ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НАПИСАНИЯ ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
методическая разработка по обществознанию
Показателем овладения содержания обществоведческого образования на высоком уровне является умение творчески применять полученные знания, формулировать собственные обоснованные суждения, целостные высказывания, аргументированную позицию по сложным содержательным проблемам. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического характера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Данное задание позволяет проверить качественное овладение содержанием курса обществознания и сложными интеллектуальными умениями: делать выводы, логично и последовательно излагать свои мысли, применять теоретические знания для обоснования социальных явлений и процессов, использовать знания в воображаемых жизненных ситуациях. Таким образом, умение написать эссе по курсу "Обществознание" соответствует государственному стандарту и существующим программам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НАПИСАНИЯ ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
Ю.Ю. Накимова , учитель истории и обществознания МАОУ лицея №17 г. Ставрополь
Показателем овладения содержания обществоведческого образования на высоком уровне является умение творчески применять полученные знания, формулировать собственные обоснованные суждения, целостные высказывания, аргументированную позицию по сложным содержательным проблемам. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического характера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Данное задание позволяет проверить качественное овладение содержанием курса обществознания и сложными интеллектуальными умениями: делать выводы, логично и последовательно излагать свои мысли, применять теоретические знания для обоснования социальных явлений и процессов, использовать знания в воображаемых жизненных ситуациях. Таким образом, умение написать эссе по курсу "Обществознание" соответствует государственному стандарту и существующим программам.
Практика преподавания обществоведческих дисциплин позволяет выработать некоторые рекомендации, которые помогают ученикам овладеть приемами и способами написания эссе по обществознанию.
1. Выделить жанровые особенности эссе:
- наличие конкретной темы или вопроса;
- личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления;
-небольшой объем;
- свободная композиция;
- непринужденность, свободное владение темой;
- многоаспектный взгляд на явление;
- парадоксальность;
-внутреннее смысловое единство; согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость тех суждений, в которых выражена личная позиция;
- открытость; оно не претендует на полный законченный анализ.
Успешно написать эссе могут те ученики, которые способны применять обществоведческие знания в новой ситуации, имеют собственную позицию по ключевым проблемам курса и умеют убедительно, аргументированно ее излагать и отстаивать, выражать собственные оценки и формулировать целостные, внутренне непротиворечивые высказывания. В классах среднего звена происходит обучение развернутому ответу с элементами аргументации. Развернутое аргументированное суждение — необходимый элемент эссе.
2.В структуре эссе по обществознанию можно определить несколько элементов:
– Вступление. В нем должно присутствовать собственное отношение к выбранной теме и выделена в ней ключевая идея. Начинать эссе можно с ясного и четкого определения личной позиции, т. е. высказать свое согласие или несогласие с утверждением автора афоризма, высказывания, или свое неоднозначное мнение. Далее уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Важно определить его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определяет ее содержание и сущность;
– Тезисы и аргументы. Они должны отражать личную позицию и иметь в своей основе научный подход. Количество тезисов и аргументов зависит от темы, противоречивости высказывания, избранного плана, логики развития мысли. Но оно должно быть достаточным для убедительности, доказательства своего мнения и в то же время не перегрузить изложение, выполненное в жанре, где важны краткость и образность;
– Заключение. Здесь необходимо подвести итоги всего рассуждения, сделать обобщенные выводы.
Ученикам дается схема построения предложений: "Я считаю (думаю, полагаю и др.), что … , так как ..."; "Я думаю, что это (поступок, явление, ситуацию) можно оценить как … , потому что …". Данные схемы позволяют им выполнять и более сложные задания, предлагающие дать суждения по предложенному высказыванию, ситуации.
Затем вводятся понятия "тезис" и "аргумент", и учащиеся выделяют в текстах учебника, статьях, в своих ответах или в ответах других учеников тезис и аргументы. Аргументами будут являться факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и социальный опыт, научные доказательства, ссылки на мнения ученых и др.
3.Подобная структура эссе определяется предъявляемыми к нему общими требованиями:
- эссе должно быть небольшим по объему, но достаточно аргументированным для объяснения своей позиции;
- эссе должно иметь логическое композиционное построение;
-эссе должно показывать, что автор знает и корректно использует теоретические понятия, обобщения, факты и идеи, соотносит их с собственной позицией и социальным опытом;
-эссе должно соответствовать той базовой науке, к которой отнесена конкретная проблема.
Важным элементом в практической работе учителя остается оценивание и критерии оценивания эссе. В выработанной "Инструкции по проверке работ учащихся по обществознанию формата ЕГЭ" определены критерии оценивания задания 29 (эссе по обществознанию). При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:
- раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий ;
-аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни и/или собственный опыт.
В практике преподавания обществознания эссе рассматривается как один из наиболее эффективных способов и организации учебной деятельности старшеклассников, и контроля усвоения изученного материала. И систематическое применение данной формы работы на уроках и во внеурочное время поможет учащимся проявить свои творческие способности и продемонстрировать уверенное знание курса.
Литература:
Единый государственный экзамен: обществознание: задания для подготовки / А. Ю. Лазебникова, Л. Н. Боголюбов, М. Ю. Брандт и др. — М.: Просвещение, 2006.
ЕГЭ 2007. Обществознание. Репетитор. — М.: Просвещение, Эксмо, 2007.
Алехина Ю. Сочинение по обществознанию? Почему бы и нет? // История и обществознание для школьников. — 2002. —№ 2.
Зимин Ю. Сочинение — эссе по обществознанию: Первый опыт // История и обществознание для школьников. — 2003. —№ 3.
Киприянова Е. В. Как научиться писать эссе на "отлично"? // Преподавание истории и обществознания в школе. —2003. — № 9.
Цитович Т. Г. Формирование навыка написания эссе на уроках обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. —2003. — № 7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология подготовки учащихся к написанию эссе по обществознанию
Материал содержит общие рекомендации для учителя, памятки для учащихся, клише для написания эссе...
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Инновационный педагогический проект, представленный на региональный конкурс научно-исследовательских работ педагогов "Грани педагогического исследования" ...
формирование навыка написания эссе на уроках обществознания
мастер-класс (презентация, сопроводительный матерал) на тему "Формирование навыка написания эссе на уроках обществознания"...
научно-методическая статья по теме: ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НАПИСАНИЯ ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ У УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССОВ В РАМКАХ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НАПИСАНИЯ ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ У УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССОВ В РАМКАХ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА (К ПРОБЛЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ С9 (МИНИ-СОЧИНЕНИЯ) ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВ...
Формирование навыков написания эссе с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения)
Статья описывает правила и принципы написания эссе по английскому языку с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения), а также типичные ошибки при написании эссе такого типа....
Задание для тренировки навыков написания эссе для 9 классов
Задание для тренировки навыков написания эссе для 9 классов...
«Формирование умений и навыков при работе с заданиями повышенного и высокого уровня сложности при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию»
доклад для МО учителей гуманитарного цикла 2020...