Контрольно-измерительный материал по обществознанию за I полугодие в 9 классе (Экономическая система общества).
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс)
Тест включает в себя задания ОГЕ по экономике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
test_po_obshchestvoznaniyu_9_klass.docx | 33.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Тест по обществознанию за I полугодие, 9 класс
Вариант №1
1. Основу экономической сферы жизни общества составляет
1)регулирование социальных отношений, 2) производство материальных благ,
3) разработка ресурсосберегающих технологий, 4) взаимодействие государства и политических партий.
2. Собственником является
1) дачник, взявший велосипед напрокат, 2) водитель машины, пользующий ею по доверенности,
3) фермер, вырастивший урожай на принадлежащем ему участке,
4) фирма, арендующая жилое помещение под офис.
3. В основе различий между экономическими системами лежит
1)объем инвестиций в экономику, 2) способ распределения ограниченных ресурсов,
3) количество денежной массы в обращении, 4) уровень квалификации работников.
4. В смешанной экономической системе факторы производства распределяются
1) рынком, 2) государством, 3) рынком и государством,
4) рынком в соответствии со сложившимися традициями.
5. К факторам производства относятся
1) деньги в сейфе кассира банка, 2) станки, 3) акции фирмы, 4) инвестиции.
6. В соответствии с законом спроса при увеличении цены на товар
1)увеличивается величина спроса, 2) снижается величина спроса,
3) всегда увеличивается выручка продавца, 4)всегда снижается выручка продавца.
7. Рыночную экономическую систему характеризует
1)существование производственных кооперативов, 2) внедрение новой техники и технологий,
3) наличие конкуренции как условия ее развития,
4)закупка части потребляемых товаров в других странах.
8.Если потребитель имеет желание и возможность купить товар в определенное время и в конкретном месте, то это называется
1) спросом, 2) потребительским бюджетом, 3) потребностью, 4) покупательной способностью.
9. Верны ли следующие суждения о частной собственности?
А. Частная собственность на средства производства дает владельцу право распоряжаться доходом от ее использования.
Б. Частная собственность в условиях рыночной экономики полностью заменяется государственной.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны.
10. Переход предприятий из рук частных предприятий в государственную собственность является сутью
1) национализации, 2) монополизации, 3) приватизации, 4) разгосударствления.
11. Верны ли следующие суждения о налогах?
А. Налоги в РФ взимаются в денежной форме.
Б. Налоги в РФ являются основным источником государственного бюджета.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны.
12. В приведённом списке указаны черты сходства и отличия корпоративного и партнёрского предпринимательства. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) является участником рыночных отношений
2) является товариществом, принадлежащим нескольким лицам
3) является хозяйственным обществом, объединением лиц и капиталов
4) главная цель деятельности – извлечение прибыли путём оказания услуг и продажи товаров.
Черты сходства | Черты отличия |
13. Укажите правильную последовательность действий при составлении бюджета семьи
1) определение первостатейных, необходимых трат
2) составление списка предполагаемых источников дохода
3) определение второстепенных и не необходимых трат
4) постановка основных финансовых задач
5) корректировка расходов соответственно планируемым доходам.
Ответ: ____________________.
14. Верно ли следующие суждения о цене товара?
А. Цена товара включает затраты на его производство и транспортировку к месту продажи.
Б. Цена товара назначается продавцом в соответствии только с его пожеланиями.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны.
15. В стране X в течение нескольких лет проводились социологические опросы граждан. Им был задан вопрос: «Как вы считаете. Куда должны направляться сверхприбыли, связанные с высокими ценами на нефть?». Результаты опроса приведены в таблице.
Варианты ответов | Количество голосов опрошенных (в %) | ||
2005г. | 2006г. | 2008г. | |
На борьбу с бедностью | 69 | 74 | 78 |
На решение жилищных проблем | 57 | 60 | 58 |
На развитие инфраструктуры | 30 | 36 | 36 |
На развитие науки и образования | 39 | 42 | 36 |
На развитие и финансирование экономики | 30 | 34 | 29 |
На укрепление армии | 22 | 24 | 22 |
На погашение внешних долгов | 12 | 15 | 8 |
В копилку на случай кризиса | 10 | 8 | 7 |
Затрудняюсь ответить | 1 | 2 | 2 |
Проанализируйте данные таблицы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.
- Постоянно растёт число граждан, считающих, что эти средства надо направлять на жилищное строительство.
- Сократилось количество граждан, считающих, что эти средства надо направлять на жилищное строительство.
- Каждый пятый опрошенный гражданин считает необходимым направлять эти средства на финансирование науки и образования.
- Каждый второй опрошенный гражданин считает необходимым дополнительное финансирование армии.
- Увеличилось количество граждан, считающих необходимым направить эти средства на погашение внешних государственных долгов.
Ответ: ______________________.
16.. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «собственность».
Владение; аренда; распоряжение; имущество; акция; пользование.
Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «собственность».
Ответ: .
17. Установите соответствие между видами налогов и их конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ НАЛОГОВ ВИДЫ НАЛОГОВ
А) подоходный 1) прямые налоги
Б) с продаж 2) косвенные налоги
В) на добавленную стоимость
Г) на наследство
Д) на имущество
Запишите в таблицу выбранные цифры
А | Б | В | Г | Д |
Прочитайте текст и выполните задания 1 — 3.
«Развитие экономики характеризуется тем, насколько эффективно используются имеющиеся ресурсы и прежде всего рабочая сила. Поддержание занятости — важнейшая цель экономической политики. Рыночной экономике присущ определенный уровень безработицы, хотя количество безработных колеблется из года в год.<...>
Существует представление, что машины «уничтожают» рабочие места, поскольку они намного производительнее людей. Машина эффективнее человека и заменяет его только в том случае, если отношение предельной выручки от ее использования к предельным затратам на нее больше, чем то же самое отношение для человека. Это означает, что ставки заработной платы играют важную роль в определении скорости направлений технологических изменений в экономике. Технологические нововведения высвобождают трудовые ресурсы в одной области и позволяют использовать их в других областях. <...>
Рост уровня безработицы отражает скорее изменения в оценке ожидаемых выгод и издержек, с которыми связаны поступление на работу, ее поиск и отказ от работы. <...> Безработица будет оставаться высокой до тех пор, пока ожидания и действительность не придут в соответствие друг с другом.
«Полная занятость» не означает полного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную безработицу совершенно неизбежной. <...>
Чрезмерная безработица влечет за собой большие экономические и социальные издержки...» (Белова В. Л. Введение в макроэкономику. Безработица // Социально-политический журнал. 1998. № 1. С. 63-71).
1. Опираясь на текст, укажите важнейшую цель экономической политики. Объясните, почему она является таковой.
2. Что, по мнению автора, влияет на скорость и направления технологических изменений в экономике? К каким последствиям это приводит?
3. В тексте говорится о том, что чрезмерная безработица влечет за собой большие экономические и социальные издержки. Укажите любые три примера этих издержек.
Тест по обществознанию за I полугодие, 9 класс
Вариант №2
1. К экономической сфере жизни общества относится понятие
1) миграция сельского населения, 2) межнациональная интеграция,
3) разделение труда, 4) социальная дифференциация.
2. К типам экономических систем относятся
1)феодальная, капиталистическая, коммунистическая,
2)развивающаяся, рыночная, централизованная,
3)рыночная, смешанная, коммунистическая,
4)традиционная, рыночная, централизованная.
3. Экономику бывшего СССР в наибольшей степени можно отнести к
1)традиционному типу, 2) рыночному типу,
- командному типу, 4) рыночному типу с элементами традиционной системы.
4. Основу традиционной экономики составляет
1) торговля, 2) специализация производства,
3) натуральное хозяйство, 4) государственное управление.
5. Командную экономическую систему характеризует
1) уравнительное распределение, 2) многообразие форм собственности,
3) конкуренция. 4) использование традиционных технологий.
6. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?
А. В условиях рыночной экономики хозяйственная свобода позволяет повысить эффективность производства.
Б. В условиях рыночной экономики государственное регулирование может являться инструментом хозяйственного развития.
1)верно только А 3) верны оба суждения
2)верно только Б 4) оба суждения неверны
7. При снижении предложения товара на рынке, как правило
1)увеличивается его цена и количество, 2) снижается его цена и количество,
3) увеличивается его цена и снижается количество,
4) снижается его цена и увеличивается количество.
8. Бюджетная политика государства направлена на
1) увеличение денежной массы, 3)сокращение числа частных предприятий,
2) росту числа инвестиционных фондов, 4)регулирование государственных расходов и доходов.
9. Налогом в Российской Федерации облагается следующий доход потребления
1) пенсия, 2) стипендия, 3) заработная плата, 4) пособие по безработице.
10. Необходимым признаком рыночной экономики является
1)свободное ценообразование, 2)использование ресурсосберегающих технологий,
3)высокое качество продукции, 4)внешнеэкономическая деятельность государства.
11. Потребители в рыночной экономике участвуют в
1) формировании цены на товар, 2) выборе технологии производства,
3) распределении прибыли, 4) определении видов налогов.
12. В приведённом списке указаны черты сходства и отличия прямых и косвенных налогов. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) обязательные платежи, взимаемые государством 2) поступают в доходную часть бюджета
3) взимаются непосредственно с дохода и имущества 4) включены в стоимость товара или услуги.
Черты сходства | Черты отличия |
13. Укажите правильную последовательность действий участника акционерной компании
1) приобретение акций компании
2) получение информации о деятельности компании
3) участие в выборах Совета директоров
4) получение дивидендов
5) участие в общем собрании акционеров.
Ответ: ____________________.
14. В стране X в течение нескольких лет проводились социологические опросы граждан. Им был задан вопрос: «В какой валюте сейчас наиболее выгодно и безопасно хранить свои сбережения и накопления?» Результаты опроса приведены в таблице.
Варианты ответов | Количество голосов опрошенных (в %) | |||
2002г. | 2005г. | 2007г. | 2008г. | |
В национальной валюте | 29 | 35 | 49 | 48 |
В евро | 18 | 25 | 30 | 35 |
В долларах | 33 | 23 | 5 | 4 |
Затрудняюсь ответить | 20 | 17 | 16 | 13 |
Проанализируйте данные таблицы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.
- Растёт доверие населения к своей национальной валюте.
- Стабильно и неизменно растёт доверие населения к доллару.
- Неуклонно падает доверие населения к евро.
- В два раза увеличилось количество граждан, доверяющих евро.
- Произошло резкое падение доверия населения к доллару.
Ответ: ______________________.
15. Верны ли следующие суждения о роли государства в рыночной экономике?
А. В современно мире государство совершенно не вмешивается в экономику.
Б. Государство регулирует рынок с помощью правовых норм.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2)верно только Б 4) оба суждения неверны
16. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «производитель».
Инвестиции; конкуренция; предложение; прибыль; издержки; девальвация.
Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «производитель».
Ответ: ______________________________.
17.Установите соответствие между типами экономических систем и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ СИСТЕМ
А) цены на товары определяются соотношением 1) командная экономика
спроса и предложения
Б) основные средства производства принадлежат 2) рыночная экономика
государству
В) экономические пропорции устанавливаются
централизованно
Г) развитие производства основывается на конкуренции
производителей
Д) периодически возникает дефицит товаров.
Запишите в таблицу выбранные цифры
А | Б | В | Г | Д |
Прочтите текст и выполните задания 1 —3.
Товар — это продукт труда, произведённый с целью обмена на другие продукты труда или деньги на рынке. Товары могут быть материальными и нематериальными. Материальный товар представляет собой какую-либо вещь: автомобиль, туфли, хлеб, холодильник и т. п. Нематериальный товар — это, как правило, услуга или какая-либо полезная деятельность: посредничество, страхование, услуги связи, медицинские услуги и т. п.
Существование товара связано с последовательным прохождением четырёх стадий. Для начала товар должен быть произведён. Производство — это процесс создания материальных и нематериальных благ, необходимых для удовлетворения каких-либо общественных потребностей.
Следующая стадия — распределение. Как правило, в производстве каждого товара задействовано множество участников. Значит, необходимо определить долю каждого участника в созданном товаре. В современном обществе распределение чаще всего осуществляется по затратам и результатам труда или по вложенному в производство капиталу.
Наёмный работник, выполнив работу, получает заработную плату. Чем лучше он выполняет поставленную перед ним задачу, чем большее количество продукции он производит, тем выше его заработная плата. Это и есть распределение по затратам и результатам труда.
С другой стороны, собственник фирмы может сам не работать в своей фирме. Но прибыль, которую приносит фирма, принадлежит её владельцу, поскольку фирма создана на его деньги. Так осуществляется распределение по вложенному капиталу.
Третья стадия движения товара — обмен. С целью обмена товар передаётся на рынок, где у него возникает два важнейших свойства: свойство удовлетворять какие-либо человеческие потребности, быть полезным для покупателя, то есть обладать потребительной стоимостью; свойство обмениваться на другой товар или деньги в определённом количественном соотношении, то есть обладать меновой стоимостью.
Завершающая стадия — потребление, то есть использование товара для удовлетворения потребностей.
Приобретая товар для личного потребления, покупатель определяет его ценность, исходя из полезности. То, какую пользу принесёт товар его покупателю, определяет сумму, которую покупатель готов за неё заплатить. (По материалам энциклопедии для школьников)
1. Что такое товар? Какие виды товара названы в тексте? Объясните различие между этими видами товара.
2. Какие два важнейших свойства товара приведены в тексте? Покажите каждое из этих свойств на примере любого
3. В тексте говорится, что «приобретая товар для личного потребления, покупатель определяет его ценность, исходя из полезности». Согласны ли вы с этим мнением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольно - измерительные материалы (Итоговая контрольная работа по географии 5-9 класс )
В своей педагогической деятельности я использую тесты для проверки знаний учащихся....
Контрольно измерительные материалы по дисциплине «Обществознание» по разделу № 1 «Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе»
Цели проведения работы: Данная контрольная работа проводиться для проверки знаний и умений учащихся 1 курса по дисциплине «Обществознание», при изучении раздела № 1...
Контрольная работа по обществознанию. 8 класс.Экономическая сфера общества.
Контрольная работа по теме "Экономическая сфера общества" в 8 классе. 2 варианта. Есть критерии оцеивания....
Контрольно-измерительный материал по обществознанию за I полугодие в 10 классе.
Контрольная работа содержит задания ЕГЭ по обществознанию по темам "Человек" и "духовная культура"....
Контрольно измерительные материалы по русскому языку (годовая контрольная работа), 5 класс
Контрольно измерительные материалы по русскому языку для 5 класса содержат кодификатор и спецификацию, 1 демонстрационный выриант заданий и ответы к нему, на основе предложенного КИМ можно создать ана...
Дидактический материал по обществознанию для 9 класса "Политическая система общества"
Тест по обществознанию для 9 класса "Политическая система общества"...
Вариант Контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию
Перед вами лично разработанный вариант КИМ ЕГЭ-2023....