"Молодежные субкультуры, мотивы и последствия вовлечения подростков в неформальные молодежные объединения"
методическая разработка по психологии (9 класс) на тему

Голикова Татьяна Николаевна

Формирование адекватного отношения подростков к различным видам неформальных молодежных объединений, способствующего осуществлению социально одобряемой деятельности и препятствующего вступлению в асоциальные и антисоциальные неформальные молодежные объединения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл subzan06.11.rar2.35 МБ

Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ гимназия №177 ОДОД Объединение «Психология личности и общения» Тема занятия : «Молодежные субкультуры, мотивы и последствия вовлечения подростков в неформальные молодежные объединения» Педагог дополнительного образования Голикова Татьяна Николаева

Слайд 2

Цель занятия : Формирование адекватного отношения подростков к различным видам неформальных молодежных объединений, способствующего осуществлению социально одобряемой деятельности и препятствующего вступлению в асоциальные и антисоциальные неформальные молодежные объединения

Слайд 3

Задачи : Обучающие: - формирование у подростков представлений о молодежных субкультурах, их классификации, мотивах участия в них. Развивающие: - развитие у подростков способности анализировать ситуации межличностного взаимодействия, определять представителей различных неформальных молодежных объединений. Воспитательные: - воспитание у подростков активной жизненной позиции препятствующей формированию искаженной системы ценностей, противоречащей общепринятым нормам и правилам, формированию асоциального поведения; - воспитание толерантного (терпимого) отношения к представителям неформальных объединений, не представляющих общественной опасности.

Слайд 4

Неформальные молодежные объединения (НМО)  термин из эпохи «Перестройки». Предполагал противопоставление «формальным» организациям (ВЛКСМ) Субкультура – сообщество, обладающее совокупностью специфических признаков: атрибутика, эстетические пристрастия, жаргон, нормы поведения, идеология, мораль система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества относительно обособленная часть общей культуры Фэндом («фанатство») – сообщество поклонников

Слайд 5

№ п/п Базовая субкультура Состав Базовый принцип объединения 1 Ролевое сообщество Все движения ролевых игр, сформировавшиеся вокруг социального института ролевой игры, а также ассимилированные движения реконструкторов, анимэшников и др. эскапизм 2 Хиппи- ориентированная оставшиеся группы хиппи, индеанисты, Растаманы социально ориентированная деятельность 3 Панк- ориентированная Панки (как андеграундные, так и фанаты панк-рока), включая ассимилированные движения «левых» алисоманов агрессивное поведение 4 WP (Националисты-ксенофобы сообщество): помимо бонхедов (наци- скинов), включает движения скино-хулсов (наци-хулиганов), «правых» алисоманов, неоязычников, наци-реконструкторов. агрессивная деятельность 5 Некрофетишисты металлисты, сатанисты, готы. эстетизация оккультизма Базовая субкультура - это категория, искусственно выделяемая на основании обобщения схожих качественных признаков изучаемых молодежных неформальных субкультур В настоящее время в Санкт-Петербурге в качестве базовых субкультур (сообществ) выступают:

Слайд 6

Классификация молодежных субкультур По отношению к господствующим социальным ценностям: просоциальные , асоциальные и антисоциальные Безразличие к обществу, к традиционным ценностям (дом, семья, работа, Отечество и т.д.) Не представляют общественной опасности (хиппи, растаманы) Нарушение моральных и правовых норм (хулиганство, вандализм, насилие…) Представляют общественную опасность (скинхеды, хулсы) Осуществляют социально одобряемую деятельность (экологические объединения, поисковые отряды)

Слайд 7

Классификация субкультур Музыка Имидж Хобби Общественные взгляды Кино, литература и т.д. Хулиганство Готы Растаманы Панки Рэперы Рэйверы Эмо Металлисты Ска Кибер-готы Нудисты Стиляги Милитари Фрики Панки Антифа RASH-скинхеды (редскины) SHARP-скинхеды НС-скинхеды Cтрейт-эджеры Хиппи Яппи Байкеры Райтеры Отаку (поклонники аниме) Падонки Реконструкторы Ролевое движение Гопники Любера Хулсы Панки

Слайд 8

Мотивы участия в НМО Общение Личный поиск, оторванность от традиций Удовлетворение интереса, уход от обыденности Самоутверждение Самовыражение Психологическая, физическая, моральная защита Престиж Материальная заинтересованность Могут привести в группу любой направленности

Слайд 9

Включение молодежи в орбиту влияния протестных молодежных движений может вызвать следующие негативные последствия для подростков: Употребление наркотиков; Участие в противоправных действиях; Отчуждение от семьи; Формирование искаженной системы ценностей, противоречащей общепринятым нормам и правилам.

Слайд 10

Изменение поведения Цитирование непонятных фраз Появление литературы Падение интереса к обычным социумам Запрос денег Как выявить, что подросток вовлечен в субкультуру:

Слайд 11

При работе с неформальными молодежными объединениями возможны следующие варианты: Переориентация лидера группы и последующее воздействие через него на всю группу; Включение отдельных участников группы в другие объединения (подростковое волонтерское движение) Приобщение всей группы к полезным видам деятельности под руководством авторитетного воспитателя.

Слайд 12

Что может сделать семья для предупреждения и преодоления молодежного экстремизма? Проблема молодежного экстремизма

Слайд 13

Создание комфортной, семейной атмосферы в доме, где ребенок чувствует заинтересованное отношение к своей личности. Создание в семье атмосферы неприятия насилия во всех его формах. Создание возможностей для позитивного самовыражения. Взаимодействие семьи с психологическими службами (для проведения индивидуальной работы с детьми и подростками). Вовлечение детей и подростков в учреждения дополнительного образования (кружки, секции, клубы и т.д.)

Слайд 14

Хиппи Англицизмы: пипл (человек), аскать прайс(попрошайничать), хаер (волосы), герла (девушка), флэт (квартира). пацифик (амулет), хайратник (повязка, перехватывающая волосы), ксивник (сумочка на шее) фенечки (браслеты из ниток или бисера) сейшены (от англ. session ) — «квартирные» или подпольные концерты; автостоп — путешествия; тусовки — традиционные места встреч.

Слайд 15

Любера – реакционная субкультура, возникшая в СССР в годы «Перестройки» Появилась в подмосковных Люберцах Штаны-трубы из клетчатой ткани, кепки, значки с Лениным Увлечение культуризмом Избиения неформалов (панков, хиппи, металлистов) Ностальгия - группа «ЛЮБЭ»

Слайд 16

Гопники – примитивные молодые люди. Самоназвание «пацаны». В отличие от люберов не являются «идейными»

Слайд 17

Протестные молодежные движения Движение ролевых игр . Участники этого движения на время игры превращаются в жителей некоего мира или исторической эпохи. Одно из крыльев этого движения - толкиенисты, фанаты Дж. Толкиена, автора "Властелина колец". Заметный приток подростков связан с выходом фильма "Властелин колец" по одноименному роману Толкиена.

Слайд 18

"Хип-хоп-движение» - рэперы, роллеры, скейтеры и граффитчики

Слайд 19

ПАНКИ

Слайд 20

ЭМО По музыкальным пристрастиям панкам близки ЭМО (от англ. emotional ). Для ЭМО наибольшее значение имеют яркие эмоции, причем как позитивные, так и негативные. Для эмо выражение своих чувств - не проявление слабости, а обычное состояние. «Эмо-кор» (направление панк-рока) отличает особая эмоционально – личностная насыщенность текстов, обостренное внимание к чувственной сфере.

Слайд 21

исповедуют «готический» стиль жизни, специфическое «черное», меланхолическое отношение к окружающему миру; проявляют любовь к готической музыке и/или литературе; носят специфическую одежду, создают "готик" и "вамп" имидж. Готы

Слайд 22

Субкультура появилась в Англии, в 60-е гг. XX в. «Бригада» болельщиков « Manchester United » - « Red Army ». Современные российские фанатские группировки часто имеют английские названия: « Blue-White Dynamite », « Patriots » («Динамо»); « West-5 Action Group » («Торпедо»). Фанаты участвуют в драках с милицией и другими фанами, устраивают беспорядки на стадионах. Субкультура хулиганов близка субкультуре скинхедов. Стрижки «под ноль», куртки «бомбер», армейские ботинки («гады»). Хулсы (хулиганы из числа футбольных фанатов)

Слайд 23

Движение зародилось в 60-е гг. в среде английской рабочей молодежи. Первые скинхеды не были расистами, а выражали классовый протест против богатых и «бездельников». Скинхеды-нацисты появились в середине 80-х в условиях безработицы и борьбы с мигрантами за рабочие места. В России скинхеды появились в начале 90-х гг. Скинхеды (бритоголовые)

Слайд 24

– радикальное течение, ставящее своей целью борьбу с фашизмом. Объединяет левые, леворадикальные и автономные организации и группы, борющиеся с нацизмом и расизмом. Группы антифа связаны с панк -движением и анархистской идеологией. К антифа относятся «красные» скинхеды Антифа

Слайд 25

Мы пришли на смену! Подростково – волонтерское движение Выборгского района.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Молодежные субкультуры, мотивы и последствия вовлечения подростков в неформальные молодежные объединения"

Формирование адекватного отношения подростков к различным видам неформальных молодежных объединений, способствующего осуществлению социально одобряемой деятельности и препятствующего вступлению в асоц...

Презентация к классному часу Субкультура неформальных молодежных течений"

Презентация является наглядным дополнением к классному часу по теме "Субкультура неформальных молодежных течений". Классный час для учащихся 8-11 классов....

Классный час Тема: «Счастье, когда тебя понимают» (влияние на развитие личности неформальных молодежных объединений)

Субкультура – это часть общей культуры, системы ценностей, обычаев, традицией, присущие большой социальной группе....

Неформальные молодежные объединения

Описания наиболее популярных субкультур (неформалы)....

Неформальные молодежные объединения и их субкультуры

Одно из наиболее распространенных неформальных молодежных объединений, со своей собственной субкультурой, имеющее давнее происхождение, – сообщества фанатов....

Открытая "Беседа «Деструктивные неформальные молодежные объединения- как фактор риска»

Деструктивное поведение – это разрушительное поведение, направленное вовне или на самого себя, приводящее к нарушению качества жизни человека, эмоциональным нарушениям, что, в итоге, приводит к ...

Диспут "Особенности неформальных молодежных объединений"

Особенности неформальных молодежных объединений Цель: в беседе рассмотреть понятие неформального объединения. Рассказать о причинах объединения подростков в группы как позитивные, так и негативны...