Права для детей, обязанности - для взрослых?
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)
Разработка урока обществознания по теме "Права и свободы человека и гражданина"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prava_dlya_detey_obyazannosti_dlya_vzroslyh.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по обществознанию.
«Права для детей, обязанности – для взрослых?»
Цель урока: сформировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина в России, раскрыть значение российских и международных правовых документов.
Задачи урока
Обучающая:
Сформировать у учащихся понимание всеобщего характера тех прав, о которых говорится во Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка; показать способы их реализации и защиты в жизни.
Развивающая:
Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: развитие морального сознания и ориентировка в сфере нравственно-этических отношений; формирование коммуникативных действий, направленных на кооперацию — совместную деятельность (организация и планирование работы в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение).
Воспитательная:
Продолжить формирование у школьников интереса к нравственно-правовым вопросам; воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону.
Оборудование урока
Учебник; тексты документов: Конституция РФ, Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка; презентация, содержащая Международный Билль о правах человека.
Тип урока: комбинированный.
Формы урока: фронтальная, групповой урок – практикум.
Методы обучения: проблемного обучения
Форма контроля: выполнение заданий учащимися в группах с использованием ЭОР (презентация).
Основной учебник: Боголюбов, Л.Н. Обществознание. 7 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений, М: Просвещение, 2019.
Оборудование: компьютер и проектор, интерактивная доска, сопровождающая презентация.
Основные понятия: Декларация, Конституция, Конвенция, права ребёнка.
Понятия:
Ребенок, несовершеннолетний, Эпоха Просвещения, Лига Наций, Женевская декларация о правах детей 1924 г., Всеобщая декларация прав человека, ООН, Декларация о правах ребенка 1958 г., Конвенция о правах ребенка.
Умения:
Участвовать в обсуждении вопросов, предложенных учителем, вести дискуссию, приводить примеры, называть основные документы по правам ребенка.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Материалы к уроку: рабочий лист, образцы международных и российских документов по правам ребенка, таблички с определениями понятий, рисунки с образом ребенка.
На доске: дата, название темы, справочный материал.
Оформление класса: выставка документов и литература по правам ребенка, правовой уголок.
ТСО: компьютер, проектор.
Опережающее задание: сообщение на тему «Международные документы по правам ребенка 20 века»
План урока:
1 Приветствие. Мотивация.
2 Разминка.
3 Введение в новую тему.
4 Новая тема.
- лекция учителя
- сообщение учащегося
- дискуссия
5 Закрепление.
6 Заключительное слово учителя.
7 Рефлексия.
8 Домашнее задание.
План темы:
1 Кто такой ребенок?
2 Взгляд в историю (к вопросу о правах ребенка).
3 Международные документы в области защиты прав ребенка.
Приемы организации деятельности:
- Актуализация имеющихся знаний;
- Составление индивидуального и коллективного кластера;
- Заполнение таблицы по сообщению;
- Дискуссия
- Групповая и индивидуальная работа
- Рефлексия.
Ход занятия:
Класс делится на 4 группы.
Приветствие учащихся.
1. Подготовка к активной практической деятельности на основном этапе урока, формирование познавательной мотивации.
Урок начинается со стихотворения о детстве.
МИРОК
М. Цветаева
Дети — это взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук,
Дети — это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук.
Вечный беспорядок в золоте колечек,
Ласковых словечек шепот в полусне,
Мирные картинки птичек и овечек,
Что в уютной детской дремлют на стене.
Дети — это вечер, вечер на диване,
Сквозь окно, в тумане, блестки фонарей,
Мерный голос сказки о царе Салтане,
О русалках-сестрах сказочных морей.
Дети — это отдых, миг покоя краткий,
Богу у кроватки трепетный обет,
Дети — это мира нежные загадки,
И в самих загадках кроется ответ!
Я, думаю, вы догадались, о чем пойдет речь на уроке?
2 Разминка.
Задания по группам:
1 группа. Подумайте и запишите, какие ассоциации (представления) возникают у вас при слове «ребенок».
2 группа. Придумайте и запишите, на что похожи дети (образ)
3 группа. Творческое задание. Скульптура о детстве.
4 группа. Подумайте и запишите, чем дети отличаются от взрослых.
Ответы выслушиваются и вывешиваются на доске.
Опрос.
3 Введение в новую тему.
Слово учителя:
Таджикский поэт 13 века Саади говорил:
«Хоть, превратившись в удальца,
Ты валишь всех шутя,
Для матери и для отца
Ты все еще дитя».
В словаре Ожегова встречается следующее определение
слова «ребенок» «Мальчик или девочка в раннем возрасте, до отрочества» Так как же долго длится детство, и каковы они временные рамки детского возраста? Давайте попробуем определить.
Далее работа строится над формулированием понятия «ребенок» и определением возрастных границ детского возраста. Каждая группа предлагает свое определение.
Учащиеся определяют временные рамки детства – от рождения до 18 лет.
Записывается определение
«Ребенок - человеческое существо до 18 лет».
Какие синонимы есть у слова ребенок?
(несовершеннолетний, дитя, подросток, отрок.)
Беседа с учащимися.
-Что необходимо ребенку?
Работа обсуждается в группах, по ответам учащихся составляется кластер на доске.
-Итак, вам, как и взрослым, необходимо жить, развиваться, быть под защитой. А чтобы иметь все, что вы назвали важно иметь права и свободы. Вспомним что это такое.
Учащиеся дают определения и сравнивают с тем, что записано на доске. (учитель вывешивает ответы на доске)
- Основной закон нашего государства – Конституция определяет, что каждый человек имеет права и свободы, и никто не может быть их лишить.
-А есть ли права у ребенка? Какие права вы знаете?
-А для чего нужны ребенку права?
-Кому важнее знать права ребенка: ему самому или взрослому человеку?
(Дети обладают всеми правами и свободами человека, однако требуют особой защиты в силу своего возраста, положения, и имеют меньшие возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди).
-А всегда ли существовали права у ребенка?
-Приведите факты из истории, подтверждающие ваше мнение.
Учитель называет тему занятия, определяет цель и задачи.
-Сегодня на нашем занятии вы должны узнать о том, как развивалась история идеи о правах ребенка. Познакомимся с основными международными документами по правам ребенка, принятыми в разные годы 20-го века. А также поговорим о том, как в современном мире обстоит проблема с соблюдением прав ребенка.
Записать тему урока.
А)
Лекция об истории развития идеи о правах ребенка.
-Итак, давайте обратимся к истории. Еще в древней Спарте ребенок, рожденный калекой, слабым, хилым был приговорен к смерти, их сбрасывали с высокой скалы. В других государствах детей считали маленькими взрослыми, которые ничего не умели и ничего не могли. Детей при переписи населения даже не учитывали , так как у них было мало шансов выжить. История свидетельствует, что до 4 в нашей эры новорожденных топили, выбрасывали в расщелины, приносили в жертву богам во время религиозных церемоний. Вплоть до 19 века жестокие методы выхаживания младенцев, болезни, антисанитария были причинами высокой смертности у детей. В 17-19 веках дети становятся объектом эксплуатации (см на доску). Их заставляли трудиться на фабриках наравне со взрослыми. Дети выполняли работу по 10-14 часов в день, но оплачивался их труд в несколько раз ниже.
Эпоха Просвещения (смотреть на доске) изменила отношение не только к человеку, но и к ребенку. Именно тогда Ж Ж Руссо- знаменитый французский мыслитель, произнес «Ребенок должен быть ребенком», отстаивая право на детство, идею о том, что отношение к ребенку должно быть как к человеку, который только учится жить, думать, познавать мир. Но лишь в начале 20 века идея о правах ребенка нашла свое отражение в умах лучших людей планеты.
Вопросы к учащимся.
-Как вы понимаете фразу «Ребенок должен быть ребенком?».
-Что могут, должны сделать взрослые, чтобы дети себя чувствовали детьми?
Выполнение задания.
-На ваших столах лежат рабочие листы, давайте прочитаем текст и выполним задание №1.
Из выступления Эллы Памфиловой, уполномоченный по правам человека, на встрече с президентом России В В Путиным (2005, июль).
«Ежегодно численность детей в общей доле населения сокращается больше, чем на миллион, и сейчас детей до 14 лет в 2,5 раза меньше, чем пенсионеров. В течении десятилетия на 40% выросла смертность среди 15-19-летних и младенческая смертность в 1,5-2 раза выше, чем в развитых странах. Несокращающиеся масштабы детской безнадзорности, социального сиротства (дети – чьи родители лишены родительских прав, находящиеся в детских домах) и правонарушения несовершеннолетних, уровень произвола и семейного насилия, преобладание бедных семей с детьми.»
Какие проблемы названы в тексте?
Попытайтесь в группе определить причины этих проблем?
проблема | Причина проблемы |
Сделайте вывод по вашей работе.
Учащиеся называют причины этих явлений, называя экономические причины, социальные проблемы, кризис семейных отношений, рост преступности и делают вывод, что для разрешения этих проблем о необходимо, чтобы государство, мировое сообщество принимали законы, защищающие детей, их права.
Б) Сообщение учащегося.
20 век подарил человечеству множество важных и нужных законов, в том числе тех, что касаются прав человека и ребенка. Давайте познакомимся с сообщением вашего одноклассника, который расскажет вам о некоторых из этих документах.
Сообщение учащегося на тему «Международные документы по правам ребенка 20 века». По ходу сообщения вам необходимо заполнять таблицу из задания №2.
Учащиеся слушают сообщение одноклассника и в рабочем листе выполняют задание.
Задание №2.
Задание. Заполните таблицу «Законодательные акты ХХ века о юридических гарантиях прав ребёнка».
дата | Название правовых документов по защите прав ребенка |
В результате работы они самостоятельно делают вывод о наиболее важных международных юридических документах ХХ века, защищающих права ребёнка.
ОПРОС.
В) Дискуссия
Задание в рабочем листе№3.
Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка. Другой «мудрец», но юный, сумел познакомиться с Конвенцией и понял ее так: я – ребенок, мне все можно. Чуть что - сразу в крик: « Не имеете права!».
Каково ваше отношение к тем, кто хорошо усвоил свои права и ничего не знает о своих обязанностях? Что подразумевал мудрец Ювенал под детством и уважением к нему?
Направляющие вопросы учителя:
Что будет, если у людей будут только права?
Что важнее права или обязанности?
Почему необходимо проявлять уважение к детям?
Именно в детстве закладывается все то, что в дальнейшем определяет будущее человека: его способности, привычки, представления о людях и окружающем мире, правилах по которым живет общество. Поэтому задача взрослых сделать все, чтобы ребенок жил и развивался и в будущем был хорошим человеком и гражданином.
Принцип единства прав и обязанностей является важнейшим. Права и свободы человека и гражданина возможны только при осуществлении каждым своих обязанностей.
В нашей школе ежегодно проводится научно-практическая конференция, участниками которой стали ваши одноклассники. Тема их выступления «В мире прав ребенка». Ребята решили выяснить, а что знают наши гимназисты о своих правах и обязанностях и пришли к очень интересным выводам. Давайте вместе посмотрим презентацию, а по окончанию вы можете задавать вопросы и прокомментировать результаты мини-исследования.
Просмотр и обсуждение.
5 Закрепление.
Выполните задание №4 в группе. Какое из высказываний вы бы взяли в качестве эпиграфа урока? Почему?
Годы детства – это прежде всего воспитание сердца.
В.А. Сухомлинский.
Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основа всему будущему нравственному человеку.
Н. В. Шелгунов.
Детству следует оказывать глубочайшее уважение.
Ювенал.
- Заключительное слово учителя.
Каждый год 20 ноября во всех странах мира проводятся мероприятия в рамках Дня ребёнка. В ХХ веке всё громче и громче слышен зов мировой общественности о защите детства. Проблема обеспечения достойного существования детей является в настоящее время глобальной. Разумеется, в разных государствах, в разных социальных условиях положение детей неодинаково. В экономически развитых странах на первый план выдвигаются вопросы о полноценном развитии ребёнка как члена общества, о его взаимоотношениях с миром взрослых, о создании условий для самореализации детей. Детская наркомания, жестокое обращение с младшими членами семьи, беспризорность- эти и другие негативные явления распространены и сейчас, в XXI веке. Для их искоренения и недопущения повторения, необходимо повышать правовую культуру не только взрослых, но и детей. Знающие свои права, не допустят их нарушения, человек, наделенный правами, осознающий их значимость для себя, обязательно берет на себя ответственность за соблюдение прав других людей. А значит, зла в нашем обществе станет меньше, и реже мы будем видеть слезы и боль в глазах детей, а будущее будет безоблачным.
7 Рефлексия.
Составьте коллективное обращение
1,2 группы к детям
3,4 группы к взрослым о правах ребенка.
Мы обращаемся ко всем взрослым (детям) планеты
-уважайте…
-не допускайте…
-не забывайте…
-не нарушайте…
-от нас (вас) зависит…
Домашнее задание.
Творческое задание по выбору (написание статьи в газету, составление листовок или информационных плакатов, сообщение по теме и т.д)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для родительского собрания " Право быть родителем, обязанность стать хорошим родителем."
Эта беседа может быть проведена при первой встрече с родителями пятиклассников. А также может быть интересна родителям ребенка от года и до бесконечности......
Классный час в 5 классе на тему «Права ребёнка. Тренинг «Мы, наши права и наши обязанности».
Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества....
Урок права, 10 класс "Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека в РФ"
Урок включается в раздел "Конституционное право" учебной дисциплины "Право" 10 профильный класс. Основным понятием урока является понятие "конституционный статус гражданина". Урок разработан с у...
Права детей-обязанности родителей
Берегите своих детей,Их за шалости не ругайтеЗло своих неудачных днейНикогда на них не срывайте.Не сердитесь на них всерьез,Даже если они провинились,Ничего нет дороже слез,Что...
Исследовательская работа «Дети имеют право….,но и обязанность»
Выбранная тема исследования является актуальной для современного общества. Цель и задачи исследовательской работы адекватны её теме. Работа отличается логичностью изложения, оформлена в соответствии с...
Воспитательский час: «Без прав не бывает обязанностей, без обязанностей не бывает прав!»
В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особых заботе ...
Работа с детьми "группы риска": «Без прав не бывает обязанностей, без обязанностей не бывает прав!»
В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особых заботе ...