Урок обществознания по теме "Семья"
план-конспект урока по обществознанию (11 класс)

Лыпко Оксана Валерьевна

Цели  урока:

Образовательные:  - показать роль семьи в жизни человека

- определить круг проблем, стоящих перед семьей в современном мире;

- рассмотреть тенденции развитии семьи, взаимоотношения семьи и государства

Развивающие: продолжить формирование  навыков и умений применения теоретических знаний в практических ситуациях; умений работать с источниками, анализировать их содержание на основе полученных знаний; коммуникативных навыков общения при работе в группе ; умения самостоятельно строить рассказ, опираясь на свои знания и источники.

Воспитательные: способствовать нравственному воспитанию, способствовать формированию у учащихся осознания важности и ценности семьи.

Тип урока: урок закрепления знаний

Форма урока: урок-практикум

Оборудование: мультимедийная презентация, видеоролик " Семья – это…", , раздаточный материал: тексты для работы в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obshchestvoznaniya_po_teme_semya.docx34.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обществознания по теме

"Семья"

11 класс

Учитель обществознания

                                                                                      Лыпко Оксана Валерьевна  


УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ПО ТЕМЕ: «СЕМЬЯ». 11 КЛАСС.

Цели  урока:

Образовательные:  - показать роль семьи в жизни человека

- определить круг проблем, стоящих перед семьей в современном мире;

- рассмотреть тенденции развитии семьи, взаимоотношения семьи и государства

Развивающие: продолжить формирование  навыков и умений применения теоретических знаний в практических ситуациях; умений работать с источниками, анализировать их содержание на основе полученных знаний; коммуникативных навыков общения при работе в группе ; умения самостоятельно строить рассказ, опираясь на свои знания и источники.

Воспитательные: способствовать нравственному воспитанию, способствовать формированию у учащихся осознания важности и ценности семьи.

Тип урока: урок закрепления знаний

Форма урока: урок-практикум

Оборудование: мультимедийная презентация, видеоролик " Семья – это…", , раздаточный материал: тексты для работы в группах.

Ход урока:

Оргмомент

Учитель: На всём протяжении  существования человечество сформировало ряд ценностей, значение которых очень велико, семья одна из таких ценностей.

И.Резник в своем Гимне семье сказал:

 Семья – любви великой царство.

В ней вера, праведность и сила.

Семья – опора государства,

Страны моей, моей России.

(Просмотр ролика  о семье)

На прошлом уроке мы познакомились с семьёй с точки зрения общественных наук. Сегодня на уроке мы постараемся систематизировать, углубить и закрепить полученные знания, использовать их в практических ситуациях.

- Предлагаю вспомнить что такое семья с точки зрения социологов.  Давайте выполним задание

 «Семья – это – основанная на _________ (1) и/или кровном родстве малая __________ (2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными ___________ (3) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный __________ (4), т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей, т.е. сексуальные отношения, деторождение и первичная ____________ (5) детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к ___________ (6) и лицам пожилого возраста».

Выберите из списка слова, которые необходимо вставить на места пропусков.

А) дети, Б) брак, В) социализация, Г) коллектив, Д) обязанности, Е) институт, Ж) отношения, З) группа, И) любовь, К) уважение.

Ответ: БЗДЕВА

Учитель: Семья исследуется социологами в двух аспектах: как малая социальная группа, объединяющая, в первую очередь, детей и родителей. И как социальный институт.

Семья как малая группа - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Семья как социальный институт – это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.

А теперь слово творческим группам, которые готовили скрайбинг-презентации.

1 группа готовила скрайбинг-презентацию на тему "Что семья даёт человеку?"

Что семья дает человеку? 

- Защиту;

- взаимопомощь;

- покой;

-продолжение рода;

- уважение;

- любовь;

- тепло и пр.

Что семья даёт государству? Слово второй группе.

 Что семья дает государству? (Видеоскрайбинг)

- граждан;

- защитников;

- работников;

- налогоплательщиков.

Выполним задание

Семья Василия К. состоит из семерых человек: он, его жена, двое его детей, его родители и бабушка. Доходы семейного бюджета формируются из заработной платы Василия и его жены, пенсии родителей и бабушки, а также из арендной платы за сдаваемую по договору найма квартиру бабушки. Средства расходуются в первую очередь на приобретение еды, одежды, лекарств, оплату транспортных и коммунальных расходов. Оставшиеся средства размещаются на депозите в банке, накопленные средства домочадцы планируют направить на открытие семейного бизнеса. Расходование средств планируется, при принятии решений о дорогостоящих покупках изучаются товары различных компаний, сравниваются по ценам и качеству.

К какому типу (в зависимости от численности) можно отнести эту семью? Какую функцию семьи иллюстрирует этот пример? Как называют такое поведение потребителя?

Какие типы семей вы ещё знаете? Какие функции семьи ещё можете назвать?

А теперь предлагаю обсудить состояние современной семьи и тенденции ее развития

Есть точка зрения, что семья сегодня находится в кризисе. В чём проявляется кризис семьи вы постараетесь ответить поработав с текстом документов и привлекая свои знания из курса обществознания. Это первая группа.

Вторая группа попробует найти ответ на вопрос: чем может помочь государство молодой семье?

Гостям нашего урока предлагаю поучаствовать в опросе

Кризис семьи отражает:

1. крушение семьи как социального института;

2. временные трудности, которые будут пережиты;

3. постепенный переход к новой форме семьи.

Результаты через документ-камеру

Предлагаю посмотреть как ответили старшеклассники на вопрос считают ли они что семья находится в кризисном состоянии. В опросе участвовало 30 человек. 

Результаты опроса старшеклассников о семье. (Слайд)

Слово группам.

Как итог нашей работы предлагаю составить синквейны.(Слайд) Как известно сегодня семья это семья нуклеарная. Кто входит в её состав?

1группа – синквейн муж

2группа – синквейн жена

3группа – синквейн дети

Домашнее задание: Планы по темам "Семья как социальный институт" и

"Семья как малая группа"

 Подведение итогов урока. Рефлексия. Выставление отметок

Завершим наш урок стихами:

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.


Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.


Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

(М. Лангер)

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

КАК СОСТАВИТЬ СИНКВЕЙН

Синквейн – это «стихотворение», состоящие из пяти строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме.

Порядок написания синквейна:

Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.

Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.

Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.


Документы для 1 группы
 

В чем, по мысли авторов, выражается кризис семейных отношений в современном обществе?

Кризис семьи в современном обществе

Семья являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни. Претерпевая изменения в области эмоционально-психологических функций, семья продолжает оставаться основным институтом социализации детей, несмотря на то, что переход от одних общественно-экономических отношений к совершенно противоположным вызывает растерянность, озабоченность людей, неуверенность в сложной современной ситуации.

Характеризуя современную семью, можно выделить основные ее особенности:

Ø преимущественное преобладание светских, гражданских браков; увеличение церковных браков;

Ø свобода заключения и расторжения браков;

Ø равноправие женщин и мужчин в браке;

Ø увеличение нуклеарных (бесплодных, не производящих детей) семей;

Ø в основном семьи одно - двухдетные; многодетной считается с тремя и более детьми, причем таких семей по статистическим данным всего 7 %.

Характеризуя современную семью, мы отмечаем также, что существенно меняется сфера занятости родителей. При сохранении традиционного разделения «мужского» и « женского» труда первый в массе своей (кроме деревень и малых городов)сведен к минимуму. Более трети матерей и отцов заняты в негосударственной сфере. Немало семей, где родители работают в коммерческих структурах. В таких семьях чаще всего главными ценностями являются деньги, материальное состояние. Появилось большое количество матерей-домохозяек. С одной стороны, это положительный факт (повышение контроля за детьми, уход за их здоровьем, повышенное внимание их образованию и развитию); с другой - сужение кругозора матери, замыкание ее интересов на домашних делах. Это не исключает возможности потери авторитета матери перед детьми. Зачастую они не обращаются к ней за советом, считая ее неспособной дать компетентные рекомендации. Тревожно, что отец при этом тоже не обретает статус советчика. Чаще всего эту роль в жизни ребенка играет сверстник или взрослый, более значимый, чем собственные родители. Да, дети нередко имеют более высокий уровень образования, возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют интересующими их занятиями, далеко не всегда заботясь об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает. На смену ему должен прийти авторитет личности родителей. Это означает, что роль семьи как института социализации снижается.

Кризис современной семьи связан с резким изменением социального фона, в котором она находится; с медленной адаптацией семьи к новым социально-экономическим условиям. Как следствие этого - реалии сегодняшнего дня:

Ø резкое снижение жизненного уровня малообеспеченных семей, повышение обеспеченности «богатых» семей. Естественно, это порождает неприязненное отношение детей друг к другу, возникновение ссор, зависти и пр.;

Ø появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений;

Ø резкое увеличение безнадзорных детей; Некоторая часть детей (около 5-6 %) вообще лишена семейного уюта. Заботу о них вынуждено брать на себя государство, создавая сеть общественных учебно-воспитательных, количество которых в стране постоянно увеличивается;

Ø рост детской преступности, при этом каждый третий подросток, нарушивший закон, имеет родителей-алкоголиков, которые не занимаются детьми, не контролируют их поведение;

Ø приобщение детей к алкоголю, наркотикам, проституции и другим формам половой распущенности;

Ø рост фактов подросткового и юношеского суицида и попыток к нему: причиной являются многочисленные психогенные ситуации в семье, в обществе сверстников;

Ø резкое падение авторитета родителей, рост конфликтности с ними.

 

Безусловно, современные семьи переживают сейчас не лучшие времена. В большинстве семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, но не духовное формирование и развитие детей. По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 минут, а в выходные - 30. Духовное общение родителей с детьми сводится в основном к контролю за учебой ребенка в школе, а сам контроль - выяснению того, какие оценки получены.

Кризис семьи в современном обществе становится все заметнее, а пути выхода из него пока не видны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию - воспитание детей. Причины такого кризиса лишь отчасти связаны с ухудшением экономической ситуации в стране, они имеют более общий характер. Большинство специалистов приходят к весьма пессимистическому выводу: мы начинаем расплачиваться за индустриальную цивилизацию, неизбежно ведущую к разрушению устоев, ухудшению нравов и человеческих отношений и в конечном итоге к гибели общества. Если это действительно так, то у нас призрачные шансы на лучшее будущее. Остается надеяться, что человеческая мудрость все же найдет выход и ситуация в семейном воспитании изменится к лучшему.

Тишкевич Ольга Владимировна

В чем, по мысли авторов, выражается кризис семейных отношений в современном обществе?

Проблемы кризиса современной семьи

Философ  Сорокин считает, что союз супругов становится всё более и более непрочным и всё легче и легче разрывается.

Доказательством служат многие факты :

1) Всё быстрее и быстрее растущий процент разводов и «разлучений от стола и ложа», 2) уменьшение самого числа браков, свидетельствующее о том, что всё больше и больше становится лиц, не желающих связывать себя современными узами «законного брака», 3) рост «внебрачных» союзов мужчины и женщины, 4) падение рождаемости детей, 5) освобождение женщины из-под опеки мужа и изменение их взаимных отношений, 6) уничтожение религиозной основы брака и 7) всё более и более слабая охрана супружеской верности и самого брака государством. Эти факты, если они действительно верны, достаточны для того, чтобы сказать: дальнейшее существование семьи в современных принудительных формах и в самом деле становится весьма трудным. Совокупность их для того, кто умеет понимать язык «безгласных» цифр, говорит о том, что современная семья переживает глубокий кризис.

Документы для 2 группы

Ответьте на вопрос:

Чем может помочь государство молодой семье?

Так получилось, что в нынешнее нестабильное политическое и экономическое время, молодая семья тоже находится в уязвимом положении. Расходы на покупку, ремонт и обслуживание жилища немаленькие, не всегда молодая семья в состоянии самостоятельно с этим справиться. На помощь приходит правительство.Чем может помочь государство молодой семье? . Правительством разработан комплекс мер по созданию благоприятных жилищных условий, финансовой поддержке матерей, а также множество региональных и местных программ. Итак, рассмотрим основные программы.

Чем может помочь государство молодой семье в плане жилья?

Разумеется самая большая проблема для молодой семьи это отсутствие жилища. Поэтому каждая пара старается в первую очередь решить этот вопрос. Для помощи с жилищем правительством разработана специальная программа. Суть программы заключается в компенсации государством определенной части стоимости приобретаемого жилья. Для всех этих программ есть ряд основных требований, а именно:

  1. Возраст обоих супругов должен быть меньше 35 лет.
  2. И супруги и дети обязательно должны быть гражданами России.
  3. Отец или мать одиночка также имеют право на участие в программе.
  4. Приобретаемое жилье должно находиться непосредственно в месте, где вы фактически проживаете.
  5. Семья ранее не участвовала в таких акциях.
  6. Обязательным основанием является то, что брак должен быть официальным и зарегистрированным юридически, гражданские пары к участию в программе не допускаются.
  7. Количество детей и их наличие не влияет на возможность участия в программе, но существенно влияет на сумму помощи.
  8. Пара не должна иметь никакого имущества, жилища, будь то дом, квартира или другое жилище.

Только при соблюдении всех вышеуказанных требований молодая семья может рассчитывать на участие в одной из программ.

Земельные участки молодым семьям

Одной из наиболее популярных программ для молодой семьи является возможность получения земельного участка под застройку. Для многих семей такая возможность это воплощение мечты и идеи всей жизни, построить самим свое жилище. Для получения земельного участка нужно подать в органы местного самоуправления указанный перечень документов. Площадь участка зависит от разных факторов, прежде всего от количества детей, размера дохода. Максимальный размер участка равняется 15 соток. Также важным аспектом является то, что застройка площадки под новый дом должна начаться не позднее чем через год с момента оформления земли.

Иначе участок могут отобрать и передать другой семье.

Помимо программ направленных на решение жилищных вопросов государство активно помогает в других сферах. Прежде всего, это выплаты за рождение второго и последующего ребенка. Также практически в каждом регионе и городе существуют местные программы. Узнать их условие и возможность предоставления можно в органах местного самоуправления.

Социальная организация: «Помощь молодой семье».

 Организация ведет просветительскую и консультативную деятельность, способствует объединению молодых семей для взаимной поддержки, решения насущных проблем, мобилизации сил за социальные права, занимается реализацией и защитой гражданских, экономических и социальных прав молодых семей, благотворительной деятельностью, оказывает моральную помощь молодым семьям, повышает значимость молодой семьи, материнства и отцовства. На данный момент занимается трудоустройством молодых семей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение теоретических знаний на практике через интеграцию экономики и обществознания на примере урока обществознания в 7 классе»

«Применение теоретических знаний на практике через интеграцию экономики и обществознания на примере урока обществознания в 7 классе» И.Н. КуренковаМуниципальное бюджетное общеобразовательное учре...

Тема предлагаемого методического проекта: «Использование методики квест - урока в преподавании уроков обществознания в 6 классах общеобразовательных учреждений по учебнику «Обществознание» 6 класс. Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М., Просвещение, 2

Тема предлагаемого методического проекта:«Использование методики квест - урока в преподавании уроков обществознания в 6 классах общеобразовательных учреждений по учебнику «Обществознание» 6 класс. Под...

Формирование и развитие УУД на уроках обществознания в основной школе (на примере урока обществознания в 6 классе «Закон на страже природы» по УМК Л.Н. Боголюбова)

Данная методическая разработка позволяет на практике реализовать основное требование ФГОС - формирование и развитие универсальных учебных действий через организацию самостоятельной познавательной деят...

Реферат по обществознанию "Коммуникативные УУД на уроках обществознания"

Этот реферат я разработала в период обучения на курсах, как  итоговую работу  по програме повышения квалификации. Возможно для кого-то эта работа окажется полезной....

Новые результаты оброзования как основа проектирования современного урока обществознания современного урока обществознания

Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности.     Признанным подходом в обучении выступает системно - деятельный, т.е....