Человек
тест по обществознанию (11 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: «Человек»
Часть1 . Задания уровня А.
A1. Индивидуальность – это
1)специфические черты, присущие человеку как биологическому
организму
2)темперамент человека, его характер
3)неповторимое своеобразие как природного, так и
общественного в человеке
4)совокупность человеческих потребностей и способностей
A2. Признаком, отличающим человека от животного, является
1)проявление активности
2)целеполагание
3)приспособление к среде обитания
4)взаимодействие с окружающим миром
A3. Верны ли следующие суждения о жизни человека в обществе?
А. В человеке самой природой заложено умение жить в
обществе.
Б. Личность может формироваться только в человеческом
обществе.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
A4. Результаты производственной, общественной и духовной
деятельности человека и общества в совокупности можно
назвать
1)культурой
2)экономикой
3)мировоззрением
4)историей
A5. Деятельность человека и поведение животного характеризуются
1)выдвижением целей
2)механизмом самоконтроля
3)осознанным выбором средств
4)удовлетворением потребностей
A6. Труд в отличие от общения
1)является потребностью человека
2)может доставлять человеку удовольствие
3)непосредственно преобразует предметы окружающей среды
4)предполагает наличие цели
A7. Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода человека является синонимом вседозволенности.
Б. Свобода человека невозможна в условиях общественных
связей и взаимодействий.
1)Верно только А.
2)Верно только Б.
3)Верны оба суждения.
4)Оба суждения неверны.
A8. К потребностям человека, обусловленным его биологической
природой, относятся потребности в
1)самосохранении
2)самореализации
3)самопознании
4)самообразовании
A9. Качества личности проявляются в
1)чертах человека как биологического организма
2)наследственной предрасположенности
3)особенностях темперамента
4)социально-преобразующей деятельности
A10. Верны ли следующие суждения о проявлении индивидуального и
общественного в человеке?
А.Индивидуальное и общественное в человеке – результат
биологической эволюции.
Б.Индивидуальное и общественное развитие человека никак не
связаны друг с другом.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
А11. И человек, и животные способны
1)использовать предметы природы
2)изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда
3)передавать трудовые навыки последующим поколениям
4)осознавать собственные потребности
А12. У таких видов человеческой деятельности, как общение и
игра, общим является то, что они
1)допускают использование определённых правил или норм
2)предполагают обязательное наличие партнёра
3)носят условный характер
4)предписывают обязательное соблюдение ритуалов
А13. Кто является автором теории происхождения человека из животного мира,
постепенной эволюции от человекообразной обезьяны к собственно человеку?
- И.И. Мечников
- И.П. Павлов
- Ч. Дарвин
- Ж. Кювье
А14. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у
животного?
- обменные процессы
- творческая активность
- работа органов чувств
- потребность в пище
15. В познавательной деятельности в отличие от трудовой:
- средства должны соответствовать целям
- цель состоит в получении достоверного знания
- субъектом выступает отдельная личность
- результатом является новый продукт
А16. Личность формируется под воздействием:
- биологической программы
- природной среды
- социализации
А17. Ученик для учителя является:
- объектом деятельности
- конкурентом
- субъектом деятельности
- коллегой
А18. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Главным в характеристике личности является участие человека в общественных отношениях и созидательной деятельности.
Б. Новорожденный человек является личностью.
1) верно А
- верно Б
- верно А и Б
- оба суждения неверны
А19. К агентам вторичной социализации не относятся:
- радиожурналист
- двоюродный брат
- преподаватель вуза
- руководитель предприятия?
А20. Верны ли суждения?
Официальные межличностные отношения:
А. Строятся в зависимости от индивидуальных особенностей личности.
Б. Стандартизированы и обезличены.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
А21. Закончите утверждение: Человек — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, скорее всего, основывается на способности человека
- вместе с другими людьми организовываться в сплоченные группы для отстаивания своих интересов;
- давать отпор любым агрессивным выпадам против него;
- приспосабливаться к условиям окружающей среды, не всегда для него благоприятной;
- к созидательной творческой деятельности на основе развитого, совершенствующегося сознания (мышления, воображения, интуиции и т.д.)
А22. К экзистенциальным относятся потребности в:
- комфорте
- общении
- познании
- самоуважении
А23. Верны ли следующие суждения о самосознании?
А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.
Б. Человек может определить, каков он, не интересуясь мнением других людей о себе.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
А24. Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Человек остается частью природного мира.
Б. Человек развивается в процессе социальной и культурной эволюции.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
А25. Верны ли следующие суждения о выдающихся способностях человека?
А. Гениальным человека делает природа.
Б. Умственная одаренность — качество, обусловленное биологической природой человека.
- верно только А
- верно только Б
- оба суждения верны
- оба суждения неверны
А26. К практической деятельности относится
- производство материальных благ
- познание законов развития природы
- формирование религиозных представлений о мире
- сочинение музыки
А27. Деятельность в отличие от общения
- является потребностью человека
- может доставлять человеку удовольствие
- предполагает наличие цели
- непосредственно преобразует предметы окружающей среды
А28. Верны ли следующие утверждения о свободе личности?
А. Свобода человека предполагает ответственность человека перед обществом за свои действия и поступки.
Б. Свобода — это возможность выбора способа действия для достижения какой-либо цели.
- верно только А
- верно только Б
- оба суждения верны
- оба суждения неверны
А29. Из приведенного ниже списка выберите правильный ответ.
Человек как отдельный представитель человеческой общности, носитель индивидуально свободных черт называется:
- деятелем
- индивидом
- лидером
- личностью
А30. «Вторая природа», или «неорганическое тело», человека — это
- Мир социально-искусственных предметов, созданных человеком.
- Мир сверхъестественного, таинственного и загадочного.
- Сфера истинного и настоящего в отличие от повседневной, скучной и однообразной жизни.
- Результат преодоления или отрицания первой — естественно-биологической природы человека.
А31. Природа человека
- Это врожденная биопсихическая конституция, общая для всех людей.
- Есть не что иное, как совокупность его базовых потребностей.
- Представляет собой основные и неизменные качества человека.
- Это совокупность таких качеств, как разум, совесть, долг, дар общения.
А32. К потребностям человека, обусловленным обществом, относится потребность в
- трудовой деятельности
- сохранении рода
- самосохранении
- физической активности
А33. Отличительным признаком понятия «личность» является (-ются)
- членораздельная речь
- сознание и мышление
- способность брать ответственность на себя
- наличие физических потребностей
А34. Верны ли следующие суждения о самопознании?
А. Идеальное «Я» — это представление о том, каким хотят меня видеть окружающие.
Б. Неотъемлемой частью самопознания служит самооценка.
- верно только А
- верно только Б
- оба суждения верны
- оба суждения неверны
А35. Основным фактором формирования личности является
- природная среда
- общение с окружающими
- механизм наследственности
- врожденные склонности
А36. Личность – это
- человек, живущий в обществе и обладающий системой социально значимых черт, свойств и качеств
- темперамент человека, его характер
- неповторимые психофизиологические особенности человека
- совокупность оригинальных человеческих способностей
А37. Верны ли следующие суждения о выделении человека из природы?
А. Выделение человека из природы произошло благодаря наличию у него сознания
и разума.
Б. Выделение человека из природы произошло благодаря наличию у него
определённого набора инстинктов.
- верно только А
- верно только Б
- верно и А, и Б
- оба суждения неверны
А38. Понятие «индивидуальность» фиксирует:
- единичного представителя человеческого рода
- особенности темперамента человека, его характер
- трудовую активность человека
- неповторимое оригинальное своеобразие человека, подразумевая не только его внешний облик, но и совокупность социально значимых качеств.
А39. Ориентирами человеческой деятельности являются:
- ценности
- влечения
- потребности
- интересы.
А40. Верны ли следующие суждения о формировании преемственности в поведении
человека?
А. Функции врождённых инстинктов, свойственные животным, у человека
заменяются нормами (правилами).
Б. Своеобразной программой поведения человека выступает культура.
- верно только А
- верно только Б
- верно и А, и Б
- оба суждения неверны
А41. Какой признак характеризует человека как личность?
- активная жизненная позиция
- физическое и психическое здоровье
- принадлежность в виду homo sapiens
- особенности внешности
А42. «Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных
свойств». Данное утверждение является примером
- художественного образа
- мифологического знания
- религиозной нормы
- научного знания
А43. Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с
другими людьми, характеризуют его как
- индивида
- индивидуальность
- организм
- личность
А44. Общее в деятельности изобретателей, писателей, художников то, что она является
- административной
- практической
- материальной
- творческой
А45. И человеку, и животному свойственны потребности в
- самореализации
- самосохранении
- самопознании
- самообразовании
А46. Человек в отличие от животного способен
- совершать привычные действия
- предварительно обдумывать своё поведение
- проявлять эмоции
- заботиться о потомстве
А47. В отличие от животного человек способен
- реагировать с помощью чувств
- вырабатывать условные рефлексы
- удовлетворять потребности
- прогнозировать результаты действий
А48. К социальным потребностям человека относится потребность
- дышать
- питаться
- спать
- общаться
А49. Научные открытия представляют собой результат деятельности
- материально-производственной
- социально-преобразовательной
- практической
- духовной
А50. Игра, учение, труд выступают в качестве
- критериев истины
- видов деятельности
- социальных качеств
- биологических потребностей
А51. Укажите один из признаков человеческой деятельности, отличающий её от
поведения животных:
- проявление активности
- целеполагание
- приспособление к среде обитания
- взаимодействие с окружающим миром
А52. Как называется процесс, в котором человек постигает сущность своего «я»?
- самообразование
- самопознание
- самосохранение
- самолюбование
А53. Результатом самопознания, в частности, является
- накопление знаний о человека и природе
- познание ценностей общества
- изучение социальных норм
- представление о своих способностях
А54. Процесс самопознания включает накопление знаний об особенностях
- собственной внешности
- различных типов темперамента
- моральных и правовых норм
- взаимодействия человека и природы
А55. Утверждение, что человек является продуктом и субъектом общественно-
исторической деятельности, является характеристикой его
- социальной сущности
- биологической природы
- физиологических особенностей
- психологических качеств
А56. Человек представляет собой единство трёх составляющих: биологической,
психологической и социальной. Социальная составляющая включает
- знания и умения
- чувства и волю
- физическое развитие
- возрастные особенности
А57. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Личность – продукт биологической эволюции.
Б. Максимальное влияние на личность оказывает общество.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А58. Верны ли следующие суждения о связи деятельности и общения?
А. Общение – это сторона любой совместной деятельности, поскольку
деятельность предполагает взаимодействие.
Б. Общение – это особая деятельность, основанная на обмене знаниями, идеями,
действиями.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
А59. Основой человеческого существования является
- потребительство
- деятельность
- любовь
- дружба
А60. Активность человека, имеющая нравственный или безнравственный смысл,
Называется
- показухой
- поведением
- самовыражение
- презентацией
А61. Воля – это
- власть над собой, управление своими действиями, сознательное регулирование своего поведения
- способность дать сдачи обидчику
- умение выступать принципиально против любой точки зрения, кроме своей
- способность к самой опасной и жестокой борьбе
А62. Высший нравственный смысл человеческой деятельности придаёт
- самоотдача
- материальная выгода
- гордость за совершённое
- наслаждение мастерством.
Не забудьте перенести все записанные в тексте экзаменационной работы ответы в бланк ответов № 1 (без пробелов между цифрами и буквами).
Часть 2. Задания уровня В.
В1. Завершите фразу: «Характерное для человека проявление активности, выражающееся в преобразовании внутреннего и внешнего мира, — это
Ответ: ____________________________________
В2. Какому понятию соответствует следующее определение?
«Психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности».
Ответ: ___________________________________
ВЗ. Установите соответствие между приведенными в первом столбце определениями и приведенными во втором столбце понятиями.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ПОНЯТИЕ |
1. Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и себя | А. Индивидуальность |
2. Отдельно взятый представитель человеческого рода | Б. Индивид |
3. Неповторимое своеобразие человека, набор его индивидуальных свойств | В. Личность |
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
1 | 2 | 3 | 4 |
Ответ: ____________________________________
В4. Восполните пробел в приведенной ниже схеме
В5. Завершите фразу: «Осознанный образ результата, на достижение которого направлена
деятельность, это ».
Ответ: _____________________________
В6. Найдите в приведенном ниже списке свойства человека, раскрывающие его социальную природу.
- Способность к совместной преобразовательной деятельности
- Стремление к самореализации
- Умение приспосабливаться к природным условиям
- Устойчивые взгляды на мир и свое место в нем
- Потребность в воде, пище, отдыхе
- Способность к самосохранению
Ответ: ___________________________
В7. Установите соответствие между типами потребностей человека, данными в первом столбце, и примерами их проявлений — во втором.
ТИП ПОТРЕБНОСТИ | ПРОЯВЛЕНИЕ |
1. Социальные потребности | А. Иметь хорошую семью |
2. Духовные потребности | Б. Иметь добрую славу о себе |
3. Материальные потребности | В. Иметь удобное жилье |
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
1 | 2 | 3 |
Ответ: __________________________
В8. Бригада строителей возводит жилой объект. Найдите в приведенном списке субъекты данной деятельности.
- Плотники
- Каменщики
- Строящийся дом
- Крановщики
- Подъемные краны
- Правила техники безопасности
- Строительные материалы
Ответ: _________________________________
В9. Установите соответствие между двумя списками, в одном из которых названы основные функции общения, а в другом они описаны.Отметьте в приведенном ниже списке отличительные характеристики человека.
ОПИСАНИЕ ФУНКЦИИ | ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ |
1. Организация совместной деятельности | А. Коммуникативная |
2. Обмен информацией | Б. Функция взаимодействия |
3. Восприятие друг друга и установление взаимопонимания | В. Функция межличностного познания |
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
1 | 2 | 3 |
Ответ: __________________________
В10. Ниже приведены характеристики общения как диалога, но допущены ошибки. Исключите их из списка.
а) Равноправие партнеров
б) Активность каждого участника
в) Уважение к мнению собеседника
г) Готовность к взаимопониманию
д) Стремление во что бы то ни стало переубедить соперника
е) Высокомерие
ж) Незнание имени собеседника
Ответ: ________________________________
В11. Найдите в приведенном ниже списке черты, свойственные только творческой деятельности.
- Доступность для использования
- Уникальность
- Практическая значимость
- Воспроизводимость образца
- Принципиальная новизна
Ответ: _________________________________
В12. Установите соответствие между видами деятельности, данными в первом столбце, и их характеристиками, данными во втором.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
1. Деятельность в воображаемой ситуации | А. Труд |
2. Практическая полезность | Б. Учение |
3. Нацеленность на получение знаний | В. Игра |
4. Замещение реальных объектов условными | |
5. Преобразовательная направленность |
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Ответ: _______________________________
В13. Завершите фразу:
«В основе потребностей человека лежат ...»
Ответ: ________________________________________________________________
В14. Найдите в приведенном ниже списке отличительные
характеристики человека.
1)существо биологическое
2)сознательно выдвигает цели деятельности
3)живет среди себе подобных
4)обладает способностью к творчеству
5)производит орудия труда с помощью других орудий
6)обладает врожденными инстинктами самосохранения
Цифры в ответе запишите в порядке возрастания.
Ответ: __________________________.
В15. Установите соответствие между видами потребностей человека
и их конкретными примерами: к каждой позиции, данной в
первом столбце, подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
Примеры потребностей | Виды потребностей |
1) пища | А) социальные потребности |
2) престижная работа | |
3) общение | Б) биологические потребности |
4) сон и отдых |
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
1 | 2 | 3 | 4 |
Ответ: ______________________
В16. Установите соответствие между видами деятельности и
особенностями их проявления: к каждой позиции, данной в
первом столбце, подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ | ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
1) создание необходимых людям благ | А) игра |
2) наличие воображаемой обстановки | Б) общение |
3) обязательное использование языка | В) труд |
4) необходимость специальной подготовки |
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
1 | 2 | 3 | 4 |
Ответ: ______________________
В17. Социальными характеристиками человека обусловлены его
потребности … (Обведите цифры, под которыми указаны верные
позиции)
- в трудовой деятельности
- во сне
- в отдыхе
- в созидании
- в пище
- в социальной активности
- в воздухе
- в воде
- в общении с другими людьми
Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.
Ответ: ___________________
В18. Назовите понятие, соответствующее определению.
_________ - это человек как носитель сознания, наделённый
рядом важных социальных свойств: способностью обучаться,
трудиться, общаться с себе подобными, участвовать в жизни
общества, иметь духовные интересы, испытывать сложные
чувства и т.д.
Ответ: __________________
В19. Назовите понятие, соответствующее определению.
_________ - это самые простые заученные движения,
выполнение которых не требует специальных усилий, например,
бытовые действия: застёгивание пуговиц, причёсывание,
шитьё, действия ножом и вилкой за едой и т.д.
Ответ: ___________________
В20. Назовите понятие, соответствующее определению.
Самостоятельное использование целых систем освоенных
человеком навыков, сознательная группировка их в
определённой последовательности, оценка результатов
действий, способы действий - _______.
Ответ: ____________________
В21. Вставьте слова вместо пропусков.
Науки антропология, анатомия, физиология, биохимия и т.д.
изучают человека как ____________ (1) организм. Человек как
______________ (2), как субъект _______________ (3) жизни –
предмет изучения психологии, философии, социологии, этики,
педагогики, правоведения и других наук.
Ответ: 1 _________________, 2 ________________, 3 ______________
В22. Назовите понятие, соответствующее определению.
Сочетание способностей, которое обеспечивает возможность
творческого выполнения какой-либо деятельности, называется
_______________ к данной деятельности.
Ответ: __________________
В23. Вставьте слова вместо пропусков.
Как вы думаете, что Л.Н. Толстой считал проявлениями страха
перед своей совестью?
- пьянство
- курение
- болтливость
Ответ: ______________
В24. Назовите понятие, соответствующее определению.
_________ - это акт нравственной деятельности,
нравственного поиска, который выражается в сознательном
предпочтении определённой системы жизненных ценностей,
линии поведения.
Ответ: ______________
В25. «Зачем я живу? Какова цель моего существования? Как я
должен жить, чтобы моё существование наполнилось достойным
содержанием?» Задавая себе эти вопросы, человек имеет в
виду ______________.
Ответ: _______________
В26. Немецкий психолог и педагог Э.Шпрангер (1882-1963)
предложил типологию личности, включающую следующие типы:
религиозный, эстетический, политический, социальный,
теоретический, экономический.
Установите соответствие характеристик и типов личностей,
подставив в таблицу к цифре из левой колонки букву из
правой.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ТИП ЛИЧНОСТИ |
1)воплощает стремление к господству, к распределению социальных ролей, навязывает своё нормативное поле общения | А) религиозный |
2)тяготеет к общению в неролевой ситуации; в общении самовыражается. Ярко индивидуалистичен | Б) эстетический |
3)главное – общение с Абсолютом (Богом). Это общение становится ролью-призванием. Всё остальное приобретает второстепенное значение | В) политический |
4)для него общение – форма самоотдачи. Основная форма жизни – любовь. Вживаясь в объект любви, может принять любую форму жизнедеятельности | Г) экономический |
5)основа поведения – прагматическая ориентация. В общении стремится прежде всего к достижению пользы | Д) теоретический |
6)отличает всепоглощающая страсть к познанию. Не столько общается, сколько исследует объекты общения | Е) социальный |
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Ответ: ___________________
В27. Установите соответствие между науками, в той или иной мере,
в том или ином аспекте изучающими человека, и их кратким
описанием.
НАУКА | КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ |
1) анатомия | А) наука о строении организмов |
2) педагогика | Б) наука ос наиболее общих законах развития природы, общества и сознания |
3) философия | В) наука о функциях, отправлениях организма |
4) социология | Г) наука о биологической природе человека |
5) физиология | Д) наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности |
6) антропология | Е) наука, изучающая входящие в состав организмов химические вещества |
7) психология | Ж) наука об обществе, отношениях людей и групп в нём |
8) биохимия | З) наука о воспитании и обучении |
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Ответ: __________________
В28. Установите соответствие между некоторыми способностями и их проявлениями (результатами).
СПОСОБНОСТИ | ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ (РЕЗУЛЬТАТЫ) |
1) организаторские | А) успешная организация учебной деятельности |
2) художественные | Б) изобретение устройства для подъёма больших грузов |
3) технические | В) сплочение коллектива сотрудников фирмы, эффективно выполняющего производственную программу |
4) педагогические | Г) создание популярной музыки |
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
1 | 2 | 3 | 4 |
Ответ: _________________
В29. Какие существуют две основные оценочные точки зрения на
человека:
- оптимистическая
- синтетическая
- экономическая
- политическая
- пессимистическая
- художественная
Ответ: __________________
В30. Какие две основные стороны составляют сущность человека:
- классовая
- биологическая (природная)
- космическая
- социальная
- экономическая
- мистическая
Ответ: ___________________
В31. Отметьте, какие понятия входят как составные части в
продуктивную человеческую деятельность:
- неизменность
- бессознательные движения
- активность
- взаимодействие
- бесцельность
- следование инстинкту
- сознательное изменение
- целенаправленность
- реализация себя.
Ответ: ________________
В32. Выделите основные виды деятельности по содержанию:
- боевая
- трудовая
- игровая
- учебная
- медицинская
- коммерческая
Ответ: _________________
Часть 3. Задания уровня С.
С1. Назовите не менее трех особенностей человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального.
С2. Человеческий ребенок в момент рождения, по меткому выражению А. Пьерона, не человек, а только «кандидат в человека». Объясните, что имел в виду А. Пьерон, называя ребенка «кандидатом в человека»? Сформулируйте три суждения.
СЗ. Известно, что поведение животного в своих главных чертах генетически запрограммировано. Многие же инстинкты человека в результате общественной истории оказались расшатаны и стерты. По выражению А. Пьерона, «человечество освободилось от деспотизма наследственности». В чем проявляется свобода человека от «деспотизма ответственности»? Сформулируйте не менее трех утверждений.
С4. Постройте логическую цепочку, основанную на высказывании русского публициста и критика В.Г. Белинского: «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни».
Объясните, какую роль в жизни человека играют интересы, цели, деятельность? Какова связь между ними?
С5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. ... машина не цель. Самолет — не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг. ... Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу — прокладывали железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям.
Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека — создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий... Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным — уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития — уже не машина. Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина — пользуясь ею, постепенно о ней забываешь.
А. де Сент-Экзюпери. Планета людей
- Найдите в тексте любые три примера преобразовательной деятельности людей.
- Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две
отличительные черты деятельности человека. - Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин считать творческим? Аргументируйте свой ответ с помощью текста. Дайте определение творческой деятельности.
- Что является конечной целью преобразовательной деятельности чело
века, по мнению автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.
С6. Конфликт между убеждениями и непосредственными интересами подстерегает человека на каждом шагу: убеждение в том, что нужно говорить правду, и нежелание обидеть человека; убеждение в том, что нужно прийти на помощь человеку, который подвергся нападению, и опасение, что, оказывая помощь, можешь пострадать сам...
Продолжите этот перечень. О каких типах конфликтов в данном случае идет речь? Те ли это конфликты, которых следует избегать? В чем вы видите проявление сознательного и бессознательного в данном примере?
С7. Отто фон Бисмарк писал: «Свобода — это роскошь, которую не каждый может себе позволить».
Согласны ли вы с автором? Почему?
Как соотносятся свобода и необходимость? Ответ подтвердите примерами.
С8. Выберите одно из предложенных ниже высказываний. В бланке
ответов № 2 запишите полный номер выбранного вами задания,
перепишите содержание высказывания, а затем дайте
развернутый ответ.
Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу
поднятой проблемы. В ответе следует использовать
соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь
на факты общественной жизни и собственный жизненный опыт,
привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.
1) «Человек вне общества — или бог, или зверь». (Аристотель)
2) «Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое
«как». (Ф.Ницше)
3) «Человек есть принципиальная новизна в природе». (Н.Бердяев)
4) «Человек – не вещь, а живое существо, которое
можно понять только в длительном процессе его развития. В
любой миг своей жизни он еще не является тем, чем может
стать, и чем он, возможно, еще и станет» (Э. Фромм)
ОТВЕТЫ
Уровень А
№ задания | ответ |
1 | 3 |
2 | 2 |
3 | 2 |
4 | 1 |
5 | 4 |
6 | 3 |
7 | 4 |
8 | 1 |
9 | 4 |
10 | 4 |
11 | 1 |
12 | 1 |
13 | 3 |
14 | 2 |
15 | 2 |
16 | 3 |
17 | 1 |
18 | 1 |
19 | 1 |
20 | 2 |
21 | 4 |
22 | 1 |
23 | 1 |
24 | 3 |
25 | 2 |
26 | 1 |
27 | 4 |
28 | 3 |
29 | 2 |
30 | 4 |
31 | 2 |
32 | 1 |
33 | 3 |
34 | 2 |
35 | 2 |
36 | 1 |
37 | 1 |
38 | 4 |
39 | 1 |
40 | 3 |
41 | 1 |
42 | 4 |
43 | 4 |
44 | 4 |
45 | 2 |
46 | 2 |
47 | 4 |
48 | 4 |
49 | 4 |
50 | 2 |
51 | 2 |
52 | 2 |
53 | 4 |
54 | 1 |
55 | 1 |
56 | 1 |
57 | 2 |
58 | 3 |
59 | 2 |
60 | 2 |
61 | 1 |
62 | 1 |
Часть 2. Уровень В
№ задания | ответ |
1 | деятельность |
2 | творчество |
3 | В;Б;А |
4 | потребности |
5 | цель |
6 | 1,2,4 |
7 | 1-А;2-Б;3-В |
8 | 1,2,4 |
9 | Б;А;В |
10 | д),е) |
11 | 2,5 |
12 | В;А;Б;В;А |
13 | мотивы |
14 | 2,4,5 |
15 | БААБ |
16 | ВАБВ |
17 | 1,4,6,9 |
18 | личность |
19 | навыки |
20 | умения |
21 | 1)биологический, 2)личность, 3)общественной |
22 | Талантом |
23 | 1,2 |
24 | нравственный выбор |
25 | смысл жизни |
26 | В;Б;А;Е;Г;Д |
27 | А;З;Б;Ж;В;Г;Д;Е |
28 | В;Г;Б;А |
29 | 1,5 |
30 | 2,4 |
31 | 3,4,7,8,9 |
32 | 2,3,4 |
Часть 3. Уровень С.
С1. Правильный ответ может содержать следующие характеристики:
прямохождение;
развитая кисть руки;
сложноорганизованный мозг;
возможность видеть в трех измерениях;
пластичность потребностей.
Могут быть приведены другие характеристики.
С2. Правильный ответ может содержать следующие суждения, например:
человек — существо общественное, социальное, а не только биологическое;
понятия индивид — индивидуальность — личность представляют собой различные аспекты рассмотрения проблемы «человека», они различаются;
личностью человек становится в процессе социализации (воспитания, обучения, общения с себе подобными);
вне общества — общения с себе подобными, развитие мышления, речи невозможны.
Могут быть приведены и другие имеющие основание суждения.
СЗ. Правильный ответ может содержать следующие утверждения:
человек — существо общественное и сознательное;
в отличие от животного обладает целеполаганием; способность человека к творчеству не является наследственной; человек способен сознательно управлять своими инстинктами.
Допускаются иные формулировки ответа.
С4. В ответе должны присутствовать следующие позиции:
логическая цепочка: интерес — цель — деятельность — жизнь; интересы лежат в основе цели, цель определяет деятельность и смысл жизни;
цель — это то, ради чего предпринимаются действия, идеал желаемого результата, в основе нее лежат мотивы, обусловленные интересами;
мотивы — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей — биологических, социальных, идеальных;
особую роль в мотивации играют интересы — осознанные потребности, имеющие для людей существенное значение, именно они придают ценностный смысл деятельности человека.
Допускаются другие формулировки позиций, не искажающие смысла ответа.
С5. Содержание верных ответов на задания к тексту.
- Могут быть указаны: создание машин, орудий, механизмов, железных дорог, заводов, нефтяных скважин.
- В ответе могут быть указаны и проиллюстрированы с опорой на текст такие черты человеческой деятельности, как: целесообразность, практическая полезность, наличие результата; сознательный, продуктивный, преобразующий, общественный характер деятельности.
3) Правильный ответ должен быть утвердительным; аргумент:
автором описано появление нового, более совершенного качества результатов труда человека;
творческую деятельность следует определить как деятельность, в результате которой появляется нечто новое, ранее не существовавшее.
4) По мнению автора, «все это для того и создавалось, чтобы служить людям»; конечная цель любой преобразовательной деятельности — служение людям. Например: трудовая деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей людей.
Могут быть приведены и другие примеры.
С6 . Правильный ответ предполагает следующее:
возможен конфликт между желаниями и возможностями; между совестью и желанием; долгом и настроением и т.д.;
речь идет о внутренних конфликтах;
в данном случае речь идет о конфликте между неосознанными чувствами, интуицией, источником которых является совесть, и разумом (сознанием), подчас оценивающим наши добрые поступки как нецелесообразные, невыгодные, а подчас и глупые.
Иные формулировки допускаются без искажения смысла.
С7. При утвердительном ответе на первый вопрос следует указать, что свобода — это возможность выбора способа действия для достижения какой-либо цели, которая зависит от человека, его образования, воспитания, установок, мотивов, интересов.
Во втором ответе следует дать определения свободы и необходимости в деятельности человека. Необходимость — это зависимость личности от объективных обстоятельств. Свобода человека предполагает его ответственность перед обществом за свои действия и поступки. Например, опоздание на занятия влечет за собой порицание, нарушение правил дорожного движения чревато последствиями. По мере развития свободы мера ответственности увеличивается. Сегодня происходит смещение центра тяжести ответственности с коллектива на личность. При ответе на второй вопрос одинаково важны как владение понятиями обществоведческого курса, так и их применения для анализа конкретных ситуаций (примеров).
Предварительный просмотр:
ОТВЕТЫ
Уровень А
№ задания | ответ |
1 | 3 |
2 | 2 |
3 | 2 |
4 | 1 |
5 | 4 |
6 | 3 |
7 | 4 |
8 | 1 |
9 | 4 |
10 | 4 |
11 | 1 |
12 | 1 |
13 | 3 |
14 | 2 |
15 | 2 |
16 | 3 |
17 | 1 |
18 | 1 |
19 | 1 |
20 | 2 |
21 | 4 |
22 | 1 |
23 | 1 |
24 | 3 |
25 | 2 |
26 | 1 |
27 | 4 |
28 | 3 |
29 | 2 |
30 | 4 |
31 | 2 |
32 | 1 |
33 | 3 |
34 | 2 |
35 | 2 |
36 | 1 |
37 | 1 |
38 | 4 |
39 | 1 |
40 | 3 |
41 | 1 |
42 | 4 |
43 | 4 |
44 | 4 |
45 | 2 |
46 | 2 |
47 | 4 |
48 | 4 |
49 | 4 |
50 | 2 |
51 | 2 |
52 | 2 |
53 | 4 |
54 | 1 |
55 | 1 |
56 | 1 |
57 | 2 |
58 | 3 |
59 | 2 |
60 | 2 |
61 | 1 |
62 | 1 |
Часть 2. Уровень В
№ задания | ответ |
1 | деятельность |
2 | творчество |
3 | В;Б;А |
4 | потребности |
5 | цель |
6 | 1,2,4 |
7 | 1-А;2-Б;3-В |
8 | 1,2,4 |
9 | Б;А;В |
10 | д),е) |
11 | 2,5 |
12 | В;А;Б;В;А |
13 | мотивы |
14 | 2,4,5 |
15 | БААБ |
16 | ВАБВ |
17 | 1,4,6,9 |
18 | личность |
19 | навыки |
20 | Умения |
21 | 1)биологический, 2)личность, 3)общественной |
22 | Талантом |
23 | 1,2 |
24 | нравственный выбор |
25 | смысл жизни |
26 | В;Б;А;Е;Г;Д |
27 | А;З;Б;Ж;В;Г;Д;Е |
28 | В;Г;Б;А |
29 | 1,5 |
30 | 2,4 |
31 | 3,4,7,8,9 |
32 | 2,3,4 |
Часть 3. Уровень С.
С1. Правильный ответ может содержать следующие характеристики:
прямохождение;
развитая кисть руки;
сложноорганизованный мозг;
возможность видеть в трех измерениях;
пластичность потребностей.
Могут быть приведены другие характеристики.
С2. Правильный ответ может содержать следующие суждения, например:
человек — существо общественное, социальное, а не только биологическое;
понятия индивид — индивидуальность — личность представляют собой различные аспекты рассмотрения проблемы «человека», они различаются;
личностью человек становится в процессе социализации (воспитания, обучения, общения с себе подобными);
вне общества — общения с себе подобными, развитие мышления, речи невозможны.
Могут быть приведены и другие имеющие основание суждения.
СЗ. Правильный ответ может содержать следующие утверждения:
человек — существо общественное и сознательное;
в отличие от животного обладает целеполаганием; способность человека к творчеству не является наследственной; человек способен сознательно управлять своими инстинктами.
Допускаются иные формулировки ответа.
С4. В ответе должны присутствовать следующие позиции:
логическая цепочка: интерес — цель — деятельность — жизнь; интересы лежат в основе цели, цель определяет деятельность и смысл жизни;
цель — это то, ради чего предпринимаются действия, идеал желаемого результата, в основе нее лежат мотивы, обусловленные интересами;
мотивы — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей — биологических, социальных, идеальных;
особую роль в мотивации играют интересы — осознанные потребности, имеющие для людей существенное значение, именно они придают ценностный смысл деятельности человека.
Допускаются другие формулировки позиций, не искажающие смысла ответа.
С5. Содержание верных ответов на задания к тексту.
- Могут быть указаны: создание машин, орудий, механизмов, железных дорог, заводов, нефтяных скважин.
- В ответе могут быть указаны и проиллюстрированы с опорой на текст такие черты человеческой деятельности, как: целесообразность, практическая полезность, наличие результата; сознательный, продуктивный, преобразующий, общественный характер деятельности.
3) Правильный ответ должен быть утвердительным; аргумент:
автором описано появление нового, более совершенного качества результатов труда человека;
творческую деятельность следует определить как деятельность, в результате которой появляется нечто новое, ранее не существовавшее.
4) По мнению автора, «все это для того и создавалось, чтобы служить людям»; конечная цель любой преобразовательной деятельности — служение людям. Например: трудовая деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей людей.
Могут быть приведены и другие примеры.
С6 . Правильный ответ предполагает следующее:
возможен конфликт между желаниями и возможностями; между совестью и желанием; долгом и настроением и т.д.;
речь идет о внутренних конфликтах;
в данном случае речь идет о конфликте между неосознанными чувствами, интуицией, источником которых является совесть, и разумом (сознанием), подчас оценивающим наши добрые поступки как нецелесообразные, невыгодные, а подчас и глупые.
Иные формулировки допускаются без искажения смысла.
С7. При утвердительном ответе на первый вопрос следует указать, что свобода — это возможность выбора способа действия для достижения какой-либо цели, которая зависит от человека, его образования, воспитания, установок, мотивов, интересов.
Во втором ответе следует дать определения свободы и необходимости в деятельности человека. Необходимость — это зависимость личности от объективных обстоятельств. Свобода человека предполагает его ответственность перед обществом за свои действия и поступки. Например, опоздание на занятия влечет за собой порицание, нарушение правил дорожного движения чревато последствиями. По мере развития свободы мера ответственности увеличивается. Сегодня происходит смещение центра тяжести ответственности с коллектива на личность. При ответе на второй вопрос одинаково важны как владение понятиями обществоведческого курса, так и их применения для анализа конкретных ситуаций (примеров).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА»
Цель урока:1. Познакомить учащихся с процессом работы художника над изображением человека2. Развивать навыки овладения техникой рисования3. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности4. Учить в...
Интегрированный урок естествознание и обществознание в 11 классе по теме Вирусы и их воздействие на человека. Ответственность человека.""
Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведь современный человек живет в многомерном пространстве культуры, и его быти...
ТЕСТ по экологии человека "Расы человека" для 8 класса
ТЕСТ по экологии человека "Расы человека" в картинках с ответами, для 8 класса.Можно использовать как для закрепления материала, так и для опроса....
Проверочная работа для 8 класса по темам: " Место человека в системе орг.мира. Эволюция человека. Клетка, ткани, системы органов человека".
Тест побиологии 8класс по темам: "Место человека в системе органического мира. Эволюция человека. Расы человека. Тстория развития знаний о строении организма человека. Клеточное строение организма. Тк...
Семинар по творчеству М. Горького «Всё в Человеке – все для Человека!» (по рассказу «Человек» и очерку «Рождение человека» из сборника «По Руси»)
Тема данного урока выбрана с учетом программы по литературе и биологии в 11-х классах. В ходе изучения пьесы М. Горького «На дне» обязательным является обсуждение темы «Споры о Человеке». Продолжить р...
Сочинение "Согласны ли вы с утверждением "Человек человеку-волк"? (к литературному направлению "Человек и общество" 2017г.)
Данное сочинение написано в рамках литературного направления "Человек и общество" 2017г....