Актуальные вопросы обществознания
рабочая программа по обществознанию (10 класс)
актуальные вопросы обществознания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_kl_elektivnyy_predmet_aktualnyevoprosy_obshchestvoznaniya.docx | 30.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ярцевская средняя школа №1»
Ярцевского района Смоленской области
Согласовано Утверждено
Заместитель директора____________ Директор школы _____________
Е.А. Якуничева И.Л. Саленкова
«___» ________ 2017 года Приказ № 181 от «01» сентября
2017 года
Рабочая программа
элективного предмета по обществознанию
«Актуальные вопросы обществознания»
для 10 класса
Учитель: Лунькова А.А.
Квалификационная категория: первая
Программа рассмотрена на заседании школьного МО учителей истории
Протокол № 1 от «____»____________2017 г.
Руководитель школьного МО____________ (_________________)
2017/2018 учебный год
Паспорт рабочей программы
Программа среднего общего образования.
Статус программы: рабочая программа.
Назначение программы:
- Для обучающихся; образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
- Для педагогических работников МБОУ «Ярцевская средняя школа №1 » программа определяет приоритеты в содержании среднего общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации среднего общего образования;
- Для администрации МБОУ «Ярцевская средняя школа №1» программа является основанием для определения качества реализации среднего общего образования.
Категория обучающихся: учащиеся МБОУ «Ярцевская средняя школа №1»
Сроки освоения программы: 1год
Объем учебного времени: 34 часа
Форма обучения: очная
Режим занятий: 1 час в неделю
Пояснительная записка
Программа составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта среднего(полного) общего образования
- Федерального Закона Российской федерации «Об образовании»
- Регионального учебного плана общеобразовательных учреждений Смоленской области;
- Учебного плана МБОУ «Ярцевская средняя школа № 1» на 2017-2018учебный год.
- На основе авторской программы элективного курса по обществознанию для 10-11 классов Волковой Т.П. «Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ»
Программа элективного курса предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к ЕГЭ по обществознанию.
Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучить курс обществознания средней школы и подготовиться к ЕГЭ
Актуальность содержания курса в том, что экзамен по обществознанию остается наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством выпускников, поскольку предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной, экономической, педагогической, культурной и др.
Цель курса – целенаправленная подготовка учащихся к единому государственному экзамену.
Исходя, из цели определены следующие задачи:
- повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера;
- обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;
- продолжить формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой подготовки в контексте готовности выпускников к ЕГЭ;
- развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, раскрытии смысла афористичного высказывания.
Программа курса «Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ» предназначена для обещающихся 10 класса и рассчитана на 34 часа.
Содержание курса.
Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы ЕГЭ. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ. Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ
Тема 1. «Человек. Познание» (4 ч.)
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека.
Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии.
Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание.Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность.
Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ, научной информации).
Выполнениепрактических заданий частиА и В по теме «Человек. Познание»
Тема 2. «Общество. Духовная жизнь общества»
Строение общества. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становлениеединого человечества. Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль. Нравственная культура. Тенденции духовной жизни.Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории. Выполнение практических заданий части 1(А) и части 2 (В) по теме Общество. Духовная жизнь общества.
Тема 3. «Социальная сфера жизни общества»
Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа.
Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России.
Характеристика понятия «социальный конфликт». Неравенство и социальная стратификация. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук. Выполнение практическихзаданийчасти 1 (А) и части 2 (В) по теме «Социальная сфера жизни общества»
Тема 4. «Экономическая сфера жизни общества»
Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы.
Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Экономический рост и развитие. Разделение труда и специализация. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция.Виды налогов.
Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система.
Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица.
Решение практических заданий части 1 (А) и части 2 (В) по теме «Экономическая сфера жизни общества»
Тема 5 «Политическая сфера жизни общества»
Систематизация знаний учащихся по ключевым понятиям содержательной линии. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система, ее структура и функции. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политические партии и движения. Политическая идеология. Политический режим.
Местное самоуправление. Политическая культура. Гражданское общество. Правовое государство. Человек в политической жизни. Политическое участие.Характеристика понятий «политический процесс», «политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества».
Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и социальной практики. Выполнение заданий части А и В по теме «Политика»
Тема 6 «Право»:
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения. Конституция Российской Федерации. Публичное и частное право. Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Правовые основы брака и семьи. Международные документы по правам человека. Основы Конституционного строя РФ.
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Правовая культура. Правоотношения. Система права. Правовые акты. Международное гуманитарное право.
Решение практических заданий части 1 (А) и части 2 (В) по теме «Право»
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать и понимать
- Биосоциальную сущность человека;
- Основные этапы и факторы социализации личности;
- Место и роль человека в системе общественных отношений;
- Закономерности развития общества как сложной системы;
- Тенденции развития общества в целом, а так же важнейших социальных институтов;
- Основные социальные институты и процессы;
- Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
Уметь:
- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества, как целостной системы;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя общие черты и различия;
- устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических) знания по заданным темам;
- систематизировать, анализировать и обобщать социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия.
Учебно-методический комплекс, обеспечивающий реализацию программы
- Обществознание 10 класс учебное пособие для образовательных учреждений под редакцией Л.Н. Боголюбова
- Обществознание. Типовые тестовые задания / ФИПИ
- П.А. Баранов, А.В. Воронцов, Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ.
Календарно-тематическое планирование
Дата | № урока | Название раздела, темы урока |
Введение. 1 час | ||
1 | Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы ЕГЭ | |
Тема 1. «Человек. Познание» 6 часов | ||
2 | Человек. Деятельность человека, ее основные формы. | |
3 | Индивид, индивидуальность, личность. Внутренний мир человека | |
4 | Познание и его формы. Виды человеческих знаний. Социальные науки. | |
5 | Практикум «Выполнение заданий части 1 | |
6 | Практикум «Работа над заданиями части 2 | |
7 | Как написать эссе. Особенности выполнения задания № 29 | |
Тема 2.«Общество. Духовная жизнь общества» 4 часа | ||
8 | Типология обществ. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Социальные институты. Общество и природа. Общество и культура | |
9 | Понятие общественного прогресса. Процесс глобализации. Глобальные проблемы человечества | |
10 | Практикум «Выполнение заданий части 1 и 2 | |
11 | Как написать эссе. Особенности выполнения задания № 29 | |
Тема 3. «Социальная сфера жизни общества» 6 часов | ||
12 | Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. | |
13 | Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность | |
14 | Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. | |
15 | Социальный конфликт и пути его разрешения. Социальная стратификация | |
16 | Семья и брак как социальные институты | |
17 | Практикум «Работа над заданиями части 1и 2 | |
Тема 4. «Экономическая сфера жизни общества» 6 часов | ||
18 | Экономика: наука и хозяйство. Экономические системы | |
19 | Измерители экономической деятельности. Экономический цикл и экономический рост | |
20 | Многообразие рынков. Рыночные отношения. Деньги. Функции денег в современной экономике. | |
21 | Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система | |
22 | Практикум «Работа над заданиями части 1и 2 | |
23 | Как написать эссе. Особенности выполнения задания № 29 | |
Тема 5 «Политическая сфера жизни общества» 6 часов | ||
24 | Власть, ее происхождение и виды. Политическая система, ее структура и функции. | |
25 | Государство, функции и формы государства | |
26 | Политический режим. Типы политических режимов. | |
27 | Гражданское общество. Правовое государство | |
28 | Практикум «Выполнение заданий части 1 и 2 | |
29 | Как написать эссе. Особенности выполнения задания № 29 | |
Тема 6. Право. 5 часов | ||
30 | Право в системе социальных норм. Система права. Источники права. | |
31 | Конституция Российской Федерации. Основы Конституционного строя РФ. | |
32 | Юридическая ответственность. Правоотношения и правонарушения | |
33 | Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. | |
34 | Итоговый контроль выполнение экзаменационной работы ЕГЭ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные вопросы профессиональной деятельности УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
1. Что понимают под экзогенно-органическими причинами возникновения речевых расстройств?1) неправильная речь окружающих;2) двуязычие в семье;3) черепно-мозговая родовая травма....
АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружа...
Актуальность проблемы личностно-ориентированного подхода в обучении английскому языку в 5-х классах
Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современном обучении. Всё больше внимания сегодня обращается на создание в школе на...
Актуальность духовно-нравственного воспитания молодежи на современном этапе
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы,...
Координация усилий школы и семьи в решении актуальных проблем
Выступление на педагогическом совете по теме: "Координация усилий школы и семьи в решении актуальных проблем воспитания школьников". В условиях кардинальных изменений в социальн...
Актуальный педагогический опыт
Работа с текстом на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся...
Актуальные вопросы этической культуры.
Школа, решая социальные задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому учащемуся определить чувство ответственности за сохранение моральных основ общества....