Рабочая программа 9 класс
рабочая программа по обществознанию (9 класс)
Элективный курс «Мир профессий» 2018 – 2019 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elekt_kurs_9_kl_mir_professiy.docx | 39.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тумановская средняя общеобразовательная школа» филиал Степнинская СОШ
«Рассмотрено» «Утверждаю»
Руководитель МО Директор школы
О.А. Давыдова _______________
Протокол № ___от Приказ №_____от
«___» _______ 2018 г. «____» ______2018г.
Рабочая программа
9 класс
основное общее образование
Элективный курс
«Мир профессий»
2018 – 2019 учебный год
Составила:
учитель истории и
обществознания
Жилина О.Л.
2018 – 2019 г.
Пояснительная записка.
Выбор профессии является одним из моментов, определяющих жизненный путь человека. Поэтому нельзя рассматривать профессиональный выбор как нечто отдельное, ни с чем не связанное. Завершая обучение в 9 классе, выпускникам необходимо наметить для себя жизненные и профессиональные ориентиры, и тем самым заложить фундамент своего будущего. Но, не успев повзрослеть и стать самостоятельными, не имея должного опыта в принятии решений, подростки должны определиться в столь важном вопросе: «Что делать, продолжить обучение в школе, пойти в училище или работать?» Чтобы ответить на этот вопрос выпускник 9 класса должен разобраться в собственных интересах, способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии, о требованиях, которые она предъявит к нему, другими слова найти свое профессиональное призвание.
Программа курса «Мир профессий » направлена на повышение социально-психологической компетентности учащихся 9 классов общеобразовательных школ и предоставляет им помощь в выборе профиля обучения и профессиональном самоопределении.
Цель: формирование и развитие у девятиклассников навыков самостоятельного и осознанного выбора и принятия решений, включая выбор профильного класса и профессионального самоопределения с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей.
Задачи программы:
— психологическое просвещение учащихся (расширить знания о мире профессий, рынке труда; получить основы правильного выбора профессии; познакомиться с классификацией профессий по Климову, требованиями и условиями труда выбранной профессии, возможностями обучения);
— психологическая диагностика и самодиагностика по выявлению способностей и профессиональных предпочтений учащихся;
— моделирование индивидуального образовательного маршрута в рамках предпрофильной подготовки каждым участником курса.
Основные принципы программы:
— принцип гуманизации – приобщение к общечеловеческим ценностям, опора на возможности и ресурсы личности учащегося, выбор собственного профессионального пути;
— принцип индивидуализации – учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся при выборе форм и методов работы;
— принцип социализации – содействие самоопределению ребят в социальной среде, приобретение социального опыта путем принятия на себя различных социальных ролей, «проба» себя в профессии.
При реализации программы планируются следующие результаты: расширение знаний учащихся о мире профессий и тенденциях современного рынка труда. Участники программы ознакомятся с классификацией профессий по предмету труда, изучат требования и условия труда выбранной профессии, данные о том, где ее можно получить. Учащиеся пройдут психологическую самодиагностику по выявлению своих способностей и профессиональных предпочтений, смоделируют профессиональный образовательный маршрут.
1. Внутренний мир человека и возможности его познания Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей.
Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний психологический мир человека. Методы изучения личности.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а . Составление «дерева» психологических качеств личности.
2. Многообразие мира профессий
Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а . Составление словаря профессий.
3. Представление о себе и проблема выбора профессии
«Образ „Я“» как система представлений о себе. Структура «образа „Я“» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой). Методика «Кто я?».
4. «Секреты» выбора профессии («хочу» — «могу» — «надо»)
«Хочу» — склонности, желания, интересы личности; «могу» — человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» — потребности рынка труда в кадрах.
Типичные ошибки при выборе профессии. Общее понятие о профессии, специальности, должности. Личный профессиональный план.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а . Ответы на вопросы: какие три специальности относятся к одной профессии? К какой профессии относятся следующие специальности: хирург, стоматолог, терапевт, невропатолог? Распределение профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам
(предлагается перечень профессий).
5. Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов. Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения.
Д и а г н о с т и ч е с к и е п р о ц е д у р ы . Карта интересов; опросник профессиональной готовности.
6. Возможности личности в профессиональной деятельности («могу») Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Активная роль личности при выборе профессии. Д и а г н о с т и ч е с к и е п р о ц е д у р ы . Методика самооценки индивидуальных особенностей.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а . Знакомство с описаниями профессий.
7. Социальные проблемы труда («надо»)
Разделение труда. Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда. Формы разделения труда на предприятии. Социальные перемещения. Содержание и характер трудовых функций. Профессионализация. Специализация. Квалификация.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а . Определить, в деятельности каких профессионалов преобладает труд.
сложный, простой, умственный, физический (предлагается перечень профессий).
Процесс и условия труда. Современные требования к труду. Предметы и средства труда. Условия труда. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а . Письменная работа на тему «Труд в современном обществе» с последующим обсуждением.
8. Социально-психологический портрет современного профессионала
Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Социально-профессиональная мобильность. Психология принятия решений
9. Анализ профессий
Основные признаки профессиональной деятельности. Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Условия труда. Формула профессии. Понятие о профессиограмме. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а . Конкурс «Угадай профессию».
Классификация профессий. Способы классификации профессий.
Профессии типа «человек — человек», «человек — техника», «человек — природа», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ». Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а . Составление формул профессий.
11. Здоровье и выбор профессии
Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима работы.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а . Работа с «Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда.
12. Свойства нервной системы в профессиональной деятельности
Общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность, уравновешенность). Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы. Возможность компенсации свойств нервной системы за счет выработки индивидуального стиля деятельности.
Д и а г н о с т и ч е с к и е п р о ц е д у р ы . Теппинг-тест; проба Ланчиса.
13. Темперамент в профессиональном становлении личности
Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов
темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности.
Психологические состояния (монотонность, утомление, психическая направленность в ситуациях аварийности и риска) в трудовом процессе.
Д и а г н о с т и ч е с к и е п р о ц е д у р ы . Опросник Айзенка.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а . Анализ особенностей поведения людей, имеющих разные типы темперамента, в конкретных ситуациях.
14. Ведущие отношения личности и типы профессий
Отношение к деятельности (удовлетворенность трудом, местом работы, профессией).
Отношение к людям (профессиональные взаимоотношения). Отношение к самому себе. Особенности самовосприятия и самооценивания. Отношение к предметному миру.
Д и а г н о с т и ч е с к и е п р о ц е д у р ы . Опросники «Ориентировочная анкета», «Отношение к другому человеку как к ценности».
Развивающие процедуры. Деловая игра «Модель идеального города».
15. Эмоциональные состояния личности
Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Основные формы эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния).
Д и а г н о с т и ч е с к и е п р о ц е д у р ы . Опросник «Беспокойство — тревога», методика «Незаконченные предложения».
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а . Самонаблюдение за динамикой настроения.
16. Волевые качества личности
Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли. Роль воли в процессе принятия профессиональных решений.
Д и а г н о с т и ч е с к и е п р о ц е д у р ы . Опросник «Какая у меня воля?».
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а . Выполнение упражнений по воспитанию воли.
17. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда Способность к запоминанию. Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение). Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности. Условия развития памяти.
Д и а г н о с т и ч е с к и е п р о ц е д у р ы . Методики «Воспроизведение рядов цифр» (выявление объема кратковременной слуховой памяти); «Ассоциативное воспроизведение содержания понятий» (выявление объема долговременной словесной памяти).
Д и а г н о с т и ч е с к и е п р о ц е д у р ы . Методики «Перепутанные линии», «Отыскание чисел», «Корректурная проба».
Роль образов в процессе переработки информации. Значение способности строить в уме
пространственные представления и оперировать ими для решения определенных профессиональных задач.
Д и а г н о с т и ч е с к и е п р о ц е д у р ы . Методика «Сложение фигур».
Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями.
Способность к выявлению и установлению связей как условие эффективности профессионального труда. Основные типы связей.
Д и а г н о с т и ч е с к и е п р о ц е д у р ы . Методики «Выявление сущностных связей между понятиями», «Сложные ассоциации».
Психологическая характеристика ригидности (гибкости) интеллектуальной деятельности.
Познавательные «барьеры» в различных типах профессий, возможности их преодоления.
Способность к ломке шаблонных связей как условие оригинальности интеллектуальной деятельности.
Д и а г н о с т и ч е с к и е п р о ц е д у р ы . Методика «Решение серии арифметических задач», работа с текстом, имеющим противоречие.
Индивидуальные стили кодирования информации .Соотношение трех основных форм кодирования информации: словесной, образной и чувственно-сенсорной. Роль образного и чувственно-сенсорного опыта в стимулировании творческой профессиональной активности.
Д и а г н о с т и ч е с к и е п р о ц е д у р ы . Методика «Пиктограмма».
Р а з в и в а ю щ и е п р о ц е д у р ы . Психотехнические игры «Метафоры», «Живые
Индивидуальные различия в способах восприятия и понимания происходящего.
Д и а г н о с т и ч е с к и е п р о ц е д у р ы . Методики «Свободная сортировка», «Включение фигуры».
18. Неисчерпаемость человеческих ресурсов.
Творческое отношение к собственной жизни. Психологические механизмы компенсации. Целеустремленность в преодолении жизненных сложностей при устройстве своей профессиональной судьбы. Программа и средства самовоспитания.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а . Составление индивидуальной программы самовоспитания.
19. Человек в новых социально-экономических условиях .
Структурная перестройка экономики. Новая индустриализация.
Развитие производственной инфраструктуры. Сфера услуг. Конверсия.
Развитие сельского хозяйства. Земельная реформа. Фермерство.
Экологические проблемы и их решение. Хозяйственный механизм: экономические рычаги, управление. Разгосударствление экономики.
Приватизация. Хозяйственная инициатива. Коммерческий риск. Маркетинг. Менеджмент. Контрактные связи. Малый бизнес. Иностранные инвестиции.
20. Человек среди людей.
Личность и межличностные отношения в группах. Лидерство. Совместная деятельность в трудовом коллективе. Психологическая совместимость людей. Принятие групповых решений. Виды общения. Конфликты, пути разрешения конфликтных ситуаций.
Д и а г н о с т и ч е с к и е п р о ц е д у р ы . Опросники «Потребность в общении», «Диагностика межличностных отношений», «Эмпатия».
21. Современный рынок труда и его требования к профессионалу.
Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Акционерные общества, концерны, хозяйственные ассоциации, объединения. Кооперация, аренда, индивидуальная трудовая деятельность. Новый тип организации людей в производственной деятельности в условиях рыночной экономики. Самоокупаемость. Самофинансирование.
Рынок, его функции, структура. Спрос и предложение, методы их регулирования. Внутренний и внешний рынок. Конкуренция. Конъюнктура рынка. Формирование рыночной инфраструктуры.
Развитие предпринимательства. Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе (спрос и предложение). Прогнозирование. Состояния рынков рабочей силы. Занятость населения. Безработица.
Перспективы изменения мира профессий в связи с НТП.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а . Определение изменений состава профессий на одном из предприятий за последние пять лет.
22. Пути получения профессии.
Система профессионально-технического образования. Типы профессиональных училищ, условия приема и обучения в них. Подготовка рабочих на производстве.
Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приема и обучения.
Типы высших учебных заведений, условия приема и обучения студентов.
Возможности квалификационного роста.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а . Письменная работа «Мой путь в профессию».
23. Моя профессиональная карьера.
Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности.
Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека.
Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.
Р а з в и в а ю щ и е п р о ц е д у р ы . Деловые игры «Биржа труда» (защита профессии),
«Профконсультация».
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а . Анализ личного профессионального плана.
24. Оценка способности школьников к выбору профессии.
Общие основы оценки способности личности к выбору профессии.
Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности (профессиональных пробах).
Показатель соответствия выбранной профессии склонностям учащегося.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а . Определение способности школьников к выбору профессии.
25. Профконсультационные услуги.
Виды профконсультации. Возможность получения профессиональной и медицинской консультации.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | |||
Контрольные и диагностические материалы (тема) | Лабораторные И практические (тема) | Экскурсии | Примечание | |||
1 | Внутренний мир человека и возможности его познания. |
1ч | ||||
2 | Многообразие мира профессий. | 1 | ||||
3 | Представление о себе и проблема выбора профессии. | 1 | ||||
4 | «Секреты» выбора профессии («хочу» — «могу» — «надо»). | 1 | ||||
5 | Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»). | 1 | ||||
6 | Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — человек» . | 1 | ||||
7 | Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). | 1 | ||||
8 | Социальные проблемы труда («надо»). Разделение труда. | 1 | ||||
9 | Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — техника». | 1 | ||||
10 | Содержание и характер труда. | 1 | ||||
11 | Процесс и условия труда. | 1 | ||||
12 | Социально-психологический портрет современного профессионала | 1 | ||||
13 | Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — природа». | 1 | ||||
14 | Анализ профессий. | 1 | ||||
15 | Основные признаки профессиональной деятельности. | 1 | ||||
16 | Классификация профессий. | 1 | ||||
17 | Здоровье и выбор профессии. | 1 | ||||
18 | Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — знаковая система» . | 1 | ||||
19 | Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. | 1 | ||||
20 | Темперамент в профессиональном становлении личности. | 1 | ||||
21 | Ведущие отношения личности и типы профессий. | 1 | ||||
22 | Эмоциональные состояния личности. | 1 | ||||
23 | Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — художественный образ». | 1 | ||||
24 | Волевые качества личности. | 1 | ||||
25 | Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда. | 1 | ||||
26 | Способность к запоминанию. | 1 | ||||
27 | Способность быть внимательным. | 1 | ||||
28 | Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями. | 1 | ||||
29 | Способность изменять способы интеллектуальной деятельности | 1 | ||||
30 | Индивидуальные стили кодирования информации. | 1 | ||||
31 | Современный рынок труда и его требования к профессионалу. | 1 | ||||
32 | Пути получения профессии. | 1 | ||||
33 | Оценка способности школьников к выбору профессии. | 1 | ||||
34 | Итоговое занятие. | 1 |
Примерный перечень формируемых знаний и умений
Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к
составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и
профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда,
а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере,
интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.
Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях
рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.
Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями
конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать
профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а
также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Рекомендуемая литература
Твоя профессиональная карьера: Учеб. для 8—9 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред.
С. Н. Чистяковой и Т. И. Шалавиной. — М., 1998.
Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой и
Т. И. Шалавиной. — М., 1999.
Б о н д а р е в В. Выбор профессии. — М., 1989.
В о р о б ь е в А. М. Тренинг интеллекта. — М., 1989.
Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов. — М., 1990.
Дидактические материалы к курсу «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой,
А. Я. Журкиной. — М., 1998.
К л и м о в Е. А. Как выбирать профессию? — М., 1990.
К л и м о в Е. А. Введение в психологию труда. — М., 1988.
К л и м о в Е. А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на-Дону, 1996.
К о л о м и н с к и й Я. Л. Человек — психология. — М., 1986.
К о л о м и н с к и й Я. Л. Беседы о тайнах психики. — Минск, 1990.
К а б а к о в В. С., П о р х о в н и к Ю. М., Зубов И. П. Менеджмент: проблемы, программа,
решения. — Л., 1990.
К р у т е ц к и й В. А. Психология: Учеб. для учащихся пед. училищ. — М., 1986.
К у ч е в с к а я Н. В. Советы психолога продавцу. — М., 1990.
Мир профессий: В 6 т. — М., 1985—1989.
П р о щ и ц к а я Е. Н. Выбирайте профессию. — М., 1990.
П а в л ю т е н к о в Е. М. Кем быть? — Киев, 1989.
Переход к рынку: концепция и программа. — М., 1990.
Ч и с т я к о в а С. Н., З а х а р о в Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа7 класс Starlight
к учебникуЗзвездный английский, 7 класс 2019...