Урок по антикоррупционной тематике "Лучше быть посеченным на бранном поле, чем скованным ходить по опустошенной и поруганной родной земле" (Евпатий Коловрат)
методическая разработка по обществознанию (8, 9, 10, 11 класс)
Республиканский конкурс на лучшую разработку урока
по антикоррупционной тематике
Технологическая карта урока обществознания
Тема урока: «… Лучше быть посеченным на бранном поле, чем скованным ходить по опустошенной и поруганной родной земле...»
(Евпатий Коловрат)
ЭПИГРАФ:
… «подобно тому, как нельзя не воспринять мед, если он находится на языке,
так и имущество царя или народа не может быть, хотя и в малости, не присвоено ведающими этим имуществом».
Каутилья, один из министров Бхараты (Индии) в IV в. до н. э.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_protiv_korruptsii.doc | 137.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
Республиканский конкурс на лучшую разработку урока
по антикоррупционной тематике
Технологическая карта урока обществознания
Тема урока: «… Лучше быть посеченным на бранном поле, чем скованным ходить по опустошенной и поруганной родной земле...»
(Евпатий Коловрат)
ЭПИГРАФ:
… «подобно тому, как нельзя не воспринять мед, если он находится на языке,
так и имущество царя или народа не может быть, хотя и в малости, не присвоено ведающими этим имуществом».
Каутилья, один из министров Бхараты (Индии) в IV в. до н. э.
Автор – Болдырева Лидия Хулхачиевна,
учитель истории и обществознания МБОУ ЭМГ
г. Элиста Республика Калмыкия. Ноябрь 2019 год.
Цели урока:
- с помощью ресурсов урока обозначить особенности, суть и значение понятия «коррупция», отметить ее отличительные, асоциальные признаки от других социальных общественных явлений
- установить причинно – следственные связи появления этого факта в истории человечества
- провести анализ высказываний, отзывов о процессах коррупции представителями разных исторических эпох, сформулировать свое мнение о ней
- получить общее представление о ее проявлениях в общественной жизни, а также о последствиях, социально и потенциально опасных, вредных для общества, отдельно для каждого человека
Задачи урока:
1) сформировать комплекс знаний, в коррупциогенных ситуациях обеспечивающих поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;
2) стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения.
Важнейшие понятия и термины: коррупция, злоупотребление служебным положением, коррупциогенная ситуация, антикоррупционная деятельность, взятка, посул, мздоимство, лихоимство, незаконное обогащение и др.
Оборудование и атрибуты урока: доска, проектор, ноутбук, Приложения к уроку, в том числе презентация PowerPoint, раздаточный тематический материал с высказываниями мудрецов, кратким содержанием источников по теме, цветные карточки настроения. «Слово о законе и благодати», «Русская Правда»,
Межпредметные связи: история, обществознание, право, литература, география, политология, социология.
План урока:
1. «Думая, что все могут купить за свои богатства, многие, прежде всего, продали себя». Бэкон Френсис (1561- 1626), английский философ.
(Понятие коррупции, ее виды и формы).
2. Свернул с пути один раз - никогда не достигнешь цели… (Евпатий Коловрат).
(Истоки и причины возникновения коррупции).
3. «Только изучение прошедшего дает нам ключ к уразумению настоящего, а вместе и возможность прозревать будущее». Б.Н. Чичерин
(Социально-экономические и политические последствия коррупции).
4. «… Лучше быть посеченным на бранном поле, чем скованным ходить по опустошенной и поруганной родной земле...» (Евпатий Коловрат).
(Исторический опыт противодействия коррупции в Российском государстве).
Цели | ||
Образовательные: | - развитие у учащихся элементов самообразования; - самостоятельный поиск обоснования асоциальных общественных явлений, в данном случае, коррупции - углубить и расширить знания учащихся по избранной тематике - помощь в осмыслении понятия коррупция, ее сущности, причин, форм проявления, реальных вариантов борьбы с ней - совместно с учащимися дать оценку коррупции в жизни общества. | |
Развивающие: | - научить учащихся самостоятельно добывать вспомогательный материал, делать выводы, выбирая необходимое, излагать суждения о причинно – следственных связях и явлениях; - развивать умение систематизировать знания, искать ответы на проблемные вопросы | |
Воспитательные: | - воспитание стойкой гражданской позиции по отношению к негативным явлениям в обществе, воспитывать патриотические чувства и любовь к Отечеству. | |
Личностные: | - приобретение и закрепление опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения. | |
Используемые педагогические технологии | Технология поискового и интегрированного познания. Опорной является технология развития критического мышления. Стратегия технологии развития критического мышления позволяет проводить обучение на основе сравнения отдельных фактов, теорий и умозаключений. | |
Базовые способности обучающихся | Анализ, дедукция, аналитика, умение совершать сравнения, опираясь только на реальные факты | |
УУД | личностные | Формирование и осознание сопричастности к обществу |
регулятивные | Поиск установки учебной задачи (формулирование темы), поиск познавательной цели (целеполагание) | |
познавательные | Общеучебные: осуществление поиска необходимой информации с использованием учебной и дополнительной литературы, архивных и мультимедийных материалов. Логические: развитие абстракции, основ суждения и умозаключения | |
коммуникативные | Приобретение опыта общения в группе равных, навыков ведения правильного спора, диспута | |
Планируемые результаты | Предметные - знать и понимать причины явления | |
Личностные - понимать ценности общества, искоренять предпосылки асоциального поведения в обществе | ||
Метапредметные - владеть умениями самопознания, самообразования; уметь работать с потоком информации; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять самоконтроль и самооценку. | ||
Формы работы, приемы, | Поисково - исследовательский элемент в получении нового знания, диалог, беседа, диспут, рефлексия | |
Методы: | Поисково – исследовательский. Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах |
Основные этапы организации учебной деятельности | Время этапа | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
1.Организационный момент | 1 мин | Обеспечение рабочего настроения учащихся | Взаимное приветствие учащихся и учителя. Подготовка рабочего стола к уроку | Установление позитивной атмосферы общения | Настрой на диалог с учителем и в группе | |
2.Актуализация знаний | 5 мин | Создание проблемной ситуации Фиксация новой учебной задачи | Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим о таком негативном явлении современного общества, как коррупция. Скажите, пожалуйста, что вам уже известно о ней? Ребята, сформулируйте самостоятельно, пожалуйста, значение термина «коррупция». Свои определения этого понятия запишите в своих рабочих тетрадях. Желающие могут написать свой ответ на доске, для того, чтобы мы могли в течение урока опираться на это определение. (Заслушиваются ответы учащихся, и производится записи в тетрадь и на доске термина «коррупция»). Коррупция – деятельность, заключающаяся в умышленном использовании должностными лицами доверенных им прав и властных полномочий для личного обогащения, получения выгоды. (Учащимся предоставляется материал второго слайда обзорной презентации «Мысли мудрых»). Приложение 5. Слайд 2. Учитель» - Ребята, вот несколько высказываний об этом асоциальном явлении. Ознакомьтесь, пожалуйста, с ними. (Учащиеся читают содержание слайда). Учитель: - Как вы думаете, ребята, к чему призывают мыслители Плутарх, Френсис Бэкон и Омар Хайям? Учитель: - Спасибо, хорошо Сегодня мы с вами поговорим о таком негативном явлении современного общества, как коррупция. Слайд 3. На экране вы видите народные высказывания о коррупции. Как вы думаете, к чему они призывают? Или что стало причиной возникновения таких пословиц? (Заслушиваются развернутые ответы учащихся). Таким образом, ребята, поработав с материалом презентации, давайте вместе обозначим цели нашей встречи и по возможности определим задачи урока. В помощь вам есть раздаточный материал отрывка из Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 22.12.2014), с опорой на него вы сможете сформулировать свои мысли. Учитель предлагает учащимся прочитать отрывок из Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 22.12.2014) Приложение 1,2, 3. | Учащиеся дают развернутые ответы по теме, применяя свои познания Ученики работают с материалом начального этапа урока, предлагая варианты ответов. По мере выполнения задания поднимают руки, высказывают свои мысли и варианты целей и задач урока. Обсуждают цели и задачи урока. | Слушают учителя Строят свои высказывания. Слушают высказывания друг друга, записывают в тетради определение термина «коррупция» | Оценивают свою работу в «Листе самооценки учащегося» от 1 до 5 баллов (Приложение 4) Принимают учебную цель |
3. Совместное исследование проблемы | 5 мин | Поиск решения учебной задачи | Заслушивает учеников. Слайд 5. Цели и задачи урока. | Называют цели и задачи урока | Ученики работают в парах. Внимательно слушают выступающих | Оценивают себя в «Листе самооценки учащегося» (Приложение 4) |
4. Моделирование | 10 мин | Фиксация в модели изучаемого объекта | Выводит на экран название темы урока (Слайд 4) и цели и задачи урока (Слайд 5) | Записывают тему урока, осмысливают обозначенные цели и задачи | Выделяют ключевые слова | Сравнивают свои ответы с предложенными вариантами (Слайд 5). Оценивают себя в «Листе самооценки учащегося» (Приложение 4) |
5. Основной этап работы на уроке. Конструирование нового способа действия | 15 мин | Построение ориентированной основы нового способа действия Физпауза | Прием «Мозговой штурм». Слайд 6. Учитель предлагает учащимся ознакомиться с Таблицей рейтинга терминов морали («честь», «бесчестие»). Учитель задает вопросы группам 1. Можно ли связать эти термины с понятием «коррупция»? 2. Что значит быть человеком с высокой нравственной позицией? 3. Как вы думаете, все ли искренне стремятся быть людьми с высокой моральной позицией «Задуй свечу» Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку. Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов. Слайд 7. Сейчас мы послушаем монолог Чацкого из пьесы А. С. Грибоедова «А судьи кто?» (32 сек) и проведем анализ речи Чацкого. Скажите, ребята, имеет ли место тема коррупции в этом монологе? Согласны ли вы с обвинениями молодого человека в адрес режима и устоев общества? Учитель: - Спасибо, ребята, за ответы и диалог. Продолжим рассмотрение темы, отправившись в седую старину. Слайд 8. Одним из ярких событий российской истории является монголо-татарское иго. Такие понятия, как дань, мздоимство, посулы имели место в управлении русскими землями. Знаете ли вы, что означают эти термины? Может ли здесь идти речь о коррупции? (Учащиеся отвечают на вопросы). Учитель: - Ребята, не забывайте оценивать свою деятельность на уроке в Листе самооценки. Слайд 9. Таким образом, тема коррупции и борьба с ней уходит корнями вглубь веков. Какие же существовали правовые источники того времени, когда власти пытались искоренить это явление. Запишите, пожалуйста, в тетрадки названия этих древнейших источников права на Руси. | Показывают знания содержания этих понятий Отвечают на вопросы, представляя выполнение опережающего задания Учащиеся отвечают на вопросы Слушают, комментируют монолог Рассматривают слайд и отвечают на вопросы учителя Рассказывают об имевших место быть проявлениями коррупции, как среди баскаков, так и среди самих русских князей, вплоть до падения ига. Записывают в тетради названия древних источников права. | Работа в группах Записывают варианты ответов, используя схемы, символы, рисунки Дополняют ответы одноклассников Делают записи в тетрадях Ведут диалог с учителем и в паре Советуются в парах Идет обсуждение в парах значения предложенных терминов | Оценивают себя в «Листе самооценки учащегося» (Приложение 4) Оценивают себя в «Листе самооценки учащегося» (Приложение 4) |
6. Контроль на этапе окончания учебной темы | 2 мин | Контроль | Учитель: Итак, ребята, мы с вами сегодня вместе рассмотрели тему о коррупции, пытались объяснить природу ее происхождения, вместе с древними мыслителями давали ей оценку. Поэтому возникает вопрос, почему коррупция представляет опасность для современного общества? Возможно ли искоренение этого явления из сегодняшнего дня? В течение урока мы говорили о самой коррупции, а домашним заданием станет исследование Федерального Закона о коррупции на предмет того, что предлагается государством для ее искоренения. Вы также можете добавить свои предложения и рекомендации | Предлагают свои варианты Учащиеся проводят анализ своей работы | Слушают друг друга. Предлагают свои варианты | Подсчитывают количество баллов в «Листе самооценки учащегося» |
7. Рефлексия | 2 мин | Саморефлексия | Оценивают свой эмоциональный настрой на уроке | Ученики поднимают карточки | Определяют результат работы в цветных карточках настроения | |
8. Домашнее задание | 1 мин | Исследование Федерального Закона о коррупции на предмет того, что предлагается государством для ее искоренения. Приложения 1,2,3 | ||||
9. Оценка деятельности учащихся | 1 мин | Учитель просит учащихся завершить заполнение Листов самооценки, совместно анализируя работу учащихся на уроке, выставляет оценки в журнал. Учитель: - Урок окончен, ребята, спасибо большое за сотрудничество. До свидания! До новых встреч! | Завершают заполнение Листов самооценки, передают их учителю. |
Приложение 1
25 декабря 2008 года
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ
Принят
Государственной Думой
19 декабря 2008 года
Одобрен
Советом Федерации
22 декабря 2008 года
Статья 5. Организационные основы противодействия коррупции
1. Президент Российской Федерации:
1) определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции;
(часть 4.1 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
6. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
7. Счетная палата Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 года N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".
б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах.
Приложение № 1, №2, №3 – извлечения из ФЗ РФ «О противодействии коррупции».
Приложение № 4 – «Лист самооценки учащихся на уроке».
Приложение № 5 - Презентация «… Лучше быть посеченным на бранном поле, чем скованным ходить по опустошенной и поруганной родной земле... (Евпатий Коловрат)».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Иллюстрационный материал к урокам по творчеству М.Ю. Лермонтова "Прекрасны вы, поля земли родной!"
Данный материал содержит уникальные фотографии природы Тархан (родины великого русского поэта М.Ю. Лермонтова). Фото снабжены отрывками из стихотоврений М.Ю. Лермонтова. На фотографиях пре...
Методическая разработка урока биологии в 9 классе по теме: «Определение пола. Наследование, сцепленное с полом»
Урок, показывающий сущность хромосомного определения пола, механизм наследования генов, сцепленных с полом, конкретизирующий знания об особенностях половых хромосом, аутосом....
Урок антикоррупции. Антикоррупционная деятельность в школе
9 декабря 2016 года в МБОУ "Малошильнинская СОШ" прошел урок на тему "Антикоррупционная деятельность в школе"...
Урок биологии в 9 классе по теме "Генетика пола. Сцепленное с полом наследование"
Изучение особенностей генетического определения пола у различных групп организмов, а также наследование некоторых признаков, сцепленных с полом....
Конспект урока биологии в 9 классе на тему "Генетика пола.Наследование признаков сцепленных с полом" по технологии проблемного обучения.
Конспект урока биологии в 9 классе на тему "Генетика пола.Наследование признаков сцепленных с полом" по технологии проблемного обучения....
Презентация к уроку биологии в 9 классе на тему "Генетика пола.Наследование признаков сцепленных с полом" по технологии проблемного обучения.
Презентация к уроку биологии в 9 классе на тему "Генетика пола.Наследование признаков сцепленных с полом" по технологии проблемного обучения....
Урок по антикоррупционной деятельности. К.Ф. Рылеев «Я ль буду в роковое время позорить гражданина сан…».
Цели урока:- на примере биографии К. Ф. Рылеева дать учащимся представление о поэте – гражданине, борце против самовластия, самодурства, казнокрадства дворян, борце за честь, достоин...