Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине Обществозание по профессиям среднего профессионального образования 15.01.15 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
материал по обществознанию (11 класс)

Селиванова Татьяна Николаевна.

данное методическое указаниепо выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине Обществозание по профессиям среднего профессионального образования 15.01.15 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) и машинистов локомотива, разработаны на основе  программы  учебной дисциплины Обществознание  и примерной программы учебной дисциплины Обществознание для профессий среднего профессионального образования - М.: ФИРО, 2016.

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы составлены для обучающихся по   профессии «машинист-локомотива, сварщик».

Цель методических указаний состоит в обеспечении эффективности самостоятельной работы, определении ее содержания, установления требований к оформлению и результатам самостоятельной работы.

Целью самостоятельной работы обучающихся по профильной дисциплине «Обществознание » является:

  • расширение знаний в области экономики, права, социологии, философии;
  • развитие навыков применения полученных знаний при выполнении практических работ;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samostoyatelnye_raboty_svarshchik.doc262.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Иркутской области

«Черемховский техникум промышленной индустрии и сервиса»

Методические указания

по выполнению

внеаудиторной самостоятельной работы

по учебной дисциплине

Обществозание

по профессиям среднего профессионального образования

15.01.15 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))    

23.01.09. Машинист локомотива

Черемхово, 2019 г.

Методические указания для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы разработаны на основе  программы  учебной дисциплины Обществознание  и примерной программы учебной дисциплины Обществознание для профессий среднего профессионального образования - М.: ФИРО, 2016.

 

Разработчик:

Селиванова Татьяна Николаевна,

 преподаватель общественных дисциплин

Рассмотрено и одобрено на заседании методической комиссии  преподавателй общеобразовательных дисциплин

Протокол № 1от « » сентября 2019  г.

Руководитель МК _________________.Ибраева Е.В.

Содержание

Пояснительная записка

Перечень самостоятельных работ

Самостоятельная работа №1. Выполнение тестовых заданий.              

Самостоятельная работа № 2.Решение  ситуационных  задач.

Самостоятельная работа № 3.Составление  опорного конспекта.

Самостоятельная работа № 4.Подготовка  доклада и сообщения  к уроку.

Самостоятельная работа № 5.Написание реферата.

Самостоятельная работа № 6.Разработка учебной  презентации.

Самостоятельная работа № 7.Формулировка  определения  нового понятия и составление словаря.

Самостоятельная работа № 8.Составление  таблицы.

Самостоятельная работа № 9.Составление кроссворда.

Самостоятельная работа № 10.Подборка высказываний, изречений.

Самостоятельная работа № 11.Написание эссе.

Список литературы

4

5

7

7

8

9

10

11

13

14

15

16

16

 19

Пояснительная записка

Согласно требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и плана учебного процесса  каждый обучающийся обязан выполнить по каждой учебной дисциплине определенный объем внеаудиторной самостоятельной работы.

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы составлены для обучающихся по   профессии «машинист-локомотива, сварщик».

Цель методических указаний состоит в обеспечении эффективности самостоятельной работы, определении ее содержания, установления требований к оформлению и результатам самостоятельной работы.

Целью самостоятельной работы обучающихся по профильной дисциплине «Обществознание » является:

  • расширение знаний в области экономики, права, социологии, философии;
  • развитие навыков применения полученных знаний при выполнении практических работ;

Обучающиеся должны уметь:

  • анализировать социальную  информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • различать в полученной информации факты и мнения;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
  • представлять результаты изучения материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их социально значимой  обусловленности;
  • использования навыков социального  анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Критериями оценки результатов внеудиторной самостоятельной работы обучающихся  являются:

  1. Уровень усвоения  учебного материала.
  2. Умение обучающегося  использовать теоретические знания при выполнении практических задач.
  3. Сформированность  общеучебных умений.
  4. Обоснованность и четкость изложения ответа.
  5. Аккуратность при оформлении ответов.

Перечень самостоятельных работ

№ п/п

Содержание самостоятельной работы обучающихся

Кол- во часов

Подборка высказываний, изречений о человеке  и личности в обществе по разделу 1  «НАЧАЛА ФИЛОСОФСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ»

2

Составление опорных конспектов по темам: «Виды деятельности»,  « Свобода человека»;

2

Составление  словаря основных понятий темы « Природа человека,         врожденные и приобретенные качества»

1

Составление  словаря основных понятий темы «Общество как сложная система»

2

Составление  таблицы «Цивилизация и формация»

1

Написание  эссе на тему: «Проблемы  духовного кризиса в молодежной среде».

1

Составление  словаря основных понятий темы  «Духовная культура личности и общества»

1

Выполнение домашних заданий по разделу  « Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе»

2

Подборка высказываний, «мудрых мыслей» о науке, образовании, выборе профессии.

1

Составление таблицы «Функции и принципы образования».        

1

Составление  словаря основных понятий темы  «Наука и образование в современном мире»

1

Пользуясь дополнительной литературой,  подобрать высказывания  философов, ученых  о морали, нравственности, религии, искусстве

1

написать реферат по теме «Роль  религии в духовной культуре современного общества».

2

Составление  словаря основных понятий темы  «Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры»

1

  Проанализировать  и подготовить выступление  на основе «Десяти заповедей человечности (раздумья академика Д.С.Лихачева

1

Написать сообщения, доклады по теме «Виды искусства» , «Мировые религии».

2

Составление  словаря основных понятий темы «Мировые религии»

2

Выполнение домашних заданий по разделу» Духовная культура личности и общества»

2

Составление опорного конспекта по темам : «Безработица, причины, виды, последствия», «Инфляция, виды инфляции».

2

Составление кроссворда по теме  «Деньги, функции денег».

1

Подготовка сообщений по теме: «Особенности экономического развития России»

1

Подготовка  реферата по теме «Экономика Иркутской области: достижения и проблемы»

2

Выполнение домашних заданий по разделу «Экономика»

3

Составление таблицы  «Социальная стратификация».

1

Решение ситуационных задач по теме «Социальные роли в юношеском возрасте».

2

Выполнение  задания в тестовой форме по теме «Социальная значимость здорового образа  жизни»

2

Заполнение анкеты «Социальная опасность девиантного поведения»

1

подготовка сообщений  «Конфликты в молодежной среде и  пути их разрешения».

2

Подготовка докладов, сообщений по темам: « Нации  и межнациональные отношения в современном мире»

2

Подготовка докладов, сообщений по теме:«Семья – важная социальная группа общества».

1

Составление  словаря основных понятий темы «Социальная роль и   стратификация», « Социальные нормы  и конфликты», «Важнейшие социальные общности и группы»

3

Выполнение домашних заданий по разделу «СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

2

Подготовка сообщений по теме: «Основные политические режимы».

1

Составление  опорных конспектов по темам:  «Политический статус личности», «Политические партии и движения», «Современные политические системы»;

3

Выполнение задания в тестовой форме по теме «Политическая культура».

2

Составление  словаря основных понятий темы «Политика и власть.                   Государство в политической системе», «Участники политического процесса»

3

Заполнение таблицы «Местное самоуправление и местная власть»

1

Составление  опорных конспектов по теме «Роль СМИ в политической жизни общества»

1

Составление  конспекта извлечений из Декларации прав человека и  гражданина

2

Решение задач по теме «Гражданско-правовые договоры».

1

 Заполнение таблицы «Права собственности»

1

 Написание ОК по теме «Личные неимущественные права граждан».

1

Решение ситуационных задач по теме: «Семейное право и семейные правоотношения».

2

Составление  конспекта извлечений из ФЗ «Об образовании»

1

Составление  конспекта извлечений из ТК РФ

1

Написание ОК по теме « Коллективный договор».

1

Решение задач по теме «Административное право».

2

Решение тестов по теме «Административное право»

1

Разработка презентации по теме «Административное право»

1

Решение задач по теме «Уголовное право».

1

Решение тестов по теме «Уголовное  право»

1

Решение задач по теме «Уголовная ответственность несовершеннолетних»

2

Разработка тестов по теме «Уголовная ответственность несовершеннолетних»

1

.Разработка презентации по теме «Уголовное право»

1

 Решение задач по теме «Конституционный суд РФ»

1

Написание  сообщений по темам:  «Права человека и их защита».

2

Разработка презентации по теме «Права человека и их защита»

1

Итого

85

Самостоятельная работа №1

Тема:  выполнение и разработка  тестовых заданий.

Цель: закрепление знаний по изученным темам.

Задание: решить тест, опираясь на указания к тесту.

Указания по выполнению:

  1. Задание выполняется в рабочей тетради.
  2. При выполнении и разработке  тестовых заданий следует обращать внимание на текст вопроса. При его формулировке в единственном числе и ответ будет однозначным, а при формулировке во множественном числе – следует отыскивать все правильные ответы. При отсутствии какого – либо весь ответ считается неправильным.
  3. Минимальное количество вопросов при разработке теста должно составлять 15 вопросов, грамотно составленных и доступных для понимания. Ответы правильные выделяются в тесте подчеркиванием или любым другим допустимым символом.
  4. Возможна разработка теста в электронном виде (при наличии программ и компьютера).

 Темы тестовых заданий:

  1. Межличностные конфликты (самостоятельная работа № 2).
  2. Развитие общества (самостоятельная работа № 9-1 час).
  3. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни  (самостоятельная работа № 10– 1 час).
  4. Правовое регулирование    образования (самостоятельная работа №15– 1 час).
  5. Долг и совесть (самостоятельная работа № 24 – 1 час).
  6. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе (самостоятельная работа № 29 – 1 час).
  7. Причины и истоки возникновения социальных  конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов (самостоятельная работа № 34–1 час).

Время, отводимое на выполнение работы:  6 часов

Критерии оценки:

«Отлично» – 100-90 % правильных ответов;

«Хорошо» – 80-70  % правильных ответов;

«Удовлетворительно» - 50- 60 % правильных ответов;

«Неудовлетворительно» - менее 50 %.

Самостоятельная работа № 2

Тема:  решение ситуационных задач.

Цель: закрепление знаний по изученным темам, формирование социально-правовых, моральных представлений о нормах поведения человека в обществе.

Задание: решить задачи, опираясь на указания к тесту.

Указания по выполнению:

  1. Внимательно прочти условие задачи и вопросы к ней.
  2. Обдумай данные в тексте условия и определи, что они дают для ответа на вопрос.
  3. Выясни, каких данных не хватает в условии,  и вспомни, что ты знаешь по теме задачи.
  4. Подумай, что из этого может помочь решению.
  5. Свое решение обязательно докажи.
  6. Проверь, является ли твое решение ответом, полон ли твой ответ, нет ли в нем лишнего.

Решение задач осуществляется по темам:

  1. Добро и зло (самостоятельная работа №  23– 1 час).
  2. Социальная мобильность (самостоятельная работа №  31 – 1 час).
  3. Виды  социальных  норм  и  санкций (самостоятельная работа №  36– 1 час).

Время, отводимое на выполнение работы: 2 часа.

Критерии оценки:

«Отлично» – все задания  задачи  выполнены  верно;

«Хорошо» – задача решена правильно, но в ходе ее решения допущено одно неверно выполненное задание;

«Удовлетворительно» - 50- 60 % заданий выполнено неверно;

«Неудовлетворительно» - выполнено  менее 50 % заданий.

Самостоятельная работа № 3

Тема:  составление  опорного конспекта.

Цель: самостоятельное изучение темы путем анализа и синтеза изучаемого материала на основе конспектирования.

Задание: составить опорный конспект по следующим темам:

  1. Познавательная деятельность человека» (самостоятельная работа № 1)
  2. Роль образования в жизни современного человека и общества (самостоятельная работа № 13)
  3. Порядок  приема  в образовательные  учреждения  профессионального

образования  (самостоятельная работа № 18)

Понятие о социальных общностях и группах (самостоятельная работа № 27)

  1. Девиантное  поведение,  его  формы,  проявления (самостоятельная работа № 35)
  2. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации (самостоятельная работа № 38)
  3. Гражданское общество и правовое государство (самостоятельная работа № 41)

Указания по выполнению:

  • Внимательно прочитать текст, вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста;
  • Кратко изложить главные мысли в том порядке, в котором они следуют в тексте;
  • Сделать черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги;
  • Преобразовать записи в графические, буквенные, символические сигналы;
  • Объединить сигналы в блоки;
  • Обособить блоки контурами  и графически отобразить связи между ними;
  • Выделить значимые элементы цветом (при необходимости).

Основные требования к содержанию опорного конспекта:

1. Полнота – это означает, что в нем должно быть отражено все содержание вопроса.

2. Логически обоснованная последовательность изложения.

Основные требования к форме записи опорного конспекта:

1.  Лаконичность.  ОК должен быть минимальным, чтобы его можно было воспроизвести  за 6 – 8 минут. По объему он должен составлять примерно один   полный лист.

2. Структурность.  Весь материал должен располагаться малыми логическими блоками,  т.е.  должен содержать несколько отдельных пунктов, обозначен номерами или   строчными пробелами.

3. Акцентирование.  Для лучшего запоминания основного смысла ОК, главную  идею ОК выделяют рамками различных  цветов, различным шрифтом, различным  расположением слов (по  вертикали, по диагонали).

4. Унификация.  При составлении ОК используются определённые аббревиатуры и условные знаки, часто повторяющиеся в курсе  данного предмета.

5. Автономия.  Каждый малый блок (абзац), наряду с логической связью с остальными, должен выражать законченную мысль,  должен быть аккуратно  оформлен (иметь привлекательный вид).

6. Оригинальность. ОК должен быть оригинален по форме, структуре, графическому исполнению, благодаря чему, он  лучше сохраняется в памяти. Он  должен быть  наглядным и понятным.

7. Взаимосвязь. Текст ОК должен быть взаимосвязан с текстом.

Время, отводимое на выполнение работы: 8 часов

Критерии оценки:

 «Отлично» - краткое, но логичное изложение темы в письменной форме, устный ответ полностью раскрывает представление об изучаемом явлении, ОК составлен грамотно, знаково и логично раскрывающее суть описанного.

«Хорошо» - ОК  логично отражает суть описываемого явления, но представляет длинный текст с использованием знаков,  устный ответ краток и лаконичен.

«Удовлетворительно» - тема ОК не логично изложена, но устный ответ отображает желаемый результат.

«Неудовлетворительно» - ОК написан совершенно не логично, присутствует сплошное списывание текста учебника, устный ответ не имеет краткого и четкого описания, обучающийся сам не понял, что читал и о чем писал.

Самостоятельная работа № 4

Тема:  подготовка докладов, сообщений к уроку.

Цель: самостоятельное изучение темы путем анализа и синтеза изучаемого материала на основе написания сообщения или оформления информации в докладную форму.

Задание: оформить сообщения или подготовить доклады   по следующим темам:

  1. Многообразие мира общения (самостоятельная работа № 3).
  2. Многовариантность общественного развития (самостоятельная работа № 6).
  3.  Россияне – лауреаты Нобелевской премии в области науки»;10 самых выдающихся научных открытий XXI века (самостоятельная работа №  12).

Указания по выполнению:

1. Подберите необходимую литературу и иллюстративный  материал (таблицы, схемы, диаграммы, рисунки и т. д.).

2. . После чтения источников отберите нужный материал, систематизируйте его.                                                                                                    

3.  Составьте план доклада, сообщения.

4. Излагайте материал своими словами, используя предметную терминологию. Делайте выводы.

5. Делай доклад или сообщение  по плану или тезисам, а не просто читай написанное.

6. Пользуйся иллюстративным материалом.

7. Заранее напиши тему и план доклада, сообщения на доске, активизируя внимание слушателей.

8.Речь докладчика должна быть правильной, четкой, внятной, достаточно громкой и звучать убедительно.

Время, отводимое на выполнение работы: 3 часа

Критерии оценки:

«Отлично»- краткое, но логичное изложение темы в письменной форме, устный ответ полностью раскрывает представление об изучаемом явлении.

«Хорошо»- сообщение логично отражает суть описываемого явления, но представляет длинный текст, устный ответ краток и лаконичен.

«Удовлетворительно» - тема сообщения не логично изложена, но устный ответ отображает желаемый результат.

«Неудовлетворительно» - сообщение написано совершенно не логично, присутствует сплошное списывание текста учебника, устный ответ не имеет краткого и четкого описания, обучающийся сам не понял, что читал и о чем писал.

Самостоятельная работа № 5

Тема:  написание реферата.

Цель: формирование навыков  и умений исследовательской работы.

Задание: оформить рефераты   по следующим темам:

  1.  Особенности социальной стратификации в современной России (самостоятельная работа № 40)
  2. Внутренние  и  внешние  функции  государства (самостоятельная работа № 44)
  3. Избирательное право  в Российской Федерации (самостоятельная работа № 48)

Указания по выполнению:

Реферат – это сжатое письменное изложение научной информации по конкретной теме, в котором выражается и отношение к этой информации, ее оценка.

  • Объем реферата не должен превышать 20 страниц машинописного текста.
  • Структура реферата:
  • титульный лист;
  • план или оглавление с указанием страниц, глав, разделов;
  • введение;
  • основная  часть;
  • заключение;
  • список литературы;
  • приложения (по необходимости).
  • Требования к содержанию:
  • Во введении дается обоснование значимости выбранной темы, определяется цель написания реферата, и характеризуются, использованные источники.
  • Содержание основной части реферата должно быть логичным, аргументированным, соответствовать современному состоянию исторической науки, отражать личностную позицию автора, включать (если это необходимо) иллюстрированный материал.
  • Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполненной работы, перспективы дальнейшего изучения темы.
  • Требования к оформлению:
  • Реферат должен быть правильно оформлен (пронумерованы страницы, не допускаются сокращения слов, текст делится на логические части – абзацы, обязательны сноски).
  • При цитировании следует дать точные ссылки  на источники и литературу, ф. И. О. автора, название книги, место и год издания, номер тома, страницы. Ссылки помещают либо в нижней части страницы (под основным текстом), либо в конце реферата или его главы.
  • Реферат должен быть логично и связанно, своими словами изложен. Он становится основой для устного сообщения – защиты.

Время, отводимое на выполнение работы: 3  часа

Критерии оценки:

«Отлично»- краткое, но логичное изложение темы в письменной форме,  проблемность изложения темы, выводы к каждой теме, соответствует структуре написания реферата, устный ответ полностью раскрывает представление об изучаемом явлении,  в списке литературы указаны не менее 5 используемых источников, по-мимо Интернет -        источников, при написании реферата.

«Хорошо» - реферат  логично отражает суть описываемого явления, но представляет длинный текст, устный ответ краток и лаконичен, в списке литературы указаны не менее 3-х источников.

«Удовлетворительно» - тема реферата  не логично изложена, но устный ответ отображает желаемый результа, соответствует требованиям к  содержанию и оформлению, при написании использовалось менее двух источников.

«Неудовлетворительно» - реферат написан совершенно не логично, присутствует сплошное списывание текста учебника или информация взята в готовом виде в сети Интернет, устный ответ не имеет краткого и четкого описания, обучающийся не владеет терминологией изученной темы реферата.

Самостоятельная работа № 6

Тема:  разработка учебной презентации.

Цель: формирование умений работать с учебными презентациями, навыков компьютерной  грамотности.

Задание: разработать презентации по следующим темам:

  1. Моя учебная деятельность и её влияние на будущее в моей профессии (самостоятельная работа № 4)
  2. Человечество в XXI в. Основные вызовы и уроки (самостоятельная работа № 7)
  3. Система образования в Российской    Федерации (самостоятельная работа № 16)
  4. Мировые религии (самостоятельная работа № 20)
  5. Самоконтроль, ЗОЖ (самостоятельная работа № 32)
  6. Демократия, ее основные ценности и признаки (самостоятельная работа № 42)

Указания по выполнению:

1. Оптимальный объем.

Наиболее эффективен зрительный ряд объемом не более 8 – 20 слайдов. Презентация из большего числа слайдов вызывает утомление, отвлекает от сути изучаемых явлений.
2. Доступность.

Нужно обеспечивать понимание смысла каждого слова, предложения, понятия, раскрывать их, опираясь на знания и опыт, использовать образные сравнения.
3. Разнообразие форм.

Учет возможностей восприятия предложенного материала по сложности, объему, содержанию.
4. Учет особенности восприятия информации с экрана
Необходимо чередовать статичные изображения, анимацию и видеофрагменты.
5. Занимательность.

Включение (без ущерба научному содержанию) в презентации смешных сюжетов, мультипликационных героев оживляет презентацию, создает положительный настрой, что способствует усвоению материала и более прочному запоминанию.
6. Красота и эстетичность.

Немаловажную роль играют цветовые сочетания и выдержанность стиля в оформлении слайдов, музыкальное сопровождение. Наглядное обучение строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых зрителями.
7. Динамичность.

Необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены слайдов, анимационных эффектов.
8. Создание презентации состоит из трех этапов:
I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала.
II. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.
III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.

Время, отводимое на выполнение работы:6 часов

Критерии оценки:

«Отлично»- презентация полностью соответствует заявленным нормам и требованиям.

«Хорошо» -в презентации допущены незначительные отступления от норм красоты и эстетичности, но в целом объем и содержание соответствуют критериям.

«Удовлетворительно» - презентация выполнена не в полном объеме (50%), но соблюдены все эстетические требования, требования к содержанию и оформлению также не нарушены.

«Неудовлетворительно» - обучающийся не приступил к выполнению работы или выполнил работу, не соответствующую заявленным нормам и требованиям.

Самостоятельная работа № 7

Тема:  формулировка  определения  нового понятия и составление словаря.

Цель: формирование умений работать со словарем, производить анализ имеющееся информации, формулировать определения понятий и терминов.

Задание: дать определения понятиям, встречающимся в темах и оформить словарь по следующим разделам:

  1. Проблемы межличностного общения в молодежной среде (самостоятельная работа № 5)
  2. Виды культуры (самостоятельная работа № 11)
  3. Профессиональное образование (самостоятельная работа №17)
  4. Мораль (самостоятельная работа № 19)
  5. Социальный статус и престиж (самостоятельная работа №26)
  6. Социальная роль (самостоятельная работа № 30)
  7. Семейное право и семейные правоотношения (самостоятельная работа № 39)
  8. Формы  государства:  формы  правления,  территориально-государственное устройство, политический режим (самостоятельная работа № 45)
  9. Политическое лидерство (самостоятельная работа № 31)

Указания по выполнению:

Понятие - форма мышления, отражающая предметы в их  общих  существенных признаках. Определение раскрывает содержание понятия.

  1. Прочитайте о том предмете или явлении, определение которого вам надо сформулировать. Выделите новое понятие.
  2. Определите его существенные признаки.
  3. Попробуйте сформулировать определение устно, четко изложив эти признаки.
  4. Запишите определение, проверьте, раскрывает ли оно содержание понятия.

Пример.

В тексте учебника читаем:

После реформ 60-70-х гг. быстрее начали развиваться производительные силы и формироваться капиталистические отношения.

Стала создаваться  инфраструктура, которая включала в себя комплекс вспомогательных отраслей хозяйства (дороги, каналы, порты, средства связи). От состояния этих отраслей зависит развитие промышленности.

Формулируем определение:

Инфраструктура - это комплекс вспомогательных отраслей хозяйства (дороги, каналы, порты, средства связи), от состояния которых зависит развитие промышленности.

Время, отводимое на выполнение работы: 9 часов

Критерии оценки:

«Отлично»- если обучающийся грамотно выполнил письменную работу и владеет терминологией.

«Хорошо» - если обучающийся грамотно выполнил письменную работу, но не может объяснить сущность нескольких (2-3) терминов и понятий.

«Удовлетворительно» - если обучающийся грамотно выполнил письменную работу, но терминологией не овладел, с трудом дает определение только нескольким понятиям.

«Неудовлетворительно» - работа письменная составлена не грамотно, обучающийся не владеет терминологией или вообще не приступал к выполнению практической работы.

Самостоятельная работа № 8

Тема:  составление  таблицы.

Цель: закрепить имеющиеся знания по изученным темам, продолжить формирование умений представлять изученное в системе символов и таблиц.

Задание: заполнить таблицу

  1. Современные идейно-политические  системы:  консерватизм,  либерализм,  социал- демократия, коммунизм (самостоятельная работа № 46)

Указания по выполнению:

  1. Прочитайте полностью тему, по которой предстоит составлять таблицу.
  2. Читая второй раз, выделите основные понятия, которые войдут в таблицу.

Подготовьте в тетради основу таблицы.

        Строчек в таблице может быть столько, сколько позиций вы запишите.

  1. Читая текст еще раз, заполните таблицу.
  2. Выписывайте в таблицу только те события, явления, которые имеют непосредственное отношение к данной теме.
  3. После  заполнения таблицы нужно сделать вывод.

Время, отводимое на выполнение работы: 1час.

Критерии оценки:

«Отлично»- указаны важнейшие мероприятия, явления, события, текст представлен логично и содержательно, подведены  итоги, кратко и аккуратно сделаны записи в таблице.

«Хорошо»- указаны важнейшие мероприятия, явления, события, текст  представлен логично и содержательно, подведены  итоги.

«Удовлетворительно» - указаны важнейшие мероприятия, явления, события, текст не логично представлен, подведены  итоги, кратко и аккуратно сделаны записи в таблице.

«Неудовлетворительно» - не указаны  важнейшие мероприятия, явления, события, текст не логично представлен,  не подведены  итоги, не  аккуратно сделаны записи в таблице

.

Самостоятельная работа № 9

Тема:  составление кроссворда.

Цель: закрепить и расширить  имеющиеся знания по изученным темам.

Задание: составить кроссворд  по темам:

  1. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное) (самостоятельная работа № 8)
  2. Государство в политической системе общества (самостоятельная работа № 43)

Указания по выполнению:

Кроссворд- это игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимся словами со значениями, заданными по условию игры.

Требования при составлении кроссвордов

1. Не допускается наличие незаполненных клеток (плашек) в сетке кроссворда.

2. Не допускается случайные буквосочетания и пересечения.

3. Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже, единственного числа.

4. Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения.

5. Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений.

6. Не допускается аббревиатура и сокращения (например: ФТЗ, электрофен).

7.Не применять большое количество двухбуквенных слов.

8. Все тексты должны быть напечатаны.

9. Работа  должна быть подписана: фамилия автора и название кроссворда.

Требования к оформлению

1.Рисунок кроссворда должен быть четким.

2.Сетки кроссворда должны быть выполнены в 2х экземплярах: 1-й – с заполненными словами;

2-й – с цифрами позиции.

Ответы

Записываются отдельно и предназначены для проверки правильности решения кроссворда. Для скандинавского кроссворда заполняется только сетка.

Условия (толкование) кроссворда

1. Вопросы должны быть лаконичными, не должны нести избыточную информации.

2. Старайтесь подать слово с наименее известной стороны (например, слайсинг-скользящий срез; холодная укладка-ондуляция)

           3. В определениях не должно быть однокоренных слов.

Время, отводимое на выполнение работы:  2 часа.

Критерии оценки:

«Отлично»- кроссворд состоит из не менее 20 терминов и хорошо сформулированных к ним вопросов, оформление кроссворда соответствует  заявленным требованиям к составлению и оформлению.

«Хорошо»- кроссворд состоит из не менее 15 терминов и хорошо сформулированных к ним вопросов, оформление кроссворда соответствует  заявленным требованиям к составлению и оформлению.

 «Удовлетворительно» - кроссворд состоит из не менее10 терминов и оформление кроссворда соответствует  заявленным требованиям к составлению и оформлению.

 «Неудовлетворительно» - кроссворд состоит из менее10 терминов и оформление кроссворда  не соответствует  заявленным требованиям к составлению и оформлению.

Самостоятельная работа № 10

Тема:  подборка высказываний, изречений.

Цель:  способствовать формированию мировоззрения учащихся, их умения пользоваться языковыми средствами при оформлении мыслей.

Задание:

  1. Добро, зло, долг и совесть (самостоятельная работа № 25)

Указания по выполнению:

  • Подобрать изречения по заданной теме можно с помощью разнообразной  тематической литературы, но это вызывает определенные трудности и неудобства.
  • Проще всего осуществить данную работу с помощью сети Интернет. В поисковой системе Яндекс нужно ввести фразу «Афоризмы о….» и вам представится огромное множество разнообразных сайтов, страниц, на которых вы можете подобрать наиболее понравившиеся вам афоризмы по любой теме.
  • Ваша задача остается только в том, чтобы оформить эти афоризмы в творческом русле. Это может быть плакат, презентация, записи в тетради, рисунки, эссе и прочее.

Время, отводимое на выполнение работы:  1 час.

Критерии оценки:

Так как работа носит творческий характер, ребятам предлагается произвести самооценку своей деятельности по следующим критериям:

1.Количество приведенных высказываний (не менее 5)

2.Эстетичность оформления.

3.Качество представления.

Самостоятельная работа № 11

Тема:  написание эссе.

Цель:  формирование  умений формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

 Задание:

Написать  эссе на тему:

  1. Написание эссе по афоризму об образовании (самостоятельная работа № 14)
  2. Гуманизм (самостоятельная работа № 21)
  3. Моральный идеал  « (самостоятельная работа № 22).
  4. Престижность моей будущей профессии (самостоятельная работа № 28)
  5. Профилактика негативных форм девиантного  поведения среди молодежи (самостоятельная работа № 33)
  6. Современная молодежь – будущее России (самостоятельная работа № 37)

Указания по выполнению:

Эссе – это  небольшое творческое сочинение.

Это задание требует с опорой на обществоведческий курс раскрыть смысл выбранного высказывания и изложить свою точку зрения на выдвинутое автором положение (свое отношение к нему).

В контексте ответа необходимо привести аргументацию своей позиции. При этом необходимо использовать знания, полученные в курсе, оперировать обществоведческими понятиями, а также конкретизировать собственные суждения с помощью фактов общественной жизни и собственного опыта.

При оценке написания эссе  учитываются следующие аспекты:

1) раскрытие смысла высказывания;

2) представление и аргументация своей позиции (с опорой на положения курса, факты из истории и современной жизни общества, собственный опыт);

3) уровень приводимых суждений и аргументов: теоретический (с опорой на знания, с обобщениями и выводами, при корректном использовании обществоведческих понятий и терминов).

        В процессе подготовки написанию обществоведческого эссе можно выделить несколько ключевых моментов.

Первый из них – осмысленный выбор высказывания .Это достаточно сложный и ответственный момент, который во многом определяет качество получившегося мини-сочинения.

  1. Содержательная основа, на которой требуется строить ответ.

Напомним, что при написании эссе необходимо использовать знания обществоведческого курса – понятия, теоретические положения, поэтому качественно выполнить задание на незнакомом или малознакомом содержании вряд ли возможно.

  1. Понимание сущности высказывания (затронутой в высказывании проблемы, позиции автора).

Важнейшим в написании эссе является раскрытие смысла высказывания. Непонимание или не вполне адекватное понимание его не позволит реализовать основные требования к обществоведческому эссе.

3. Характер высказывания. Высказывание может представлять некое суждение, смысл которого очевиден и по которому возможно иллюстративно-описательное изложение отдельных тем обществоведческого курса.

4. Возможность создания схемы раскрытия смысла высказывания – (нескольких логически связанных основных идей). Эссе предполагает логически связное рассуждение, в заключении которого делаются определенные выводы, поэтому в случае затруднений в создании подобной логической основы эссе целесообразно подумать о выборе иного высказывания.

После осуществления выбора необходимо определить свое понимание смысла высказывания (проблемы, затронутой автором). Полезно записать выявленные аспекты и определить, все ли они будут подробно раскрыты.

Образец черновика эссе по обществознанию:

1. Цитата

2. Проблема (тема), поднятая автором, её актуальность

3. Смысл высказывания

4. Собственная точка зрения

5. Аргументация на теоретическом уровне

6. Примеры

7. Выводы

Время, отводимое на выполнение работы: 6 часов.

Критерии оценки:

«Отлично»- если обучающийся грамотно выполнил письменную работу, содержательная основа, на которой построен ответ лаконично выстроена; использованы  знания обществоведческого курса – понятия, теоретические положения; обучающийся понимает  сущность  высказывания (затронутой в высказывании проблемы, позиции автора); присутствует раскрытие смысла высказывания;  текст эссе предполагает логически связное рассуждение, в заключении  которого сделаны  определенные выводы.

«Хорошо» - если обучающийся грамотно выполнил письменную работу, но в заключении  эссе не сделаны  выводы.

«Удовлетворительно» - если обучающийся выполнил письменную работу, содержательная основа, на которой построен ответ  не лаконично выстроена; использованы  знания обществоведческого курса – понятия, теоретические положения, но  обучающийся сам не понимает  сущность  высказывания (затронутой в высказывании проблемы, позиции автора); отсутствует раскрытие смысла высказывания.

   «Неудовлетворительно» - работа письменная составлено не грамотно,  

   обучающийся не владеет     терминологией, нет понимания сущности  

   высказывания, содержательная основа отсутствует.

Список литературы

  1.    Важенин А.Г.Обществознание  для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. - М.: Академия, 2010
  2.    Важенин А.Г.Обществознание  для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум. – М.: Академия, 2010
  3. Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2005–2009.
  4. Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2005–2009.
  5. Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник.     – М., 2008.
  6. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М., 2009–2010.
  7. Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2008.
  8. Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2008.
  9. Конституция РФ.

Список электронных образовательных ресурсов:

  1. http://infourok.ru/user/bogdanova-valentina-aleksandrovna
  2. диски серии  videouroki.net: Обществознание, 9-11 классы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания для выполнения внеаудиторных самостоятельных работ по учебной дисциплине физика (10-11класс)

В Методических указаниях даются рекомендации и методика решения задач различных уровней сложности, план написания и оформлению реферата, принцип создания презентации; приводятся ссылки на параграфы уч...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОДБ.01. РУССКИЙ ЯЗЫК ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПРОФЕССИИ "ХУДОЖНИК ПО КОСТЮМУ", "ПАРИКМАХЕР"

Методические рекомендации разработаны в помощь обучающимся по специальности  29.01.04.Художник по костюму, 43.01.02.  Парикмахер на базе основного общего образования с  получением средн...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОДБ.01. РУССКИЙ ЯЗЫК ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПРОФЕССИИ "КОНСТРУИРОВАНИЕ, МОДЕЛИРОВАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ"

Методические рекомендации разработаны в помощь обучающимся по профессии  29.02.04. Конструирование, моделирование и технология швейных изделий на базе основного общего образования с  получен...

Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «ЕН.02 ИНФОРМАТИКА»

Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «ЕН.02   ИНФОРМАТИКА»  предназначены для студентов  по направлению подго...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.05 Физическая культура по специальностям среднего профессионального образования: 15.01.05 Сварщик ручной и частично механизированной сварки (наплавки)

При освоении программы общеобразовательной дисциплины «Физическая культура» большое внимание уделяется получению общих сведений о специальностях через использование физкультурно-оздоровите...

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.16 География

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.16 География по специальностям 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений, 2...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по дисциплине ОДБ.01.04.История для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по дисциплине ОДБ.01.04.Историядля специальности38.02.04 Коммерция (по отраслям)...