Тест по теме "Духовная сфера"
тест по обществознанию (8 класс)

Беляева Евгения Николаевна

Тест формата ОГЭ по обществознанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл test_duhovnaya_sfera.docx46.31 КБ

Предварительный просмотр:

Проверочный тест «Духовная сфера»              Вариант 1

Задание 1

Как называют область (форму) духовной культуры, в которой находят отражение нравственные нормы и оценки поведения человека, группы или общества в целом?

 

1) мировоззрение   2) искусство    3) наука   4) мораль

Задание 2

Что относится к точным наукам?

 

1) математика      2) физика      3) биология        4) история

Задание 3

Верны ли следующие суждения о религии?

 

А. Религия требует от верующих соблюдения определённых правил.

Б. Религия оказывает влияние на отношение верующего к окружающему миру.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание 4

Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

 

А. Наука систематизирует знания об окружающем мире.

Б. Наука помогает обществу в решении глобальных проблем.

 

1) верно только А     2) верно только Б          3) верны оба суждения     4) оба суждения неверны

Задание 5 

Верны ли следующие суждения о культуре?

 А. Культуру можно рассматривать как уровень воспитанности отдельной личности.

Б. Культура стала для человека второй природой.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание 6

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Основным институтом современного образования является школа. От других форм обучения она отличается многообразием подготовки учащихся, а также особыми технологиями, используемыми в процессе занятий. Выполняя «заказ» общества, школа, наряду с другими учебными заведениями, осуществляет подготовку квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности.

Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. В настоящее время образовательная политика в РФ строится на следующих принципах: гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей; право личности на свободное развитие; общедоступность образования; внимание системы образования к потребностям обучаемых; светский характер образования в государственных учреждениях.

Эти принципы определяют основные направления образовательной политики, а также характер образования в нашей стране.

Стремительное развитие науки и связанных с ней технологий производства поставило на повестку дня вопрос о реформировании как структуры, так и содержания образования. Среди основных направлений проводящейся реформы можно выделить: демократизацию системы обучения и воспитания; гуманитаризацию и гуманизацию, компьютеризацию, интернационализацию процесса образования.

Сегодня по-настоящему эффективной может быть названа только такая модель образования, в рамках которой происходит отход от авторитарного стиля поведения педагога, снижение его роли в качестве источника информации и повышение роли обучаемого в процессе освоения получаемой им информации. По-иному подходят к выработке критериев оценки эффективности результатов образования — это не только полученные обучаемым знания, но и уровень творческого и нравственного развития его личности.

 

Проверочный тест «Духовная сфера»         Вариант 2

Задание 1   К гуманитарным наукам относится

 1) история        2) биология         3) физика           4) математика

 

Задание 2

Старейшина племени собрал у костра взрослых мужчин. Он начал рассказывать историю их божественного предка. При этом члены племени исполняли у костра ритуальный танец. Какую сторону жизни общества иллюстрирует этот пример?

 

1) хозяйственную        2) религиозную        3) семейную        4) политическую

 

Задание 3. Верны ли следующие суждения об образовании?

 А. Образование служит для передачи знаний и опыта от одних поколений к другим.

Б. В основе образования лежат накопленные людьми культурные традиции, система ценностей.

 

1) верно только А          2) верно только Б          3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

Задание 4

Верны ли следующие суждения о морали?

 

А. Мораль отражает стремление человека к самосовершенствованию.

Б. Мораль опирается на совесть человека и общественное мнение.

 

1) верно только А    2) верно только Б         3) верны оба суждения      4) оба суждения неверны

 

Задание 5 

Верны ли следующие суждения о культуре?

 

А. Культуру можно рассматривать как уровень воспитанности отдельной личности.

Б. Культура стала для человека второй природой.

 

1) верно только А       2) верно только Б         3) верны оба суждения     4) оба суждения неверны

 

Задание 6

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Каждое общество ценит определённые качества личности выше других, и дети усваивают и развивают эти качества благодаря социализации. Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше, и в разных культурах они могут быть очень разными. В американском обществе высоко ценятся такие качества, как уверенность в себе, умение владеть собой и агрессивность; в Индии традиционно сложились противоположные ценности: созерцательность, пассивность.

Эти культурные ценности лежат в основе социальных норм. Нормами называются ожидания и стандарты, управляющие взаимодействием людей. Некоторые нормы представлены в законах, запрещающих воровство, нападение на другого человека, нарушение контракта и т.д. Такие законы являются социальными нормами, и те, кто нарушает их, подвергаются наказанию. На наше поведение в повседневной жизни воздействует множество ожиданий: мы должны быть вежливыми по отношению к другим людям; когда мы гостим в доме друга, следует сделать подарок для его семьи; в автобусе надо уступать места пожилым и инвалидам. Эти ожидания мы предъявляем и к нашим детям.

На поведение людей влияют не только нормы. Огромное воздействие на их поступки и стремления оказывают культурные идеалы данного общества. Кроме того, поскольку эти идеалы формируются на основе многих ценностей, общество избегает всеобщего единообразия. Например, мы ценим науку, поэтому имя Альберта Эйнштейна пользуется почётом и уважением. Мы также высоко ценим спорт, присваивая знаменитым спортсменам высокий социальный статус. <…>

Социализация — двусторонний, разнонаправленный процесс. Происходит взаимовлияние между биологическими факторами и культурой, а также между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется.

 

(По Н. Смелзеру)

Проверочный тест «Духовная сфера»           Вариант 3

Задание 1

Как называют область (форму) духовной культуры, в которой находят отражение нравственные нормы и оценки поведения человека, группы или общества в целом?

 

1) мировоззрение        2) искусство         3) наука              4) мораль

 

Задание 2

Принцип: «Спешите делать добро», — является

 

1) законом науки      2) нормой права           3) предписанием морали          4) правилом этикета

 Задание 3

Верны ли следующие суждения о нравственных ценностях?

 

А. Патриотизм проявляется в искренних переживаниях за судьбу Родины.

Б. Гуманизм предполагает признание высшей ценности человека.

 

1) верно только А        2) верно только Б             3) верны оба суждения     4) оба суждения неверны

 Задание 4

Верны ли следующие суждения о духовной культуре?

 

А. Произведения духовной культуры являются результатом творчества отдельных людей, общества в целом.

Б. Произведения духовной культуры сохраняются и передаются следующим поколениям.

 

1) верно только А         2) верно только Б         3) верны оба суждения        4) оба суждения неверны

 

Задание 5 

Верны ли суждения о религии?

 А. В современном мире сохранились ранние формы религиозных верований такие как: тотемизм, анимизм, фетишизм.

Б. Христианство, конфуцианство, буддизм, ислам относятся к мировым

религиям.

 

1) верно только А        2) верно только Б        3) верны оба суждения    4) оба суждения неверны

 

Задание 6

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

За последние 250 лет человечеству удалось существенно увеличить производство и улучшить качество жизни. И сейчас экономический прогресс общества открывает всё более и более эффективные способы превращения имеющихся в его распоряжении ресурсов в желанные товары и услуги. Но это не отменяет фундаментального закона — человек всё равно испытывает и будет испытывать дефицит. Ресурсы в мире ограничены, а человеческие желания бесконечны. И, поскольку всего того, что хочется, иметь невозможно, приходится выбирать.

Если для производства какого-либо одного товара мы используем труд, станки, природные ресурсы, — это вынуждает отказываться от других товаров, которые могли бы быть произведены в иной ситуации. Этот выбор в рыночной экономике осуществляют потребительский спрос и издержки производства. Спрос на товар — сигнал потребителя, указывающий предпринимателю, что следует производить. Однако чтобы произвести, исходные ресурсы должны быть «откуплены» у других направлений их использования. Издержки на закупку ресурсов напоминают предпринимателю, что существуют и другие производства, требующие тех же ресурсов.

В результате производители имеют сильный стимул поставлять на рынок только те товары, которые могут быть проданы по цене, по крайней мере равной издержкам их производства, и особенно те товары, ценность которых в глазах потребителя в наибольшей степени превышает издержки на их производство.

Важно понимать, что товар может быть предоставлен человеку или группе людей бесплатно, только если его кто-то оплатит, и это лишь перераспределит бремя издержек, ничуть его не уменьшая. Политики часто говорят о «бесплатном образовании», «бесплатной медицине» или «бесплатном жилье». Эти выражения способны лишь ввести в заблуждение. Ни одно из благ не предоставляется бесплатно — для производства каждого из них требуются дефицитные ресурсы. Например, здания, труд и другие ресурсы, вовлечённые в процесс обучения, могли бы использоваться для производства продовольствия, оказания услуг в сфере отдыха и развлечений и т. д. Издержки «производства образования» есть стоимость тех товаров, от которых пришлось отказаться в результате того, что требуемые для их производства ресурсы были потрачены на образование. Правительство может переложить эти издержки с одних плеч на другие, но избавиться от них невозможно. Правило «за всё надо платить» верно во всех случаях жизни.

 

(Р. Строуп, Дж. Гвартни)

Проверочный тест «Духовная сфера»          Вариант 4

 Задание 1 Что отличает науку от других областей (форм) духовной культуры?

 1) получение объективных знаний о природе и обществе

2) вера в существование сверхъестественных сил

3) многообразие художественных стилей

4) формирование представлений о прекрасном

Задание 2

К объектам материальной культуры относится (-ятся)

 1) паровая машина        2) правила поведения в кино

3) ритуал смены воинского караула            4) миф о подвигах Геракла

 

Задание 3

Верны ли следующие суждения о морали?

 

А. Нормы морали существуют только в письменной форме.

Б. Нормы морали устанавливаются государством.

 

1) верно только А         2) верно только Б           3) верны оба суждения       4) оба суждения неверны

Задание 4

Верны ли следующие суждения об искусстве?

 

А. Произведения искусства воспринимаются каждым человеком по-своему.

Б. В произведениях искусства используются художественные образы.

 

1) верно только А      2) верно только Б      3) верны оба суждения       4) оба суждения неверны

Задание 5

Верны ли следующие суждения о мировых религиях?

 

А. Древнейшей из мировых религий является буддизм.

Б. Наиболее молодая из мировых религий — ислам.

 

1) верно только А        2) верно только Б      3) верны оба суждения     4) оба суждения неверны

Задание 6

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Социальная структура

В современном западном обществе различают высший, средний и низший классы. Ряд социологов выделяет как отдельную группу рабочий класс. Одним из критериев их различения выступают богатство и доход.

Богатство — это все достояние, принадлежащее человеку. Оно включает в первую очередь дом, землю, то есть недвижимость. К нему относятся также сбережения, акции. Доход состоит из заработной платы за труд, а также доходов, получаемых от капиталовложений (проценты или дивиденды).

Высший класс численно невелик — всего несколько процентов от общей численности населения, но ему принадлежит значительная доля богатства. Вместе с тем количество людей, владеющих акциями, возрастает. Так, в Англии в 1979 г. таких было всего 5%, а в конце 80-х годов — уже более 20% населения были держателями акций.

Средний класс образуют представители мелкого и среднего бизнеса, а также специалисты высокого класса, служащие различных категорий. Рабочий класс состоит из так называемых синих воротничков — людей, занятых физическим трудом. Низший класс образуют, среди прочих, люди, подолгу остающиеся без работы.

Некоторые социологи считают, что классовые различия в экономически развитых странах утрачивают свое значение. Налоги, направленные против богатых, в сочетании с пособиями для неимущих и нетрудоспособных сглаживают различие между верхами и низами.

 

(По кн. Э. Гидденса «Социология». М., 1999. С. 204, 208)

Проверочный тест «Духовная сфера»              Вариант 1

Задание 1

Как называют область (форму) духовной культуры, в которой находят отражение нравственные нормы и оценки поведения человека, группы или общества в целом?

 

1) мировоззрение   2) искусство    3) наука   4) мораль

 

Правильный ответ указан под номером 4.

Задание 2

Что относится к точным наукам?

 

1) математика      2) физика      3) биология        4) история

Правильный ответ указан под номером 1.

Задание 3

Верны ли следующие суждения о религии?

 

А. Религия требует от верующих соблюдения определённых правил.

Б. Религия оказывает влияние на отношение верующего к окружающему миру.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Правильный ответ указан под номером 3.

Задание 4

Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

 

А. Наука систематизирует знания об окружающем мире.

Б. Наука помогает обществу в решении глобальных проблем.

 

1) верно только А     2) верно только Б          3) верны оба суждения     4) оба суждения неверны

 

Правильный ответ указан под номером 3.

Задание 5 

Верны ли следующие суждения о культуре?

 А. Культуру можно рассматривать как уровень воспитанности отдельной личности.

Б. Культура стала для человека второй природой.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Правильный ответ указан под номером 3.

Задание 6

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Основным институтом современного образования является школа. От других форм обучения она отличается многообразием подготовки учащихся, а также особыми технологиями, используемыми в процессе занятий. Выполняя «заказ» общества, школа, наряду с другими учебными заведениями, осуществляет подготовку квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности.

Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. В настоящее время образовательная политика в РФ строится на следующих принципах: гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей; право личности на свободное развитие; общедоступность образования; внимание системы образования к потребностям обучаемых; светский характер образования в государственных учреждениях.

Эти принципы определяют основные направления образовательной политики, а также характер образования в нашей стране.

Стремительное развитие науки и связанных с ней технологий производства поставило на повестку дня вопрос о реформировании как структуры, так и содержания образования. Среди основных направлений проводящейся реформы можно выделить: демократизацию системы обучения и воспитания; гуманитаризацию и гуманизацию, компьютеризацию, интернационализацию процесса образования.

Сегодня по-настоящему эффективной может быть названа только такая модель образования, в рамках которой происходит отход от авторитарного стиля поведения педагога, снижение его роли в качестве источника информации и повышение роли обучаемого в процессе освоения получаемой им информации. По-иному подходят к выработке критериев оценки эффективности результатов образования — это не только полученные обучаемым знания, но и уровень творческого и нравственного развития его личности.

 

(по материалам интернет-издания)

Пояснение.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) роль школы;

2) принципы образовательной политики в РФ;

3) основные направления реформы образования;

4) эффективная модель образования.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Проверочный тест «Духовная сфера»         Вариант 2

Задание 1   К гуманитарным наукам относится

 1) история        2) биология         3) физика           4) математика

 

Правильный ответ указан под номером 1.

Задание 2

Старейшина племени собрал у костра взрослых мужчин. Он начал рассказывать историю их божественного предка. При этом члены племени исполняли у костра ритуальный танец. Какую сторону жизни общества иллюстрирует этот пример?

 

1) хозяйственную        2) религиозную        3) семейную        4) политическую

 

Правильный ответ указан под номером 2.

Задание 3. Верны ли следующие суждения об образовании?

 А. Образование служит для передачи знаний и опыта от одних поколений к другим.

Б. В основе образования лежат накопленные людьми культурные традиции, система ценностей.

 

1) верно только А          2) верно только Б          3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

Правильный ответ указан под номером 3.

Задание 4

Верны ли следующие суждения о морали?

 

А. Мораль отражает стремление человека к самосовершенствованию.

Б. Мораль опирается на совесть человека и общественное мнение.

 

1) верно только А    2) верно только Б         3) верны оба суждения      4) оба суждения неверны

 

Правильный ответ указан под номером 3.

Задание 5 

Верны ли следующие суждения о культуре?

 

А. Культуру можно рассматривать как уровень воспитанности отдельной личности.

Б. Культура стала для человека второй природой.

 

1) верно только А       2) верно только Б         3) верны оба суждения     4) оба суждения неверны

 

Правильный ответ указан под номером 3.

Задание 6

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Каждое общество ценит определённые качества личности выше других, и дети усваивают и развивают эти качества благодаря социализации. Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше, и в разных культурах они могут быть очень разными. В американском обществе высоко ценятся такие качества, как уверенность в себе, умение владеть собой и агрессивность; в Индии традиционно сложились противоположные ценности: созерцательность, пассивность.

Эти культурные ценности лежат в основе социальных норм. Нормами называются ожидания и стандарты, управляющие взаимодействием людей. Некоторые нормы представлены в законах, запрещающих воровство, нападение на другого человека, нарушение контракта и т.д. Такие законы являются социальными нормами, и те, кто нарушает их, подвергаются наказанию. На наше поведение в повседневной жизни воздействует множество ожиданий: мы должны быть вежливыми по отношению к другим людям; когда мы гостим в доме друга, следует сделать подарок для его семьи; в автобусе надо уступать места пожилым и инвалидам. Эти ожидания мы предъявляем и к нашим детям.

На поведение людей влияют не только нормы. Огромное воздействие на их поступки и стремления оказывают культурные идеалы данного общества. Кроме того, поскольку эти идеалы формируются на основе многих ценностей, общество избегает всеобщего единообразия. Например, мы ценим науку, поэтому имя Альберта Эйнштейна пользуется почётом и уважением. Мы также высоко ценим спорт, присваивая знаменитым спортсменам высокий социальный статус. <…>

Социализация — двусторонний, разнонаправленный процесс. Происходит взаимовлияние между биологическими факторами и культурой, а также между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется.

 

(По Н. Смелзеру)

Пояснение.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) связь методов социализации и качеств личности, наиболее ценимых в обществе;

2) социальные нормы и ожидания окружающих;

3) воздействие культурных идеалов на поведение людей;

4) социализация — двусторонний, разнонаправленный процесс.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Проверочный тест «Духовная сфера»           Вариант 3

Задание 1

Как называют область (форму) духовной культуры, в которой находят отражение нравственные нормы и оценки поведения человека, группы или общества в целом?

 

1) мировоззрение        2) искусство         3) наука              4) мораль

 

Правильный ответ указан под номером 4.

Задание 2

Принцип: «Спешите делать добро», — является

 

1) законом науки      2) нормой права           3) предписанием морали          4) правилом этикета

 

Правильный ответ указан под номером 3.

Задание 3

Верны ли следующие суждения о нравственных ценностях?

 

А. Патриотизм проявляется в искренних переживаниях за судьбу Родины.

Б. Гуманизм предполагает признание высшей ценности человека.

 

1) верно только А        2) верно только Б             3) верны оба суждения     4) оба суждения неверны

 

Правильный ответ указан под номером 3.

Задание 4

Верны ли следующие суждения о духовной культуре?

 

А. Произведения духовной культуры являются результатом творчества отдельных людей, общества в целом.

Б. Произведения духовной культуры сохраняются и передаются следующим поколениям.

 

1) верно только А         2) верно только Б         3) верны оба суждения        4) оба суждения неверны

 

Правильный ответ указан под номером 3.

Задание 5 

Верны ли суждения о религии?

 

А. В современном мире сохранились ранние формы религиозных верований такие как: тотемизм, анимизм, фетишизм.

Б. Христианство, конфуцианство, буддизм, ислам относятся к мировым

религиям.

 

1) верно только А        2) верно только Б        3) верны оба суждения    4) оба суждения неверны

 

Правильный ответ указан под номером 1.

Задание 6

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

За последние 250 лет человечеству удалось существенно увеличить производство и улучшить качество жизни. И сейчас экономический прогресс общества открывает всё более и более эффективные способы превращения имеющихся в его распоряжении ресурсов в желанные товары и услуги. Но это не отменяет фундаментального закона — человек всё равно испытывает и будет испытывать дефицит. Ресурсы в мире ограничены, а человеческие желания бесконечны. И, поскольку всего того, что хочется, иметь невозможно, приходится выбирать.

Если для производства какого-либо одного товара мы используем труд, станки, природные ресурсы, — это вынуждает отказываться от других товаров, которые могли бы быть произведены в иной ситуации. Этот выбор в рыночной экономике осуществляют потребительский спрос и издержки производства. Спрос на товар — сигнал потребителя, указывающий предпринимателю, что следует производить. Однако чтобы произвести, исходные ресурсы должны быть «откуплены» у других направлений их использования. Издержки на закупку ресурсов напоминают предпринимателю, что существуют и другие производства, требующие тех же ресурсов.

В результате производители имеют сильный стимул поставлять на рынок только те товары, которые могут быть проданы по цене, по крайней мере равной издержкам их производства, и особенно те товары, ценность которых в глазах потребителя в наибольшей степени превышает издержки на их производство.

Важно понимать, что товар может быть предоставлен человеку или группе людей бесплатно, только если его кто-то оплатит, и это лишь перераспределит бремя издержек, ничуть его не уменьшая. Политики часто говорят о «бесплатном образовании», «бесплатной медицине» или «бесплатном жилье». Эти выражения способны лишь ввести в заблуждение. Ни одно из благ не предоставляется бесплатно — для производства каждого из них требуются дефицитные ресурсы. Например, здания, труд и другие ресурсы, вовлечённые в процесс обучения, могли бы использоваться для производства продовольствия, оказания услуг в сфере отдыха и развлечений и т. д. Издержки «производства образования» есть стоимость тех товаров, от которых пришлось отказаться в результате того, что требуемые для их производства ресурсы были потрачены на образование. Правительство может переложить эти издержки с одних плеч на другие, но избавиться от них невозможно. Правило «за всё надо платить» верно во всех случаях жизни.

 

(Р. Строуп, Дж. Гвартни)

Пояснение.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) ограниченность экономических ресурсов;

2) проблема экономического выбора;

3) стимулы для производителей;

4) альтернативная стоимость «бесплатных» благ.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Проверочный тест «Духовная сфера»          Вариант 4

 Задание 1 Что отличает науку от других областей (форм) духовной культуры?

 1) получение объективных знаний о природе и обществе

2) вера в существование сверхъестественных сил

3) многообразие художественных стилей

4) формирование представлений о прекрасном

Правильный ответ указан под номером 1.

Задание 2

К объектам материальной культуры относится (-ятся)

 1) паровая машина        2) правила поведения в кино

3) ритуал смены воинского караула            4) миф о подвигах Геракла

 

Правильный ответ указан под номером 1.

Задание 3

Верны ли следующие суждения о морали?

 

А. Нормы морали существуют только в письменной форме.

Б. Нормы морали устанавливаются государством.

 

1) верно только А         2) верно только Б           3) верны оба суждения       4) оба суждения неверны

Правильный ответ указан под номером 4.

Задание 4

Верны ли следующие суждения об искусстве?

 

А. Произведения искусства воспринимаются каждым человеком по-своему.

Б. В произведениях искусства используются художественные образы.

 

1) верно только А      2) верно только Б      3) верны оба суждения       4) оба суждения неверны

Правильный ответ указан под номером 3.

Задание 5

Верны ли следующие суждения о мировых религиях?

 

А. Древнейшей из мировых религий является буддизм.

Б. Наиболее молодая из мировых религий — ислам.

 

1) верно только А        2) верно только Б      3) верны оба суждения     4) оба суждения неверны

 

Правильный ответ указан под номером 3.

Задание 6

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Социальная структура

В современном западном обществе различают высший, средний и низший классы. Ряд социологов выделяет как отдельную группу рабочий класс. Одним из критериев их различения выступают богатство и доход.

Богатство — это все достояние, принадлежащее человеку. Оно включает в первую очередь дом, землю, то есть недвижимость. К нему относятся также сбережения, акции. Доход состоит из заработной платы за труд, а также доходов, получаемых от капиталовложений (проценты или дивиденды).

Высший класс численно невелик — всего несколько процентов от общей численности населения, но ему принадлежит значительная доля богатства. Вместе с тем количество людей, владеющих акциями, возрастает. Так, в Англии в 1979 г. таких было всего 5%, а в конце 80-х годов — уже более 20% населения были держателями акций.

Средний класс образуют представители мелкого и среднего бизнеса, а также специалисты высокого класса, служащие различных категорий. Рабочий класс состоит из так называемых синих воротничков — людей, занятых физическим трудом. Низший класс образуют, среди прочих, люди, подолгу остающиеся без работы.

Некоторые социологи считают, что классовые различия в экономически развитых странах утрачивают свое значение. Налоги, направленные против богатых, в сочетании с пособиями для неимущих и нетрудоспособных сглаживают различие между верхами и низами.

 

(По кн. Э. Гидденса «Социология». М., 1999. С. 204, 208)

Пояснение.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты:

1) социальная структура в современном западном обществе;

2) богатство — один из критериев различия между людьми;

3) роль высшего класса;

4) состав среднего и низшего классов;

5) снижение роли классовых различий в современном обществе.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по обществознанию 11 класс. Социальная сфера

Тестовые задания к разделу Социальная сфера......

Тест по теме "Сфера и шар""

Тест по геометрии для 11 класса...

тест по Экономической сфере

Тест по обществознанию для 8 класса....

Диагностический тест по теме: "Сфера духовной культуры".

Диагностичекий тест по теме: "Сфера духовной культуры" в формате ГИА для учащихся 9 класса. 2 варианта с ответами....

Диагностический тест по теме: "Сфера политики и социального управления".

Диагностический тест по теме: "Сфера политики и социального управления" для учащихся 9-х классов в формате ГИА. 2 варианта с ответами....

Тесты по политической сфере

Тесты проверяют знания учащихся по темам: "Государство и его признаки", " Формы национально-государственного устройства", политические режимы, избирательное право...

Проверочный тест по социальной сфере

тест взят с сайта "РЕШУ ЕГЭ"...