Статья. «Типология молодежных субкультур и их идеология в современной России»
статья по обществознанию (10, 11 класс)

В условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходится подросткам и молодёжи, с их ещё не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Крушение идеалов, предлагаемых молодёжи, обостряет естественный юношеский нигилизм, что порождает у многих молодых людей апатию, безразличие к себе и другим и грозит потерей нравственного и духовного здоровья нации. Это позволяет говорить о данной категории населения как об одной из самых уязвимых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._molodezhnye_subkultury.doc155 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Типология молодежных субкультур и их идеология в современной России»

Введение

Современная ситуация в России, всё более усугубляющиеся преобразовательные и кризисные процессы в обществе, при которых происходит постепенный поворот от приоритета общественных интересов к интересам личности, ставят небывалые по сложности и остроте экономические, политические, правовые проблемы и вопросы.

В условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходится подросткам и молодёжи, с их ещё не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Крушение идеалов, предлагаемых молодёжи, обостряет естественный юношеский нигилизм, что порождает у многих молодых людей апатию, безразличие к себе и другим и грозит потерей нравственного и духовного здоровья нации. Это позволяет говорить о данной категории населения как об одной из самых уязвимых.

В нашей стране исследования субкультурных сообществ и течений в среде молодежи весьма активно и квалифицированно проводились в 80-90-е годы прошлого века. Исследования ведутся по настоящие время.

Хотя, необходимо заметить, что отечественные исследования в основном посвящены молодёжным  субкультурам, ценностным ориентациям молодёжи, особенностям подросткового поведения. Несмотря на это, нельзя не принимать во внимание тот факт, что не только субкультура оказывает значительное влияние на молодых людей, также существенным фактором в их социализации являются организации, которые их окружают.

Некоторые авторы стремятся прояснить субкультурные характеристики молодежи в рамках отдельных территорий. Другие идут по пути описания большого и разнородного материала, который сгруппирован на основе определенной теоретической ориентации.[1]

В отечественных учебниках выделяются целые разделы по молодежной субкультуре выделяются в изданиях учебного характера. Специально этому вопросу посвящено учебное пособие С. И. Левиковой,[2] опубликовавшей в последние годы немало работ по данной проблематике. В учебнике под редакцией В. Т. Лисовского параграф «Молодежная субкультура в современной России» написан З. В. Сикевич.[3]

Заметный вклад, особенно в теорию вопроса, внесли ленинградские-петербургские ученые в области педагогики и культурологии (А. С. Запесоцкий, А. П. Файн,[4] А. А. Козлов, Э. П. Теплов,[5] Т. Б. Щепанская[6] и другие).

Многие исследователи этого вопроса описывают в своих работах символику и выразительное поведение той или иной субкультуры. Некоторые пытались выделить потребности, которые удовлетворяют подростки, вступая в молодежные неформальные объединения.

Но анализируя источники по данной теме, мы натолкнулись на малое количество изданий с практическими рекомендациями для педагогов и других специалистов по работе с участниками неформальных молодежных объединений.

Данная тема, на наш взгляд, является очень актуальной, так как в настоящее время в России существует большое количество разнообразных молодежных субкультур, которые, в свою очередь, выступаю, как социальный феномен. На наш взгляд, изучение сущности и формы данных субкультур может быть названо важнейшей задачей, ведь молодежные субкультуры, являясь частью общества, возможно смогут помочь ответить на вопросы о молодежном нигилизме в нашей стране.

Целью данной работы является рассмотрение основных молодежных субкультур как социального феномена в условиях современной России.

Исходя из цели работы, мы постараемся решить следующие задачи:

  • история возникновения субкультур в нашей стране;
  • провести анализ понятия «молодежная субкультура»;
  • изучит наиболее популярные молодежные субкультуры: их деятельность, мировозрение, внешнюю атрибутику;
  • исследовать причины вступления молодых людей в молодежные неформальные объединения;
  • определить отличаются ли субкультуры по степени выраженности и видам агрессии.

Структура нашей работы выглядит следующим образом: введение мы дали обзор литературы по данной тематике, актуальность исследования, цели и задачи работы; в первой главе, опираясь на труды современных ученых, социологов,  мы рассматриваем теоретическую основу понятия субкультуры, анализируем вопросы, связанные с возникновением термина. Во второй главе мы приводим классификацию существующих молодежных субкультур в нашей стране, выделяя социальный фактор и характерные черты. В заключение мы сделаем необходимые выводы о проделанной работе.

Глава 1. Понятие молодежной субкультуры

Время возникновения молодежной неформальной культуры в нашей стране – вопрос достаточно неоднозначный. Собственно, к первым проявлениям неформальной культуры, как культуры отличной от общепринятой, у нас в стране, можно отнести стиляг. Однако же нельзя сказать, что тогда, в 50-х – 60-х годах в нашей стране зародилась неформальная культура. Отчасти это являлось неформальным движением, отчасти просто модным увлечением. Однако жесткая позиция государства в отношении инакомыслия в те годы привела к тому, что после некоторого времени полу подпольного существования стиляги довольно быстро исчезли.

Второй всплеск контр культурной активности пришелся на 70-е годы. Движение семидесятников было глубже, шире и продолжительней по времени. На них не оказывалось столь серьезного давления, как на стиляг, но неприятности с государственными органами на идейной почве у них все же были. Именно тогда в нашей стране стали появляться первые рок группы, хиппи, и полу подпольные «тусовки». Именно эта волна подготовила почву для следующего этапа.

С началом процессов гласности и перестройки эти группы, легализовав свою деятельность, довольно громко заявили о себе, значительно увеличив тем самым свою численность. Определенное место среди них занимали группы, формировавшиеся вокруг различных музыкальных вкусов и стилей (металлисты, роллинги, брейкеры, битломаны и т.п.).

Проблема молодежной контр- и субкультуры была поднята как социальная проблема. И именно к середине 80-х годов следует приписывать зарождение в нашей стране молодежной контр культуры как таковой, со свойственной ей непримиримостью и эпатажем.

Возникали также неформальные молодежные организации, ценностные ориентации которых имели некоторые политический и идеологический оттенок (ностальгисты, пацифисты, отклонисты, зеленые). Выделялись группы аполитичного, эскапистского характера (хиппи, панки, люди системы). Среди интеллектуальной молодежи пользовалась популярностью эстетствующая группа «митьки», выделявшаяся самоиронией и гротескно подчеркнутым стилем «a la Русь».

Формировались группировки, исповедовавшие «культ мускулов» и физической силы (качки), а также криминогенные группы, объединявшиеся на базе агрессивности, жесткой организованности и противоправной деятельности (гопники, люберы и т.п.).  Некоторые из них воодушевлялись лозунгами восстановления социалистической справедливости и борьбы со «скверной» в лице хиппи, панков и т.п. движений.

В освещении средств массовой информации того времени молодежная тематика бурлила от неформальных страстей металлистов, рокеров, панков, системных ребят, байкеров, и прочих групп и объединений с броскими названиями, которых неустанно «открывали» для широкой публики и усиленно рекламировали журналисты.

Нонконформизм этой молодежной среды проявлялся во всем: в манерах, в одежде, в увлечениях, в жаргоне, достигая даже откровенно экстремистских форм. Однако занесенные на российскую почву после падения «железного занавеса» течения западной молодежной субкультуры трансформировались у нас в довольно нелепые формы, большей частью совпадая с западными лишь внешне. Часто они «срисовывались» с западных сверстников неумелыми «художниками», поэтому получались не копии, а карикатуры.    

Формирование молодежной субкультуры в самостоятельную молодежную практику и способ самореализации закончились к в 90-е гг., когда различные объединения образовали некоторую систему, состоящую из специализирующихся на определенном виде досуга, творческого самовыражения и социальной манифестации молодежных субкультур, между которыми обозначились четко налаженные каналы коммуникации и «распределения обязанностей».

Хотя, конечно, в этой системе и сегодня идут скрытые и явные процессы изменения: часть формирований отмирает, их место занимают новые объединения; одни группировки меняют идеологию или способ действий, другие сливаются в более крупное объединение либо, напротив, распадаются на мелкие и независимые сообщества.

Субкультура (лат. Sub – под и cultura – культура; подкультура) в социологии и культурологии – часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы. Другим известным примером, являются молодёжные субкультуры молодежные субкультуры часто также рассматриваются как девиантные, выражающие некую степень оппозиции господствующей культуре. Молодежные субкультуры развиваются чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и связаны с развитием общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь. Молодежные культуры – это культуры демонстративного потребления. Возникновение молодежных субкультур связано также с повышением доли и значения свободного времени, досуга, вокруг которого и формируются все отношения; они сосредотачиваются также в большей степени на дружбе и группе сверстников, а не на семье. Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования. Понятие субкультуры предполагает существование господствующей культуры, наличие ценностно-нормативного консенсуса в обществе.[7]

Для любой субкультуры существует обязательный набор характерных черт, отсутствие какой-либо из них ставит под вопрос возможности отнесения того или иного социокультурного образования к субкультуре. Это следующие черты:

  • специфический стиль жизни и поведения;
  • свойственные данной социальной группе своеобразные нормы, ценности, мировосприятия, что часто приводит представителей данной субкультуры к нонконформизму;
  • наличие более или менее явного инициативного центра, генерирующего идеи.

Для феномена молодежной субкультуры характерно следующее:

  • молодежная субкультура представляет собой социальную общность, каждый представитель которой сам причисляет себя к ней, то есть идентифицирует себя с ней. Члены такой общности могут формировать как группы непосредственного контакта (компании, объединения, тусовки), так и виртуального общения (киберпанки);
  • вхождение молодого человека в ту или иную молодежную субкультуру означает принятие им и разделение ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре (прическа, одежда, украшения, жаргон и т. п.);
  • значимые для той или оной молодежной субкультуры идеи и ценности получают внешнее выражение в обязательном для ее членов символике и атрибутике группы, посредством нее молодые люди узнают «своих», она выделяет данных молодых людей среди «чужих».

Таким образом, все неформальные молодежные субкультуры имеют элемент протестного содержания. Это переходный период от детства к взрослению, отказ от детских норм и одновременно неприятие взрослых норм и одновременное неприятие взрослых норм: короткий период, когда подросток может позволить себе «зависнуть» между ними. Период взросления, когда для подростка взрослые еще не являются «своими».

Подростки закономерно перерастают принятые ими  в детстве нормы поведения ради освоения «взрослых» норм и получения жизненного опыта. Кризис подросткового возраста отчасти связан с болезненным отказом от детских правил поведения и попыткой выработать новые, часто альтернативные – как «взрослым», так и детским.

Субкультура представляет подростку возможность ощущать себя субъектом социального взаимодействия, регулируемого именно такими «альтернативными» правилами. Выбор той или иной субкультуры определяется как ситуативными факторами, так и фактором релевантности норм субкультуры особенностям личности подростка.

Подростковые и молодежные субкультуры выполняют не только социализирующие функции, но и конструктивно-творческие, поскольку явления молодежной субкультуры непосредственно включены в жизнь общества и определяют некоторые форм его развития.

Существует довольно четкая динамика развития субкультуры:

  • очень хорошо заметно, как новая субкультура возникает за счет притяжения адептов уже существующих субкультур, перенимая оттуда многие элементы: атрибутику, социальные институты, нормы поведения, деятельное наполнение;
  • любая субкультура развивается, она проходит несколько стадий развития и может исчезнуть. Интеллектуальные субкультуры могут формировать альтернативную культуру, которая становится частью общемировой культуры и зачастую способствует динамические изменения социума.[8]

В чем состоят причины довольно широкого распространения в современном обществе молодежной субкультуры?  

Во-первых, в субкультурной общности подросток получает возможность принадлежать к избранной группе сверстников, являющейся для него референтной, возникает объединяющее чувство «мы», что повышает уровень психологической значимости каждого, дает некую гарантию (или ее иллюзию) независимости и защищенности от общества.

Во-вторых, субкультура позволяет молодому человеку лучше почувствовать и проявить самостоятельность своего «я».

В-третьих, она помогает ему освободиться от тягостных переживаний, вызванных конфликтом с внешним миром взрослых, с господствующей в обществе культурой.

Возникает вопрос, а где появляются субкультуры? На наш взгляд субкультуры появляются там, где:

  • ткань общественных отношений и, в первую очередь, производственные отношения не накрывают какую-то часть общества, не вовлекают его в себя, либо же вовлекают явно насильственными способами, чем вызывает ещё большее отторжение;
  • существуют серьёзные противоречия между общественной моралью, отношениями и стремлениями людей. Это верно только в том случае, если представители социальной группы, вступившей в противоречие с обществом, слабы и не способны его изменить.

Что же предопределяет российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде, а точнее — их слабую развитость в традиционном для Запада понимании? Три фактора, как нам представляется, здесь играют основную роль.

Первый фактор — социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения. В 2000 г., согласно данным Госкомстата России молодежь (16–30 лет) составляла в численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума 21,2%, а в своей возрастной группе доля бедных была 27,9%. [9]Среди безработных молодежь в возрасте до 29 лет тогда же составила 37,7%.[10] 

Хотя в последующие годы отмечался некоторый экономический подъем, но принципиально картина не изменилась. Для значительной части молодежи проблема физического выживания отодвигает на задний план потребности, реализуемые в формах молодежных субкультур.

Второй фактор — особенности социальной мобильности в российском обществе. Каналы восходящей социальной мобильности в 1990-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки. Первоначально (в начале десятилетия) это привело к оттоку молодежи из системы образования, особенно высшего и послевузовского: для быстрого успеха (понимаемого как обогащение и достигаемого в основном в сфере торговли и услуг) высокий уровень образования был скорее помехой, чем помощью. Но позже вновь усилилась тяга к получению образования как гаранта личного жизненного успеха. Кроме того, действует фактор укрывания юношей от службы в армии.

Возможность быстро достичь успеха, стать богатым, в действительности слишком часто основанная на криминале, является, тем не менее, основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодежи. Этим во многом вытесняется идентификация с субкультурными ценностями в западном смысле, поскольку такая идентификация в российских социокультурных условиях противоречит реализации установок на материальное благополучие.

Третий фактор — аномия в российском обществе, т. е. утеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде аномия ведет к парадоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений.[11]

Необходимо заметить следующее, молодежные субкультуры – феномен урбанистический (городской) культуры. В них отразились разнообразные процессы, протекающие в религиозной, идеологической, политической сферах, сфере экономики и моды. С уменьшением численности городов подобное влияние очень резко падает. А в маленьких городах неформалы становятся экзотикой, но в последнее время становится все чаще.

Кроме того, на российские субкультуры оказывают влияния западные молодежные субкультурные феномены. По этому признаку охарактеризовать отечественные молодежные субкультуры очень сложно не столько из-за изобилия быстро возникающих и исчезающих форм, сколько из-за того, что в российской среде некоторые из них являются простым заимствованием, в то время как другие могут отражать скорее сходство мотивов действий.

В самом деле, российские скинхеды, возникшие как оформленное движение в начале 90-х годов ХХ века (всплеск численности скинхедов относят к периоду после событий сентября-октября 1993 г.), хоть и по форме близки к западным аналогам, но порождены прежде всего внутренними проблемами страны. В общем, имеются разные дистанции российских субкультурных феноменов от западных образцов. Рассматриваемые ниже субкультурные формы показывают эту разницу: от фактически «наших» футбольных болельщиков, где западное влияние не осознается большинством участников, до рейверов и хип-хоп культуры, где «нашего» (российского) довольно мало[12].

Подводя итог, мы можем сказать следующие, что молодежные субкультуры существуют и развиваются в условиях либерального общества. Все неформальные молодежные субкультуры имеют элемент протестного содержания.  Субкультура предоставляет подростку возможность ощущать себя субъектом социального взаимодействия. Существенное влияние на подрастающее поколение молодежные субкультуры оказывают только в крупных мегаполисах. Также большую роль играет влияние западных субкультур.

Образование субкультур может выражать общественную потребность в дифференциации духовной жизни и поведения, в выработке более адекватных форм поведения и деятельности, отвечающих либо типу профессии, либо особым социальным условиям, либо новыми социальными запросами, связанные с развитием общества.

Глава 2. Типология молодежных субкультур

При выявлении закономерностей, действующих в среде молодежных субкультур, для того, чтобы прогнозировать развитие данных субкультур и понимать механизмы их взаимовлияния, был проведен типологический анализ существующих.

Выделяют два вида молодежных субкультур:

  • ингруппы (группы, с которыми молодой человек себя отождествляет);
  • аутгруппы (группы, от которых молодой человек себя отделяет, ощущает свое отличие).

По специфике поведения членов группы выделяют:

  • просоциальные (группы, которые не несут угрозу обществу, несут позитив и помогают);
  • асоциальные (несут критику каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера);
  • антисоциальные (не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить).

Толстых А. В. предложил следующую типологию молодежных субкультур:

  • политизированные субкультуры – активно участвуют в политической жизни и имеют четкую идеологическую принадлежность;
  • эколого-этические субкультуры – занимаются построением философских концепций и ведут борьбу за окружающую среду;
  • нетрадиционные религиозные субкультуры – в основном это увлечение восточными религиями (буддизм, индуизм);
  • радикальные молодежные субкультуры – отличаются организованностью, наличием лидеров старшего возраста, повышенной агрессивностью (криминальные молодежные группировки, скинхеды);
  • субкультуры образа жизни – группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности (хиппи, готы, панки);
  • субкультуры по интересам – молодые люди, объединенные общностью интересов – музыкальных, спортивных и другие;
  • субкультура «золотой молодежи» - характерен для столичных городов – ориентирована на проведение досуга (одна из наиболее закрытых субкультур).[13]

Хотелось бы отметить еще одну типологизации неформальных объединений по степени социальной опасности:

  • радикалы (националисты, скинхеды, неофашисты, сатанисты-вандалы, «люберы», ваххабиты, православные экстремисты);
  • агрессивные (панки, киноманы, боевые реконструкторы, металлисты, гопники);
  • криминальные формирования («черные следопыты», тусовки «голубых» проституток, бэггеры);
  • неагрессивные неформальные объединения (хиппи, творческое движение ролевых игр, хипхоперы, неагрессивные готы).

Также необходимо, на наш взгляд, разобрать уровни (стадии) развития молодежных субкультур. Необходимо отметить, что не обязательно каждая стадия присутствует в «биографии» каждой молодежной субкультуры:

  • субкультуры с концентрацией на единственном общем объекте внимания (кумире);
  • появление форм совместной деятельности, не связанных с основной субкультурой (при сохранения ее доминирования). Нормы поведения обычно диктуются спецификой образа «кумира»;
  • формирование собственного нормоформирующего слоя. Расширение морально-этических норм и ценностей;
  • дальнейшее расширение морально-этических и эстетических норм и ценностей в интеллектуальных сообществах приводит к большому разнообразию в различных культурных областях. На данном уровне субкультура перестает быть чисто молодежной;
  • период размывания субкультуры.[14]

Рассмотрим причины возникновение и философию субкультур на конкретных примерах.

Хиппи. Социальный состав хиппи неоднороден, но в первую очередь это творческая молодежь: начинающие поэты, художники, музыканты.

Внешний вид, форма одежды: независимо от поло – длинные волосы причесанные на прямой пробор, особая лента вокруг головы («хайратник» от англ. Hair – волосы), на руках – «фенечки», т. е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего сделанные из бисера, дерева или кожи, часто несоразмерно большой вязанный свитер, украшенный бисером или вышивкой джинсовый мешочек на шее для хранения денег и документов («ксивник»: от ксива – документ, воровской жаргон), цвет одежды в основном светлый (опытные хиппи никогда не носят черного), но не броский. Последнее поколение хиппи отличают такие атрибуты, как рюкзачок и три-четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг). Известна любовь хиппи к цветам (одно из самоназваний «дети цветов») и к хождению босиком.

Музыкальный стиль: из западной музыки хиппи предпочитают психоделический рок, любят группу «Doors». Среди российских исполнителей высоко копируется Борис Гребенщиков.

Язык, жаргон: большое количество английских заимствований, таких как «болт» - бутылка, «вайн» - вино, «флэт» - квартира, «хайр» - волосы, «пипл» - люди (распространенные обращения: «человек», «люди»), «рингушник» - записная книжка (от англ. Ring – звонок). Кроме того, характерно частое использование уменьшительных суффиксов и слов, не имеющих аналогов в литературном языке для обозначения специфических понятий, свойственных только хиппи (например, уже упоминавшиеся «фенечка», «ксивник» и т.п.).

Развлечения: из алкогольных напитков хиппи предпочитают вина и портвейны. Замечено частое использование наркотиков (обычно легких). Частью хипповской идеологии является «свободная любовь» - со всеми вытекающими последствиями. Хиппи не воинственны, они, как правило, пацифисты. Одним из первых был лозунг «Make love, not war». (Занимайся любовью, а не войной).

Идеология: сами хиппи часто выражают ее словами «Мир, дружба, жвачка». Типично пренебрежение к материальным ценностям, таким как деньги и дорогие вещи; наблюдалось искреннее возмущение хиппи при попытке кем-то приобрести дорогие вещи вместо дешевых. Популярные восточные религии и учения, среди которых можно выделить движение растоманов, почитателей культа Джа.

Начиная с середины 90-х годов, приток подростков в неагрессивные формирования почти иссяк. В настоящее время, субкультура хиппи сохранилась в сильно размытом состоянии, преимущественно за счет перехода многих ее субкультурных компонентов в общемолодежную субкультуру  и ряд других субкультур. Движение хиппи  к настоящему времени практически прекратило существование.

При появлении молодых хиппи в поле педагогической деятельности, необходимо уточнить его понимание субкультуры хиппи. И в случае, если подросток производил реконструкцию субкультуры хиппи по западному варианту, требуется принять меры по недопущению пропаганду наркотиков.

Панки (от англ. Punk – отбросы, гнилье, что-то ненужное) в какой-то степени являются антагонистами хиппи, при том, что имеют с ними много сходного. Социальный состав: в отличие от элитарных хиппи большинство Панков – дети рабочих районов, хотя, разумеется, встречаются исключения. Внешний вид, форма одежды: стандартной панковской прической считался «ирокез» - полоска длинных вертикально стоящих волос на стриженной голове, но распространены также бритые полголовы с длинными волосами и даже просто выбритые виски при длинных волосах. Панки предпочитают рваную, грязную одежду. Часто можно видеть панка в джинсах, где полоски ткани чередуются с дырами, закрепленными булавками и цепочками (вообще любовь Панков к английским булавкам чрезвычайно велика, они вставляют повсюду – в куртки, майки, джинсы и даже в уши). Из обуви панки носят в основном высокие армейские ботинки.

Музыкальный стиль: основоположником панк-культуры считается английская группа «Sex pistols». Кроме нее в почте «Ramones» и «Dead Kennedys». В середине 80-х появилась группа «Exploited», которая играла жесткий панк, получивший название «хард-рок» и ставший самостоятельным музыкальным стилем. В России яркими представителями панка являются сибирские коллективы (самый известный – «Гражданская оборона», поклонники которого выделились в самостоятельное поддвижение – панки-летовцы, по имени основателя коллектива Егора Летова).

Язык, жаргон: характерно употребление слов из воровского жаргона («маза», «хавать», «лабать») и маргинальное употребление «умных» слов («параллельно» в значении «все равно», «сугубо» в значении «безразлично»). Развлечения: в отличие о хиппи панки из алкогольных напитков предпочитают водку, охотно употребляют наркотики. Интересно еще одно развлечение – «ходить по ништякам», т.е. доедать остатки пищи, недоеденной кем-то, подбирать и докуривать сигаретные бычки.

В отличие от хиппи панки довольно агрессивны по политическим пристрастиям считаются анархистами (с легкой руки «Sex pistols», написавший культовую для панков пенсию «Anarchy in the UK»).

Движение панков в Санкт-Петербурге продолжает оставаться одним из самых многочисленных.

При появление панков в поле педагогической деятельности, вопрос о потребности в проведении педагогической работы необходимо рассматривать в зависимости от того, к какому крылу панков относит себя подросток.

Криминальная молодежная субкультура. Молодежные группировки, превратившись в структуры организованной преступности, поделили сферы влияния и предпочитают выяснить отношения, не прибегая к массовым дракам. Сведение счетов стало осуществляться в большинстве случаев путем заказных убийств.

В середине 90-х годов появляется новое поколение «гопников», неконтролируемое организованной преступностью или контролируемое в меньшей степени. Они быстро проявили себя как «культурные враги» большинства молодежных субкультур: байкеров, рейверов, роллеров и т.д. Любой подросток, не только принадлежащий к иною субкультуре, может быть избит, подвернут сексуальному насилию, ограблен. Противостояние молодежных банд также не ушло в историю, но переместилось на периферию.

Футбольные болельщики. Близкую к криминальным субкультурам группу составляют фанаты (фаны) футбольных команд. Футбольные фанаты – сложное по организации сообщество. Среди фанатов московского «Спартака» выделяются, в частности, такие группы, как «Ред-уайт хулиганс», «Гладиаторы», «Восточный фронт», «Северный фронт» и др. Группировка, удерживающая контроль над всем сообществом, - «правые». В нее входят в основном молодые люди, отслужившие в армии. «Правые» выезжают на все матчи команды, их основная функция – заводить стадион, организовывать реакцию болельщиков («волну» и т.д.), но также и командовать «военными действиями» - битвами с болельщиками враждебных команд и милицией. Выезды в другие города очень часто связаны с драками – нередко уже на вокзальной площади. В целом хулиганствующая масса молодых людей хорошо управляема вожаками (предводителями) из «Правых»[15]. Сейчас, пожалуй, у каждого футбольного клуба, есть свои фанаты, которые дейтсвуют, как болельщики «Спартака».

Эмо (англ. emo: от emotional — эмоциональный) — молодежная субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноимённого музыкального стиля. Её представителей называют Эмо-киды (emo + англ. kid — молодой человек; ребенок) или, в зависимости от пола: эмо-бой (англ. boy — мальчик, парень), эмо-гёрл (англ. girl — девочка, девушка).

Мироощущение – это выражение эмоций — главное правило для эмо-кидов (emo-kids — тех, кто относит себя к субкультуре эмо). Их отличает: самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувственное мироощущение. Зачастую эмо-кид — ранимый и депрессивный человек. Он выделяется из толпы ярким внешним видом, ищет единомышленников и мечтает о счастливой любви. Существует стереотипное представление об эмо как о плаксивых мальчиках и девочках. Эмо характеризует основанный на эстетике прекрасного принципиально инфантильный взгляд на мир, интровертность, акцент на внутренних переживаниях. Эмо-культура пропагандирует Стрейт Эдж, то есть здоровый образ жизни: отказ от табака, наркотиков и алкоголя, разборчивость в половых связях. Большое значение придаётся таким ценностям, как дружба и любовь. Духовными идеалами культуры являются правдивость, честность, верность, искренность.

Имидж. Традиционной причёской эмо считается косая, рваная чёлка до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. Предпочтение отдаётся жёстким прямым чёрным волосам. У девушек возможны детские, смешные причёски — два маленьких хвостика, яркие заколочки — сердечки по бокам, бантики. Для создания этих причесок эмо тратят баллоны фиксирующего лака для волос. Часто эмо-киды прокалывают уши или делают тоннели. Помимо того, на лице эмо-кида может быть пирсинг (например в губах и левой ноздре, бровях, переносице) да и вообще где угодно. И юноши, и девушки могут красить губы под цвет кожи, использовать светлый тональный крем. Глаза густо подводят карандашом или тушью, благодаря чему они выглядят ярким пятном на лице. Ногти покрывают чёрным лаком.

Одежда. Эмо носят одежду в розово-чёрных тонах с двуцветными узорами и стилизованными значками. Основными цветами в одежде являются чёрный и розовый (пурпурный), хотя и другие шокирующе-яркие сочетания считаются допустимыми. Наиболее типичная одежда – это узкая, обтягивающая футболка, узкие джинсы, яркий ремень и обувь.

Появление эмо в поле педагогической деятельности, является, по сравнению с другими субкультурами, скорее, позитивным событием. Потребность в проведении педагогической работы возникает в тех случаях, когда имеются признаки того, что подростки-эмо плохо различают разницу между декларируемыми и реальными субкультурными нормами.

Субкультура готов пришла в Россию с Запада в середине 90-х годов. В рамках данной субкультуры сложилась не только развитая инфраструктура, но и своеобразная  философия. Однако при переносе на российскую почву прямого заимствования субкультуры не произошло.

В целом для субкультуры готов характерное для постмодерна чисто эстетическое, в некотором потребительское, восприятие культуры в целом, театрально-ироническое обыгрывание сюжетов и образов, к которому в данном случае примешивается заимствованное у декаданса ощущение собственной порочности и неординарности.

В настоящее время в Санкт-Петербурге сформировалось сообщество готов.

Говоря о «готическом мировоззрение», необходимо отметить следующее. Это понятие введено самими готами. При этом смысловое наполнение понятия «мировоззрение» в данном случае скорее соответствует «мироощущению». Но главное, к чему привело появление этого «мироощущения», это отход от привязки к конкретным музыкальным группам; началось формирование более сложной и содержательной субкультуры, ориентированной на темную романтику.

В результате молодежная субкультура стала приобретать черты альтернативной культуры, опирающейся на общемировое культурное наследие. В целом готы характеризуют свое мировоззрение как «романтично-депрессивный взгляд на жизнь».

Эталонному образу гота присущи: замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость, мизантропия, эстетство, мистицизм, неприятие стереотипов поведения и стандартов внешнего вида.

Также характерной чертой большинства готов является восприятие смерти как фетиша. В контексте готической культуры часто употребляется слово «танатофилия». Сами готы дают ему следующее толкование: «этот термин следует рассматривать как стремление индивида к использованию практик и сюжетов, связанных со смертью и умиранием, а именно посещение кладбищ и руин, заимствование некоторых элементов декадентской эстетики, игры в вампиров.

Характерной чертой готов является стремление к артистичности и самовыражению (проявляющееся в работе над собственным внешним видом, в занятиях искусством).

Специфические признаки готов, мало встречающиеся, либо не встречающиеся в других молодежных субкультурах: ношение кулонов с летучей мышью, длинные волосы на голове, окрашенные в черный цвет, пирсинг на лице, черный лак на ногтях, выбеливание лица белым гримом, крашеные губы и глаза в черный цвет, одежда под «вампира».

Появление подростков-готов в поле педагогической деятельности, следует ожидать положительного влияния от представителей крыльев декаданс-готов и клубных готов. Потребность в проведении педагогической работы возникает только в отношении маргинального крыла готов и так называемых «олд-скул»-готов.[16]

В последнее время все большую популярность приобретают интернет-сообщества и интернет-культуры: с середины 90-х годов, с распространением повсеместно интернет технологий, стали расти появляться интерактивные субкультуры. Самой первой можно считать Фидо-сообщество, появление блоггеров. Нередко хакеров относят к субкультуре.

Более подробно, мне бы хотелось остановиться на экстремистских  

субкультурах, о которых мы все чаще слышим в прессе и на телевидение и которые, представляют на наш взгляд, наибольшую опасность. 

Формирование «Белой силы» - главенства белой расы (White Power) сообщества в Санкт-Петербурге связано с развитием движения скинхедов. Произошло это за счет распространения расистской идеологии скинхедов среди других субкультур. Распространение неонацистской идеологии на иные неформальные молодежные движения привело к заметным изменениям в составе экстремистского сообщества, и произошло увеличение количества участников. Нормы поведения приблизились к антисоциальным нормам панков.

Скинхеды, совершающие экстремистские акции, почти полностью престали носить внешнюю атрибутику скинхедов, перейдя на атрибутику хулсов (футбольные хулиганы). Уже в течение длительного времени движение скинхедов представляет собой именно неформальное сообщество, у которого отсутствует единый лидер, и которое состоит из разобщенных формирований, слабо взаимодействующих друг с другом. Вопрос о консолидации и объединения скинхедов муссируется в националистической прессе уже давно. Однако подобного объединения не происходило как по личностным, так и по идеологическим соображениям. Наиболее существенной причиной разобщенности является то, что крупные формирования скинов являются молодежными группами, ориентирующимися на националистические партии, имеющие разные идеологии, религозную окраску и мифологию.

Говоря о специфике одежды и внешней атрибутики скинхедов, ноебходимо отвметить следующее: бритая голова, высокие ботинки армейского образца, короткая черная куртка, подтяжки, джинсы. Субкультурные признаки: вскидывание руки в фашистском приветствие, выкрики «Россия для русских», «Зиг Хайль!».

Подводя небольшой итог, хотелось бы сказать следущее, что неофашистскому движению присущи одновременно черты общественно-политических формирований и молодежной субкультуры. В последнее время произошло слияние скинхедов с различными агрессивными субкультурами, при этом они представляет большую социальную опасность.

Во второй главе мы рассмотрели некоторые субкультур, выделяемых по различным признакам и играющие, на наш взгляд большую роль в среде подростков. Выяснили, что именно условия жизни в большом городе создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях. Таким образом, появляются молодежные субкультуры, которые являются неотъемлемым звеном всей культуры в целом.

Присоединение к неформальной группе – нормальный и закономерный выбор подростка. Исходные мотивы, приводящие его в неформальные группы, оцениваются исследователями как естественные для данного возраста. Объединение в группы можно рассматривать как средство выхода внутренней активности, реализации потребностей самоидентификации, самоутверждения, свойственным отнюдь не только подростковому возрасту.

Не трудно заметить, что бурное развитие различных объединений совпадает с периодами расширения демократии. Отсюда следует принципиальный вывод о том, что уровень демократизации общества в немалой степени определяется количеством добровольных формирований, степенью активности их участников. В свою очередь отсюда следует и другой вывод: появление современных неформалов не есть результат чьей-то злой воли, оно вполне закономерно.

Более того, можно смело предположить, что по мере дальнейшего расширения демократии число неформальных образований и их участников будут возрастать. Поэтому каждому взрослому по роду своей деятельности вынужденному активно взаимодействовать с подростками, необходимо вооружиться знаниями о внешнем виде, идеологии, символики и психологических особенностях представителей различных субкультур. Это позволит легче находить общий язык с любой группой подростков и просчитать реальные и мнимые опасности вхождения в ту или иную субкультуру.

Заключение

Таким образом, в данной работе рассмотрели понятие молодежной субкультуры, историю самого термина и понятия, а также истоки возникновения молодежных субкультур. Рассуждая о молодежных субкультурах как о социальном феномене, мы привели примерную классификацию существующих на сегодняшний день в России молодежных субкультур.

Мы пришли к выводу, что субкультурные феномены легко поддаются описанию, но их классификация и типологизация затруднены многообразием несводимых в систему признаков. Мы также выявили, что некоторые молодежные субкультуры в России несут на себе воздействие криминализации общества (индустриальные и спортивные субкультуры – скинхеды, люберы,) западной культурной экспансии (например, рейверы), тяги к преодолению рутины повседневности, «родимых пятен» советской эпохи (например, толкинисты). Эти воздействия переплетаются, в разной мере присущи тем или иных субкультурным феноменам. Некоторые из молодежных субкультур могут создавать платформу для развития негативных тенденций в молодежной среде (проблемы наркотизма, насилия и т. д.), другие скорее имеют позитивное общественное значение. Во всех случаях важно, что через субкультурные формы для определенной части молодежи лежит путь к освоению социальности.

К настоящему времени неформальные объединения перестали рассматриваться обществом как что-то экстравагантное. Преимущественно прошла растеренность взрослых от обилия неформальных движений и неясности, кто они и что из себя представляют.

Попытки воздейстовать на молодежные субкультуры методами, которые ранее применялись к криминальным группировкам, были идеологически неверны и методически неэффективны (разумеется, за исключением мер применяемых к экстремистским организациям). Однако при дальнейшем изучении вывились их уязвимые участки. В результате начали появляться результативные технологии влияния, которые экспоуатируют внутренние мезанизмы молодежных субкультур. В работе с неформалами в настоящее время активизировались негосударственные организации и формирования.

Социальная работа в молодёжных организациях крайне необходима и важна, так как способствует лучшей адаптации и социализации молодых людей в обществе и предоставляет им широкий выбор жизненных перспектив, что особенно актуально в настоящее время нестабильности и преобразований.

Субкультуры действительно играют роль своеобразного буфера, в котором молодёжь восполняет недостаток социализации, приобретает недостающие навыки, осваивает социальные роли.

Вместе с тем свободный поток любой информации, отсутствие объективных критериев при её усвоении молодыми людьми создают ситуацию риска, при которой молодые люди усваивают антисоциальные и деструктивные нормы поведения. Еще одним, более продвинутым вариантом в разрешении проблем молодёжных субкультур можно назвать создание искусственных движений на основе выявленных особенностей жизни молодёжных субкультур. Этот вариант представляется особенно привлекательным ещё и потому, что позволяет заранее создавать безопасную для общества систему норм и ценностей, на которые будет ориентироваться молодёжь.

Однако и в этом случае остаётся проблема уже существующих движений. Как быть с ними? Кроме того, при опоре на неформальные признаки и свойства субкультуры, которые известны исследователям и на основании которых создавалась бы искусственная субкультура, последняя, вероятней всего, очень быстро потеряла бы свой субкультурный статус и стала формальной.

Субкультура - это не только набор определённых свойств и признаков, не только специфический образ жизни, но прежде всего некая внутренняя потребность, на которой как на основании вырастает жизненное древо субкультуры. В самом деле происходит смена политических режимов, изменяются экономические условия жизни, происходит активное знакомство с другими культурами и религиями, а субкультуры продолжают возникать, активно заявлять о своём существовании. Уже сам факт появления субкультур вне их зависимости от экономических, политических, словом, материальных причин, наводит на размышления об иной причине их появления, не детерминированной внешними обстоятельствами.

Другими словами, материальные потребности, их количество и качество, связанные с условиями жизни, не могут быть существенными для определения причин, по которым появляется молодёжная субкультура. В таком случае остаются потребности духовного характера. В гуманитарной науке под данными потребностями понимается потребность в развитии личности; в осуществлении самого себя; в самореализации; в самоактуализации; в осмыслении своего назначения в мире; в удовлетворении чувства прекрасного, чувства справедливости; в сущностном познании окружающего мира и т.п. Выходя за границы социальной и биологической природы, данные потребности составляют особую сферу высших ценностей, духовного опыта, осмысления себя и своей жизни.

Некоторые авторы считают (и я с ним согласен), что данные проблемы может решить гуманитаризации всех сфер общественной жизни, а особенно институтов воспитания и образования, как основных компонентов социализации личности.

Список использованной литературы:

  1. Запесоцкий А. С., Файн Ф. П. Эта непонятная молодежь. Проблемы неформальных молодежных образований. – М., 1990 г.
  2. Козлов А. А., Теплов Э. П. Терроризм в молодежном сознании: угроза и вопросы безопасности. – СПб., 2007 г.
  3. Левикова С. И. Молодежная субкультура. – М., 2004 г.
  4. Луков В. А. Особенности молодежных субкультур в России. / Социол. исследования.  –  2002 г. № 6.
  5. Луков В. А. Особенности молодежных субкультур в России // Социол. исследования. 2002. № 10.
  6. Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма / под ред.    А. А. Козлова. – СПб, 2008 г.
  7. Омельченко Е. Л. Молодежные культуры и субкультуры. – М., 2000 г.
  8. Российский статистический ежегодник 2001: Стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2001 г.
  9. Сикевич З. В. Молодежная культура: за и против. – Л., 1990 г.
  10. Толстых А. В. Подросток в неформальной группе. – М., 1991 г.
  11. Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры. – СПб., 1993 г.
  12. http://www.slovari.info/sociology.


[1] Омельченко Е. Л. Молодежные культуры и субкультуры. – М., 2000 г.

[2] Левикова С. И. Молодежная субкультура. – М., 2004 г.

[3] Сикевич З. В. Молодежная культура: за и против. – Л., 1990 г.

[4] Запесоцкий А. С., Файн Ф. П. Эта непонятная молодежь. Проблемы неформальных молодежных образований. – М., 1990 г.

[5] Козлов А. А., Теплов Э. П. Терроризм в молодежном сознании: угроза и вопросы

безопасности. – СПб., 2007 г.

[6] Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры. – СПб., 1993 г.

[7] http://www.slovari.info/sociology.

[8] Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма / под ред. А. А. Козлова. – СПб, 2008 г. С. – 17.

[9] Российский статистический ежегодник 2001: Стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2001 г. С. – 189.

[10] Там же. С. – 146.

[11] Луков В. А. Особенности молодежных субкультур в России // Социол. исследования. 2002. №10. С. 79–87.

[12] Омельченко Е. Л. Молодежные культуры и субкультуры. – М., 2000 г. – С. 161.

[13] Толстых А. В. Подросток в неформальной группе. – М., 1991 г.

[14] Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма / под ред. А. А. Козлова. – СПб, 2008 г. С. – 31.

[15] Луков В. А. Особенности молодежных субкультур в России. / Социол. исследования.  –  2002 г. № 6.

С. – 82.

[16] Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма / под ред. А. А. Козлова. – СПб, 2008 г. С. – 72-73.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Молодежные субкультуры, мотивы и последствия вовлечения подростков в неформальные молодежные объединения"

Формирование адекватного отношения подростков к различным видам неформальных молодежных объединений, способствующего осуществлению социально одобряемой деятельности и препятствующего вступлению в асоц...

Современные молодежные субкультуры.

Презентация для 10 класса.Тема  "Молодежные субкультуры."...

Современные молодежные субкультуры и их влияние на формирование личности подростка

Субкультура - это группа людей с похожими взглядами на мир которые, отличаются от мировоззрения навязанного большинству! Все люди разные и найти двух людей с одинаковым мировоззрением(взглядом на жизн...

статья "Молодежные субкультуры"

Молодежные субкультуры Хиппи     Субкультура хиппи – одна из старейших молодежных субкультур в РФ.     Движение хиппи развивалось «волнами«: перв...

"Молодежные субкультуры, мотивы и последствия вовлечения подростков в неформальные молодежные объединения"

Формирование адекватного отношения подростков к различным видам неформальных молодежных объединений, способствующего осуществлению социально одобряемой деятельности и препятствующего вступлению в асоц...

Молодежные субкультуры в современном мире

Молодежные субкультуры в современном мире...