Урок обществознания в 7 классе "Кто стоит на страже закона?"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему
В начале урока используется метапредметность "Задача", в ходе урока проходит работа с документами, Конституцией РФ, деловая игра "судебное заседание"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.docx | 56.78 КБ |
7_kto_na_strazhe.zip | 2.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Кто стоит на страже закона».
7 класс
Учитель истории и обществознания Тарасова В.И.
Дата проведения 15 декабря 2015 года
Цель урока:
Способствовать формированию правового сознания. сформировать у учащихся общее представление о правопорядке, о правоохранительных органах государства.
Задачи урока:
Учебная:
Осмысление, обобщение и закрепление полученных знаний; развитие умения критически мыслить, выделять главное, решать проблемные задания, доказывать свою точку зрения; работать с документами, участвовать в дискуссиях, формирование умений и навыков цивилизованной защиты своих прав.
Развивающая:
научить выделять главное, существенное в изучаемом материале, применять эти знание на практике (формирование компетенции)
Воспитательная:
формирование правовой культуры у детей, уважительного отношения к закону, к правам других людей, развитие коммуникативных компетенций учащихся через работу в группах.
Основные понятия: право, правопорядок, закон, правоохранительные органы.
Планируемые результаты
Предметные
Научатся: различать виды правовой ответственности;
определять понятия: «правоохранительные органы, правонарушение, полиция, адвокатура, прокуратура, таможня, ФСБ, суды.»
Получат возможность научиться: решать правовые задачи, высказывать собственное мнение, суждения.
Метапредметные УУД
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Личностные УУД
Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; проявляют заинтересованность в решении проблемных заданий всей группой; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом; адекватно понимают причины успешности/ не успешности учебной деятельности.
Ход урока.
Ситуация неожиданности
Дети рассаживают по группам: суд, адвокаты, прокуратура, таможня, полиция.
Здравствуйте ребята, уважаемые гости. Ребята вы любите месяц декабрь? За что? Да скоро самый любимый праздник Новый год. Это единственный праздник на земле, когда всем и все дарят подарки. Мне тоже захотелось подарить вам гостинцы. Можете угощаться.
Что, не хватило гостинцев? Я предлагаю вам поделить их между вашей группой, чтобы хватило всем.
Вам сейчас пришлось решить простенькую задачу.
Как часто вам приходится решать задачи в вашей жизни?
Посмотрите на презентацию, перед вами колесо жизни. Предлагаю вам решить некоторые жизненные задачи. например Задача «Иметь»- иметь хорошее здоровье, Задачи «быть», Задачи «делать», Задачи «знать».– продолжите.
Что такое задача?
Обратимся к словарю.
Слайд 2
Большой психологический словарь. Задача- вопрос, ответ на который представляет практический или теоретический интерес.
ЗАДАЧА — стоящая перед человеком цель, которую надлежит ему выполнить в определенных условиях.
Словарь Ожигова. Задача - это то, что требует исполнения, разрешения.
Современный толковый словарь русского языка. Задача - обстоятельства, затруднения, которые надо преодолеть.
Человечеству во все времена приходится решать самые разные задачи.
Послушайте пожалуйста притчу.
« Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его:
О, мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?» Мудрец на мгновение задумался и ответил:
«Ты глупый молодой дурак. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком невежествен». Услышав такое, молодой воин рассвирепел. « Да за такие слова я готов убить тебя!» - закричал он и выхватил меч из ножен, чтобы покарать мудреца. В это же мгновение мудрец сказал:
«Вот это и есть ад». После этих слов молодой воин вложил меч в ножны. « А вот это и есть небеса», заметил старец.
О чем эта притча?
Правильно о нас с вами. Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди… Одновременно с ними появились главные вопросы:
- что люди могут делать и чего не могут;
- что люди обязаны делать и чего не обязаны;
- на что люди имеют право и на что не имеют.
Каждый из нас проживая среди людей совершает поступки с целью доказать свою правоту или занять свое место в обществе. Часто это приводит к разногласиям. И поэтому важным для человечества является способность регулировать свое поведение.
Что придумали люди для урегулирования общественных отношений?
(Правила, определённый порядок)
Что такое право? (Право- это регулятор общественных отношений, система правил поведения гарантированных государством).
Что такое обязанность?
Обязанность – это то что мы должны беспрекословно выполнять.
Где закреплены наши основные права и обязанности?
(зафиксированы в Конституции РФ, в Декларации прав человека, Конвенции о правах ребёнка).
Всегда ли эти права соблюдаются. (ответы детей)
На столах у каждой группы есть карточки.
Задание называется «В шутку о серьёзном» ( по два задания у каждого)
Цель задания: определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. (время выполнения задания – 30 сек.)
Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на… (свободное передвижение)
Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост, нарушил её право на ….(личную неприкосновенность)
Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушил его право на… (неприкосновенность жилища)
Балда из сказки А.Пушкина «Сказание о попе и о его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на…(труд)
Царевич Иван из сказки «Иван Царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на… (владение имуществом)
В сказке «Иван Царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на…(жизнь и личную неприкосновенность)
Давайте сделаем вывод: для чего нам необходимы правила, законы?
Вывод: законы необходимы, чтобы был порядок! Законы важны для любого государства и необходимы гражданам.
Все государственные организации призваны заботиться о соблюдении законов в стране.
Всегда ли люди соблюдают законы?
О случаях нарушения правопорядка постоянно пишут в газетах, говорят по радио и в передачах телевидения. А если случилось ЧП или просто сложная жизненная ситуация с вами или вашими близкими? Что тогда делать?
Я предлагаю вам послушать куплет одной песни и попытаться задать тему урока.
Звучит песня «Наша служба и опасна и трудна»
Ученики выдвигают версии темы урока…
Записываем в тетрадь тему урока: «Кто стоит на страже закона?»
«Кто же стоит на страже закона?» - Как бы вы ответили на этот вопрос?
- Как вы думаете, какое общее понятие мы можем дать всем тем государственным структурам, что вы назвали?
Правильно, правоохранительные органы.
Какую цель нашего урока вы поставите? - познакомиться с правоохранительными органами РФ и функциями, которые они выполняют .
Я предлагаю составить кластер- высказать и зафиксировать свои предположения и ассоциации по теме урока.
Вопросы от групп заносятся на схему.
Что такое? Кто защищает закон и порядок?
Как добиться порядка?
правоохранительные органы Какие задачи решают
Как защищают?
Кого можно назвать стражами закона?
Суд, прокурор, адвокат, ФСБ, таможня, полиция. Это – правоохранительные органы. Именно они охраняют закон.
Какие задачи имеют все правоохранительные органы? -найдите ответ на стр 56 - защита правопорядка, пресечение противоправной деятельности.
Сегодня я предлагаю вам работать в группах: суд, адвокаты, прокуратура, таможня, полиция.
Попытайтесь создать свои правила для работы в группе на уроке.
Слушать и слышать друг друга;
Не перебивать, работать всем активно;
Не обижать и не обижаться;
Замолкать по знаку поднятой рук
У вас на столах карточки с заданиями. В течение 5 минут
Внимательно прочтите задания, изучите необходимый материал в учебнике., информацию о правоохранительных органах, обратитесь к статьям Конституции РФ. Решите практические задачи и ответите на вопросы:
Как и чем могут помочь нам с вами правоохранительные органы.
Вы будете представлять правоохранительные органы. Все сотрудники которых выглядят подтянуто и физически крепкие. В этих структурах должны служить здоровые, физически выносливые люди и в этом им помогают физические нагрузки и минуты отдыха.
Предлагаю провести минутку для здоровья.
Физминутка музыка «Утренняя зарядка»
Мы подзарядились и есть силы работать дальше? Тогда начинайте выполнять практическую работу.
1 группа. Суд.
Внимательно прочитайте (стр. учебника 57-59,
прочтите и обсудите статьи Конституции 46, 47, 118, 119, 120.
Расскажите как осуществлялся суд в Афинах. Что вам понравилось в Афинском суде?
Ответьте на вопросы:
Кто и как осуществляет правосудие в нашей стране?
Кто такой судья, кто работает в суде?
Кому подчиняются судьи?
Кто имеет право заставить выполнять решение суда?
Что такое презумпция невиновности?
Задача. Иванова после окончания юридического института назначили на должность судьи. Ему было 22 года. Законно ли данное назначение?
Попытайтесь сформулировать определение: СУД – это……
Учитель: - если дети сказали, то не говорить……….
Все государства в разные исторические эпохи стремились по-своему решить вопрос о справедливой организации правосудия.
Со временем был выработан принцип правосудия – презумпция невиновности:
« …обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке».
Именно от суда ждут принятия законного и обоснованного решения по делу. Это налагает особую ответственность – от решения суда всегда зависит человеческая судьба.
Согласно российским законам судьей может быть только человек, имеющий юридическое образование. Он должен быть честным, смелым, принципиальным, с твёрдым характером и развитым чувством справедливости. Но даже тому, кто соответствует перечисленным качествам, не удастся стать судьёй, если он совершил «порочащие его поступки».
( Вспомним слова одного литературного героя: «Береги платье с нову, а честь с молоду»).
Ст. 120 Конст. РФ гласит: «Судьи независимы и подчиняются только
Конституции РФ и закону». Это означает, что при рассмотрении конкретного дела никто и ничто не может заставить судью принять решение, которое противоречит закону и принципам справедливости. Вмешательство в деятельность суда, даже с добрыми намерениями ведет к нарушению законности.
Учитель
В настоящее время в нашей стране по Конституции РФ в судебную систему возвращен суд присяжных. ( Вводился по реформе 1864г. имп. Александром II; стремление водворить на земле «суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных»).
Суд присяжных состоит из профессионального судьи и 12 представителей народа, которых называют присяжными заседателями.
Суды присяжных рассматривают уголовные дела по тяжким и особо тяжким преступлениям. Выносят вердикт «виновен», «не виновен», «виновен, но заслуживает смягчения наказания». И только после этого судья определяет меру наказания. Особенность суда присяжных состоит в том, что решение по делу присяжные выносят, опираясь прежде всего на здравый смысл и жизненный опыт.
2 группа. Адвокаты, нотариусы
Внимательно прочитайте (стр. 56 учебника, статью Конституции 48, документ и ответьте на вопросы:
Кто и как осуществляет юридическую помощь в нашей стране?
Кто такой адвокат, кто может стать адвокатом?
Кто такой нотариус? Какие вопросы он решает?
Попытайтесь сформулировать определение: адвокат – это…
Задача. Несовершеннолетний Носов угнал машину. Это уголовное дело в суде рассматривалось без адвоката. Правильно ли поступил суд?
3 группа. Прокуратура.
Внимательно прочитайте (стр. 56 учебника, документ и ответьте на вопросы:
Каковы главные задачи прокуратур
Каковы функции прокуратуры?
Попытайтесь сформулировать определение: прокуратура – это…
Задача. Полицейский в квартире Иванова произвёл обыск, не предъявив никаких документов. Законны ли действия полицейского ?
Документ
Надзор за исполнением законов – главная функция прокуратуры.
Прокуратуры осуществляют надзор за исполнением Конституции РФ, уставов субъектов РФ, а также за исполнением законов субъектов РФ. Общим для всех надзорных функций является то, что органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением действующих на ее территории законов; уголовное преследование за совершение преступлений.
Прокурор вправе принять поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления.
Генеральный прокурор РФ вправе обратиться с предложениями об изменении, дополнении, отмене или принятии законов к любому органу или должностному лицу, правомочному вносить такие акты.
Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью преследует цель наиболее успешно осуществлять меры по выявлению, раскрытию, расследованию преступлений, принимать или рекомендовать компетентным органам меры по устранению обстоятельств, способствовавших их совершению
Учитель:
Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов. Органы прокуратуры возбуждают уголовные дела, поддерживают обвинение в суде и представляют государственные интересы в судебном процессе.
4 Группа таможня, ФСБ
Изучите документы, ответьте на вопросы:
Каковы главные задачи таможни?
Каковы функции ФСБ?
Документ № 1
Таможня осуществляет проверку документов и сведений, необходимых для таможенных целей;
Проводит таможенный досмотр, учет товаров и транспортных средств; осматривает территории, помещения и места, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю,
Осуществляет контроль за достоверностью сведений, представляемых для таможенных целей, за доставкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, и документов на них в места, определенные таможенными органами.
Документ № 2
Основными задачами ФСБ России являются:
Организация выявления, предупреждения и пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.
Организация во взаимодействии с федеральными органами государственной власти борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, легализацией преступных доходов, незаконной миграцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, а также противодействия экстремистской деятельности, в том числе деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ и групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью организацию вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти.
Обеспечение борьбы с террористической и диверсионной деятельностью.
5 группа. Полиция.
Внимательно прочитайте (стр. 60,61 учебника, документ и ответьте на вопросы:
Что вы узнали из истории создания полиции и милиции?
Каковы главные задачи полиции?
Что такое криминальная полиция, полиция общественной безопасности, паспортно-визовая служба?
На что имеют право работники полиции для обеспечения общественного порядка?
Почему для полиции важна помощь граждан?
Полиция РФ подразделяется на криминальную и общественной безопасности.
Какие задачи выполняют эти подразделения?
Попытайтесь сформулировать определение: полиция – это……..
Документ
Криминальная полиция | Полиция общественного порядка |
Задачи криминальной полиции: - предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений; - розыск лиц, скрывающихся от правоохранительных органов. | Задачи полиции общественной безопасности: - обеспечение личной и общественной безопасности; - охрана общественного порядка; - предупреждение и пресечение правонарушений. |
В состав криминальной милиции входят следующие подразделения: - уголовный розыск; - подразделение по борьбе с экономическими преступлениями; - подразделение по борьбе с незаконным оборотом наркотиков; - криминалистические лаборатории и др. | В состав милиции общественной безопасности входят: - подразделения патрульно-постовой службы; - дежурные части; - ГАИ; - паспортно-визовые службы; - участковые инспектора; - подразделения по делам несовершеннолетних и др. |
Задача. Когда Николаю исполнилось 14 лет, он заявил. Не буду получать паспорт! Столько проблем: фотографии, документы, очереди… Это моё право, захочу – не буду получать. Прав ли подросток?
Учитель: группы готовы представить отчёты о проделанной работе. Отвечают дети
Учитель. Только что мы с вами познакомились с информацией о правоохранительных органах. Давайте обратимся к схеме функции правоохранительных органов стр 57
Вернёмся к кластеру. На какие вопросы мы с вами получили ответы?
Давайте ещё раз попытаемся кратко повторить эту информацию
и запишем её в тетради.
Правоохранительные органы – это государственные организации, призванные заботиться о соблюдении законов и охране людей, общества и государства.
- Какие же органы относятся к правоохранительным?
К правоохранительным органам Российской Федерации относятся: суд, прокуратура, полиция, Федеральная служба безопасности (ФСБ), таможня .
Какую задачу выполняют все правоохранительные органы?
Все правоохранительные органы имеют общие задачи по охране общественного порядка, обеспечению законности, защите прав и интересов граждан.
Учитель:
Что такое правосудие?- это защита законных прав и интересов граждан в таком суде, где невозможно нарушить справедливость и закон.
Почему древние греки изображали богиню правосудия Фемиду с весами и повязкой на глазах?
Ученик:
Повязка- символ беспристрастия
Весы- символ меры и справедливости, взвесить все за и против
Меч-символ возмездия, наказание за преступление. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает.
Учитель:
Предлагаю провести деловую игру "Судебное разбирательство"
Напоминаю о правилах ведения судебного процесса. Задачи участников судебного разбирательства: вникнуть во все обстоятельства дела; определить степень вины или невиновности подсудимого; вынести справедливый обвинительный или оправдательный приговор.
Пусть основным правилом для судебного разбирательства станут слова афинского архонта Солона: “Не выноси приговора, не выслушав обеих сторон”.
И богиня Фемида пусть напоминает вам о правосудии.
Секретарь. – Суд идёт! Прошу всех встать!
Судья. – Объявляю заседание открытым. В суд поступил иск от родителей, законных представителей несовершеннолетнего, 13-летнего Николая Иванова, пострадавшего во время дорожно-транспортного происшествия.
Следствием установлено, что обвиняемый является молодой водитель-таксист Петров Виктор Андреевич, сбивший мальчика-велосипедиста, 13 летнего Николая Иванова. Пострадавший уже поправился и находится в первом ряду. Вместе со своими родителями он требует наказать шофёра “по всей строгости закона”. Подсудимый Петров, встаньте. Ваша настоящая фамилия, имя, отчество, дата рождения, род занятий.
Петров. – Петров Виктор Андреевич, родился 5 февраля 1975 года, водитель-таксист.
Судья. – Прошу садиться. Подсудимый, согласно ст. 46 УК РФ, вы имеете право заявлять отводы, приносить жалобы на действия и решения прокурора и суда, защищать свои права и законные интересы любыми другими средствами и способами, не противоречащими закону. Помимо этого, вы имеете право на последнее слово.
Секретарь. – Начинаем судебное следствие. Оглашается обвинительное заключение прокурором.
Прокурор. – В результате дорожно-транспортного происшествия здоровью Николая был причинён средней тяжести вред. Это произошло “вследствие ненадлежащего исполнения водителем своих профессиональных обязанностей”, ст. 118 УК РФ. Неумелое управление автомобилем представляет большую опасность для жизни и здоровья граждан.
Водитель только недавно получил водительское удостоверение. Менее года назад он был принят на работу в таксопарк.
Секретарь. – Слово предоставляется пострадавшему.
Адвокат. – С какого возраста вы управляете велосипедом? Где вы катаетесь на велосипеде? Знаете ли вы правила дорожного движения?
Пострадавший. – Велосипед мне подарили родители, когда мне исполнилось 12 лет. Сначала я ездил в своём микрорайоне, а когда научился хорошо водить велосипед, то стал ездить по дороге в другие микрорайоны.
Управляю велосипедом хорошо, даже могу ездить держась одной рукой.
А о правилах дорожного движения нам рассказывали на классных часах.
Секретарь. – Вызывается свидетель со стороны обвинения.
Свидетель (со стороны обвинения). Я друг Николая, Владимир, мне 14 лет. Я его учил ездить на велосипеде. Мы с ним везде катались. Летом на речку, в лес отдыхать ездили. И всё было нормально. Но сейчас много такси ездит у нас в городе, что даже велосипедистам опасно стало кататься. Ведь водители должны уступать дорогу велосипедистам.
Секретарь. – Вызывается свидетель со стороны защиты.
Свидетель. – Я водитель машины, ехал сзади водителя-таксиста и заметил следующее. Велосипедист двигался по середине дороги, когда стал поворачивать налево, одной рукой он махнул своему товарищу, стоявшему на другой стороне дороги. В это время и произошло столкновение.
Секретарь. – У прокурора, адвоката, судей есть ли ещё вопросы к свидетелям? Заключительное слово прокурора.
Прокурор. – Водитель не проявил бдительность. Не имеет хороших профессиональных навыков. И совершил преступление по ст. УК №118. Требую наказания.
Секретарь. Слушается защитная речь адвоката.
Адвокат. – Водитель не виновен. Это я могу доказать.
Во-первых: следствие установило, что велосипедист двигался по середине дороги. А в пункте 24.2 Правил дорожного движения сказано (адвокат открывает текст правил) “Велосипедисты... должны двигаться только по правой полосе... возможно правее”. Пострадавший во время следствия не мог объяснить, почему он двигался так далеко от тротуара.
Во-вторых, велосипедист до столкновения ехал, держа руль одной рукой, а в момент столкновения уже совершал поворот налево. Всё это подтвердили свидетели. А в пункте 24.3 ПДД сказано: “Водителям велосипеда и мопеда запрещается: ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой..., поворачивать налево... на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении...”
В-третьих, пострадавшему исполнилось 13 лет. А в пункте 24.1 ПДД говориться: “Управлять велосипедом... при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом – не моложе 16 лет”. Я прошу вынести водителю оправдательный приговор.
Секретарь. – Предоставляется последнее слово обвиняемому.
Обвиняемый. – Граждане судьи. Прошу Вас оправдать меня. Я сожалею, что причинил вред здоровью Николая Иванова. Я очень переживаю за его состояние здоровья. Но моей вины в том, что произошло дорожно-транспортное происшествие нет. Да и в результате аварии моя машина получила повреждения, т.к. я попытался уйти от столкновения и врезался в дерево.
Секретарь. – Суд удаляется на тайное совещание. Он должен принять решение.
Секретарь. – Встать, суд идёт!
Судья: Суд выносит решение – оправдать водителя такси Петрова Виктора Андреевича из-за отсутствия состава преступления. По ходатайству адвоката, суд принял решение обязать родителей велосипедиста возместить водителю ущерб, причинённый аварией. Петров Виктор Андреевич освобождается в зале суда.
Секретарь. – Заседание суда закончено.
Учитель: Спасибо вам за разыгранный судебный процесс, в судебном заседании были учтены основные этапы, вы поняли что такое презумпция невиновности, в чем заключается работа суда, прокурора, адвоката.
Закрепление изученного
выявить уровень понимания и усвоения изученного
Учитель: Ребята, на нашем уроке вы побывали в роли представителей правоохранительных органов. И думаю сможете дать совет к кому обратиться, если
1. Гражданин Н. решил поменять квартиру и хочет получить разъяснения о его правах на наследство, ему необходима защита в суде. (адвокат, юрист)
2. Человеку угрожают расправой, или украли телефон, его вещи. (полиция)
3. Соседи затопили квартиру гражданки М. и не желают выплатить деньги за причинённый ущерб. (Суд);
4. Гражданина незаконно задержали, доставили в милицию, грубо с ним обращались (прокурор).
Рефлексия
Наш урок закончен мне хочется, чтобы вы поделились впечатлением
У вас у каждого по три кружочка: красный- Не удалось разобраться в теме, Зелёный - всё понятно, желтый- остались вопросы.
Я попрошу выбрать ваш ответ и закрепить около Фемиды.
Дополнительно
60. 14-летняя Зоя Лыкова неоднократно присматривала за соседскими детьми, за что получала денежное вознаграждение. Накопив необходимую сумму, она с одобрения матери купила себе золотое кольцо, а через некоторое время подарила кольцо своему другу Петрову. Родители девушки были возмущены и настаивали на возврате кольца.
Правомерны ли требования родителей? Ответ обоснуйте.
59. Автомобиль гражданина К. заглох на железнодорожном переезде, гражданин К. из него выйти не смог. Об этих обстоятельствах никому известно не было. Машинист скоростного поезда, гражданин Н., проявлял должную внимательность, однако вовремя не мог заметить стоящий на переезде автомобиль К. Когда он его заметил, он принял решение не тормозить, так как экстренное торможение на такой скорости могло бы вызвать значительные человеческие жертвы. Гражданин К. погиб в результате столкновение поезда с автомобилем.
Будет ли Н. привлечен к уголовной ответственности за убийство К.? Ответ поясните.
58. Работник завода Анисимов опоздал на работу на 4 часа, то есть совершил дисциплинарный проступок.
Директор завода был вынужден применить к Анисимову меры дисциплинарного взыскания. Директор объявил Анисимову замечание и выговор.
56. После окончания школы 17-летние Наташа, Петя и Катя решили устроиться на работу: Катя - танцовщицей в ночной клуб, Петя - грузчиком на вокзал, Наташа - продавцом в табачный киоск.
Кого из них работодатель вправе принять на работу? Ответ обоснуйте?
55. Гражданин Петров был вызван к следователю для дачи свидетельских показаний по уголовному делу, возбужденному в отношении его сына.
Может ли гр. Петров отказаться от дачи свидетельских показаний или нет. Ответ обоснуйте.
54. Тамара С. вышла замуж в 16 лет. Брак был зарегистрирован в органе ЗАГС. Через год супруги разошлись. Тамара решила продать дом, доставшийся ей по наследству от бабушки. Нотариус отказался зарегистрировать сделку купли- продажи дома, ссылаясь на то, что Тамара не достигла возраста 18 лет и не находится в зарегистрированном браке, а потому она не обладает достаточным объемом дееспособности для совершения такой сделки.
Прав ли нотариус? Ответ обоснуйте.
53. Лебедева, работая на заводе, ушла в отпуск по уходу за ребенком на два года. Вернувшись, она обнаружила, что на ее рабочее место уже приняли другого работника. Работодатель мотивировал это тем, что она слишком долго пробыла в отпуске по уходу за ребенком.
Прав ли работодатель? Ответ обоснуйте.
Нет, не прав. На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы. (Ст.256 ТК) |
Нет. Лицо вступившее в брак до достижения возраста 18 лет признается полностью дееспособным, независимо от дальнейшего прекращения брака |
Да может. Статья 51 Конституции РФ предусматривает право гражданина отказаться от дачи свидетельских показаний в отношении себя и своих близких родственников. |
Никого. На всех этих работах запрещается применение пруда лиц в возрасте до 18 лет (ст. 265 ТК РФ) |
Нет, неправомерны. В соответствии со ст. 80 ТК РФ если по истечении срока предупреждения об увольнении трудовой договор расторгнут не был и работник не настаивает на увольнении, то действие трудового договора продолжается |
Нет. Согласно ст. 193 ТК РФ за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. |
Нет, не будет. Он совершил данное деяние в состоянии крайней необходимости, что, которое, в соответствии со ст.39 Уголовного кодекса РФ является обстоятельством, исключающим преступность деяния. |
Да, правомерны. В соответствии со ст.26 Гражданского кодекса РФ, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки (было совершено дарение) с письменного согласия родителей, за исключением сделок по распоряжению своим заработком, стипендией, иными доходами, мелких бытовых и иных сделок. |
Конституция РФ
Статья 46
1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Статья 47.
1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Статья 49.
1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
Статья 118
1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Статья 119
Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.
Статья 120
1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
Конституция РФ
Статья 48.
1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
Конституция РФ
Статья 129
1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
2. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.
4. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
5. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
Подписи к слайдам:
Колесо жизни
Задача - вопрос, ответ на который представляет практический или теоретический интерес. (Большой психологический словарь). Задача - это то, что требует исполнения, разрешения. (Словарь Ожигова)Задача - обстоятельства, затруднения, которые надо преодолеть. (Современный толковый словарь русского языка)
Цель: сформировать представление о правоохранительных органах
ЗадачиЧто такое правоохранительные органы?Каковы их функции?Составление кластера – назначение правоохранительных органовПроведение судебного заседания
Правоохранительные органы РФ
Прокуратура
Полиция
ФСБ
Суды
Таможня
Суды осуществляют правосудие и обеспечивают законность в обществе
Презумпция невиновности:
«…обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке».
Адвокаты, нотариусы
Прокуратуранадзирает за соблюдением законов,представляет интересы государства в судебном процессе
Таможня следит за законностью перемещений товаров через границу
Федеральная служба безопасности (ФСБ)борется с терроризмом, шпионажем и др. преступлениями против государства
Органы внутренних дел(полиция)следят за общественным порядком,борются с правонарушениями
Полиция
криминальная
общественной безопасности
Подразделения криминальной полиции
уголовный розыскподразделение по борьбе с экономическими преступлениямиподразделение по борьбе с незаконным оборотом наркотиковкриминалистические лаборатории и др.
Подразделения полиции общественной безопасности
спецподразделения (ОМОН, СОБР)подразделения патрульно-постовой службы ГИБДДподразделения вневедомственной охраныпаспортно-визовые службыучастковые уполномоченныеподразделения по делам несовершеннолетних
Подразделение по делам несовершеннолетних
Фемида
повязка на глазах – символ беспристрастиявесы – символ меры и справедливости меч – символ возмездия
Задача адвокатуры:1)охрана общественного порядка2) защита интересов граждан в суде3) надзор за соблюдением законности4) освидетельствование верности копий документов
2. Президент Российской Федерации1) решает вопрос о доверии Правительству РФ2) осуществляет управление федеральной собственностью3) разрабатывает федеральный бюджет4) определяет основные направления внутренней политики РФ
3. Верны ли следующие суждения о правоохранительных органах государства?А. Надзор за исполнением законов органами государственной властиосуществляет адвокатура.Б. К задачам полиции относится обеспечение безопасности личности.1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения4) оба суждения неверны
4. В РФ суды подчиняются1) закону2) главе правительства3)местным органам власти4)ФСБ
Что я узнал, чему научился
Хочу похвалить
Выявление недостатков и их объяснение
Выражение своих чувств, без объяснения причин их возникновения
Что было хорошим и почему
Где и как можно применить изученный материал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и конспект урока на тему: "Кто стоит на страже закона"(7 класс, обществознание)
Конспект и презентация открытого урока обществознания в 7 классе. Тема : Кто стоит на страже закона....
Урок обществознания в 7 классе "Кто стоит на страже закона"
Методическая разработка урока обществознания в 7 классе с применением ИКТ по УМК "Обществознание. 7 класс" под ред. Л.Н.Боголюбова: план-конспект урока, мультимедийная презентация...
Конспект урока по обществознанию на тему "Кто стоит на страже закона"
Конспект урока по обществознанию в 7 классе...
Урок обществознания в 7 классе по теме "Кто стоит на страже закона"
Цели урока:1. ознакомить учащихся с правоохранительными органами РФ;2. развивать у учащихся мыслительные способности, умения работать с документами;3. воспитывать чувство гражданственности, способство...
Методическая разработка урока обществознания в 7 классе Кто стоит на страже закона
Методическая разработка урока обществознания в 7 классе Кто стоит на страже закона...
Конспект урока на тему: Кто стоит на страже закона? 7 класс
Цель : 1) ознакомить учащихся с правоохранительными органами РФ ; 2) развивать у учащихся мыслительные способности, умения работать с...
Методическая разработка урока по теме «Кто стоит на страже закона»
Правовое воспитание учащихся является одной из главных задач современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Школа – единственный со...