократическое правовое государство с республиканской формой правления.  Единственным источником власти является народ. Народ осуществляет власть как непосредственно, так и  через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

2. Федерализм

Ст. 1, ч. 1, ст. 5

Россия – федеративное государство, состоит из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны.

3. Правовое государство

Ст. 1, ч.1

Россия - демократическое правовое государство с республиканской формой правления.

4. Разделение властей

Ст. 10

Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех ветвей  власти самостоятельны.

5. Приоритет прав человека

Ст. 2

Права и свободы человека – высшая ценность. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

6. РФ – социальное государство

Ст. 7

РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

7. Суверенитет

Ст. 4

Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ. Суверенитет распространяется на всю территорию России, РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность  своей территории.

8. Экономическое многообразие и свобода экономической деятельности

Ст. 8, ст. 9, ч. 2

Гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Равноправие всех форм собственности.

9. Политическое многообразие

Ст. 13, ч. 3-5

Признаётся политическое многобразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом (за исключением тех, цели которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства).

10. Идеологический плюрализм

Ст. 13, ч. 1-2

Признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

11. Светский характер государства

Ст. 14

РФ – светское государство, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Итак, мы с вами  познакомились с основным законом страны — Конституцией. Давайте ответим на вопрос задания на урок: Почему все законы в государстве подчиняются конституции?

А теперь проверим знания, полученные на уроке.

Тестирование по вариантам.

Домашнее задание: § 33.

Рефлексия.

Перед вами тест телеграммы: «Понравился ли вам наш урок? Да. Нет.», подчеркните один из вариантов ответа и «отправьте телеграмму» учителю.

*Теме «Конституция России» посвящено 2 часа. На втором уроке будет организована работа по закреплению и углублению полученных знаний.

Приложение 1.

Тестирование.

Вариант I

1.  Когда в нашей стране впервые был принят документ, имевший в названии слово «конституция»?

а) В 1965 г.;

б)  1918 г.;  

в) 1936 г.

2. Когда была принята последняя Конституция СССР?

а) В 1965 г.;

б)  1977 г.;      

 в) 1982 г.

3. Конституция — это

 а) юридический акт, содержащий все законы страны;

      б)  основной закон государства, определяющий его устройство, образование органов власти, закрепляющий права человека;

       в) текст законов.

4. «Конституция» в переводе с латинского означает:

 а) устройство;

б) согласие;

в) договор.

             5.  Как характеризуется российское государство в статье 1 Конституции РФ? (Ответов может быть несколько).

а) демократическое;

б) общенародное;

в) федеративное;

г) союзное;

д) конфедеративное;

е) правовое;

ж) с республиканской формой правления;

з) с конституционно-монархической формой правления.

Вариант II.

1. Когда была принята ныне действующая Конституция РФ.

а) 1990;

б) 1993;

в) 1998.

2. Какова связь между Конституцией и остальными законами страны?

а) Конституция ориентируется на содержание всех законов страны.

          б) Все законы страны ориентируются на содержание Конституции.

     в) Между нормами Конституции и остальных законов существует равенство.

3. Согласно Конституции, высшей ценностью в РФ является:

а) экономическая сфера;

б) государство;

в) человек, его права и свободы.

4. Кроме прав и свобод человека и гражданина во второй главе Конституции закреплены:

а) санкции за нарушение прав;

б) меры поощрения за соблюдение прав;

в) обязанности.

5.  Как  не характеризуется российское государство в статье 1 Конституции РФ? (Ответов может быть несколько).

а) демократическое;

б) общенародное;

в) федеративное;

г) союзное;

д) конфедеративное;

е) правовое;

ж) с республиканской формой правления;

з) с конституционно-монархической формой правления.

Основы конституционного строя

Статьи Конституции

Содержание

1. Народовластие

Ст. 1, ч. 1, ст. 3

РФ – демократическое правовое государство с республиканской формой правления.  Единственным источником власти является народ. Народ осуществляет власть как непосредственно, так и  через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

2. Федерализм

Ст. 1, ч. 1, ст. 5

Россия – федеративное государство, состоит из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны.

3. Правовое государство

Ст. 1, ч.1

Россия - демократическое правовое государство с республиканской формой правления.

4. Разделение властей

Ст. 10

Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех ветвей  власти самостоятельны.

5. Приоритет прав человека

Ст. 2

Права и свободы человека – высшая ценность. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

6. РФ – социальное государство

Ст. 7

РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

7. Суверенитет

Ст. 4

Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ. Суверенитет распространяется на всю территорию России, РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность  своей территории.

8. Экономическое многообразие и свобода экономической деятельности

Ст. 8, ст. 9, ч. 2

Гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Равноправие всех форм собственности.

9. Политическое многообразие

Ст. 13, ч. 3-5

Признаётся политическое многобразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом (за исключением тех, цели которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства).

10. Идеологический плюрализм

Ст. 13, ч. 1-2

Признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

11. Светский характер государства

Ст. 14

РФ – светское государство, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение теоретических знаний на практике через интеграцию экономики и обществознания на примере урока обществознания в 7 классе»

«Применение теоретических знаний на практике через интеграцию экономики и обществознания на примере урока обществознания в 7 классе» И.Н. КуренковаМуниципальное бюджетное общеобразовательное учре...

Тема предлагаемого методического проекта: «Использование методики квест - урока в преподавании уроков обществознания в 6 классах общеобразовательных учреждений по учебнику «Обществознание» 6 класс. Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М., Просвещение, 2

Тема предлагаемого методического проекта:«Использование методики квест - урока в преподавании уроков обществознания в 6 классах общеобразовательных учреждений по учебнику «Обществознание» 6 класс. Под...

Формирование и развитие УУД на уроках обществознания в основной школе (на примере урока обществознания в 6 классе «Закон на страже природы» по УМК Л.Н. Боголюбова)

Данная методическая разработка позволяет на практике реализовать основное требование ФГОС - формирование и развитие универсальных учебных действий через организацию самостоятельной познавательной деят...

Реферат по обществознанию "Коммуникативные УУД на уроках обществознания"

Этот реферат я разработала в период обучения на курсах, как  итоговую работу  по програме повышения квалификации. Возможно для кого-то эта работа окажется полезной....

Новые результаты оброзования как основа проектирования современного урока обществознания современного урока обществознания

Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности.     Признанным подходом в обучении выступает системно - деятельный, т.е....