Диагностический тест по теме: "Сфера духовной культуры".
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс) на тему
Диагностичекий тест по теме: "Сфера духовной культуры" в формате ГИА для учащихся 9 класса. 2 варианта с ответами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sfera_dukhovnoy_kultury_-_diagnostika.docx | 52.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностическая работа по обществознанию.
Тема: «Сфера духовной культуры».
ГИА
1 - вариант.
Часть I.
При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ. |
А1. Всю свою жизнь гражданин К. посвятил проблемам лазерной технологии и добился значительных результатов. Этот примет иллюстрирует деятельность в сфере:
1) науки 2) морали 3) искусства 4) образования
А2. Верны ли следующие суждения о роли религии в обществе?
А. Религия способствует осмыслению места человека в мире.
Б. Религия упорядочивает определённым образом помыслы стремления людей.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А3. К духовной культуре относится:
1) традиция 2) техника 3) украшение 4) орудие труда
А4. Верны ли следующие суждения о духовной культуре?
А. Духовная культура сотворена разумом и чувствами.
Б. Духовная культура представляет собой наименее чутко реагирующую на внешние воздействия область культуры.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А5. Известный художник Г. - автор исторических композиций и портретов - отстаивает традиции самобытности русской культуры. Этот пример иллюстрирует деятельность в сфере:
1) морали 2) религии 3) искусства 4) науки
А6. Верны ли следующие суждения о науке?
А. Наука использует специальное оборудование для познавательной деятельности.
Б. Наука использует особый язык, чётко фиксирующий значение понятий.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А7. Культурно - мировоззренческая функция современной науки проявляется в:
1) стимулировании технического прогресса
2) прогнозирование вектора развития человечества
3) разработке проблемы происхождения человека
4) снятии социальных конфликтов за счёт расширения знаний людей
А8. К духовным ценностям не принадлежит:
1) теория 2) убеждения 3) техника 4) образ
А9. Верны ли следующие суждения об образовании?
А. Образование регулирует общественные отношения.
Б. Образование воспроизводит рабочую силу различной квалификации.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А10. Наукой о морали, нравственности является:
1) этика 2) эстетика 3) экзистенция 4) эклектика
А11. Культура, присущая только определённой социальной группе, проявляющаяся в особых чертах поведения и сознания, называется:
1) обычаем 2) контркультурой 3) субкультурой 4) традицией
А12. Какая из названных форм обучения не предусматривается законодательством Российской Федерации:
1) очная 2) заочная 3) очно – заочная 4) дистанционная
А13. Что отличает религию от других областей духовной культуры:
1) использование художественных образов
2) обращение к сверхъестественным силам
3) опора на представление о добре и зле
4) стремление объяснить окружающую действительность
А14. Верны ли суждения о науке?
А) Наука – это область человеческой деятельности, выражающая объективное знание о мире.
Б) Наука – это наблюдение, классификация описание, экспериментальные исследования и теоретическое объяснение естественных явлений.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А15. Что является отличительным признаком науки:
1) эмоциональное воздействие на человека
2) отражение представлений о добре и зле
3) открытие объективных законов развития природы
4) обращение к сверхъестественным силам
А16. Интересующийся программированием десятиклассник Иван планирует по окончании учёбы профессионально разрабатывать компьютерные игры. На какой ступени образования находится Иван?
1) основное общее 2) среднее профессиональное
3) полное (среднее) общее 4) высшее профессиональное
А17. Под культурой в наиболее общем смысле понимается:
1) уровень воспитанности
2) следование правилам этикета
3) производство и применение орудий труда
4) вся преобразовательная деятельность человека
А18. Создание художественных образов обязательно присуще:
1) науке 2) искусству 3) образованию 4) производству
А19. Последовательность действий: выдвижение гипотезы, наблюдение, эксперимент, внедрение - совершается в процессе:
1) художественного творчества 2) научного познания
3) производственной деятельности 4) получения образования
А20. Гуманизация образования предполагает:
1) внимание к личности, её интересам, запросам
2) введение новых гуманитарных дисциплин в обучение
3) отказ от преподавания технических наук
4) увеличение количества лет обучения
Часть II.
При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В5)запишите ответ так, как указано в тексте задания. |
В1. К элементам духовной культуры относят научные знания и религиозные идеи. Сравните две формы духовной культуры, упомянутые в условии задания, - науку и религию. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку порядковые номера черт отличия.
1) организованное поклонение высшим силам
2) формирование картины мира
3) создание представлений о будущем
4) построение системы логически упорядоченных знаний
Ответ:
Черты сходства | Черты отличия |
В2. Установите соответствие между элементами культуры и её видами. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ ВИДЫ КУЛЬТУРЫ
А) карета 1) материальная
Б) телефон 2) духовная
В) карнавал
Г) песня
Д) медаль
Запишите в таблицу выбранные цифры:
А | Б | В | Г | Д |
В3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) В 1990-е годы российское общество открылось для информационно-культурного обмена. (Б) Большинство современных российских СМИ, вероятнее всего, не ориентированы на решение задач по эстетическому, культурному, духовному воспитанию подрастающего поколения. (В) В России более 40% общего тиража книг последних лет составили книги так называемой массовой культуры: любовные романы, детективы, фантастика и др. |
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений:
А | Б | В |
Прочитайте текс. Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания В4 - В5. |
В одном из регионов социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какова, на Ваш взгляд, роль религии в жизни общества?». Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде гистограммы.
В4. Найдите в приведённом ниже списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы и запишите цифры, под которыми они указаны:
1) восполнение зависимости, бессилия людей как функция религии в жизни общества признаётся каждым четвёрным опрошенным
2) большинство опрошенных считает, что осмысление мира, общества человека является важнейшей функцией религии и жизни общества
3) восполнение зависимости, бессилия людей в качестве функции религии в жизни общества отмечено большим числом опрошенных, чем регулирование поведения человека
4) четверть опрошенных в качестве функции религии в жизни общества признают восполнение зависимости, бессилия людей и развитие культуры, передачу опыта, вместе взятые
5) среди опрошенных больше тех, кто в качестве функции религии в жизни общества выбрал развитие культуры, передачу опыта, чем тех, кто считает этой функцией регулирование поведения человека
Ответ:______________
В5. Результаты опроса, отражённые в диаграмме были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
Запишите цифры, под которыми они указаны:
1) по сравнению с предыдущим опросом, проведённых социологической службой в регионе, результаты практически не изменились
2) опрос в регионе проводился среди верующих
3) жители региона указали на то, что религия обеспечивает два плана общения верующих друг с другом, верующих – с Богом, ангелами душами умерших и т.д.
4) ведущую роль в представлении опрошенных региона играет мировоззренческая функция религии в жизни общества
5) значительная часть людей видит сохранение стабильности, устойчивости личности, социальных групп и общества в целом в объединении индивидов на основе общего вероисповедания
Ответ:______________
Часть III.
Для ответов на задания этой части запишите сначала номер задания, а затем ответы к нему. |
Прочтите текст и выполните задания С1- С6 |
«.. Религиозные верования зародились у людей ещё в глубокой древности , а религиозные обряды, культы отличались большим разнообразием и играли огромную роль в жизни общества. На определённом этапе развития религии появилась церковь, которая объединяет верующих одного вероисповедания и разрабатывает единые нормы их поведения.(…)
Ядром религии становится вера. Первым и основным её элементом является вера в существование Бога как творца всего сущего, существующего. В древности считалось, что именно высшие силы отвечают за поступки людей. Однако согласно современным религиозным представлениям Бог наделил человека свободой воли и способностью самому отвечать за свои поступки. (…)
Хотя идея существования Бога является центральной темой во всех религиях, но религиозная вера включает в себя также: нормы морали и нравственности, нарушение которых является грехом; веру в то, что священнослужителей и лиц, объявленных святыми и угодниками, вдохновляет на деятельность сам Бог; веру в спасительную силу таких ритуальных обрядов, как крещение, молитв, пост, богослужение. (…)
Религия во все времена оказывала огромное воздействие на духовную жизнь общества.(…)
Величественные храмы, мастерски выполненные фрески и иконы, замечательные литературные и философские произведения религиозного содержания, церковные обряды значительно обогатили человеческую культуру и стали её неотьемлемой частью».
(Ю. Н. Тимоненко, Ю. Н. Скопинцева, И. В. Юкина, Е. А. Волохова
«Культурология» (М., Экзамен, 2007.С. 18—20) и адаптирован.)
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С2. Назовите, используя текст, основные функции церкви.
С3. Какие элементы, согласно тексту, включает в себя религиозная вера? Какой из них является первым и основным?
С4. Авторы указывают на то, что «религия во все времена оказывала огромное воздействие на духовную жизнь общества». С опорой на текст и обществоведческие знания дайте три объяснения данного суждения.
С5. рассказывая на уроке о значении религии в жизни общества, ученик отметил в порождении социальных конфликтов и разделении общества, например, Крестовые походы, Варфоломеевская ночь. Не все учащиеся класса согласились с его мнением. Какая из двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, который помог вам ответить на этот вопрос.
С6. \На основании фрагменте текста можно сделать вывод о том, что религия играет огромную роль в жизни общества. Согласны ли вы с тем, что религия, возвышая душу над телом, духовность над материальными интересами, способствовала облагораживанию человеческой души? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
Диагностическая работа по обществознанию.
Тема: «Сфера духовной культуры».
ГИА
2 - вариант.
Часть I.
При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ. |
А1. Кинофильмы «Иваново детство» и «Андрей Рублёв» режиссёра А, А Тарковского открыли новую страницу психологического кино. Этот пример иллюстрирует сферу:
1) религии 2) науки 3) образования 4) искусства
А2. Верны ли следующие суждения о религии?
А. Развитые религии имеют свою организацию - церковь.
Б. Религия включает мифологию, культовые и обрядовые действия.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А3. Николай стал свидетелем того, как один человек оскорбил другого. Какое поведение Николая не соответствует принципу гуманизма:
1) сделал вид, что ничего не случилось
2) выразил сочувствие тому, кого оскорбили
3) потребовал от обидчика принести извинения оскорблённому человеку
4) постарался примирить конфликтующие стороны
А4. Верны ли следующие суждения о роли науки в обществе?
А. Наука осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития.
Б. Наука выполняет непосредственную функцию производительной силы общества.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А5. В наиболее общем виде под культурой понимают:
1) сложные формы поведения человека и животных
2) все виды преобразовательной деятельности человека
3) нормы поведения в обществе
4) уровень образованности людей
А6. Верны ли следующие суждения о религии?
А. Религия характеризуется организованным поклонением высшим силам.
Б. Религия является одной из древнейших форм культуры.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А7. Верны ли следующие суждения о духовной культуре?
А. Основой духовной культуры являются выгода и польза.
Б. В духовной культуре получает наибольшую свободу творчества.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А8. Общепринятым является деление культуры на:
1) духовную и экономическую
2) духовную и материальную
3) идеальную и материальную
4) политическую и экономическую
А9. Верны ли следующие суждения о современном образовании в РФ?
А. Современное образование в РФ характеризуется обязательностью обучения в государственной школе.
Б. Современное образование в РФ характеризуется наличием разных типов и видов школ.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А10. Общие черты или формы, присущие всем культурам, называются:
1) культурными символами
2) духовными идеалами
3) культурными универсалиями
4) духовными приоритетами
А11. Верны ли суждения о морали?
А) Мораль – это особые духовные правила, которыми государство регулирует поведение человека.
Б) Мораль опирается на представления человека о прекрасном и безобразном.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А12. Центральными в этике являются понятия:
1) общего и частного 2) добра и зла
3) абсолютного и относительного 4) идеального и материального
А13. Мировой религией является:
1) индуизм 2) буддизм 3) синтоизм 4) иудаизм
А14. Верны ли суждения об образовании?
А) Одним из принципов российского образования является обязательность высшего профессионального образования.
Б) Одним из принципов российского образования является запрещение дискриминации в сфере образования.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А15. Деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для её самоопределения и социализации на основе социокультурных и духовно – нравственных ценностей, принятых в обществе, называется:
1) обучением 2) принуждением 3) воспитанием 4) образованием
А16. Девятиклассник Олег после окончания уроков в школе посещает в доме творчества юных секцию авиамоделирования. Обучение в секции относится к:
1) начальному профессиональному образованию
2) основному общему образованию
3) дополнительному образованию
4) среднему профессиональному образованию
А17. К материальной культуре относится:
1) картины 2) научные открытия 3) компьютеры 4) учебные программы
А18. Отражение и преобразование действительности в художественных образах лежит в основе
1) науки 2) производства 3) образования 4) искусства
А19. Культура, доступная и имеющая значение лишь для немногих избранных членов общества, называется:
1) народной 2) субкультурой 3) контркультурой 4) элитарной
А20. Гуманитаризация образования предполагает:
1) поддержку народного образования за счёт гуманитарной помощи
2) отказ от какой - либо идеологии
3) введение и расширение преподавания гуманитарных дисциплин
4) создание единой системы образования для разных стран
Часть II.
При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В5)запишите ответ так, как указано в тексте задания. |
В1. Документальный фильм режиссёра Л. был посвящён науке и искусству. Сравните формы духовной культуры, упомянутые в условии задания, - науку и искусство. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку порядковые номера черт отличия.
1) формирование представлений о месте человека в мире
2) регулирование определённым образом помыслов, стремлений людей
3) осмысление и преобразование жизни
4) использование специальной терминологии, приборов, инструментов, экспериментальных установок
Ответ:
Черты сходства | Черты отличия |
В2. Установите соответствие между примерами наук и её областями. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ НАУК ОБЛАСТИ НАУК
А) геология 1) естественные науки
Б) история 2) обще6ственные науки
В) экономика
Г) политология
Д) астрономия
Запишите в таблицу выбранные цифры:
А | Б | В | Г | Д |
В3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Социальное значение образования можно определить исторически возложенной на него миссией обеспечения наследования «социального генофонда». (Б) Образование как социокультурное явление прошло длительный путь развития. (В) На разных этапах этого пути формировались различные типы образовательных систем, ориентированные на религию., науку, практику, искусство. |
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений:
А | Б | В |
Прочитайте текс. Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания В4 - В5. |
В одном из регионов социологической службой был проведён опрос выпускников основной школы. Им задавали вопрос: «Какая форма обучения в школе Вам больше всего нравилась?». Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде таблицы.
варианты ответа | опрошенные | |
девочки | мальчики | |
лабораторно – практические занятия | 10 | 24 |
деловые и ролевые игры | 36 | 42 |
лекции учителя | 29 | 20 |
подготовка и защита рефератов | 25 | 14 |
В4. Найдите в приведённом ниже списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы и запишите цифры, под которыми они указаны:
1) лабораторно – практическим занятиям больше отдавали предпочтение опрошенные мальчики, чем опрошенные девочки
2) деловые и ролевые игры наиболее популярны у обеих групп опрошенных
3) лекции учителя, подготовка и защита рефератов, вместе взятые, понравились более чем половине опрошенных мальчиков
4) лекции учителя у опрошенных девочек более востребованы, чем деловые и ролевые игры
5) более трети всех опрошенных отметили, что им нравятся лабораторно – практические занятия
Ответ:______________
В5. Результаты опроса, отражённые в диаграмме были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
Запишите цифры, под которыми они указаны:
1) мальчики испытывают больший интерес к активным формам обучения, чем девочки
2) школе следует сократить количество деловых и ролевых игр в образовательном процессе
3) живое слово учителя на уроке по-прежнему является востребованным учащимися особенно девочками
4) учителям необходимо обратить большее внимание на использование информационных технологий в образовательном процессе
5) в перспективе целесообразно систематически проводить обзорные экскурсии с учащимися поскольку они вызвали у низ значительный интерес
Ответ:______________
Часть III.
Для ответов на задания этой части запишите сначала номер задания, а затем ответы к нему. |
Прочтите текст и выполните задания С1- С6 |
Культура - это всё, что не природа; всё, что человек искусственно создал сам. Но в то же время культура всегда развертывается и существует только на основе природы. Если назвать культуру мозгом, то природа — это тело культуры. Мы должны хранить и оберегать это тело, если хотим остаться живыми. В состав культуры входит и отношение человека к природе.
С давних времен существовали два подхода к окружающему миру — теоретический и мифопоэтический. Последний ярче всего выражен в искусстве, однако вовсе не является его монополией. Мифопоэтическое восприятие мира было господствующим в архаической и античной культурах.
Можно видеть окружающий нас мир, землю как склад полезных ископаемых, как хранилище энергии, и это будет теоретически вполне разумным, но не культурным отношением. Культурный человек видит в природе не просто мертвую материю, не просто землю как источник урожаев, но еще и землю как мать. Это не наивная ошибка, а глубокое проникновение в суть природы. Если мы не можем оценить его, и то не потому, что выросли и стали умными, а потому, что стали людьми односторонними, плоскими и в этом смысле малокультурными. «Однажды весенним утром, — рассказывал известный естествоиспытатель Г. Фехнер, - я вышел прогуляться. Поля зеленели, птицы пели, роса блестела... на всех вещах лежал свет как бы некоторого преображения. Это был только маленький кусочек Земли; это было только одно мгновение ее существования; и все же по мере того, как мой взор охватывал ее все больше и больше, мне представлялось не столь прекрасным, но столь верным и ясным, что она есть ангел, ангел столь прекрасный и свежий, и подобный цветку, и при этом столь неуклонно, столь согласно с собою движущийся в небесах, обращающий все свое живое лицо к Небу, и несущий меня вместе с собой в это Небо, — что я спросил самого себя, как могут людские мнения быть до такой степени отчуждаемы от жизни, что люди считают землю только сухой глыбой...».
С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
С2. Какими словами автор объясняет связь культуры и природы? Приведите любые две фразы.
С3. Какие два подхода к окружающему миру приведены в тексте? Кратко объясните суть каждого из них.
С4. Проиллюстрируйте тремя примерами положение текста: «Культура — это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам».
С5. В тексте приведен фрагмент рассказа известного естествоиспытателя Г. Фехнера. Какому из двух подходов к окружающему миру соответствует этот рассказ? Подтвердите свое мнение фрагментом текста.
С6. Как связаны внутренняя культура и отношение человека к природе? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два объяснения.
Диагностическая работа по обществознанию.
Тема: «Сфера духовной культуры».
КЛЮЧ
Часть I | 1 – вариант | 2 – вариант |
А1 | 1 | 4 |
А2 | 3 | 3 |
А3 | 1 | 1 |
А4 | 1 | 3 |
А5 | 3 | 2 |
А6 | 3 | 3 |
А7 | 3 | 2 |
А8 | 3 | 2 |
А9 | 2 | 2 |
А10 | 1 | 3 |
А11 | 3 | 2 |
А12 | 4 | 2 |
А13 | 2 | 2 |
А14 | 3 | 2 |
А15 | 3 | 3 |
А16 | 3 | 3 |
А17 | 4 | 3 |
А18 | 2 | 4 |
А19 | 2 | 4 |
А20 | 1 | 3 |
Часть II | ||
В1 | 2314 – 1 балл | 1324– 1 балл |
В2 | 11221 – 2 балла | 12221- 2 балла |
В3 | 121– 1 балл | 211 – 1 балл |
В4 | 234– 1 балл | 125– 1 балл |
В5 | 45 - – 1 балл | 13 -– 1 балл |
Часть III | ||
С1 | Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты: 1) сущность глобальных проблем роль религии и церкви в жизни общества; 2) ядро религии – вера; 3) структура(состав) религиозной веры; 4) влияние религии на духовную жизнь общества. Возможны иные формулировки пунктов плана не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков. | Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты:
1) что такое культура 2) два подхода к окружающему миру |
С2 | Могут быть названы следующие основные функции церкви: объединение верующих одного вероисповедания; разработка единых норм их поведения. | Могут быть приведены следующие фразы: 1) «Культура - это всё, что не природа: все, что человек искусственно создал сам»: 2) «Культура -всегда развёртывается и существует только на основе природы»: 3) «Если назвать культуру мозгом, то природа - это тело культуры»: 4) «В состав культуры входит и отношение человека к природе» |
С3 | Правильные ответ должен содержать следующие элементы: 1) элементы, которые включает в себя религиозная вера: вера в существование Бога: нормы морали и нравственности; вера в то, что священнослужителей и лиц, объявленных святыми и угодниками, вдохновляет на деятельность сам Бог; вера в спасительную силу ритуальных обрядов: крещение, молитва. пост, богослужение. 2) первый и основной элемент религиозной веры: вера в существование Бога как Творца всего существующего. | Правильный ответ должен содержать подходы и объяснения, например; 1) теоретический подход рассматривает окружающий «мир, как склад полезных ископаемых, как хранилище энергии»: 2) мифопоэтический подход подчеркивает красоту природы. Объяснения могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.
|
С4 | Могут быть даны следующие объяснения: - религия является носителем культурных и духовных ценностей, составляющих основу духовной жизни общества; - религия общедоступна, что позволяет каждому независимо от уровня образования через религиозные афоризмы, рассказы, легенды, притчи, углубиться в занятия искусством, философией, наукой, что способствует духовному развитию людей; - религия отрывает человека от повседневности, требует от него обращения к божественному, т.е. вечному, духовном, давая ему пищу для размышления и для высоких чувств. Могут быть даны другие объяснения. | Фраза текста может быть проиллюстрирована следующими примерами: 1) к материальной культуре относятся здания, сооружения, то есть постройки, которых нет в естественной среде: 2) общество искусственно выработало нормы, регулирующие деятельность людей: эти нормы зачастую противоречат природным инстинктам человек: 3) язык, искусство, наука не существует сами по себе в природной среде, но были созданы обществом в процессе преобразования природной среды. Фраза текста может быть проиллюстрирована другими примерами. |
С5 | Правильный ответ должен содержать следующие элементы. 1) ответ на вопрос: например: в тексте отражена вторая точка зрения (точка зрения учащихся класса) – религия способствует сохранению стабильности личности, социальных групп и общества в целом, упорядочиванию определённым образом помыслов, стремлений людей. Ответ на вопрос может быть дан в иной близкой по смыслу формулировке. 2) фрагмент текста, например: - «..церковь, которая объединяет верующих одного вероисповедания и разрабатывает единые нормы для их поведения»; - «религиозная вера включает в себя . нормы морали и нравственности, нарушение которых является грехом». | Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) дан ответ на вопрос, например: рассказ Г. Фехнера соответствует мифопоэтическому подходу. Ответ на вопрос может быть дан в иной близкой по смыслу формулировке. 2) фрагмент текста, например:»я спросил самого себя, как могут людские мнения быть да такой степени отчуждаемы от жизни, что люди считают Землю только сухой глыбой». |
С6 | Правильный ответ должен содержать следующие элементы. 1) выраженность позиции учащегося: согласие или несогласие с высказанным мнением. 2) два аргумента (объяснения) например: В случае согласия может быть указано: - религия напоминает человеку о высших идеалах, заставляет задуматься о смысле жизни, о «спасении души»; -выполнение людьми требований религиозной морали делает их поведение стабильным предсказуемым. В случае несогласия может быть указано: - религия принижает человеческий разум, утверждает недопустимость сомнения в истинах вероучения, провозглашает приоритеты веры над разумом и знаниями; - религия сдерживает свободу творчества: научная мысль начинает интенсивно развиваться, когда она освобождается от власти церкви; там, где общество находится под властью религии, церковь сужает тематику произведений искусства, а иногда ставит под запрет целые его отрасли. Могут быть приведены и иные аргументы. | В правильном ответе могут быть приведены, например, такие объяснения: 1) человек, обладающий высокой нравственной культурой, способен воспринимать красоту природы осознавать её неутилитарное значение в жизни общества; 2) человек, обладающий высокой внутренней культурой, не причинит вреда природе: он способен соизмерять свои действия с возможным ущербом природной среде. |
С1 – 2 балла
С2 – 2 балла
С3 – 2 балла
С4- 3 балла
С5- 2 балла
С6 – 2 балла
ИТОГО – 39 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по теме: "Сфера духовной культуры", 8 класс, обществознание
Контрольная работа проводится после изучения темы "Сфера духовной культуры" на уроках обществознания в 8 классе. Авторы учебника Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова. Задания предусматрива...
Тест по теме "Сфера и шар""
Тест по геометрии для 11 класса...
Диагностический тест по теме: "Сфера политики и социального управления".
Диагностический тест по теме: "Сфера политики и социального управления" для учащихся 9-х классов в формате ГИА. 2 варианта с ответами....
Контрольная работа №2 по обществознанию на тему "Сфера духовной культуры" (8 класс)
Контрольная работа имеет 4 части (Часть 1. Тестовые задания; Часть 2. Теоретические задания; Часть 3. Вопросы; Часть 4. Сравнение 1) "право и мораль"; 2) "образование и наука").В комплект текстов...
Контроль по теме"Сфера духовной культуры". Обществознание.8 класс. ОГЭ
Данный материал представляет собой подборку заданий по теме "Сфера духовной культуры" в форме ОГЭ. Может быть использован при контроле знаний по разделу и при подготовке к ОГЭ по обществознанию. Содер...
Тест по обществознанию для 7 класса по теме «Сфера духовной культуры»
Тест по обществознанию для 7 класса по теме «Сфера духовной культуры»...
тест по теме "Сфера и шар"
тест по теме " Сфера и шар"...