Программа элективного курса по подготовке к ЕГЭ по обществознанию
элективный курс по обществознанию (10 класс)
Программа элективного курса расчитана на 2 года, составлена с учетом требований ЕГЭ и помогает подготовить учащихся к сдаче экзамена
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv.doc | 158 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное образовательное учреждение
Новосибирской области
«Общеобразовательная школа-интернат
с углубленным изучением предметов спортивного профиля»
Рабочая программа
Элективного курса «Актуальные вопросы обществознания»
10-11 класс
Составитель: Зубкова А.В., учитель истории и обществознания |
г. Новосибирск
2019
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ МО РФ от 05.03.04г № 1089)
- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2019 года по обществознанию;
- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2019 году единого государственного экзамена по обществознанию;
- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году единого государственного экзамена по обществознанию.
-Рабочая программа элективного курса «Актуальные вопросы обществознания» для 10-11 класса разработана на основании авторских программ учебного курса для обучающихся общеобразовательных школ авторов: Л.Н.Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, Н.И. Городецкой. Обществознание. 10-11 класс, Москва, Просвещение, 2016. А.И. Кравченко. Обществознание. 10-11 класс. Москва, «Русское слово», 2015.
Цель - повышение качества подготовки учащихся по курсу обществознания.
Задачи: - повышение предметной компетентности обучающихся;
- закрепление навыков выполнения тестовых работ, заданий разного типа;
- отработать задания, которые отличаются высоким уровнем сложности.
Место курса в учебном плане: на элективный курс «Актуальные вопросы обществознания» учебным планом предусмотрено 70 учебных часов: 35 часа в 10 классе и 35 часа в 11 классе, по 1 часу в неделю в 10 и 11 классе.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Предлагаемый учебный курс должен помочь учащимся в приобретении учащимися опыта познавательной и практической деятельности, в который войдут:
- работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета),
- критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- анализ современных общественных явлений и событий;
- аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях о современных социальных проблемах;
- успешно сдать единый государственный экзамен обществознанию.
Информация об организационных формах урока.
Основные формы проведения занятий курса – лекция и практикум.
В завершении каждой темы предполагается решение тренировочных заданий, что позволит закрепить теоретические знания на практическом уровне. Практикум предполагает знакомство со структурой экзаменационной работы по обществознанию, а также с особенностями выполнения заданий различных типов. Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися. Деятельность учителя сводится к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов.
Содержание курса
10 класс
Введение (2 часа)
Тема « Человек» (5 часов)
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Общественное и индивидуальное сознание. Формирование образа «я». Самосознание индивида и социальное поведение. Самооценка личности. Философия. Виды человеческих знаний. Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Самопознание, его формы. Научное познание, методы научных исследований. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания.
Тема «Общество» (7 часов)
Системное строение общества. Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества.
Социальный прогресс. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость. Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество. Многовариантность общественного развития. Современный мир: особенности и проблемы. Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм. Компьютерная революция. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XX века. Современные военные конфликты. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.
Тема «Духовная сфера общества» (9 часов)
Цивилизация и культура. Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Феномен «второй природы». Образование. Общественная значимость и личностный смысл образования. Интеграция личности в систему национальной и мировой культуры. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества. Религия. Свобода совести. Веротерпимость. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность сектантства. Искусство. Мораль. Духовная жизнь человека, ценности и нормы. Мотивы и предпочтения.
Тема «Социальные отношения» (9 часов)
Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности. Социальные группы, их типы.Этнические общности. Национальное самосознание. Нации. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Социальные взаимодействия и общественные отношения. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения. Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение, его типы. Наркомания, преступность, их социальная опасностьСемья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей.
Итоговое обобщение (3 часа)
11класс
Тема « Экономика» (10 часов)
Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика. Рыночные отношения в современной экономике. Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса. Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Финансовый рынок. Особенности развития фондового рынка в России. Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России.Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Общественные блага. Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Роль государства в экономике. Внешние эффекты. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг. Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
Тема « Политическая сфера общества» (9 часов)
Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая власть. Государство как главный институт политической власти. Функции государства. Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. Опасность политического экстремизма. Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Современный политический процесс. Политическая элита особенности ее формирования в современной России. Политическая идеология. Основные идейно-политические течения современности. Гражданские инициативы. Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Роль партий и движений в современной России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампании. Характер информации распространяемой по каналам СМИ. Политический процесс. Особенности политического процесса в России. Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах.
Тема « Право» (10 часов)
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.
Итоговое обобщение (6 часов)
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
10 класс | ||
1 | Введение | 2 |
2 | Человек | 5 |
3 | Общество | 7 |
4 | Духовная сфера общества | 9 |
5 | Социальные отношения | 9 |
6 | Итоговое обобщение | 3 |
Итог | 35 | |
11 класс | ||
1 | Экономика | 10 |
2 | Политическая сфера общества | 9 |
3 | Право | 10 |
4 | Итоговое обобщение | 6 |
Итог | 35 | |
Всего | 70 |
Календарно-тематическое планирование
10 класс
№ урока | Тема урока | № урока по теме |
Введение (2 часа) | ||
1 | Структура работы по обществознанию | 1 |
2 | Алгоритм написания эссе | 2 |
Тема «Человек» (5 часа) | ||
3 | Природное и общественное в человеке | 1 |
4 | Понятие истины, ее критерии | 2 |
5 | Мышление и деятельность. Потребности человека | 3 |
6-7 | Решение заданий по теме | 4-5 |
Тема «Общество» (7 часов) | ||
8 | Системное строение общества. Социальные институты | 1 |
9 | Понятие общественного прогресса | 2 |
10 | Много вариантность общественного развития | 3 |
11 - 12 | Глобализация. Глобальные проблемы | 4 - 5 |
13-14 | Решение заданий по теме | 6-7 |
Тема «Духовная сфера общества» (9 часов) | ||
15 | Понятие культуры. Формы и разновидности культуры | 1 |
16 | Наука | 2 |
17 | Образование. Система образования РФ | 3 |
18 | Религия | 4 |
19 | Искусство | 5 |
20 | Мораль | 6 |
21-23 | Решение заданий по теме | 7-9 |
Тема «Социальные отношения» (9 часов) | ||
24 | Социальная стратификация и мобильность | 1 |
25 | Социальные группы | 2 |
26 | Этнос. Межнациональные отношения | 3 |
27 | Социальный конфликт | 4 |
28 | Социальные нормы и социальный контроль | 5 |
29 | Отклоняющееся поведение и его типы | 6 |
30 | Семья и брак | 7 |
31-32 | Решение заданий по теме | 8-9 |
Итоговое обобщение (3 часа) | ||
33-35 | Итоговое обобщение | 1-2 |
11 класс
№ урока | Тема урока | № урока по теме |
Тема «Экономика» (10 часов) | ||
1 | Экономика и экономическая наука. Факторы производства. Экономические системы | 1 |
2 | Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение | 2 |
3 | Банковская система. Ценные бумаги | 3 |
4 | Рынок труда. Безработица | 4 |
5 | Экономический рост и развитие. Инфляция | 5 |
6 | Роль государства экономики. Налоги. Государственный бюджет | 6 |
7 | Мировая экономика | 7 |
8-10 | Решение заданий по теме | 8-10 |
Тема «Политическая сфера общества» (9 часов) | ||
11 | Понятие власти. Государство и его функции | 1 |
12 | Политическая система | 2 |
13 | Типология политических режимов. Демократия | 3 |
14 | Гражданское общество и правовое государство | 4 |
15 | Политические партии и движения. Избирательная кампания в РФ | 5 |
16 | Политический процесс. Политическое участие. Политическая элита | 6 |
17 | Органы государственной власти РФ | 7 |
18-19 | Решение заданий по теме | 8-9 |
Тема «Право» (10часов) | ||
20 | Право в системе социальных норм | 1 |
21 | Система российского права. Законотворческий процесс в РФ | 2 |
22 | Юридическая ответственность | 3 |
23 | Субъекты гражданского права. | 4 |
24 | Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности | 5 |
25 | Административное право | 6 |
26 | Уголовное право | 7 |
27 | Семейное и трудовое право | 8 |
28-29 | Решение заданий по теме | 9-10 |
Итоговое обобщение (6 часов) | ||
30 | Зачетное занятие по теме «Человек и общество» | 1 |
31 | Зачетное занятие по теме «Экономика» | 2 |
32 | Зачетное занятие по теме «Социальные отношения» | 3 |
33 | Зачетное занятие по теме «Политическая сфера» | 4 |
34 | Зачетное занятие по теме «Право» | 5 |
35 | Пробный ЕГЭ | 6 |
Итого: | 70 ч. |
УМК.
Элективный курс «Актуальные вопросы обществознания» включает обучение на основе учебников:
- Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая. Обществознание. 10-11 класс, Москва, Просвещение, 2016.
- А.И. Кравченко. Обществознание.10-11 класс. Москва, «Русское слово», 2015.
- П.А. Баранов. Обществознание в таблицах. 10-11 класс. Москва, Астрель, 2018.
- Единый государственный экзамен 2018. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся. Москва, Интеллект-Центр, 2015.
- Королькова Е.С. Обществознание: Тема «Право»: тестовые задания базового и повышенного уровня сложности А18 - А22. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2017.
- Г.Э. Королева. Экономика: 10-11 классы. Москва, Вентана-Граф, 2016.
- А.Ю. Лазебникова. ЕГЭ 2016. Обществознание. Типовые тестовые задания. Москва, Экзамен, 2019.
- А.В.Половникова. Обществознание. Задания с кратким ответом: часть В: Темы: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право». Москва, Астрель, 2018.
- О.А.Котова, Т.Е.Лискова. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2016. Обществознание. Москва, Астрель, 2019.
- Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова. Человек и общество. 10-11 класс. Москва, Просвещение, 2014.
- О.В. Кишенкова. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10 – 11 классе. Москва, Русское слово, 2017.
Ресурсы Интернета по обществознанию
http://www.constitution.ru - Конституция Российской Федерации
http://www.ege.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
http://www.elibrary.ru/defaultx.asp - научная электронная библиотек
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь»
Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь» ...
Рабочая программа элективного курса для подготовки к ЕГЭ в 10 классе
Структуру элективного курсасоставляют теоретическая и практическая часть в области чтения, говорения, письма, грамматики и аудирования. Основными методическим достоин...
Программа элективного курса профильной подготовки учащихся 10-11 классов "Занимательная стенография" (34 часа)
«Занимательная стенография» является курсом по выбору учащихся. Данный курс обучения предназначен для школьников, которые хотели бы изучить и отработать на практике методы скоростного письма с ц...
программа элективного курса предпрофильной подготовки "Курс юного спасателя"
записка, цели,задачи, зезультат...
Рабочая программа элективного курса для 9 класс «Актуальные вопросы обществознания»
Пояснительная запискаАктуальность: Данный курс предназначен для подготовки обучающихся 9-х классов к ОГЭ (ГВЭ). В условиях реформирования российской системы образования актуал...
Рабочая программа ( элективный курс) по подготовке к экзаменам по обществознанию, ОГЭ, ЕГЭ
Подготовка к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса для подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ по биологии «РЕШЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ» на 2020-2021 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса для подготовки учащихся 11 классак ЕГЭ по биологии «РЕШЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ» на 2020-2021 учеб...